Глава шестая

БАПТИСТЫ БРИТАНСКИХ ДОМИНИОНОВ

 

ПО РАВНИНАМ КАНАДЫ простирается цепь баптистских церквей. Их общины — иногда крупные, но в большинстве своем небольшие — росли, несмотря на множество препятствий, самым серьезным из которых была предвзятость со стороны тех, кто не понимал принципы, на которых основываются эти церкви. Именно из-за этой предвзятости имеется незначительное количество баптистов в Квебеке, где французское население, в основном, является католическим. Широкие просторы страны, население которой разбросано по большим территориям, обусловило децентрализованный тип баптистского церковного устройства. В тех случаях, когда необходимы были планирование и надзор, возникала проблема поддержания равновесия между местной автономией и деноминационным сотрудничеством, необходимым для выполнения этой задачи. Нынешнее же положение баптистов, хотя они составляют немногим более четырех процентов всего населения страны, является достаточно прочным. Это указывает на то, что многие трудности уже преодолены [1].

ПРИМОРСКИЕ ПРОВИНЦИИ

Вполне естественно, что первые баптисты в Канаде появились в приморских провинциях, расположенных к северу от Новой Англии. Из этого района, начиная с конца восемнадцатого века, баптистское свидетельство распространялось на страны запада. Вероятно, первые баптистские церкви были результатом усилий колонистов, а не деятельности миссионеров, направленной на распространение Евангелия. Это также относится к церквам англикан, конгрегационалистов, пресвитериан и методистов. Можно проследить прямую связь с эмигрантами из Новой Англии, которые в середине восемнадцатого века спасались от преследований за свои религиозные убеждения. Некоторые из них были конгрегационалистами "Нового Света", другие были баптистами, но все они находились под влиянием Великого Пробуждения. Они разделяли веру в высший авторитет Библии, в необходимость крещения взрослых и проповеди, в конгрегационный тип церковного устройства [2].

Обе группы трудились в приморских провинциях. Баптистов представлял преподобный Эбенезер Моултон, баптистский иммигрант из Массачусетса, а конгрегационалистов — Генри Олайн, конгрегационалист "Нового Света", который так и не стал баптистом, хотя своей деятельностью проложил дорогу для их деятельности. До 1760 г. Моултон жил в Бримфильде (Массачусетс), где он, чтобы заработать на жизнь, сочетал проповедь с коммерческим делом. Однако депрессия, начавшаяся во время Семилетней войны (1756—1763 гг.), заставила его переехать в Новую Шотландию. Он обосновался в Чебоге (графство Ярмут), где почти сразу же стал мировым судьей. После появления обращенных он проповедовал в нескольких частных домах. В 1763 г. основал баптистскую церковь в Хортоне. Приблизительно в это же время баптистская община под руководством своего пастора, преподобного Натана Мэйсона, эмигрировала из Суонси (Массачусетс) и прибыла в Сэквиль, расположенный в верховьях залива Фанди. Однако большая часть группы не была удовлетворена местностью и в 1771 г. вернулась в Новую Англию, оставив лишь несколько человек для баптистского свидетельства. Практически в это же время хортонская церковь лишилась своего пастора, поскольку Моултон вернулся в Бримфильд. Хотя несколько человек осталось, чтобы составить ядро более постоянной организации, основанной в 1778 г., но маленькая церковь утратила свое лицо. Тем не менее этими двумя новоанглийскими священнослужителями был заложен фундамент, их дело продолжили пришедшие вслед за ними.

Генри Олайн был типичным проповедником конгрегационалистов "Нового Света". В 1760 г. его семья переехала из Ньюпорта, Род Айленд, в Фолмут, Новая Шотландия. Юноша рано почувствовал влечение к религии, однако стал христианином лишь в возрасте двадцати семи лет. Тот факт, что в своих проповедях он делал главный упор на обращении, не находил отклика у его братьев-конгрегационалистов, равно как и у англикан и шотландских пресвитериан. Однако это не удержало его от неустанных путешествий по провинции с 1776 по 1783 гг., в ходе которых он проповедовал умеренно кальвинистские взгляды, завоевывая обращенных, многие из которых стали либо конгрегационалиста-ми, либо баптистами. Хотя взгляды последних на крещение были для него относительно маловажными, он сознательно оказал помощь в учреждении баптистской церкви в Хортоне (ныне Вольфвиль), которая была основана 29 октября 1778 г. Некоторые ее члены принадлежали к той группе, которую пятнадцать лет до этого крестил Моултон. Его проповедь и защита религиозной свободы, которая была сродни баптистской, проложила дорогу притоку в баптистские ряды оставшихся без пастыря конгрега-ционалистов, когда идеалы Американской Революции сделали официальный массачусетский конгрегационализм непопулярным [3].

После Договора 1783 г., которым признавалась американская независимость, тысячи лоялистов покинули Штаты, удвоив тем самым население Новой Шотландии. Торийские взгляды большинства из них укрепили официальную (Англиканскую) церковь; некоторые из них, однако, были диссидентами. Дружественные до этого отношения между протестантскими деноминациями начали ухудшаться. Политическая напряженность привела к отделению от Новой Шотландии провинции Нью-Брансуик, которая находилась под контролем тори. Нет нужды говорить, что баптисты противостояли "клике тори" и Англиканской церкви. Они явно видели, что успехи, которых им удалось достичь в предыдущие годы, будут сведены на нет недружественными силами.

Хортонская церковь в течение первых ста лет своей истории выполняла важную роль "матери" новых общин. Она зародилась как закрытая церковь, однако в течение двух лет разрешила небаптистам не только общение, но и членство. Такая практика стала характерной для большинства ранних баптистских церквей в провинциях. Заметным исключением была церковь, организованная в Галифаксе в 1795 г. Несмотря на политику открытого членства,баптистское учение усилило свое влияние, свидетельством чего является тот факт, что несколько проповедников "Нового Света" — а в некоторых случаях и их общины — стали баптистами. Среди них были Томас Х.Чепман из баптистской церкви в Нижнем Грэнвиле, товарищ Генри Олайна; Теодор Сет Хардинг из хортонской церкви, методист, обращенный из конгрегационалистов; Джон Бартон из Англиканской церкви, пастор Галифаксе; Эдуард Мэннинг, конгрегационалист "Нового Света" в Корнуоллисе; Харрис Хардинг, также конгрегационалист из Ямоута [4].

Вскоре стало очевидным, что плоды этих достижений можно сохранить лишь с помощью ассоциации церквей, которая могла 6ы придать направленность и вдохновение работе и служить противовесом индивидуальной слабости в доктринальных и нравственных вопросах. В такой ассоциации была большая необходимость, поскольку возникали разногласия из-за акцента на гиперкальвинизме, с одной стороны, и утверждением действенности пророчеств и особых откровений отдельным людям — с другой. Пo этим разнообразным причинам баптистские и конгрегационалистские церкви "Нового Света" собрались в 1798 г. в Корнуол-лисе, Новая Шотландия, чтобы организовать "Баптистско-Конгрегационалистскую Ассоциацию". Через год из-за преобладания баптистов на собрании, которое состоялось 23-24 июня, слово "конгрегационалистская" было изъято из названия, а также были приняты правила, обеспечивающие строго баптистскую организацию, которая стала известна как Баптистская Ассоциация Новой Шотландии.

Это был первый шаг в организационном развитии канадских баптистов. С самого начала Ассоциация служила агентством для ведения отечественной миссии. Такая практика контрастировала с практикой американских баптистов, которые осуществляли свою миссионерскую деятельность через специально основанные общества, а не через ассоциации. Канадские баптисты до сего дня сохранили ассоциационный метод ведения своей миссионерской работы.

Вначале некоторые церкви держались в стороне от Ассоциации, поскольку она включала в свое общение церкви, принявшие в свои члены некрещенных погружением конгрегационалистов "Нового Света". После 1809 г., когда Ассоциация приняла политику закрытого общения и кальвинистскую доктрину, некоторые церкви временно вышли из нее, однако затем вновь вернулись. При ведении своих дел эта организация во всех отношениях признавала независимость поместной церкви. Этот орган, однако, был уникальным, поскольку он взял на себя функцию рассмотрения и рукоположения кандидатов в пасторы, что баптисты обычно считают прерогативой поместной церкви. В 1827 г. право рукоположения было возвращено поместным церквам. В 1821 г., по просьбе нью-брансуикских церквей, Ассоциация была разделена на два независимых органа, поддерживавших братские отношения (один — для Новой Шотландии, другой — для Нью-Брансуика).

Деятельность свободных баптистов началась в баррингтонской церкви некоторое время спустя после 1795 г. Эта церковь была арминианской по богословию и практиковала открытое общение. В 1834 г. здесь была организована ассоциация. Три года спустя в общение была принята группа христиан под руководством старейшины Нортона, придерживавшаяся аналогичных с баптистами взглядов. Символичным для этого союза было принятое новым объединением название — "Конференция Свободных Христиан Баптистов". По своему устройству это объединение было более централизованным, чем аналогичные организации регулярных (или кальвинистских) баптистов.

Первый интерес, вызванный миссионерской деятельностью, был проявлен в 1814 г., когда Эдуард Мэннинг, пастор корнуол-лисской церкви, направил в циркулярном письме Баптистской Ассоциации Новой Шотландии воззвание в поддержку зарубежных миссий. Оно содержало призыв о вкладе в пожертвования, сделанные баптистами Британских островов в течение двух прошедших лет. На следующий день это пожертвование было отправлено, и в каждый последующий год также вносился вклад в Британское и Зарубежное Библейское Общество на поддержку зарубежной миссионерской работы. В то же время были назначены два отечественных миссионера для работы в окрестностях Честера. В 1815 г. Ассоциация назначила свое миссионерское общество и выслала дополнительных работников на территорию, находящуюся к востоку от Галифакса. Интересно отметить, что эта модель развивалась одновременно с Баптистской Трехлетней Конвенцией в Соединенных Штатах, однако она отличалась от американской модели. В Штатах миссионерские общества создавались как отдельные от ассоциаций агентства. Это делалось для защиты автономии поместных церквей от посягательств ассоциации. Даже Трехлетняя Конвенция была миссионерским агентством, которое не имело никакой экклесиастической власти над церквами.

После разделения Ассоциации в 1821 г. каждый орган взял на себя ответственность за миссионерскую работу в своей области, причем Ассоциация Новой Шотландии также отвечала за остров Принца Эдуарда. В 1826 г. Нью-Брансуикская Ассоциация, которая назначила свое отдельное миссионерское общество, основала первый Баптистский Совет по Внутренней Миссии в Канаде. Хотя в течение этого периода наблюдался значительный рост числа верующих, количество пасторов было небольшим: "В Нью-Брансуике было всего пятнадцать пасторов на двадцать восемь церквей, в которых было 1346 членов, а в Новой Шотландии было семнадцать пасторов на двадцать девять церквей, в которых числилось 1711 членов" [5].

В течение первого века развития баптизма в приморских провинциях ощущалось сильное влияние новоанглийских баптистов. Обмен делегациями и гостями между двумя территориями вполне естественно приводил к взаимопомощи и взаимному обмену идеями. Это, в первую очередь, относится к процессу основания учебных заведений, стимулирующим центром которого была баптистская церковь на Грэнвил-Стрит. Эта церковь основана в 1827 г. в Галифаксе группой англикан, которые стали баптистами. Это была община культурных людей, среди которых д-р Е.А.Кроули, адвокат, ставший пастором церкви, а позднее главой Акадия Колледж, и достопочтенный Дж.У.Джонстоун, впоследствии занимавший важный пост премьер-министра Новой Шотландии, а позднее и пост лейтенант-губернатора этой провинции. В основном благодаря усилиям представителей этой церкви в 1828 г. было организовано Баптистское Образовательное Общество Новой Шотландии. Его первой задачей стало основание в 1829 г. Хортонской Академии в Вольфвиле, основной целью которой должна была стать подготовка кандидатов в пасторы. Новоанглийские баптисты и, в частности, Ньютонский Богословский Институт в Массачусетсе оказали помощь в организации как церкви, так и школы.

Составлялись планы расширения академии в семинарию или колледж, но им не суждено было осуществиться по двум причинам. Нью-Брансуикские баптисты стремились основать свою собственную семинарию в Фредериктоне. Кроме того, в Галифаксе был организован провинциальный университет, находящийся под контролем Ассамблеи Новой Шотландии. Это учебное заведение, снискавшее известность под названием Университет Далхаузи, должно было быть неконфессиональным и поддерживаться совместно различными вероисповеданиями, включая баптистов. Поэтому, когда заявление д-ра Кроули, пастора церкви на Гранвиль-Стрит, о предоставлении ему места преподавателя было отклонено на том основании, что он баптист, вновь возник призыв к основанию баптистского колледжа в Вольфвиле. В связи с тем, что религиозные испытания не позволяли баптистам поступать в англиканские колледжи, многие молодые люди вынуждены были получать образование за рубежом. Приморские баптисты хотели прекратить эту практику. Поэтому в Вольфвиле возник Акадия Колледж, который, как и расположенная там же Хортонская Академия, не накладывал никаких "деноминационных ограничений на профессоров и студентов" [6]. После открытия Колледжа в 1839 г. прошло два года, прежде чем была получена хартия. Это было вызвано трудностями с Законодательной Ассамблеей и Советом. В 1844 г. после получения пожертвования в сто фунтов от Баптистского Миссионерского Общества Англии, открылось богословское отделение.

Первым главой колледжа, хотя и не в звании президента, стал доктор Кроули. Когда он в 1850 г. вернулся к пасторству в церкви на Гранвиль-Стрит, его преемник Джон Прайер стал первым президентом колледжа. К 1850 г. эта школа завоевала искреннюю поддержку приморских баптистов, в доказательство чего организованная четырьмя годами ранее Приморская Баптистская Конвенция приняла на себя ответственность за это учебное заведение. В 1851 г. президентом стал доктор Дж.М.Крэмп из Монреаля.

Тем временем в 1836 г. нью-брансуикские баптисты, хотя и находились в тяжелых экономических условиях, построили в Фредериктоне здание семинарии. Однако лишь в 1840 г. им удалось добиться субсидии от Провинциального парламента: было решено предоставить им сумму в пятьсот фунтов. В этой школе впервые в Канаде было введено совместное обучение, но когда в этом городе под эгидой других организаций открылись отдельные школы для девочек, это отделение семинарии было закрыто в 1843 г. Хотя сама семинария продолжала функционировать, она переживала серьезные финансовые трудности, поскольку баптисты еще не имели достаточных возможностей и интереса для адекватного поддержания учебных заведений.

В это время нью-брансуикские баптисты начинают миссионерскую программу. В 1826 г. назначен совет по внутренней миссии, начавший эффективно функционировать лишь в 1832 г. В тридцатые годы сложилась благоприятная ситуация для работы среди индейцев и открытия новых церквей в пограничных районах. Ассоциация столкнулась с проблемой защиты небольших разбросанных церквей от "небаптистских странствующих проповедников и постоянных смутьянов". Для общин единственным решением явилась рекомендация допускать на свои кафедры пасторов, имеющих хорошую репутацию в какой-либо кальвинистской баптистской церкви или ассоциации.

Лишь в 1837 г. церкви смогли начать определенную программу зарубежной миссии. Поскольку это дело было слишком большим для одной ассоциации, в 1838 г. баптисты приморских провинций объединились для поддержки иностранных миссий. К 1845 г. первый миссионер, молодой проповедник из Нью-Брансуика Ричард Берми отправился со своей женой в Бирму, однако через пять лет вынужден был вернуться из-за плохого здоровья. В течение нескольких лет работа, казалось, остановилась, однако в 1870 г. она была возобновлена.

К началу 1840-х годов стало очевидным, что следовало достичь определенной степени координации в деноминационной деятельности. Этой тенденции способствовало несколько факторов. В течение ряда лет издавались периодические издания, обеспечивая возможность обмена идеями и развития деноминационного сознания. Первым из них был "Missionary Magazine", ежемесячный журнал в Новой Шотландии и Нью-Брансуике, основанный в 1828 г. В 1839 г. он был заменен еженедельником c "Christian Messenger". Через десять лет нью-брансуикские баптисты основали издание "Christian Visitor", которое в 1884 г. было объединено; с "Christian Messenger" и получило название "Messenger and Visitor". Еще одним фактором, внесшим свой вклад в дух единства, было существование нескольких организаций, которые пользовались поддержкой приморских баптистов. В 1840 г. слиянием двух предшествовавших организаций был сформирован Союз Воскресных Школ Новой Шотландии и Нью-Брансуика. Кроме того, существовали общества трезвости, фонд для престарелых пасторов, три учебные заведения и агентства по внутренней и зарубежной миссии.

Неудивительно, что преподобный Чарльз Таппер, бывший вначале пастором в Амхерсте (Новая Шотландия), затем в Сент-Джоне, Нью-Брансуик, в сентябре 1846 г. получил поддержку своих усилий по объединению Ассоциаций Нью-Брансуика, Новой Шотландии и острова Принца Эдуарда в Баптистскую Конвенцию Новой Шотландии, Нью-Брансуика и острова Принца Эдуарда. Ее первоочередной задачей стала более тесная координация работы отдельных ассоциаций. Она решалась посредством пяти Конвенционных Советов, основанных в последующие два года для курирования образовательных, внутренних миссионерских, зарубежных миссионерских и общих административных дел Конвенции. Первым президентом Конвенции стал Теодор Сет Хардинг, известный в Нью-Брансуике и на острове Принца Эдуарда пастор, обладавший выдающимися дарованиями евангелиста.

К 1870 г. Конвенция охватывает шесть отдельных ассоциаций (в 1848 г. разделилась Нью-Брансуикская Ассоциация), спустя два года Ассоциация Новой Шотландии разделилась на три ассоциации (центральную, западную и восточную); шестым членом была ассоциация острова Принца Эдуарда. Количество пасторов значительно увеличилось: с 1850 по 1870 гг. было рукоположено сто тридцать два человека. В это время насчитывалось уже 303 церкви с 27981 членом, с семьюдесятью тремя рукоположенными пасторами в Нью-Брансуике, восемьюдесятью шестью пасторами в Новой Шотландии и девятью на острове Принца Эдуарда [7].

Несколько громоздкое название конвенции было сокращено в 1879 г. в "Баптистскую Конвенцию Приморских Провинций". Африканская Ассоциация с семнадцатью негритянскими церквами была принята на равных правах с другими ассоциациями спустя пять лет.

Это движение к консолидации усилий баптистов придало свежий импульс миссионерской работе. В 1863 г. приморские баптисты сделали шаг к учреждению канадской баптистской области зарубежной миссионерской деятельности. До сих пор они отправляли своих миссионеров в Бирму, где те работали под эгидой Американского Баптистского Миссионерского Союза. Первым шагом к этому стало основание в 1865 г. собственного Совета по Зарубежной Миссии, который мог уже от своего имени получать и владеть собственностью.

В последующие годы миссионерская деятельность продолжалась. Женский Баптистский Миссионерский Союз (позднее ставший известным под названием "Женская Конвенция") был образован 14 августа 1884 г. из Женских Миссионерских Кружков, основанных еще в 1870 г. Марией Норрис из Новой Шотландии для поддержки зарубежной миссии. Этот проект первоначально был направлен на поддержку Совета по Зарубежным Миссиям, однако через два года он взял на себя ответственность по отношению к внутренней и западной миссиям. К концу века его усилия соединились с усилиями аналогичных обществ свободных баптистов.

Воодушевленный увеличивающимся числом миссионеров-добровольцев в 1865—1870 гг. и поддерживаемый Женскими Миссионерскими Обществами, в 1875 г. Совет решает прекратить работу в Бирме, пересечь Бенгальский залив и начать работу на территории, прилегающей к области Телугу, где уже служили Северные Баптисты из Соединенных Штатов. В этом районе уже трудились баптисты из Онтарио и Квебека. Этот шаг стимулировал энтузиазм, привлекший непрерывный поток персонала и денег в Индию. К 1900 г. в этой стране приморских баптистов представляли "семь миссионерских пунктов и восемь церквей, в которых было 415 членов; двадцать миссионеров и девяносто пять поместных проповедников, учителей и женщин-миссионерок" [8].

Еще одним свидетельством благотворного влияния консолидации стало учреждение к 1864 г. системы свободных (бесплатных) : школ в Новой Шотландии — в основном, благодаря усилиям д-ра Кроули и д-ра Таппера, причем последний в то время занимал пост премьер-министра этой провинции. В рамках новой системы еще один баптист — Теодор Хардинг Рэнд, выпускник Акадия Колледж, был назначен суперинтендантом образования в этой провинции. Спустя пять лет он получил аналогичный пост в Нью-Брансуике, который он занимал в течение тринадцати лет [9].

Будущее Фредери кто некой Семинарии становилось все более сомнительным; ее долги росли так, что в 1871 г. возникла необходимость закрыть школу и продать ее здания. Однако нью-брансуикские баптисты чувствовали, что провинции была необходима семинария; соответственно, в 1882 г. они основали новую школу в Сент-Джоне, не присоединяя ее к Конвенции. Через два года свободные баптисты Нью-Брансуика, не имевшие своей школы, объединились с ее сторонниками в Союзном Баптистском Образовательном Обществе. Школа была переименована в Союзную Баптистскую Семинарию; в 1888 г. она была перенесена в новое помещение в Сент-Мартинзе. Хотя в 1896 г. это совместное предприятие закончилось неудачей (из-за финансовых трудностей учебное заведение было закрыто), коллективные усилия свободных и регулярных баптистов имели большое значение для будущих союзов этих двух групп.

К 1894 г. нью-брансуикские баптисты стали чувствовать неудовлетворение тем, как вел дела Совет по Внутренним Миссиям Конвенции; эта неудовлетворенность привела их к учреждению своего собственного совета. Тем временем, однако, деятельность Конвенции в области внутренней миссии расширялась. Еще с 1882 года стали делаться ежегодные пожертвования западным миссионерам и церквам, которые трудились с европейскими переселенцами на западных равнинах Канады. В 1870-1900 гг. на близлежащей территории было организовано восемьдесят новых церквей и сооружено сто семьдесят восемь церковных зданий. В тот же период количество баптистов в этих провинциях увеличилось на 22 тысячи человек, так что к началу нового века общая численность канадских баптистов достигла 51.390 человек [10].

Наряду с регулярными (или кальвинистскими) баптистами, чья деятельность была кратко рассмотрена выше, существовала еще одна группа, о которой до сих пор лишь упоминалось. Это были свободные баптисты, известные также под именем баптисты свободной воли или свободные христианские баптисты. Хотя в духовном отношении они уходят корнями к возрождению "Нового Света" Великого Пробуждения, их фактическое происхождение как организованной группы относится к движению баптистов свободной воли, возглавляемого Бенджамином Рэндолом против возрождения гиперкальвинизма в Новой Англии в последние два десятилетия восемнадцатого века. В начале девятнадцатого века в результате переезда в Новую Шотландию таких баптистов свободной воли, как старейшина Аса Мак-Грей из Ярмоута (штат Мэн) и преподобного Джозефа Нортона из Суонсвиля (штат Мэн), там также возникли церкви свободных баптистов. Первая была учреждена в Баррингтоне в 1821 г., когда существующая кальвинистская баптистская община стала арминианской. В 1834 г. под руководством Мак-Грея была организована конференция нескольких церквей. Союз с баптистами свободной воли, чьим лидером был Нортон, был заключен, однако, лишь в 1867 г. Представляется, что основное различие между этими двумя группами свободных баптистов заключалось в том, что последняя делала акцент на свободе от уз греха, в то время как первая использовала слово "свобода" лишь по отношению к человеческой воле. В то время в союз вошли лишь двадцать девять церквей, причем двадцать семь из них принадлежали к баптистам свободной воли [11].

Хотя евангелисты баптистов свободной воли и христианских групп из штата Мэн и заложили фундамент в Нью-Брансуике, препятствуя тем самым расширению деятельности кальвинистских баптистов в этом регионе, их собственные достижения были скромными. В 1832 г. существовало всего лишь шесть церквей. Они были организованы в Конференцию Свободных Баптистов Нью-Брансуика. Из уважения к христианским пасторам из штата Мэн новая организация была названа просто Христианская Конференция Нью-Брансуика, причем это приводило к путанице и позволяло вступать в нее сторонникам радикальных взглядов на том основании, что они также были "христианами". Впоследствии, в 1847 г., название было изменено на Конференция Свободных Христианских Баптистов Нью-Брансуика, а через пятьдесят один год оно было заменено на "Генеральная Конференция Свободных Баптистов". Ее ранними лидерами были, в основном, шотландские и английские иммигранты. Наиболее выдающимися из них был Иезекииль Мак-Леод (1812—1867 гг.) из Верхнего Сассекса, который был пастором в Сент-Джоне, а позднее в Фредериктоне. В 1854 г. он основал "The Religious Intelligencer" — официальное периодическое издание свободных баптистов.

Церковное устройство баптистов свободной воли в некоторых аспектах отличалось от устройства регулярных баптистов. Региональные собрания посылали представителей на Генеральную Конференцию, однако последняя располагала прямой властью над поместными церквами в вопросах дисциплины, а также в лицензировании и рукоположении пасторов. Регулярные баптисты считали бы такую власть ущемлением местной автономии. Их арминианство резко отличалось от кальвинизма последних. Кроме того, пуританские стандарты свободных баптистов в некоторых вопросах были более строгими, чем те, которые практиковались у регулярных баптистов. Они испытывали также сильное неприятие к оседлому и оплачиваемому пасторству и не испытывали такой симпатии к образованию, как регулярные баптисты. Обе группы, однако, были ревностными сторонниками воскресных школ, трезвости и распространения дешевых изданий Библии.

Регулярные баптисты были более многочисленны, чем свободные баптисты. В 1847 г., например, в Нью-Брансуикской Ассоциации Регулярных баптистов насчитывалось семьдесят три церкви, сорок восемь рукоположенных пасторов и приблизительно пять тысяч членов, в то время как в Нью-Брансуикской Конференции Свободных Баптистов было сорок церквей, четырнадцать рукоположенных старейшин и две тысячи членов [12]. В том же году Нью-Брансуикская и Новошотландская Конференции заключили частичный союз, считая свое вероисповедание единым, однако их организации остались нетронутыми.

В последующие годы свободные баптисты увеличили сферу своего служения, создав новые агентства. В 1850 г. был учрежден Фонд Конференции для помощи внутренним миссионерам в нуждающихся районах. Спустя пять лет Нью-Брансуикская Конференция организовала Свободно-Баптистский Совет по Внутренней Миссии; в 1863 г., через несколько лет финансовых трудностей, на смену пришло Общество Внутренней Миссии, которое функционировало под началом Конференции. Благодаря его усилиям была предоставлена временная помощь церквам, оставшимся без пасторов. Миссионеры, в основном, зависели от стипендий Общества, дополнявших те незначительные суммы, которые предоставляли им церкви из своих ежегодных пожертвований. В конце 1860-х гг. Новошотландская Конференция учредила два самостоятельных Общества Внутренней Миссии, однако финансовые трудности вызвали их слияние в 1878 г. Новая организация стала известна как Новошотландское Общество Внутренней Миссии Свободных Баптистов.

В течение этого периода зарубежные миссии получали достаточно существенную поддержку. Поощряемые интересом в среде американских баптистов свободной воли, в 1864 г. нью-брансуикские свободные баптисты организовали Общество Зарубежной Миссии в качестве дополнения к Обществу Зарубежной Миссии Баптистов Свободной Воли Соединенных Штатов. Спустя три года Конференция Свободных Баптистов Новой Шотландии учредила свое Общество для работы вместе с аналогичным нью-брансуикским Обществом в качестве филиалов американского агентства. Однако миссионеры-добровольцы стали появляться лишь через двадцать лет. Первые миссионеры были направлены в область, курируемую свободными баптистами в районах Баласор и Миднапор в Бенгалии. Эффект от непосредственного контакта с зарубежными миссиями был очень положительным: одним из его последствий стала организация в 1875 г. при каждой Конференции Женских Обществ Зарубежной Миссии. Этот шаг находился в соответствии с аналогичным движением среди регулярных баптистов, которое началось пятью годами ранее.

В этот период возникли и другие организации, которые расширили сферу служения свободных баптистов. В 1865 г. Нью-Брансуикская Конференция учредила Образовательное Общество, а спустя два года возникла аналогичная организация и для Новошотландской Конференции. Хотя оба общества тесно взаимодействовали, финансовая поддержка со стороны церквей была скудной — в основном, из-за того, что "...обе Конференции в целом не осознавали необходимости образованного пасторства и важности образованных мирян" [13]. Однако после 1860 г. большинство кандидатов в пасторы уже имели какое-то академическое образование перед рукоположением. Тот факт, что многие из них получали образование в Бейтс Колледже в Льюистоне (штат Мэн), школе, поддерживаемой свободными баптистами этого штата, — приводил к потере пасторов для канадских церквей, поскольку некоторые выпускники принимали приглашения на пасторство в Соединенных Штатах. Для решения этой проблемы в 1884 г. было сформировано Союзное Баптистское Образовательное Общество с последовавшим учреждением Семинарии Св. Мартина для подготовки местного руководства свободных баптистов.

После 1869, в Нью-Брансуике, а после 1873 г. и в Новой Шотландии были спонсированы Конвенции Воскресных Школ. В 1894 г., поощряемые Лигой Молодежи Нью-Брансуика и Союзом Молодежи Новой Шотландии, были организованы местные Общества Молодежи. К 1900 г., однако, волна интереса к такого рода деятельности значительно снизилась как у свободных, так и у регулярных баптистов.

В обеих провинциях социальные интересы привели к возникновению Лиг Трезвости, которые стимулировали организацию подобных местных обществ в церквах. Соответственно в 1867 и 1878 гг. были организованы Пенсионные Общества для поддержки престарелых пасторов в Нью-Брансуике и Новой Шотландии.

Общий дух единства, существовавший между двумя Конференциями, был нарушен спором по поводу доктрины святости. Этот спор привел к образованию групп "простых" и "реформированных" свободных баптистов, каждая из которых критически относилась к более старым группам. Положительной тенденцией стало растущее стремление к союзу между свободными и регулярными баптистами, вылившееся в 1905—1906 гг. в образование Объединенной Баптистской Конвенции Приморских Провинций. Ранее усилиям по достижению этого союза препятствовали, в основном, свободные баптисты из-за своих тесных связей со свободными баптистами в Соединенных Штатах и настойчивости в сохранении своих арминианских взглядов и в требовании открытого церковного общения. Нью-Брансуикские баптисты заключили союз 10 октября 1905 г., а 3 сентября 1906 г. состоялась Новошотландская Конференция. Благодаря здравой перегруппировке общин количество церквей без пасторов уменьшилось. Кроме того, ресурсы, из которых учебные заведения могли привлекать студентов, увеличились. В некоторой степени слияние финансов позволило выплачивать более адекватное жалование работникам церквей, принадлежащих миссиям, однако даже тогда максимальный оклад большинства работников не превышал пятиста долларов. Из 580 церквей, которые входили в состав Конвенции в 1910 г., 357 находились на самофинансировании. Общее количество членов составляло, по некоторым утверждениям, 64.865 человек [14].

Союз баптистских церквей усилил также зарубежную миссионерскую деятельность в Индии. "К 1910 г. из тридцати восьми баптистских миссионеров в Индии из приморских провинций Канады двадцать два начали свою миссионерскую деятельность в течение предшествовавших десяти лет; восемнадцать из них вступили в миссионерские ряды после образования Союза в 1905 г." Этот знаменательный рост стал результатом не только новых коллективных усилий, но и энтузиазма молодежных групп и "Светского Миссионерского Движения" — организации людей, изучавших миссионерство и внесших свой вклад в его поддержку. Большое влияние на миссионерское движение оказал также Объединенный Баптистский Женский Миссионерский Союз, образовавшийся в результате слияния в 1906 г. 280 местных женских обществ [15].

ОНТАРИО И КВЕБЕК

В провинции Квебек активность баптистов была небольшой из-за сильной приверженности ее французского населения римско-католической церкви. И все же в городках, расположенных на восточном берегу реки Св. Лаврентия (граничащих на юге с американским штатом Вермонт, на востоке — с американским штатом Мэн), контакты с американскими баптистами способствовали возникновению нескольких церквей. Однако значительно большее количество баптистов проживает в провинции Онтарио в районе Великих Озер [16]. Самая первая церковь была организована, предположительно, в 1776 г. на полуострове Ниагара, который на севере граничит с озером Эри. Это место называлось Клинтон, позднее Бимсвиль в честь Джейкоба Бима, известного в этой общине баптиста. Существовала ли она до 1796 г., однако, доказать невозможно. Вторая церковь была основана Рейбеном Крэндолом, прибывшим из Соединенных Штатов в графство Принца Эдуарда в 1794 г. Она находилась в городке Халдиманд соседнего графства Нортумберленд. Третья община возникла в 1799 г. в восточных поселениях Квебека и назвалась Сент-Армандской баптистской церковью (по названию графства, в котором она находилась). Возникла она в поместье Колдуэлла (ныне Фрелэйсберг в графстве Миссисквой) благодаря трудам, начатым Уильямом Маршалом — уроженцем Вермонта, эмигрировавшего из-за лоялистских симпатий отца. Он был типичным "пастором-фермером": занимался земледелием летом, делал обувь зимой и проповедовал при первой возможности. Вскоре после рукоположения он переехал в Саттон Флэтс соседнего графства Броум, а в 1798 г. была организована баптистская церковь Хэтли и Стэнстед. Хотя в настоящее время ее не существует, она считается "прародительницей Ассоциации". Баптисты в восточных поселениях контактировали, в основном, с жителями Вермонта, поскольку они были отрезаны от своих братьев в Монреале областью французских приходов. Соответственно, немногочисленные канадские церкви в этой местности в течение некоторого времени входили в Дэнвильскую Ассоциацию в Вермонте.

Впоследствии в провинции Онтарио были организованы и другие церкви, они располагались на определенных промежутках друг от друга вдоль берегов озер Онтарио и Эри. Самая восточная из них была организована в 1803 г. в Харлеме, графство Лидс, благодаря усилиям Джозефа Корнелла, миссионера из Соединенных Штатов. К западу от полуострова Ниагара, в графстве Норфолк, в 1804 г. была основана Викторианская церковь в Шарлотсвиле.

В долине Оттава (образованной руслом реки Оттава, текущей на юго-восток, где она сливается с рекой Св. Лаврентия) начало деятельности баптистов восходит к переселенцам из высокогорных районов Шотландии, которые обосновались здесь еще в 1816 г. Эти люди находились под влиянием евангелической работы братьев Халдейн в Шотландии. В 1819 г. в Канаду прибыл Джон Эдуарде, обращенный Джеймсом Халдейном. Через три года он обосновался в городке Кларанс, графство Рассел, и начал проводить там религиозные службы. Из этого скромного начинания образовались небольшие общины. Вынужденный искать новых служителей, он в 1829 г. за свой собственный счет посетил Великобританию. Будучи в Шотландии, он уговорил Джона Джилмора и Уильяма Фрейзера приехать в Канаду в качестве миссионеров. В следующем году Джилмор обосновался в Монреале (провинция Квебек), где вскоре возникла первая в этом городе баптистская церковь. Фрейзер отправился в Бредбейн. Выбор Джилмора был обусловлен стратегическими соображениями, ибо Монреаль являлся важным связующим звеном между восточными поселениями и долиной Оттавы. В результате в 1836 г. была организована Оттавская Баптистская Ассоциация, которая включала церкви восточного Онтарио и Квебека.

В 1839 г. в Монреале был организован Баптистский Богословский Колледж под руководством д-ра Бенджамина Дейвиса — гебраиста, который специально прибыл из Англии. Когда он в 1843 г. вернулся на родину, его преемниками по очереди стали д-р Р.А.Файф и д-р Дж.М.Крэмп. Существование этой школы, однако, было недолговечно, и к 1849 г. она была закрыта, а ее собственность продана в уплату долгов. Неудача эксперимента в области пасторского образования частично объясняется удаленностью школы от большинства церквей и подозрениями, которые питали западные церкви в отношении ее взглядов на открытое или закрытое общение. В 1838 г. был основан журнал "Canada Baptist Magazine and Missionary Register", однако эта смелая попытка издания баптистского журнала закончилась неудачей в 1849 г. Его неудачная история и последующее закрытие объясняется теми же причинами, что и неудача, постигшая колледж.

То, что все попытки объединить усилия баптистов этих провинций постигала одна и та же судьба, говорит о многом. Еще в 1816 г. церкви полуострова Ниагара и части района озера Эри организовали Клинтонскую Конференцию, которая, в свою очередь, образовала Внутреннее Миссионерское Общество Верхней Канады. Обе организации просуществовали непродолжительное время. В 1833 г. была учреждена Баптистская Миссионерская Конвенция Верхней Канады. Она состояла из церквей Восточной, Западной и Халдимандской Ассоциаций на полуострове Ниагара (в районе озера Эри), в графстве Нортумберленд и других частях центральной Верхней Канады. Членами ее становились те, кто мог заплатить один или более долларов в год. В ее обязанности входил надзор за миссионерской работой, образовательная деятельность и издание газеты. Дальнейший союз был заключен в 1843 г., когда баптисты двух провинций соединились в Канадский Баптистский Союз. Однако эта деятельность оказалась напрасной из-за спора между сторонниками открытого общения с одной стороны и сторонниками закрытого общения с другой стороны. В то же время большая группа учредила в 1848 г. Союз Регулярных Баптистов Канады. Следует отметить, однако, что это разделение не во всем повторяло различия между регулярными и свободными баптистами приморских провинций, ибо обе группы были умеренно кальвинистскими.

Вплоть до середины девятнадцатого века такая напряженность в отношениях между баптистами этих провинций препятствовала созданию миссионерского общества, колледжа, выпуску периодического издания. Для удовлетворения очевидной необходимости в таких учреждениях видный баптистский мирянин Н.Т.Мак-Корд, занимавший политический пост казначея г.Торонто, призвал к проведению конференции в Гамильтоне в октябре 1851. Результатом явилось образование Миссионерской Конвенции Регулярных Баптистов Канадского Запада (Онтарио). Она существовала вплоть до объединения баптистов двух провинций в 1888 г. Конвенция занималась, главным образом, внутренней миссией, однако она касалась в своей деятельности и таких вопросов, как образование, финансирование строительства церковных зданий, иностранные миссии и пенсионное обеспечение пасторов. В 1864 г. было основано Общество Престарелых Пасторов, первым президентом которого стал щедрый баптистский мирянин Уильям Мак-Мастер, Спустя три года было организовано Общество постройки Церковных Зданий под президентством Александра Мак-Кензи — члена парламента с 1861 г. до 1873 г., когда он был избран премьер-министром Канады от Либеральной партии. Вплоть до 1866 г. пожертвования от отдельных церквей направлялись непосредственно в Американский Баптистский Миссионерский Союз Северных Баптистов в Соединенных Штатах, однако затем были предприняты шаги по учреждению канадского филиала, приведшие к возникновению миссионерского общества в 1874 г., независимого от американских баптистов. Была начата работа среди племен Телугу, проживавших к северу от Мадраса (Индия); в 1897 г. была открыта миссия в Боливии (Южная Америка).

Дальнейшим результатом совместных усилий, начатых в 1851 г., явилось основание в 1854 г. в Брантфорде, Онтарио, периодического издания "Christian Messenger". Спустя пять лет оно было продано д-ру Роберту А.Файфу, директору Литературного Института в Вудстоке; его редакция была переведена в Торонто, где оно стало известно как "Canadian Baptist". В 1878 г. после смерти д-ра Файфа оно перешло в собственность деноминации.

Баптисты Онтарио также взяли на себя инициативу в учреждении Баптистской Богословской Семинарии, которая должна была располагаться в центре страны и принимать студентов из всей Канады. "Предполагалось, что Акадия Колледж на Востоке, Вудсток Колледж, находящийся в ведении баптистов Онтарио, и третий колледж, который должен был быть основан для баптистов из Западной Канады, направят своих студентов в Торонто для завершения образования" [17]. Скорее всего, первоначальный толчок проекту придал д-р Файф, который стал директором Литературного Института в Вудстоке после его основания в 1860 г. [18]. Это учебное заведение состояло из академического, коммерческого и богословского отделений. Через шесть месяцев его здание и оборудование были уничтожены пожаром. Поскольку баптисты считали несогласующимся с их принципом отделения церкви от государства принятие средств, собранных с помощью налогов, они вынуждены были искать поддержки из частных источников.

Помощь была, в основном, предоставлена Уильямом Мак-Мастером, который проявлял все больший интерес к делу образования в своем вероисповедании. Когда на собрании баптистов в Гуэльфе в 1879 г. был оглашен план учреждения семинарии в Торонто, Мак-Мастер пожертвовал средства на строительство первого здания. В 1881 г, в Торонто был открыт Мак-Мастер Холл, куда, по взаимному соглашению, были переведены богословские отделения из Акадии и Вудстока. Новое учебное заведение стало известно под названием Торонтский Баптистский Колледж. В 1887 г. была получена хартия, которая предоставляла ему статус университета. К этому заведению были присоединены Вудстокский Колледж для мальчиков и Мултоновский Колледж для девочек в Торонто. В следующем году, благодаря щедрости Мак-Мастера, Колледж, получивший его имя, приобрел определенную финансовую независимость.

Амбициозная попытка централизовать образовательную деятельность в Центральной Канаде не увенчалась успехом. В Торонтскую Семинарию перешли лишь немногие студенты из приморских провинций. В качестве причины выдвигалась стоимость путешествия, хотя был создан специальный фонд для покрытия транспортных расходов студентов. Настоящая причина заключалась в том, что те студенты колледжей и академий, которые сразу же не принимали пасторство, продолжали уезжать в Соединенные Штаты для учебы в аспирантуре Ньютонской и Рочестерской семинарий, расположенных, соответственно, в Массачусетсе и Нью-Йорке. После восьми лет эксперимента Акадия Колледж возобновил богословское обучение, а к 1892 г. стал присуждать степень бакалавра богословия. И все же даже наличие в Новой Шотландии образовательных возможностей "...не мешало молодым людям отправляться в Соединенные Штаты для продолжения своего богословского образования" [19].

Несмотря на это, идея централизованной семинарии в Торонто не закончилась неудачей, ибо на ее базе возник Университет Мак-Мастера. В конце 1920-х годов это учебное заведение было переведено в город Гамильтон, где наличие обширного земельного участка предоставляло ему возможность роста. Школа богословия до сих пор является составной частью этого университета.

Успех сотрудничества западных баптистов с Миссионерской Конвенцией Регулярных Баптистов Канадского Запада помог восточным баптистам организовать в 1858 г. для аналогичных целей Канадскую Баптистскую Миссионерскую Конвенцию Востока. По мере того как вопрос об общении становился меньшим источником разногласий между двумя группами баптистов, две конвенции нашли возможность объединения своих образовательных, зарубежных миссионерских и пенсионных проектов. В 1881 г. был образован Баптистский Союз (однако, как мы уже убедились, ему суждено было просуществовать недолго).

В 1888 г. была образована Баптистская Конвенция Онтарио и Квебека. Спустя два года она начала работу среди молодых людей через совет, подчинявшийся Конвенции. В 1907 г. был учрежден Совет Воскресных Школ. Внутренняя миссионерская работа продолжалась в западном Онтарио среди немецких иммигрантов, темнокожего населения и индейцев. Кроме того, под руководством Миссии Гран Линь, штаб-квартира которой располагалась в тридцати пяти милях к югу от Монреаля, проводилась работа среди французских католиков. Она началась, когда Генриетта Феллер, иммигрантка из франкоязычного района Швейцарии, обосновалась в шести милях от Сент-Джонс близ дороги, называвшейся Большая Линия. Со временем свои пожертвования в миссию стали направлять баптисты из всей Канады, Соединенных Штатов и Великобритании. Этот проект привлек внимание представителей других вероисповеданий, которые поддерживали его до тех пор, пока не были учреждены миссии среди французов. Миссия Гран Линь курировала баптистскую работу среди французов в приморских провинциях, в Онтарио и на Западе. Она не допускала резких нападок на католиков и старалась играть конструктивную роль в образовании и евангелизме. К 1911 г. в двух провинциях насчитывалось 53723 баптиста, 511 церквей, 111 миссий, 304 рукоположенных пастора, 23 нерукоположенных и 100 пасторов в особом служении.

ЗАПАДНАЯ КАНАДА

Между западной границей Онтарио и тихоокеанским берегом расположены три равнинные провинции — Манитоба, Сас-качеван, Альберта — и приморская провинция Британская Колумбия. Миссионерская работа на этой территории началась в 1862 г. в Британской Колумбии Джоном Мортоном, однако постоянный характер эта работа приобрела спустя семь лет, когда Конвенция Онтарио послала двух священнослужителей — преподобного Л.Л.Девидсона и Т.Болдуина — в инспекционную поездку на северо-запад для доклада о перспективах миссионерской деятельности там. Вследствие их доклада в 1873 г. преподобный Александр Мак-Дональд был послан в форт Гарри, ныне Виннипег. В следующем году там было сооружено здание, а к 1875 г. была организована церковь, состоящая из десяти членов. В течение шести лет возникла Ред-Риверская Ассоциация баптистских церквей. В 1882 г. она слилась с Миссионерской Конвенцией Манитобы, которая через два года была преобразована в Баптистскую Конвенцию Манитобы и Северо-Западных Территорий. В 1887 г. был назначен управляющий миссией, и о результатах работы (посредством комитетов и советов, учрежденных для распространения информации и сбора средств) были проинформированы баптисты в восточной Канаде.

В течение этого же периода были осуществлены три образовательных проекта. В 1880 г. открылся Прери Колледж в Рэпид Сити (Манитоба), который три года спустя перевел свои средства в Торонтский Баптистский Колледж. В 1899 г. также в Манитобе, в Брэндоне, был основан Брэндон Колледж; со временем он был соединен с Университетом Мак-Мастера, который после сдачи экзаменов присуждал выпускникам ученые степени. В 1906 г. в Саммерленде (Британская Колумбия) был основан Оукенгэн Колледж, который предоставлял среднее и начальное высшее образование.

Эта образовательная деятельность сопровождалась и другими признаками деноминационного сознания. Были учреждены два периодические издания: "Northwest Baptist" в Виннипеге в 1885 г. и "Western Baptist" в Ванкувере в 1899 г. Они были объединены в издании "Western Outlook", редакция которого стала располагаться в Виннипеге. Возникновение женских миссионерских организаций относится к 1883 г. Баптисты западной Канады вели работу среди немцев, скандинавов, украинцев, выходцев с Карпат, и индейцев.

К концу века стали заметны признаки укрепления единства. В 1897 г., когда баптисты из Соединенных Штатов прекратили оказание финансовой помощи, была организована Баптистская Конвенция Британской Колумбии. В 1900 г. в Виннипеге состоялась общая братская встреча канадских баптистов, во время которой возникла надежда достижения органического союза. После долгих раздумий Конвенция Онтарио и Квебека в 1907 г. решила к нему не присоединяться. В течение двух лет западные баптисты организовывали Баптистский Союз Западной Канады с более сложной структурой, чем это практиковалось на востоке, однако все же охраняющей автономию поместной церкви. В 1911 г. общая численность баптистов в четырех западных провинциях составляла 14200 человек в 228 церквах с 143 пасторами, не считая нерукоположенных служителей [20].

Правительственная перепись, состоявшаяся в 1911 году, показала, что в положении баптистов в Канаде наблюдается прогресс. По численности баптисты занимали четвертое место среди протестантских вероисповеданий, крупнейшим из которых была Пресвитерианская церковь, насчитывавшая около миллиона членов, что составляло более пятнадцати процентов всего населения. Во всей стране баптистов насчитывалось менее двухсот тысяч, однако было признано, что более 382.000 человек находятся под баптистским влиянием, являясь некрещенными, но посещая церкви и воскресные школы [21]. Джилмор называет цифру в 133.000 баптистов, в то время как Леви считает, что в одних лишь приморских провинциях их насчитывалось 171.322 чел. Леви, однако, признает, что его показатель включает и баптистов, не являющихся членами Конвенции. Следует заметить, что данные переписей о количестве членов церкви не являются надежными в тех случаях, когда они основываются на докладах правительству о количестве членов, подаваемых самими церквами [22].

Являясь относительно малочисленными, баптисты, однако, пользовались большим влиянием. Своей преданностью принципу отделения церкви от государства они внесли большой вклад в борьбу за его утверждение. Когда в 1854 г. Канадское Законодательное Собрание приняло постановление об отчуждении церковной собственности, которая составляла седьмую часть территории страны и служила для поддержки существующего духовенства, был создан фонд в один миллион долларов для пропорционального распределения между различными религиозными группами государства. Баптисты, однако, отказались принять эти деньги, хотя римо-католики и пресвитериане участвовали вместе с англиканами в их распределении. Этот шаг баптистов, а также последовавший за ним спор привели впоследствии к отделению церкви от государства в Канаде [23].

КАНАДСКИЕ БАПТИСТЫ ПОСЛЕ 1900 ГОДА

Явная тенденция к деноминационному сотрудничеству, которая проявилась в конце девятнадцатого века в организации обществ и конвенций баптистов, дала значительные плоды. Между 1900 и 1908 гг. был предпринят ряд усилий по объединению трех Конвенций, представлявших, соответственно, баптистов приморских провинций, Онтарио, Квебека и западных провинций [24]. Однако в ноябре 1908 г. в Оттаве эти усилия были сведены на нет декларацией Баптистской Конвенции Онтарио и Квебека о том, что она не готова к такому союзу. Единственным ощутимым результатом более чем десятилетних усилий стала организация в 1912 г. Канадского Баптистского Совета по Зарубежным Миссиям для общенационального руководства миссионерской деятельностью.

Неудивительно, что баптистам пришлось уделять столь много внимания вопросам консолидации, ибо аналогичный интерес проявляли и другие религиозные организации [25]. В 1875 г. Шотландская церковь и свободные пресвитерианские церкви объединились в Пресвитерианскую церковь Канады. Методисты, которые с 1833 г. предпринимали безуспешные попытки объединения, заключили в 1883 г. постоянный союз между Методистско-Епископальной, Простой Методистской и Библейской Христианской Церквами. В 1899 г. пресвитериане и методисты стали обсуждать вопрос объединения своих организаций. В том же году Римско-Католическая церковь Канады получила папского легата, приобретая, таким образом, завершенную иерархию на национальной основе. Эта тенденция была, несомненно, вызвана новым национальным духом, который явился результатом конфедеративного объединения в 1867 г. провинций в Канадский Доминион. Среди протестантов, по крайней мере, было очевидно, что разделение было бы абсурдным, когда на практике уже существовало фактическое сотрудничество между советами и обществами, занимающимися образовательной и миссионерской деятельностью.

Первая мировая война нанесла церквям значительный урон: они пострадали от миграции своих членов, от недостатка пасторов, вызванного вступлением некоторых из них в ряды военных священнослужителей, и от общего упадка духовного уровня и крушения идеалов. В качестве ответной меры, призванной исправить сложившееся положение, Объединенная Конвенция Регулярных и Свободных Баптистов Приморских Провинций приняла в 1916 г., еще до завершения войны, Пятилетнюю программу. Хотя она не достигла намеченных целей, ее результаты были благотворными. Финансовый доход церквей возрос; около десяти тысяч человек приняли крещение, а пятьдесят молодых людей получали образование в Университете Акадия, готовясь стать пасторами [26].

Некоторые факторы сделали последующие годы для баптистов периодом сложных приспособлений к изменяющимся условиям. В результате миграции населения прежде полнокровные церкви оставались без адекватной финансовой поддержки или руководства. В 1910-1929 гг. приморские провинции наиболее остро ощутили устойчивый поток миграции в другие районы Канады и Соединенные Штаты (вызванный, в первую очередь, условиями войны и послевоенных изменений), прекратившийся лишь в 1929 г. в результате экономической депрессии. В то же время иммиграция в страну уменьшилась.

Воздействие этих факторов на церкви отразилось в уменьшении в 1910—1935 гг. членства в Конвенции с 64.868 до 59.565 чел. Соответственное уменьшение наблюдалось и среди рукоположенных пасторов. Их число снизилось с 313 до 265 чел. Количество воскресных школ сократилось с 635 до 540, а число учащихся уменьшилось с 38.000 до 34.469 чел. С тех пор произошло лишь незначительное увеличение членства, в то время как вся остальная картина выглядела еще мрачнее [27]. "В 1945 г. насчитывалось 260 рукоположенных пасторов, 586 церквей с общим количеством членов 62.704 чел., 526 воскресных школ, в которых обучалось 29.266 человек" [28].

Бремя экономических и социальных проблем привело к увлечению некоторых молодых пасторов "социальным Евангелием", пропагандировавшимся в то время американскими богословскими семинариями — в частности, Рочестерской Богословской Семинарией, где проф. Уолтер Раушенбуш возглавил дело применения Евангелия для решения экономических задач (более подробно см. гл. 12). С этой целью в Конвенции в 1920 г. был учрежден Совет по Социальному Служению (преемник более раннего комитета по социальной и нравственной реформе), который объединился с методистами, пресвитерианами и англиканами в предоставлении помощи нуждающимся и угнетаемым, в призыве контролировать продажу спиртных напитков и азартные игры, в борьбе с расовой дискриминацией и за достижение религиозной свободы [29].

В тридцатые годы надвигающийся мировой конфликт возродил интерес к идее образования в Канаде национального баптистского союза. Стабильная практика сотрудничества во внутренней и зарубежной миссиях, в поддержке образовательных реформационных усилий укрепила растущее стремление к объединению против сил, угрожавших христианству. Еще в 1931 г. был сформирован Межконвенционный Комитет Десяти, в котором было четыре представителя баптистов приморских провинций, четыре представителя Онтарио и Квебека и два представителя Баптистского Союза Западной Канады. Он просуществовал до 1943 г., когда по его призыву три Конвенции избрали совместный комитет для проведения решительных шагов в создании Канадского Баптистского Союза. Председателем нового комитета стал профессор Уотсон Керконнелл из Университета Мак-Мастера, назначенный в октябре 1943 г. В 1944 г., после изучения каждой из Конвенций, была принята составленная этим комитетом Конституция. 7 декабря того же года в баптистской церкви на Жермен-Стрит в Сент-Джоне (Нью-Брансуик) было проведено учредительное собрание, в результате которого возникла Баптистская Федерация Канады, первым президентом которой стал д-р Г.С.Уоррен из Вольфвиля (Новая Шотландия). Это было именно то, о чем гласило название — Федерация, которая "...не была задумана для замены исполнительных функций различных Конвенций или ущемления каким-то образом автономии поместной церкви" [30].

БАПТИСТЫ В АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Начало деятельности баптистов в шести австралийских штатах охватывает период в шестьдесят три года — со времени основания первого баптистского собрания в Сиднее в 1831 г. до формирования церкви в Перте (Западная Австралия) в 1894 г. Первоначальная работа была выполнена в Сиднее преподобным Джоном Мак-Кегом, а затем продолжена под руководством преподобного Джона Сандерса, посланного Баптистским Миссионерским Обществом Англии после ухода на покой Мак-Кега в 1834 г. По просьбе баптистов губернатор выделил земельный участок на Батерст-Стрит, на котором растущая община соорудила церковь. Эта баптистская церковь на Батерст-Стрит, формально учрежденная 17 ноября 1836 г., стала "матерью баптистской деятельности в Австралии" [31].

Это была община регулярных баптистов, основанная, однако, на принципе открытого членства — принципе, которому следовали еще несколько австралийских церквей. Такое устройство было вызвано присутствием конгрегационалистов, которые изъявляли желание быть членами церкви. Однако в 1840 г., когда необходимость смешанного членства отпала, был принят принцип закрытого членства, хотя практика открытого общения продолжалась. 9 апреля 1851 г. была учреждена еще одна церковь в Парраматте, явившаяся, в основном, плодом усилий Уильяма Хопкинса Кэйри — внука первого баптистского миссионера, прибывшего из Англии около 1850 года.

С течением времени, благодаря усилиям преподобного Генри Даулинга — баптистского пастора, прибывшего из Англии в Хобарт (Тасмания) 2 декабря 1834 г., в возрасте пятидесяти четырех лет, — была основана вторая баптистская церковь в Австралии. С молодости он сочетал деловую карьеру с проповедью Евангелия. В ответ на просьбу сына и друзей, проживавших в Тасмании, он приехал, чтобы помочь в евангелизации поселений каторжников на этом большом острове. Хотя Тасмания расположена в двухстах милях от австралийского материка, она входит в состав шести штатов Австралийского Содружества.

Баптисты достаточно поздно начали там свою деятельность: в период между заселением острова в 1803 г. и 1830 г. Их опередили англикане, методисты, пресвитериане и конгрегационалисты. Каскад озер, позволяющий соорудить общирную систему гидроэлектростанций, должен был придать острову индустриальное значение. Благодаря усилиям Даулинга возникли две церкви — одна в Хобарте, основанная 14 июня 1835 г., и вторая в Лаунсэстоне, расположенном в ста двадцати милях от него. Ни одна из них, однако, не сохранилась, ибо, "...как и многие ранние церкви партикулярных баптистов в Австралии, они были замкнуты и постоянно разделялись по доктринальным вопросам" [32].

Спустя приблизительно сорок лет у баптистов Тасмании произошло возрождение евангелизационного движения. Мери Дау-линг, дочь их первого и единственного видного лидера, вышла замуж за Уильяма Гибсона, удачливого фермера. Они пригласили из Спердженс Колледж в Лондоне ряд молодых людей, которые начали кампанию евангелизации. По мере того как возникала необходимость в церквах и пасторах, Гибсоны финансировали их строительство и за свой счет учреждали в них пасторское руководство. Вследствие этого в Хобарте и Лаунсэстоне на месте исчезнувших возникли новые церкви. К 1897 г. были посланы первые миссионеры в Бенгалию (Индия). Несмотря на постоянную смену служителей с материка и миграцию молодежи на материк, в первой половине двадцатого века наблюдался значительный прогресс. С "...одиннадцати церквей или проповеднических пунктов с 305 членами и 483 учеников воскресных школ..." численность увеличилась до "...девятнадцати церквей с восемнадцатью проповедническими пунктами и 1600 членами... и того же количества учеников воскресных школ" [33].

Первые баптистские богослужения в Виктории были проведены в 1838 г. в Мельбурне мирянами, некоторые из которых прибыли из Великобритании, а некоторые из Тасмании. Первым (в 1836 либо 1837 г.) прибыл Томас Нэпиер, он обосновался на Коллинз-Стрит в "...мазанке, покрытой тростником... одной из наиболее роскошных в поселке" [34].

После обнаружения золота в 1851 г. население этой части Австралии стало увеличиваться. К 1860 г. оно выросло с 76 тыс. до 540 тыс. человек. Мельбурн неожиданно стал важным центром. Были учреждены и другие церкви — две из них в городе (причем одна принадлежала партикулярным баптистам) и семь на прилегающих территориях. К 1858 г. церковь на Коллинз-Стрит посчитала необходимым соорудить более крупное здание на тысячу человек. С увеличением количества церквей начала развиваться организационная деятельность,

В 1858 г. была учреждена Баптистская Ассоциация Виктории, состоящая из десяти церквей. Ее первым шагом была просьба к Баптистскому Миссионерскому Обществу Англии о направлении в Викторию пасторов, в которых ощущалась острая необходимость. В следующем году приехали трое. В 1862 г. было учреждено агентство внутренней миссии для создания и поддержания баптистских церквей и подготовки молодых людей к служению. Спустя три года был сформирован филиал английского Баптистского Миссионерского Общества; его основная деятельность была направлена на поддержку работы в Восточной Бенгалии. В 1891 г. был организован Баптистский Богословский Колледж, директором которого стал д-р У.Т.Уитли из Англии. Колледж открылся, приняв четырех студентов, и его занятия проходили в церкви на Коллинз-Стрит. Еще одно учебное заведение, известное под названием Баптистская Грамматическая Школа Кэйри, было основано в Кью в феврале 1923 г., его посещало шестьдесят восемь мальчиков. Его целью было предоставление христианского школьного образования детям баптистов в период, когда публичное образование становилось светским.

Возникновение первой баптистской церкви в Южной Австралии относится к прибытию туда 14 февраля 1837 г. г-на и г-жи У.Финлейсон. Они прибыли в качестве миссионеров к аборигенам. У себя дома, в Аделаиде, они основали церковь, в которой было тринадцать крещенных верующих. К сентябрю следующего года были начаты богослужения в деревянном здании на парковых землях против церкви Троицы, где члены церкви регулярно собирались до тех пор, пока в январе 1846 г. не было построено их собственное церковное здание. Она стала известна как баптистская церковь на Хиндли-Стрит. Из-за соблюдения закрытого общения и закрытого членства в церкви возникли разногласия. Несколько ранее, в 1843 г., была учреждена церковь с открытым членством, поскольку в том году ее община соорудила здание, которое стало известно как Эбенезер Ченел. Это было первое церковное здание, построенное баптистами в Южной Австралии. В последующие годы в различных центрах были основаны и другие церкви.

Успехи баптистов в этом регионе были невелики, споры из-за членства в церкви и мелких богословских вопросов отодвинули евангелизм на второй план. Единству мешали разногласия, уходящие корнями в шотландское или английское происхождение этих церквей, т.е. разногласия по поводу открытого общения и открытого членства. Гармонию еще больше нарушало присутствие кэмпбеллитов и плимутских братьев. Кроме того, не существовало лидера, достаточно сильного, чтобы сплотить разрозненные группы.

Несмотря на эти трудности, в 1863 г. преподобный Джеймс Хэнней из Энгестона при помощи преподобного Сайлеса Мида, пастора церкви на Флиндерс-Стрит в Аделаиде, организовал Баптистскую Ассоциацию Южной Австралии. В то время в Южной Австралии существовало двадцать две или двадцать три церкви с общим числом членов в 650—700 человек [35].

После периода споров возобладал дух примирения, и среди церквей стало развиваться взаимопонимание и сотрудничество. Миссионерское Общество Южной Австралии, организованное в 1864 г., оказывало поддержку баптистской работе в Восточной Бенгалии. В 1868 г. появилось первое периодическое издание "Truth and Progress". Спустя двадцать шесть лет оно было объединено с "The Southern Baptist". Новый журнал стал совместной собственностью Викторианской и Южно-Австралийской Ассоциаций. Первым редактором стал д-р У.Т.Уитли, директор Баптистского Колледжа Виктории. В 1910 г. этот журнал, в свою очередь, объединился с "The Australian Baptist", который был совместной собственностью Баптистских Союзов Содружества. В 1923 г. был организован книгоиздательский отдел в Южной Австралии. В том же году в Кенсингтоне был учрежден Кинге Колледж как совместный проект Конгрегационалистского и Баптистского Союзов Южной Австралии.

К 1928 г., спустя шестьдесят лет после организации Ассоциации (известной с 1926 г. как Австралийский Баптистский Союз), количество церквей увеличилось до восьмидесяти пяти, в них было более пяти тысяч членов и пятьдесят семь пасторов. Кроме того, существовали десятки баптистов, которые, ввиду большого расстояния до баптистских церквей, посещали служения в церквах других деноминаций. Рост баптистской работы в эти годы был бы еще более значительным, если бы не глубоко коренящееся неприятие системы приходящих пасторов, столь успешно используемой методистами в районах с широко разбросанным населением. Кроме того, существовала неудачная, часто вынужденная практика направления во внутреннюю миссию неподготовленных юношей, тогда как такая работа требовала более зрелого руководства [36].

В Квинсленде первой баптистской церковью была Ворф-Стрит Чепел. Она открылась в Мортон Бей 5 августа 1855 г. и, в соответствии с типичной для австралийских баптистов моделью, была основана на принципе открытого членства. Однако позднее, когда входящие в ее состав конгрегационалисты образовали свою собственную церковь, она перешла на принцип закрытого членства с открытым общением. Между i860 и 1875 гг. вдоль юго-восточного побережья этой провинции были основаны восемь других церквей. Они были расположены в Ипсвиче, Фор-титьюд Вэлли, Рокхэмптоне, Брисбэйне и Тувумбе.

В Западной Австралии первая баптистская церковь появилась в октябре 1894 г., когда Дж.Х.Коул, светский проповедник из Виктории, отказался от своего дела, чтобы проповедовать в Перте. После этого начинания были достигнуты значительные успехи. Наиболее известными являются церкви, расположенные в Перте и Канберре, столице Австралии [37].

После Второй мировой войны обширная Северная Территория, до тех пор практически не затронутая баптистами, с ее важным портом Дарвином стала следующим объектом деятельности баптистов. С конца прошлого века количество баптистов выросло на 150 церквей с общим числом членов 12 тыс. и составляет 454 церкви, членами которых являются 31469 человек [38].

Важнейшим центром австралийских баптистов является Виктория, куда шахтерский промысел привлек большое количество населения, позволив этому штату занять ведущее место в стране. В Южной Австралии, населенной представителями разных рас, традиционным является принцип открытого членства, а крещенным должен быть только пастор. В Квинсленде, субтропический климат которого не привлекает европейских поселенцев, лишь несколько десятков церквей являются стабильными. Пасторы для австралийских церквей приглашаются из Англии, часто при помощи Баптистского Миссионерского Общества в Лондоне. В определенном смысле баптистская деятельность, как и сама австралийская жизнь, еще, переживает "колониальную" эпоху; перспективы ее расширения и развития лежат в будущем. Огромные расстояния, отсутствие городов, расположенных внутри материка, открытие шахт, вызывающее миграцию населения, и преобладающая сельскохозяйственная ориентация страны требуют энергичных миссионеров. Оседлые сообщества остро нуждаются в постоянно проживающих здесь пасторах. Проблемы, связанные с первоначальным освоением, еще окончательно не решены, а баптисты все еще являются меньшинством [39].

В Новой Зеландии первая баптистская церковь была основана в 1851 г. в городке Нельсоне — отдаленном колониальном поселении, куда из Сиднея (Австралия) прибыл преподобный Децимус Доломор со средствами на сооружение баптистского молитвенного дома. С тех пор и до конца века успехи были не яркими, но стабильными. Находившиеся в меньшинстве, баптисты были разбросаны по поселениям и затенены представителями других вероисповеданий. И все же спустя сто лет в этой стране насчитывается девяносто четыре церкви с общей численностью 10 165 членов. Они входят в Баптистский Союз Новой Зеландии, образованный в 1882 г.

Наряду с работой среди белого населения проводилась евангелизация среди коренного населения Маори. Благодаря значительному для их малого числа энтузиазму, баптисты организовали в 1885 г. Новозеландское Баптистское Миссионерское Общество. Полем его деятельности стала Восточная Бенгалия, где, начиная с 1920 г., миссионеры передали руководство местным бенгальским христианам, организованным в Восточнобенгальский Баптистский Союз.

Баптистская работа в Новой Зеландии продолжалась, несмотря на неприязненное отношение к свободным церквам, характерное для новозеландских колонистов, вышедших из англиканской ; и шотландско-пресвитерианской среды. Влияние евангелистов из Спердженс Колледж сильно ощущалось до 1924 г., когда был организован Баптистский Колледж Новой Зеландии. Период наибольшего расцвета начался с 1925 г. [40].

Распространение баптистского учения в доминионах и колониях Британской империи является свидетельством евангелизацирнного энтузиазма его последователей. Кроме того, это доказывает способность баптистского церковного устройства приспособиться к различным сообществам и обычаям. Объединяющим фактором таких разнообразных элементов стал общий интерес в деле миссионерского служения.


СНОСКИ:

1. J.L.Gilmour (Дж.Л.Джилмор), "The Baptists of Canada" (Канадские баптисты), глава в книге Adam Shortt and Arthur G.Doughty (Адам Шорт и Артур Дж. Да-ути), editors, "Canada and Its Provinces" (Канада и ее провинции), vol. XI, 347. Статистика основана на сообщении в "Encyclopedia Britannica" (1947 edition), Vol. IV, 694-5.

2. George E.Levy (Джордж Е.Леви), The Baptists of the Maritime Provinces, 1753-1946" (Баптисты приморских провинций, 1753-1946 гг.) (Saint John, N.B., 1946), 3, 10. Значительная часть следующего обзора истории приморских баптистов основана на этой работе.

3. Там же, 30-5.

4. Там же, стр. 45-54.

5. Levy, "The Baptists of the Maritime Provinces", p. 95.

6. Там же, стр. 118. Подробный рассказ см. стр. 109-23.

7. Lery, "The Baptists of the Maritime Provinces", pp. 185, 188.

8. Там же, 205.

9. Там же, 181.

10. "Levy The Baptists of the Maritime Provinces", 227-8.

11. Там же, 241. Подробности см. 235-64.

12. Там же, 246-50

13. Levy, "The Baptists of the Maritime Provinces", 258.

14. Там же, 282-3.

15. Там же, 285.

16. Материал настоящего раздела основан, в основном, на главе Дж.Л.Джилмура "Баптисты в Канаде, в кн. Shortt and Doughty, editors, "Canada and Its Provinces", Vol. XI.

17. Levy, "Baptists of the Maritime Provinces", 211.

18. L.Gilmour, "The Baptists of Canada", Shortt and Doughty, editors, "Canada and Its Provinces", XI, 368.

19. Levy, op.cit., 212.

20. Там же, 275-6.

21. Там же, 299, 376

22. См. Levy, "Baptists of the Maritime Provinces", 297.

23. Lewis N.Tucker (Люис Н.Такер), "The Anglican Church and Its Mission" (Англиканская церковь и ее миссия), глава в книге Short! and Doughty, editors, "Canada ad Its Provinces, XI, 236-7.

24. Levy, "Baptists of the Maritime Provinces", 287-8.

25. Short! and Doughty, op.cit., XI, 282-3, 307-11.

26. Levy, op.cit., 294-6.

27. Там же, 297;

28. Данные основаны на "Объединенном Баптистском Ежегоднике за 1945 г.", р. 298.

29. Levy, "Baptists of the Maritime Provinces", 299-301.

30. Там же, 314.

31. James Worboys (Джеймс Уорбойс), "Early Australian Baptist History" (Ранняя история баптистов в Австралии), The Chronicle, Vol.VI, No.3 (July, 1943), 104.

32. H.G.Hackworthy (Х.Г.Хакуорти), "The Tasmanian Baptists" (Тасманские баптисты), The Chronicle, Vol.V, No.l (January, 1942), 25; Wesley J.Bligh (Уесли Дж.Блай), "Henry Dowling" (Генри Доулинг), The Chronicle, Vol.X, No.4 (October, 1947), 172-9.

33. Hackworthy, op.cit.,27.

34. F.J.Wilkins (Ф.Дж.Уилкинс), "Baptists in Victoria: Our First Century, 1838-1938" (Баптисты в Виктории: наше первое столетие, 1838-1938 гг.) (East Melbourne, 1939), 9.

35. H.Estcourt Hughes (X. Эсткорт Хьюз), "Our First Hundred Years: the Baptists Church of Southern Australia" (Наше первое столетие: Баптистская церковь Южной Австралии) (Adelaide, 1937), 83.

36. Там же, 234, 299-300.

37. Worboys, "Early Australian Baptist History", 108.

38. Vedder, "Short History of Baptists", 285; современные цифры основаны на данных "Ежегодника Северной Баптистской Конвенции за 1947 год", р. 677.

39. Whitley, "History of British Baptists", 341- 6.

40. Подробную информацию можно получить в двух рукописях Е.П.Й.Симпсона, "История баптистов в Новой Зеландии" (1950) и "История Новозеландского Баптистского Миссионерского Общества, 1885-1947 гг." (1948).

Далее

К содержанию книги

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки