Мусульмане и другие оппоненты Библии часто говорят о множестве противоречий существующих в ней. Количество этих противоречий зависит от того, с кем вы говорите. В Ицхар-уль-Хак Каиранви представлено 119 противоречий, в то время как другие авторы, например, Шабир Алли, говорят о 101 библейском противоречии. Проблема, на их взгляд, состоит в том, что ни одна религиозная книга, претендующая на абсолютную божественность, не должна допускать противоречий, и будучи посланием самого Всеведущего, она должна быть абсолютно согласованной.
Они приводят и цитату из Корана (4:82): “Разве же они не размыслят о Коране? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий”.
Для того, чтобы ответить на эту претензию очень важно четко понимать и осознавать исходную предпосылку, лежащую в ее основании. Принцип непротиворечия был возведен в статус главного критерия, который люди могли применять, оценивая подлинность Божьего Слова. Это не предположение, с которым христиане могут или должны соглашаться. Христианин будет рад согласиться с тем, что Писание ни в коей мере не противоречит себе. Но христианин не может согласиться с тем, что принцип непротиворечия был дан людям в качестве критерия для оценки Слова Божьего. И именно этот критерий мусульмане навязывают при обсуждении откровения.
Ошибка, которую делают многие из нас, состоит в стремлении соизмерять непонятное со стандартами, понятными и знакомыми нам. В данном случае – сопоставлять Библию со стандартами, позаимствованными из Корана. Мусульмане верят тому, что их книга, Коран, была “ниспослана” (Назил или Танзил) с небес без помощи рук человеческих. В Писании есть понятие “откровения”, которое тоже было “ниспослано” и которое мусульмане пытаются связать с самой Библией. Но они делают ошибку, предполагая, что Библию можно оценивать тем же критерием, который они применяют к Корану.
Библия – не Коран, который, как полагают мусульмане, был составлен одним человеком и представляет собой единую книгу; Библия – это 66 книг, написанных более 40 авторами на протяжении 1500 лет! Именно поэтому христиане всегда утверждали, что Библия несет на себе отпечаток руки человека. В доказательство этого принципа можно положить огромное разнообразие языков и стилей написания книг, составляющих Библию, а также разницу в интеллектуальном развитии и темпераменте авторов, не говоря уже об очевидных намеках на знание научных концепций той эпохи, без которых Писание было бы совершенно непонятным для современников. Но все вышесказанное совершенно не умаляет и не подрывает авторитета и надежности Библии, поскольку автор каждой книги получал откровения от Бога.
Во 2 Тимофея 3:16 мы читаем о том, что все Писание богодухновенно. Греческое слово теопнеустос (theopneustos), используемое для определения этого явления, переводится как “Божье дыхание”, откуда следует, что все написанное в Библии берет свое начало от самого Бога. Во 2 Петра 1:21 говорится о том, что авторы были “движимы” Духом Святым. Следовательно, Бог воспользовался каждым автором книги, включая и их личности, для выполнения работы, ведь Он не мог ошибаться в собственных откровениях.
Библия неоднократно напоминает нам о божественном соавторстве великой Книги: в Луки 24:27, 44; Иоанна 5:39 и Евреям 10:7 Иисус говорил о том, что все написанное о Нем в Ветхом Завете обязательно исполнится. Римлянам 3:2 и Евреям 5:12 говорят о Ветхом Завете как о Слове Божием. В 1 Коринфянам 2:13 мы читаем: “… что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого…” Как мы уже видели, истинность этого подтверждается во 2 Тимофею 3:16. В 1 Фессалоникийцам 2:13 Павел, обращаясь к тому, что он писал, говорит: “…вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие…” Петр говорит о богодухновенности написанного Павлом во 2 Петра 3:15-16, где утверждает, что: “…возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях…” Ранее во 2 Петра 1:21, Петр говорил: “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”. И, наконец, в Откровении 22:18-19 Иоанн утверждает, говоря о книге Откровение: “И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей”.
Чарльз Уэсли, подводя итог высокой теме богодухновенности, прекрасно сказал: “Библия является измышлением либо хороших людей и ангелов, плохих людей и дьявола, либо Бога. Но она не может быть написана добрыми людьми, поскольку хорошие люди не стали бы лгать и говорить: ‘Так говорит Господь…’. Она не может быть написана и плохими людьми, поскольку они не стали бы писать о необходимости совершать добрые дела, не стали бы обличать грех и рассказывать о собственной участи в аду. Следовательно, она написана по откровению, данному Богом”. (МакДауэлл 1990:178).
Каким же образом Бог посылал Свои откровения авторам книг? Делал ли Он это, побуждая их сердца к достижению новых высот, так же, как в работах Шекспира, Мильтона, Гомера и Диккенса, каждое из произведений которых по праву причисляют к литературным шедеврам человечества? Или в том, что Он открывал авторам, содержатся, наряду со Словом Божьим и мифы, ошибки и легенды? И теперь слова Бога соседствуют с представлениями и вымыслами ограниченного человеческого разума? Или, все-таки, Писание – это истинное, безошибочное Слово Божие во всей его полноте и целостности? Иными словами: “Каким образом, - будут спрашивать вас мусульмане, - авторы Библии получали откровение от Бога?” Диктовал ли Бог текст Писания чисто механически, так же, как был написан, по заявлению мусульман, Коран, или Он воспользовался разумом и опытом авторов книг Писания?
Самый простой ответ можно выразить так: Бог осуществлял постоянный контроль на всем протяжении написания книг различными авторами, поэтому Библия – это не что иное, как “Слово Божие, выраженное человеческим языком” (МакДауэлл 1990:176). Это значит, что Бог пользовался культурной средой и обычаями эпохи, в которой жили Его писатели, эпохи, которую Бог контролировал Своим высшим предвидением. Поэтому исторические события мы должны принимать как исторические события, поэзию – как поэзию, преувеличения и метафоры - как преувеличения и метафоры, обобщения и допущения именно в том смысле, который они несут и т.д. Кроме того, необходимо понимать и знать различия в обычаях и традициях библейских времен и современности: поскольку, например, нарушение хронологии в повествовании или неточное цитирование были обычным явлением тех дней и воспринимались людьми нормально; они не нарушали и не оскорбляли ничьих ожиданий. Поэтому, находя подобные проявления в Библии, мы не должны вменять их в вину авторам книг Писания. Когда абсолютная точность тех или иных событий не требовалась, да и не ставилась целью, то ее отсутствие нельзя считать ошибкой. Писание – непогрешимо и точно, не в смысле абсолютной точности с точки зрения современных стандартов, а в смысле добра, к которому оно призывает, и достижения тех критериев истины, на которых авторы фокусируют наше внимание.
Истинность Писания не опровергается беспорядком в грамматических или орфографических нормах, необыкновенным описанием природы, рассказами о ложных утверждениях (например, ложь сатаны) или видимыми различиями в тех или иных отрывках. Было бы неверным противопоставлять так называемый “феномен” Писания его учению о себе самом. Мы не должны игнорировать его видимую непоследовательность. Разрешение таких моментов, где это возможно, (что и мы пытаемся сделать на страницах книги), еще больше поддержит и вдохновит нашу веру. Но в тех случаях, когда мы не можем найти убедительных разъяснений, мы должны воздавать Богу великую честь своим доверием неоднократно сказанным Им словам о том, что Слово Его – истина, несмотря на все неточности. Мы должны верить, что придет день, когда мы поймем всю несостоятельность этих кажущихся неточностей.
Это не слепая вера. Например, всего лишь столетие назад в человеческом организме было 100 органов или их частей, назначение которых оставалось загадкой для врачей, и люди могли сказать: “Это доказательство эволюционного развития человека, поскольку все части организма, которыми мы теперь не пользуемся, достались нам в наследство”. Но в процессе развития науки и постоянных исследований, сегодня остается всего один орган, который можно считать лишним. Со временем мы скорее всего поймем, для чего он нам нужен. Этот же принцип действует, когда мы говорим о Библии. Огромное количество “противоречий” было разъяснено, благодаря глубоким исследованиям и пониманию. Живи Шабир (Shabir) лет сто назад, а впрочем, хватило бы и двадцати пяти, его список насчитывал бы 1001 противоречие. По мере открытия все новых и новых фактов, мы постоянно получаем ответы на загадочные исторические вопросы. Поэтому мы с полной уверенностью можем говорить о том, что в свое время все тайное и непонятное станет явным и очевидным.
Мы прекрасно знаем, что христианские критерии богодухновенности и откровения неприемлемы для мусульман, поскольку они противоречат их собственным критериям. Но простым сопоставлением Библии концепции назила или танзила (“ниспосланного”) – а именно так по заявлению мусульман был получен Коран – они обличают себя во лжи, поскольку предъявляют к Новому Завету (Инджил) такие требования, которые не предъявляют к предшествующим богодухновенным книгам Торе и книге Псалмов (Таурат и Забур), не смотря на то, что чтят обе, как в равной степени ниспосланные всем мусульманам. Мусульмане верят тому, что Моисей написал Тору (Таурат), а Давид – книгу Псалмов (Забур). Хотя ни тот, ни другой никогда не говорили о получении откровений от Бога посредством назил (“откровения”). Так зачем же настаивать на этом способе передачи информации по отношению к Новому Завету (Инджил), особенно учитывая то, что входящие в него книги никогда и нигде не упоминают об этом?
Причина, лежащая в основе подобного отношения, базируется скорее всего на вере мусульман в то, что Коран, будучи единственным откровением, не “запятнанным” человеческими руками, есть не что иное, как самое истинное и самое четкое изложение слов Аллаха. И поэтому он замещает собой все предшествующие откровения, и не просто замещает, а полностью аннулирует их, поскольку полагает, что все они были, видимо, искажены ограниченностью писавших их людей.
Но основная ирония заключается в том, что утверждение о божественном откровении (назил), с помощью которого Коран был передан людям, исходит из единственного источника – человека по имени Мухаммад, которому предположительно был открыт текст Корана. Причем не существовало ни одного стороннего свидетеля, ни до, ни во время передачи Корана, который мог бы подтвердить свидетельство Мухаммада. Отсутствует даже чудо, которое бы могло подкрепить заявление Мухаммада. Нет ни единого известного документа с текстом Корана, датированного тем далеким столетием, когда Коран, по утверждению Мухаммада, был ему ниспослан.
Даже если пренебречь историческими проблемами ранних записей текста Корана, есть проблема огромного количества мусульманских традиций, которые говорят о существовании различных коранических кодов, распространенных во время просмотра и редактирования текста Корана в середине седьмого столетия, когда конфликтные копии были уничтожены. Поэтому мы даже не знаем, соответствует ли текст Корана, которым мы обладаем сегодня, тому первому тексту ниспосланному Мухаммаду.
Наиболее важным и значимым аспектом в подобных дискуссиях является необходимость четкого разъяснения мусульманам факта, известного всем христианам: Слово Божие, Библия, было на самом деле написано людьми, но эти люди постоянно вдохновлялись Духом Святым (2 Петра 1:20-21).
В то время как Коран претендует на абсолютную свободу от человеческого влияния, Бог в Библии сознательно идет на то, чтобы открыть Свое Слово через людей, которые были избранны Им и стали пророками и апостолами, дабы Слово Его не только дошло до людей в том виде, в котором было открыто им, но чтобы оно дошло в понятной для них форме. Этого Коран сделать не в состоянии, если он действительно лишен человеческого элемента, на что собственно и претендует.
Существует еще целый ряд проблем, возникающих в полемике, открытой мусульманами по поводу библейских противоречий. Например, что мусульмане собираются делать с авторитетом Библии, которую признает их же собственный Коран?
Коран, являющийся истиной в последней инстанции в среде мусульман, признает авторитет Библии, соглашаясь с ее подлинностью, по крайней мере до седьмого-девятого столетий. Прочтите следующие суры:
Сура Корова 2:136 указывает на то, что не существует разницы между предшествующими писаниями, и теми, о которых говорит Коран: “… в то, что ниспослано нам, и что ниспослано… Исе… Мы не различаем между кем-либо из них…”. Сура Семейство Имрана 3:2-3 продолжает: “Аллах … ниспослал Он Тору и Евангелие”. Сура Женщины 4:136 идет еще дальше и предостерегает мусульман: “… Веруйте в… писание, которое Он низвел раньше …” В суре Трапеза 5:46-47 мы находим прямой призыв христианам верить в свое Писание: “И отправили Мы по следам их Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором - руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных. И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах. А кто не судит по тому, что низвел Аллах, те – распутники”. И опять в Суре Трапеза 5:68 мы находим аналогичный призыв: “…О люди писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа”.
Чтобы подтвердить идею достоверности и авторитетности Ветхого и Нового Заветов, давайте откроем суру 10:94, где мусульманам советуют обратиться к Писанию в случае возникновения каких-то сомнений в их собственном писании: “Если же ты в сомнении о том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают писание до тебя. Пришла к тебе истина от твоего Господа; не будь же из колеблющихся!” Этот же совет повторяется в суре 21:7, с целью обратить особое внимание на то, что в ней сказано: “И до тебя Мы посылали только людей, которым внушали; спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете!”
И, наконец, в суре Паук 29:46 мусульман просят не подвергать сомнению авторитетность христианских писаний: “И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся".”
Если и есть что-то понятное в этих сурах, то это то, что Коран настойчиво одобряет и поддерживает достоверность и авторитетность Торы и Нового Завета, как истинное откровение Божие. И это полностью соответствует тому, во что верят христиане.
Фактически, в Коране нет ни единого намека на искажения в предшествующих ему писаниях или на противоречия в них. Если бы Коран был действительно конечным и завершенным откровением, если бы он действительно был печатью всех предыдущих откровений (на что претендуют мусульмане) то автор Корана однозначно предупредил бы читателей о существующих искажениях в предшествующих ему писаниях. Но мы не находим ни единого намека на существование противоречий в Библии, не говоря уже об искажениях.
Однако есть мусульмане, утверждающие, что на основании суры 2:140 можно сделать вывод о том, что иудеи и христиане исказили свои писания. Этот аят говорит (в отношении евреев): “…Кто же нечестивее того, кто скрыл у себя свидетельство Аллаха?” Но все же в тексте не говорится о том, что иудеи и христиане исказили писания. В тексте идет речь о том, что определенные иудеи скрыли “свидетельство Аллаха”. Иными словами, свидетельство все еще там (в силу этой причины вышеупомянутые суры убеждают мусульман уважать прежние писания), хотя приверженцы этого свидетельства согласились скрыть его. Так что истинный смысл призыва данного аята заключается в фактически признании существования свидетельства Аллаха, сокрытого в иудейской среде.
Идем далее. Ни христианские Писания, ни мусульманский Коран даже не допускают мысли о том, что Бог мог изменить Свое Слово. Он не меняет Своих откровений. Сура Йунус 10:64 говорит: “…Нет перемены словам Аллаха …”. Та же мысль повторяется в Суре Каф 50:28: “Не меняется слово у Меня…” В Библии мы без труда найдем достаточное количество ссылок на неизменность слов Божиих, например, Второзаконие 4:1-2; Исаия 8:20; Матфея 5:17-18; 24:35 и Откровение 22:18-20.
Если же эта тема так часто поднимается как в Библии, так и в Коране, то очень сомнительно, что в Писании существует такое количество противоречий, которое, как утверждают мусульмане, они там нашли.
Так что же теперь делать с противоречиями, найденными по утверждению мусульман, в Библии?
Если мы внимательно рассмотрим противоречия, на которые указывают мусульмане, то увидим, что многие из этих ошибок вовсе не являются таковыми, а представляют собой либо непонимание контекста, либо, просто, ошибки переписчиков. Первые можно очень легко разъяснить, в то время как вторые требуют более пристального внимания. Не вызывает никаких сомнений факт, что книги Ветхого Завета были написаны между 17-м и 5-м столетиями до Р.Х. на единственном материале, доступном в то время – папирусе, который достаточно быстро приходил в негодность и рукописи требовали постоянной переписки. Сегодня мы знаем, что большая часть книг Ветхого Завета переписывалась вручную на протяжении 3000 лет, а затем и Новый Завет подвергался постоянной переписке на протяжении следующих 1400 лет в изолированных общинах в различных странах, на разных континентах и все же они оставались в основе своей неизменными.
Сегодня находят рукописи тех лет, которые подтверждают факты, изложенные в Писании, и у нас есть целая коллекция таких документов. Что касается рукописей Нового Завета, то в нашем распоряжении находится 5300 рукописей или фрагментов рукописей на греческом языке, 10000 рукописей Вульгаты на латинском языке, и по меньшей мере, 9300 других ранних рукописей. В общем же и целом, у нас имеется более 24 тысяч рукописей или фрагментов Нового Завета. Есть из чего выбирать, правда? В конечном итоге это дает нам значительно больше материала, чем необходимо для изображения или описания любого из существующих вариантов. При возникновении разночтений, в сносках можно найти материал, подтверждающий, исключающий или указывающий на иные места текста. И эта система никоим образом не вносит никаких отклонений в Библию (как было найдено в оригинальном тексте).
Но все-таки, несмотря на это, многие христиане с легкостью соглашаются с существованием “ошибок переписчиков” в книгах Ветхого и Нового Завета. Разумеется, никто не застрахован от случайной описки при переписывании страницы за страницей любой книги: священной или мирской. Но, не смотря ни на что, мы можем быть уверены в том, что оригинальная рукопись каждой книги Библии, будучи богодухновенной, не содержала ни единой ошибки. Эти оригинальные рукописи книг не дошли до нас из-за того, что были написаны очень, очень давно.
Люди, ответственные за переписку (писцы или переписчики), как правило, совершали два типа описок. Ошибки эти хорошо известны и описаны экспертами в области анализа рукописей. Одна из них имеет непосредственное отношение к написанию имен собственных (особенно неизвестных переписчикам иностранных имен) и вторая – к числам. Именно эти две разновидности ошибок и стоят в основании аргумента о существовании подобных ошибок в рукописях. Если бы оригиналы рукописей страдали от противоречий и несоответствий, мы сразу же заметили бы это в содержании событий, описанных в Писании (Арчер 1982:221-222).
А вот что действительно важно запомнить, так это то, что ни один из подтвержденных вариантов копий рукописей, дошедших до нас, не меняет доктрин Библии. По крайней мере, Святое Писание, до известной степени, оказывало сдерживающее влияние в контроле над передачей текста.
И поскольку Бог нигде не обещал безукоризненной передачи текста Писания, необходимо сказать, что богодухновенным точно был текст, собственноручно написанный авторами оригинальных документов. Также поддержать нужно насущную необходимость в текстологии, как в средстве определения любых ошибок, которые могли вкрасться в текст в процессе его передачи. Но вывод данного раздела науки, однако, заключается в том, что еврейский и греческий текст был удивительно хорошо сохранен, так что мы совершенно обоснованно утверждаем о чудной предусмотрительности Бога в данном вопросе. Мы также обоснованно утверждаем, что авторитет Священного Писания ни в коем случае не может подвергаться сомнению.
Точно также не существует совершенных переводов. Хотя заключение лингвистов говорят о том, что по крайней мере англо-говорящие христиане весьма неплохо снабжены сегодня достаточным количеством прекрасно выполненных переводов и, следовательно, не имеют причин сомневаться в том, что им доступно истинное Слово Божие. И, действительно, из-за частых повторений в Писании основных идей и постоянного свидетельства Духа Святого в Слове и через Него, никакой перевод не в состоянии настолько изменить Святое Писание, чтобы оно не могло “…умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса”. (2 Тимофею 3:15).
Принимая во внимание все вышеизложенное, давайте посмотрим на примеры, приведенные Шабиром Али в своей брошюре, дабы убедиться, пройдет ли Писание испытание на авторитетность.
На второй странице своей брошюры “101 явное противоречие в Библии”, Шабир Али заявляет: “Разрешение получено! Копируйте эту брошюру и несите людям истину”.
Мы, авторы этой книги, были рады выполнить просьбу господина Али. И, хотя мы не будем буквально копировать все его слова, мы воспроизведем его мнимые противоречия на этих страницах и дадим им оценку. Кроме того, с помощью опровержения мы сделаем то, к чему призывает Шабир: понесем людям истину! Мы покажем им твердое основание Библии, которая и есть истина. Взвесьте, пожалуйста, то, что говорит Али, и опровержения, которые вы найдете на страницах нашей книги.
Вы увидите, что какие-то вопросы содержат более одного ответа. Это было сделанно намерено, чтобы показать существование различных путей понимания рассматриваемых проблем в библейском тексте.
См. далее — Список противоречий
Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика
| Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки