А. В. Литвинов

ИЗОБРАЖЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА

Позволительно ли делать изображения Иисуса Христа и использовать их в религиозных целях?

 

Вступление

Этот вопрос имеет прямую практическую направленность (ценность). Имеет отношение к практике богопочитания (поклонение) и имеет отношение к практике служения (благовестие, обучение).

Ряд христианских конфессий, такие как православная церковь и католическая церковь, на поставленный вопрос дают положительный ответ. Использование изображений в богослужебной практике и в евангелизационно - воспитательных целях у них обосновано доктринально. Все служение этих церквей неразрывно связано с изображениями, они не отделимы друг от друга.

Протестанты значительно отличались в этом вопросе от католиков и православных. У протестантов нет практики почитания образов (официально нет, нет доктрины), но в тоже время различные изображения присутствуют и используются в евангелизационных целях, а так же для наглядности при обучении. В последние десятилетия это практика возрастает и расширяется. Появились иллюстрированные детские издания с изображениями Христа и ангелов. Сняты кинофильмы про Иисуса Христа, широко используются театрализованные постановки на Евангельские события. Ко всему этому стоит добавить плакаты, наклейки, брелки, календари, комиксы, где изображен Иисус, а точнее изображение, подразумевающее Христа. И воспринимаются это все естественно, как само собой разумеющееся.

 

Правильно ли это?

Что это? Влияние католицизма и православия или своя собственная протестантская религиозная культура? На чем основана эта практика - на опыте или на Библии? Что говорит Библия или она молчит? Оправдывает ли цель средства?

Вот как, например, отстаивает законность иконопочетания апологет православия дьякон Андрей Кураев.

1. Библия не запрещает изображение священных реалий (Исх. 25:18,22) и при этом ссылается на пример изображения херувимов в храме. И хотя из самого текста, очевидно, что речь идет не о Боге, а об изображении Ангела. Причем делаются эти изображения по повелению Бога. Что это значит, и в чем смысл этого уточнения увидим позже.

2. Изображение Бога стало возможным с пришествием Христа в мир. 1Ин. 1:1-2; Ин. 14:9 "видевший Меня (Ин. 1:18). Другими словами, с пришествием Христа изменились и сущность, и способ поклонения. То, что было недопустимым и немыслимым в Ветхом завете стало возможным в Новозаветное время.

3. Изображение полезно для обучения и благовестия в качестве наглядности (Мтф. 22:20) "Икона" - Библия для неграмотных и для язычников, как картинки для детей.

4. Изображение важны и полезны, как напоминание о Боге. Стимулируют наши мысли, думы о Боге; дают молитвенный настрой.

5. Иконам и изображениям не поклоняются, а их почитают; но поклонение отдают Богу. Примером могут служить фотография родных людей, вещи из дома, земля с родины. Это своего рода мостик от человека к объекту посвящения.

6. Бог принимает поклонение Себе через образы. Моисей кланялся на терновый куст, Иаков кланялся наверх жезла своего Евр.11:21, люди кланялись Ангелу Господнему и т.д.

7. В Новом завете нет повеления писать иконы, но нет и запрета на эти действия. Иконы суть естественная духовная потребность, возникшая по вдохновению от Духа Святого.

8. В Библии нет повеления апостолам написать Новый завет, но он написан, и никто не оспаривает законность этого факта. Требование Ветхого завета на этот счет не актуальны в новозаветную эпоху. Новый завет не смотрит на вопрос изображений, как это делает Ветхий завет.

9. Эсхатологический аргумент (Откр. 13:14-15). В данном случае антихрист сделает образ (икону) для того чтобы люди покланялись ему через этот объект. Кураев полагает, что это ложное поклонение антихрист вводит в расчете на существующую практику почитания икон и в те эсхатологические времена. Другими словами почетание икон будет и в то время. И сатана воспользуется этой "доброй" практикой в злых целях.

(А.Кураев. Протестантам о православии. Стр.78-95)

Во всех этих аргументах присутствует некая полемическая сила, но все же, эти аргументы не основаны на Писании и логика их спекулятивна. Весомость сказанного открывается применительно к обывателю, но для знающего Библию христианина вес этих аргументов не велик, и опровергнуть их нетрудно.

Конечно, в целом протестанты не согласятся с практикой почитания икон в православной и католической церквях, но у протестантов тоже есть изображения Иисуса Христа и священных событий. Имеются даже кинофильмы про Христа по Евангелию. Какова их природа? Чем обосновано их наличие? Не являются ли эти изображения протестантскими иконами? И вот тут-то возникает полемика среди самих протестантов. Исторически протестантов отличал принцип "solo scriptura" - только Библия", вся практика служения и поклонения должна основываться на том, что говорит Библия. И что же Библия говорит по этому вопросу?

Ища ответ на поставленные вопросы, первым следует выдвигать Библейские аргументы. Во вторую очередь исторические - история Церкви. И, в-третьих, логические аргументы и ассоциации. Наше исследование будет развиваться именно в такой последовательности.

Я конечно же не претендую на высокий профессионализм и на способность дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Предполагаю, что сказанное мной для кого-то будет убедительным, а для кого-то нет. Но если, прочитав этот трактат, вы задумаетесь над этим вопросам сами, то я полагаю, что моя цель достигнута.

 

Библейские аргументы

Исх. 20:4-5 И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Это основной текст об изображениях.

Первая заповедь в декалоге утверждает уникальность и единственность истинного Бога, делая немыслимым почитание других богов по той причине, что их (других богов) просто не существует. Другими словами, всякое идолопоклонство в первую очередь, и в основную, осуждается именно первой заповедью.

Вторая заповедь утверждает практику почитания этого единственного, истинного Бога, исключая саму возможность почитать Его в видимых образах (при помощи видимых образов). Это важное уточнение о разделении функций и значения заповедей. Другими словами, хотя вторая заповедь так же может осуждать идолопоклонство, так как обычно идолы зримы, но это ее второе применение, а не первое. Первое же значение или применение - это осуждение ложного поклонения истинному Богу.

Посмотрим внимательно на содержание заповеди.

Выражение "не делай" содержит запрет на изготовление изображений Бога. Почему? Ответ очень прост. Бог духовен и невидим. Ин.4:24. И во всем творении, каким бы благородным оно не являлось, нет подобия Ему, с чем или с кем Его можно было бы сличить. Ис.40:18.

То, что речь идет об изображениях именно такого рода видно из того, что Бог не запрещает искусство вообще и изображение священных реалий, например херувимов (ангельских существ). При этом следует сразу же уточнить, что, изготавливая херувимов на крышке ковчега в скинии и на покрывалах скинии, Моисей и мастера делали это не по собственной инициативе, а по прямому повелению Божьему, согласно проекту, показанному Моисею на горе Синай. Это уточнение говорит о многом.

Бог показал Моисею, что именно нужно изобразить. Как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе Евр.8:5. Из мира духовного (невидимого) изображалось лишь то, что показывал Бог и повелевал изобразить. Человеческая инициатива исключалась. Кроме того, есть разница в том, что бы изображать ангелов и пытаться изобразить Бога.

Слово "не делай" стоит первым в заповеди и, бесспорно, несет ключевую смысловую нагрузку. Некоторые не согласны с этим и пытаются смягчить этот запрет, истолковывая это слово в связи со словами - "не поклоняйся и не служи". Получается примерно следующее прочтение: не делай с целью поклонения и служения. Из этого толкования следует простой вывод, что если я не собираюсь поклоняться, то могу делать. Считаю такое толкование не правомерным и спекулятивным. Если это так, то приведите хоть один пример из Библии, где какое то изображение, сделанное не с целью поклонения, Бог воспринял бы как нормальное и допустимое. Такого случая просто нет, но зато многократно встречаются тексты Писания осуждающие любые изображения. При этом интересно вспомнить случай с золотым тельцом. Евреи в пустыне во время долгого отсутствия Моисея, попросили Аарона - встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами. Аарон сделал золотого тельца. Уместен вопрос: а кем являлся золотой телец, какую роль ему определили евреи? И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. Этого идола они отождествляли с Богом. Но вот как отреагировал Господь. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой,.. скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею:..итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, Исх.32:1-10. Что вызвало гнев Господа? Неудачный образ выбрали евреи, не такой благородный? Нет! Сам факт идолопоклонства вызвал гнев Господа. Но, постойте, ведь они поклонялись через этого тельца настоящему Богу, который их вывел из Египта. И это все равно в глазах Господа явилось мерзким грехом. Так как ничего общего не имело с истинным Богом.

Вывод простой - любое изображение Бога незаконно и греховно. А поклонение изображению возникает неизбежно. Это лишь вопрос времени.

Да, между всеми тремя словами в заповеди существует связь, но она следующая: не делай и не служи. Во-первых, вообще не делай, а во-вторых, и не служи. "Не служи" несет вторичную дополнительную нагрузку, а "не делай", основную. Это легко подтвердить самим Писанием. Вот, что написано в параллельном месте. Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой; ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель. Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов [твоих], и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его, Втор.4:15-25. Как видим, это подробное наставление делается на основании слов: что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь. Во всем фрагменте только раз упоминаются слова "не служи и не поклоняйся", тогда, как запрет на изготовление изображения повторяется трижды в ст. 16,23,25. Таким образом, само изображение в попытке выразить истинного Бога запрещено категорично и является злом.

Слова "кумир и изображения" говорят о том, в каком варианте люди пытаются выразить Бога.

Слово "кумир" - это изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан. (Даль.) Кумир является трехмерным, объемным изображением. Тогда как слово "изображение" говорит о рисунке или двухмерном изображении.

"Никакого" этим заявлением указывается безусловность и универсальность запрета. Исключаются всякие художественные фантазии. Следующий подробный перечень того, чего не следует изображать, не случаен. Господь преднамеренно исключает любой прототип в тварном мире.

"Того, что" важное уточнение, исключающее спекуляции и увертки и так же усиливает запретное значение заповеди.

Бог есть дух, и как таковой Он невидим. Ин.4:24, 1Тим.1:17. Именно поэтому любое изображение Бога лишено основания. На страницах Библии встречаются антропоморфизмы, литературные приемы, где Господь представляет Себя в образе человеческого тела. Но они используются для описания, а не для того, чтобы делать вывод, что у Бога есть какая-то телесность. Истинная сущность Бога не имеет материальной составной. И этот факт делает любую попытку изображения Бога глупой и дерзкой. Осуждая изображения и следующее за ним поклонение, Господь говорит: "Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам." Ис.42:8. Итак, делая изображения и облекая невидимого и великого Господа в образ, люди покушаются на Его Славу и извращают истинное поклонение. Эта практика очень оскорбляет Самого Господа. К сожалению, о чувствах Господа мы не думаем или думаем, но не в первую очередь.

Правда, в Ветхом завете описаны случаи, когда Бог зримо и в человеческом облике являлся некоторым людям, Аврааму, Иисусу Навину, Исаии и прочим. Как это понимать?

Во-первых, эти видения предназначались для "избранных", а не для всех. Во-вторых, видения длились, как правило, непродолжительно и происходили по инициативе Самого Бога. В результате таких видений никто из них (те, кто видели) не ввел образы в свою практику почитания Бога. Тем более, у нас нет для этого повода. И самое главное - мы должны строить свою веру по заповедям Библии, а не по описанию примеров. Практика богопочитания должна строиться на заповедях "твердо держите в душах ваших", а не на опыте и субъективном мнении людей. Глупо противопоставлять иллюстрации в Библии Ее заповедям. Нормативным для нас являются заповеди.

Идолопоклонство в истории и народах принимает разные формы, и греки в этом вопросе всех благороднее - представляют божество в виде человека. Но Бог не сравнивает различные формы и образы между собой как более или менее приближенные к истине, а беспощадно отвергает любую форму и образ представляющие Его.

Выражение "не поклоняйся и не служи"- говорят более чем только о физическом действии. Конечно же, физический поклон не всегда имеет смысл религиозного преклонения. Но в данной заповеди запрещается любые действия почтения в отношении изображений. Дан.3:7. Я полагаю, что речь идет как о физических действиях, так и о мыслительных процессах. Веровать как в божество, в святыню. Относиться к кому- нибудь или к чему-нибудь с почитанием, чтить. . 4 Цар.10:18-19, Дан.19:35.

Бог "Ревнитель". И это Его реакция на духовную измену. "огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его. Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля; 60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;" Псл.77:58-60. Бог не терпит соперников. Ис.42:8. В этом слове содержиться суровое предупреждение Милосердного Бога.

А как действие заповеди распространяется на новозаветную эпоху? И все же, как быть с изображениями Христа?

Иисус действительно Бог и человек одновременно. И как человек Он имеет тело. Даже сейчас на Небе Он в Теле. Оно прославленное тело, но все же тело. Не дает ли в таком случае сам этот факт основания для изображений Христа? К этому стоит добавить и тексты Писания, где речь идет о проявлении Божественности в телесности. Ин.1:18, 14:8-10 Кол.1:15, Кол.2:8.

Ответ заключается в следующем. Заповедь имеет то же действие, что и в ветхозаветное время. В своей первой проповеди Иисус ясно заявил Свое отношение к закону. Мтф.5:17-19. Закон, о котором говорит Спаситель, это в первую очередь десять заповедей, сердцевина. Кто не согласен с таким толкованием слова закон, рекомендую внимательно изучить в каком значении используется это слово Христом. О том, что речь идет в первую очередь о десяти заповедях видно из самого контекста. Мтф.5:21-26 - заповедь не убей, ст.27-32 - не прелюбодействуй, ст. 33-37 - не лжесвидетельствуй.

10 заповедей это универсальный закон Божий. Человек им не оправдывается, но человеку предписано жить по нему. Этот закон не нравственный, а духовно-нравственный. Христос отменил действие Ветхого завета и всего ветхозаветного домостроительства, включая религиозные и церемониальные предписания, обряды, жертвы. Но 10 заповедей не отменены, за исключением четвертой заповеди о субботе. (Мтф. 5:17-20.) Декалог унифицируется в две заповеди, но не упрощается (Гал. 5:14; Рим. 13:9-10). Именно этот закон "мы утверждаем верою" (Рим. 3:31).

Ничто во всем Новом завете не отменяет действие второй заповеди. На этот счет нет нового предписания. А если нет нового предписания, то действует прежнее. В Ветхом завете запрет на любую попытку изобразить Бога, столь частый и категоричный, так что, если бы в Новом завете этот запрет был отменен, то отмена должна была прозвучать, очевидно, как, например, это произошло в случае с четвертой заповедью (заповедь о субботе). Рим.14:5-6; Кол.2:16-17; Но ничего подобного мы не находим. Вывод прост: Новый завет ничего не говорит об изображениях потому, что положение Ветхого завета по этому вопросу остается в силе.

Тексты писания: "Бог явился во плоти.., единородный Сын явил.., обитает вся полнота Божества телесно.., видевший Меня видел и Отца", говорят о чуде Богоявления через воплощения. Говорят они и о Божественности Христа и, конечно же, о том, что Бог приблизился к нам самым непосредственным образом, став человеком, не перестав быть Богом. Но в них не следует искать оправдания для изображения Христа.

Интересно и то, что Новый завет не содержит описаний внешности Иисуса. И это не случайность, а позиция, как апостолов, так и первых христиан.

У Исаии читаем о Христе - нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Ис.53:2. Внешность Господа была заурядной, обычной. Но апостолы в своих посланиях не сообщают подробности Его внешности, напротив, приучают нас смотреть на Христа в свете Его дел и Его характера. 1Петр.1:8, 1Ин.1:1-4, 2Петр.1:16-19. И Сам Господь желал, чтобы мы стремились видеть Его славу, а не Его земное уничижение (телесность). Ин.17:24.

Единственное описание Господа мы находим в Откр.1:13-15. Это мало что дающее описании. И не удивительно, ведь славу Христа нельзя передать словами. Но подойдем к этому беспристрастно и обнаружим, что это описание ничуть не похоже на изображения на наших пасхальных открытках и в детских Библиях.

Хотя по логике, и с учетом стереотипов того времени, изображения были бы уместны в среде обращенных язычников. Нетрудно смоделировать ситуацию, когда в ответ на духовную нужду паствы и для улучшения восприятия Евангелия апостолы легко могли бы создать с помощью художников изображение Иисуса с высокой точностью соответствия. И, несомненно, они бы это сделали, если бы думали об Иисусе как о праведном и уникальном учителе от Бога. Но коль скоро Иисус, более чем только великий человек, а Сам Бог во плоти, то изображать Его недопустимо в свете второй заповеди.

Боговоплощение уникально и чудесно. Мы не можем разделять личность Христа и говорить о Нем только как о Боге или только как о Человеке, пусть даже с большой буквы. Христос Богочеловек. Поэтому, изображая Его физически, мы усекаем Его сущность в целом. Самый искусный художник не сможет передать божественность Христа.

И, если признавать Иисуса только человеком является грехом, и мы называем такое мышление либерализмом, и чтить Его лишь как человека, тоже грех, то кольме паче изображения Христа. Ведь никак они не передают Его Божественности.

Иисус не передавал телесный облик Бога. В воплощении Бог самым непосредственным образом говорил и действовал. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Евр.1:1-2. Именно так осознавал Себя Сам Господь. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: Видевший Меня видел Отца; Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Ин.14:8-11.

Следует со всей трезвостью учесть и тот факт, что всякое имеющееся изображение не соответствует образу реального Христа. Кто-то скажет ну и что в этом страшного, главное, что с помощью этого изображения мы передаем дела Иисуса. Передаем наглядно историю. Позволю себе не согласиться с этим смелым и фамильярным заявлением. Если вы пришли в фото салон за своей фотографией, а вам предложили фото, на котором изображен не известный вам человек. Как вы поступите? Конечно же, вам это не понравиться и вы будете требовать свое. Но позвольте, что в этом такого страшного? Вы человек и на фотографии человек, вы мужчина и на фотографии мужчина, вы русский и он не чернокожий. Подумаешь, что у него нос другой и залысины на голове и возрастом он лет на двадцать вас постарше. Главное то идею передать. Нам не понравится не наше изображение, а почему Богу должно это нравиться?

Итак, мы видим, что у нас нет основания и необходимости в изображениях Христа. И библейски оправдать эту практику, на мой взгляд, невозможно.

 

Исторические свидетельства

На протяжении первых трех веков христиане не имели и не использовали в своем служении Богу изображения Христа и другие изображения. Все это появилось позже, и вот как это было.

Можно довольно определенно предположить, что общественные и семейные богослужения более трехсот лет после первого возвещения Евангелия были чужды религиозному поклонению картинам или каким-либо другим зримым предметам Царица Елена, мать императора Константина, была первой, которая склонила помышления христиан к позорному идолопоклонству. Рассказывают, что при своем усердном исследовании наиважнейших библейских мест она обнаружила и откопала дерево "истинного креста". Это было достаточно для намерения врагов. Привязанность человеческой натуры к зримым предметам была разбужена, пламя, зажженное однажды, быстро пожирало все, и, как неизбежное следствие этого, возникло идолопоклонство.

Со дней Константина до начала нападения арабов поклонение иконам и реликвиям постоянно возрастало Во времена Григория Великого (540 г.) в западных церквях уже процветало также и поклонение иконам. Благодаря распространению писательского и читательского искусства среди духовенства и народа, традиции поклоняться иконам приобрели небывалый размах. Картины, писанные масляными красками, статуи, памятники и другие зримые изображения священных предметов стали удобным средством, чтобы поучать народ, привлекать его к богослужению и оживлять религиозные чувства людей. У некоторых духовных хватало благоразумия рассуждать, служат ли эти изображения вспомогательными средствами для поклонения или сами эти предметы становятся средством для поклонения. Однако невежественные и суеверные прихожане, поклоняясь, будь то изображением, будь то статуей, впадают в своего рода идолопоклонство.

До конца шестого столетия идолопоклонство в восточных церквях было введено как-то формально, в течение седьмого столетия это нашло постоянно возрастающее вторжение и в западные церкви. Стало обычаем падать ниц перед, так сказать, "образами", поклоняться им, целовать их, украшать их различными драгоценными камнями, возлагать на них руки при клятвах, так же приглашать их быть свидетелями крещения.

Лев III - талантливый правитель, принял решение очистить церкви от постыдных идолов Он воображал, что, возможно, изменить или улучшить религию своих подчиненных кесарским эдиктом, потому издал эдикт в 726 году против суеверного поклонения изображениям, против постыдного злоупотребления ими, не приказав, однако уничтожить их. К своему великому раздражению и досаде, он натолкнулся на высокомерие и гордую власть папства, равно и на привязанность народа к образам. Поэтому, как только рука кесаря поднялась на народные кумиры, со всех сторон полилось бурное волнение. Этот эдикт коснулся всех классов на востоке и на западе. Особенно сильно было противостояние монахов. Лев раздраженный таким противоборством в ответ на его указ, издал второй, еще более строгий эдикт, и в нем уже приказал уничтожить иконы и фрески со стен.. Повсеместно были свергнуты священные статуи, грубыми руками сорваны изображения и иконы, на глазах фанатично возбужденной толпы они разбивались на куски, сгорали в огне. И тогда "без всякого страха, не боясь даже самой смерти, мужчины, женщины и дети кинулись на защиту своих кумиров, которые были для них дороже собственной жизни"

Ярость народная уже не имела границ, само присутствие кесаря было не в состоянии держать их в рамках.

Как в столице, так и в провинциях оказывали противоборство исполнению кесарского эдикта.

Папа Григорий II воспротивился покориться эдикту кесаря. Весь народ поклялся папе и образам защищать "святое дело", не щадя своей жизни. Монахи же, занимающиеся ремеслом изготовления икон и статуй, увидев, что их ремеслу, благодаря которому они получают богатство и влияние грозит опасность, стали агитировать против кесаря и называть его отверженным отщепенцем.

(Андрес Миллер, История христианской Церкви Том1,стр.410-420).

Папа Григорий II отвечал на письмо кесаря в высокомерном тоне, с обвинением в невежестве и богоборстве, угрожая кровавыми последствиями. В этом же письме он пытался обосновать богоугодность иконопочитания множеством нелепых с библейской точки зрения аргументов.

"Тщательное исследование посланий древности ни в коем случае не способствуют впечатлению, будто Григорий написал столько лжи в пользу поклонения образам из-за непонимания или незнания. Гораздо более очевидно, что он рассчитывал на незнание кесаря. Можно только поражаться такой наглости автора, который к тому же стоял на переднем плане христианской церкви" (там-же стр. 416)

"Ни на одном всемирном соборе ни единым словом не было поощряемо поклонение образам или почитание икон. Насквозь лживо так же и утверждение о единодушном свидетельстве отцов церкви. За исключением Григория Великого, у отцов церкви первых 6 столетий христианского летоисчисления, я нигде не нахожу упоминания почитания икон".

(Грейнвуд, том 3)

Точка в распре об иконах и образах была поставлена на Никейском соборе. Ирина, супруга сына и приемника Константина, сына Льва, честолюбивая, лукавая и гордая женщина, захватив бразды правления, решила этот вопрос. На соборе присутствовало 350 епископов. Результат собора был предопределен. Уже в самом начале собора обсуждался вопрос об отношении к иконоборцам как к еретикам. "Тарасий, ведущий собор, утверждал, что таких должно отнести к злейшим еретикам, т.к. отречение от образов равнозначно отречению от самого Господа Иисуса Христа".

(Андрес Миллер, История христианской церкви, т.1)

На соборе была признана законность образов, распятий, священной утвари, которой нужно не только отдавать почтение, но и напрямую использовать в поклонении служению Богу. Противников ожидала суровая участь - отлучение от церкви. Под шквал продолжительных аплодисментов участники собора единодушно провозгласили: "Все мы веруем, все мы утверждаем и подписываем это. Это Апостольская вера, ортодоксальная вера, вера всемирная. Мы, поклоняющиеся Триединству, почитаем иконы. Кто не делает этого, да будет проклят! Да будет проклят всяк, кто называет иконы идолами! Прокляты все, обращающиеся с таковыми, которые не почитают икон"

"Должно подчеркнуть, что это достойно внимания: первой, давшей повод к поклонению образам, была женщина, первой, вновь восстановившей поклонение образам, когда это зло было близко к истреблению, была также женщина. Елена, мать Константина Великого, была безупречна и богобоязненна, тем не менее, враг употребил ее на то, чтобы ввести реликвии как священные предметы воспоминания, которые стали превращать христианство из чистого духовного богослужения в богослужение по языческому образцу. Лукавая Ирина была орудием сатаны для восстановления и утверждения поклонения иконам".

(Андрес Миллер, История христианской церкви, т.1, стр. 420-421).

Со всей очевидностью мы видим, как безобидные на первый взгляд стремления к видимым образам прогрессируют в форму мерзкого идолопоклонства. То, что начиналось, как только признание, в конце стало объектом поклонения. Мы видим как трудно, а точнее невозможно искоренить идолопоклонство, когда оно проникло в сознание. Печальная история Израильского народа повторилась в судьбе христианской церкви. Из этого можно сделать простой, но очень важный урок: практика изображений Христа, даже не с целью поклонения, таит в себе опасность.

Другой факт. Интересно, что когда произошла Реформация, то ее лидеры были единодушны в отказе от всех изображений. Вот как выражена эта позиция в труде Жана Кальвина: "Необходимо твердо держаться следующего принципа: всякий раз, когда Бога представляют в зримом образе, то нечестиво и злонамеренно умаляют Его славу.Отсюда мы можем заключить, что любые статуи или живописные изображения, в которых мы представляем Бога, прогневляют Его именно потому, что оскорбляют Его божественное величие

Итак, мы приходим к следующему выводу: человеческий разум, будучи преисполнен гордыни и безрассудства, отваживается воображать себе Бога по собственной мерке; поскольку же он туп, и пребывает в звероподобном невежестве, то суетно мыслит вместо Бога всяческих призраков. Вдобавок ко всему, еще имеет наглое намерение выражать возникающие у него безумные фантазии о Боге во внешних формах. Поэтому дух человеческий зачинает идолов, а рука рождает их на свет. Пример Израильского народа показывает, что источник идолопоклонства именно в том, что люди совсем не верят в близость Бога, если не представляет Его себе в телесном обликеИзраильтяне прекрасно понимали, что Являвший им Свою силу в стольких чудесах есть Сам Бог. Но они не верили, что Он с ними. Они хотели собственными глазами увидеть Его телесн ый облик, который засвидетельствовал Его присутствие. Повседневный опыт показывает, что именно такова человеческая природа, она не может успокоиться, пока не найдет отвечающей ее неразумию маски или призрачного образа, чтобы утешиться им, совершая как бы, поминки по Богу. И не было от сотворения мира такого времени, когда люди, повинуясь этой безумной страсти, не воздвигали бы изображений и знаков в уверенности, что в них являет им себя сам Бог". (Наставления в христианской вере. книга1, гл.11)

Кальвин также ссылается на историю христианства, напоминая, что в первые 500 лет, когда христианство переживало расцвет в "храмах обыкновенно не было мазни".

Кальвин так же считал, что "если мы сравним различные эпохи, что целокупное достоинство тех, кто утвердил присутствие образов в храмах, во многом уступало достоинству тех, у кого не было образов. Поэтому я спрашиваю: можно ли думать, что святые отцы умышленно лишили церковь заведомо полезного и спасительного для нее? Напротив, они видели, что изображения совершенно бесполезны, более того чреваты большим злом. Поэтому они благоразумно их отвергали, вместо того, чтобы по забывчивости или беспечности их дозволить" (Наставления в христианской вере, кн. I, гл. 11).

Кальвин учил, что равно не уместным изображать Бога в какой-либо зримой форме, и поклоняться образу, потому что тем самым оскверняется божественная слава и извращается истина. Изображения Христа он так же считал неуместным.

Английские пуритане в своих трудах так же боролись против образов. Так в комментарии на вторую заповедь Томас Ватсон писал: "Бог должен быть почитаемым в нашем сердце, а не картинкой для глаз. Изображение Бога, нашего Спасителя, девы Марии является самым опасным из всех. Изображение человеческой природы Христа, не имея возможности изобразить Его божественность, является грехом, т.к. тем самым мы делаем Иисуса наполовину Христом, разделяя соединенное Богом и отбрасывая то, что делает Его Христом".

Известный слуга Божий, Джон Оуэн в своей книге " Слава Христа" писал так:

" Славу Христа мы созерцаем Верой, а не воображением! Гордые и глупые люди, имеющие смутные представления о славе Христа, не знающие ничего о настоящей природе этой славы, старались представить её в виде изображений и картин. Так изображает славу Христа католики, питая воображение и давая пищу для недуховных сердец суеверных людей. Но они заблуждаются, не зная ни Писаний, ни вечной славы Божьего Сына. Славу превознесения Христа невозможно увидеть или понять в этом мире кроме как ВЕРОЙ, которая вникает в Божественное откровение. Мы не можем созерцать славу Христа, представляя в своём воображении определённые картины человека на небесах. Мы можем видеть славу Христа, только верой и только через Писания.

Несмотря на данную благодать, Церковь в этой жизни не приспособлена для общения со Христом через непосредственное созерцание. Поэтому попытки представить славу Христа с помощью картин и изображений ЯВЛЯЮТСЯ МЕРЗОСТЬЮ.

Единственное, к чему мы готовы сейчас, - это обитание в нас и с нами Христа Его Духом. В ветхом завете слава Христа была представлена внешними установлениями. Когда Христос был на земле, Его слава была спрятана под человеческой плотью. Но сейчас, говорит Павел, " если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем" ( 2 Кор.5:16) Мы не знаем Его уже ни как в Ветхом Завете, ни как во время Его жизни на земле. Оставив землю, Христос послал Своего Духа, благодаря Которому ученики видят славу Христа лучше, чем когда Он был во плоти. Таково наше состояние сегодня.

Многие люди пытаются увидеть славу Христа через картины, распятия и изображения. Но они могут повлиять только на внешние чувства, но сердце остаётся без изменения. ОНО СТАНОВИТСЯ ДЕРЕВЯННЫМ, ПОДОБНО ЭТИМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.( Пс134:15-18) Такие люди подменяют славу Христа внешними обрядами и правилами, которые усердно соблюдают, отвергая при этом внутреннюю силу благочестия.

Тем не менее, благодаря этим попыткам увидеть славу Христа через изображения, мы узнаём, что все христиане чувствуют, что для любви ко Христу и уподобления Ему каким-то образом необходимо созерцать Его славу. Но в этом и состоит различие. Римская церковь говорит, что созерцать славу Христа можно через распятие, изображения и картины физическими глазами, тогда как мы говорим, что можем видеть славу Христа только верой в Евангелие, и никак иначе. ИЗОБРАЖЕНИЯ ТОЛЬКО ОТВРАЩАЮТ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ ОТ ХРИСТА. Они никогда не смогут удовлетворить истинно духовного человека. ИЗОБРАЖЕНИЯ НРАВЯТСЯ ТОЛЬКО ДУХОВНО МЁРТВЫМ И СУЕВЕРНЫМ ЛЮДЯМ.

такие лицемеры и ложные христиане, есть плевелы. Плевелы очень похожи на пшеницу. Некоторые, которых считают истинно верующими, из-за своей не умерщвлённой гордыни, зависти или беспечного нехристианского поведения, МИРСКОЙ ОДЕЖДЫ и схожести с миром дают повод для насмешек и издевательств. Такие верующие неугодны Богу. Через них бесчестятся Христос и Евангелие

Состояние духовного упадка и прочный духовный мир несовместимы. Так по отсутствию духовной радости и мира можно определить своё истинное состояние. Насколько гордость, эгоизм, ОБМИРЩЕНИЕ В МЫСЛЯХ И ОДЕЖДЕ, безнравственные разговоры имеют место в вашей жизни? Как трудно иногда отличить христианина и мирского человека по внешнему виду, поведению и разговорам! Многие, говорящие, что следуют за Христом, настолько ПОДРАЖАЮТ МИРУ, что их СВИДЕТЕЛЬСТВО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НИЧТО!!!!!

Вот причины бесплодности современного христианства впавшего в ОБМИРЩЕНИЕ!!!

Даже этих кратких высказываний представителей Реформации достаточно, чтобы увидеть их трезвую позицию и то, что они считали недопустимым любые изображения Христа, в каких бы то ни было целях.

Уместно напомнить нам, протестантам, что греческое слово "икона" означает "образ, изображение". Несомненно, иконам и образам в их настоящем виде в православии сегодня, прежде предшествовали упрощенные изображения и картины. Рисунки Христа в детских Библиях, на пасхальных открытках, всевозможные наклейки с Его изображением, плакаты и фильмы про Него - все это иконы, т.е. изображения.

Неужели опыт католиков и православных ничему нас не научит?

 

Логические аргументы

Изображения - это информация?

Изображения передают, несут, сообщают ту или иную информацию. Увиденный образ запечатлеется в сознании и формирует отношение. Когда мы видим фото актера из фильма Иисус, по Евангелию от Луки, то мы думаем о Христе, а не о Юрии Гагарине. Облик этого человека (актера) мы соотносим с нашим Господом. Известны случаи, когда в молитвах люди видели перед собой именно этот образ, когда обращались к Христу, или просто размышляя о Христе, в воображении всплывал именно этот образ. Кто-то скажет, ну и что здесь такого плохого? Как минимум то, что происходит необоснованное отождествление. То есть, в нашем сознании происходит наложение образа актера играющего Христа, и событий, которые происходят, на реальную Личность и реальные события. По мне, лучше никак не представлять Христа, чем представлять Его неправильно.

Скажу так, когда апостолы обращались в молитвах к Христу, в их сознании вполне вероятно возникал образ истинного Христа, так как они Его знали и видели лично. Но у нас нет, такого как у апостолов знания Христа и видения Христа. Между их опытом и нашим есть разница, и это нормально. Вот их опыт-1Ин.1:1-3, 2Петр.1:16-18, а вот наш - 1Петр.1:8. То, что дано им, не дано нам и домогаться этого неразумно.

Наличие изображений способствует идолопоклонству. Как мы увидели выше, в церкви сначала появились изображения, просто как изображения. Но постепенно отношения к ним стало меняться, и изображениям стали поклоняться. Всегда следует помнить, что в целом люди имеют склонность к идолопоклонству. По словам Томаса Ватсона природа человека склонна к идолопоклонству как сухое дерево, способно воспламеняться от небольшой искры.

Изображение рождает зрительные стереотипы; - изображение притупляет духовную способность созерцать Бога незримо (1Петра 1:8-9); - рождает суеверие, порождает идолопоклонство.

Все это нетрудно испытать. Возьмите картинку, на которой изображен Христос и порвите ее. Что вы почувствуете, делая это. Ваше чувство и будет ответом на то, что для вас значит эта картинка, и с кем и почему вы ее отождествляете?

Используя изображения Христа, мы делаем это в связи с религиозным чувством. И не нужно обманывать и себя и других, что никаких религиозных чувств или мыслей картинки у нас не вызывают. Смотря на картинки, мы думаем о Христе. Скажете, а что в этом плохого? Это сродни тому, как если мужчина смотрит на других женщин, чтобы стимулировать свои чувства к собственной жене. Или как выразился Томас Ватсон, женщина водится с чужими мужчинами, чтобы помнить о своем муже. Не странно ли, что изображения неизвестно кого побуждают нас думать о Христе и Его делах.

Изображения так же могут служить соблазном для немощных. То, что я сегодня воспринимаю правильно, моими ближними может восприниматься совсем иначе. А делать что-то на соблазн другим, это тоже грех. Апостол Павел считал необходимым для себя отказаться от вина и мяса ради того, чтобы не соблазнять ближнего. 1Кор.8:13. На сколько важнее пищи и вина обсуждаемый нами вопрос?!

Наглядность способствует обучению и восприятию?

Да, действительно, наглядно мы воспринимаем вещи лучше. Отсюда и поговорка: лучше один раз увидеть, нежели сто раз услышать. Но не все можно увидеть и не все надо показывать. Пр.20:12. Бог дал нам зрение и слух для восприятия и познания окружающего нас мира и, бесспорно, зрительную способность. Но Тот, Кто дал нам эту способность (видеть) определяет и границы ее проявления.

Изучение Бога - единственный вопрос, где преподавание должно совершаться вербально. Так заповедано Моисеем народу Израильскому Втор.6:5-7 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. Так проповедовали апостолы: О, несмысленные Галаты, кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как бы] у вас распятый? (Гал. 3:1).

В Ветхом завете изображения Бога запрещены, хотя это время образов и наглядности. Неужели в Новом завете образы стали необходимостью, хотя для этой эпохи характерно небывалое присутствие Бога через Дух Святой в каждом верующем.

Человек, склонный к изображению Божественной реальности, этим свидетельствует о неспособности созерцать Бога в Духе. Применительно к неверующим язычникам, это свидетельствует о духовном отступлении. А применительно к возрожденным христианам, это свидетельствует о притуплении духовного чувства.

Всякое изображение Христа это ничто иное, как фантазия художника, вымысел человеческий. Деян. 17:29. Они оскорбляют божественное величие Христа и унижают Его славу.

Откуда пришла практика изображений Христа?

Всякое существующее изображение Христа не является Его истинным обликом, но либо идеализацией образа (православие), или унижением (христианские комиксы). Но то и другое вымысел.

Православные и католики, оправдывая иконы, говорят со ссылкой на протоевангелия, что Сам прославленный Господь дал Свой облик. Это для них аргумент, но может ли такое заявление приниматься в расчет нами, для кого критерием суждения является Библия?

Нетрудно увидеть, что изображения Христа у протестантов очень похожи на имеющиеся у католиков. Полагаю, что мы просто заимствовали их оттуда. Заимствовали с чьей то "легкой руки".

А может быть изображение Христа и священной истории оправдано исходя из педагогических целей?

Звучит неубедительно. Оправдывая эту практику удобством и доступностью, мы рассуждаем как гуманисты, а не как христиане. В центр мы ставим человека и его удобства, а не Бога и Его славу. Ведь не Бог существует для человека, а человек существует для Бога. Священникам в Ветхом завете было бы удобно перевозить ковчег Божий на повозке, но Бог заповедал носить его на руках. Верующим в те же далекие времена было бы удобно приносить Богу жертвы, не уходя далеко от дома, но Бог повелел делать это в одном месте, в Иерусалимском храме. Можно продолжить примеры, но мысль понятна. В служении и поклонении Богу есть свои принципы и не все методы хороши.

Кто из детей просит нас изображать Христа? Если же мы сами направляем сознание детей в этом русле, так наша в этом инициатива, а не инициатива детей. Ведь дети не иначе просят нас показать им Бога, как с нашей подачи. Многие родители-христиане давно уже забыли о своей ответственности воспитывать и учить детей по учению Господнему. Для них стало вполне привычным отдавать своих детей в распоряжение телевизора и видеомагнитофона. Ведь так легко и удобно поставив кассету "Летающий дом" или сериал "Суперкнига" заниматься своими делами. Как опасны и как безответственны такие методы.

Мы полагаем, что цель оправдывает средства, но в религии это не так! Не всегда благие побуждения и рационализм угодны Богу. Пример: Саул и Амалик. Заклятие Иерихона и Ахан.

Цель не оправдывает средства. В вопросах религии и цель и средства должны соответствовать друг другу. Это имеет прямое отношение к правомочности изображений Христа.

Вводя изображения мы желаем иметь лучшие результаты, но к сожалению на практике это не так. Не методы и изображения возрождают человека и дают назидание в вере, а Святой Дух через Слово Божье. Где божественные методы подменяются или усиливаются человеческими изобретениями результатов не достичь. Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Ин.6:63.

Как следует совершать служение и поклонение Богу? Как избирать методы?

Каждый из нас, с благоговением приступая к служению учителя, должен задать себе серьезный вопрос о законности и духовной пригодности своих методов. Иак.3:1 Учить о Боге - это привилегия и, вместе с тем, ни с чем не сравнимая ответственность. Мтф.5:17-далее, 2Тим.2:15. Служение дано нам от Бога и Им же предписаны параметры, в которых оно должно совершаться. Чис.23:11-12, Иис.Нав.1:8, Иис. Нав.14:8

Условия приближения к Богу исходят от Бога. И Он ничего не забыл. Втор.12:29-32.

Нововведение ведет к размыванию Божьих границ. Такая смелая свобода таит в себе много опасностей. Мтф.15:3,8-9, 4Цар.16:10-18. Библия всегда осуждает и пресекает всякое служение не Богом санкционированное. Лев.10:1-3, 2Цар.6:3-8,

В нашем служении и в жизни мы должны стараться угодить Богу. 1Фесс.4:1, Кол.1:9-10. Но есть такое явление, как самоволие (своеволие) в служении. Кол.2:23. Так как Писание предупреждает нас на этот счет, значит, существует реальная опасность так поступать.

А угодить Богу мы можем лишь, ища Его волю, (Еф.5:10,17) познавая ее. По этому любая ценность, любая традиция должны быть удалены и решительно отвергнуты ради познания Бога и Его Славы. Пример Павла. Фил.3:4-11. Опыт, даже самый привлекательный, не может и не должен доминировать над истиной.

Конечно, использование детских Библий и других пособий протестантами нельзя назвать идолопоклонством и ставить в один ряд с православным иконопочетанием. Хотя, как было показано выше, опасность возрастания роли изображения существует. Все дело во времени.

Лично я полагаю, что практика использования изображений в протестантской среде, как это имеет место быть сегодня, может сравниться с практикой высот в Иудейской религии. Изображения Христа в нашем служении - это высоты. Для поклонения Богу существовал храм, но некоторые иудеи чтили Бога не только в храме, но и на привычных возвышенных местах. 1Цар.9:122Пар.20:32-33, 3Цар.22:43. Такая практика совмещалась с храмовым поклонением и существовала до самого вавилонского пленения. Богу было это не угодно, но Он до времени терпел и снисходил к такому искажению религии. Несомненно, у поклонников на высотах были свои аргументы в защиту своих действий. Но Богу все равно это было не угодно. Нельзя назвать протестантское использование изображений Христа идолопоклонством, но все же есть в этом что-то неправильное.

В таком смысле изображения Христа только портят саму возможность созерцать Его славу.

Как являет Себя Сам Христос?

И все же, действительно, Иисус Христос дал нам образы, при помощи которых Он являет Себя и для детей Своих и являет Себя миру в целом.

Первый из них - это заповедь хлебопреломления. Хлеб и чаша с вином вплоть до Второго пришествия Господа должны приниматься как образы Тела и Крови Его. Это святые дары, через созерцание которых и принятия верою мы воспоминаем подвиг Спасителя, Его труд искупления. Ценность этих образов в том, что дал их Сам Господь. Так просто и, вместе с тем глубоко, Он выразил в них Себя и Свою любовь к нам. Он - хлеб жизни, который питает наши души. Он - вино радости спасения и завет Божьей любви. Печально, что католики внесли искажения и в это установление Господа. Они всегда Его поправляют, будто лучше Бога знают, что Ему угодно и что Он хочет. Давайте не будем им уподобляться, и не будем путать духовное дерзновение и духовную дерзость.

Второе - это Церковь. Он назвал ее Своим телом И вы - тело Христово 1Кор.12:27,и, таким образом, зримо проявляет Себя в этом мире. Чтобы являть Христа Господа, церковь призвана быть святой, единой и преисполненной любовью. Церковь не только указывает на Христа, но и показывает Христа. Здесь уместна аналогия с детьми и родителями. По внешнему поведению детей мы можем видеть и родителей. Доктор Эванс, известный пастор в США, автор книги "Как управлять семьей в неуправляемом мире", рассказывает в своей книге о том как его отец всем детям в семье прививал правильный взгляд на семью. Перед уходом из дома любого из детей он окликал его и говорил: "сынок помни, что ты Эванс". Так отец приучал их думать, что их поведение вне дома свидетельствует окружающим обо всей семье. Так и жизнь церкви свидетельство миру о Христе. О настоящем Христе, а не о рисунке.

 

Заключение

Из всего вышесказанного видно, что оснований для изображений Христа, с точки зрения Библии, нет. Образ Иисуса рисует перед нами Божье Слово. Это Слово не уделяет совсем никакого места внешности Иисуса, но в полноте раскрывает Его характер в делах, словах и поступках. Нужно видеть Христа взором духовным и не пытаться представить себе Его в каком-то изображении. То, что Христос жил на земле в теле, и многие люди Его видели, не является поводом к тому, что бы Его изображать. Иисус молился к Отцу и просил о том, чтобы мы (верующие в Него) видели Его славу. Тот день настанет, когда мы увидим Его таким, какой Он есть на самом деле. А пока следует хранить свою веру неповрежденной и свободной от всякой мирской философии и самовольного служения.

Потеряем ли мы что-то важное, отказавшись от изображений Христа? Я думаю, что нет. Напротив, избавимся от фамильярности и зрительных стереотипов.

Что нам мешает не использовать изображения? Наша привычка и наша, годами сформировавшаяся, практика. А еще боязнь последствий и никому не нужный резонанс в Церкви.

Каждый в ответе за свои действия. И да поможет нам Бог жить в свете Его Истины.

Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое. Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям. 2Кор.5:10-11.

Литвинов Александр Владимирович,
пресвитер Шелеховской церкви ЕХБ

В Читальню / На Главную страницу