Э. Трахзель-Паули. “Духовная музыка” (продолжение)

Часть 6
ЧТО ГОВОРЯТ ДРУГИЕ ОБ ЭТОМ?

 

“BIBEL UND GEMAINDE”

 

“Bibel und Gemainde”, журнал библейского общества, в номере 2/84 (апрель-май 1984 г.) поместил статью Гельмута Бауер “Основное к вопросу о современной музыке с точки зрения Библии и заботы о душах”. Приведем некоторые сокращенные цитаты:

 

Разложение норм жизни и Божественных норм служения

Во всех областях человеческой жизни мы видим ослабление закона Божьего, исполнение предсказанного Иисусом Христом умножения беззакония (Мат. 24, 12). Беззаконие проявляется не только в безбожии и разложении определенных законов, защищающих мораль и традиции. Нет, речь идет о большем! Мы являемся свидетелями возрастающего разложения принципа жизни и Божественных норм служения в духовной жизни Церкви Христовой. Здесь, прежде всего, таится подлинная опасность для христианской жизни!

Кто кому подчинен?

Одобрение в кругах верующих христианской рок- и поп-музыки, во-первых, показывает, насколько сильно мы открыты действию духа мира сего. Во-вторых, помогает понять и другое: силу слова молодых людей. Часто можно видеть, как старшие ответственные братья, в основном не соглашаясь с этой музыкой, не могут конкретно сказать “Нет” потому, что эта музыка нравится молодежи. Считаясь с мнением молодежи, они уступают.

Таким образом происходит разрушение библейского порядка: старшие подчинены младшим, хотя по воле Господа младшие должны повиноваться пастырям (1 Пет. 5, 5).

Темный фон

Переживая вторжение темных сил во все сферы человеческой жизни, мы не должны думать, что это невозможно в области музыки. В основном так и бывает, что обременяющие привязанности с их последствиями часто видны в правильном свете и во всей их жуткости лишь после освобождения от них.

Заметим то, что молодые люди, которые до покаяния участвовали в современных музыкальных сценах, лучше видят темные стороны и опасность этой музыки и предостерегают других, тогда как некоторые несоприкасавшиеся с ней люди из наших же рядов одобряют и даже защищают эту музыку.

Двойное действие:

Гибельное влияние современной христианской музыки обнаруживается и через напряженность, которая возникает через эту музыку. Она ведет к распрям среди христиан вообще и между поколениями в особенности. Столько беды и напряженности внесено уже в общины и семьи через такую музыку!

Примечательно то, что вместе с напряженностью и разделением как последствиями этой музыки, нередко наблюдается и экуменический образ действия этой музыки. Молодые люди противоречащих друг другу исповеданий (католики, лютеране) находят пути друг ко другу и свидетельствуют о том, что их объединяет музыка, что и наблюдается в так называемой “харизматической” области. Разве это не должно навести на размышление?

Другое евангелие

Это опасный путь, если хотят знать только “нравится ли” и“ что люди говорят” и никто не задается вопросом, что говорит по этому поводу Библия, что говорит Господь об этом.

Конечно, мы желаем служить молодому поколению Евангелием, но наше служение будет не по воле Божией, если мы покоримся их вкусам”. Евангелие, скроенное на человеческий вкус, есть укороченное, “другое” евангелие (2 Кор. 11,4).

Кому кажется, что этим высказыванием мы зашли слишком далеко, тот должен обратить внимание на то, какие искажения стали сегодня возможны в области христианской музыки. Ярким примером этому может служить рок-музыкант Клифф Ричард, которого охотно приветствуют в кругах верующих. В одной из своих песен он поет о “небе рок-н-ролла”:

“Посмотрите на меня, я человек рок-н-ролла, я фанат рок-н-ролла с самого начала; смотрите на меня, следуйте мне, если можете. Я нашел небо рок-н-ролла и вас возьму туда...”.

В свете Библии такое высказывание относится, на наш взгляд, к области богохульства. Неужели и через это еще не откроются глаза?”

Если Гельмут Бауэр несколько выше в своих высказываниях о музыке коснулся сферы харизматов, то стоит призадуматься о дальнейших последствиях в этом направлении:

В некоторых кругах многие осознанно или неосознанно чувствуют себя выше других детей Божиих потому, что в отличие от них считают себя “крещенными”, “исполненными” и “имеющими дары Духа”. Это воистину поразительно, что как раз этим, “имеющим дары Духа”, явно недостает дара различения духов относительно действующих в “христианских рок-сценах” чуждых духов.

Не по этой ли причине во многих местах именно харизматические группы открыты для этой музыки?

 

“DER FESTE GRUND”

 

Официальный орган евангелического общества в Германии “Der feste Grund” в седьмом номере от июля 1976 г. поместил следующие статьи на нашу тему:

 

“Духовная музыка” или “музыка с христианским текстом

“Der Evangelist aus dem Siegerland” дает под выше приведенным заголовком ценный материал по вопросу о музыке, написанный регентом хора из Висбадена Гансом Кунцем. Мы ниже в отрывках передаем этот материал и рекомендуем его так же, как мы рекомендуем вниманию наших читателей разъяснение швейцарской миссии грампластинок. В этой связи я хочу указать на то, что руководство евангелическим обществом в Германии по моему предложению уже несколько лет назад приняло единогласное решение, что музыка определенного типа не должна быть терпимой в нашей среде.

Эта тема уже в течение ряда лет является актуальной для христианских общин. Поиски новых песен — это закономерное стремление нашей верующей молодежи. Ведь каждая эпоха в истории Церкви Иисуса Христа дала свои песни. Сейчас мы имеем множество духовных песен всех времен. Они, правда, очень различны, что касается их поэтической и музыкальной ценности. Но все они выросли на почве живой веры. Это богатство является в самом истинном смысле слова подарком Господа Своей Церкви. Там, где перед нами живая вера, появляется и новое духовное пение. Свидетельством тому является целый ряд прекрасных новых песен, например, из песенника “Пойте об Иисусе” или “Имя Иисуса будет звучать вечно” и другие. Но кроме этого в наших кругах появилась музыка, которая должна бы звучать совсем в иной сфере, а именно — в мире. Ее называют поп-музыка, бит, рок, а также диско.

Что же такое поп-музыка? Это выражение является сокращением слов “популярная музыка”. Это та музыка, которую как раз сейчас любят, которая является так сказать, актуальной. В Англии говорят “Веаt” (удар, ритм), в Америке то же самое называют “Rock”. Эта музыка прежде всего характеризуется ритмом.

Она основана на популярных песнях 1920-1930 годов и на джазе. Джаз, несомненно, имеет свои корни в демонических культовых действиях, танцевальных и идольских праздниках язычества, прежде всего Африки. Эта музыка определена возбуждающими ритмами и большой силой звука. Она является силой, возбуждающей и подготавливающей к совершению культовых действий. Когда язычники приходят к живой вере в нашего Господа Иисуса Христа, то это происходит всегда по примеру Деянии Апостолов 19, 19, а именно: типичные предметы идолопоклонства: фигуры, амулеты, объекты культа, языческая литература — сжигаются. На мой взгляд это особая хитрость сатаны, что он ведущей силе культа идолов дал права гражданства в христианской сфере.

В связи с этим можно сказать следующее: различие во мнениях о так называемой “современной музыке” в христианской сфере — это не вопрос стиля. Иначе немало наших любимых старых и новых песен следовало бы рассмотреть критически относительно их поэтической и музыкальной ценности. (Я пою их всегда радостно, хотя по своей основной должности я церковный музыкант и поэтому привык искать художественные ценности.)

Это и не вопрос ассоциации! Ассоциация — это когда определенные вещи напоминают нам о каких-то иных вещах. Скажем, если кто-то раньше жил в “мире”, то благодаря этой музыке он может в сознании вернуться опять туда и подвергнуться новому искушению. Все это, считаю я, нельзя обобщать, ибо можно себе представить, что молодые христиане познакомились с музыкой этого типа не на танцевальной площадке и не в увеселительных заведениях” а в своем христианском -кругу.

Вопрос должен стоять так: “Имеется ли музыка, которая черпает из духовных источников?” и: “Имеется ли музыка, которая происходит из дьявольских источников?”

Сторонники такой “современной музыки” придерживаются мнения, что музыка сама по себе нейтральна, и все сводится лишь к тому, чтобы применять ее для восхваления Бога согласно афоризму Мартина Лютера, который гласит, что “дьявол не должен присвоить себе все красивые мелодии”.

“Я не разделяю такое мнение и на вышепоставленные вопросы отвечу “Да! ”. Конечно верно то, что Лютер сказал о силе музыки. Он ставит ее очень высоко, рассматривает как Божественный дар. И я, как церковный музыкант, который профессионально уже семнадцать лет занимается этим и который слушал много хорошей и прекрасной музыки, могу лишь подтвердить это. Но и дар музыки при грехопадении был вовлечен в это падение, в результате чего возникла возможность, что может возникать музыка, связанная с Богом и связанная с дьяволом. В качестве ветхозаветного примера музыки, связанной с Богом, мы назовем: “И четыре тысячи привратников, и четыре тысячи прославляющих Господа на музыкальных орудиях, которые он (Давид — прим. ред.) сделал для прославления”. 1 Пар. 23,5. “Все они под руководством отца своего пели в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами в служении в доме Божием, по указанию царя, или Асафа, Идифуна и Емана. И было число их с братьями их, обученными петь пред Господом, всех, знающих сие дело, двести восемьдесят восемь”. 1 Пар. 25, 6-7.

“И левиты певцы, — все они, то есть Асаф, Еман, Идифун, и сыновья их, и братья их, — одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами, и были они, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий”. 2 Пар. 5, 12-14.

О примере музыки, связанной с дьяволом, сообщается в книге Даниила: “Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской, и послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтоб они пришли на торжественное открытие истукана, который поставил царь Навуходоносор. И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховые судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, который Навуходоносор царь поставил, и стали пред истуканом, который воздвиг Навуходоносор. Тогда глашатай громко воскликнул: “объявляется вам, народы, племена и языки: в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии, и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, который поставил царь Навуходоносор. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем”. Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, который поставил Навуходоносор царь”. Дан. 3,1-7.

Вопрос здесь стоит так: была это, в первом случае, музыка, которая возникла из радости, идущей от Бога и из восхваления Бога, а во втором, музыка, которая родилась в результате тиранического мышления, т. е. из связи с дьяволом?

Я перед лицом этих примеров не нахожу, что музыка нейтральна и на этот вопрос тоже отвечаю: “Да”. К такому ответу можно в иных случаях прийти даже если ты не христианин. Нужно лишь видеть результаты! Уже великий философ древности Платон, ученик Сократа и друг Эвклида, говорит в IV-III столетиях до Р.Х. в своем сочинении “Государство” о “музыке построения” и о “музыке гибели”. Для контраста приведу цитаты из журнала “Моtorwelt”.

В номере 2 /1975 г. на странице 1 и странице 31 можно прочитать: “Последний крик моды: стереопроигрыватель в сиденье около головы становится все более совершенным. Но осторожно! Горячий бит может сделать водителя агрессивным!” Немало сообщений из печати об изуродованных зрительных залах говорят сам за себя. На мой взгляд, просто немыслимо, чтобы музыка, которая вызывает такой накал и даже более худшее, полную развязанность, особенно в сексуальной области, становилась духовной музыкой с помощью христианского текста или духовной целенаправленности и готовила бы людей к восприятию Евангелия.

Здесь нужно высказать свое мнение по поводу часто задаваемых вопросов: “Но как же Лютер мог наполнять светские песни духовным содержанием?” И такой вопрос: “Каким же образом на деятельности “Армии спасения” лежало благословение, несмотря на то, что ее песни нередко брались из танцевальной музыки?”

Ответ: во времена Лютера не было еще разделения музыки в том смысле, как мы знаем это сейчас, а именно: серьезная классическая музыка и легкая, увеселительная. Во времена Лютера духовная и светская музыка, собственно говоря, не различались. Это мы находим еще и у И. С. Баха (1685-1750 гг.), который светские кантаты ранних лет соединял с текстами, например, рождественских ораторий.

Итак, это не одно и то же, когда Лютер наполнял светские мелодии духовным текстом, (контрафактура) и то, что происходит сегодня с поп-музыкой. Светская музыка времен Лютера или, скажем, вальс, который охотно использовался для песен “Армией спасения”, да и немало другой светской классической музыки, не может только потому, что она не является церковной музыкой, считаться музыкой, происходящей из демонических источников. Но что касается поп-музыки, то здесь я должен высказать мое личное мнение, которое возникло на основании резких дискуссий относительно разных видов музыки, причем, исхожу я при этом из библейских критерий.

Итак, кардинальные вопросы таковы: “Имеется ли музыка, происходящая из демонических источников?” И “Относится ли поп-музыка именно к такой музыке?” Эти вопросы нужно вновь всерьез обдумать перед Богом всем тем братьям и сестрам, которые полагают, что они должны исполнять такую музыку в рамках общины (скажем, чтобы других “уловить”). Ведь ясно, что Дух Святой не может действовать там, где несознательно или сознательно пользуются силами, противодействующими Христу, и происходящие там обращения не являются настоящим возрождением. И получается так, что вместо того, чтобы собирать для Господа Иисуса Христа — расточают, хотя, организаторы этого и не хотят. “Сообщения” евангелистов и проповедников во всяком случае неутешительные, если не сказать, печальные. Я слышал такие мнения, что приходится как бы бороться с незримой стеной. И мне не встретился ни один человек, который под влиянием поп-музыки пришел бы к живой вере. Если это где-то и произошло, то это не является доказательством духовности такой музыки, но это может быть лишь по великой милости нашего Бога, Который, несмотря на целый ряд заблуждений в общине, в этот поздний час все же призывает людей в Свое царство. (Ганс Кунц.)

“Может случиться, что покаяние не приведет к действительному возрождению и что вместо того, чтобы собирать для Христа, мы расточаем”. Это серьезное заключение Ганса Кунца о христианских методах работы действительно нехристианскими средствами мы хотим дополнить несколькими высказываниями известного евангелиста Элиаса Шренка:

“Будем опасаться рецепта, который прославляют многие: если вы хотите повлиять на мир, то сами должны стать миром, вы должны плыть с ним по одному течению. Этой огромной опасности не противостоят многие. Никогда мы не спасем мир через то, что сами станем миром”. “Наша задача состоит не в том, чтобы самим стать миром. Как только мы станем миром, мир не будет ничего иметь от нас. Если соль потеряет силу, то чем сделать ее соленою?”

“Мне часто приходится удивленно качать головой, когда слышу, что там или здесь хотят царство Божие понести в мир, и не могут ничего большего сделать, как только внести мир в церковь Божию”.

Что сказал бы сегодня Элиас Шренк, если бы он побывал на христианских рок-концертах?

 

“СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА”

 

Под таким заголовком Гергард Заломон высказывает в весьма актуальной и интересной книге “Опасность времени конца для верующих” ценные мысли, которые мы здесь вкратце приводим:

Уверовавшие во время пробуждения в Индонезии сжигали те “модные песенки, которые они пели, слова и ноты которых были у них” (Ricker, “Ruf aus Indonesien”). Мы же сегодня констатируем противоположное явление: для духовных песен берут светскую музыку! Почему бы молодежи и не восхвалять Бога современными мелодиями? Но если бы все этим ограничивалось!

Автор пришел в сомнение, когда он несколько раз натолкнулся на предположение и даже на утверждение, что джаз, бит, негритянские спиричуэлс и другие модные направления музыки имеют свои корни в самом мрачном язычестве. Как раз при написании данной работы он прочитал предложение: “Влияние спиритизма на наши модные песни, на саму моду очевидно”. А еще один специалист по музыке пишет: “Джаз — это музыка движения. Она направлена на возбуждение, на одержимость, на экстаз”. Имеем ли мы право предполагать, что в церквах, часовнях и молитвенных домах эта музыка способна пробуждать подобное явление, но под знаком христианства, т. е. это будет благочестивое возбуждение, духовная одержимость и религиозный экстаз?

Как бы то ни было, неоспоримым является тот факт, что человеческий организм уже по своим естественным предпосылкам просто не приспособлен для той силы звука, которую производят некоторые “оркестры”. Болезнетворные последствия шума уже достаточно известны. И как такую шумную музыку мы можем сочетать с тем, что говорится в послании к Фил. 4, 8: “Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте”?

Это перечисление — прямая противоположность всему громкому и навязчивому.

Во всяком случае, нужно иметь ввиду, что музыка никогда не сможет заменить собою слово. Это верно даже в отношении композиций Баха. Все музыкальное богослужение должно носить лишь сопровождающий характер.

А нам следует задуматься вот над чем. Когда спросили слушателей одного христианского бит-концерта, они ясно сказали, что ритмы оказали на них несомненно большее воздействие, чем Слово, и действие этих ритмов оказалось более стойким.

Да это и понятно, ведь всякая музыка обращается к цельному человеку: текст — к духу, мелодия — к душе, а ритм — к телу. Что касается музыки даже самой простой песни, то здесь душевное преобладает по отношению к духовному. Это ничто иное, как влияние музыки с жестким ритмом более всего на телесную сферу. Она весьма соответствует сексуальным тенденциям нашего времени. Поэтому ее и любят так!

Нам следует обратить внимание на признание бывших наркоманов о том, что иная современная музыка напоминает им их прежнее состояние. Экстаз — полная противоположность трезвости, рекомендуемой христианам в 1 Пет. 5,8, — это любимая входная дверь для всевозможных неконтролируемых влияний вплоть до оккультизма. И далее: духовное благословение предполагает тихую обстановку; ибо “только в тихой заводи бросает Господь Свой якорь” (Рудольф Кегель). Именно поэтому Библия постоянно призывает нас к такой тиши:

“А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицом Его”. Авв. 2, 20.

“Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! Ибо Он поднимается от святого жилища Своего”. Зах. 2, 13.

“И усердно стараться о том, чтобы жить тихо”. 1 Фее. 4,11.

Попробуем теперь представить себе, согласуется ли христианская музыка на основе жесткого ритма с известной строфой Гергарда Терстегепс:

Бог постоянно присутствует.
Давайте Ему поклоняться
И в благоговении пойдем к Нему.
Бог среди нас.
Пусть все в нас молчит
И внутренне склонимся перед Ним.

В наши дни мы замечаем такую современную тенденцию: к молодежи подходят со средствами, никак не соответствующими Евангелию. А это ведет к тому, что в кругах верующих начинают применяться самые светские методы. При этом уверяют, что лишь тогда мы будем иметь будущее, если молодежь будет нашей, и поэтому соглашаются на многие компромиссы. Но на деле обстоит как раз наоборот: будущее мы имеем только со Христом, а истинную помощь молодежи мы окажем лишь на основании духа Божественной любви и на основании библейской дисциплины.

Мы ни в коем случае не должны выпускать из виду, что то, чего молодежь хочет, это не всегда правильно. В принципе можно констатировать, что вкус и восприятие природного человека испорчены, а сегодня более чем когда бы то ни было влиянием современного мира, который находится в состоянии все более возрастающей демонизации. Поэтому мы и ожидать-то не можем, что молодой обращенный человек знает, что является правильным. Он должен постепенно научиться этому. Также и последствия его прежней жизни вдали от Бога преодолеваются лишь с течением времени, пока вкусы и чувства станут здоровыми. Но этот процесс прерывается, если продолжать оставаться под воздействием той же музыки, т. е. практически жить под влиянием того же духа.

Одним из последствий всего этого является распространенная сейчас смешанная сущность человека: кто-то заявляет, что он верующий, но не целиком по Библии. Кто-то дает свидетельство, не имея понятия о серьезности освящения.

Нас ничуть не удивит, а напротив, мы даже должны считаться с той возможностью, что некоторые верующие таким образом затем превращаются в самых больших врагов истинных последователей Иисуса, которые не пойдут ни на какой компромисс с духом времени.

Недостаточно серьезно воспринимается возможность, о которой говорится в 1 Кор. 3,11-15, что на истинном основании (Христе) могут строить что-то ложное. Считается как само собой разумеющееся, что внешние формы христианских собраний соответствуют духу Евангелия. “Имеется форма ереси в мечтательности”, которая не обязательно находится в области ложного учения. Такая ересь может происходить от применяемых методов”. (Ф. Губмер)

 

ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Следующие строки предлагаем вам для размышления без наших комментарий, только после некоторых важных слов мы поставили восклицательный знак. Мы взяли их из сообщения Г. Е. Шильде, опубликованного под заголовком “Пойте маленькую молитву” в “Idea” № 40/74.

Когда в мае этого года величайший гитарист мира Эрик Клаптон после долгого перерыва опять стоял на сцене американского города Нью-Хеве, то во время игры старых рок-гимнов дело дошло до беспорядков. Тысячи молодых людей пришли в возбуждение, начались первые драки — для рок-музыканта это желаемый пик — но не для Эрика Клаптон. Прервав песню, он остановился, отложил гитару и произнес следующие замечательные слова: “Друзья, успокойтесь. Пусть ваше настроение будет мирным, не стоит драться, да благословит вас Господь”. Он опять взял гитару и медленно заиграл “In the precence of the Lord”. И вдруг стало тихо, так что даже газета “Newsweek” с удивлением констатировала разницу в сравнении с прежними концертами.

Эрик Клаптон, близкий друг битлов, одна из обожествленных фигур рок-сцены; тот, кто в продаже своей последней долгоиграющей пластинки выручил двенадцать миллионов долларов, он уже давно не единственный, кто так прямо высказывается по вопросам веры и сделал Иисуса Христа без всяких целей дохода центром одной из своих лучших песен. В двадцать шесть лет, когда этот многократный миллионер был на вершине своей славы, он во время концерта в Копенгагенском театре упал на сцене от излишней дозы героина. Лишь с помощью иглоукалывания (!), произведенного над ним одной шотландской супружеской парой врачей, которые одновременно были проповедниками (!) в местной пресвитерианской общине, он был излечен от своей порочной страсти. И следующим шагом был поворот к христианской вере.

Петер Тоунсхид, участник самой жесткой рок-группы в мире, перешел в буддизм (!). Тшереми Шпенсер, популярный гитарист из “Флеетшоод Мац”, во время турне по Америке отказался от своей музыкальной карьеры и после внезапного обращения присоединился к “детям Божьим” (!).

Американская семейная группа “The Osmonds”, продавшая пластинок более чем на 100 миллионов долларов и имеющая поклонников во всем мире, живет по строгим правилам секты мормонов (!). В то же время Клифф Рихард совершает поездки по всему миру и старается убедить сотни тысяч посетителей своих госпел-концертов в любви Божией (!).

Если в 60-е годы рок-музыка основывалась на развлекательных ценностях отдельных групп, а сами музыканты становились объектами религиозных чувств, и Джон Леннон мог с убеждением утверждать, что “битлы больше, чем Сам Иисус”, то 70-е годы дают нам совсем иную картину.

Бог в Его многих проявлениях (!) вновь стал популярным (!). Было продано 15 миллионов пластинок Джордж Харрисон с песней “Му sweet Lord”. Песня “Oh, harry day” Эдвина Гокинса до сегодняшнего дня стоит на одном из первых мест.

Религия, так сказать, вошла (!) в сферу поп-музыки. Бог, Иисус и Мария, Ной и Авраам, даже “Армия Спасения” среди первых популярных произведений этой музыки (!). И Федеративная Республика Германия сейчас относится к этому движению не так холодно, как раньше.

Инге Брюк, одна из наших широко известных актрис по телевизионной серии “Мисс Молли”, в двух своих последних песнях “Любовь живет” и “Скажи Иисусу “Да!” свидетельствует о внезапном религиозном порыве, который удивил многих деятелей радио (!).

Инге Брюк, которая на осенне-зимний сезон ангажирована в Ганноверском театре, изучает заочно богословие, чтобы быть “лучше вооруженной по отношению ко всяким критическим вопросам”. Ее решение, весьма шокировавшее многих ее коллег, отдать себя Богу было вызвано продолжительными беседами с католическим пастором, который из любви к музыке уже давно присматривался к феномену “поп”.

 

ОТЧАЯНИЕ В МУЗЫКЕ

 

Собственно говоря, излишне еще раз подчеркивать то, что корни музыки, преподносимой сегодня в многообразных вариантах верующим, надо искать за пределами духовной сферы. Интересно будет тщательно проанализировать источники современной музыки в особом аспекте.

Хел Линдзе, известный автор ряда значительных публикаций, в том числе книги, вышедшей тиражом в 6 млн. экземпляров под названием “Старая планета Земля, куда ты идешь?”, занимается этим явлением времени конца в своей новой книге, вышедшей в 1976 году под названием “Последнее ли мы поколение?”. Здесь мы даем отрывки из некоторых выводов автора:

“Из всех форм искусства музыка, пожалуй, больше всего поддалась страху. Современная музыка отказалась от старых методов и ввела совершенно новые. Она характеризуется частым использованием диссонансов, и у слушателя нередко оставляет чувство бесцельности.

Почти все, что мы слышим по радио или на граммофонных пластинах из области поп-музыки, не имеет вовсе мелодии. Пожалуй, можно сказать: это ритм без музыки. Особенно, что касается текста, становится ясной бесцельность музыки. В большинстве случаев тексты — это повторение одного предложения, которое рассчитано на то, чтобы возбуждать у человека чувственные страсти.

Сейчас большой сенсацией является секс-рок-музыка. Журнал ,,Timе” говорит в этой связи: “Покрутите немного радио и вы узнаете как далеко все это зашло”. Примерно 15 процентов времени работы радиостанций отданы музыкальным программам, в которых преподносятся сексуальные песни. И какое поведение мы можем ожидать от молодежи, если по радио передается музыка, которую кто-то весьма удачно назвал как “оргазмическая”?

Новым музыкальным явлением можно считать оккультную музыку, которая пишется под влиянием наркотиков.

Группа под названием “The Eagles” возникла из сторонников этой новейшей моды интеллектуалов. Эта группа возникла под влиянием книг молодого интеллектуала Карлоса Кастанеды, его докторская работа в Калифорнийском университете стала бестселлером 70-х годов.

Но как вообще возможно, что на основании книги, написанной антропологом Кастанедой, могла возникнуть подобная музыка? Дело в том, что музыка, как и иные формы искусства, является одновременно результатом, да и основанием, философии своего времени. Итак, эта группа “The Eagles” возникла на основании учения Карлоса Кастанеды и его недолго прожившего шамана Дон Жуана.

Пятеро музыкантов, всем им примерно по двадцать лет, находясь под воздействием наркотиков, получаемых из кактуса, проводили долгие бессонные ночи в пустыне, где изучали волшебство таинственного старика Дон Жуана из племени индейцев, который, по-видимому, обучил также и Кастанеду. И вот под воздействием этих оккультных сил и наркотиков возникли тексты и музыка, благодаря которым группа “The Eagles” стала самой успешной рок-группой в США.

Философия и музыка, которая отравляет жизнь миллионам молодых людей, в виде лозунгов заявляет следующее: “Одиночество, разрушение и саморазрушение”.

Еще одна новая звезда рок-музыки (Брус Спренгстин) была представлена одним известным журналом следующим образом: “Его музыка питается импульсами, которые основаны на необузданном юморе, глубокой меланхолии и кулачном праве улицы. Таким образом, рок-музыка стала недвусмысленным языком нашего времени”.

Те, кто изучает искусство, видимо, знают и о неодадаизме, о новой форме музыки “бессодержательности”, которая, например, создается композитором и свободомыслящим человеком Джоном Кейдж. При исполнении композиции используются, например, катушки с электрическим проводом и сразу двенадцать радиоприемников, которые настроены на двенадцать разных волн. Его “Variationen IV” содержит среди прочего отрывки из Шуберта, шум уличного движения, джаз, звонок телефона, рождественские песни, помехи при радиопередачах, шум локомотива, крики и вальс “Прекрасный голубой Дунай”.

Кейдж для музыкального искусства — это тоже самое, что Энди Вергол для поп-музыки. В обоих случаях речь идет об искусстве ничтожностей. Эта форма искусства говорит об отчаянных поисках и о пустоте. Это явный язык нашего поколения. В музыке как бы громким голосом выражается то, чем мы являемся”.

Это Цитаты из книги Хела Линдзе. Мы уже раньше отвечали на вопрос, из каких источников черпает вдохновение наша современная музыка последнего времени, Линдзе же дает еще дополнительные указания.

Если “искусство” возникает вследствие страха, пустоты, бессодержательности, возникает из оккультизма и иллюзий (воздействие наркотиков), то совершенно ясно, что такая музыка оставляет у слушателя чувство бесцельности и бессмысленности, и, в лучшем случае, возбуждает его низменные чувственные страсти. Но верующие могут и должны с воодушевлением стремиться к истинному духовному музыкальному творчеству, потому что у верующих есть прочное основание, непреходящее и неизменное основание веры — вечное Слово Божие. В наше время отчаяния единственной альтернативой может быть лишь духовная музыка, исходящая из Слова Божьего, и это будет альтернативой надежды и уверенности. В этом случае не только текст, но и целиком вся музыка должна корениться в гармониях и ритмах небесного мира и небесного покоя.

 

СОВРЕМЕННЫЙ ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ

 

Что это за телец? Это как раз тот самый “путь” преподносить древнее Евангелие молодым людям новым современным способом!

В последнее время в христианских издательствах появляются пластинки, в которых религиозный текст сопровождается мелодиями и ритмикой поп-, рок-, бит-музыки. Когда я прослушал несколько таких музыкальных произведений, я был поражен. Шесть лет я изучал музыку, изучал гармонию, контрапункт, формы и стиль. Также пришлось заниматься психологическим анализом воздействия музыки и ритма на нашу душу. Я знаю некоторых современных музыкантов и композиторов, которые не являются строго верующими людьми, но которые никогда не позволяют себе сочинять такую низкую языческую музыкальную ритмику. Это было бы для них унизительным поступком, рассчитанным на восприятие дикарей.

Что делал народ израильский, когда Моисей был в течение 40 дней и ночей на Синае, чтобы получить там святые десять заповедей? Народ обратился к Аарону: “Сделай нам богов, которых мы могли бы увидеть и которым мы смогли бы поклониться”.

Аарон потребовал у израильтян золотые украшения и сделал из них литого тельца. А что сказал он детям Израиля? “Завтра праздник господу”. Таким образом, он унизил имя Господа, чтобы праздновать от Его имени.

Так же точно и сейчас сочинители текстов унижают имена Бога или Иисуса Христа и пытаются легкомысленно, а иногда с насмешкой, завлекать молодых людей к Иисусу. При этом нет ни слова о покаянии, о возрождении, о свободе от греха и светских вожделений. Все это очень дешевая “позолота” грешника.

Ну, а что же все-таки делает народ израильский? Он начинает пение и хороводные танцы, которые приводят к распутству. Когда Моисей спускался с горы с Иисусом Навиным, тот сказал Моисею: “Военный крик в стане”. Моисей же, пророк, слышал психологически верно и сказал: “Это пение и хороводные танцы”.

Ритмика, манера игры на ударных инструментах привели чувства в сексуальный экстаз, и они отдались своей плотской похоти. Такое же воздействие оказывает африканская музыка негров с ее ритуалами. В Новой Гвинее, у папуасов, я слышал подобное пение, которое приводило язычников в экстаз, что вело к плотским оргиям. Эта музыка, ритмика демонического происхождения — современный золотой телец! Радость пред Иисусом Христом сводится до уровня чувственной распущенности. Дитя Божие ощущает себя вдруг как бы в кабаке, где играют поп- или бит-музыку, и ему становится тошно! Неужели вы хотите привести молодежь ко Христу, делая при этом Христа служителем греха с помощью поп-, рок- и бит-музыки?!

Моисей растер тельца в прах, бросил прах в воду и дал эту воду выпить сынам израилевым. Таким образом, он возложил грех и вину на этот народ. Народ был виновен перед Богом и должен был совершить покаяние. Левиты должны были заявить, что не имеют ничего общего с этим народом. Если бы Моисей не провел еще сорок дней и ночей на горе, постясь и умоляя Бога, то Бог уничтожил бы израильтян уже тогда.

Уже во времена Ноя люди были так испорчены, что жили лишь согласно вожделению своей плоти, т. е. все вращалось для них вокруг бренной телесно-душевной жизни с наслаждениями. Это отражалось также на искусстве и литературе: была уничтожена культура Иувала (Иувал был “отцом всех играющих” на гуслях и свирели Быт. 4, 21).

Нам нечего возразить, когда музыка исходит от Духа Божьего и благодати Господа. Но в результате отпадения от Бога дьявол получил власть над людьми и “инспирировал” их на демоническую ритмику и мелодию. Нам нельзя впадать в ошибку и перенимать у дьявола его методы, чтобы с их помощью пытаться привести людей ко Христу. Это не означало бы ничего иного, как Господа Иисуса Христа низвести до уровня музыки рок, поп и бит с тем, чтобы Он там мог благословить молодых людей на “жизнь и радость”.

У нас по отношению к молодым людям сердце широко открыто, и поэтому мы хотим им дать такие тексты и такую музыку, которые воодушевлены Духом Божиим и благодарением перед Богом.

(Евангелист Эрнст Кайзер)

 

ВАВИЛОНСКАЯ НЕРАЗБЕРИХА

 

Мы приводим здесь часть письма миссионера Генриха Пульфера за июнь 1984 года:

“Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине; испытывайте, что благоугодно Богу. И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.” Еф. 5, 9-11. Бог является не только Богом любви, милосердия и долготерпения. Он и святой Бог ревнитель, который не может согласиться ни с каким грехом, каким малым он бы ни был (Исх. 20, 1-23).

В это страшное время отступления (2 Фее. 2,1-17 и 2 Тим. 3, 1-17) необходимо занять решительную позицию (И. Нав. 24, 14.15). Мы живем в такое время, когда без всяких компромиссов необходимо плыть против течения, необходимо противостоять духу последнего времени практической жизнью в святости и направить наши “паруса” (нашу жизнь во всех ее сферах) так, как нам говорит Слово и Дух Божий.

Только в таком случае наш жизненный путь будет плодоносен для вечности (2 Кор. 5,7-10 и 1 Кор. 3,7-23)! Только так мы можем быть для других действительно светом, солью и благословением и сможем им указать путь ко Христу. Только так мы избежим всех подводных мелей, устоим во всех штормах и благополучно достигнем вечной пристани.

Как страшно смешение с мирскими средствами в области евангелизации, миссионерской работы и в богослужении. Экуменические и харизматические богослужения с танцами, театральными постановками и другими извращениями не очень-то пугают христиан, твердо стоящих на основании Слова Божия. Потому что из Библии мы знаем, что в религиозных кругах должна появиться “великая блудница”, которая будет в царстве антихриста (Отк. 17,1-18 и 18,1-24).

Но теперь и в среду библейски верных христиан прорывается много мирского, особенно в области музыки. Прекрасные христианские песни и псалмы радостных спасенных сердец заменяются так называемыми “христианскими” госпел (негритянский спиричуэлс с элементами джаза и европейской музыки. Тексты стиля госпел пишется преимущественно на новозаветные темы), поп-, рок- и ритм-группами. Эти нарушители мира, оснащенные электронной вавилонской неразберихой, смешивают все и открывают дверь “духам преисподней”.

Недавно в одной местности проходила несколько дней “конференция пробуждения”. Первые два дня прошли спокойно, в духовной благоговейной обстановке. На третий, последний день, была приглашена одна музыкальная группа со своим оборудованием. Весь день не было времени и возможности спеть песни, как написано в Кол. 3,16-17. До обеда эти “таланты” играли полчаса, так что проповедник после этого испытывал трудности в пользовании “меча духовного”. После обеда “артисты” увеличили время своего выступления в два раза и больше часа на оцепеневших зрителей обрушивался “громовой дождь звуков”, очень дикий, громкий и леденящий душу. Часть мужественных и мудрых слушателей спаслись бегством на улицу, где на весеннем воздухе нашли тишину, отдых и внутреннее спокойствие.

Подобное, а порой еще худшее, происходит в молитвенных домах, церквах и собраниях на открытом воздухе во многих местах в течение всего года. Мы уже не говорим о так называемых “христианских радиопередачах” или “христианских кассетах и пластинках”, которые своими нехристианскими “музыкально-певчими спектаклями” наводняют христианские круги. Когда же настанет конец этому? Так мало тех служителей и последователей Христа, кто призывает и увещевает, кто мужественно и ясно возвышает свой голос. В отношении этого смешения и распущенности последнего времени существует опасное безразличие.

Как это необходимо, чтобы мы сами вникли в себя, проверили себя, осудили себя и совершили достойный плод покаяния. Компромиссы и смешение с миром, которое происходит в доме и храме Божием, не должны оставлять нас равнодушными (читайте к этому 1 Кор. 11, 31. 32; 1 Пет. 4, 15-17 и Ис. 59. 16).

“Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи; и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тот час отворить ему”. Лук. 12, 35-36.

Миссионер Генрих Пульфер

 

“МУЗЫКА В УШАХ”

 

Под таким заголовком церковная газета “Durchblick und Dienst” общины Либенцелл поместила в августе 1975 г. весьма важную статью на тему духовной и недуховной музыки. Мы в несколько сокращенном виде помещаем ее здесь:

 

Важна проверка

Так же? как литература и искусство? музыка происходит из весьма определенного источника, причем этот источник может быть различным:

Обращает на себя внимание и тревожит тот факт, какую конкретную роль играет музыка в движении GURU, в различных сектах, включая антропософию.

Не всякая музыка служит к славе Божией и к благословению людей. Точно также не всякая музыка пригодна для работы с молодежью и для возвещения Евангелия. Неважно, где она исполняется, в церкви или еще где-то. “Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнет” (Гал. 6, 7), это касается и музыки. Душевная или демоническая музыка имеет душевное и соответственно демоническое влияние как на исполнителей, так и на слушателей. Такая музыка вызывает душевное настроение, душевную атмосферу и открывает человека для демонических воздействий, особенно в соединении с определенным ритмом, со стуком ногами, хлопаньем в ладоши и с монотонными повторениями. Поэтому всякий христианин имеет право, мало того, обязан проверять и музыку. Это касается прежде всего родителей и ответственных руководителей общины.

 

Композиция песни

Духовная песня состоит из трех частей:

  1. из текста (Евангелие, которое поют), который обращается к совести,
  2. из мелодии, которая воздействует на душу,
  3. и из ритма, который влияет на тело.

В духовной песне (Еф. 5, 19; Кол. 3, 16) все эти три части несут на себе печать Слова и Духа Божия. Нормальная последовательность такова: сначала, как главное, текст, затем следует мелодия и ритм, имеющие функцию сопровождения, подчиненную, служебную функцию.

 

Полное извращение

Но в наше время дьявол, этот великий смутьян, ставит все с ног на голову, и это касается также и современной религиозной музыки. И тогда это выглядит так:

На первое место приходит ритм, обычно подстегивающий так, что все приходит в движение, за исключением совести перед Богом.

На втором месте — оглушающая музыка, которая препятствует тому, чтобы хорошо понимали текст.

И, наконец, еще и текст, который должен занять подчиненное место в результате доминирующей роли ритма и мелодии. Помимо этого текст нередко на иностранном языке и состоит из разбавленного “Евангелия”, Евангелия без креста, которое не может выразить чувства и потребности религиозного человека. Часто выступление солистов или певцов делает текст “неслышимым” по причине движения тела, мимики, одежды, и во время пения и музицирования осознанно или неосознанно ищут не славы Божией, а своей собственной.

 

Наша ответственность

Религия и имя Иисуса Христа сейчас популярны. Остается лишь задать вопрос, какой Иисус Христос популярен и какой дух кроется за джазом, бит- и поп- музыкой, пусть даже “христианской”? И какой дух кроется за иными текстами? Здесь нужно испытывать дух.

Речь идет здесь в первую очередь не об испытании целых оркестров. Здесь не является критерием их миссионерское усердие, их доброе намерение (петь и играть во славу Божию, желание привести молодых людей ко Христу и т. п.). Испытание духа не означает, что не должно быть желания выслушать друг друга, признать многообразие дарований, форм, стилей. Это не означает недостатка взаимного уважения или унижение других. Это не значит тупо осуждать, отклонять, обесценивать другой музыкальный стиль из судорожного желания держаться своих собственных музыкальных воззрений. Речь здесь идет лишь о послушании Слову Божию, об ответственности за Церковь Христову, особенно это касается неискушенного и неопытного молодого поколения, которым именно поэтому можно манипулировать, будь оно верующее или неверующее.

По американскому образцу такая музыка и в Европе стала средством евангельской и молодежной работы по пробуждению. Причем предпринимаются попытки не только навязать ее как равноправную музыку, но чувствуется угроза, что такая музыка претендует на господство в евангелизационной и молодежной работе. Поэтому важно выяснить для себя следующее:

 

Характер времени конца

Наступило время конца (2 Тим. 3, 1-6). И музыка находится под воздействием духа времени. Она носит характер этого времени и все больше подвергается влиянию обмирщения, сексуализации и демонизации жизни, мышления и чувств. Сатана умеет обращаться с музыкой и ритмами, используя их как средство, чтобы повлиять на массы людей, особенно на молодежь, и манипулировать ими, чего они, естественно, и не осознают.

Влияние оккультизма (спиритизма, астрологии и т. п.), азиатской мистики, наркотиков и революционных мыслей на современные песни очевидно. Тут еще важен факт, что эта музыка происходит из совершенно определенной культуры.

 

Корни

“Корни джаза, несомненно, лежат в дьявольских культовых действиях, танцевальных и идольских праздниках старой языческой Африки (магические празднества, вызывание духов). Эти возбуждающие ритмы были привезены в Америку, распространились сперва в местах порока и извращения, и, наконец, по всему миру, как нечистая, чувственная музыка. Некоторые бит- и рок-музыканты обучаются у индийских йогов. Сейчас музыка стиля джаз, бит, рок без перерыва распространяется множеством радиостанций. Это громкосопроводительная музыка у смертного ложа гибнущей цивилизации” (из книги “Отдаление”). “Корабль, на котором мы все находимся, уже тонет, причем, тонет с музыкой, как в свое время “Титаник”!”

 

В Европе

Постепенно европейские верующие переняли эту музыку, которая в основном была импортирована через американское молодежное движение, молодежные хоры и пластинки. Несмотря на ее демоническое происхождение и характер времени конца, к ней привыкли. Но более или менее христианский текст не может очистить демонического, антихристианского и часто эротического источника этой музыки. И здесь не помогут никакие добрые мотивы повлиять на стоящих в стороне, предполагая, что современную молодежь и “современного” человека можно привлечь на свою сторону только с помощью такой музыки.

“Никогда не является решающим то, чего молодежь ищет и хочет. Решающим является лишь то, чего хочет Бог и что служит молодежи к лучшему. Хорошая цель не оправдывает средства” (“Отдаление”).

Эта музыка есть часть определенной культуры (анимистической, индуистской антихристианской субкультуры и т. д.) и ее невозможно отделить от культуры. Кто увлекается такой музыкой, начинает принимать участие в этой культуре, на том уже видна печать этой культуры. Знает он это, хочет он этого или нет.

Поэтому: кто применяет или терпит такую музыку, берет на себя большую ответственность и становится виновным во влиянии на молодежь и на Церковь Христову и в совращении молодежи и Церкви!

 

Угрожающие последствия

Влияние джаз, бит- и рок-музыки, даже христианской — не остается без последствий.

1. Изменение функционирования желез влияет на выработку гормонов и происходит перепроизводство половых гормонов. Происходят и другие функциональные процессы, приводящие организм к “отключению”, в результате чего мир становится как бы недействительным. Как с помощью наркотиков, так и с помощью музыки возможен так называемый “уход”. Кстати, монахи-кришнаиты применяют этот эффект. Они пропагандируют “музыкальную йогу”!

В основном уже напряженные нервы в результате подстегивающей музыки напрягаются еще больше, а при воздействии ударных ритмов нервы напрягаются до предела. Такая музыка действует как возбуждающее средство, как заменитель наркотиков и действительно может дать так называемый “кайф”. Она приводит как “потребителей”, так и “производителей” в состояние опьянения, экстаза и транса. Все это, конечно, ни в коей мере не создает духовного климата для библейского обращения и возрождения, для нормального роста и освящения!

2. Этот ритм музыки опасен еще и потому, что он связан со старой, падшей и в то же время религиозной природой человека (агрессивной, безавторитетной, беззаконной, мистической и т. д.). Постепенно такая музыка с ее жесткими ритмами, с ее громкостью становится нормой, идолом. Да и сами солисты или же группы превращаются в идолов, которые ставят в тень личность Иисуса Христа. Долгое время люди не могут успокоиться. Тихого общения с Богом ищут реже или вовсе не ищут.

3. Еще одно последствие состоит в том, что христианская и верующая молодежь по причине такой музыки обращается к мирскому. Поскольку музыка, ритм и громкость христианских ансамблей нередко мало чем отличается от мирских оркестров, то притупляется способность к различению. Постепенно слушатели становятся некритичными и почти автоматически хватаются за светские пластинки, не обращая внимание на то, какой текст они содержат (сексуально-возбуждающий, революционный, с мирской или азиатской мистикой и т. п.). Как правило, не обращают внимания на непонятный английский текст и тогда еще больше попадают под воздействие духов, которые здесь кроются не только за ритмом и мелодией, но и даже за соответствующим текстом.

4. Остается большой и серьезный вопрос: неверующая молодежь, “обращенная” под влиянием такой демонической, завлекательной музыки, от Бога родилась или от плоти?

Как нужны нам здесь духовная зрелость и ясный взгляд с тем, чтобы отличать библейского верующего от мнимого верующего, который не может противостоять многочисленным искушениям, проблемам и бедам повседневности. Прежде всего это верно в том случае, если проповедуется “евангелие” без креста, мистика креста без спасения или “миниевангелие”. Влечет ли здесь Отец к Сыну (Иоан. 6, 44), или влечет к себе “христианская” музыка стиля джаз и бит? Разве нам не ясно, что такая музыка завлекает, а ее обворожительный ритм гипнотизирует?

5. Такая музыка ведет к тому, что человек открывается для воздействия духа этого времени и мира. Дух нашего времени — это дух модернизма, плюрализма, синкретизма, экуменизма; он полон сопротивления, революций, секса и порнографии, наркотического опьянения, мистики и многого другого. Эта музыка раскрывает человека для воздействия всех сил темноты. Подобно наркотикам она действует на психику и создает предпосылки для сверхчувственных восприятий и переживаний. И в такой же мере уменьшается открытость для Духа Божьего, для Его слова и Его воли. Из опыта работы по спасению душ известно, что наркоманы, пришедшие к вере, больше не хотят слушать эту музыку, этот ритм, если даже они сопровождаются христианскими текстами.

6. Работа по спасению душ также говорит нам о том, что другие обращенные наркоманы под воздействием “христианской” бит-музыки опять испытывали искушение и даже возвращались к своему пороку.

7. Во всякой работе с молодежью, в работе по евангелизации Слово Божие должно быть центральным. Это единственное Слово, несущее в Себе Божественное обетование живого семени, ведущее к возрождению и невозвращающееся тщетно (Ис. 55, 11; 1 Кор. 4, 15; Иак. 1, 18; 1 Пет. 1, 23). Библейская вера происходит исключительно от благовестия и от чтения Слова Божия — не через музыку. На втором и подчиненном месте стоят пение сольное и хоровое, которые сопровождают благовестие и подчеркивают его. И здесь дьявол, этот смутитель, ставит все с ног на голову: музыка заглушает и нередко вытесняет проповедь Слова. “Программа находится под сильным влиянием музыки. Проповедь уже не стоит в центре. Свидетельство же и песня стали очень важными” (“Jesus People Report”). На этот счет надо еще заметить: “Бит приводит к стрессовой ситуации, в результате чего слушатели уже чисто физиологически не в состоянии воспринять благую весть” (Ф. Генслер).

 

Диалог?

Диалог не является нашей задачей. Музыкальный плюрализм с точки зрения Библии невозможен. Духовная музыка, с одной стороны, и евангельская музыка в стиле джаз, бит, рок с другой, — это неравноценные и неравноправные пути к цели. Это два принципиально разных потока из взаимоисключающих источников и с взаимоисключающими результатами (Иак. 3,11-12). Библия знает только “или-или”, но никак не “и так, и так”, она не знает компромиссов, она не знает сосуществования (2 Кор. 6,4-16; Еф. 5,6-11).

 

Нейтральная н фальшивая терпимость

Никому из молодых людей не поможет все это, если их глаза, уши и сердце закрыты перед этими фактами. Кто эту музыку терпит, поддерживает или способствует ей, тот или находится в состоянии неведения в отношении ее происхождения и действия, и духовно слеп, или сам уже осквернился духом этого времени или духом этой музыки.

К сожалению, есть и такие верующие, которые вначале имели ясный взгляд и определенную точку зрения, но после изменили свою позицию ради своих взрослых детей или с целью понравиться молодежи. Безучастность, нейтральная позиция приводит к распространению духа этой музыки.

 

Таланты и дарования

Наши таланты и дарования также происходят из трех различных источников:

Наши человеческие способности несут на себе печать грехопадения, в том числе и музыкального дарования. Поэтому совершенно сознательно вручим нашему Господу Иисусу Христу вместе с нашей жизнью также и наши природные способности, чтоб Он их очистил, освятил и поставил под контроль Святого Духа — в том числе и способность сочинять музыку и тексты наших христианских песен!

 

Все новое

Кто был в плену джаз, бит-, рок-музыки, молитесь Господу Иисусу Христу о прощении, что эта музыка и ритмы с их солистами и ансамблями сделались для вас идолами. Также молитесь об освобождении от всякой власти и сил тьмы, которые стоят за этой музыкой, этими ритмами и за всеми этими эротическими, антихристианскими и революционно-мистическими текстами, а также за так называемой избранной музыкой бит, которым вы открылись в результате музицирования, пения и прослушивания.

Пусть Господь Иисус Христос очистит и освятит и музыкальный вкус. Необходимым шагом в направлении освобождения является уничтожение звукозаписей (дисков, кассет и магнитофонных лент) с вышеназванной музыкой. Настоящее библейское обращение и освящение не исключает музыку, музыкальные инструменты и музыкальные способности, но, напротив, включает их в процессе служения Богу.

“Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога... в телах ваших”. 1 Кор. 6, 19-20. Это касается также и взглядов, и мимики, и движений, и рук, и ног, и песен.

 

 

Часть 7
ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

ОТЗЫВЫ

 

“Несколько недель назад мне подарили Вашу книгу “Духовная музыка”. Во время отпуска у меня было время внимательно прочитать ее и обдумать на основании приведенных мест из Библии. Я хочу сердечно поблагодарить Вас за Ваше служение, потому что Господь использовал Вашу книгу, чтобы мне ясно указать на мое нехристианское отношение ко многим областям моей жизни. После этого радикально изменилось многое в моей личной и нашей семейной жизни.

Хотя я и вырос в христианской семье, но в определенное время я отказался от Христа и решил жить свободной жизнью без Бога, в грехах и для мира. Я хотел найти ответ на свои вопросы (желания) в алкоголе, сексе, таблетках, наркотиках и рок-музыке, особенно в рок-музыке с оккультным источником. Эта музыка стимулировала меня и направляла мое мышление, чувства и дела. Она настолько овладела мной, что, слушая определенные группы, я впадал в транс.

Через это я настолько опустился, что полностью был под влиянием сатаны, я молился ему и вызывал его. Но я не мог забыть Бога и исключить его из своих мыслей. Без сомнения, это было действие молитв моих родителей и других верующих. Особенно на наиболее жутких концертах я чувствовал острую борьбу: Бог — сатана. Я не мог больше избежать этой борьбы. И в конце концов страх и депрессия привели меня ко кресту, и в 19 лет я испытал освобождение от грехов через кровь Христа. Я получил новую жизнь, жизнь от Бога.

Вся моя жизнь теперь изменилась. Моя внешность и мои действия изменились под влиянием Божиим. Бог указал мне, чтобы я уничтожил и пластинки, которые имели такое большое влияние на меня. Я получил освобождение от наркотиков, никотина и всего, что связывало меня. Я был свободен. Место рок-музыки заняли евангельские песни.

Но через несколько месяцев произошли изменения. Я поселился снова в прежней местности. Моим желанием было стать там свидетелем Божиим. Но сатана знал мои слабые места и добился того, что я пошел на компромиссы. Моя духовная жизнь стала угасать. Компромиссы сделали меня бессильным и несчастным. В последующих искушениях я смотрел не на Христа, а на себя. Моя духовная жизнь была похожа на кривую температуры больного. Последствием этого были непостоянство и приспособление к миру в различных областях.

Некоторое время после моего покаяния я был на “Иисус-фестивале” и установил, что есть так называемая “христианская рок-музыка”. Это привело меня в замешательство. Я не мог находиться в этой атмосфере, не зная ее источников. Тогда я объяснил это тем, что мои нервы виноваты в этом. Как раз в то время, когда наступил кризис в моей духовной жизни, я познакомился с музыкальным журналом “СОGО”, в котором я мог прочитать все о христианской рок-музыке. Я выписал этот журнал, узнал истоки музыкальной сцены и заказал несколько пластинок, о которых писалось в журнале. В течение нескольких лет я собрал хорошую коллекцию пластинок разных исполнителей, которые я выбирал по своей старой привязанности. Вследствие этого, оставшаяся духовная жизнь имела влияние только на мои чувства и снова это была та же музыка, которая меня поднимала духовно. Я не искал получить силу из Слова Божия и молитвы, а ставил пластинку. Место библейской рассудительности заняла чувствительность.

Иногда мне казалось, что я через музыку переживал действительно духовный подъем, но все это оставалось только в чувствах. Когда жена предупреждала меня, потому что во многих пластинках не видела разницы с мирской рок-музыкой, я опровергал ее доводы тем, что указывал на христианский текст. Влияние этой христианской рок-музыки снова изменило мой внешний вид. Я отрастил волосы и стал носить другую одежду. Дистанция к миру становилась все короче, моя молитвенная жизнь очень быстро угасала, чтение Библии получалось только тогда, когда у меня было определенное настроение. В этом состоянии сатана напомнил о своих правах из прежней жизни. Следствием этого были депрессия и мысли о самоубийстве. Моя духовная жизнь состояла только из воспоминаний о прежних лучших временах. Нарушилось общение с другими верующими, а также семейная жизнь. Божьи наставления были заброшены.

Это состояние длилось до тех пор, пока я несколько недель тому назад через чтение книги “Духовная музыка” не понял, что моя духовная катастрофа произошла в большей мере из-за влияния христианской рок-музыки. Бог открыл нам с женой глаза на наше духовное состояние, и мы просили Его о прощении и восстановлении.

После нашего отпуска мы расстались с этими пластинками и выбросили их в помойку. Бог дал мне силу изменить мое отношение к прическе и одежде. Бог даровал нам новые горизонты. Нам стали очень важны Божье Слово и Его требования к нам. Библия стала для нас живой книгой, изменила нас и теперь руководит нашей жизнью. Наше желание теперь жить жизнью освящения к прославлению Его имени. Наша радость — петь Ему в наших сердцах.

Бог даровал нам радость и силу проводить утром время в молитве. Раньше, если мы это и делали, то поверхностно. Мы испытали, что вся духовная сила исходит только от Бога и из Его слова. Наше желание и молитвы, чтобы Господь открыл глаза и многим другим молодым христианам, научил их трезвости и умению различать что есть “плоть” и что “дух”, “мир” или “крест”. Да научит Господь нас всех снова и снова отрекаться от себя, взять крест свой на себя и из любви и благодарности следовать за тем, которого мир распял.

“А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира”. Гал. 6, 14.

Рюдигер Котык

 

ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

 

“Автор книги смело берется за актуальную тему: о чем многие дети Божий предполагали в своих сердцах, о том здесь говорится очень ясно, на основании Слова Божия. В книге раскрывается, как через проникновение современной музыки в Церковь Христову она быстрыми шагами приближается к миру. Здесь опровергаются тезисы, что музыка не имеет никаких ценностей, что она нейтральна или что христианские тексты освящают джаз, бит-, поп- и рок-музыку. В книге указывается, что неверующая молодежь также считает использование такой музыки на евангелизационных служениях неправильным “методом лова”. На основании Библии для Церкви Христовой существует только пение и музыка в священном украшении, только прославление духовными приятными песнями. Об этом говорится в этой книге. Мы желаем, чтобы эта книга была распространена и произвела свое действие”.

Петер Майер, директор библейской школы Беатенберг

 

“Правильно в народе говорят: аппетит приходит во время еды. Так случилось и со мной, когда я взялся исследовать эту небольшую, но содержательную книгу. Чем дальше я читал, тем более разгорался интерес. Уже и потому, что многое из написанного я сам пережил на опыте или наблюдал в жизни. Так, например, заключение, что корни джаз, бит и поп-музыки находятся в Африке, где царствуют демоны. Что я пережил в джунглях Африки, трудясь там миссионером, думаю дает мне право сделать правильное заключение о вышесказанном. По моим понятиям, эта книга о духовной и плотской, о секулярной и мирской музыке заполнила пустоту, которая была в литературе в отношении этой музыки.

В книге очень хорошо разъяснены эти аспекты музыки с точки зрения Библии. Также указаны их цель и действия. Некоторым читателям, может быть, даже покажется, что приведено слишком много цитат из Библии. В книге ясно выражена цель автора: установить источники этой музыки и ее влияние сегодня. Нет сомнения, что и в наше время христиане, которые обличают, призывают и будят народ, считаются неудобными людьми. Будем же благодарны нашему Господу, что среди нас есть такие люди, что эти люди звонят в колокола, когда надвигается шторм, что они приносят с собой спасательные лестницы, веревки и все необходимое и помогают спасать.

Эта книга должна быть у каждого христианина, кто проводит обучение музыке и пению, кто несет какую-то ответственность в этой области. Это люди, которые хотят помочь другим, в основном молодым людям, разобраться в ситуации, чтобы они все свои таланты и силы отдали только на служение Господу и были послушными Ему. Эта книга предлагает помощь. Она встрепенет многих, встретит критику и будет благословением для многих читателей”.

Пастор-евангелист Фридрих Бринкерт, Бонн

 

“Музыка из кухни дьявола прокладывает путь антихристу. Поэтому как никогда важно, что появилась книга, на основании Библии указывающая на состояние музыки в наше время. За это я от сердца благодарен Эрнсту Трахзель-Паули”.

Пастор Генрих Йохумс, Вуппертал

 

“В книге “Духовная музыка” выражена большая озабоченность адским шумом, который с некоторого времени вносят в христианские церкви разные музыкальные джаз-группы. Профессионально в книге разъяснены источники этой музыки и ее действие в последнее время. Нам в Библии предсказано это прельщение последнего времени. И как раз это время требует, чтобы в среде христиан научились различать духов. То, что сказано в этой книге об адском шуме бит-групп, я могу полностью подтвердить из своего евангелизационного опыта. Я могу только желать, чтобы народ Божий серьезно отнесся к теме этой книги, и что через эту книгу раскроется ужасная игра дьявола в Церкви Божией и он будет разбит”.

Проповедник Эрнст Панцер, Баттенберг

 

 

ЭПИЛОГ

 

Один брат высказался недавно следующим образом: “Музыкальный материал всегда нейтрален как таковой и не подлежит оценке. Каждое трезвучие нейтрально; оно становится тем, что оно есть через целевую установку композитора и через наполнение духовным (священническим, церковным) содержанием”.

Когда мы какое-либо трезвучие выделяем из общей связи и рассматриваем его как самостоятельную величину, дело предстоит перед нами в упрощенном виде. Этот способ познания, возможно, подходит для многих других вещей. Но является ли это верным подходом? Имеются химические элементы, которые сами по себе неядовиты (нейтральны), например: водород. (Н), азот (М), углерод (С), однако соединение их дает чрезвычайно ядовитую сенильную кислоту (НNС).

Когда мы серию отдельных самих по себе нейтральных трезвучий соединяем в секвенцию (связывающая и объединяющая последовательность), то дело выглядит по существу точнее. Через такое соединение нейтральность отдельных звуков стоит уже под вопросом. И тем более тогда, когда происходит дальнейшее соединение, скажем, с ритмом и текстом. Но особенно аргумент этот отпадает, когда оказывается, что возможны еще более глубоко идущие соединения, имеющие отношение к невидимому миру: последовательность трезвучий в ее соединении с небом становится небесной музыкой. И наоборот, последовательность трезвучий в ее соединении с адом становится адской музыкой.

В данной книге было показано, что вопрос о духовной музыке касается весьма серьезных и чреватых роковыми последствиями вещей. Речь ни в коем случае не идет только о стиле, который нам, в зависимости от наших консервативных или прогрессивных взглядов, приемлем. Дал бы Бог, чтобы каждый читатель понял всю серьезность этих вопросов!

Обратим еще наше внимание на некоторые высказывания благословенного пастора и блюстителя душ Генриха Кемнера из Крелинген:

“Я был свидетелем евангелизации, когда музыкальная группа с неслыханным шумом обрушивалась на молодежь. Я лично мог переносить эту музыку только внутренне молясь, опасаясь того, что забуду начало моей речи или, еще хуже, из-за музыкального впечатления утрачу самую суть того, что я хотел сказать. Молодые люди свидетельствовали мне, что они под влиянием этой музыки откладывали свое обращение. В нашем центре реабилитации наилучший пример этого для нас молодые люди, которые под влиянием такой музыки искали страну грез, но находили пустыню. Мне часто кажется, что эти молодые люди, когда они выздоравливают, с наибольшей отчетливостью могут указать нам границы опасности. Они сразу чувствуют, когда начинает бить вражеский барабан. Когда мы однажды несколько лет назад сделали попытку подойти к молодежи, находившейся во власти пороков, с этой музыкой, то (и это весьма характерно) один из молодых людей, который принадлежал к этой компании, обличил нас, что мы хотим нечестным образом приспособиться к их действительности. Мы должны были согласиться с этими аргументами. Каким острым слухом обладает мир вокруг нас относительно толкования границ нашей веры в музыкальном отношении!”

(Bundesblatt des Evang. Saengerbundes, июль-сентябрь 1976)

 

Подчеркнем еще раз, что мы живем в конце времени. Мы все видим, как за весьма короткий промежуток времени происходят величайшие изменения и перевороты. В том числе и в евангельских общинах. Большинство этих изменений носит негативный характер. Мы живем под знаком декаденса, упадка и вырождения.

Поразмыслим о водопаде. Например, о Ниагарском водопаде или о громадном водопаде Виктория на реке Замбези. Чем ближе поток воды приближается к пропасти, тем сильнее становится течение. Могучим потоком увлекается сегодня человечество навстречу пропасти и гибели. Сколько христиан, которые не могут противостоять этому потоку и увлекаются им вместе с толпой, теряя свое лицо, утрачивая способность быть светом и солью! Происходит стирание всяких границ и смешение, ведущее в конечном итоге к погибели.

Стирание граней, смешение, обмирщение. В данной книге весьма широким спектром был показан лишь один единственный симптом этого бедственного процесса. Но очень важный симптом. Тенденция соединения духовной музыки с демонической музыкой конца времен чревата роковыми последствиями. Дал бы Господь всем нам иметь открытые глаза на трагическую ситуацию настоящего процесса, в особенности же по отношению к трактуемой здесь теме. Дал бы Господь, чтоб мы проверили наши светильники, пока еще есть время!

А теперь можно подчеркнуть и другую сторону, и мы весьма благодарны, что нет необходимости заканчивать эту книгу невыносимым диссонансом: в распоряжении Церкви Христовой сегодня имеется богатый выбор хорошей духовной музыки. Музыки, которая поется и исполняется уже десятилетиями и которая не утратила своей непреходящей ценности. И притом, благодарение Богу, и сегодня есть музыкально одаренные братья, через которых Господь дарит Церкви новые духовные приятные песни. Перед лицом этих позитивных фактов мы можем, несмотря на описанный здесь удручающий процесс, утешиться и с радостью идти вперед. Положим все эти мысли в охраняющие и благословляющие руки нашего великого Господа и Учителя Иисуса Христа.

“Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте”. Фил. 4, 8.

“...Бог не есть Бог неустройства, но мира. Все должно быть благопристойно и чинно”. 1 Кор. 14, 33. 40.

“Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословиями и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу”. Кол. 3, 16.

 

По книге “Духовная музыка”,
изд-во “Фриденштимме”

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки