Дается ли нам в Слове Божьем образец правильного богослужения или поклонения Богу? Да, безусловно. Многие места Писания описывают случаи образцового богослужения и его составных частей для того, чтобы мы придерживались этих стандартов. Например, место из Откровения 4-5 учит нас основам объективного прославления Бога и показывает, какое должно быть состояние нашего сердца и способ выражения хвалы. Здесь картина богослужения начинается описанием четырех животных, которые окружают престол и днем и ночью взывают: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».
Уже с первых слов понятно, что это богослужение является объективным, т. е. таким, где в центре внимания стоит Бог. В первую очередь упоминается Бог и Его атрибуты — святость, всемогущество, сила и вечное бытие. Далее, четверо животных воздают славу и честь и благодарение Живущему во веки веков. Слава и честь означают, что, прежде чем обращаться к Богу с личным благодарением, надо сосредоточить все внимание на самом Боге.
Далее в тексте говорится, что двадцать четыре старца (представляющие Церковь всех веков) падают в смирении ниц и поклоняются вечному Богу. Что они при этом делают? Они повергают свои венцы перед Божьим престолом (в знак признания Бога своим Владыкой и источником спасения) и говорят: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и создано» (Откр. 4:11).
Здесь мы снова видим объективное поклонение. Бог стоит на первом месте. Ему воздается честь и величие. Упоминается Его верховная воля («все по Твоей воле существует») и исключительное право принимать поклонение.
Далее, в Откр. 5:9 животные и двадцать четыре старца вместе воспевают Божий план спасения (представленный книгой за семью печатями). Они поют песню в сопровождении арф (символизирующих восхваление). Они поют о Христе, о Его заслугах и о Его смерти ради искупления людей из всякого колена и народа. В этот момент появляется субъективный элемент восхваления, выраженный словами «искупил нас». (Субъективный — обращенный к личности, личным качествам и нуждам человека.) Однако при этом Христу уделяется столько же внимания, сколько вопросу их личного спасения.
Далее они говорят более подробно о самих себе, при этом в их песне появляются слова восхищения, благодарности и радости. Они поют о том, что Христос «соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле». Они говорят о своем удивительном звании детей Божьих, о всеобщем священстве всех верующих и о грядущем царствовании со Христом. Другими словами, они соединяют свою личную благодарность с выражением фундаментальных библейских истин.
Далее к служению присоединяются бесчисленные сонмы ангелов, говорящих громким голосом: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение».
В этом величественном излиянии объективной хвалы Господу Иисусу Христу приписываются Божьи атрибуты и безграничная слава. Слыша эти слова, четверо животных и двадцать четыре старца падают ниц и поклоняются, выражая Ему свою покорность и преданность.
Из всего вышесказанного мы видим, что богослужение должно носить прежде всего объективный характер. Оно должно быть сосредоточено на Боге и Его дивных делах. После этого мы обращаем внимание на то, что Он сделал для нас. В объективной части богослужения особо подчеркивается роль Христа как нашего Спасителя. Здесь содержится также выражение фундаментальных истин, преданности и посвящения.
Главной отличительной чертой поклонения, конечно же, является благоговение и смирение. Поклонение выражается возвышенным библейским языком. В нем нет той фамильярности, которая низводит Бога на уровень обычных человеческих отношений. Бог остается всегда и во всем вечным Отцом, Царем и Спасителем.
Хотя слова богослужения глубоки по смыслу, они выражены просто и без прикрас. Поклоняющиеся Богу не приносят Ему в жертву материальные блага или техническое мастерство. Они приносят только слова, исходящие из сердца, притом этим словам они научились от Бога.
В упомянутых главах Откровения мы находим не все элементы поклонения. Так, например, здесь нет покаяния и ходатайственных молитв. Данное поклонение состоит из наиболее возвышенных составляющих частей — благословения и восхваления Бога и Его искупительного дела, выраженных в духе величайшего смирения.
Еще один пример библейского поклонения мы находим в Деян. 4:32-31. Здесь мы видим, как дети Божьи, выслушав рассказ Петра с Иоанном об их аресте хг освобождении, молились о благословении тех, кто проповедует Слово Божье.
В начале молитвы они называют Господа Создателем всего. Далее они цитируют место Писания, где было предсказано то, что с ними произошло. Они упоминают о спасительной миссии Христа и о предвечном плане Божьем. Затем они просят о благословении на апостолов и о том, чтобы их служение сопровождали обещанные чудеса и знамения.
Мы снова видам, что в этом богослужении на первом месте стоит объективное восхваление Бога. Далее следует утверждение истинности Слова Божьего. Затем — признание спасительных заслуг Христа и верховного владычества Божьего. После этого следует молитва и прошение, но нет никаких личных просьб, потому что они больше всего озабочены успехом дела Евангелия. В молитвах детей Божьих личные нужды всегда следуют в последнюю очередь, как это видно из молитвы Господней.
Посмотрим еще раз на картину поклонения из Откр. 4-5. Мы видим здесь прежде всего простоту и отсутствие прикрас. Здесь нет места для демонстрации музыкальной одаренности и плотских талантов. Поклонение должно быть простым по форме и в то же время возвышенным и славным по содержанию. Я осмелюсь добавить от себя, что форма проведения богослужения должна быть, по возможности, заранее известной.
Некоторые могут сказать: «Не кормите нас этим сухим бутербродом из гимнов и молитв! Он слишком скучен и заранее знаком». Но именно в этой простоте заключается сила богослужения. Его ценность в том, что участники не сидят в недоуменном ожидании того, что будет следующим — длинная молитва, денежный сбор, какое-то особое выступление или песнопение. Предсказуемость богослужения позволяет нам собраться с мыслями и сосредоточиться на последовательном в нем участии с полной духовной отдачей.
Имея в виду вышесказанное, необходимо также свести к минимуму разные вставки и замечания со стороны служителя, даже если они делаются из благих намерений. Иногда это просто пустые и незначащие фразы, которые произносятся ради создания на богослужении неформальной атмосферы, но они прямо противоречат тому величественному и славному духу поклонения, который описан в Откр. 4-5. Даже необходимые замечания, например объяснение содержания гимнов, могут послужить помехой собравшимся сосредоточиться в поклонении Богу, если эти замечания состоят более чем из одного или двух предложений.
Искреннее смирение является стандартом для тех, кто ведет богослужение. Их девизом должны быть слова Иоанна Крестителя: «Ему должно расти, а мне умаляться».
Если мы зададимся целью найти составляющие части богослужения в рассмотренных нами местах Писания, добавив к ним Псалмы и новозаветные молитвы, то у нас получится список, который мы приводим ниже. Эти составляющие части размещены в том порядке, который мы находим в местах Писания, говорящих о богослужении. Мы не включили в список чтение и проповедь Слова Божьего, хотя и они являются необходимой частью богослужения. Мы говорим здесь только о той части богослужения, которая выражается в песнопениях и молитвах.
1. Призывание имени Божьего (обращение к Богу) — упоминание Божьих имен, выражение нашего желания приблизиться к Нему и поклониться, выражение смирения и просьба о благословении на богослужение.
2. Поклонение — воздаяние чести, хвалы и благословения Богу, сосредоточенность на Его атрибутах, а также на Личности и искупительном деле Господа Иисуса Христа.
3. Благодарение — за общее и личное спасение, за Слово Божье, за духовную охрану и водительство, за земные благословения.
4. Торжественное свидетельство — доверие, признание великих библейских истин, исповедание нашей веры в эти истины.
5. Покаяние — искреннее исповедание и отречение от грехов в содеянном и упущенном.
6. Стремление к святости — без него покаяние лишь пустой звук. Здесь мы даем обеты и обязательства оставить грех, просим, чтобы Бог дал нам чуткую совесть и помог жить благочестиво.
7. Посвящение и самоотдача — обновленное и ясно выраженное посвящение личной жизни для послушного служения Господу на предстоящую неделю, в том числе для свидетельства о Христе.
8. Моление — о погибающих, о стране, о народе Божьем, о больных и скорбящих, о находящихся в глубоких испытаниях, о Господних служителях и о гонимых за Христа.
9. Прошение (личная просьба) — просьба о помощи в особых личных нуждах. В этой части богослужения упоминаются Божьи обетования, а также выражается доверие и благодарение. Благодарением Богу за Его обетования мы утешаем и питаем свои собственные души. Личные нужды могут включать в себя просьбу об избавлении от искушений, о Господней помощи и силе, о просвещении для понимания Слова Божьего, о водительстве, об укреплении любви к Богу, о дерзновении и пригодности для Божьего дела, а также о других неотложных нуждах. Общее же правило таково, что в первую очередь надо выражать духовные нужды, а затем уже материальные.
Исаак Ньютон выразил большую часть из компонентов богослужения в прекрасных словах стиха, написанного для его классического труда «Руководство к молитве»: Призови имя Господне, воздай хвалу, исповедуйся, Принеси моления и прошения, затем провозгласи, Что ты принадлежишь Ему, поблагодари и благослови Его, И пусть «Аминь» утвердит твою молитву.
Все эти составляющие части должны быть включены в пение и молитвы в том порядке и той пропорции, как показано выше в нашем списке. Естественно, мы не можем выразить каждую из этих составляющих исчерпывающим образом. Например, первая молитва может включать в себя краткое упоминание большего числа Божьих атрибутов, а в последней молитве можно упомянуть только один или два из них.
Есть хорошие песенники, в которых гимны классифицируются по библейским темам и иногда располагаются в образцовом смысловом порядке.
В общественной молитве покаяние должно быть выражено более общими словами, чем в личной молитве. Тот, кто завершает публичную молитву, должен выражать покаяние таким образом, чтобы присутствующие могли от всего сердца присоединиться к его словам. Сделать это будет очень нелегко, если он будет называть конкретные грехи. Если попытаться перечесть все грехи, которые могли совершить собравшиеся, то молитва будет длиться не один час. Некоторые грехи можно упомянуть в общих словах, такие, как, например, гордость или самомнение.
Однако покаяние, даже выраженное в общих словах, не должно быть поверхностным, чего ведущий должен тщательно избегать. От нас требуется предельная искренность, поскольку мы приближаемся к святому Богу.
А как надо понимать «торжественное свидетельство»? Это провозглашение перед Богом тех великих истин, которые отображают Его славу и возвышают наши сердца. Мы произносим их с некоторыми подробностями и воздаем хвалу Богу за них. Мы благодарим Бога за то, что Он научил нас этим истинам, и этим выражаем, что они представляют для нас великую ценность. Таким образом, мы становимся похожими на тех, кто поклонялся Богу в Откр. 4-5, и на многих других, произносивших прекрасные молитвы. Такого рода торжественное свидетельство часто выражается также в словах песнопения и в молитвах служителей.
Примером торжественного свидетельства является Псалом 90. На первый взгляд этот Псалом может показаться сугубо личным по содержанию, но на самом деле псалмопевец воздает всю славу Богу, даже обращаясь к своей собственной душе.
Он утверждает Божье величие и славу, силу избавления и неизменную твердость. Он утешает себя, называя одно за другим качества характера и пути Божьи.
Если говорить о построении богослужения более подробно, то первый гимн должен быть гимном о Боге. Лучше всего, если в нем воспеваются Божьи качества и Его слава, тогда в пении гимна соединяются наши чувства ревности, благоговения и радости. Здесь мы следуем примеру молитвы Господней: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое». Точно так же и первая молитва должна возвышать величие и могущество Божье, а также выражать нашу веру во Христа и Его голгофскую жертву.
За молитвой и пением следует первое чтение Слова Божьего.
А как быть с объявлениями? Некоторые считают, что они нарушают богослужение, и потому помещают их перед началом богослужения. Другие считают, что в таком случае объявления будут препятствовать тихому и благоговейному времени подготовки к богослужению и затмевать объективное славословие, которое должно следовать сразу же за ними. Другие же помещают объявления в конце, в чем есть свой недостаток, поскольку в таком случае они служат помехой для отклика на проповедь Слова Божьего. Лично я считаю, что объявления вполне возможно помещать в середине богослужения, если они не содержат тривиальных внутрицерковных напоминаний и фамильярных вставок со стороны ведущего.
Главная пасторская молитва должна быть вполне предсказуема в главных своих частях, хотя пастор, ведущий богослужение, должен стремиться поместить в нее свежие мысли и обороты речи. Важно придерживаться предложенного нами раньше порядка проведения богослужения и объявлять, что следует за чем. Полноценное богослужение, проводимое с благоговением и страхом и в то же время с радостью и благодарностью, невозможно ничем заменить.
Если мы хотим отучить верующих от служения, основанного на музыке и эмоциях, мы должны научить их правильно молиться. Для этого мы сами должны молиться так, чтобы молитва пленяла их ум, возвышала душу и помогала им осознанно выразить Богу то, что они хотели сказать. Ниже предлагается список тем, которые должны быть включены в публичную молитву, хотя большинство этих тем уже входят в приведенный нами ранее список составных частей богослужения. Лучше всего придерживаться образцов молитв, данных нам в Слове Божьем.
Славословие Богу
Святая Троица
Господь Иисус Христос
Благодарение за
спасение
доброту
отвеченные молитвы
здоровье и силу
семью и церковь
надежду на будущность в небе
Торжественное свидетельство
Покаяние
Молитва о помощи для святой жизни
Посвящение
Ходатайства и особые прошения за
свою страну
всех людей
другие церкви
находящихся в гонениях, в местах, где войны и голод
благословение на церковные богослужения и работу с детьми
свидетельство церкви и отдельных ее членов в наступающую неделю мир
Просьба о благословении на служение Словам Божьим
Публичные молитвы должны возноситься во имя Иисуса Христа и заканчиваться примерно следующими словами: «Во имя Господа Иисуса Христа, Аминь», или: «Во имя Иисуса Христа, Спасителя нашего», или: «Во имя Спасителя нашего» (обычно для публичной молитвы такое окончание звучит как не вполне законченное), или: «Во имя Господа Иисуса Христа и для славы Его» и т. п. Нередко служители обогащают эти выражения, добавляя к ним благоговейные эпитеты. Мы поступаем не по библейскому образцу и нарушаем характер богослужения, если не воздаем должную славу Иисусу Христу, Который приобрел для нас доступ к Богу и от Которого мы во всем зависимы. Мы также проявляем скупость по отношению к Спасителю, если говорим только «во имя Сына Твоего». Мы отступаем от библейских правил и допускаем явный абсурд, если произносим слова «во имя Твое», обращаясь в молитве к Отцу (как обычно бывает при публичной молитве). Говоря об употреблении имен Господа, надо заметить, что в наши дни часто произносится только Его личное имя — «Иисус». Однако этого недостаточно и надо всегда в благоговении говорить: «Господь Иисус Христос» или «Спаситель Иисус Христос». Нам могут возразить, что в Деян. 4 употребляется только имя «Иисус», но это на самом деле не так, потому что здесь божество Господа утверждается словами: «Святого Сына Твоего Иисуса».
Тот, кто совершает публичную молитву на богослужении, должен иметь в виду следующие важные правила. (Эти правила распространяются и на молитвенные собрания церкви, хотя на них можно допускать больше свободы и поощрить молитвы всех присутствующих, сведя к минимуму сдерживающие факторы.)
1. Мы должны, безусловно, придавать значение словам своей молитвы и направлять все наши мысли к небу. Как ужасно, когда служитель или ведущий собрание не молится сам. Бог не оставит такого без наказания!
2. Мы не должны молиться слишком быстро. Скорость произношения должна быть примерно такой, как у диктора на радио. При этом другие могут успевать следить за нашими словами и присоединяться к ним в своей собственной молитве.
3. Не следует употреблять странно звучащие, образные или идиоматические выражения, но обращаться к Богу в простых и естественных словах.
4. Нельзя бессвязно перескакивать с одной мысли на другую, надо следовать библейским примерам в последовательности выражений и не уклоняться от темы молитвы.
5. Не надо проповедовать в молитве, потому что мы обращаемся не к людям, а к Богу. Молитву нельзя использовать для наставления, увещания или обличения присутствующих. (Замечено, что на молитвенных собраниях молящиеся копируют данную ошибку своего служителя и превращают это собрание в митинг, где люди выражают свои мнения и жалобы друг другу, как им на сердце ляжет.)
6. Не надо делать Богу объявления, информировать Его или напоминать о разных вещах, не надо, прикрываясь молитвой, делать объявления собравшимся. Если есть такая нужда, о которой собравшиеся еще не знают, то о ней надо объявлять перед молитвой, либо выражать общими словами, не вдаваясь в подробности.
7. Есть старое доброе правило — не упоминать в молитве личных имен. Это будет соответствовать библейскому правилу для публичной молитвы. Мы должны молиться за «нашу сестру» или за «Твоего раба». Только одно Имя достойно упоминания в публичной молитве.
8. В публичной молитве мы должны быть сосредоточены на самом важном и не останавливаться на мелочах, если к этому не вынуждают особые обстоятельства. Например, не стоит упоминать в публичной молитве детский ушиб, но эта нужда будет принесена Богу в общей молитве о больных. Если же кто-то из детей болен раком, то по такому случаю целесообразно особое упоминание в молитве.
9. Мы должны избегать в молитве всякого цитирования, кроме мест Писания. Исключением могут быть слова христианских гимнов, если мы употребляем их как свою собственную молитву.
10. Восхваляя Божьи качества и дела, мы должны остерегаться, чтобы наша молитва не превращалась в мини-учебник по богословию. Надо говорить об этих предметах просто и ясно, восхваляя не все, а лишь некоторые Божьи качества.
11. Молитва должна быть уравновешенной по содержанию, т. е. в ней не должно быть перевеса в славословии, или в покаянии, или в ходатайстве.
12. Мы не должны быть мрачными на молитве (особенно во время Вечери Господней). Мы не должны вспоминать только наши грехи и недостатки и размышлять о страданиях Христа так, словно не было воскресения и нет никаких причин для радости. Покаяние во время молитвы вполне уместно, но столь же уместно и размышление о благословениях, которые приобрел для нас Воскресший Господь. Мы должны молиться с радостью, как принявшие Евангелие, т. е. радостную весть).
13. Для тех, кто старается подражать нашей молитве, будет очень полезно, если мы не будем то и дело упоминать Божьи местоимения (Ты, Тебе, Тебя и т.п.) или имя Господне. Некоторые люди со слабой нервной системой начинают каждую фразу публичной молитвы словами «О Господи!» или похожими выражениями. Иногда Божьи имена или местоимения повторяются через каждые два-три слова. Из-за этого молящимся бывает очень трудно сосредоточиться в молитве.
14. Надо избегать, как язвы, безучастного тона в молитве. Такой тон явно непригоден для обращения к Всемогущему Богу и показывает легкомыслие или безразличие молящегося.
15. Молясь, мы не должны находиться во власти привычек, таких, как повторение в каждой фразе слов «мы молим Тебя», с ударением на «молим», поскольку эти привычки убивают истинные чувства.
16. Не следует молиться нараспев. Лучшим лекарством от этого является искреннее усердие.
17. Тема нашей молитвы не должна быть навеяна газетными или политическими новостями.
18. Надо стараться не повторяться в молитве. Повторение можно допустить в личной молитве, но только не в общественной. Естественно, на молитвенном собрании можно молиться об одном и том же сколько угодно раз.
19. Надо стараться не перешагнуть меру восприятия тех, кто слушает нашу молитву. Наши отцы по вере часто брали для себя в качестве девиза для публичной молитвы слова Екклесиаста: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом, потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немного» (Еккл. 5:1).
Предлагаемые ниже места Писания показывают нам, какие темы должны быть включены в поклонение и молитву. Примечательно, что везде соблюдается правило следования в первую очередь объективной части, а за ней — субъективной.
Иоанна 16:23. «И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». Публичная молитва всегда обращена к Отцу и возносится во имя Господа Иисуса Христа (см. также Иоан. 14:6).
Деяния 4:24-30. Обращение к Отцу во имя Сына. Возвеличивается Бог, Его атрибуты и дела. Возвеличивается Личность и дело Христа. Упоминается всевластное предопределение Божье. Верующие молятся о смелости для свидетельства о Христе.
Иакова 5:16. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».
Ефесянам 3:14-19. Благоговейная молитва к Отцу Небесному — «Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа». Апостол в первую очередь возвеличивает Отцовство Бога, а затем возносит молитву о духовном преуспевании ефесских верующих.
Луки 18:10-14. Притча о фарисее и мытаре осуждает самодовольство и требует сердечного покаяния в молитве.
Ефесянам 6:18-19. Павел увещает верующих бодрствовать в молитве, чтобы видеть нужду, о которой надо просить, и полученные ответы, а также молиться обо всех верующих, в том числе — о проповедниках Евангелия.
Колоссянам 1:3, 9, 12. Молитва к Отцу начинается благодарением за Его спасительную благодать, затем следует просьба, чтобы обращенные возрастали в познании, мудрости и духовном опыте.
2 Фессалоникийцам 3:1. Апостол выражает нужду в молитвах верующих: «Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас».
1 Тимофею 2:1-4. Надо усердно молиться за всех людей, в том числе царей, а также о всеобщем мире и безопасности.
Евреям 4:16. Верующие должны искать милости и благодати Божьей для помощи в нуждах.
Евреям 5:7-8. Здесь говорится о сильных чувствах Христа, когда Он молился: «...с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления».
Евреям 10:19-22. Приближение к Богу основано на голгофских заслугах Христа. Возвеличено Его первосвященническое служение, после этого приносится молитва покаяния.
Евреям 13:3. «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле».
«Отче наш» — обращение к Отцу Небесному как к личному Богу-родителю. Обращаясь к Отцу, мы обращаемся ко всей Троице.
«Сущий на небесах» — наши мысли возносятся к небу, чтобы созерцать беспредельную славу небес. Здесь Бог представлен как Вечный Дух, обитающий на высоте, за пределами сотворенного мира.
«Да святится имя Твое» — мы поклоняемся Отцу, Который свят, признавая Его божественные атрибуты.
«Да приидет Царствие Твое» — мы поклоняемся Богу как нашему Царю, имеющему всю власть и силу, и выражаем наше ожидание прихода Его славного царства. В то же время мы желаем, чтобы это царство победоносно вошло в жизнь неспасенных людей.
«Да будет воля Твоя» — мы выражаем послушание и просим о выполнении Божьей воли. Его воля совершенна. Молящийся отказывается от своей собственной воли в пользу воли Божьей.
«Хлеб наш насущный дай нам на сей день» — мы выражаем нашу полную зависимость от Бога в удовлетворении потребностей тела и души.
«И прости нам долги наши» — мы нуждаемся в ежедневном очищении наших грехов и берем на себя обязанность прощать других.
«И не введи нас в искушение» — молитва об избавлении от дружбы с миром, гордости и всякого греха. Просьба о помощи в предстоящей духовной борьбе.
«Но избавь нас от лукавого» — молитва о помощи и избавлении, когда духовная борьба уже началась.
«Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки» — это заключительное славословие (доксология) подтверждает, что вся власть принадлежит Богу и все находится под Его контролем, так что Он может выполнить всю Свою волю и все Свои обетования.
Эта глава нуждается в более подробном изучении, однако в ней ясно обозначены главные темы:
Ст. 1 — молитва Отцу о прославлении Сына Ст. 2 — Христос — наш Царь и Спаситель
Ст. 3 — высшее намерение Бога
Ст. 4 — завершенное дело Христа
Ст. 5—Христос—вечный Сын
Ст. 6 — избрание, спасение и утверждение в послушании Слову Божьих детей
Ст. 7-8—просвещение Словом Божьим
Ст. 9-11 — ходатайственная молитва о Божьих детях, особенно об их сохранении в единстве
Ст. 12 — вечная безопасность
Ст. 13 — христианская радость
Ст. 14—новая природа
Ст. 15-16 — отделение от мира и сохранение в мире от зла
Ст. 17—освящение
Ст. 18—великое поручение
Ст. 19—посвящение
Ст. 20 — молитва о погибающих
Ст. 21 — здравое вероучение и единство
Ст. 24—небесная слава
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Ниже приводятся типичные примеры ветхозаветных молитв, в которых строго соблюдаются перечисленные правила.
1 Паралипоменон 29:10-19 дает хороший пример первой части публичной молитвы: «Благословен Ты, Господи Боже Израиля, отца нашего, от века и до века! Твое, Господи, величие и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле. Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое».
Во многих Псалмах также подаются примеры призывания имени Божьего и поклонения.
Псалом 145; 2 Паралипоменон 20:6-12; 1 Царств 2:1-10 (молитва Анны);
Псалом 22; Псалом 88:1 -18.
Даниила 9; Псалом 31; Псалом 50.
2 Паралипоменон 6:14-42; Ионы 2:2-9.
Бытие 18:16-33; Исход 32:11-14.
Иеремия 12:1-4; 4 Царств 19:14-19; Псалом 58; Исаия 38:9-16.
Благоговение так же, как и радость, является первоосновой поклонения, и его необходимо обеспечить прежде всего в практической организации богослужения, равно как и в его духовном содержании.
Собравшиеся должны соблюдать тишину перед началом собрания, чтобы подготовить свои сердца к богослужению. После того как собравшиеся заняли свои места, разговоры между ними будут выглядеть крайне неуместно. Вполне возможно, что пастору надо терпеливо убеждать членов своей церкви избегать этого шума. Зато, научившись соблюдать тишину, они будут удивляться, как раньше могли проводить богослужение без этих тихих минут размышления и молитвы.
В некоторых церквях пытаются заглушить шум перед богослужением пением гимнов, что представляется мне еще худшим злом, особенно из-за того, что таким образом внедряется «новый стиль» богослужения.
В наши дни популярна неформальность, и поэтому во многих церквях упразднены служащие (распорядители). Однако их служение имеет неоценимое значение (из Послания Иакова 2:1-3 явствует, что это служение практиковалось в новозаветных церквях). Распорядители особенно нужны в церквях с большим количеством собравшихся.
В упорядоченных церквях богослужению придают самое серьезное значение. Здесь собираются не для того, чтобы пообщаться со своими личными друзьями, а для того, чтобы поклониться Богу.
В конце собрания, после заключительной молитвы и благословения, собравшиеся должны некоторое время оставаться на местах и в молчании молиться. Ведущий не должен «распускать» собрание, объявляя о том, что оно закончено, потому что таким образом он дает людям разрешение начинать шумное движение и разговоры.
Какие отличительные признаки характерны для традиционных гимнов? Нужно ли продолжать петь эти гимны или же их нужно постепенно — а может быть немедленно — заменить современными песнопениями? Если старые гимны лучше, то чем они лучше?
Для того чтобы отстаивать старые гимны, нужно представить веские и неотразимые доводы. Нельзя держаться за «традиционное», если на то нет серьезных причин. Личного мнения здесь недостаточно. Мы подчеркиваем здесь некоторые важные особенности традиционных гимнов, которые не берутся во внимание сторонниками «нового стиля». Если не учитывать эти особенности, качество богослужения будет резко ухудшаться, что окажет катастрофическое влияние на верующих.
Каким образом можно определить, хорош ли данный гимн или плох? Мы предлагаем здесь семь отличительных признаков, которые, по моему мнению, можно принять в качестве стандарта.
1. Первый признак — гимн должен быть построен согласно дарованному Богом ветхозаветному стандарту — книге Псалтирь. Псалмы должны служить образцом при составлении духовных гимнов. Так, например, гимны должны содержать тематику Псалмов и такую же уравновешенную последовательность составляющих частей богослужения.
Можно сказать, что песнопения «нового стиля» больше всего отличаются от традиционных гимнов именно своим отходом от стандартов, заданных в Псалтире. И хотя сторонники «нового стиля» используют некоторые Псалмы, они не обращают внимания на их высокий интеллектуальный уровень и достоинство, их благоговейный слог и основательность, их дух поклонения и последовательность в подаче библейских истин.
2. Второй признак — гимн должен нести назидание. Он должен доставлять людям что-то реальное. Он должен объяснять Слово Божье и давать советы для практической жизни. Он должен пробуждать в сердцах отклик и благодарение Богу за познание через гимн Его истины. Гимн, как и Псалмы, должен быть глубоким, но доступным для понимания. Он охватывает широкий круг истин и расширяет душу, но все же не слишком сложен для рядового посетителя. Таковы стандарты Псалмов — достаточно высокие, но и не такие низкие, как у тех же современных хорусов. Точно так и притчи Иисуса Христа просты, но глубоки и содержательны. Такие стандарты определил для нас Господь.
Хороший гимн может пролить свет на библейские истины и объяснить различные духовные вопросы. Нам всегда хотелось бы, чтобы гимн содержал в себе что-то доброе, серьезное, достойное, назидательное, возвышающее душу, притом в достаточно доступной форме.
Гимны Уотса и Весли принесли духовное просвещение и познание христианских доктрин многим тысячам разных людей, от крестьян до членов королевской семьи. В отличие от современных хорусов, они содержат в себе серьезные истины и содействуют духовному росту и зрелости верующих.
Требование Павла о том, чтобы все было к назиданию, вполне можно отнести к христианским гимнам. Действительно ли данный гимн принес мне назидание? Действительно ли он содействовал умножению моих духовных познаний и моего благочестия? Действительно ли он не просто возбудил мои эмоции, но поднял мое духовное состояние?
3. Третий признак — гимн должен быть благоговейным. Он должен воспевать Всемогущего Бога, а не просто возбуждать сентиментальное настроение. Он не ставит Бога в положение приятеля, с которым можно обращаться фамильярно, но внушает благоговение к Высокому и Превознесенному.
Еще раз подчеркнем, что гимн должен давать пищу разуму, поскольку участие разума необходимо для благоговейного поклонения. Как я могу показать мое благоговение перед Богом, если я пою избитые хорусы, содержащие иногда всего лишь четыре активных слова? Этим я только оскорбляю Его и низвожу до интеллектуального уровня детского сада. Гимн должен давать пищу разуму, иначе он не дает нам никакого назидания и потому не заслуживает, чтобы его пели перед Всемогущим Богом.
4. Четвертый признак — гимн должен содержать ясно изложенное библейское учение. В нем не должно быть двусмысленных или непонятных выражений. Гимн должен бросать вызов тем, кто не верит в учение Библии, и делать это в достаточно конкретных выражениях.
И хотя правда, что и фарисеи пели Псалмы, и католики — некоторые протестантские гимны, но если гимн настолько нейтрален, что его могут петь все, кто угодно, то он явно бьет мимо цели. Если гимн выражает слишком неопределенные и общие мысли, которые понравятся любому слушателю, то надо задать вопрос: заслуживает ли такой гимн того, чтобы его пели на богослужении? Если гимн удовлетворяет любой богословской точке зрения, то может ли такой гимн приносить назидание слушающим?
Весьма примечателен тот факт, что многие песни «нового стиля» очень популярны среди либеральных и католических церквей во всем мире.
Подобные пустозвучные хорусы и песни оказывают на здоровую церковь весьма разрушительное влияние. Они заставляют людей наполовину отключать свои способности и поклоняться Богу только половиной своего разума, половиной своей искренности и усердия. Итак, если мы захотим научить свою церковь петь не осознанно и не искренне, то гимны с неопределенным смыслом и расплывчатыми идеями прекрасно помогут нам справиться с задачей. Люди будут говорить, что им нравится гимн, но не будут понимать и половины его содержания и, таким образом, будут участвовать в поклонении Богу лишь небольшой частью своего существа, довольствуясь больше мелодией, чем словами..
5. Пятый признак — гимн должен выражать конкретные и доступные мысли. Мы уже говорили о том, что слова гимна не должны быть слишком сложными для восприятия или слишком упрощенными. В то же время гимн, содержащий здравое учение, не заслоняет истину чрезмерным красноречием и яркостью выражений, потому что Бог дал Своему народу заповедь петь разумно (1 Кор. 14:15).
Хорошие авторы гимнов, как правило, обладали огромным запасом слов, но они ограничивали их употребление ради того, чтобы обеспечить лучшее понимание духовного смысла гимнов. Для светского поэта таких трудностей не существует. Он может вложить в стихи все свое обаяние и силу таланта, но слова гимнов радикально отличаются от светской поэзии. Великие христианские гимны отличаются именно этим великим искусством взвешенного употребления слов.
6. Шестой признак — гимн должен иметь хорошую композицию и рифму. Композиция и рифма относятся к технической стороне составления гимнов. Качественный гимн не содержит неровных строк или неполных рифм.
Некоторые гимны сразу же выдают неумелость составителя. Первые несколько строк получаются хорошо, а потом стих начинает увязать и запинаться в поисках рифмы, теряя при этом смысл и логику.
Хороший составитель гимнов редко страдает таким изъяном. Композиция его стихов, как правило, безупречна, и слог легок, так что кажется, что он дается автору без всяких усилий. Вершиной стихосложения можно считать такой стих, в котором каждая строфа воспринимается как единое предложение. Мысль в нем не прыгает от одного предмета к другому из-за того, что автор старался любой ценой подыскать слова в рифму.
«Короб с оставшимися кусками»
В слабых гимнах мысль часто перепрыгивает с места на место, так что в каждой строчке или половине строчки можно увидеть новую тему, не имеющую связи с предыдущей. Мысли поющего рвутся на части, перескакивая от одной необъясненной темы к другой, что вынуждает его петь без особой искренности. Такой гимн похож на «короб с оставшимися кусками».
Выразить свои мысли правильно и упорядочение в форме хорошего стиха — работа не из легких. Такого рода стихи можно чаще всего найти только в традиционных гимнах. Гимны «нового стиля» не вписываются во все эти требования. Если мы возьмемся оценивать гимны по высоким классическим стандартам, то окажется, что в наши дни найдется совсем мало хороших нетрадиционных гимнов, написанных современными авторами.
7. Седьмой и последний признак — в хорошем гимне не должно быть мистики. С одной стороны, гимны не могут обойтись без определенной доли мистических оборотов речи, потому что ряд духовных понятий невозможно выразить иначе, как с помощью образных выражений, которые, строго говоря, не поддаются логическому анализу. Так, например, мы поем о «познании Господа», хотя гимн не объясняет, что это значит. Точно так же в гимнах не объясняется значение выражения «по вере».
Но некоторые гимны едва ли не целиком состоят из мистических выражений, и мы должны стараться не петь такие гимны. В хороших гимнах, где это необходимо, используется библейская образность и библейский язык, но они никогда не отрываются от реальности ради самоцели.
Мы назвали эти отличительные признаки для того, чтобы показать, что традиционные гимны не возникли случайно. Их составители хорошо думали над тем, что они пишут. У них была способность и дар составлять хорошие гимны, где учитывались все жизненно важные детали богослужения.
Однако в современных песнопениях мы не находим этих ценностей. Они бесследно исчезли. Может быть, старые гимны и нуждаются в некоторой корректировке выражений, но заменить их новыми было бы преступлением. А употреблять те и другие вместе — значит смешать вещи совершенно разные по тематике, стилю и качеству.
Не все то золото, что блестит. Надо признать, что и в традиционных гимнах есть некоторые вопиющие изъяны, которые требуют немедленной корректировки. У нас нет никакой необходимости быть привязанными к языку семнадцатого и восемнадцатого столетий, как нет и необходимости говорить на древнееврейском языке Ветхого Завета.
Великие гимны не должны быть присыпаны архаичной пылью. Участники богослужения не должны во время пения мысленно переводить слова на современный язык.
Я лично употребляю для богослужения только Библию в переводе Короля Якова (Кинг Джеймс Вершен), но во многих хороших гимнах встречаются выражения намного более туманные, чем в Кинг Джеймс Вершен.
Из-за своих старомодных выражений многие гимны невозможно причислить к числу традиционных гимнов. Виной тому причудливые и затруднительные выражения и строки.
Интересно, что известный гимн Джона Весли «Вести ангельской внемли», написанный в 1739 году, был спустя 14 лет подкорректирован Джорджем Витфилдом, затем в него был добавлен куплет, а еще позже — припев. Кроме того, многие гимны корректировались и в богословском отношении, чтобы более правильно выражать библейские доктрины. Этот процесс корректировки надо продолжить и в наши дни, ведь от времен Уотса и Весли нас отделяет больше двух веков.
Надо еще учесть, что многие прекраснейшие гимны прошлого вообще не вошли ни в один из современных сборников только потому, что в них содержатся некоторые безнадежно устаревшие выражения. Никто не взялся исправить эти неудобные выражения, и гимны оказались совершенно забытыми.
Кроме того, надо восстановить и обновить те старые гимны, которые были переделаны или выброшены в угоду нездоровым духовным вкусам.
Так, например, в прошлом пелось намного больше гимнов, содержащих учение о благодати. Но затем, примерно в середине девятнадцатого столетия, в Англии произошла непонятная перемена, в силу которой многие такие гимны вышли из употребления. Это случилось как раз в тот момент, когда стали выходить в свет деноминационные сборники гимнов.
До середины девятнадцатого столетия многие сборники гимнов составлялись отдельными людьми, обычно известными служителями церкви. Таким образом, гимны пелись в церквях часто лишь благодаря авторитету составителей сборников. Но затем пальму первенства в составлении сборников взяли деноминации. Мы говорим здесь о де-номинациях в их лучшем виде — еще до того, как они были поражены богословским либерализмом.
Однако дело в том, что еще тогда деноминации разделялись на кальвинистские и арминианские. Соответственно этим богословским вкусам и составлялись сборники гимнов.
Однако затем эти деноминации пришли к выводу, что надо составлять такие сборники гимнов, которые не оскорбляют противоположную сторону. Многие гимны вполне вписывались в эти рамки» но многие слишком резко выражали богословские различия, и их пришлось либо выбрасывать за борт, либо соответственно редактировать, иначе нельзя было угодить обеим сторонам.
Поэтому немало старых гимнов можно восстановить в употреблении, если вернуть их первоначальную богословскую позицию.
Со временем внутри деноминации стало расти число либералов, и позднейшие издания сборников стали выпускаться таким образом, чтобы удовлетворить их вкусы. Во многих деноминационных сборниках гимнов содержится большое число гимнов, выражающих либеральные и католические взгляды. Гимны такого рода, конечно же, не могут оставаться в нашем употреблении.
В протестантских сборниках можно без труда найти место для док-тринально здравых гимнов, если из них исключить либеральные гимны. Неверные доктрины можно в изобилии найти даже в хороших сборниках, не говоря уже о гимнах с сентиментальными и неопределенными выражениями, которые так нравятся либералам всех времен.
Меня всегда удивляет, когда я вижу, что в основном именно эти богословски безвкусные гимны поются сегодня в протестантских общинах. И в эти гимны люди должны вкладывать свои христианские чувства! Так зачем вообще петь гимны такого рода? Вот, например, гимн, написанный кардиналом Генри Ньюменом, — «Направляй добрый свет», который поют с большим энтузиазмом, — это тот католический кардинал, который не на жизнь, а на смерть боролся против евангельского учения, — он наполнил этот гимн елейными мистическими выражениями, чтобы его пели все, кому угодно.
А в некоторых сборниках имеются откровенно анимистические гимны (анимизм —религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения), которые вошли в сборники только потому, что в былые времена это были известные песни для школьников. Такие гимны с удовольствием поют приверженцы «Нью Эйдж» и защитники экологии, но им явно не место среди христианских сборников гимнов.
Всегда ли нужно полностью восстанавливать первоначальную редакцию гимнов? Думаю, что не всегда. Дело в том, что хотя издатели деноминационных сборников были слабы в богословии, зато они, как правило, обладали хорошим литературным вкусом. Это были люди начитанные, и с точки зрения стихотворства они часто привносили в гимны хорошую поэзию. И поэтому многие гимны в первоначальной редакции будут выглядеть хуже, чем в нынешнем виде.
Я считаю, что необходимо восстановить в традиционных сборниках также Псалмы — как в стихотворном переложении, так и поющиеся нараспев. В деноминационных сборниках этот раздел вообще выброшен.
Итак, мы вполне признаем, что необходимо проделать определенную работу, чтобы восстановить во всей красоте традиционные гимны. Кроме того, можно включить в сборники и ряд новых хороших гимнов такого же жанра, написанных в наши дни. Но, имея столь богатое наследие прошлого, вряд ли можно рассчитывать на то, что новых хороших гимнов найдется слишком много.
Задумывались ли мы над вопросом, почему вообще мы поем гимны? Кто придумал пение гимнов? Ведь гимны существовали еще задолго до известных английских авторов восемнадцатого века, и даже задолго до Реформации. Не являются их первоисточником и древние церковные песнопения. Для того чтобы найти первый христианский гимн, мы должны обратиться к страницам Нового Завета, где открыта для нас «новая песнь».
В предыдущих главах мы рассматривали главы из Откровения в качестве руководства для проведения нашего богослужения. Мы не будем повторять здесь то, что уже было сказано, и лишь напомним читателям, что эти главы представляют нам видение вселенской Церкви, поклоняющейся Богу. Мы видим вокруг престола Божьего четырех животных (херувимов Божьего правосудия), двадцать четыре старца (Церковь) и сонмы ангелов.
Читая в этих главах слова гимнов, мы поражаемся тому, что это слова не ветхозаветных Псалмов.
Я с глубочайшим уважением отношусь к моим друзьям служителям, которые считают, что надо петь исключительно Псалмы. Некоторые из прекраснейших богословов прошлого и наших дней также являются защитниками пения исключительно Псалмов. Я ни на миг не сомневаюсь, что многие из них являются гигантами веры и богословской науки.
Если мы захотим устроить дебаты по этому вопросу, то обе стороны представят очень веские аргументы в пользу своих взглядов. Поэтому мы не будем спорить и лишь дадим простое и краткое объяснение происхождения традиционного использования гимнов.
Так, мы читаем, что четверо животных и двадцать четыре старца падают ниц перед Агнцем и «поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени». Этот гимн хвалы назван «новой песнью».
О чем они поют в этой новой песне? Они поют о Христе, о том, что Он достоин раскрыть книгу, а также о великом Божьем плане спасения. Они особо подчеркивают совершенное на Голгофе искупление, притом, как мы видим, они употребляют слова в прошедшем времени.
Они поют языком Нового Завета об искуплении Кровью Христа. Они также поют о спасении язычников, притом в прошедшем времени, как об уже произошедшем событии. Они упоминают об обращении язычников из всех стран и народов.
Далее, они особо упоминают священство всех верующих и снова говорят об этом как о совершившемся факте. Они говорят, что Христос «соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле».
Они также поют о будущем Царстве Христа. Далее, в стихе 12, они снова говорят об Агнце закланном. Который ныне воскрес и восседает на троне. Его воплощение, распятие, воскресение и вознесение — события, о которых упоминается в прошедшем времени, — являются центральным и наиболее сильным элементом их поклонения. Имя Агнца повторяется несколько раз. Новая песня говорит о том, что уже совершилось.
Так, в поклонении неба и земли, выраженном новой песней, воспевается то, что является сбывшейся реальностью. Херувимы правосудия и великие сонмы ангелов вместе с верующими Ветхого и Нового Завета поют эту новую песнь. Здесь мы видим то, что богословы называют «теологией выполненного дела». Небесные гимны сформированы в свете великих истин Нового Завета.
Потрудимся задать себе вопрос: если пение такого рода новых песен приветствуется на небе, то может ли оно быть предосудительным на земле? Как бы то ни было, если мы правильно толкуем данное место Писания, оно показывает нам поклонение Богу на земле и на небе в течение всего новозаветного периода.
Учитывая эти доводы, мы считаем, что в данном случае применим согласующий принцип (который гласит, что все элементы богослужения должны иметь ясное подтверждение в Писании), а значит, мы вполне можем петь не только ветхозаветные Псалмы, но также и гимны, основанные на новозаветной тематике.
Но даже если мы поем ветхозаветные Псалмы, большинство из них необходимо перекладывать на новозаветный язык. Интересно, что когда Ч.Г. Сперджен издал свой песенник, он дал ему название «Дух Псалмов». Исаак Уотс в предисловии к своему сборнику гимнов 1718 года написал прекрасные слова о том, как надо петь Псалмы:
«Я издал этот сборник, чтобы приспособить книгу Псалмов к христианскому богослужению. С этой целью мне пришлось лишить Давида, Асафа и других авторов всех других титулов, кроме титула псалмопевца и святого, и заставить их заговорить христианским языком».
«В тех местах, где псалмопевец употребляет острые обличительные слова в адрес своих врагов, я постарался повернуть их острие против наших духовных врагов — греха, сатаны и искушений. Там, где в оригинале написано пророчество о Христе и о Его спасении, мы должны петь не о будущем, а о свершившемся деле спасения.
Там, где псалмопевец говорит о прощении грехов, я упоминаю заслуги Спасителя. Там, где он говорит о жертвоприношении козлов и тельцов, я говорю о жертве Христа.
Там, где даны обетования богатства, чести и долголетия, я перевожу мысль на благословения благодати, славы и жизни вечной. Делая это, я чувствую великое удовлетворение оттого, что приписывается больше славы нашему благословенному Спасителю и чаще упоминается Его имя. Его благодать и дела, когда все это выражено Его новым языком в свете дарованных Им откровений, а не языком ветхозаветных прообразов и сравнений.
«Нам нет нужды петь, — говорит Уотс, — языком предсказаний, когда-то, о чем было предсказано, стало живой реальностью и целиком исполнилось».
Действительно, мы не должны ограничивать наше поклонение Богу словами ветхозаветных образов и теней, не упоминая о той славной истине, которая была в них предсказана. Христос открыл нам то новое, о чем мы должны теперь петь.
Безусловно, многие Псалмы содержат в себе такие богословские истины и выражения, которые простираются дальше рамок Ветхого и Нового Завета, и у нас есть прекрасные переложения этих Псалмов для пения.
Итак, традиционное пение гимнов берет свое начало от «новой песни» в заключительной книге Библии, где образно представлена Церковь всех веков, пребывающая на небе, в пример для тех, кто поклоняется Агнцу, доколе Он придет, а затем — во веки веков.
Метрополитен Табернакл, 2001
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки