ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА
Хотя некоторые и считают началом пятидесятничества в нашей стране Воронаевское направление, фактически оно появилось на восемь лет позже смородинского, и от него значительно отличалось. Отличие, в основном, заключалось в том, что его приверженцы не отрицали триединства Бога, не перекрещивали тех, кто уверовал в церквях евангельских христиан и баптистов и принял крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Эти истины воронаевцы ничуть не изменяли, а держались и держатся их в настоящее время так же, как и наше Братство. Главное отличие этого направления - искаженное учение о крещении Духом Святым и знамениях, сопровождающих его. Имеются и другие отклонения, как омовение ног и прочее, но это не столь важно. Мы на этом остановимся позже.
Надо сказать, что из нескольких направлений в русском пятидесятничестве воронаевское - самое многочисленное и принесло нашему Евангельско-Баптистскому Братству разрушений и переживаний больше, чем все остальные вместе взятые. Разумеется, что для описания всех подробностей этого направления не хватило бы и всей нашей книги. Поэтому мы остановимся на наиболее существенных и важных моментах.
Воронаевское движение началось с того, что в августе 1921 года в Одессу возвратился из Америки Иван Ефимович Воронаев, "брат" с необычными "проповедническими способностями" и манерами. По его свидетельству ему, как будто, еще в Америке послышался голос, говоривший через его же уста: "Россия", "Россия". А. В. Карев в своей статье, помещенной в "Братском вестнике" № 5 за 1970 год, стр. 13, писал: "Во время одной своей молитвы Иван Ефимович услышал, будто бы, слова: "Воронаев, Воронаев, поезжай в Россию".
Здесь имеется некоторое расхождение, но самой сущности оно ничуть не меняет, потому претыкаться на этом не следует. И вот, повинуясь этому услышанному им голосу, Воронаев через Болгарию прибыл в Одессу и, поселившись в гостинице, стал регулярно появляться в церквах евангельских христиан и баптистов, выдавая себя за баптистского проповедника Евангелия. Своим красноречием и ласкательством он скоро снискал расположение и доверие простодушных верующих людей, и никто ни в чем его не подозревал. Настоящее лицо Воронаева открылось лишь со временем, о чем мы располагаем сведениями. Так, всем известный проповедник и писатель того времени писал: "После гражданской войны в Россию был послан из Америки некто Воронаев как миссионер-пятидесятников. Этот человек был прежде пресвитером в Нью-Йорке. Увлекшись пятидесятничеством, он увлек за собою также всю общину.
Приехав в Россию и избрав ее полем для начала своей работы, Воронаев явился в баптистскую общину и выдал себя за баптистского проповедника из Америки. Пресвитер церкви П. Щукин и все члены церкви доверились ему, как своему брату по вере. Кафедра была совершенно открыта для деятельности Воронаева. Но через некоторое время этот "брат" увлек всю общину в пятидесятничество, за исключением 12 человек, оставшихся с пресвитером. Имея теперь целую, большую общину, Воронаев развернул свою деятельность на всю страну. Почва для этого учения была самая подходящая... Пятидесятничество для церквей было незнакомо, и деятельность Воронаева явилась неожиданной, как пожар для спящих людей. В короткое время около шестисот баптистских общин были увлечены в пятидесятничество. В это же время из Америки пятидесятнические организаторы устремились в Польшу, где произвели такую же духовную "революцию", что и Воронаев в России, с теми же результатами".55
Примечание: В числе увлеченных в пятидесятничество общин были не только баптистские, но в такой же мере и общины евангельских христиан, которых Н. Салон-Астахов не выделяет, а в целом называет их просто баптистскими, хотя они в то время имели свой отдельный союз, сокращенно именуемый ВСЕХ.
Одновременно с Воронаевым из Америки приехал и постоянно с ним сотрудничал также другой "брат", будучи его "правой рукой" или первым заместителем, - В. Р. Колтович.
Сам Воронаев описанного о разрушительной его работе в церквах нашего братства не отрицал, а наоборот, как бы подтверждая, несколько позже писал в своем журнале: "Читатель спросит: "Кто же эти трясуны? Кого баптисты под ними подразумевают?" - Так баптисты злобно называют истинных детей Божиих, крещенных Духом Святым. Баптисты недаром боятся и опасаются "трясунов". Ибо действительно, когда эти "трясуны" в силе Духа Святого проникают в общины баптистов или евангельских христиан, ТО ДО ОСНОВАНИЯ РАСТРЯСАЮТ ИХ ОБЩИНЫ И ОСТАВЛЯЮТ ТОЛЬКО ЩЕПКИ ДА ОСКОЛКИ..."56
Прочитав такое признание, всякий здравомыслящий человек ужаснется. Разумеется, превратить в "щепки да осколки" гораздо легче, чем построить. И то, что десятками лет строилось в суровых условиях при жестоких гонениях в царской России, за что в Сибири сложили свои кости первые проповедники, несшие Евангелие нашему народу, то Воронаев со своими приверженцами крушил и разрушал самым безжалостным образом. Да и чего ему жалеть? Разве он пострадал за Евангелие хоть чем-нибудь? Нет!
Разумеется, что всех фактов такой разрушительной работы собрать невозможно, да и нужно ли? Но для примера можно привести некоторые сведения из духовных журналов и рассказов очевидцев. Так, М. А. Рева из Марьяновки писал: "К нам, как вам известно, принесли изуверское учение "трясунов", которое наделало много бед, принося разрушения общины и группы верующих. Вместо того чтобы распространять дело Божие, теперь приходится бороться с "трясунами", как с хищниками... "Трясуны" ходят по хатам и извращают Евангельскую веру... В последнее время они стремятся с нами объединиться, но местные братья предлагают им сначала покаяться, на что трясуны не соглашаются, так как считают себя правыми".57
В другой корреспонденции И. С. Островной (ст. Користовка, Екатеринославской губернии, ныне Кировоградской обл.) писал: "В нашем районе появилось трясунство, которым увлеклись много наших братьев и сестер. В Кукловской общине, состоявшей из 50 членов, остался верным евангельской истине только один брат. В Косовской общине из 130 членов осталось 45, и в других общинах осталось по несколько человек... В настоящее время идет перерегистрация общин для того, чтобы весь район зарегистрировать в одну общину. Насколько хватает сил, боремся с трясунством".58
Бахвальство Воронаева о способности "трясунов" превращать наши общины в "щепки да осколки" бросилось в глаза даже атеистам. Так А. Т. Москаленко в книге "Пятидесятники" дословно поместил эту цитату.59 Встречается она и в других источниках. Несомненно, что эти слова внесены в ту "Памятную книгу", которая пишется перед лицом Господа (Мал. 3:16).
Совершенно верно писал С. В. Белоусов: "Трясунским проповедникам и пророчицам следовало бы идти в вертепы, дома разврата, кабаки и там проявлять свои дары и чудотворения" (а не заниматься разрушением общин верующих).60
Ново-Воронцовский район (Н. Воскресенск). "О прошлом годе (1924) мы можем сказать, как о годе многих испытаний... Брат Филиппович К. И., посетив отдаленные уголки нашего района, где было особо развито пятидесятничество, возвратившись, известил нас, что почти везде, куда могло проникнуть это учение, ОСТАЛИСЬ ОДНИ ЛИШЬ ЖАЛКИЕ ОСТАТКИ с измученными лукавыми людьми".61
Об этом также со всей справедливостью и беспристрастностью писал в одном из своих писем всеми уважаемый труженик нашего Братства И. В. Каргель: "Но, где появляются нынешние лжепятидесятники, - разорение и гибель..., дух из преисподней там совершает свое разрушение до ужаса".62
Будучи секретарем Корыстовского отдела Союза евангельских христиан и свидетелем многих событий, И. И. Драгомиров об этом же писал: "Движение это, как УРАГАН, стало быстро распространяться среди нашего Братства. Общины евангельских христиан и баптистов разрушались им очень быстро и неудержимо. Я сам, будучи ответственным работником, просто не знал, что делать. Но когда мы получили "Пояснительную записку" И. С. Проханова "О Духе Святом, Его дарах и действиях", то я стал изучать этот материал и открыто выступать против воронаевского лжеучения".63
А вот что писал в своем открытом свидетельстве бывший пятидесятник И. Сыровой из Западной Украины: "Когда пятидесятник первый раз войдет в общину, то он покажет' себя примерным братом, чистым ангелом..., но всем сердцем будет искать слабого места в общине, где бы начать свою разрушительную работу. В беседе с членами общины старается указывать им на недостатки проповедника, обвинять его в том, что он проповедует только половину Евангелия, а всех истин не хочет открывать. Затем "брат" начинает отыскивать людей недовольных своей общиной и доказывать им, что вся община не имеет Духа Божия. Восстающих против его действий называет противниками Духу Святому и хулителями. Вообще воронаевцы прибегают к разным ехидным уловкам, и где им удается разрушить общину, там они ликуют".64
Приведем еще одну выдержку из статьи самого Воронаева о крещении Духом Святым: "Десятки лет тихо стояло в этой области русское сектантское море, и вдруг, как бы кого-то испугавшись, всколыхнулось оно и начинает шевелиться во все стороны. Подымаются на нем бури, вихри и волны, которые налетают на их общины и сокрушают все до основания, ОСТАВЛЯЯ ИМ ТОЛЬКО ЩЕПКИ ДА ОСКОЛКИ".65
Да, "щепки и осколки" от наших общин так и грезились этому новоявленному "апостолу" двадцатого столетия и во сне, и наяву... И если созидавшие общины платились за это благополучием своих семей и собственной жизнью в ссылках, в кандалах при царизме, то Воронаеву так и бредилось обратить их в щепки да осколки... На что только способны бывают люди, ослепленные "богом века сего" - диаволом!
Ведь ни кто другой, а именно он, Воронаев, сформулировал и определил "девиз", который и поныне хорошо помнят одесситы: "Разобьем баптистов и плотских евангелистов!" Именно это и означало превратить церкви баптистов и евангельских христиан не только в руины, а в щепки да осколки. Этот "девиз" был даже напечатан в одном из журналов "Евангелист". Страшно.
И разве удивительно, что сподвижники Воронаева, вдохновленные этим "девизом", со всей ревностью старались осуществить его? Ко всему этому можно вполне справедливо подвести слова Иисуса Христа: "Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить" (Иоан. 10:10). "Добрый пастырь" не только этого не делал бы, но даже и не помыслил бы о чем-то подобном.
Кстати, в те годы как-то Воронаев приезжал в село Кирове, Запорожской области и при прощании с пресвитером Драным А. К. произнес "пророчество": "Я тебя заверяю, Андрей, что через два-три года в России не останется ни одного баптиста. Мы всех просветим, и они станут духовными и крещеными Духом Святым со знамением языков". На такое бахвальство Андрей Кириллович не стал употреблять слов Писания, а положил Воронаеву руку на плечо и сказал: "Скажешь "гоп", когда перепрыгнешь..."66
Вот хотя некоторая часть того, чем характеризовалось с самого начала воронаевское направление в пятидесятничестве вообще. А об остальном - потом. "По плодам их узнаете их" (Матф. 7:15-20). А это и есть плоды.
Все изложенное в предыдущем разделе само по себе порождает вопрос: "Кто же этот Воронаев, с именем которого связана такая неблаговидная история в жизни нашего Евангельско-Баптистского Братства?" В журнале "Баптист Украины" № 3,1928 год, стр. 38-41, помещены довольно конкретные сведения об этом "деятеле", и мы приведем их полностью.
"Имя Воронаева тесно связано с развитием тятидесятничества на Украине в последние годы и жуткими духовными руинами многих общин нашего братства. Хитрый, неискренний, он вкрадьшался в простые сердца детей Божиих, неся "дары" бессмысленного лепета и нервное расстройство своим последователям.
Обманным образом проник он впервые в Одесскую общину баптистов, был обнаружен братьями, но увлек за собою многих членов общины. С тех пор Одесса стала его "столицей".
Хотя влияние пятидесятников заметно ослабилось, но знание, кто такой Воронаев в прошлом, будет полезно как для наших членов, так и для тех, искренно искавших высокой духовной жизни, кого он увлек.
Брат П. Щукин, пресвитер Одесской баптистской общины, специально запросил брата И. Непраша в Америку о личности Воронаева и получил ответ, достаточно открывающий темный "лик" этого вдохновителя пятидесятничества.
Невольно приходится удивляться, как этот выброшенный из баптистской среды обманщик может присваивать себе имя человека, "крещеного Духом Святым"? Что-то слишком не похоже... Не смешал ли он другого духа с Духом Святым? Его жизнь в Америке и "работа" здесь наводит на такие мысли.
Приводим копию письма (ответ на запрос) брата Непраша и копию сообщения из Нью-Йорка от Русско-Украинской общины евангельских христиан:
Дорогой во Христе брат!
Письмо Ваше, запрос о Воронаеве, получил несколько времени тому назад, но ответил не сразу, потому что хотел справиться в Сан-Франциско. А. Николаус пишет следующее: "Воронаев в Сан-Франциско проповедовал, но был исключен за обман. Он обманул и русских братьев, и американских. Желая продвинуться вперед, он подыскал себе подобных и вместе с ними написал, как будто бы от общины, прошение в американский комитет, что община просит комитет рукоположить Воронаева в пресвитера общины. Американцы пришли, братья не знали, для чего, и так как по-английски не знали много, то не знали, что делается.
После обман открылся, и Воронаев был исключен. Он наделал очень много беды в деле Божием, когда еще не пришел к пятидесятникам. Пришел он к ним, как здесь многие думают, совсем без убеждения, а просто, там удобнее для его непокаянной души.
Мы слышали, что он там у вас что-то делает, и очень удивляемся, что ему доверяются. Неужели там верующие не имеют хоть малого различения духов, что он может так обманывать их?
Когда я выезжал из России в 1917 году, то бр. Патковский из Сибири писал мне нехорошие вещи о Воронаеве и предлагал ему сначала вернуться на родину и исправить все, что наделал, а потом уже думать о духовной работе в Америке. Можете спросить Патковского.
Сердечный привет во Христе и пожелание благодати!
И.Непраш
"Один Господь, одна вера, одно крещение". В Одесскую общину от Евангельских христиан г. Нью-Йорка, Северная Америка. Искупленным чадам Божиим - радоваться! Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа! Аминь!
Дорогие братья и сестры во Христе!
Мы слышали, что в Одессе находится И. Е. Воронаев. Это имя - "Воронаев" - ложное. Его настоящее имя Н. П. Черкасов. Последнее имя "Воронаев" он имеете 1908 года. Он уроженец Оренбургской губернии. Эта личность очень сомнительного характера, а поэтому ради любви к делу Божиему и к вам, мы, вся Нью-Йоркская община Евангельских христиан, просим вас и предостерегаем, чтобы вы были настороже и с великой осторожностью обращались с подобными лицами, через их нехристианские проделки. Наше слово к вам: "Не принимайте его в свою среду и не давайте ему места в церкви. Он работал в Нью-Йорке три года и за все время не мог ни с кем никогда жить в мире из-за самолюбивых и преследуемых целей, вытекающих из не возрожденного Святым Духом сердца. Братья и сестры! Будьте готовы не только удалять таковых, но и сражаться. Он был выписан братьями-баптистами из города Сиетла и поставлен проповедником в русской общине. И как он не придерживался церковного порядка, на все это не смирялся, но по своей гордости и тщеславию начал клеветать на баптистов, что и послужило расколу в общине, и как ему было отказано у последних, то он и еще некоторые из его приверженцев должны были уйти, не переставая делать свою гнусную работу по отношению своих бывших братьев баптистов.
О своем выходе он написал в мирские газеты, как то "Русский голос" и "Русское слово". Написанное им - все неправда. Он способен лгать во все стороны, лишь бы достичь намеченной цели, то есть посеять вражду среди детей Божиих и потом сделать раскол. Если он скажет вам, что он баптист, не верьте; а если скажет, что он евангельский христианин, тоже не верьте; он может говорить много всякой неправды (Рим. 16:17-18; 1 Кор. 16:13-14). И. Е. Воронаев-Черкасов - уроженец Оренбургской губернии, Верхне-Уральского уезда; Великопетровской волости. Как у баптистов, так и у пятидесятников жил под ложным именем".
По поручению Нью-йоркской общины Евангельских христиан: проповедник Платохин В. Я., диакон И. О. Берейко, секретарь И. П. Колесников. Члены церковного комитета: Г. Величко и Е. Белащук.
7.04.1922г.
2Тим.2:15
Комментарии к этим документам делать не будем; они говорят сами за себя вполне ясно и авторитетно. Только жалко, что ослепленные пристрастием люди недостаточно обращали внимания как в прошлом, так и теперь. А обращать внимание следовало и следует непременно.
Наряду с этими сведениями, считаем уместным привести еще одно, не менее важное сведение, которым заканчивается столь неблаговидная биография самозваного "апостола" русского пятидесятничества - его собственноручно написанное отречение с личной подписью, фотокопия которого была опубликована в печати. Разумеется, что найдутся люди, особо пристрастные к нему и сочтут этот документ подлогом. Но почему подобного "подлога" не сделано на видных работников нашего Братства Н В. Одинцова, П. В. Иванова-Клышникова, М. Д. Тимошенко, И. С. Проханова и др.? Нет, кто сам такого не писал, тем никто сочинять и не стал. А уж "что написано пером, того не вырубишь и топором". Так гласит народная мудрость, и это верно.
Но как же так получилось? Подробностей об этом не сохранилось, но известно, что в начале тридцатых годов Воронаев попал в заключение, и там из-под его пера появилось это письменное отречение, видимо с целью облегчения своего положения.67 Но разве в те годы в таком положении оказался он один? Вышеназванные братья, руководители нашего Евангельско-Баптистского Братства, оказались там же и ни чуть не в лучших условиях. Однако, будучи по истине верующими, они сохранили верность Господу и народу Его, и ни один из них такой "писульки" не написал. А Воронаеву, что? Ему лишь бы самому легче. И если, будучи еще в Америке, он - как отвечал о нем брат И. Непраш - обманул и русских братьев, проживающих там, и американских, то разве удивительно, что он и здесь поступил так? Такие способны на что угодно.
Чтобы сказанное не показалось кому-то голословным, мы приводим содержание отречения Воронаева дословно: "А потому отныне я решил оставить религиозное служение, отказаться от звания служителя культа (евангельского проповедника) и впредь таковым не быть, и решил остальные годы моей жизни посвятить физическому труду и приобщиться к тем, кто великим трудом и с большим усилием строит столь величественный храм социализма, на постройке которого я готов хотя бы глину топтать или песок и камни таскать, стараясь заполнить свои прошлые пробелы, и постаравшись стать более полезным и даже примерным гражданином, отличаясь трудовой жизнью и поведением" (Подпись И. Е. Воронаев).68
Вот такой неблаговидной славой прослыл этот "деятель" и за океаном, в Америке, и в своей стране, а еще бесславнее завершил свое "подвижничество".
Уместным считаем привести также свидетельства тех, кто лично встречался с Воронаевым и был свидетелем его поведения, а также сведения, имеющиеся в нашей литературе.
Так, всем известный проповедник Н. Салов-Астахов писал: "Происшествие это случилось в собрании Воронаева во время его пребывания еще в Америке в 1919 году.
После проповеди и пения Воронаев пригласил всех имеющих желание креститься Духом в заднюю часть помещения, в котором проводилось собрание. Вместе с другими пошел также и проповедник Джонсон, пришедший убедиться в принципах крещения духом.
Поднялся страшный визг и крик просящих духа. На одну стоявшую женщину Воронаев вместе с проповедником, приехавшим из Калифорнии, возложили свои руки, неистово крича над ее ушами: "ком, ком, ком" и т.д. Через несколько минут женщина без сознания упала на пол. Джонсон обратился к Воронаеву с вопросом: "Что же вы делаете, зачем мучаете людей?" Но в ответ на это Воронаев нанес сильный удар кулаком в грудь Джонсону, со словами: "А вам какое дело?" И, не объяснив своего поведения и не отвечая ни слова, Воронаев ушел. А когда Джонсон потребовал вызвать полицию, то столпившиеся около него пятидесятники дали ему сильный толчок в спину, от которого он оказался за дверью, моментально закрывшейся на ключ".69
Очень неблаговидные дела Воронаева описывает и С. В. Белоусов.
"В действиях пятидесятников замечается сильное влияние гипноза. Несколько сестер, поколебленных Воронаевым в вере и в том, что они якобы не имеют силы Духа Святого, начали поститься и молиться о том, чтобы Бог дал им духа, который бы потряс их и дал бы "иные языки". Но этого женщины не могли получить до тех пор, пока не позвали Воронаева, и тот передал им, уже ослабевшим от поста и молитвы, свой дух через "гукание" наподобие лошадиного ржания".70
Одна сестра, там же в Одесской области, ныне вернувшаяся в общину, рассказывает, что она была увлечена этим учением и хотела получить все дары пятидесятников, долго просила, но не получала до тех пор, пока не пригласила того же Воронаева, и он стал молиться с нею.
"И вот во время молитвы, - рассказывает она, - около моего носа хлопнули в ладоши, и я услышала звуки: "хуцу", "хуцу". Открыв на мгновение глаза, я увидела, что все это проделывал Воронаев около моего лица: у меня сейчас же открылся дар речи на другом языке - "гав", "гав", но тот час же вернувшееся сознание подсказало мне, что это не от Бога, а его, Воронаевское.
С того времени женщина начала просить Бога, чтобы Он освободил ее от этого духа". После этого сестра вернулась в общину".71
"Вблизи города Одессы есть селение Кривая Балка. Там живет некто Губанов со своей женой, имеющей искалеченную ногу. Наслушавшись Воронаева, Губанова начала трястись и пророчествовать, а вскоре этому последовал и ее муж. Надо сказать, что Губанова поддалась ложному учению в надежде получить исцеление ноги, а муж - в надежде улучшить свое материальное положение. Но так как кроме трясения и звукопроизношения в виде языка у них ничего не было, то вскоре пророчества Губановой обрушились на Воронаева. Губанова своими пророчествами, обличениями и угрозами стала порицать Воронаева, а тот в свою очередь объявил, что Губанова сумасшедшая, что в ней дух лжи и заблуждения".72
В те же годы в журнале было напечатано предостережение: "Русско-Украинский Союз Баптистов в Америке предостерегает всех братьев в России и на Украине о выехавшем из Америки и, вероятно, находящемся уже в России раскольнике И. Е. Воронаеве, сделавшем много зла детям Божиим и даже Союзу. Ради дела Божиего и нашего спокойствия не принимайте его в наши чистые общины. Он великий лицемер и может обольстить доверчивые души. Будьте осторожны с подобными людьми!"73 (Секретарь Союза Б. В. Букин).
А вот, что рассказывают те, кто были личными свидетелями действий и поступков Воронаева.
"В октябре 1924 года в городе Пятихатки Днепропетровской области в общину пятидесятников, созданную из Евангельских христиан и баптистов, приехал Воронаев и проводил собрание. Во время молитвы, стоя на коленях, он пришел в такой экстаз, что женщину, стоящую тоже на коленях впереди него, по фамилии Дебюра, начал хлестать ладонью по плечу, выкрикивая какие-то непонятные выражения. Возмущенная такими действиями женщина повернулась и плюнула Воронаеву прямо в лицо. После этого она настолько разочаровалась, что дошла до психопомешательства и в приступе болезни повесилась".74
Этот факт рассказывал также покойный Александр Иванович Пушкин из города Днепропетровск. Старейшая сестра, член Одесской церкви ЕХБ Елена Дмитриевна, в своих "Воспоминаниях о Воронаеве" пишет:
"Стоя за кафедрой во время проповеди, Воронаев приводил также неуместные примеры и сравнения, которые недопустимо говорить не только в церкви, но и ни в каком обществе мало-мальски порядочном. Многие верующие смутились, а некоторые сестры даже плакали. За кафедрой он выступал с такими жестами и хлопал в ладоши, как цирковой артист в комической пьесе.
На вечернем собрании ему снова дали слово, и при этом повторилось то же, что было утром.
В то время я была приближенной. Когда Воронаев со своей жестикуляцией и примерами появился на кафедре, то меня это оттолкнуло настолько, что принимать крещение в этой общине я была не согласна. И такою я была не одна. Даже когда Воронаеву удалось организовать свою общину пятидесятников, перетянутых из евангельских христиан и баптистов, то все равно методику свою не изменил. Даже на первый день Пасхи в собрании на ул. Тираспольской он договорился до того, что сказал, что, сняв с креста, тело Иисуса Христа взяли за руки и за ноги, как пьяного, и понесли...
Однажды он, рассказывая, как некий царь коленом вытолкнул вора, признавшего свою виновность, сам сошел с кафедры и продемонстрировал этот прием наглядно для всех, чем и вызвал возмущение у многих. Но пристрастие к нему все покрывало."75 Подобное рассказывают супруги Н. А. и Е. М. Давидюк, проживавшие в то время вблизи Одессы, а потом в Запорожье.
Проповедуя об отречении Петра, Воронаев так увлекся, что, говоря о пении петуха, сам закричал по-петушиному "ку-ка-ре-ку!" У слушавших это вызвало и удивление, и возмущение, и смех. А во второй проповеди об истукане, говоря об ударе камня по истукану, сам ударил в свои ладони так сильно, чтобы в какой-то мере наглядно показать этот стук. Проповедуя о Духе Святом, молился и заканчивал молитву каким-то гудением так, что волосы поднимались от непонятного завывания.
Но больше всего свое настоящее лицо этот лицемер показал в своих "плодах", когда в 1924 году, поссорившись с женой, хотел ее бить. Но она ночью, раздетая, через окно выпрыгнула на улицу, а он гнался за нею, чтобы поймать... Работавшая у Воронаева домработница Мария Комкова, "пророчица", на этом так соблазнилась, что совсем ушла от него. Но потом, после многих уговоров, ему удалось все же вернуть жену, чем в какой-то степени дело прикрылось.
Недаром же американцы называли душу Воронаева нераскаянной! А вообще после отлучения он не каялся ни в Америке, ни в России.
Кроме того, брат П. X. Коваленко из Константиновки, Запорожской области (проживая в те годы в Одессе и будучи свидетелем ряда событий из жизни и деятельности Воронаева), рассказывает, что по утверждению брата Кривдика (проживавшего тогда в Америке), Воронаев из Америки поехал не по своей воле, а потому что его выдворили в Бразилию, а потом в Болгарию. А потом только попал он в Одессу. Насколько это точно, теперь судить трудно. Но если бы ничего такого не было, то кто бы это стал утверждать? Однако, судя по тем данным, которые мы здесь привели, вполне можно соглашаться, что это так было. Вот те, хотя далеко не полные, сведения, по которым любой и каждый может и сам сделать определение, кто такой был И. Е. Воронаев, принесший нашему Евангельско-Баптистскому Братству горя больше, чем кто-либо другой.
"ПРАВЕДЕН СУД НА ТАКОВЫХ"! (Рим. 3:8). Вот почему Иисус Христос учил распознавать таких никем не посланных лжепророков не по дарам, а "ПО ПЛОДАМ" (Матф. 7:15-23).
Когда Воронаев появился в Одессе, то, разумеется, как миссионер нового учения, он поставил своей задачей создать именно в этом городе свою первую общину пятидесятников. И он ее создал! Но... как создавал? На этом следует остановиться.
В то время в Одессе, как свидетельствуют о том старожилы-одесситы верующие Елена Дмитриевна Афанасьева, Николай Иванович Высоцкий и др., было четыре общины: община евангельских христиан, община христиан-баптистов и две общины, немецкая и еврейская. Отношения между ними были братские.
Воронаев с первого дня проживания в Одессе стал самым усердным посетителем всех четырех общин, а особенно в баптистской и евангельской. Он был известен как одаренный проповедник, хотя проявлял и немало странностей. Разумеется, что излюбленной темой проповедей Воронаева была тема о "крещении Духом Святым со знамением языков". Всех, не имеющих этого "знамения", он бесцеремонно называл некрещеными Духом Святым и вообще не имеющими Его, призывая ревновать о крещении Духом Святым и Его дарах.
И вот, поскольку тема эта в то время была совершенно новой, то простодушные доверчивые люди, а притом жаждавшие чего-то более возвышенного и совершенного, сверхъестественного, с жадностью устремились слушать нового проповедника на новую тему о "крещении Духом Святым". Видя такую благоприятную почву, Воронаев, обладавший красноречием и неутомимой энергией, кроме проповедей, в каждом собрании старался завязывать личные контакты с теми, кто охотно склонялся на его сторону и слушал его. Воронаев, как рассказывает Николай Иванович и Елена Дмитриевна, не торопился уводить увлеченных из общин, а всеми силами старался сколачивать из них в этих общинах группы своих приверженцев для того, чтобы они и других склоняли на его сторону. Работать внутри общин гораздо удобнее, чем извне. Вот так работа и велась. Но когда эти группы, наскоро сколоченные Воронаевым, которому наши братья доверялись как брату, уже открыто повели работу по переубеждению, тогда руководители всех четырех общин собрались вместе и приняли решение не допускать Воронаева на кафедру ни в одной общине. Решение было правильное, но, к сожалению, с большим опозданием.
Располагая средствами, Воронаев снял большой кинозал по ул. Тираспольской и в нем стал проводить свои собрания, не будучи зависим ни от кого, и не подчиняясь никому. Это было в конце февраля 1922 года. Это по памяти рассказывают Н. И. Высоцкий и Е. Д. Афанасьева. А в литературе приводится более точный рассказ жены Воронаева Екатерина Афанасьевны следующего содержания: "В Одессе муж (Воронаев) сразу стал создавать общину пятидесятников. Как сейчас помню, 12 ноября 1921 года он открыл в Сабанском переулке молитвенный дом".76 Отсюда и берет свое начало существования Одесская община пятидесятников. А собрание по улице Тираспольской появилось несколько позднее. А возможно, что Сабанский переулок был от ул. Тираспольской и речь идет об одном и том же доме. Впрочем, сути это не меняет.
Появление этой новой общины в Одессе некоторые исследователи считают временем появления пятидесятничества в России. Но фактически, с февраля 1922 года начала существовать первая община Воронаева. А само пятидесятничество появилось раньше, как об этом изложено выше. Вместе с Воронаевым ревностно подвизался и В. Р. Колтович, прибывший одновременно с ним из Америки, будучи его "правой рукой".
Членами вновь организованной "церкви" по улице Тираспольской оказались, как и следовало ожидать, не люди, приведенные из мира, а члены тех групп, которые были выведены из церквей, в основном баптистской и евангельской, и незначительная часть из мира. По количеству эта "церковь" превосходила любую из существовавших, и приток в нее продолжался.
Притом, Воронаев в эту "церковь" охотно принимал кого угодно: отлученных, отпавших, всяких недовольных, лишь бы только они принимали его учение о языках и пророчестве. Когда Воропаеву задавали вопрос, почему он так поступает, он спокойно отвечал, что коль Христос и апостолы принимали всех и испытанию не подвергали, то и он делает так же.
Фактически, это была лишь отговорка, а в действительности Воронаев имел свои цели, выраженные в лозунге - "разбить баптистов и плотских евангелистов". Для этого ему нужно было количество, чтобы движение стало массовым. И община Воронаева росла не по дням, а по часам. Текучесть из церквей в эту "церковь" была неудержимой, а руководство разоряемых церквей не знало, что делать.
С целью большего привлечения людей в свою "церковь" Воронаев проводил богослужения не в те часы, когда проводились богослужения в церквах баптистов и евангельских христиан, с тем, чтобы члены этих церквей, побыв на своем богослужении, могли иметь возможность побыть и в собрании на Тираспольской. Кроме того, увлеченные Воронаевым, по его совету, не торопились переводить свое членство в его "церковь", а оставались членами в прежних общинах и, посещая регулярно свои богослужения, по окончании приглашали с собой своих друзей и всех, кто только соглашался на богослужение на Тираспольскую. Теперь работали по вовлечению не один Воронаев, а все, склоненные на его сторону. И чем больше было склоненных, тем больше было склоняемых. Именно этим методом Воронаев достиг столь быстрого роста численности своей "паствы" до 600 человек. А в статье, написанной А. В. Каревым, помещенной в "Братском вестнике" № 5 за 1970 год, стр. 13, указывается, что численность членов этой общины достигала почти тысячу человек.
Следовательно, фактическую численность Воронаев намеренно преуменьшал, видимо с той целью, чтобы уменьшать тревогу в церквах баптистов и евангельских христиан, из которых вербовал пополнение своей "церкви". Вот поэтому эту текучесть остановить было невозможно, а результатом ее было то, что описывал известный Н. Салов-Астахов: в общине баптистов с пресвитером осталось всего 12 человек, о чем уже говорилось выше, в разделе 1. Не лучше обстояло дело и в общине евангельских христиан. Даже А. Г. Сердюков, пресвитер этой церкви, был увлечен этим лжеучением, но, будучи человеком предусмотрительным, не решался предпринимать решительные шаги. Вместе с Н. И. Высоцким, секретарем общины, они молились вместе о том, чтобы Господь открыл ясность в вопросе крещения Духом Святым и Его дарах, чтобы быть в состоянии передать это и другим. По мере роста общины в основном за счет существовавших общин и отчасти прямо из мира, это учение наделало много шума, выходившего за пределы не только самой Одессы, но и Одесской губернии. В Одессу со всех концов Украины устремилось много "паломников" воочию убедиться в "обновлении первохристианства", как они считали пятидесятничество. Добрая доля посмотревших возвращалась в свои церкви уже пятидесятниками, ревностно стараясь насаждать пятидесятничество в своих церквах. В числе таковых были не только пытливые рядовые верующие Евангельско-Баптистского Братства, но и проповедники, пресвитеры и даже благовестники, такие как Павлов, Понурко и Бут. Так вышеупомянутый брат П. X. Коваленко, будучи свидетелем некоторых событий, рассказывает:
"В июле 1922 года в селе Высокая Гребля Павлов В. Д. - благовестник евангельских христиан по Одесской губернии, вступил в жаркую дискуссию с Воронаевым и, просидев с ним ночь, сам перешел на его сторону и включился в работу, превращать свои же церкви "в щепки да осколки". Так в самой Высокой Гребле община в 120 человек за короткое время была наполовину разорена. При этом произошло одно жуткое событие: родной сын, будучи верующим, орчиком77 избил своего отца, пресвитера церкви, говоря: "Ты же учил так, а теперь учишь иначе?"
А брат Г. Ф. Таран описывает свой диалог:
"В личной беседе с Г. Г. Понурко я спрашивал: "По окончании Вами Библейских курсов, с какой целью послал Вас Проханов в Одессу?"
- Пожар тушить, который разжег Воронаев, - отвечал он.
Я интересуюсь результатами, Понурко молчит...
- Плохой Вы, Гаврил Гаврилович, пожарник, - говорю я. - Вместо того чтобы Потушить пожар, вы стали насаждать новые очаги горения.
Затем спрашиваю: - Какое впечатление произвел на Вас Воронаев после ваших бесед?
- Он сумел мне доказать, что все, что я имел, в сравнении с тем, что он предложил, было очень малым. Надо оставить начатки учения Христова и поспешить к совершенству.
- А в чем же было предложено Вам совершенствоваться? - спросил я.
- Конечно, в крещении Духом Святым со знамением языков".
- А любовь, не есть ли СОВОКУПНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВА? Если вы ее не имели, то без любви вы были "медь звенящая", и ничуть не мудрено, что вы так легко смогли стать в ряды пятидесятников и вместе с Воронаевым начать дело разрушения церкви Христовой..."78
Тот же брат Коваленко П. X., вспоминая первые годы работы Воронаева, рассказывает:
"По всей Одесской губернии Воронаев со своими приверженцами отрывал верующих искренних детей Божиих от общин нашего братства, первым долгом наделяя их "языками". Но эти люди проявляли неустойчивость. Вновь наскоро сколоченные общины сначала горели неумеренной ревностью ко всякого рода проявлениям необычного характера. Но проходил пыл, и они убеждались в ложности этих проявлений. Многие разочаровывались, бросали все и уходили в мир. Везде было разрушение, везде соблазн, разврат, падение.
Однако на все это Воронаев смотрел совершенно спокойно. Он считал, что для того, чтобы построить новое, надо поломать старое. И, воодушевленный такой идеей, он ломал...
Разумеется, что у любого нового течения непременно будут и своеобразные особенности, которыми оно и будет отличаться от других течений. Следовательно, и у первой общины, организованной и руководимой Воронаевым, фазу же появились и свои особенности, возникшие и задумано, и чисто случайно.
Первой и основной особенностью было то, что служение в ней проводилось в двух видах: открытое, как бы призывное, и закрытое, за закрытой дверью, куда могли проникать даже не все члены церкви, а только особо избранные лица. В открытых служениях отчасти была и проповедь, призывающая грешников к покаянию. А в основном преобладала проповедь о том, чтобы каждый верующий, не говорящий непонятным языком, "ревновал о Духе", о том, чтобы "Бог крестил Духом Святым". И если прямого такого слова "ревновать о Духе" или о "крещении Духом Святым" в Евангелии не встречается, то Воронаев это слово взял из фразы "ревнуйте о дарах духовных" (1 Кор. 14:1) и применил его к так называемому "крещению Духом Святым". Таким образом, он создал основание, что Евангелие, якобы, учит ревновать об этом крещении, как об особом переживании, отдельном от покаяния и возрождения. Причем видимым и несомненным признаком или знамением такого крещения считались языки. А тому, что эти языки никому не были понятны, никто никакого значения не придавал. Даже больше того! Хотя языки эти понятными никогда и не были, но пристрастные к ним всегда называли их "ИНЫМИ ЯЗЫКАМИ" и никак не иначе. Их называли так же, как назывались и те языки, которыми говорили апостолы к чужестранцам из шестнадцати народностей, собравшимся на поклонение в Иерусалим в день Пятидесятницы.
А некоторые из насаждавших эти языки, хотя и видели разницу между языками апостольскими и языками современными в том, что апостольские языки были понятны и говорившим, и слушавшим, а современные - не понятны ни говорящим, ни слушающим, все же пытались утверждать, что якобы и языки апостольские были также никому непонятны. В основание такой версии они приводили не то, что описано в книге Деяний об апостолах и Пятидесятнице, а то, что написано о коринфских НЕЗНАКОМЫХ ЯЗЫКАХ, которых действительно не понимали ни говорящие, ни слушающие их.
Разумеется, что такая натяжка, ни на чем не обоснованная, всегда порождала нескончаемые дискуссии с нашими братьями, отстаивавшими чистоту Евангельского учения. Но, тем не менее, простодушие и тяга к чему-то сверхъестественному превозмогала, и число ревновавших о "крещении духом", а вернее, о языках, непомерно увеличилась. Именно этим и объяснялся очень быстрый рост общины пятидесятников, основанной Воронаевым, и не за счет кающихся грешников из мира, а за счет одесских общин христиан-баптистов и евангельских христиан. Вот для таких ревновавших о языках и проводились особые "служения" за закрытой дверью. И если открытые служения состояли в основном из проповеди, молитвы и пения хорового и общего в сравнительно сносной форме, то закрытые служения носили такой характер, что само слово "служение" надо было брать в кавычки. По сути, это были не служения, а какой-то кошмар, о котором мы поговорим в следующем разделе.
Второй особенностью этой общины была молитва, причем такая, что само слово "молитва" следовало тоже брать в кавычки. Ведь молитва - это просьба или выражение нужды перед Богом, и характер ее должен быть просительный, умеренный и располагающий. Но Воронаев, взяв в основание слова: "Взывай громко, не удерживайся" (Ис. 58:1), относящиеся совершенно не к молитве, а к речи пророка, применил их к молитве и учил, что молиться надо не так, как молятся баптисты или евангельские христиане, а громко и не удерживаться. Практически пятидесятники, наученные Воронаевым, молились все хором, одновременно и так громко, сколько позволяла гортань. Такие экзальтированные "молитвы" сами собою приводили людей в состояние экстаза, при котором они легко переключались с молитвы понятной на глоссолалию.79
А вообще, когда громкие молитвы и глоссолалия сливались вместе, то получался сплошной рокот, гул, из которого невозможно было понять ничего. Казалось бы, как могли здравомыслящие люди доводить себя или доходить до такого странного состояния? Но чувство восторга (конечно кратковременного), которое обычно приходит при экстазе, принималось за радость, производимую Духом Святым. И поэтому люди шли на что угодно, только бы испытывать это чувство, думая, что оно и есть результат исполнения Духом Святым. А если такие моменты обычно бывают кратковременными, непостоянными, то и на это находили "основание" - слово: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит..." (Иоан. 3:8). И хотя это слово не имело и не имеет ничего общего с исполнением Духом Святым, что до этого Воронаеву? Разве он когда-либо останавливался перед тем, чтобы толковать отдельные места из Евангелия превратно? Если этим достигалась поставленная цель, то он готов был пойти на что угодно. И шел на всё.
Следующей особенностью этой "церкви" было то, что возбужденные люди, приходившие в экстаз, видели различные виды и слышали всевозможные голоса, которые они принимали за видения от Бога и голос Божий. В сущности, это были лишь галлюцинации,80 но люди по своей ограниченности принимали их за настоящие видения и за голос Божий. И этим руководствовались в богослужении и в личной жизни. Хотя в этих видениях и голосах было много несуразного и странного, люди, пристрастные к сверхъестественному и сверхчувственному, не задумывались ни над чем. Для таковых все было божественным, если хоть чуть-чуть было сверхъестественным, и люди при этом не только радовались, но и гордились, считая, что они, "оставивши начатки учения Христова, достигли совершенства" (Евр. 6:1). А те, кто этого еще не достигнута, страстно ревновали, чтобы также достигнуть. Что значит простодушие! Но самой выдающейся особенностью этой церкви считалось "пророчество".
Нам также придется написать особый раздел, в котором мы остановимся на этом подробнее. Но здесь скажем, что пророчествующих и в одесской церкви, и в других церквах становилось столько, и их пророчества были настолько разноречивы, что Воронаев сам не знал, что с ними делать. Со временем он был вынужден посылать по общинам более тридцати благовестников по борьбе с этими пророчествами. Это "пророчество" было также результатом экстатического состояния, а котором, однако, не обходилось без грубого подлога. Но что простым людям до этих подробностей. Они все принимали за Божие откровение, за Божье водительство, и слову пророка повиновались не только рядовые члены, но и служители церкви, а также и пресвитер. Самым большим затруднением бывало то, когда между пророками и их пророчеством получалось расхождение.
Практиковалось в этой церкви при совершении хлебопреломления и омовение ног. Это считалось святой заповедью Господней, и ревностно исполнялось каждым в основном для того, "чтобы не лишиться жизни вечной". Основанием им служило слово Иисуса Христа Петру, пытавшемуся уклониться от омовения ног (Иоан. 13:8), вроде, в самом деле, право на жизнь вечную действительно зависело от соблюдения процедуры мытья ног. Однако по своему простодушию люди понимали это так, потому что их и учили так. А иначе их никто и не учил.
Но мало того, что эти люди сами неверно понимали это. Они трактовали это любому нашему верующему. И те, кто был мало сведущим в Слове Божием и в частности в этом вопросе, сильно претыкались и, оставляя свои родные церкви, спешили переходить в церкви пятидесятников, чтобы не оказаться не спасенными.
А вообще вся проповедь Воронаева и его приверженцев большей частью состояла из того, что баптисты и евангельские христиане - это люди плотские, не имеющие Святого Духа, соблюдающие НЕПОЛНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. А потому, дескать, они не возрожденные и не спасенные, и, в лучшем случае, - немудрые девы, не имеющие масла - Духа Святого, неготовые. Кого бы ни напугала такая трактовка? Вот почему Воронаеву и его приспешникам так легко удавалось растрясать наши общины, превращая их "в щепки да осколки".
Так осуществлялся Воронаевский девиз: "Разобьем баптистов и плотских евангелистов". А о том, что каждую такую душу Господь "приобретал Кровию Своею" (Деян. 20:28), это никому из них и в голову не приходило. Что же касается хорового и общего пения, то оно у пятидесятников почти не отличалось от нашего, потому что пели из наших же сборников и на те же мелодии. Но само собою разумеется, что гимн "Дух, пылающий огнем" у них был самым любимым. Водное крещение у них совершалось по форме тоже так же, как и у нас, но того значения, которое придавали ему мы, у них не предавалось. В большей части крещение исполнялось как обязанность, как формальность. Все предпочтение отдавалось "крещению духовному", когда человек получал язык, а вернее глоссолалию. Даже если случалось, что при особом возбуждении психики человек заговорит что-то невнятное не только до крещения водного, но даже и до покаяния, то и тогда все равно принималось это за "крещение духовное", и таковых могли и без крещения принимать в церковь и преподавать водное крещение.
Правда, когда человека отлучали за грубые грехи или отступничество, а он, как и прежде, продолжал говорить языком, то кое-кто начинал задумываться. Но и на этом особенно не затруднялись, считая, что говорит уже не Дух Святой, а сатана. Но как отличить одно от другого, никто не знал, да и не старались. Отличать своих от не своих по плодам, чему учил Христос (Матф. 7:15-23), тоже не стремились. Знамением, доказательством и свидетельством буквально во всех отношениях считался язык. Однако, все же в тех случаях, когда язык оставался и при отлучении, то тут уже толковали его, кто как мог.
Была еще одна особенность - тряска всего тела во время богослужения и особенно во время молитвы. У кого это получалось естественно, тех считали особенно духовными. А у кого психика была менее расшатана и, естественно, у них совсем не получалось, то, чтобы их не посчитали недуховными, старались вырабатывать это искусственно и тоже тряслись. Отсюда и произошло у одесских пятидесятников, как и у их предшественников смородинцев, прозвище "трясуны", а учение их прозвали "трясунством". Но поскольку такие "трясуны", проникая в общины баптистов и евангельских христиан до основания "растрясали" их, "оставляя лишь щепки да осколки", то Воронаев таким прозвищем не особенно и брезговал.
Но самое страшное в Одесской общине пятидесятников было то, что любые непристойные виды и проявления в экстазе, как пена изо рта, перекашивание лица, бегание на коленях, падение на пол, ползание и катание по полу, всякие нелепые выкрики и прочее и прочее-все это приписывалось Духу Святому, как Его действию или проявлению Его силы.
Несколько позднее один из исследователей этого учения Атанас писал: "Один из трясунский пророков на вопрос, зачем в их собраниях кричат по-петушиному, ответил: "Тот, кто окрещен духом, закричит и по-собачьи, и по-кошачьи".81 И эти слова были не пустыми. Мы уже писали в этой главе, как одна сестра из Одесской области во время молитвы, при вспомоществовании самого Воронаева получила "дар речи" - "гав, гав", но тут же опомнилась и уразумела, что это не от Бога, и она сразу же начала просить Бога, чтобы Он освободил ее от этого духа.82 Так, этот же Воронаев нескольким сестрам, ослабевшим от поста и молитвы, передал (тоже вспоможение!) свой дух, там же в Одесской области, через "гукание" - наподобие лошадиного ржания.83
Мыслимо ли такое безумие? К подобным проявлениям мы еще вернемся, а здесь скажем, что такие действия и приписывание их Духу Святому - это вершина кощунства над Духом Святым, если не прямая хула на Него. Однако это сходило и поныне сходит как должное... Ужас!
Нет, там, где действительно действовал Дух Святой, там все было и бывает благопристойно и чинно. А что выходит за пределы благопристойности, того приписывать Духу Святому недопустимо.
Если само слово "служение" мы берем в кавычки, то это небеспричинно. Дело в том, что такие "служения" были закрытыми не потому, что на них обсуждались какие-то внутрицерковные вопросы, как это обычно бывает в церквах нашего братства, а потому, что там достигалось так называемое "крещение Духом Святым" ревнующими о таком крещении, и на этом нельзя не остановиться. Такое "крещение" достигалось методом тоже так называемой "усиленной молитвы", и метод этот Воронаев изобрел не сам, а привез с собою из-за океана, из Америки, применяя его еще будучи там. Одна из таких сцен деятельности Воронаева описана нами в разделе 2 этой главы. В Россию он приехал уже с "опытом".
Чтобы показать образ этих "служений" в Одесской общине, мы приведем факты, о которых нам рассказывали очевидцы. Так, брат Высоцкий Н. И., одессит, рассказывает: "Начиная такое "служение", которое вернее можно бы назвать сеансом, обращаясь к присутствующим, Воронаев призывал: "Ну, будем молиться!" При этом страстно желавшие получить "духовное крещение" грохались на колени, и... начинались истерические крики и вопли: "Крести, крести". Сам Воронаев при этом вел себя совершенно невозмутимо; сгорбившись у стола, он сидел и писал письма, давал ответы на многочисленные письма, поступавшие к нему, и допускал полный произвол "молящихся". Но, когда накал страстей превышал всякие пределы допустимого, тогда он быстро поднимался с места, громко хлопал в ладоши, предлагал что-то спеть и тем осаживал страсти возбужденных до предела людей. Такое бывало на этих "служениях" очень часто, и Воронаев считал это вполне обыкновенным".
Но иногда бывало и чуть иначе. Об этом рассказывал брат П. X. Коваленко из Константиновки Запорожской области.
"Зимой 1922 года две сестры пригласили меня на собрание общины Воронаева по ул. Тираспольской. Служение прошло почти обыкновенно, за исключением громких молитв, в которых ничего нельзя было понять. Но по окончании душ 16 задержалось, в том числе и я. Двери и окна сразу же были закрыты. Воронаев пригласил всех молиться о крещении духом. Мы стали на колени, образовав круг, а Воронаев стал у тумбочки, стоявшей посередине, и началось что-то невероятное. Кто мог, начали молиться языками, а кто не мог, те стали истерически кричать: "Крести, крести". В разгаре истерии мужчины ударяли кулаками об пол, о стены. А одна женщина, потеряв всякое умственное равновесие, кулаком колотила другую в спину, дико выкрикивая:
"Выйди дух нечистый, выйди!" Воронаев, взяв руки на бедра и видя все происходящее, старался еще более подогревать истерию; поворачиваясь на месте в разные стороны, он непрерывно выкрикивал: "Аллилуйя! Аллилуйя!" Часа полтора длилась эта странная комедия, но так ничего и не получилось. Никто из ревновавших языка так его и не получил. Выбившись из сил, мокрые от пота, люди разошлись по домам. Во время этого сеанса дверь все время была закрыта на ключ. Вот так и мне пришлось повидать, как люди достигают языки". Такие "служения" проводились систематически".
Позднее такие собрания для ревнующих о "духовном крещении" Воронаев делал уже не групповыми, а массовыми. Благовестник Всеукраинского Союза Баптистов Е. Т. Коваленко передает, что ему лично рассказывал тогда пресвитер Одесской церкви баптистов Щукин П. И., лично побывавший на одном из таких собраний. Картина потрясающая.
"Все присутствующие в один голос, сколько позволяет гортань, кричат: "Крести! Крести! Крести!", а женщина (видимо пророчица) подстрекает: "Сильней! Сильней!" и люди, повинуясь ее голосу, еще больше напрягают гортань... Среди молящихся мужчина-дворник: рубашка промокла от пота, лицо покраснело. Проходящий мимо него Воронаев понукает: "Сильнее надо! Знаешь, "банею водною..." Надо чувствовать себя, как в бане... Это тебе не улицу мести!" Дворник старался, старался так, как советовал Воронаев.
Да разве он один был таким исполнительным? Трудно доставалось "крещение духовное", но люди, убежденные Воронаевым, что оно иначе и не достигается, делали все так, как он говорил.
Со временем такие сеансы "крещения" устраивались не только Воронаевым в молитвенном доме, но проводились ревнующими верующими и самостоятельно группами по домам.
Так Е. Д. Афанасьева, одесситка, рассказывала о том, как " ...в 1923 году группа людей из этой же общины Воронаева решила добиваться этого "крещения" у себя дома по ул. Малороссийской № 24. Двери были закрыты на ключ, но через не зашторенное окно было видно и слышно все. Посреди комнаты стол, на столе лампа, освещавшая комнату и находившихся в ней. Вокруг стола на коленях стояло человек пять ревнующих, которые в приступе истерии то поднимали руки вверх, то делали руками и головой разные движения, то буквально прыгали на коленях вокруг стола. Впечатление было жуткое; казалось, что люди были одержимые.
Особенно мне запомнилась находившаяся среди них одна женщина. Стоя на коленях, она не прыгала, а отбивала один за другим поклоны до земли и откидывала голову на спину, делая это довольно часто. Длинные черные волосы на голове, растрепавшись, в беспорядке мотались за головой. Блузка на груди расстегнулась, и верхняя часть груди была полуобнаженной. Тяжко было смотреть на такое зрелище, но люди все продолжали и продолжали. Наконец, совершенно выбившись из сил, они поднялись и, сев на стулья, запели какой-то псалом, но это пение было похоже на пение пьяной компании".
Вот так наученные Воронаевым люди действовали не только в присутствии его, но и самостоятельно по домам. Численность "крещеных духом" непомерно росла и росла не за счет грешников, приходящих из мира, а в основном верующих, членов общин баптистов и евангельских христиан, поддавшихся влиянию новоявленного "апостола" пятидесятничества Воронаева. Все это делалось за закрытой дверью...
Описанное здесь - это лишь ничтожная доля того, что делалось Воронаевым непосредственно или по его наущению. Однако и это рисует довольно яркую картину того, что представляли собой эти так называемые "служения за закрытой дверью" в Одесской церкви пятидесятников. Но в последствии, когда пятидесятничество перешагнуло за пределы Одессы и Одесской губернии, эта практика нисколько не изменилась. Не изменяется она и до настоящего времени, потому что другими методами подобное "крещение" не достигается. А говорят: "Важно не средство, а результат".
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки