А. Монтик

ЦЕРКОВЬ - ПОЖЕЛТЕВШАЯ ФОТОГРАФИЯ?

 

Цитата:

«Вся Америка — большая деревня. И дороги, дороги, дороги — большие, широкие, с обилием дорожных указателей и многоуровневыми развязками. Дороги точно выражают дух Америки — дух странствия и свободы. Дороги сформировали страну, особенно «фри-веи» — изобретение Америки. Они пронизывают всю страну — города, селения, горы, скалы, пустыни, земли фермеров. Можно проехать с запада на восток Америки, не „зацепившись" за светофор или перекресток. Американцы — вечные странники, вся жизнь у них на колесах. Мигрируют в поисках лучшей работы, лучшей жизни, лучшей судьбы. Убегают от себя. Они быстро приспосабливаются к новым условиям. Нация переселенцев — пилигримы.

Американцы трудолюбивы, дотошны, изобретательны. Открыты и закрыты одновременно, свободолюбивы, по-детски доверчивы. Любят деньги, карьеру, развлечения, дома, машины. Свой дом — это их мечта. Одеваются очень практично, до безобразия. И еще любят «фан» — это их хобби, развлечение, любимое времяпрепровождение. Это может быть катание на лыжах, рыбная ловля, снегоходы, скалолазание, гонки на скутерах или просто на джипах по льду замерзшего озера. Мало ли что еще! И отдаются этому сполна.

...Нигде я так не ощутил дух Америки, гордость людей за свою страну, их патриотизм, амбиции и имперское величие нации, как при посещении рождественской постановки в Кристальном кафедральном храме Р. Шулера в Лос-Анджелесе. Это была потрясающая театральная постановка — настоящий мюзикл! С живописными декорациями, волнующей игрой актеров, балетной труппой, сценическими эффектами и оперными ариями. Торжествующий, яркий звук духовой группы симфонического оркестра пронзал пространство зала, подчеркивая величие Рима. Впечатляла сила и выразительность хора, передающая радость Неба. Летали ангелы под крышей храма в ярком свете прожекторов. Их белые одежды трепетали от высокой скорости полета. Потрясающе!

В полумраке огромного спорткомплекса армии США, в котором запросто можно заблудиться, и который теперь принадлежит одной из евангельских церквей города Сакраменто, мощные светильники высвечивают середину зала. Яркий остров в океане огромных конструкций. Ряды скамей, лица людей, сцена. На ней плакат и пламенные буквы: «Зажги свой огонь!» Это девиз первой конференции миссионерского союза «Свет на Востоке».

...Мне довелось посетить многие наши славянские эмигрантские церкви, увидеть милые, родные, близкие сердцу, строгие лица. Впечатление сильнейшее — как будто я приехал во вчера — часы остановились! Большинство из славянских евангельско-баптистских церквей в Америке — это пожелтевшая фотография церкви семидесятых годов. Как будто не было перестройки, гласности, развала Союза, и двери свободы Евангелия Бог еще не открывал. Все те же тягучие минорные песнопения, все те же четыре длинные, непонятные и, часто, неподготовленные проповеди. Все те же многочасовые служения и, конечно, каменные лица. Без улыбок, эмоций и чувств.

Все дело в том, что эмигранты бережно увезли с собой образ церкви «советского периода», и трепетно культивируют этот образ на американской земле. С закрытостью, закомплексованностью, собственной внутренней культурой, своеобразной одеждой и особым поведением. Они другой церкви не видели и не представляют. Они не знают или не хотят знать, что евангельская церковь в бывшем Союзе сильно изменилась. В открытости и понятности миру, в новых методах евангелизации и радостным принятием новообращенных, в отходе от узости, законничества, нездорового консерватизма, закрытости. Как жаль, что они еще в глубоком вчера. А на улице — XXI век. Стоит церкви подумать, чтобы она была письмом — понятным, читаемым и узнаваемым современниками...

П. Минаев,
«Мои впечатления об Америке» (Из жизни наших церквей)

 

 

Прочитал "Мои впечатления об Америке" (П. Минаева). Насколько точно, образно, красочно, восхитительным языком описаны впечатления об Америке, её городах и селениях, дорогах и магистралях, людях и нациях.

И о церкви... Только о ней совершенно другими красками, в другой тональности: «закрытость, закомплексованность, нездоровый консерватизм, узость законничества, своеобразная одежда, каменные лица, особое поведение, собственная внутренняя культура — церковь вчерашнего дня, пожелтевшая фотография семидесятых»... "Евангельская церковь в бывшем Союзе сильно изменилась. В открытости и понятности миру".

Есть и в Америке сильно «измененные церкви», которые, как и в бывшем Союзе, стали открыты миру. И мир принес туда своё, зажег свой огонь. Только стало непонятно где церковь, а где мир. А церковь, как и американский город, стала не духовной, а всего лишь технологическим компонентом современного мира, как компьютерная плата, в которой пульсируют человеческие души, электронно-механически, по заранее заложенным программам. Кем?

Христос любит Церковь, предал Себя за неё и хочет быть её Главою и действовать в ней силой Духа Святого. И ей построил небесный город. И будет там Господь, и будет там спасенная Им от этого мира Церковь-невеста. А будет ли там современная, сильно измененная и изменившая Христу церковь?

А еще «современная церковь» похожа на дороги Америки. Дороги точно выражают дух современной церкви — дух странствия по ветрам лжеучений, дух свободы и независимости. От Христа и Его евангельского учения. Дороги современной церкви большие, широкие. На них много разнообразных указателей (куда можно свернуть), а также многоуровневых развязок — крутанул туда-сюда и потерял остатки духовных ориентиров. И странствуют «современные» христиане по этим многочисленным дорогам в поисках чего-то нового: новой веры, новых методов евангелизации и новых методов служения Богу. И отошли от Божией веры, забыли узкий путь, бросили крест Христов — легче мчаться по фри-веям. Позажигали огни своих светофоров, чем лишили новообращенных истинных ориентиров. Поди, разберись в многотысячной славянской диаспоре, в многоцветье огней измененных церквей, попробуй узнай, чьё это посещение!

Плачет Христос. Сколько раз хотел собрать с широких путей, кажущихся прямыми, на свою узкую, тернистую дорогу, под крылья Божьего учения, обогреть живым огнем Святого Духа, указать правильное направление в Небесный Иерусалим. Не захотели... И продолжают странствовать, как древние израильтяне, в пустыне вокруг горы; греться у холодных неоновых огней, как Петр у чужого костра; возбуждаться повышенной дозой адреналина в крови, думая, что это действие Духа Святого. Жаль.

И еще «измененные современные христиане» чем-то похожи на американскую нацию. Так же любят свободу (от рамок Евангелия), любят деньги, дома, роскошь, машины. Одеваются, как и американцы, очень практично, до безобразия. Даже в церкви. Зачем одежды, данные Христом, да и свои благообразные, приличные — непрактично, архаично, несовременно. Раскованность, расхлябанность, отсутствие внутреннего духовного достоинства — и не отличишь христианина от представителей века сего.

И еще любят "фан" — это их хобби, развлечение. Это и катание на лыжах, и рыбная ловля... Вне церкви. А еще праздники, постановки, застолья, бутербродики, чай (и покрепче)... да мало ли кто чем развлекается. В церкви. И отдаются этому так, как должно было бы служить Богу: всем сердцем и душою, крепостию и разумением... Перевернутые ориентиры. И не многие хотят это видеть. Интересное оФАНоревшее общество. Обидно.

Но нигде так не ощутишь дух «современной изменённой церкви», как непосредственно в такой церкви, а еще лучше на её так называемых конференциях, съездах. Их бывает довольно-таки много, по разным поводам и без повода. Иногда в одном и том же городе и в одном и том же здании, только разных союзов и объединений! И каждый обжигает своим огнём. Такие конференции действительно потрясают. Как правило, подбираются помещения побольше, посолиднее. Конструкции, здания, камни, сцены, красочные плакаты, ряды скамей и множество лиц, яркие огни и полумрак — заблудиться можно. Впечатляет сила и размах. И театрализованность богослужений, артистизм певцов и групп, поющих под безудержную громкость и бьющую по нервам тесситуру фонограмм, ворующих у мира мелодии, ритмику, интонации, манеру исполнения. Искусственность. Христианская фанера (жаргонный термин, характеризующий эстрадные песни, исполняемые под фонограмму). И проповеди может не четыре, но порой также неподготовленные, экспромтом, но зато эмоциональные, с душещипательными эпизодами... Хорошо говорят, громко. Но что? Изменились. И вообще какая-то концепция смешения несмешиваемого: христианского и мирского, божественного и велиарового. Упрощённый путь спасения. Странно... Страшно.

Господь видит все это только сверху. К сожалению. Но Ему очень хотелось бы быть внутри, в сердце, в душе и духе. И иметь свободу действовать. Он, конечно, прекрасно видит и знает всё. Ни одна тварь не сокрыта от Него. И Он воздаст каждому. По делам, а не по красоте, размаху и яркости огней. Тогда уж не подстроишься, не изменишься. Поздно будет.

Современное христианство и измененная, эмоциональная, театрализованная, оФАНоревшая церковь — это стена между Богом и человеком. Христос есть дверь овцам. Христос есть путь. Единственный. Узкий. В небо. В погибель же, как в Америке — множество широких фри-вэев — можно запросто, нигде не зацепившись, проскочить в ад.

Стоп! "Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему" (Иер. 6:16). По единственному. Только он приведет в вечное, несокрушимое, незыблемое Царство возлюбленного Сына. Иначе не дойти.

Христова Церковь всегда стремилась в небо. И была гонима, но не оставлена; притесняема, но не стеснена; низлагаема, но не погибла. Так было от начала. Церковь семидесятых тоже служила Богу не развлекаясь, не ища "фана", не играя театральные роли. И не скучала. И оставалась верной. До смерти. Не изменялась, как и Господь, Который и вчера, и сегодня, и во веки тот же и даже без тени перемены. До сего дня. И была не понята миром. Нас почитали безумными. Христа ради. Была открыта для покаяния. Истинного. И к этому нельзя было привыкнуть. А Господь прилагал спасаемых. И путь той церкви не усыпан цветами и даже не покрыт асфальтом. Но вся Сибирь была измерена шагами уставших ног свидетелей Христа. И они донесли факел веры горящим до нас. А мы?! Соизмеряем свои мизинцы с чреслами наших отцов. И, потоптав лицо вчерашней церкви (не от того ли оно и пожелтело?), предав веру их, зажигаем свои огни, изменяемся, изменяем Богу. И считаем это нормой. "Современность"...

А светильник Божий ещё не погас! Господь же и возжигает светильники членов Своей Церкви. И по этому Божественному огню Христос, придя на землю, узнает Своих. Мудрых. И возьмет их к Себе. В небо. Там будет все новое.

Из журналов «Сеятель Истины», 2001

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки