Эрик Артемьев

ПОЧЕМУ БРАТЬЯМ НУЖНО НОСИТЬ БОРОДЫ

Мазаев Павлов Рябошапка

Название этой статьи скорее всего вызовет если не возмущение, то по крайней мере искреннее недоумение у большинства братьев. Ведь мы настолько привыкли к гладковыбритым братьям, что большинство в наших церквах считают, что не только можно, но и нужно брить бороду. Бородатые братья (особенно если они еще не в великих летах) подвергаются насмешкам и моральному давлению со стороны безбородых, а также со стороны своих жён, и те из них, кто слаб духом, обычно сдаются и сбривают бороды. Слава Богу, в нашем братстве нет запрета на ношение бороды (такой запрет, например, есть у Свидетелей Иеговы), более того многие братья Совета Церквей носили бороды (А.А. Шалашов, С.Т. Голев, Н.С. Мазурин, Д.В. Миняков, какое-то время даже Г.К. Крючков), однако на местах в головах рядовых верующих этот запрет зачастую присутствует.

Я в свою очередь убежден, что древний христианский благочестивый обычай ношения бороды не потерял своей актуальности и сейчас, и что носить бороду братьям не только можно, но и нужно. Я постараюсь опровергнуть основные аргументы противников бороды и привести в свою очередь контраргументы. Итак, аргументы противников брадоношения:

«Все братья бреются, не могут же все они ошибаться?»

Этот аргумент хотелось бы опровергнуть в первую очередь, поскольку именно он на самом деле является основной причиной, почему взрослые верующие мужчины бояться отпускать бороду. Именно мнение большинства, к сожалению, очень часто является решающим для человека. Священное Писание однозначно говорит, что мнение большинства не должно быть безусловным авторитетом только потому, что это мнение большинства: «Не следуй за большинством на зло» (Исх. 23:2). Именно большинство когда-то сделало золотого тельца, именно большинство испугалось идти в Ханаан, именно большинство кричало: «Распни Его!». На это мне ответят, что всё это делали неверующие, невозрожденные люди, но совсем другое – большинство в церкви, где все возрожденные. Возможно и так, но я позволю себе напомнить, что и в церкви большинство очень часто ошибается. В Галатийских церквах большинство осталось без Христа, в Сардийской церкви большинство членов оказались близкими к смерти, и лишь меньшинство не осквернило своих одежд. Именно большинство на Седьмом Вселенском Соборе приняло догмат об иконопочитании. Большинство христиан в Средневековье активно поддерживали (морально и материально) крестовые походы. Мы видим, что и в церкви мнение большинства еще не равнозначно мнению Христа. Поэтому говорить, что та или иная точка зрения безусловно верна только потому, что большинство в церкви ее разделяют, а большинство якобы не может заблуждаться – в корне неверно.

С другой стороны, безусловно, нельзя впадать и в другую крайность – отвергать вообще все церковные авторитеты и установления. Я к этому ни в коем случае не призываю. Напротив, я далее постараюсь показать, что ношение бороды вполне согласуется с двухтысячелетним опытом Христовой Церкви, а современное брадобритие как раз является отвержением опыта и авторитета Вселенской Церкви.

«Но ведь в Новом Завете христианам нигде не предписывается ношение бороды!»

Совершенно верно, в Новом Завете, в отличие от Ветхого, такого предписания нет. Как нет и предписания брить бороду. Действительно, постановление о бороде мы находим лишь в Ветхом Завете: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды своей» (Лев. 19:27). Но ведь многое в нашей церковной практике взято именно из Ветхого Завета. Например, запрет женщине одеваться в мужскую одежду тоже взят нами из Ветхого Завета (Втор. 22:5). Не говоря уже о том, что многочисленные проповеди наших братьев, посвященные церковной десятине, полностью основываются на ветхозаветном повелении. Впрочем, я готов согласиться, что сам по себе стих Лев. 19:27 не является для христиан заповедью, обязательной к исполнению. Однако, он отражает определенный принцип, который не устраняется вместе с законом. Ниже, рассматривая следующий аргумент, мне бы хотелось указать на другое место Писания, которое говорит о том, что ношение бороды – это не просто временная заповедь закона, а это естественный вид мужчины, нарушение которого является (с точки зрения Писания!) бесчестием.

«Брить бороду обязывает приличие!»

Также весьма распространенный аргумент. Быть небритым ведь неприлично в нашем обществе, а христиане должны выглядеть прилично. Но на самом ли деле борода является чем-то неприличным? Или, может быть, наоборот, неприлично брить лицо? Что говорит об этом Священное Писание? Мы читаем: «И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» (2 Цар. 10:4-5). Обратите внимание на слово «обесчещены». По всей видимости, в Священном Писание несколько иные нормы приличия, чем в этом мире. Писание однозначно называет бритье бороды бесчестием. Кто-то возразит: «Но ведь слуги Давида были обриты не полностью, а наполовину. И бесчестие заключалось не в том, что они были без бород, а в том, что у них было лишь по половине бороды». На это я отвечу следующее: если дело было только в этом, то почему тогда Давид повелел им оставаться в Иерихоне, пока отрастут бороды? Ведь можно было просто сбрить оставшуюся половину бороды, если безбородость не была бесчестием? Но Давид так не сделал потому, потому что бесчестием было само бритье бороды, а не тот факт, что их обрили только наполовину. Таким образом, с точке зрения Писания приличием для мужчины является именно ношение бороды, а не ее бритье. Конечно, в 2 Цар. 10:4-5 мы имеем дело с повествовательным текстом, здесь не содержится никакого предписания носить бороду. Здесь лишь констатируется факт того, что для человека явилось бесчестием. Поэтому здесь мы имеем дело не с заповедью ветхого закона (как, например, в Лев. 19:27), который отменен Христом, а с указанием общего принципа в отношении внешнего вида мужчины. Принцип этот, конечно, не соответствует нормам современного мира (в том числе христианского), но при этом является библейским принципом.

В этой связи важно также ответить на вопрос: а носил ли бороду Иисус Христос? Ответ на этот вопрос важен не потому, что мы должны копировать внешность Христа (это действительно ненужно), а потому, что если Христос носил бороду, то те христиане, которые обвиняют бородатых братьев в неприличности внешнего вида, тем самым обвиняют в этом и Иисуса Христа. В Новом Завете нет прямых указаний на внешность Иисуса. Но есть косвенные доказательства. Во-первых, есть указание на то, что внешне Иисус ничем особым не отличался от других иудеев (Мф. 26:47-49). Иудеи того времени в своем подавляющем большинстве носили бороды, как то предписывал закон, и если бы Христос был безбородым, то это обстоятельство несомненно выделяло бы его. К тому же, Христос был единственным, кто исполнил весь закон (Мф. 5:17), а ношение бороды, как уже говорилось выше, предписывалось законом. И, наконец, в Писании есть конкретное место, говорящее о том, что Иисус носил бороду. Это Ис. 50:6. Это мессианское пророчество, говорящее о страданиях Иисуса. В синодальном переводе написано: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим», однако в оригинале «поражающим» более правильно перевести как «тем, кто рвет волосы». В переводе Мосад рав Кук: «Спину свою отдал я побивающим и щеки свои – вырывающим волосы». Иными словами, речь идет о том, что Христу вырывали волосы из бороды, что считалось страшным оскорблением. Толковая Библия Лопухина говорит по этому поводу: «Гебраисты находят, что вместо слова "поражающим" должно стоять "вырывающим мне волосы". Это уже такая деталь мучений, о которой евангелисты умалчивают; но что она была вполне возможна, об этом свидетельствует аналогичный случай из послепленной эпохи (Неем 13:25). Вообще же говоря, по силе своей изобразительности и ясности настоящий стих может быть поставлен в параллель лишь с 53 гл. пророка Исаии (5 ст. и след.)». Всё это ясно свидетельствует о том, что Иисус Христос носил бороду, что является очень серьезным аргументом против неприличности бороды для христианина.

«Бородатые братья похожи на православных, а это может смущать людей!»

Аргумент, хотя и нечастый, но встречающийся. Действительно, на собственном опыте знаю, что у людей борода вызывает ассоциации именно с православием, а также с исламом. Но должно ли это нас смущать. Ведь, например, гладко выбритые братья в пиджаках и галстуках у многих (особенно на благовестии) могут вызывать и вызывают ассоциации с Обществом Сторожевой Башни. Но почему-то никто не говорит: «Давайте не будем бриться, чтобы не быть похожими на Свидетелей Иеговы». Согласитесь, это было бы абсурдом. Если же говорить о сходствах с православием, то их у нас очень много. Мы, как и православные, празднуем Пасху, проводим богослужения по воскресениям, читаем Библию в синодальном переводе (который был составлен православными бородачами) и т.д. Неужели нужно от всего этого отказаться лишь для того, чтобы у людей не было ассоциаций с православием?

Вот таковы основные доводы против бороды. Далее мне хотелось бы со своей стороны привести несколько аргументов в пользу того, что носить бороду не только можно, но и нужно.

Аргумент первый. «Не сама ли природа учит нас…»

 Мы читаем, что в начале Бог «мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Богом положено естественное различие между мужским и женским полом. И это различие не только в половых органах, но и во внешности, и в поведении, и даже в одежде. То, что мужчина и женщина должны отличаться даже в одежде (Втор. 22:5) говорит о том, что отсутствие отличий между полами является мерзостью перед Богом. Рост растительности на лице у мужчины также является естественным природным отличием от женщин. Но сатана, желая извратить Божье творение, всячески старается устранить эти отличия во всех отношениях. Женщины стараются быть похожими на мужчин: носят мужскую одежду, коротко стригутся, стремятся быть главою в семье и в обществе. Мужчины в свою очередь стараются быть похожими на женщин: избегают ответственности, излишне пекутся о своей внешности, отращивают волосы, бреют бороды. Но если для мира, который лежит во зле, все это нормально, то для церкви такое положение дел неприемлемо.

Аргумент второй. «Не любите мира, ни того, что в мире»

Как бы с этим не спорили, но брить бороды – это мирская мода. Многие говорят: «Ну это раньше в древности люди носили бороды, сейчас время другое. Мы же сейчас не ходим в сарафанах и туниках». Действительно, за две тысячи лет многое изменилось. Изменилась одежда, изменился язык, изменился образ жизни. Но физиология человека осталась прежней. И бороды у мужчин, как росли во времена Моисея, так растут и сейчас. А вот мирская мода в отношении бород действительно изменилась. Брить бороды только потому, что сейчас так принято в мире – есть самое настоящее подражание миру. Почему-то многие братья, активно обличая современную молодежь в подражании миру, в отношении бороды этот аспект упускают. Очень лицемерно поступают братья, которые говорят о том, что сестры не должны краситься и выщипывать брови, а сами при этом гладко выбриты. И выщипывание бровей, и бритье бороды, и косметика, и украшения – все это вещи одного порядка. Все это – стремление угодить этому миру и быть привлекательным в его глазах. Для христиан такое стремление греховно.

Здесь есть также и другой аспект – мужчины, которые бреют бороды, стремятся тем самым привлечь внимание противоположного пола. Стремление с одной стороны вроде бы естественное, но мы, христиане, имеем в своей жизни другие ориентиры, и если сестры, носящие короткие юбки, у нас порицаются, то почему не порицаются братья, бреющие бороды? Ведь и в том, и в другом случае мотивация одна и та же.

Аргумент третий. Опыт Церкви.

Кто-то, возможно, упрекнет меня в том, что я не признаю никаких авторитетов, поскольку так лихо критикую братьев. Нет, это не так. В своем последнем аргументе я хочу показать, что моя позиция не является каким-то мятежным свержением авторитетов, а как раз напротив – в своей позиции я разделяю то мнение, которого Церковь придерживалась во все века. Чтобы не быть голословным, я приведу здесь свидетельства христиан, живших в древности, которые наглядно свидетельствуют об отношении Церкви того времени к этому вопросу.

Климент Александрийский (II век):

«И до того испорченность нравов доходит, что не только женщин сокрушает суетная эта забота о показном, но и между мужчинами эта болезнь неистовствует, да, болезнь; потому что кто от этой склонности к показному и рассчитывающему на обольщение других приукрашиванию себя несвободен, тот болен. Старательно за своим телом ухаживая и достигая его холености, такие мужчины становятся женоподобными, заставляют себя подрезать волосы на тот манер, как носят их рабы и щеголихи, драпируются в прозрачные одежды, жуют мастике, мажутся благовонными помадами, натираются благовонными маслами, душатся духами. Что сказать при виде таких мужчин? Физиогномист уже по наружному их виду определит, что это за люди. Это преступные заискиватели у чужих жен преступной склонности, люди немужественные, Афродите двусторонне служащие, власоненавистники, безбородые, питающие в себе страх к этому цвету мужественности, волосы на голове даже и причесывающие-то прямо на манер женщин»

«Бог захотел, чтобы женщина имела кожу гладкую и чтобы только голова ее украшена была самородным и роскошным этим нарядом волос; он придает ее виду осанистость, подобно тому, как и лошадь в своей гриве имеет украшение, ей придающее вид гордый. Мужчину же, как и львов, Творец бородой украсил и ему вид мужественный сообщил в груди волосатой, служащей знаком силы и господства. Подобным же образом и петухов из-за кур между собой в бой вступающих. Творец гребневидным наростом украсил. И эти волосы, дарованные мужчине, Творец ставит столь высоко, что наравне с разумом указывает в них преимущество мужа»

«Характерная принадлежность мужчины, борода, обнаруживающая в нем мужа, древнее Евы, и является символом природы сравнительно более сильной. Вот почему Творец приличным нашел украсить мужа волосами и почему усеял ими все его тело; части же гладкие и мягкие Он снял с боков тела мужчины и создал из них отличающуюся более нежной организацией и деликатностью форм жену, Еву, в качестве спутницы состояния брачного и заправительницы домохозяйством… Поднимать руку на волосы, на этот символ мужской природы, значит, преступно. Это искусственное выглаживание кожи - сам Логос воспламеняет меня против сего, - если оно производится на ком во исполнение расчета того на мужчин, выдает в выглаживаемом дурандаса; если же при этом в виду имеются женщины, то полируемый, значит, является преступным заискивателем у женщин и с их стороны преступной склонности; но и того, и другого разряда мужчины из нашего общества должны быть изгоняемы насколько возможно далее. У вас же и волосы на голове все сочтены, говорит Господь (Мф. 10, 30); значит, и волосы подбородка, и волосы всего тела. Итак, исчисленные Богом волосы сводить, вопреки Его воле, не следует»

«Непозволительно, следовательно, бороду выщипывать, это самой природой данное убранство, истинное украшение. Борода, только что пробивающаяся, представляет собой приятнейший вид; вперед же в жизненном своем возрасте поступающий ее умащает, так что у прехвального Аарона, например, с нее стекал пророческий елей (Пс. 132, 2)»

«Касательно волос нужно соблюдать следующее. Волосы на голове мужчинам следует носить коротко остриженными, за исключением случая, если они были бы курчавыми; на подбородке же должна быть отпускаема борода. Будучи причесаны, волосы не должны слишком спускаться с головы на манер женских локонов; для мужчин достаточно бороды. А если кто бороду подстригает, то не следует, по крайней мере, совершенно ее до гладкости состригать; мужчине сообщается этим вид отвратительный, и состригание бороды даже до кожи собой напоминает выщипывание и выглаживание. Псалмопевец говорит: Как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову (Пс. 132, 2). Повторением слова борода радостно воспевает он украшенное бородой лицо, блистающее елеем радости Господней. Но так как стрижка волос предпринимается не ради украшения, а вызывается обстоятельствами, то волосы на голове нужно стричь, чтобы, выросши очень длинными, они не препятствовали зрению. А на верхней губе волосы нужно подрезать, чтобы при еде не пачкались; но не следует их все остригать, - это было бы некрасиво, - а только немного ножницами. Бороду, которая никаким образом не может беспокоить, нужно без малого цельной оставлять; она сообщает лицу достопочтенность и некоторого рода отеческую авторитетность. Многие бывают удерживаемы от греха и внешним видом своим, потому что их тогда легко узнать; для тайных же грешников внешность, могущая быть предательской, характерность ее не очень желательны; они и отдаются своим делам в темноте потому, что характерного боятся; от большинства же ничем не отличаться, это представляет для них ту выгоду, что получают они тогда возможность бесстрашно грешить»

Киприан Карфагенский (III век):

«Обратимся ко Господу всем сердцем, умилостивим Его гнев и негодование, как Сам Он внушает, постом, плачем и рыданием! Но можно ли считать сетующим от всего сердца, умоляющим Господа постом, плачем и рыданием того, кто с самого начала преступления моется ежедневно в бане с женщинами, кто, пресыщаясь обильными пиршествами, утучняя себя жирными блюдами, на другой еще день отрыгает не переварившуюся пищу и не разделяет своих яств и пития с нуждающимися нищими? Как оплакивает свою смерть тот, кто выступает весело и радостно, и когда в Писании сказано: «да не бриете брад ваших» (Лев. 19:27), бреет бороду и лицо свое украшает? Или он старается понравиться кому-либо теперь, когда стал противен Богу? Неужели также стенает и сетует та, которая наряжается в драгоценную одежду, а об утраченной ею одежде Христовой не помышляет? Которая надевает на себя дорогие украшения и художественные ожерелья и не оплакивает потери божественного и небесного убранства? Да хотя бы ты нарядилась в заграничные одежды и шелковые платья,   ты нага».

Епифаний Кипрский (IV век):

«Что хуже и противнее этого; Бороду образ мужа, остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в Постановлениях Апостольских слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть, не стричь волос на бороде, но и не носить длинных волос, подобно блудницам, и не давать доступа тщеславию под видом праведности»

Кирилл Александрийский (V век):

«Так, например, запрещает остригать, по подобию других, головы и, для обезображивания лица, брить бороду; повелевает также, чтобы и другие нечестивые дела еллинского безумия, разумею нарезы на теле, даже на мысль не приходили»

Исидор Пелусиотский (V век):

«Весьма печалит меня, что слышу о тебе, будто бы не соревнуешь отцеву целомудрию, но подвергаешь себя чуждому для вас позору, лишив лице свое естественного цвета величавости, и преобразив в нечто более подобное лицу женскому. А это ничто иное значит, как укорять Создавшего. Ибо, если отказываешься от чести, самым временем придаваемой совершеннолетию, то показываешь сим, что упорно стараешься быть лучше несовершеннолетним, и намерен не мужем стать, но быть и казаться каким то сомнительным скопцом»

Феодорит Киррский (V век):

«Что значит сказанное: не сотворите обстрижения кругом ) от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших, и кроения не сотворите на теле вашем о души: и язв настреканных да не сотворите в вас (Лев. 19: 27-28)? Некоторые слово переводили: с намерением сделанные из волос кудри; но думаю, что закон запрещает иное. У еллинов было в обычае не обстригать волос на голове у детей, но отращать их, и со временем посвящать демонам. Имели также обычай брить бороды, когда оплакивали кого, и делать нарезания на щеках в честь умерших, а некоторые части тела накалывали чем-либо острым, и покрывали чёрною краскою в угоду демонам. Сие-то и запрещает божественный закон».

Итак, мы видим, что в ранней Церкви бритьё бороды осуждалось, как действие нецеломудренное. Сохранившиеся изображения того времени также подтверждают, что благочестивые христиане древности носили бороды. Бороды носили наши братья и в Средневековье. Например, Ян Гус, а также анабаптисты XVI века: Валтасар Губмайер, Георг Блаурок, Феликс Манц, Менно Симонс – все они держались благочестивого ношения бороды.

Евангельско-баптистское движение в России также не было исключением. Если взглянуть на портреты большинства представителей русского штундизма и баптизма XIX – начала ХХ веков, то мы увидим, что и их лица были украшены бородами: Иван Рябошапка, Никита Воронин, Михаил Ратушный, Василий Павлов, Дей Мазаев, Иван Проханов, Иван Каргель и многие другие. И вообще если взглянуть на фотографии баптистов и евангельских христиан в довоенный период, то можно заметить, что количество бородатых братьев явно превышало безбородых. И это при том, что, например, в 20-30 гг. в советском обществе борода уже воспринималось как анахронизм и популярностью явно не пользовалась. Но несмотря на это, братья, жившие в этот период, не шли на поводу у мирской моды и продолжали носить бороды.

Но почему же в послевоенный период ситуация резко изменилась и братья стали почти поголовно бриться? По видимому сыграло роль то, что в 1944 году властям удалось создать подконтрольную себе организацию – ВСЕХБ – которая сыграла немаловажную роль в насаждении в церкви мирской идеологии. Верующие стали посещать кино и театры, не противились службе в армии, одежда стала менее целомудренной, братья стали брить бороды… Но это уже совсем другая история. Мне же хотелось показать, что ношение бороды является для христиан естественным и традиционным, а вот брадобритие – это новшество, принесенное в Церковь из мира.

Прочитав, все вышенаписанное, Вы, наверное, спросите меня: а какое отношение это имеет к нашему спасению? Отвечу: никакого. Ни борода, ни безбородость, ни вообще наш внешний вид не являются условиями спасения. Тогда, спросите Вы, к чему так рьяно защищать то, что не относится к вопросу вечной жизни? На это я могу сказать следующее. Дело в том, что внешний вид, не будучи условием спасения, является в то же время важным индикатором внутреннего духовного состояния. Конечно, можно иметь очень благочестивый внешний вид, но не быть благочестивым христианином. Моя жена может носить сколь угодно длинную юбку и сколь угодно широкое покрывало, я могу отрастить сколь угодно длинную бороду, но если при всем при этом наша жизни исполнена порока, то мы не более чем гробы окрашенные. Но можно ли быть благочестивым христианином, но не иметь благочестивого внешнего вида? Либеральные христиане, конечно, ответят на этот вопрос утвердительно. Но либерализм – это болезнь последнего времени, предуготавливающая христианство к воцарению антихриста. Те же верующие, которые стремятся действительно жить по Слову Божьему, понимают, что внутренняя духовность человека обязательно будет проявляться и внешне. Именно поэтому вопрос внешнего вида важен для нас, и ему справедливо уделяют немалое внимание в наших церквах. Но внимание это, к сожалению, бывает однобоким. Говоря «А», нужно сказать и «Б». Если сестрам неприлично красится и выщипывать брови, то естественно и братьям неприлично сбривать бороду. Вопрос внешнего вида христиан – это вопрос не только сестер, но и братьев.

«Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).

На фото:

Дей Мазаев (1855-1922) – председатель Союза баптистов.
Василий Павлов (1854-1924) – председатель Союза баптистов, главный редактор журнала «Баптист».
Иван Рябошапка (1831-1900) – один из основоположников русского баптизма.


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки