Г.К. Тиссен. Эсхатология

ГЛАВА 6
Воскресения

Оказывается, возникает необходимость в значительном совпадении в подходе к учению об эсхатологии. Многое из того, что уже было сказано о воскресениях, необходимо повторить здесь еще раз, чтобы еще полнее изучить этот предмет. Кроме того, существует еще и серьезная причина для такого, более тщательного исследования Писания, потому что уже на заре истории люди задавались вопросом: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов. 14,14). Всегда существовали такие души, которые отрицали воскресение (Мф. 22,23; Деян. 23,8; 1 Кор. 15,12). Может быть, существовали и такие души, которые утверждали, что верят в воскресение, но которые отрицали телесное воскресение. Поэтому весьма важно исследовать Писание, чтобы установить то, чему оно учит в связи с этим предметом.

 

I. НЕСОМНЕННОСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ

В силу ли надежды или страха и ужаса, но человек обычно всегда чувствовал, что существует жизнь после смерти. Другие эти люди, в частности, египтяне, обнаруживали свою веру в своих заботах о восхищении и воскресении в заботах об усопших; древние Халдеи — в своем страхе и ужасе пред печальным и скорбным существованием. Сократ утверждал, что жизнь продолжается и после смерти; американские индейцы ожидали будущих полей для охоты. Брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство и магометанство — все они утверждают, что человек продолжает существовать после смерти. Откуда все эти общие верования? Является ли ложью это фундаментальное предчувствие человеческой природы? Нет, душа не может успокоиться в перспективе угасания и непременно требует почвы для надежды, что подлинно существует и жизнь после смерти. Однако, в данный момент мы более озабочены другим вопросом, нежели простой факт существования после смерти; мы хотели бы знать, является ли это существование сознательным и существует ли воскресение тела.

А. Существование после смерти

Наука с ее верой в несокрушимость материи и сохранения энергии не может сказать, что христианская вера является неразумной, а философия с ее признанием бесконечности жизни не может уклониться от необходимости принять без доказательств факт существования жизни после смерти, когда зло этой жизни будет возмещено добром. Эта возможность и необходимость превращается в Писании в определенность и уверенность. Ветхий Завет учит, что все люди после смерти отправляются в шеол (гадес в Новом Завете). Грешники, конечно, отправляются туда (Пс. 9,7; 30,17;48,14; Ис. 5,14). Корей, Дафан и Авирон отправились, как сказано, для пребывания в шеоле (Чис. 16,33). Однако праведники отправляются туда же (Иов. 14,13; 17,16; Пс. 6,5; 15,10; 87,3). Иаков глядел в будущее и видел тот момент, когда сын его Иосиф сойдет в шеол (Быт. 37,35; см. 42,38; 44,29). Езекия рассматривал смерть, как прохождение через «врата преисподней» (шеола -— Ис. 38,10). Идея нисхождения в шеол содержится, вероятно, в часто встречаемой фразе «и прилепился к народу своему» (Быт. 25,8 и 17; 35,29; 49,33; Чис. 20,24; 27,13; Втор. 32,50; Суд. 2,10).

И в Новом Завете содержится мысль, что и грешники, и праведники нисходили в преисподнюю (гадес) до воскресения Господа. Богач, как нам сказано, отправился в гадес, и Лазарь находился там и разговаривал с богачом, правда, находясь на большом от него расстоянии и в другой сфере (Лк. 16,19-31). И Сам Иисус нисходил в преисподнюю (Деян. 2,27 и 31), а теперь у Христа имеются ключи от ада и смерти (Отк. 1,18), и наступит день, когда смерть и ад отдадут своих заключенных (Отк. 20,13 и далее). Слово «преисподняя» (гадес) встречается десять раз в Новом Завете (Мф. 11,23; 18,18; Лк. 10,15; 16,23; Деян. 2,27 и 31; Отк. 1,18; 6,8; 20,13 и далее). Оба эти слова — шеол в Ветхом Завете и гадес в Новом Завете, по общему согласию, воспринимаются, как эквиваленты.

Но, если Писание учит, что существует жизнь после смерти, то является ли она сознательной? Ветхий Завет не высказывается точно в этом отношении. Приложиться к народу своему, сойти к сыну своему — все это весьма похоже по смыслу выражения, которые подразумевают такое существование, которого они не определяют подробнее. Весьма возможно, что стихи Еккл. 9,5 и далее как будто отрицают сознательное существование, потому что там сказано: «Потому что, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». Однако, нам следует помнить, что эта книга написана с точки зрения познания «под солнцем», т.е. с точки зрения плотского человека. Одно только откровение Божие способно рассказать нам об истинной природе жизни после смерти. Такие места, как Ис. 14,9-11 и 15-17, определенным образом говорят о сознательном существовании. Заметим, что обо всем, на что намекает Ветхий Завет, Новый Завет говорит вполне определенно и ясно. Иисус рассказал об этом в Ев. Мф. 22,31 и далее, а также в истории богача и Лазаря (Лк. 16,19-31). Богач и Лазарь могли разговаривать, думать, вспоминать, чувствовать и заботиться; это же заключается в обещании Иисуса, которое дано было раскаявшемуся грешнику, которому надлежало еще ныне быть со Христом в раю (Лк* 23,43). Случается, что Новый Завет как будто учит тому, что в преисподней существует два отделения — одно для грешников, а другое для праведников. То, которое предназначается для грешников, не имеет названия, но о нем сказано, что это место мучений. Но отсюда ясно, что слово «епят», если оно относится к нечестивым, касается только тела Мф. 27,52; Ин. 11,11-13; 1 Кор. 11,30; 15,20 и 51; 1 Фес. 4,14; 5,10).

Однако, после воскресения Христова наступили изменения. Именно с тех пор верующие, как сказано, уходят после смерти в присутствие Христово. Таким образом Павел говорит о своем воплощенном состоянии, в котором он устранен от Господа, а о своем, лишенном тела состоянии, как о таком состоянии, в котором он «водворен у Господа» (2 Кор. 5,6-9). Вот поэтому он и высказал свое желание «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1,23). Мы видим также «души убиенных», которые находятся под жертвенником и в сознательном состоянии (Отк. 6,9-11). Они уходят в рай, а рай ныне находится в вышнем мире (2 Кор. 12,2-4). Весьма возможно, что тогда именно, когда воскрес Христос, Он взял с собой не только первенцев из людей, которых Он воскресил телесно, но Он взял также и души всех праведников, которые находились в преисподней. Теперь все верующие после смерти отправляются в присутствие Христово, тогда как неверующие уходят в преисподнюю, как и в ветхозаветные времена.

Б. Учение Ветхого Завета о телесном воскресении

Начнем с того, что Ветхий Завет повествует о телесном воскресении, по крайней мере, трех лиц: сына вдовы (3 Цар. 17,21 и далее), сына сонамитянки (4,32-36) и человека, который ожил от соприкосновения с костями Елисея (4 Цар. 13,21). Начиная с этого времени, во всяком случае Израиль, обладал доказательством возможности телесного воскресения. Однако вера в воскресение уходит своими корнями гораздо глубже. Авраам ожидал, что Бог воскресит егб сына из мертвых на горе Мориа (Быт. 22,5; Евр. 11,19). Псалмопевец был уверен, что он не останется в преисподней (Пс. 15, 10; см. 15,16). В сказанном слове заключается пророчество и о воскресении Христовом, но это не умаляет значения этого аргумента (Деян. 2,24-28). Далее, обратим свое внимание и на надежду Исаии, который ожидал телесного воскресения (Ис. 26,19), на обетование Господа, которое дано было Осии (13,14) и на обетование Божие Даниилу (12,1-3 и 13). Конечно, это не обильное количество сведений, но они восходят даже к эпохе Авраама и продолжают существовать даже во времена возвращения из Вавилона. Поэтому совершенно ясно и вполне достаточно имеющихся сведений для того, чтобы утверждать, что этой истине обучали и в нее веровали в течение этого периода.

В. Учение Нового Завета о телесном воскресении

Новый Завет повествует о воскресении пяти лиц: дочери Иаира (Мф. 9,24 и далее), молодого человека из Наина (Ак. 7,14 и далее), Лазаря (Ин. 11,43 и далее), Тавифы (Деян. 9,40 и далее) и Евтиха (Деян. 20,8-13). Кроме этого, мы читаем о воскресении многих святых после воскресения Христова (Мф. 27,52 и далее). Касательно будущего воскресения, Христос говорил о нем много (Ин. 5,28 и далее; 6,39 и далее; 44-54; Ак. 14,14; 20,35 и далее), о нем же говорили и Апостолы (Деян. 24,15; 1 Кор. 15; Флп. 3,11; 1 Фес. 4,14; Отк. 20, 4-6 и 12 и далее). Наконец, Христово воскресение является гарантией нашего собственного телесного воскресения (Рим. 8,11; 1 Кор. 6,14; 1 Кор. 15,20-22; 2 Кор. 4,15). Он «разрушил смерть и явил жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1,10). Поэтому в Новом Завете имеется обилие доказательств тому, что он говорит о телесном воскресении.

 

II. ПРИРОДА ВОСКРЕСЕНИЯ

« Но скажет кто- нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» (1 Кор. 15,35). Таков предмет наших нынешних исследований. Прежде всего заметим, что Писание говорит о трех родах воскресений: о воскресении для суда, в котором верующий воскреснет вместе со Христом (Рим. 6,4 и далее; Еф. 2,5 и далее; Кол. 2,12 и далее), о духовном воскресении, которое равносильно возрождению (Ин. 5,25 и далее) и о физическом воскресении (Ин. 5,28 и далее). Рассмотрим прежде всего факт физического воскресения.

А. Факт телесного воскресения

Писание, по крайней мере, четырьмя способами свидетельствует о воскресении тела. (1) Оно вполне определенно и ясно говорит об этом событии (Пс. 15,9 и далее; Дан. 12,2; Ин. 5,28 и далее). Павел также пишет о воскресении и погребении тела: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15,44). Душевное тело — это то тело, которое состоит из плоти и крови; оно нуждается в пище, воздухе и отдыхе, оно подвержено тлению и страданиям. Это то тело, которое приспособилось к существованию на этой планете» Духовное же тело — это то тело, которое приспособлено к небесному существованию, это могущественное и славное тело. Это тело подобно воскресшему Телу нашего Господа. Павел утверждает далее, что Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3,21). (2) Факт воскресения тела засвидетельствован и в заявлении о том, что тело наше вовлечено в сферу нашего искупления (Рим. 8,23; 1 Кор. 6,13-15 и 19 и далее). Когда Христос умирал за нас, Он умирал за всего человека. Полнота благословений Его искупления не завершится до тех пор, пока тело наше не станет бессмертным, а это событие осуществится в воскресении. (3) Факт воскресения нашего тела засвидетельствован и в образе воскресения Самого Христа. Он воскрес в физическом теле (Ак. 24,39; Ин. 20,27). Отрицать физическое воскресение — значит отрицать физическое воскресение Христа (1 Кор. 13,15). (4) Факт воскресения засвидетельствован в буквальности пришествия Господа и Его судов. Человек Христос Иисус возвратится не для того, чтобы судить бесплотные духи, а находящихся в теле, людей (1 Фес. 4,16 и далее; Отк. 20,11-13).

Б. Природа тела воскресения

В общем, можно сказать, что тело воскресения не будет всецело новым телом. Если бы это было так, тогда это не было бы наше нынешнее тело, а другое тело. Но тело, которое сеется, воскреснет (1 Кор. 15,43 и далее и 53 и далее). С другой стороны, это воскресшее тело не обязательно должно состоять из всех деталей, которые тождественны всем частицам, содержащимся в этом теле (1 Кор. 15,37 и далее). Все, что гарантирует нам Писание, можно выразить словами, утверждающими, что тело воскресения окажется в подобном отношении к нынешнему телу, как и пшеница в стеблях пшенице, которая находится в почве, из которой она выросла. Взрослый человек обладает тем же телом, в котором он родился, хотя он и подвергался постоянным изменениям, и в нем нет уже тех клеток, с которыми он родился. Так и тело воскресения окажется тем же телом, хотя изменится его структура и состав.

1. Тела верующих. Некоторые места Писания утверждают, что тело воскресения верующих будет подобно славному Телу воскресения Христа (1 Кор. 15,49; Флп. 3,21; 1 Ин. 3,2). О некоторых деталях того тела упомянуто в 1 Кор. 15. (1) Оно не будет состоять из плоти и крови (ст. 50 и далее). Христос облекся в плоть и в кровь (Евр. 2,14) после Своего воскресения. Он сказал о Своем теле, что Оно состоит из плоти и костей (Ак. 24,39). Таким образом, Он не был исключительно духом, а потому и мы не будем одним только духом после воскресения. (2) Это будет нетленное тело (ст. 42 и 53 и далее). Поэтому оно не будет подвержено болезням, смерти или разложению. Это будет вечное тело. (3) Это будет славное тело (ст. 43). К этой же идее мы приходим, размышляя о преображении Христовом (Мф. 17,2) и об описании прославленного Христа в небесах (Отк. 1,13-16). (4) Это будет могущественное тело (ст. 43). Это значит, что оно не будет уставать, но способно будет осуществлять могущественные подвиги в служении Христу (Отк. 22,3-5).(5) Это будет духовное тело (ст. 44). Вероятно это значит, что жизнь его будет подобна жизни духа. Наконец, (6) это будет небесное тело (ст. 47-49). В 2 Кор. 5,1 и далее Павел говорит о «жилище от Бога, о небесном нашем жилище». Это небесное жилище составит контраст с нашим нынешним земным жилищем. Эти детали, конечно, не вполне удовлетворяют любопытство христианина относительно природы тела воскресения, но, тем не менее, они говорят нам намного больше об этом теле, нежели могут сказать нам прогнозы человека, достойного доверия.

2. Тела неверующих. Хотя Писание говорит нам гораздо меньше о воскресении неспасенных, нежели о воскресении спасенных, однако, предлагаемые им сведения, не являются ни слабыми ни неудовлетворительными. Иисус сказал, что приближается час, когда все, находящиеся в гробах, воскреснут — одни для воскресения жизни, а другие для воскресения осуждения (Ин. 5,28 и далее). Он предупреждал Своих учеников, сказав им: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может тело и душу погубить в геенне» (Мф. 10,28). Павел сказал Феликсу, что Израиль имеет надежду на Бога, утверждая, «что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян. 24,15). В книге Дан. 12,2 сказано, что «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление», а в Откровении 20,12 и далее ясно сказано, что неспасенные воскреснут и будут судимы, и будут ввержены в озеро огненное. Таким образом, совершенно ясно, что и неспасенные тоже воскреснут телесно. Любопытство действительно хотело бы заглянуть в природу этого тела воскресения, однако молчание Писания по этому поводу свидетельствует о том, что нам необходимо довольствоваться тем, что нам открыто, оставляя неотвеченными те вопросы, на которые Писание не дает ответа.

 

III. ВРЕМЯ ВОСКРЕСЕНИЙ

Уже многое было сказано относительно того, чтобы доказать, что не будет общего воскресения, в котором все люди воскреснут в одно и то же время, теперь же следует обобщить сказанное, чтобы раскрыть полную силу его. В 1 Фес. 4,16 сказано, что тогда, когда Христос явится на воздухе, воскреснут только почившие во Христе. Употребленное здесь выражение «во Христе» не обладает каким-то другим значением кроме того, которое присуще ему повсюду. Оно описывает тот фундаментальный мистический союз между верующим и Христом, а здесь между умершими во Христе и Христом. Павел ограничивает первое воскресение только верующими, когда говорит: «Потом Христовы в пришествие Его» (1 Кор. 15,23). Павел верил, что они воскреснут в одно и то же время. Сказанное в Ев. Ин. 5,28 и далее, не касается просто каких-то двух вопросов, вытекающих из воскресения, а двух различных воскресений — одного для жизни, а другого для осуждения. И в книге Дан. 12,2 подобным же образом речь о двух воскресениях, а не просто о двух вопросах, вытекающих из одного воскресения. Может быть, самое ясное указание на два воскресения мы находим в Отк. 20,4-6. Заметим к тому же, что в Евр. 11,35 речь о тех, которые не приняли освобождения «дабы получить лучшее воскресение». Итак, и здесь указание на то же ожидание.

Однако, по отношению к этому вопросу возникают некоторые возражения на почве определенных выражений. Одним из часто повторяемых выражений является «последний день» (Ин. 6,39 и далее; 6,44 и 54; см. 12,48). Но совершенно очевидно, что выражение «день» употребляется иногда в смысле длительного периода. Авраам радовался, желая увидеть «день Христов» (Ин. 8,56). О периоде исхода говорится, как о дне, когда «Господь взял их на руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (Евр. 8,9). О длительности периода непослушания Израиля Павел говорит следующее: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному» (Рим. 10,21) Иисус скорбел об Иерусалиме, потому что он не узнал «дня», который послужит к его миру (Лк. 19,42). Павел говорит также и о целом веке, как о «дне спасения» (2 Пет. 6,2). И Петр подтверждает, что Бог совершенно иначе определял время, нежели это делаем мы, и потому пишет: «У Господа один день как тысяча лет и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3,8). То время (Ин. 5,35), в которое духовно мертвые услышат глас Христа и оживут продолжается уже девятнадцать веков. Поэтому нам представляется вполне разумным полагать, что то время, в которое все, находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и оживут, составляет отдельный период, вполне достаточный для того, чтобы охватить собой два различных особых воскресения.

Совершенно ясно, что первое воскресение состоится тогда, когда Христос придет на воздухе (1 Кор. 15,23; 1 Фес. 4,16). Тогда воскреснут все спасенные, жившие в нынешнем веке. Ветхозаветные же святые и святые великой скорби воскреснут во время явления Христа на землю (Дан. 12,1 и далее; Отк. 20,4). Таким образом, первое воскресение окажется вполне завершенным. Второе воскресение совершится через тысячу лет (Отк. 20,5 и 11-13). Кажется, что Бог долготерпит, как может, в отношении усопших неспасенных. Они, конечно, пребывают в мучениях, но в промежуточном состоянии, но они еще не достигли завершающего места своего наказания. Таким образом, благость Божия перенесет день завершения наказания на тысячу лет позже. Однако, хотя Бог и медлит, этот день непременно наступит. Неспасенные желали бы остаться бесплотными духами, однако, у желаний их нет ничего общего с фактами. Они тоже приобретут свои тела и подвергнутся вечному наказанию Божиему в своих телах.

 

ГЛАВА 7
Суды

Хотя оба воскресения указывают на будущее состояние человека, они не устраняют тех судов, которым подвергается человек. Его философия будущих судов основывается на суверенном праве Бо-жием наказывать за непослушание и на личном праве человека излагать свое дело на суде. Хотя Бог обладает суверенностью, как Судия всей земли, Он, тем не менее, соблюдает закон (Быт. 18,25). Он поступает так не ради того, чтобы подчинить Себя какому то внешнему закону, а ради того, чтобы выразить Свой собственный характер. Каждому человеку будет предложена благоприятная возможность засвидетельствовать, почему он действовал так, как действовал и особенно узнать причины Его приговора. Таковы основные факторы в каждом справедливом управлении. Если человеческие правительства следуют этому порядку, то они подражают методам Божиего управления. Что же Библия говорит об этих судах?

 

I. НЕИЗБЕЖНОСТЬ СУДОВ

Итак, суд совершится над праведными и неправедными, как об этом свидетельствует совесть людей. Автор книги Екклесиаста, рассуждая с точки зрения плотского человека, призывает молодых людей жить по желаниям своего сердца, но добавляет в порядке предостережения, что Бог за все приведет их на суд (1,9). В следующей главе он пишет: «Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо оно или худо» (12,14). И Павел говорит о совести человека, которая или оправдывает или обвинит его в «день, когда по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела людей через Иисуса Христа» (Рим. 2,6). И послание к Евреям 10,27 заявляет, что для произвольно грешащих предназначается «некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (10,27). Трудно думать, что глубины порочности, в которые человек мог бы погрузиться, будут устранены от него из-за страха пред будущим осуждением. Иначе, совесть как будто говорит, что, если бы даже и не было осуждения, то, тем не менее, оно должно было бы быть.

Это спонтанное чувство человеческого сердца подтверждается Писанием. В книге Бытие Авраам усматривал в Боге Судию всей земли (18,25) и Анна говорит, что «Господь будет судить концы земли» (1 Цар. 6,33; см. Пс. 95,13; 97,9) он сказал также, что Господь приготовил для суда престол Свой (Пс. 9,8). В книге Иоиля Бог говорит: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» (3,12; см. Ис. 2,4). Факт этот гораздо чаще утверждается в Новом Завете. Иисус сказал: «Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16,27). Павел сказал в Афинах, что «Бог назначил день, в который праведно будет судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа» (Деян. 17,31; см. Рим. 2,16; 2 Фес. 1,7-9). Он заявляет: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5,10; см. Рим. 14,10). Автор послания к Евреям говорит, что после смерти наступит суд. А Иоанн видел «мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом», которые «были судимы» (Отк. 20,12). Бог подал удостоверение тому факту, что подлинно состоится суд, воскресив Христа, Судью, из мертвых (Деян. 17,31).

 

II. ПРЕДМЕТ СУДОВ

Почему Богу необходимо совершить эти суды? Стронг говорит: «Предметом последнего суда явится не удостоверение, а проявление характера и распределение внешних состояний сообразно ему» (Стронг, «Систематическое богословие», стр. 1025). Богу уже известно состояние нравственных тварей, а последний день только откроет праведный суд Божий. Наша память, совесть и характер являются подготовкой и окажутся очевидным доказательством на последнем разоблачении (Лк. 16,25; Рим. 2,15 и далее; Еф. 4,19; Евр. 3,8; 10,27). Суды Божий совершатся для того, чтобы обнаружить праведность Божию в обращении с людьми, как Он обращается с ними. Перед судейским престолом Божиим умолкнут всякие уста (см. Рим. 3,19). Нет необходимости предполагать, что каждый согласится с тем, что получает справедливое воздаяние за свои дела; одновременно следует помнить, что ни у кого из людей не окажется повода для сожалений, а потому никто не будет выражать своего недовольства.

 

III. СУДЬЯ

Бог является Судьей всех, но дело Свое осуществляет через Иисуса Христа. «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5,22), и поступил Он таким образом, «потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5,27). В силу этого факта «Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа... воскресив Его из мертвых» (Деян. 17,31)» Он будет судить верующих по делам их (2 Кор. 5,10; см. Рим. 14,10); Он будет судить зверя, лжепророка и воинства их (Отк. 19,19-21). Он будет судить, собравшиеся пред Ним, народы (Мф. 25,31 и далее); Он будет судить сатану (Отк. 20, 1-3 и 10; см. Быт. 3,15; Евр. 2,14); Он будет судить народы Тысячелетнего царства (Ис. 2,4; Иез. 37,24 и далее; Дан. 7,13 и далее; Отк. 11,15). Эта функция определена для Него в награду за Его смирение (Флп. 2,9-11) и еще потому, что Он один способен выполнить этот труд. Как Бог, Он обладает проникновением и властью для того, чтобы судить людей; как человек, он понимает человека и сострадает ему. В Личности Его встретились и суд, и милосердие, и как Судия всей земли, Он не поступит неправосудно (Быт. 18,25).

 

IV. РАЗЛИЧНЫЕ СУДЫ

В сравнительном обозрении этого предмета нам следует начать с рассмотрения уже миновавших судов. Во Христе наши грехи осуждены уже однажды и навсегда (Ис. 53, 4-6; Ин. 1,29; 1 Кор. 5,21; Гал. 3,13; Евр. 10,10-14; 1 Пет. 2,24; 1 Ин. 2,2). Сообразно этому, каждый верующий свободен от вины наказания за грех, потому что Христос принял на Себя вину и понес наказание за нее. Итак, никто из верующих не будет судим за свои грехи, так как он осужден был уже за них во Христе (Ин. 5,24). Однако, существует нынешнее осуждение для верующих. Это осуждение их за грех собственной жизни. Павел призывает верующих судить самих себя в своей частной жизни (1 Кор. 11,31 и далее) и в жизни Церкви (1 Кор. 5,5; 1 Тим. 1,20; 5,19 и далее). Господь наказывает Своих непослушных детей, чтобы побудить их осудить самих себя и чтобы устранить грех из их собственной жизни (2 Цар. 7,14 и далее; 12,13 и далее; Евр. 2,5-17). Однако в данном случае мы размышляем о грядущих судах, потому что нет общего суда, как и нет общего воскресения. Элемент времени, разногласия свидетельствуют, что существует, по крайней мере, семь судов.

А. Суд над верующими

Как мы уже видели, когда придет Господь, Он будет судить верующих по делам их (Рим. 14,10; 1 Кор. 3,11-15; 4,5; 2 Кор. 5,10). Тогда у каждого потребуют отчета в том, как он воспользовался доверенными ему талантами (Мф. 25,14-30), минами (Лк. 19,11-27) и благоприятными возможностями (Мф. 20,1-16), и тот день покажет, строил ли человек из дерева, сена, соломы или из золота, серебра и драгоценных камней (1 Кор. 3,12). Если мы строим из дерева, сена или соломы, дела наши сгорят, «впрочем, сам спасется, но как бы из огня» (ст. 15); если же он строил из золота, серебра и драгоценных камней, он удостоится награды (ст. 14). Писание упоминает о нескольких венцах (1 Кор. 9,25); о нетленном венце (1 Кор. 9,25), о венце правды (2 Тим. 4,8), о венце жизни (Иак. 1,12; Отк. 2,10), о венце славы (1 Пет. 5,4) и о венце похвалы (1 Фес. 2,19; см. Флп. 4,1).

Б. Суд над Израилем

В особом смысле великая скорбь окажется днем скорби для Иакова, но нам сказано, что «он будет спасен от нее» (Иер. 30,7). Обратим также свое внимание на преследования Израиля в тот именно период в Откровении (12,6 и 13-17); только остаток, которому была положена печать на чело, был пощажен (Отк. 7,1-8). Однако, очевидно, что совершится еще один суд над Израилем, который сопряжен будет с собиранием рассеянного Израиля. Иезекииль, говоря об этом суде, описывает его, как устранение мятежников из среды Израиля, который возвращается в землю обетованную. Они выйдут из земли своего рассеяния, но они погибнут в пустыне и не войдут в землю Израилеву (Иез. 20,33-38). Малахия тоже имеет ввиду как будто этот же суд, когда представляет Господа, сидящим на престоле и ожидающим сынов Левия (Мал. 3,2-5). Эти суды совершаются на суде и сопряжены будут с пришествием Господа. Они решат вопрос о том, кто из Израиля войдет в землю обетованную и кто составит Израиль грядущего века.

В. Суд над Вавилоном

В образе жены Откровение рисует перед нами федеративную религиозную систему (17,1-19,4). Вначале эта жена восседала на звере. Факт этот свидетельствует о том, что какой-то промежуток церковная система будет господствовать над политической системой. Но вот десять рогов (царей) обратятся и возненавидят эту жену, и оставят ее, а затем и погубят ее. И вот тогда зверь выдвинет себя на место верховной религиозной власти. Думается, что тогда создана будет определенная коалиция между религиозными и коммерческими союзами. Когда погибнет Вавилон, как религиозная система, тогда она возвысит голову в системе великой всемирной организации. Однако, преуспевание ее окажется чрезвычайно коротким. Наступит час, когда Господь Бог в один день осудит и погубит ее. Купцы земли будут оплакивать гибель ее, а обитатели небес будут радоваться и петь «аллилуйя»! Осуждение ее совершится еще до того, как Господь придет на землю (Отк. 19,1-4 и 11-21), и осуждение ее окажется вечным наказанием (Отк. 19,21).

Г. Осуждение зверя, лжепророка и воинств их

Злые духи, исходя от дракона, зверя и лжепророка, к концу скорби отправятся собирать народы земли на великую битву великого дня Божиего (Отк. 16,12-16). Очевидно, они соберутся для того, чтобы покорить Иерусалим и евреев в Палестине (Зах. 12,1-9; 13,8-14,2), но в тот именно момент, когда они будут уверены в победе, Христос явится с небес со Своими воинствами (Отк. 19,11" 16), ради Израиля Он вторгнется в это сражение. Тогда эти полчища станут сражаться с Сыном Божиим, но битва эта окажется короткой и решительной. Зверь и лжепророк будут взяты и будут ввержены живыми в озеро огненное (Отк. 19,19 и далее), а воинства их погибнут от меча, исходящего из уст Христовых (2 Фес. 1,7-10; 2,8; Отк. 19,21). Таким образом, нарушена будет политическая оппозиция; и тогда откроется путь для наступления царствия Христа. Следует отметить, что этот суд совершится в пришествие Христово на землю. Он коснется только воинств и вождей их, которые составят оппозицию для Христа. Исходом окажется озеро огненное и вечное осуждение.

Д. Суд над народами

Такие места, как Иоиль 3,11-17; Мф. 25,31-46; 2 Фес. 1,7-10, как будто относятся к этому суду. Этот суд следует все-таки отличать от суда пред великим белым престолом, потому что он будет предшествовать Тысячелетнему царству. Его следует также отличать от суда над зверем, лжепророком и воинствами их. Народы, правда, пошлют свои армии, но их все-таки следует отличать от этих армий. После того, как Христос уничтожит эти воинства, Он соберет народы на суд. Следует отметить, что овцы войдут в Царство, а козлы будут обречены на вечное наказание. Но следует также отметить, что, хотя в связи с этим судом упоминается об обращении с братиями Господними, вероятно, с Израилем, все же более глубокие причины для этого суда заключается в том факте, что овцы наследует жизнь вечную, а козлы не наследуют ее.

Е. Суд над сатаной и ангелами его

Во время скорби сатана низвержен будет на землю (Отк. 12,7-9 и 12). Когда Христос явится на землю, сатану свяжут и бросят в преисподнюю на тысячу лет (Отк. 20,1-3). По истечении этой тысячи лет, сатана будет отпущен на малое время. В этот короткий период он опять попытается обольстить народы земли, и достигнет успеха, собрав великое множество на войну против стана святых и возлюбленного города (Отк. 20,7-9; см. Иез. 38,39). Но огонь снизойдет с небес и пожрет их. Нет сомнения, они явятся на суд пред великим белым престолом несколько позже и будут ввержены в озеро огненное с остальной частью неспасенных. После этого и сам сатана подвергнется осуждению и будет ввержен в озеро огненное (Отк. 20,9 и далее). Вероятно, в это же время подвергнутся осуждению и падшие ангелы (2 Пет. 2,4; Иуды 6). Нам сказано, что вечный огонь «уготован диаволу и ангелам его» (Мф. 25,41), и это, возможно, будет то время, когда они будут преданы своему безумию (Мф. 8,29; Лк. 8,31).

Ж. Суд над неспасенными умершими

Этот суд состоится после Тысячелетнего царства (Отк. 20,11-15; 21,8). В конце Тысячелетнего царства совершится второе воскресение (Отк. 20,5) и произнесено будет великое благословение над теми, которые имеют часть в воскресении первом, но не над теми, которые воскреснут в момент второго воскресения. Жребий их не окажется блаженным. Это неспасенные всей минувшей истории. Они воскреснут и предстанут пред великим белым престолом. К этой группе людей будут принадлежать богатые и нищие; рабы и свободные; цари и подчиненные; образованные и неграмотные; работодатели и рабочие — все окажутся равно виновными пред Судьей.

1. Основание для этою суда. Две вещи следует упомянуть в качестве основания для этого великого осуждения. (1) Эти люди судимы были по написанному в книгах (Отк. 20,12). Это, очевидно, книги, в которых записаны имена неверующих. Но кроме этих книг была и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни (Отк. 20, 17). Это книга благодати Божией, в которой написаны имена наследников благодати (Лк. 10,20; Отк. 3,5; 13,8; 17,8; 20,12 и 15; 21,27). (2) они судимы были по делам их. «Суд совершается на основании доказательств, предлагаемых записью о делах и книгой жизни» (Маунс, «Книга Откровения», стр. 366). Верующий удостоился награды сообразно своим делам, и неверующий осужден будет тоже сообразно своим делам (см. Рим. 2,5-11). Незнание воли Божией никому не послужит оправданием, оно только усилит наказание (Лк. 12,47 и далее).

2. Продолжительность наказания. Все те, имена которых не будут записаны в книгу жизни, будут брошены в озеро огненное (Отк. 20,15). Озеро огненное называется также и второй смертью (Отк. 21,9). В связи с этим возникает вопрос: окажется ли будущее наказание вечным? Оно окажется именно таковым в силу явного и внушающего страх, откровения Слова Божиего. Между богачом и Лазарем устроена была великая пропасть, так что нельзя было перейти из одной сферы в другую (Лк. 16,26). В «геенне червь не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9,48). Эти слова являются как будто цитатой, заимствованной из Ис. 66,24, они напоминают о том, что всегда существует что-то, чтобы питать червя и что может пожирать огонь. Дым мучений поклонников зверя, как сказано, будет восходить во веки веков» (Отк. 14,11). Конечно, они не отобраны из числа других грешников земли, чтобы подвергнуть их более суровому наказанию, нежели других таких же грешников. Зверь и лжепророк как будто оживут после Тысячелетнего Царства и после наказания в озере огненном (Отк. 19,20; 20,10). А грешники ввержены будут в то же озеро огненное (Отк. 20,12-15; 21,8). Хорошо было бы Иуде, если бы он не родился (Мф. 26,24). Но это едва ли можно было бы сказать о человеке, который после столетий и тысячелетий восстановлен был бы для блаженной жизни.

Может быть, самой важной темой является значение греческих слов «зон» и «эониос». Первое встречается в Новом Завете свыше 120 раз и переводится такими словами, как «век» (2 Кор. 4,4), «мир» (1 Кор. 1,20), «вовек» (Ин. 4,14; 6,51). Вместе с предлогом «еис» оно всегда означает бесконечную продолжительность. Прилагательное «эониос» встречается в Новом Завете около 70 раз. Оно употребляется по отношению к Богу (Рим. 16,26), Христу (2 Тим. 1,9), Духу Святому (Евр. 9,14), благословениям для верующих (2 Фес. 2,16; Евр. 9,12), наказанию грешников (2 Фес. 1,9) и т.д. Иногда это выражение встречается дважды в предложении «в век века» (Евр. 1,8), часто употребляется оно в множественном числе «во веки веков» (Гал. 1,5). Обратим также внимание и на другой тип выражений: Пс. 51,5; Мф. 12,31 и далее; Мк. 3,29; Евр. 6,4-6; 10,26-29; 1 Пет. 2,17; Иуды 13. Может быть, самой сильной и единственной в своем роде является ссылка Мф. 25,46, где вечность наказания грешников противопоставляется вечности блаженства спасенных. Если верующий вечно будет жить в присутствии Бога и в Его благоволении, то неверующий будет вечно существовать, но уже вдали от благословенного присутствия Бога.

3. Возражения, выдвигаемые против этою учения. Вопреки этому учению, выдвигаются различные возражения. (1) Утверждают, что грешники погибнут (Пс. 9,5; 91,7; 2 Фес. 1,8 и далее). На это возражение мы ответим так, что поколение Ноя действительно погибло (Лк. 17,27), что действительно погибли города Содом и Гоморра (Лк. 17,29), но, тем не менее, они явятся на суд (Мф. 11,24). Погибель не означает уничтожения; скорее, погибший не может более служить той цели, для которой он был предназначен. (2) Утверждают, что грешники умирают Пс. 36,20; Прит. 10,28; Лк. 13,1-3). Но умирать — не значит просто перестать существовать. Ученики в свое время воскликнули, «Господи! Спаси нас! Погибаем! » (Мф. 8,25) — но они совсем не думали, что они подвержены опасности уничтожения. Кайфа сказал: «...нежели, чтобы весь народ погиб» (Ин. 11,50); он просто пытался выразить свои опасения из-за того, что придут римляне и займут их место и место народа. Павел пользуется тем же словом для определения физического ослабления тела. Он говорит: «Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4,16). (3) Для грешников наступит день, который «не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал. 4,1). Однако это указание (см. также Прит. 1,22). (4) О грешниках сказано, что они умрут в своих грехах (Иез. 18,4; Ин. 8,21; Рим. 6,23). Но смерть является разделением, а не угасанием. Обратим свое внимание на свидетельство богача и Лазаря (Лк. 16,19-31) и душ под жертвенником (Отк. 6,9-11). Если первая смерть не означает угасания, то как мы можем утверждать, что вторая означает именно это (Отк. 20,15; 21,8; см. 19,20; 20,10)? (5) Все будет восстановлено: Таково частичное заявление Деян. 3,21; полное утверждение ограничивается словами: «Что говорил Бог устами святых Своих пророков от века? » Это заявление говорит о грядущем Царстве Божием на земле. (6) Полагают, что самым сильным выражением является мысль о том, что Бог любви не может вечно наказывать Свои создания. Однако возражение это упускает из вида то обстоятельство, что в смерти изменяется характер и что закон соответствия требует того, чтобы живые были отделены от мертвых. Это не совсем вопрос любви Божией, а единственно вопрос жизни души. Сказав все это, мы повторяем, что существует справедливость Божия.

 

ГЛАВА 8
Тысячелетнее царство

Слово «милленниум» происходит от латинского слова и означает «тысяча лет». Учение о Тысячелетнем царстве или Тысячелетии часто называют хилиазмом (от слова «хилион» = тысяча).

Это учение утверждает, что Христос будет царствовать над земным Царством тысячу лет. Это учение заключает в себе и ту идею, что Христос придет на землю до Тысячелетнего царства. Поэтому это учение называется еще и премилленаризмом. Те же, которые утверждают, что Христос придет после периода всеобщего мира и праведности, придерживаются учения, называемого пост" милленаризмом. Те же, которые вообще отрицают Тысячелетнее царство, придерживаются учения, которое называется амилленаризмом. Слово «милленниум» не встречается в Библии, а вот Тысяча лет упоминается шесть раз в Откровении 20,2-7. Мы уже говорили о том, что пришествие Господа совершится до Тысячелетнего царства, а теперь обратим внимание на Тысячелетнее царство, исследуя его Библейскую основу и Библейский характер.

 

I. БИБЛЕЙСКАЯ ОСНОВА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО ЦАРСТВА

Надежды и ожидания человека обладают ценностью лишь в той мере, в какой они основываются на Писании. Какова же Библейская основа Тысячелетнего царства?

А. День Господень

О дне Господнем упоминается во 2 Фес. 2,2, а также во многих местах Ветхого Завета (Иоиль 2,11; Амос 5,18; Соф. 1,14-16; Мал. 4,2; см. Ис. 20,20; 27,1-6). Во время Своего первого пришествия Христос явился, как утренняя звезда свыше (Лк. 1,78). Когда Он был в мире, Он был светом этому миру (Ин. 9,5). Но люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин. 3,19), а потому они отвергли Его (Ин. 1,11). Теперь Церковь является светом мира (Мф. 5,14; Флп. 2,15), отражая свет невидимого солнца (2 Кор. 4,6). Уже «ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13,12). Утренняя звезда возвещает наступление нового дня (Отк. 2,28; см. 2 Пет. 2,19) и Солнце правды вскоре вполне возвестит об этом (Мал. 4,2). Это тот период, о котором говорили пророки, поэты и саги; это грядущий юбилей земли или суббота.

Б. Обещанное Царство

Далее, Бог небесный установит Царство, которое никогда не разрушится (Дан. 2,44; 7,13 и далее; 7,26 и далее; Отк. 11,15). Это не нынешнее духовное царство; это будет Царство, которое установится после того, как явится и погибнет империя десяти царей. Вполне очевидно, что это Царство не будет проникать в царство этого мира, а заменит его. Разрушение не является обращением. Чтобы сохранить Свой завет с Давидом (2 Цар. 7,11-16), клятвенно запечатленный (Пс. 88,3 и далее; 88,20-36), Бог вынужден восстановить земное царство. Когда осуществление этой надежды, казалось, погибнет навеки в силу разрушения Иерусалима Вавилоном, Бог вновь подтвердил обетование, которое Он даровал Давиду (Иер. 33,19-21). Ангел Гавриил возвестил Марии, что Господь Бог дарует Христу «престол Давида, отца Его» (Лк. 1,32). Чтобы доказать Его права на это положение, Матфей прослеживает Его родословную от Авраама к Его названному отцу Иосифу (Мф. 1,1-16). Лука прослеживает Его родословную от Адама через Давида к Его Матери. (Лк. 3,23-38).

В. Цель Христова

Цель Христа в Его возвращении на землю заключается в установлении Его Царства (Мф. 25,31-46; Лк. 19,12-15; Отк. 19,11-20,6). Затем Иисус вознесся на небеса и ныне сидит одесную Отца на престоле Его, однако, приближается время, когда Он сядет на Своем собственном престоле (Мф. 19,28; 25,31; Отк. 3,21). Ученики устремляли свой взор в будущее и ожидали установления такого Царства. Правда, Иисус отказался открыть им время установления его, но Он никогда не порицал и не упрекал их за то, что они хранили такую веру (Деян. 1,6 и далее). Сыновья Заведеевы оказались весьма самолюбивыми в своей просьбе, когда просили о том, чтобы одному из них сесть по правую, а другому по левую стороны от Господа. Однако Господь не порицал их за ожидание такого Царства. Более того, он считал, что надежда их хорошо обоснована, когда сказал, что эти места предназначаются для тех, кому приготовил их Отец Небесный (Мф. 20,20-24). Петр упомянул в своей проповеди о дне установления, как о времени, когда придет Иисус (Деян. 3,19-21). Павел, должно быть, вынужден был учить тому, что Христос окажется земным Царем, когда был в Фессалониках, потому что народ едва ли пришел бы в ярость от мысли о Царе, Который господствовал бы только в сфере духа (Деян. 17,7). И Иоанн предсказывал и изображал пришествие Господа для установления этого Царства (Отк. 19,11-20,6).

Из сказанного вполне очевидно, что Писание говорит о том, что наступит период, когда мир и праведность будут царить на всей земле, а потому взгляд, отрицающий Тысячелетнее царство, является несостоятельным. Так же и взгляд, утверждающий, что Христос придет после Тысячелетнего царства, равно оказывается несостоятельным, так как Христос будет царствовать физически и буквально здесь на земле. Также и тот взгляд, который утверждает, что на земле будет все лучше и лучше, что на земле будет умножаться правда потерпел крушение с наступлением двух мировых войн, а также и тех исторических событий, которые произошли после второй мировой войны.

 

II. ХАРАКТЕР ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО ЦАРСТВА

Весьма трудно в нескольких словах изложить учение Библии по этому предмету. Нас ошеломляет тот материал, который касается будущего. Не пытаясь быть вполне исчерпывающими, мы все же обобщим главные идеи в семи пунктах.

А. Как смотрит Христос

Христос будет лично присутствовать на земле и сидеть на престоле Отца Своего Давида. Он будет царствовать по всей земле (Пс. 71,6-11; Ис. 2,2-4; Ис. 11,1-5; Иер. 23,5 и далее; Зах. 14,9). Два момента характеризуют Его Царство: всеобщий мир (Пс. 71,7; Ис. 2,4) и всеобщая правда (Ис. 11,9 и далее; Иер. 23,5 и далее; см. Евр. 7,2). Однако, прежде чем наступит этот всеобщий мир, вспыхнет всемирная война (Иоиль 3,9 и далее; Отк. 16,14). Всадник на белом коне в Отк. 6,1-4 не является тем же, о котором речь в Отк. 19,11. Первый, вероятно, является царем ожившей Римской империи и его мирное господство окажется весьма кратковременным (1 Фес. 5,3). Праведность на земле утвердится с помощью поспешного осуждения греха (Зах. 14,17-19). Иисус будет управлять жезлом железным (Пс. 2,8 и далее; Отк. 2,27; 19,15). Сатана будет устранен с земли и не будет более обольщать народы (Отк. 20,2 и далее).

Б. Положение Церкви

Церковь будет царствовать вместе со Христом (Лк. 19,16-19; 1 Кор. 6,2; 2 Тим. 2,12; Отк. 2,27; 5,9 и далее; 20,4-6). Церковь — государство раннего Средневековья и вообще Средневековья оказалась преждевременной, и все же оно достигнет своего осуществления. Ветхозаветные святые также будут царствовать со Христом, а Церковь окажется на престоле Христовом (Отк. 3,21). Весьма вероятно, что верующие в этом Царстве будут нести скорее индивидуальную, а не коллективную ответственность (Лк. 19,16-19), однако, в подавляющем большинстве детали, сопряженные с этим царствованием, нельзя определить точным образом.

В. Положение Израиля

В основном, учение этого периода касается Израиля, особенно потому, что это учение предлагает Ветхий Завет. Мы уже отметили, что Израилю надлежит вновь собраться воедино (Ис. 11,10-13; Иер. 16,14; 23,5-8; 30,6-11; Иез. 37, 1-4; Мф. 24,20-33). Установление государства Израиля в Палестине является, конечно, предвестником окончательного воссоединения Израиля. Многие израильтяне выйдут из земли своего странствования, но из-за их мятежного духа им не разрешено будет войти в свою землю (Иез. 20,33-38). Затем Израиль совершит покаяние и обратится (Ис. 66,8; Иер. 31,31-37; Иез. 36,24-29; 37,1-14; Зах. 12,10 — 13,27; Рим. 11,25 и далее). Наконец, они примут Того, Который пришел для того, чтобы быть Спасителем их, и это принятие Господа окажется жизнью из смерти (Рим. 11,15). Далее, мы убеждаемся, что Ефрем и Иуда воссоединятся (Ис. 11,13; Иер. 3,18; Иез. 37,16-22; Ос. 1,11). И храм с его богослужениями тоже будет восстановлен (Иез. 37,26-28; 40-46; Зах. 14,16 и далее). Если же учесть, что жертвы могут совершаться в воспоминание и хранить прообразный характер, то мы не видим причин, почему это пророчество нельзя толковать буквально. Далее, Палестина будет разделена между двенадцатью коленами Израилевыми (Иез. 34,28 — 37,25). В Израиле будут восстановлены судьи его (Ис. 1,26; Мф. 19,28). Наконец, Израилю надлежит евангелизировать язычников (Ис. 66,19; Зах. 8,13 и 20-23). Несомненно, сказанное касается народов, которые родятся во время Тысячелетнего царства, потому что в конце Тысячелетнего царства люди будут только из обращенных.

Г. Положение народов

После суда над народами овцы войдут в Царство (Мф. 25,34-42). Они составят ядро этого Царства вместе с восстановленным и обращенным Израилем. Вполне очевидно, что великое множество людей родится в этот период (Ис. 65,20; Иер. 30,20; Мих. 4,1-5; Зах. 8,4-6), и эти народы необходимо евангелизировать. Может быть, Израиль и окажется евангелистом для этих народов (Ис. 66,19; Зах. 8,13 и 20-23; Деян. 15,16 и далее). Наконец, язычники направятся в Иерусалим для поклонения, особенно в ежегодный праздник кущей (Ис. 2,2-4; Зах. 14,16-19). Итак, возникнет объединенный народ Божий и объединенное поклонение (Ис. 19,23-25).

Д. Положение сатаны

В самом начале этого периода сатану свяжут и бросят в преисподнюю на тысячу лет (Отк. 20,1-3). Несомненно, в заключении с ним окажутся и злые духи. В этот период сатана не будет более обольщать народы, как он делал это прежде. Он не только лишится силы, потому что будет связан цепями, но его устранят также и с арены действий. Мы едва ли можем представить себе, какие изменения произойдут от этого в человеческой жизни. Конечно, у человека все еще будет оставаться плотская природа, и все недоразумения смогут происходить из этого источника. Несомненно однако, что тогда, когда сатана будет ввержен в преисподнюю, обольщение грехом весьма сократится. Различия окажутся особенно заметными в силу той свободы, которую он проявлял в предшествующие периоды скорби. Еще в дни земной жизни Христа бесы знали, что они предопределены для преисподней (Мф. 8,29; Лк. 8,31). Без сомнения, и сатана знает, что и он окажется в этом месте. Некоторые полагают, что Ангел, связавший сатану — это Христос; другие же утверждают, что это дело выполнили другие Ангелы. Нам не следует думать о том материале, из которого изготовлена цепь; вполне достаточно усматривать в языке заверение, что сатана лишен будет силы и устранен с земли.

Е. Положение природы

Это то именно время, которое Иисус называет «возрождением» (Мф. 19,28). Это возрождение — это повторное творение. Творение в настоящее время стенает и мучится, но и оно освобождено будет из уз тления и пагубы, когда опять придет Христос (Рим. 8,19-22). Произойдут такие великие топографические изменения (Ис. 35,1 и далее; 55,13; Зах. 14,4-10). Изменится и природа хищных животных (Ис. 11,6-9; 35,9; 65,25; Иез. 34,25). Восстановлено будет также и плодородие почвы (Ис. 35,2 и 6 и далее; Иез. 34,6 и далее; Иоиль 2,22-26). На землю будет проливаться обильный дождь, а неурожаи постигнут только тех, которые не придут в Иерусалим с поклонением (Зах. 14,17-19). Человеческая жизнь значительно удлинится, и все же в этот период люди будут еще умирать (Ис. 65.30). С убыванием греха сократятся и болезни, но они не будут всецело устранены.

Ж. Общее состояние

Писание представляет этот период, как время великой радости и счастья. Многим будет гарантировано физическое исцеление (Ис. 35,5 и далее); искупленные Господом возвратятся с пением на Сион и вечная радость будет над головами их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35,10; 51,11). Это будет время великого материального преуспевания и безопасности (Мих. 4,3-5). Это будет время, когда и земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11,9). Тогда будут существовать дружеские отношения и не только между отдельными личностями, но и между народами, и люди уже не будут более учиться воевать (Ис. 2,4). Тогда восстановлено будет главенство человека в творении, которое он потерял, благодаря падению и которое вновь обрел через смерть Христа (Быт. 1,28; 3,17-19; Евр. 2,5-10).

 

ГЛАВА 9
Завершающее состояние

Вполне очевидно, что Тысячелетнее царство не является завершающим состоянием, потому что только одно слово «Тысячелетнее» указывает на время и характер этого Царства. Каковы же завершающие события истории?

 

I. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ САТАНЫ

Мы уже упоминали об этом, когда размышляли о назначении Ангелов, поэтому, сказанное прежде, дополним некоторыми деталями.

А. Он будет отпущен из своей темницы

Писание учит, что в конце Тысячелетнего царства сатана будет отпущен на малое время (Отк. 20,3 и 7-10). Правда, не сказано, почему он будет отпущен, однако, какие-то цели Божий в плане Божием требуют этого. Может быть, это необходимо, чтобы показать неискренность многих, которые подчинили себя Христу во время Тысячелетнего царства, может быть, это необходимо, чтобы доказать, что тысяча лет пребывания в преисподней не вызвала никаких изменений в сатане. Во время этого короткого промежутка сатана опять соберет народы, Гога и Магога, число которых равно числу песка морского. Эти воинства под этим водительством окружат стан святых и возлюбленный город. Этот город, без сомнения, Иерусалим. Однако, состязание окажется коротким и исход его решительным. С небес низвергнется огонь и погубит эти воинства (см. Иез. 38,39).

Б. Он будет осужден и приговорен

Таким образом, закончится карьера сатаны и его последователей, но и им необходимо будет явиться пред великий белый престол для осуждения вместе с остальными погибшими. Именно в этот момент сатана будет осужден и отправлен в свое окончательное место наказания — в озеро огненное.

 

II. ПОСЛЕДНИЙ СУД

Далее следует упомянуть о суде пред великим белым престолом, для которого воскреснут все неверующие (Отк. 20,11-13; 21,8). О природе этого суда мы уже размышляли; здесь упомянем только о некоторых дополнительных деталях. Очевидно, этот суд произойдет где-то в поднебесьи, потому что нам сказано, что «бежало небо и земля» (Откр. 20,11). Язык сказанного приводит нас к предположению, что появление престола с Господом, сидящим на нем, является причиной этого бегства. Создается впечатление, что этот суд касается только неспасенных, но весьма возможно, что в это время будут судимы и те верующие, которые умерли во время Тысячелетнего царства. Вот здесь мы и сталкиваемся со вторым воскресением, и оно совершится после тысячи лет. Интересно отметить, что и море отдаст умерших, как отдадут их смерть и ад. После всего в озеро огненное будут брошены все те, имена которых не записаны в книге жизни. В это место наказания будут брошены смерть и ад. Этот суд следует отличать от суда над народами (Мф. 25,31-46). И смерть вторую не следует считать уничтожением, а вечным наказанием.

 

III. ЗАВЕРШАЮЩЕЕ ЦАРСТВО

Очевидно, что в это время Христос «предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство, и всякую власть и силу» (1 Кор. 15,24). Смерть — это последний враг, и она будет упразднена, а потому это будет то время, когда Христос предаст Царство Богу. Итак, между Тысячелетним царством и вечным состоянием разрыва, кроме суда пред великим белым престолом. Полчища сатаны не достигнут успеха в своих атаках, фактически, уже нет уверенности, что они действительно смогут атаковать стан святых и город. Все, что они сделают, заключается в следующем: они выступят против стана святых и города возлюбленного, но огонь низвергнется с небес и пожрет их. Таким образом закончится временная фаза этого Царства и Христос передаст его Отцу. «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15,28). Сказанное, вероятно, означает, что Сын, Который был во время Тысячелетнего царства верховным правителем земли, опять займет Свое предвечное место, и тогда Отец, Сын и Дух Святой превратятся в единого Бога, Который будет все во всем. Таким образом, наступит вечное состояние.

 

IV. НОВОЕ ТВОРЕНИЕ

Итак, будет новое небо, новая земля и новый Иерусалим.

А. Новое небо и новая земля

Некоторые места Писания привлекают к ним наше внимание (Ис. 65,17; 66,22; 2 Пет. 3,10; Отк. 21,1 и далее). Они называются «новыми», но это не значит, что они являются новыми в абсолютном смысле, потому что земля пребудет вовеки (Пс. 103,5; 118,90; Еккл. 1,4). Некоторые места Писания говорят, что земля прейдет (Мф. 5,18; Мк. 13,31; Евр. 1,10-13; Отк. 21,1), но это не значит, что она скатится в несуществование, скорее, здесь имеется ввиду идея перехода. Ни небеса, ни земля не будут уничтожены. Как и во время Тысячелетнего царства, они должны возродиться (Мф. 19,28), а потому они освятятся в новом творении (2 Пет. 3,10-13). Почему же представляется странной та мысль, что материя будет существовать вечно? Если Бог желает продолжать ее, тогда все человеческие мнения не идут в расчет. Заметим, что, как праведность господствовала над землею во время Тысячелетнего царства, так она будет обитать и на новой земле (2 Пет. 3,13). Некоторые из искупленных, без сомнения, будут дома, на новых небесах, но даже и те, которые будут обитать на новой земле, сохранят контакт с новыми небесами.

Б. Новый Иерусалим

Завершающим предметом пророчества является новый Иерусалим (Отк. 21,2-22,5). Нет нужды говорить о том, что этот новый Иерусалим следует отличать от нового неба и новой земли, потому что о нем сказано, что он сойдет с небес, и цари земли, как сказано, принесут дары и свою славу в него (Отк. 21,2 и 24). Некоторые утверждают, что этот город явится на землю во время Тысячелетнего царства и превратится в жилище святых, которые уже со Христом, однако, упоминание о появлении новых небес и новой земли в предыдущих стихах свидетельствует как будто о невероятности того, чтобы автор опять возвращался к началу Тысячелетнего царства. А потому мы допускаем, что новый Иерусалим явится после появления нового неба и новой земли. Обратите бегло внимание на описание этого города.

1. Характер его, У нас много причин для того, чтобы утверждать, что это буквальный город. У него имеется основание, врата, стены и улицы. Он обладает измерениями куба (Отк. 21,16), а потому может представлять собой лишь геометрический куб, либо пирамиду. Основания его украшены «всякими драгоценными камнями» (Отк. 1,19 и далее), двенадцать из них названы своими именами. В нем двенадцать врат, которые названы именами двенадцати колен Израилевых (Отк. 21,12 и далее), двенадцать оснований его носят имена двенадцати Апостолов (Отк. 21,14). Стена города из ясписа, а сам город из чистого золота (Отк. 21,21) и врата его никогда не запираются (Отк. 21,25), хотя двенадцать Ангелов стоят пред ними (Отк. 21,12). Улицы города из чистого золота (Отк. 21,21), в городе имеется также река жизни и дерево жизни (Отк. 22,1 и далее). «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Отк. 21,23). Подлинно, это город совершенной безопасности и красоты.

2. Обитатели его. Сказано, что новому Иерусалиму надлежит быть Невестой, Женой Агнца (Отк. 21,9 и далее; см. Ин. 14,2). Вполне очевидно, что это речевой образ, метонимия, потому что люди живут в этом городе (Отк. 21,27; 22,3-5). Тайна Вавилона тоже обладает городом, так и у истинной Церкви имеется город. Может быть, это тот город, которого ожидал Авраам (Евр. 11,10; см. ст. 15 и далее); несомненно, это тот город, которого сегодня ожидают верующие (Евр. 13,14). Этот город не имеет нужды в храме, «ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (Отк. 21,22). Если этот город представляется домом искупленных, то ясно, что и Отец, и Сын обитают в нем. Это их постоянное место пребывания, потому что это небо, но он превратится в то место, которое Бог будет часто посещать, если только так можно выразиться о Том, Кто является вездесущим. Сомнений нет, что Бог будет обитать вместе со Своим народом.

3. Блаженство этого города. Спасенным народам, сказано, надлежит ходить в свете его (Отк. 21,24). Означает ли это, что город этот, может быть, будет подвешен над новой землей? Там нет ночи, потому что слава Господня освещает его (Отк. 21,23 и 25). Цари земли принесут в него свою славу (Отк. 21,24 и 26), это значит, что они принесут свою хвалу и свое поклонение. Вполне очевидно, что они не будут обитать в этом городе, а будут только посещать его. Нам сказано, что там уже не будет больше проклятия, что там будет престол Бога и Агнца (Отк. 22,3; см. 1 Кор. 15,24), что слуги Его будут служить Ему, сохраняя имя Его на челах своих, что они будут видеть лицо Его и что они будут царствовать с Ним во веки веков (Отк. 22,3-5).

Поэтому, когда мы размышляем о планах Божиих и перспективах Его для человека, нам остается только воскликнуть вместе с Павлом: «О! Бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11,33). А потому, нам должно прославлять Его, когда мы размышляем о благодати Его по отношению к нам, потому что благодатью Его мы «спасены через веру» (Еф. 2,8). Итак, Бог «воскресил (нас) с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2,6-7).

(Пер. с англ. СПбХК «Логос»)

Приложение

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки