ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА
Брат Г. Н. Агнцев описывает одну довольно комическую историйку:
"Приезжает в г. Осиповичи БССР в 1953 году брат Василий и с ним молодая женщина. Спрашивают у него: "Это ваша жена?"
- Нет, - отвечает он спокойно. - Это духовная жена.
- А где же ваша жена? - спрашивают его.
- Дома с детьми... А с этой я совершаю духовный труд.
Оказывается ему дух сказал идти к этой старой деве, а ей дух сказал идти к Василию, и они сошлись вроде не для семейной жизни, а для "духовной работы". Что это за загадка, понять было трудно. Их допускали до слова, до беседы, советовались с ними - а отдыхать они шли вдвоем, вместе, в сено в сарае".84
Но это случай далеко не единичный, а то, что перешло в традицию для тех, кто придерживался этой идеи. Так брат П. А. Давидюк рассказывает, что в г. Севастополе в 1925 году образовалась группа пятидесятников, вышедших из общины ЕХБ, в которой открыто практиковалось то, что кроме мужа и жены законной можно иметь "духовных мужей" и "духовных жен".
А в г. Днепропетровске одна женщина из пятидесятников, имея ребенка, очень старалась доказывать Ю. Д. Шаповалову - "Вам надо исполняться Духом Святым так, чтобы переливалось даже через край". И когда так старалась, то другие сестры сказали: "Да что она говорит и ей ли это доказывать? Ведь ребенок, которого она имеет, - это же от "духовного мужа". Таков результат у "духовных жен" и "духовных мужей".
И. Ф. Корсунь рассказывает, что с появлением пятидесятничества на Волыни еще в двадцатые годы почти одновременно появилось учение и о том, что помимо жены по плоти можно иметь и жену духовную, с которой можно совершать труд духовный. В результате это приводило к тому, что одни мужья оставляли своих жен и сходились с "духовными", а другие жены - пророчицы оставляли своих мужей и сходились с "духовными пророками". Это же учение гласило, что можно иметь одновременно жену по телу и по духу. Обе они могут жить в одном доме. Первая воспитывает детей, а со второй можно решать духовные вопросы и трудиться...
Это и не удивительно, потому что сам Мурашко, насаждавший пятидесятничество в тех краях, жил с "духовной" женой, именуемой "матерью Сиона". Безусловно, что все это возмутительно, но оно бледнеет перед теми фактами, которые описывает Иван Барчук, уроженец этой же Волыни. И если насаждавшие пятидесятничество на Волыни Мурашко и Мамонтюк, первый жил с чужой женою, как с "духовной" и имел 12 апостолов, то второй - Мамонтюк имел тоже 12, но не апостолов, а апостолок, которых он называл "духовными женами", а жил с ними по телесному.85 И если насаждавшие это учение вели себя так, то чего можно было ожидать от их последователей?
Однако все это исходило не просто из пустой головы, а из превратного истолкования места Писания 1 Кор. 9:5, где говорится о том, что апостолы имели жен - спутниц, которые сопровождали их в служении. Но если апостолов в их путешествиях сопровождали их собственные жены, как спутницы и помощницы, то эти изверги домудрствовались до того, что своих законных жен оставляли дома для работы по хозяйству и для присмотра за детьми, а с собой в спутницы брали других женщин. Так поступал и А. И. Пащенко из с. Павлыш, Кировоградской области.
Видимо отсюда с Волыни такое учение расплывалось во все концы и достигало и Белоруссии, и даже города Запорожья. Так Гаврил Криш-таль в Запорожье твердил эту же самую идею, но только никто из пятидесятников ее не поддержал, и потому это осталось его личным мнением.
Вот до чего доводит превратное истолкование Слова Божия!
Однако превратность толкования выражается не только в этом. Если в числе даров Святого Духа значится и "дар вспоможения"(1 Кор. 12:28), то и это толкуется крайне превратно.
Слово "вспоможение" происходит от слова "помогать". В послании к Римлянам 12:7 это называется "служением", от слова "кому-то послужить, кому-то помогать". О своем сотруднике Тимофее ап. Павел писал, что "он как сын отцу СЛУЖИЛ МНЕ в благовествовании" (Фил. 2:22). Служил значит - помогал. То же самое Павел и Варнава во время своего путешествия "имели при себе и Иоанна (Марка) для СЛУЖЕНИЯ" или для вспоможения (Деян. 13:5), на которого возлагались обязанности в основном материально - бытового характера. Именно для такого же служения в Иерусалимской церкви в помощь апостолам было избрано 7 человек "пещись о столах" (Деян. 6:1-4). Назначение их служения было в основном тоже материально - бытовое, хотя в меру сил они могли и проповедовать. Вот таким был характер и назначение "дара вспоможения".
Но совершенно иначе трактуется это у пятидесятников и особенно "крайних". По-ихнему, дар вспоможения - это особый дар для того, чтобы имеющий его помогал получать "крещение духовное" - языки таким, кто об этом ревнует, а получить никак не может. Фактически, такой вспомогающий должен не только молиться вместе с ревнующим, но он должен возлагать на его голову и свои руки и тоже молиться (обычно на непонятном языке) с необычным возбуждением.
А когда такое "вспоможение" не дает желаемого результата, тогда вспомогающий употребляет более эффективные действия: он заставляет ревнующего пускать язык произвольно, не сдерживать, или повторять за ним те же непонятные звуки, которые произносит сам. Но когда и это не помогает, тогда один или несколько таких "вспомогающих" бесцеремонно начинают ревнующему дуть в лицо, в уши, в рот. Все это делается при неистовом нервном напряжении, пока будет достигнута цель. А если и это ожидаемого результата не дает, тогда ищут причину обычно в том, что у ревнующего есть какие-то скрытые грехи, и требуют искреннего исповедания и раскаяния в том, а потом снова все сначала. Для того, чтобы излагаемое не показалось кому-то голословным, приведем факты.
Брат Гончаров В. Ф., проживающий в Старой Каховке, рассказал: "Анну Ивановну Гусь, ревновавшую о "крещении духовном", пятидесятники нелегальные пригласили к себе на молитву об этом "крещении". Закрыв окна комнаты плотными шторами, сначала молились просто языками. Но когда ничего не получалось, то поставили ее на колена, а сами, став вокруг нее и склонившись головою к голове, образовали над нею своеобразный шатер и так продолжали молитву. Но Когда и это желаемого результата не дало, то все одновременно начали дуть ей на голову и, подражая Иисусу Христу в горнице (Иоан. 20:22), восклицали: "Прими Духа Святого". А когда и это ни к чему не привело, то, рассорившись, начали взаимно упрекать друг друга: "Это через тебя - нет, через тебя..." А "крещение" так и не состоялось. Вот так помогали...
А бывало и так, что при таком "вспоможении" "крещение" получалось, но что это было за крещение? Приведем факты.
В г. Феодосии, в Крыму в 1958-59 годах "трудился" некий Николай со своей женой Шурой. Ходил он в длинной белой холщовой рубахе, по старинному русскому обычаю, подпоясанный плетеным поясом, выдавая себя за пророка пятидесятников.
В Старо-Крымской церкви ЕХБ покаялась женщина, по имени Мария, а по окончании собрания подошла к ней другая Мария из пятидесятников и стала ее убеждать в том, что это не все, что надо еще получить духа и свидетельство о нем — язык. Две Марии с другими стали вместе об этом молиться, но ничего не получалось. Решили поехать к этому Николаю и молились, но безрезультатно. Тогда Николай сказал: "Открой рот!" Та открыла. Он дунул ей прямо в рот, и она сразу Же залепетала на непонятном языке. Но в эту же ночь у нее получилось психопомешательство, которое пятидесятники обычно называют "огненным искушением". И только по молитве церкви с постом она освободилась от всего и пришла в нормальное состояние. Да, бывает же и такое "вспоможение".
В какой-то мере подобное было и в Мелитополе, но иначе.
Новообращенную сестру Марию пятидесятники нелегальные заманили в дом уже известной нам Марии Злобовой, той, которая пыталась воскресить своего сына Ваню, убитого электротоком. Через некоторое время подошло еще несколько мужчин и женщин. Среди дня они позакрывали окна и двери шторами и начали молиться, понуждая и новообращенную молиться тоже. Но когда ничего не получалось, то хозяйка - пророчица Злобова и другой мужчина стали дуть ей в лицо и повторять: "Прими духа! Прими духа!" Когда все же ничего не получилось, то приказав ей строго никому об этом не говорить, отпустили. И она долго никому об этом не говорила.
Но бывало еще более возмутительное. Бывший пророк, возвратившийся в свою церковь ЕХБ И. 3. Лукьяненко из Кривого Рога рассказывает, как они "помогали" получить духа.
Ревнующий посреди, а мы, два пророка, становимся с одной и с другой стороны. Сначала молимся: "Крести, крести", а потом один в одно ухо, а другой в другое, беспорядочно кричим: "Бу-бу-бул" и т.п., чтобы как-то забить сознание. А когда ревнующий начинает произносить что-то непонятное, то мы радуемся и говорим: "Крещен! Крещен!" И что же? Тоже "вспоможение"...
Занимались "вспоможением" и так называемые "духвзыватели" из с. Димитровка, Одесской области в шестидесятых годах.
Когда ревнующие о духовном крещении язык получить никак не могли, то им спешили на помощь эти "духвзыватели" тем, что говорили на непонятном языке, а ревнующих побуждали повторять за ними произносимые ими звуки. И кто это делал, очень скоро получал. Таким же способом получил язык и Гриша М., а потом стал также духвзывателем и помогал другим. Кроме этого эти "духвзыватели" советовали получающим взывать: "Авва Огче" и тем скорее получали. Это рассказал сам же Гриша М.
"Вспоможением" занимался и лично Воронаев; В журнале "Баптист" описывалось такое:
"Одна сестра, ныне возвратившаяся в общину ЕХБ, рассказывает, что она тоже была увлечена этим учением и хотела получить все дары духа. Она долго просила, но до тех пор, пока не пригласили самого Воронаева. И вот, во время молитвы, - рассказывает сестра, - около моего носа хлопнули в ладоши и я услышала звуки "хуцу, хуцу". Открыв на мгновение глаза, я увидела, что все это проделывал Воронаев около моего лица, и у меня сейчас же открылся дар речи на непонятном языке - "гав, гав". Однако тотчас же вернувшееся сознание подсказало мне, что это не от Бога, а его, Воронаевское. С того времени эта сестра начала просить Бога, чтобы Он освободил ее от этого духа.86
Неужели Дух Святой нуждается в такой помощи и таких помощниках? Если Христос после Своего воскресения, явившись ученикам, подавая духа Своего, дунул, то неужели теперешние "вспомогающие" равняют себя с Иисусом Христом и дерзают дуть, как дунул Он? Заблуждение это или кощунство? Очевидно и то, и другое одновременно. Но поймут ли бедные люди все это?
Вот таким выглядит так называемый пятидесятниками "дар вспоможения". Впрочем, такие люди помогают, но кому?
Есть написано: "Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в ХРИСТОВЫХ СТРАДАНИЯХ, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуйтесь и восторжествуйте" (1 Пет. 4:12-13). Эти слова со всей ясностью говорят, что под "огненным крещением" следует разуметь участие в Христовых страданиях или страданиях за Христа. Это говорит сам текст, нами приведенный.
Однако и эти столь ясные слова многие пятидесятники толкуют крайне превратно и придают им совершенно другой смысл, вопреки всякой логике и здравому смыслу вообще. Всем известно, что из пятидесятников (Особенно из крайних) нередко попадают в психбольницу. Заболевание это очень тяжелое и не всегда поддается лечению. Бывают случаи, когда врачи просто отказываются лечить. Так больной X. из пригорода Запорожья в 1980 году лечащий врач сказал прямо: "По нашему профилю у вас заболевания нет, а... душу - мы не лечим". Вот такое душевное заболевание, наступающее по причине неимоверного нервного напряжения, пятидесятники и называют "огненным искушением" или просто "огнем", посланным от Бога, не имея никакого основания на это.
Мы уже указали, что текст Писания, на который ссылаются пятидесятники, имеет совершенно иной смысл. Притом, если учесть положение, при котором писалось послание ап. Петра, то это была как раз та пора, когда в саду Нерона из христиан делали живые факелы, когда их живыми сжигали, привязывая к столбам. Такое испытание веры христиан в то время было действительно огненным, потому что их вера во Христа и верность Ему проверялась именно в огне. Но при чем здесь психическое расстройство и о каком "огне" может идти речь при этом?
Что же фактически происходит при так называемом "огненном искушении"? Приведем факты.
Но прежде, чем это сделать, повторю мою оговорку о том, что описание этих фактов удовольствия мне не доставляет; наоборот, делать это мне тягостно. Но поскольку данная книга - исторические очерки о пятидесятничестве, то надо описывать беспристрастно то, что было, и так, как оно было. Иначе очерки эти не будут историческими. А история -это объектив, запечатлевающий все, что есть, и как оно есть.
Итак, с. Константиновка, Запорожской области, 1974 год. Григорий Данильченко ревновал о том, чтобы получить "духовное крещение" и язык, как свидетельство о нем. Желаемое он получил, но одновременно с этим у него произошло психопомешательство, которое пятидесятники обычно называют "огнем" или "огненным искушением". При этом он разделся до нага и, забравшись на чердак, стал кричать: "Я буду родить!" Услышали соседи и по селу пронеслось: "Вот до чего доходит у баптистов: мужчина родит!" А когда его стащили с чердака и пытались уложить в кровать, то он босой ногой пробил железную сетку кровати, а потом и пол. Не удовлетворившись этим, он руками крутил спинки железной кровати. Чем продолжалось бы его буйство не известно, но дело окончилось тем, что его силой забрали в психбольницу.
Интересно, что во время его буйствования подоспел Я. К. Духонченко. И когда его попросили прийти и совершить молитву, то этот буян с закрытыми глазами, никого не видя прорекал: "Вот идет увещевать меня сильный, но я не один..." По возвращении из больницы стал пить, курить. И разве о таком "огненном искушении" написано в 1 Пет. 4:12-16? Это самое натуральное психопомешательство в сочетании с одержимостью. Было и такое, что он просился снова в общину, но его не приняли, сказавши: "В тебе бес".
К "огненному искушению" был отнесен и другой случай, совершившийся в г. Феодосии, в Крыму, в 1958 году. Новообращенная Мария залепетала на непонятном языке в результате того, что ей в открытый рот дунул некий "пророк" Николай. При безумной ревности об этом возвратившись домой в час ночи, она взобралась на стол и начала плясать с удивительной легкостью, а потом начала закатисто неудержимо смеяться. А после, когда пришедши в себя она пришла к проповеднику Ломанову С. Е., то сказала: "Я поняла, что попала не туда, куда надо, и попросила молиться о ней.
Помолились, но когда Ломанов начал читать Библию, то она стала завывать так, как сирена. Когда Ломанов Библию закрывал, она утихала; когда опять открывал, снова завывала. А когда опять начали молиться, она начала на коленах бегать по комнате и махать кулаками и головой. Не одержимость ли это в сочетании с психопомешательством? И какое это имеет отношение к настоящему огненному искушению, посылаемому для испытания веры? Разве в этом есть хоть какое-нибудь участие в страданиях Христовых?
Удивительно и то, что находящиеся в этом так называемом "огненном искушении" обладают сверхобычной проницательностью.
Когда Н. И. Виниченко из с. Браиловка, Кировоградской области попробовал увещевать в 1950 году одну из его пасомых, когда она оказалась в таком состоянии, то она прямо в упор ему заявила: "Ты там-то и там делал то и то, а меня пришел увещевать?" И что же? Виниченко пришлось замолчать и скорее уходить, чтобы она не рассказала больше... А вообще это и понятно. Ведь для демонов тайн почти не существует, и потому одержимый ими становится тоже тайноведцем.
Вот почему И. В. Каргель, описывая подобные сцены, заканчивает: "Вот это некоторые из многих случаев. И если бы напечатать все то, что случилось, то получились бы ОДНИ УЖАСЫ".87
К "огненному искушению" пятидесятники относят даже и такие страшные факты:
"Мария Середенко из Артека (Ялта) страстно желала получить язык и об этом она молилась буквально день и ночь. Но поскольку она стремилась получить язык не непонятный, а понятный, действительный язык какой-нибудь зарубежной национальности, чтобы уметь поговорить с детьми - иностранцами, отдыхающими в Артеке, то такого языка получить она никак не могла. Она обратилась к пресвитеру пятидесятников Петрову Д.Н., и он ее заверил, что все это получить можно, но только при этом надо полностью отдать себя в жертву Богу. Но так как все ее посты и молитвы оставались безрезультатными, то она сложила на пол в своей комнате все вещи и продукты (даже и консервацию), а на голову положила раскрытую настольную Библию, села сверху и подожгла. В результате обгоревшую и почти мертвую ее отправили в больницу, а потом в психбольницу, откуда она вернулась только через полтора года. Она отрезвилась, но дни были ее сочтены и в скором времени она скончалась. Не ужас ли это?
Принес себя в "жертву" и Тарас Петрович С. в возрасте 35 лет, член Ялтинской общины ЕХБ в шестидесятых годах. Увлекшись учением пятидесятников, он стал; замкнутым и одиноким. Никто не знал о его решении принести себя "в жертву Богу". Неожиданно он исчез, и никто не знал, где он. В результате его нашли на его чердаке повесившимся, где он провисел 50, дней почти разложившись. И это не ужас ли?
Вот чего стоит превратное толкование вопроса о том, что такое "огненное искушение", о котором написано в 1 Пет. 4:12-13.
Подобных фактов такого "искушения" можно бы привести множество. Они встречаются здесь и там. Но стоит ли перегружать этим и без того перегруженную эту книгу? Правда, в последние годы этого становится меньше. Но это и говорит о том, что подобные изобличения столь неблаговидных действий, которыми так бесславится имя Божие, не напрасны. Вот почему мы этим и занимаемся. И можно ли об этом молчать, если и говорить об этом так неприятно?
"Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними ВОСХИЩЕНЫ БУДЕМ НА ОБЛАКАХ В СРЕТЕНИЕ ГОСПОДУ НА ВОЗДУХЕ, итак всегда с Господом будем" (1 Фее. 4:17).
Надежда на восхищение церкви от земли есть одна из основных истин нашей веры, и она красной нитью проходит через все Евангелие. Вот почему все Евангелие много раз призывает всех верующих быть постоянно готовыми встретить Господа, грядущего за Своей церковью. Но к этому не равнодушен и сатана, и он предпринимает различные уловки, лишь бы как-то подорвать веру в это, а вместе с этим и всякое старание верующих быть готовыми к этой встрече.
И снова скажу, что мне тягостно описывать факты прошлого на эту тему, но я вынужден вещи называть своими именами по двум причинам: первая - потому что фактически это было и потому в очерках по истории об этом умалчивать нельзя. Иначе эти очерки не будут историческими и объективными. А вторая в том, что если обычно история повторяется, то чтобы такие странные факты больше не повторились, о них надо описать прямо, не кривя душой. Сама жизнь требует этого. И хочется только одного, чтобы читающие поняли это правильно, на пользу себе же.
Итак, переходим к описанию фактов. Такие и подобные факты по мере необходимости на эту волнующую тему мы отчасти уже описывали в первой части данных очерков, и того повторять не будем. А здесь приведем то, о чем еще не писалось, и умалчивать о нем нельзя. Это будет уроком и другим.
И вот, с. Белин, возле Ковеля. В половине двадцатых годов пятидесятники по пророчеству, одетые в былое вышли за село "встречать Христа". В такой волнующий момент много было покаяния, слез, исповедания в грехах. Каждый стремился очиститься от всего нечистого и быть готовым встретить Господа. Все ожидали с минуты на минуту, не отрывая очей от неба. Но... прождав с утра до вечера, со стыдом и досадою стали расходиться по домам. А какое эхо понеслось на всю округу! Попробуй после этого кому-либо сказать, что-то о спасении, а особенно о пришествии Иисуса Христа и готовности встретить Его.
В те же годы в с. Томаковка, Запорожской области тоже послушав пророка, одевшись в белое, пятидесятники собрались на большой омет соломы и не день, а три дня ожидали пришествия Христа, но так ничего и не дождались. Все кончилось тем, что опустившись с омета разбрелись кто куда по домам.
Что могло быть досадней и позорней? А о чем можно было проповедовать людям неверующим после всего этого? Сколько людей разуверилось и ушло в мир?
А было и так: в с. М. Лепетиха, Херсонской области в 1944 году девушка N. "крещенная духом", одевшись в белое, легла на лаву (большая скамейка) и сказала: "Завтра, в 12 часов дня я буду восхищена от земли". Видя ее уверенность и серьезность никто в этом мешать ей не стал. Но пресвитер Полыга, понимая, чем все это окончится, стал увещевать ее оставить эту неразумную затею. Однако не слушая его, она продолжала лежать.
Прошло 12 часов, а потом и больше, но так ничего и не получилось, да и лежать надоело. - Это Полыга помешал, - утверждала она, а потому, дескать, и не состоялось.
И снова это понеслось на всю округу и поношение истины.
Но пусть, это девушка. А вот и мужчина, Зеленский Максим Евтифеевич, житель с. Косовка, Кировоградской области. Получив "откровение" в 1924 году о том, что он будет восхощен от земли, влез на высокое дерево, сидел, ожидал, а потом все же пришлось опуститься вниз на землю.
А сколько было тут разговоров, насмешек, соблазна! Кто мог бы это счесть и потушить?
Бывало и такое. Пятидесятник Ляхов из г. Жданова прилюдно пророчил о том, что через две недели совершится восхищение церкви. Сидевший рядом Володя - баптист возразил: "А откуда ты это знаешь? Это выдумка!" Но Ляхов настаивал на своем, что ему так открыто. Володя рассказал об этом пресвитеру А. В. Дуднику и пресвитер Ляхова стал обличать. Однако Ляхов оставался неумолим и настаивал на своем.
Прошло две недели, но ничего не произошло. Тогда Ляхов сказал, что получилась ошибка: не через две недели, а через два месяца. Подождите и будет!
- Неправда! Бог посрамит тебя, сказал Дудник. Прошло два месяца, а потом и два года и больше. Ляхов умер, а церковь и поныне на земле. Не кощунство ли это над истиной о восхищении, которого ждут все любящие Господа?
И снова поношение, и снова соблазн, которому и меры нет.
А вот и такое было: с. Майское, Днепропетровской области. 1947 год. На огороде одного пятидесятника рос бурьян и ямки, наполовину засунувшиеся землею и поросшие травой.
- Почему это у тебя, брат, на огороде такой беспорядок? - спросил его Н. Н. Мельников, старший пресвитер по области.
- Пророчица еще в 1945 году предсказала, что скоро придет Христос и потому ничего садить не нужно. Вот поэтому я ничего и не делал, хотя эти ямки я накопал еще до этого и хотел насадить сад. И вот, два года прошло, а ничего не произошло. И что делать дальше, не знаю.
- Садите сад и все остальное, - ответил Мельников, - и не срамите имени Господнего перед людьми. И в скором времени там зазеленел и огород, и сад, существующий и поныне.
А на Брянщине, ст. Ржица было и так. Весна. Пророк пятидесятников предсказывал пришествие Христа на 24 июня. И хотя это были голы послевоенные, и люди питались в основном тем, что вырастет в огороде, но послушавшись пророка никто из пятидесятников ничего не сажал, ни сеял.
Однако, когда предсказанное число прошло и все увидели себя обманутыми, то заплакали: "Что же будем кушать и чем будем кормить детей?" И хотя было уже поздно, но все бросились копать огороды и хоть что-нибудь сажать. Видя это, откликнулись и баптисты и стали помогать кто трудом, кто семенами. Посадили картофель и урожай, хотя и поздний, но вышел, и дети не голодали. А пророк, видя такой провал, на быструю продав имущество поспешил скрыться в неизвестном направлении.
Сколько позора и поношения на истину, не счесть. Но все это делалось по вере искренно доверившихся людей пророку. Да и сам пророк понимал ли, что это - дело духов - обольстителей. Вот что такое обольщение и заблуждение!
Но фанатизм легковерных людей порою доходил прямо-таки до чудовищных форм. Так покойный Б.М. Басистый из Кировограда рассказывал, что в с. Карачунка, Кировоградской области, примерно в 1926-27 годах пророк предсказал пятидесятникам день и место восхищения церкви. Согласно этого предсказания группа пятидесятников, проживавших в этом селе, вместе с этим же пророком и по его указанию порезав гусей и привязав их крылья к своим рукам, взобрались на скирду соломы, ожидали дальнейшего указания пророка.
Сначала пророк молчал, а потом получив "откровение" объявил "час подошел, машите крыльями и полетим". Махали долго и очень старательно, но промахав час, два, а потом и весь день до вечера, от скирды так и не оторвались, хотя махали до изнеможения.
Но один из махавших в особом экстазе ринулся вперед и вместо того, чтобы полететь вверх, упал со скирды вниз. Видя, чем закончилась смелая попытка, другие за ним не последовали, оставаясь на скирде.
Так прошел день, а по сумеркам спустились со скирды с досадой, позором и ужасом стали расходиться по домам.
После этого лишь малая часть оставалась в поместной общине, а другие от позора разъехались кто куда, а большинство, разочаровавшись в вере, пошли в мир. Событие это было настолько громким и комичным, что о нем помнят и сейчас.
Были и другие подобные факты, но поместить их в этой книге просто невозможно, да разве недостаточно и этих? Здесь важно понять лишь одно, для чего все это делалось. И если народ Божий, а особенно пятидесятники, бодрствовать не будут, то такие факты могут повторяться снова и снова. Но пора на этих позорных ошибках научиться не только тем, кто слушает таких пророков, но и самим пророкам. Ведь это ничто иное как козни дьявольские. А люди по своей простоте и легковерию поддаются им совершенно доброохотно и искренно, думая, что этим они исполняют волю Божию. К прямым козням дьявольским относится и то, о чем мы расскажем в следующем разделе.
Хотя по Слову Божьему пророчество превосходнее языков (1 Кор. 14:5), но у пятидесятников это поставлено наоборот: во главу угла положено не пророчество, а языки, и потому они считаются у них основным отличительным признаком, знамением и свидетельством о так называемом "крещении Духом Святым".
О том, насколько говорение языками далеко от того, чем его считают, мы здесь останавливаться не будем; об этом достаточно изложено в первой главе, раздел 1, а также и в первой части данных очерков. Но здесь мы желаем обратить внимание на то, что если такое говорение умом не контролируется ни самого говорящего, ни слушающих, то при этом произвольном произношении непонятных слов нередко произносятся слова не только пустые, но даже и ругательные, что, конечно, не вписывается ни в какие рамки, и потому это также относится к вопиющим фактам непристойностей в пятидесятничестве. И чтобы излагаемое не было голословным, мы приведем факты, говорящие сами за себя. О таких фактах можно прочитать и в литературе духовной, имеющейся в нашем братстве.
Касательно слов: "Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, НЕ ПРОИЗНЕСЕТ АНАФЕМЫ НА ИИСУСА"(1 Кор. 12:3), доктор богословия и исследователь материалов о первохристианстве Ф. В. Фаррар пишет, что намек ап. Павла на произношение анафемы (проклятия) на Иисуса был не беспочвенным. Именно это имело место в глоссолалии или незнакомых языках коринфян, притом, когда язык говорил, а ум оставался без плода, то есть безучастным (1 Кор. 14:14).
Очень важно напомнить, что столь солидный труд Фаррара был написан за 13 лет до возникновения пятидесятничества вообще, 1887 году, и потому совсем не имел в виду глоссолалии пятидесятников.
И вот этот совершенно беспристрастный исследователь пишет: "При тех страшных беспорядках, которые указаны нами, едва ли будет удивительным, что глоссолалия приводила к ужасным злоупотреблениям. Некоторые из них, как мы видим, или потому, что необузданно предавались всякому возбуждению и потому становились бессильными жертвами ВСЯКОЙ БОГОХУЛЬНОЙ МЫСЛИ... или быть может вследствие какого-либо еще не разрешенного иудейского затруднения касательно стиха: "Проклят всякий висящий на древе" (Втор. 21:23) - среди непонятных и темных восклицаний издавали иногда даже восклицания: "Да будет проклят Иисус".88
Такое было даже у коринфян, и это наилучшим образом говорит о том, что их глоссолалия исходила не от Духа Святого, потому что "говорящий Духом Божиим НЕ ПРОИЗНЕСЕТ АНАФЕМЫ НА ИИСУСА" (1 Кор. 12:3).
Да, это удивительно и страшно, что тогда у коринфян получалось так. Но еще более удивительно то, что и в наше время у современных пятидесятников повторяется то же самое!
Так сестра Б.К. Вильт, по национальности немка, рассказывала, что присутствуя в собрании пятидесятников в пятидесятые годы на пос. Запорожском, Запорожской области, она лично слышала фразу по-немецки в молитве на непонятном языке, приводящую в ужас: "Ферфлюхт айн эк штайн", что по-русски означает:
"Проклят ПЕРВЫЙ угольный камень", то есть краеугольный. Подумать только! Писание Иисуса Христа образно называет "КАМНЕМ КРАЕУГОЛЬНЫМ" (1 Пет. 2:6), а здесь какой-то простой сельский мужик, никогда не знавший немецкого языка, в своей "молитве духом" произносит проклятие на "краеугольный камень"... Что это такое? Почему это в современной глоссолалии повторяется то же проклятие, о котором пишет Фаррар, имевшем место в глоссолалии или незнакомых языках коринфян?
Какому это духу хочется изрекать проклятие на Иисуса Христа? Тут уж любой и каждый скажет, что Дух Божий этого делать никогда не будет. Вот плоды работы языка, когда "ум остается без плода" (1 Кор. 14:14), то есть когда язык действует произвольно, выходя из-под контроля ума. И разве это случайное совпадение? О, нет! Таких случайностей не бывает. Когда произносимое языком не контролируется умом, то именно этим открывается доступ к языку темным силам, которые, пользуясь возможностью, делают свое дело.
Кстати и И. Барчук описывает такой же момент, когда один молодой пятидесятник в своей "вдохновенной молитве" высказал такую комбинацию слов, которые если перевести на русский язык, то будет такое богохульство, что просто рука не поднимается, чтобы это написать.89 А ведь выражавший такое словосочетание думал, что он молился и восхвалял Бога.
Но такое пишет не только Барчук. Такое можно привести и из других книг. Об этом рассказывают и свидетели таких фактов. Так брат Когданин Ив. Ив., одессит, будучи в Азербайджанской республике видел, как группа местных жителей вышла из собрания пятидесятников и, крайне возмущаясь, говорили: "Какие нехорошие слова!"
А было и так: М. Н. Браунштейн - благовестник в 1925 году в Одессе одну молившуюся на непонятном языке спросил:
- На каком языке вы молитесь?
- На немецком, - ответила она спокойно.
- А можно записать, что вы говорите?
- Запишите, - ответила она еще спокойнее.
Михаил Николаевич записал, понес к пресвитеру - немцу. Тот посмотрел, но читать вслух отказался, потому что в беспорядочном наборе звуков и немецких слов были слова и бессмысленные, и ругательные.
После этого эта сестра, испугавшись, молилась, чтобы Бог удалил от нее такой язык и возвратилась в свою церковь ЕХБ, из которой она и вышла, и больше говорить непонятное не решалась.
Волынь. 1946 год. Алеша Морозко, молодой лингвист, знавший 10 языков, попал в собрание пятидесятников. И вдруг простой мужик, не знавший ни одного языка, кроме родного, начал по-испански страшно злословить Бога... Алеша не выдерживает, переводит; но... предавая анафеме его изгоняют из собрания. Ты, дескать, баптист, и ты злословишь Духа Святого... Верно, злословил, но кто? Алеша или мужик?
Галя Малахова рассказала о том, что в пятидесятые годы в г. Жданове пятидесятники молились языками, и Саша Лыков начал на немецком языке произносить разные непристойности и ругань, не понимая по-немецки ни единого слова.
- Что ты говоришь! - воскликнула Галл, ухватив его за руку. - Ведь ты же ругаешься! Но тот невозмутимо ответил:
- По человечески возможноонои так, а на ангельском языке - это славословие Богу...
До чего только могут доходить ослепленные люди!
Гунар, известный проповедник из Эстонии, попал в собрание пятидесятников в Западной Белоруссии. И когда пресвитер этой общины молился на непонятном языке, а Гунар стоял рядом, то Гунар внезапно схватил его за руку и сказал: "Ты хулишь имя Иисуса на немецком языке", хотя немецкого языка пресвитер не знал. И вдруг из уст этого пресвитера послышалось: "А все-таки обнаружили!" Чей же это был голос? Несомненно, что голос духа нечистого, но порой пользуясь бесконтрольностью ума в бессвязную глоссолалию вклинивал то, что сам хотел, а человек предоставлял возможность.
Следует ли доказывать больше, насколько опасно позволять языку действовать произвольно, не под контролем ума, и до чего это может довести? Приведенные факты говорят сами за себя.
Нет, если молиться духом, то надо непременно молиться и умом (1 Кор. 14:14-15). А молиться без участия ума очень рискованно.
Здесь очень уместно привести соображения Жанны Мелюховой из Минска. Эта девушка язык получила еще в тринадцатилетнем возрасте. А к восемнадцати годам, будучи невозрожденной, она повела самый вольный образ жизни, не отказывая себе ни в чем.
- Жанна! Так ты имела язык? - спросил я.
- Имела и сейчас имею, только им не говорю.
- А почему не говоришь? - спросил я с особым любопытством.
- Тут говоришь, понимая, и то наговоришь, чего и не нужно. А если дать волю языку и умом не контролировать, то так можно наговорить всякого. А я боюсь Бога.
Выходит, что эта девушка оказалась более предусмотрительной, чем многие другие, которые, пуская язык произвольно, вовсе не думают, что бесы, пользуясь такой бесконтрольностью, могут вклинить в него все, что сами захотят. Бесконтрольность умом - это открытая дверь демонам. А Бог за это разве не взыщет? Надо помнить слова Иисуса Христа:
"...ЗА ВСЯКО ПРАЗДНОЕ СЛОВО, которое скажут люди, ДАДУТ ОНИ ОТВЕТ В ДЕНЬ СУДА" (Матф. 12:36).
Итак, фактов, иллюстрирующих изложенное в первой части, которые привести мы обещали еще в предисловии, мы привели достаточно, и это сделано с одной целью, чтобы лучше запечатлеть все то, что пережито нашим Братством за период существования пятидесятничества с момента его проникновения в нашу страну по настоящее время. Мы понимаем, что эти иллюстрации для известной части пятидесятников покажутся очень острыми, колкими и даже оскорбительными, хотя это и неоспоримые факты. Но понимаем и то, что такими они будут не для всех подряд, а в основном для тех, которые это делали или делают и поныне. А тех, которые ведут трезвый образ духовной жизни, то тех это не должно ни "колоть", ни оскорблять. Но если найдутся и такие, которые сами этого не делают, а защищают тех, которые делают, то таковым скажем просто по-братски: "Не будьте, братья, двойственными, потому что своим сочувствием к проявляющим непристойные действия вы поощряете их делать то, с чем и сами вы не согласны. А поощряя, вы вдохновляете их делать еще больше того, от чего стонало и стонет не только наше братство, но и все трезвомыслящие пятидесятники".
"Золотая середина", которой в таком случае держитесь вы, - это вредное попустительство. И каждый, кому дело Божие дорого, должен давать отчет за свои действия, за кого он и за что: за разумное служение Богу (Рим. 12:1), или за превратное извращение евангельских истин, от которого стонут искренние дети Божий? (Гал. 1:6-9).
Но несомненно, что найдутся и такие, которые скажут: "Зачем вспоминать старое, что прошло? Ведь теперь такого почти уже не стало?" Да, то, что теперь такого стало меньше, это правда. Но все ли пятидесятники осудили то "старое", и разве не стало таких, которые и по сегодня тоскуют по том "старом"? Примеров таких долго искать не нужно.
Упомянутый нами выше С. Л. Трегуб из В. Хортицы (Запорожье) и теперь еще тоскует по "молитвам" прошлого, когда бывало, что за время молитвы в собрании солома, которой застилали земляной пол, превращалась в полову... И как он воспрянул бы духом, если бы и теперь повторилось то старое. А. Ю. Новик из Запорожья с большим восхищением рассказывает о том, что когда они получали "крещение духовное", то в комнате все стулья гремели. И это не старое, а совсем новое, современное.
Наши предки сделали много наскальных и пещерных рисунков, по которым современные археологи и историки изучают образ их жизни и очень благодарны им за эту работу. А конечная цель и наших Очерков по истории пятидесятничества со всеми фактами, изложенными в них» как рисунками для иллюстрации всего изложенного в них, также заключается в том, что если Бог по Своему долготерпению еще продлит существование рода людского на земле, то чтобы ими запечатлеть и нашу' эпоху. Пусть и наши потомки, если им придется еще жить, то по этим "надписям" и "рисункам" узнают, что переживали мы в нашем двадцатом столетии. И если хоть одна душа вразумится, чтобы не повторять того, о чем здесь изложено, то этим все труды наши уже окупятся. Но мы верим, что таких будет много. Именно в этом и заключается основная цель этого скромного труда. И потому запечатлеть нашу эпоху в таких очерках- "рисунках" мы считаем своим неотъемлемым долгом.
Таким образом наши Очерки по истории пятидесятничества, состоящие из двух частей, мы заканчиваем: за все Слава Богу! Но, что этот труд может дать читающим его?
Во-первых, он дает общую характеристику пятидесятнического движения за все время его существования. Во-вторых, он показывает его предысторию далекую и близкую, его зарождение и проникновение в нашу страну, историю его развития и общую картину того, что принесло оно нашему дорогому братству вообще за время своего существования.
Разумеется, что настоящей историей пятидесятничества этот труд называть нельзя: это всего лишь очерки. Но все же автор прилагал все старание к тому, чтобы очерки эти имели исторический характер.
Не исключено и то, что найдутся и такие, которые об этом труде и особенно об авторе скажут: "Вот насобирал всяких отрицательных фактов прошлого и из них составил весь труд, а положительного почти ничего и не привел". Что же, в определенной степени это и верно. Но как и что можно привести положительного, если его нет, а если и есть, то столько, что оно буквально тонет в отрицательном?
Однако, сказанное не значит, что это относится ко всем пятидесятникам без исключения. И среди пятидесятников можно найти людей искренних, горячо любящих Господа и ходящих в страхе Господнем. Но есть сколько угодно и таких, у которых если бы отнять их "языки" и лжепророчество, то им и верить было бы не во что, и молиться было бы нечем. Я припоминаю двух моих сверстников - пятидесятников, которые откровенно признавались так: один сказал, что если бы не языки и пророчество, то он и в Бога не уверовал бы. А другой сказал, что если бы не это (что сказал первый), то я и в вере ни за что не удержался бы. Выходит, что "краеугольным камнем" веры обоих был не Иисус Христос, а... языки и прочее.
Но наряду с такими есть и настоящие верующие, у которых наоборот, краеугольным камнем веры являются не языки и пророчество, а именно Иисус Христос, распятый и воскресший. У них и странностей почти не бывает: вот о них-то и о их вере можно написать и положительное. Их живая вера во Христа с плодами духа - это и есть самое положительное и приятное. Но жаль, что таких немного. Вот почему смешивать всех пятидесятников в одно просто несправедливо. Притом они и сами никогда не смогли бы объединиться между собою через свою разновидность, взгляды и духовное состояние. С такими приятно иметь и братское общение и единство. Такие мнения высказывают и такие видные деятели нашего мирового братства, как Н. Салов-Астахов, И. Барчук, П. И. Рогозин и др.90 Точно таких же взглядов придерживаюсь и я -автор этих Очерков, и не только я. Кстати, в одной из общин пятидесятников в Кировоградской области, стоящей на более трезвых позициях, я слышал и видел, как трезвомыслие все больше и больше проникает в ряды пятидесятничества, и что у них назревает и неизбежно будет реформа, при которой взгляды на многие вопросы учения пятидесятников изменятся в сторону здравого смысла. Видимо, не здравые понятия настолько уже надоели, что более здравые пятидесятники ищут пути, как от них отказаться. Как скоро это осуществится, судить трудно, но сдвиги уже имеются, а наша цель помочь этому движению, чем сможем.
Однако можно ожидать и того, что найдутся не только из пятидесятников готовые предать анафеме не только этот труд, но и самого автора (если бы это было в их правах), но и из нашего братства, которые данные очерки сочтут за клин, раскалывающий существующее единство с пятидесятниками. Возможно и действительно это клин. Но клин не всегда употребляется только для раскалывания. Бывает, как принято выражаться в русской речи, что приходится "КЛИН КЛИНОМ ВЫШИБАТЬ". И в таких случаях клин бывает очень полезен. И хотя пятидесятничество в сравнении с другими христианскими течениями самое молодое, но оно стало таким клином, раскалывающим современное христианство, каким еще не было ни одно из христианских течений. Видимо, такой клин и можно вышибить, или хотя обезвредить только клином. Другого выхода нет. Вот в чем заключается сама сущность данного труда.
И последнее, обратим внимание на то, что никто сам себе не враг, что каждый ищет для себя лучшего и как лучше угодить Богу. Но в чем же причина того, что люди сами заблуждаются, а о нашем братстве думают и говорят, что заблуждаемся мы, что мы исполняем "неполное Евангелие", что мы идем против Духа Святого и Его даров и потому не имеем ни Его Самого, ни Его даров?
Повторим еще раз, что пятидесятническое учение основано не на умозаключениях, не на понятиях или просто на учении, как, например, учение адвентистов или иеговистов и разных других, но на фактах не вымышленных, а реальных. Такие проявления, как языки, пророчества, видения, разные голоса и прочее - это же не выдумка, а настоящие факты, и притом совершающиеся не своей силой, а обычно силами сверхъестественными, помимо воли человека. Но сущность самого заблуждения в том и заключается, что хотя явления эти происхождения и сверхъестественного, но НЕ БОЖЕСТВЕННОГО. А пятидесятники приписывают их Богу-Духу Святому, считая их Божественными. В этом и все зло.
О том, какого же они происхождения, мы на основании Слова Божьего говорили немало и потому повторяться не станем. А здесь еще раз подчеркиваем, что хотя они происхождения и сверхъестественного, но не Божественного. Именно это и является исходной точкой, откуда вытекает это заблуждение.
Пырей растет на том же самом поле, где и пшеница. У него листья и колосок в какой-то мере сходны с пшеницей. Но пырей - это трава, годящаяся только на сено, да только мешать расти пшенице, а пшеница - это "хлеб наш насущный". И если бы люди в этом не умели разбираться, то от этого было бы им очень плохо. Но ничуть не лучше тем, которые не способны отличать Божественное от небожественного, хотя оно и сверхъестественное. А мы хотим в этом помочь всем, кто эту помощь примет.
Итак, еще раз повторяем, что борьбу мы ведем не с самими пятидесятниками как людьми верующими или с их верой во Христа, как веруем и мы, - НЕТ! Борьбу мы ведем не с ними, а с их превратным учением о Духе Святом, Его дарах, действиях, проявлениях и настоящей жизни в Нем. Ведь фактически, чего не коснись: языков, пророчества, чудотворения, исцеления, видений и прочего, - ВСЕ ОНО в сравнении с описанным в Евангелии отличается КАК НЕБО ОТ ЗЕМЛИ.
Поэтому мы с дерзновением утверждаем, что все то, что много или мало, но не схоже с тем, что производил Дух Святой и как оно описано в Евангелии, то оно НЕ ОТ, не Божье. И тот, кто это поймет правильно, тот против изложенного в этих очерках возражать не будет. А кто не поймет или, понимая, просто согласиться не захочет, то тот пусть знает, что свободную волю хотя Бог дал и ВСЕМ, но от ответственности за неверные понимания и особенно действия Бог не освобождает и не освободит НИКОГО!
Это надо помнить всем без исключения, независимо кто к какому течению принадлежит. Евангелие ОДНО, учение ОДНО, и действовать все должны ЗА ОДНО. А остальное пусть доскажет УЧИТЕЛЬ - ДУХ СВЯТОЙ(Иоан. 16:13).
Аминь.
Апрель 1983 года
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
"Большая Советская Энциклопедия"
"Письмо бр. В. С. Л. И. Буйвол" от 12.10.81 г. Шахтерок
"Соглашение об объединении ХВЕ с ЕХБ" Москва, 1945 г.
Агнцев Г. Н. "Дух Святой и духи обольстители в Новозаветном периоде" Нов.
Анены Молдавия 1976 г. Издание II
Афанасьева Е. Д. "Воспоминания" (письмо бр. В.С. 1980 г.)
Барчук И. "Пятидесятница во свете Евангелия" Кливелянд, 1976
Билли Грейм "Дух Святой" Северная Каролина, США
Бычков И. И. "Письмо бр. В.С." 5.05.81 г. Желтые Воды
Васильев Л. Л. "Таинственные явления человеческой психики" Москва, 1963 г.
Вызу Р. П. "Ал. Павел примиряет с церковью говорящих языками" Таллинн,
1980 г. (Реферат)
Габинский Г. А. "В поисках чуда" Москва, 1979 г.
Газета "Вечерний Киев" Киев
Газета "Труд" ВЦСПС, Москва
Гаркавенко Ф. "Пятидесятники и их вера", 1966 г.
Гарольд Линдселл "Обзор движения глоссолалии" 1972 г.
Григулевич И. Р. "Мятежная" церковь в Латинской Америке" М. 1972 г.
Драгомиров И. И. "Письмо бр. В.С." 1980 г. Корыстовка
Духонченко Я. К. "Доклад к июньскому пленуму ВСЕХБ", 1981 г.
Жидков Я. И. и А. В. К. "Письмо ВСЕХБ" 30.11.54 г. № 2103
Журнал "Баптист Украины" Харьков ВСБ
Журнал "Баптист" Москва
Журнал "Благовестник" Р. А. Фетлер Благовещенск 1927г.
Журнал "Братский вестник" Москва ВСЕХБ
Журнал "Евангелист" Одесса ХЕВ 1928 г.
Журнал "Наука и религия" М. "Знание"
Журнал "Примиритель" Лодзь, ХВЕ
Журнал "Христианин" Ленинград, ВСЕХ
Журнал "Христианский союз" Лодзь 1927 г.
Зайбель А. "Церковь Иисуса Христа, неужели погибнет?"
Иоанн Де Геер "Синай или Голгофа?"
Каждан А. "От Христа к Константину" Москва
Каргель И. В. "Лекции о пятидесятничестве" Лебедин
Каргель И. В. "Письмо бр. Антону Николаевичу" 23.06.37 г. Лебедин
Карев А. В. "Доклад на совещании ВСЕХБ" 20.08.59 г.
Карл Каупс "Размышления о действиях Духа"
Коркосенко А. "Знайте правду, люди!" Симферополь, 1963 г.
Лебедев В. "Тайны психики без тайн" Москва, 1977 г.
Лехин В. И. и Петров Ф.Н. "Словарь иностранных слов"
Мак-Горман "Глоссолалия - говорение на языках"
Мещеряков В. С. "Рассуждение о Духе Святом и языках" Симферополь, 1978 г. Мицкевич А. И. "Незнакомые языки в Коринфской церкви" Москва
Модерсон Эрнст "В оковах сатаны" Рига
Москаленко А. Т. "Пятидесятники" М., 1973 г. изд. II
Непраш И. "Письмо бр. Щукину" 1922 г. Нью-Йорк
Орал Роберте "Избавление от греха и болезней" США, 1957 г.
Осборн Томми "Здоровье больным" США, 1977 г.
Освальд Смит "Получили ли вы Духа Святого?" Лодзь, 1963 г.
Парнелл X. У, д-р богословия "Говорение незнакомыми языками"
Пен Луис "Война со святыми"
Пет Брукс "Духовный авторитет" Германия, 1976г.
Проханов И. С. "О Духе Святом, Его дарах и действиях"
Рогозин П. И. "Пастырь" Издание второе
Рубакин Н. А. "Среди тайн и чудес" Москва, 1964 г.
Рузский Е. "Харизматическое движение" (обозрение зарубежной прессы) Москва,1981 г.
Салов-Астахов Н. "Дух Святой, Его деятельность и пятидесятничество" С. Петербург, Флорида, 1967 г.
Силич И. С. "Нельзя молчать" Канада
Солдатенко В. Е. "Пятидесятники" Донецк 1972 г.
Спиркин А. Г. "Проблемы биоэнергетики целостного организма" г. Жуковский, 1980 г.
Таран Г. Ф. "Письмо бр. В.С." 1980 г. Волхов
Фаррар Ф. В. "Жизнь и труды ап. Павла" С.-Петербург, 1887 г.
Федоренко Ф. "Секты, их вера и дела" М., 1965 г.
Харченко А. И. "Письмо бр. В.С." 17.04.82 г. Симферополь
Шакариян Демос "Самые наисчастливейшие люди на земле", 1950 г.
Шатров П. К. "Истина" Ленинград
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки