И. Попов

В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ «ДВИЖЕНИЯ ВЕРЫ»?

 

"В чем опасность движения веры?". С таким вопросом все больше верующих подходит к служителям евангельских церквей. Сегодня, как никогда, этот вопрос актуален для наших церквей. Экспансия "Движения веры" или харизматического движения все более наступает на евангельские церкви, заставляя нас самих знать четкий ответ на конкретный вопрос: "В чем опасность Движения веры?"

Истоки этого движения имеют несколько корней и уходят в древние языческие культы. В частности феномен "глоссолалии" (или "говорения на иных языках", как его называют харизматы) известен с древности и является непременной принадлежностью древних языческих экстатических культов. Но все же феномен "Движения веры" берет свое начало с начала XX века. Основа этого движения, известная как "теология процветания" восходит в псевдохристианскому оккультному направлению "New Thought", популярному в США в первой половине XIX века. Это движение породило такие секты, как "Религиозная наука", "Христианская наука" и "Христианская школа единства".

Основателем "New Throught" был известный экстрасенс и целитель Финеас Паркхерст Куимби (1802-1866). Основной идеей его учения было, что человек способен творить свою собственную реальность посредством силы позитивного мышления (исповедания). Нужно нарисовать в своем воображении образ здоровья и богатства, а затем утверждать или исповедовать его устами, чтобы неосязаемый образ мог воплотиться в осязаемую реальность.

Отцом современного "Движения веры" можно назвать Эссека Уильяма Кеньона (1867-1948) - известного американского проповедника - оккультиста, также испытавшего на себе огромное влияние "Христианской науки" и "Христианской школы единства". Многие популярные фразы, которые можно слышать сегодня из уст проповедников - харизматов, были пущены в обращение Кеньоном. Лидерами современного харизматического движения по праву являются проповедники Кеннет Хейгин, Кеннет Коупленд, Бени Хинн и Ульф Экман.

На современное "богословие" харизматов оказали влияние и другие еретические учения. Часть учения харизматов была взята из учения американского неопятидесятнического проповедника Уильяма Бранхайма. Пожалуй трудно найти такое учение, в котором было бы собрано столько ересей, как в учении Бранхайма. С самого раннего возраста он отрицал христианский догмат о Троице. Вот его слова по этому поводу: "Вера в Троицу - от дьявола! Я заявляю, что так говорит Господь!" Он заявлял, что каждый верующий крещенный в соответствии с формулой Триединства, должен быть крещен заново "во имя Господа Иисуса Христа". Он также утверждал, что ад не вечен и что сатана и грешники в конце концов будут уничтожены. Он говорил, что коридоры Великой Пирамиды и двенадцать знаков Зодиака тоже являются "божьим откровением", как Библия. Бранхайм утверждал, что стриженные женщиной волосы могут служить поводом для развода, что дети еще не появившиеся на свет не являются живыми людьми до момента своего первого вздоха. Он также утверждал, что Иисус Христос в своей земной жизни был Сыном человеческим, а не Сыном Божьим. Бранхайм учил, что Иисус стал сыном Бога (т.е. Духом Святым, как он утверждал) после своего вознесения на небеса. В конце концов он возомнил себя Илией, который явился "навести порядок" в современной церкви перед при ходом Иисуса Христа. Он также впервые проповедовал о языческом учении "произнесенного слова" или "позитивного исповедания", которое использует современное "Движение веры", когда слова, сказанные человеком "материализуются" в его жизни. Современные учителя "веры" позаимствовали это учение Бранхайма. Например, Хэйгин прямо называет его "пророком божьим". Харизматический проповедник и "учитель" Роберте Лиардон включил его в свою книгу "Божьи генералы". Так что даже истоки харизматического движения нельзя назвать христианскими или библейскими.

В чем же состоит суть учения "Движения веры"? На это вопрос я постараюсь ответить ниже.

Харизматические учение отличает, прежде всего, огромная тяга к сверхъестественным переживаниям и опытам. Многочисленные "пророчества" и "видения" непосредственный спутник харизматов. Их многочисленные "схождения в ад", "восхищения до третьего неба" обычная практика в харизматических общинах. Об этих явлениях можно в обилии прочитать в харизматической литературе, обильно наводнившей прилавки христианских книжных магазинов. Например, Хейгин описывает в своей книге "Я отправился в ад"(1989), что он был в аду, но вдруг к нему обратился "глас с неба" и он был восхищен из ада прямо в Техас: "Я материализовался у спинки кровати в южной спальне дома № 405 по улице Норт-Колледж в г. Маккини, Техас".

Второй отличительной чертой учения "Движения веры" является учение о "власти верующего". Как считают харизматы, духовный мир управляется и функционирует согласно определенным законам, знание которых может дать в руки верующему огромную силу. Главное - познать эти законы, и тогда мы сможем при помощи их манипулировать высшими силами. Хейгин заявляет: "Раньше меня раздражало, когда я видел, что неспасенные люди добиваются результатов, а члены моей церкви - не добиваются. Но потом меня осенило, и я понял, что делают грешники: они сотрудничают с этим законом Бога - законом веры". Фактически харизматы сводят веру к неким магическим законам, которые выявляют их оккультный корень.

Отсюда они обосновывают свое основное учение, являющееся платформой всего движения - "Теологию процветания". Согласно ей, Бог "повязан" законом", который заставляет Его передавать магическую власть людям. Идеологи "теологии" считают, что Иисус делегировал Свою власть христианам и они ей обладают в полной мере так же, как и Он и даже больше Его. Харизматы считают, что христианин должен не только возрастать, но и процветать во всех областях жизни. Истинный христианин должен быть богатым, здоровым, процветающим и счастливым. Если человек таковым не является, то это явное доказательство неистинности его христианства. Всякая болезнь рассматривается ими как духовная проблема или грех, в которых христианин должен покаяться и продолжать "процветать". Никакие рациональные объяснения болезней и ,- несчастий ими не принимаются.

Третьей чертой учения "Движения веры" является учение о "малых богах". Харизматы утверждают, что после обращения природа человека меняется с сатанинской (коей, как они говорят, обладает человек от рождения) на Божественную. То есть по сути человек становится "маленьким богом", обладая природой Христа и имея возможность совершать то, что может совершать только Христос. Более того, некоторые проповедники утверждают, что Иисус уже никакой властью реально не обладает, так как Он отдал эту власть верующим, и они могут, как им заблагорассудится, распоряжаться ею. Они также утверждают, что Иисус духовно умер на кресте и приобрел природу сатаны. Кеннет Коупленд богохульно называет Бога величай шим неудачником всех времен и провозглашает, что "сатана победил Иисуса на кресте". Эта теория заимствована из трудов упоминавшегося уже Э.У. Кеньона.

Четвертой отличительной чертой "Движения веры" является учение о "позитивном исповедании", Одним из родоначальников этого учения является, уже упоминавшийся выше, Уильям Бранхайм. Харизматы считают, что умелое использование устного слова действеннее молитвы. Слово, сказанное с верой в Творца и доверием Ему как Отцу, должно заставить Бога немедленно исполнить просимое. Это убеждение лежит в основании принципа молитвы, названного так:

"Назови - потребуй - получай" ("Name it - claim it - get it"). Иными словами, нужно определить, что ты хочешь, верно сформулировать свое желание, потребовать это у Бога и пошире раскрыть карман.

Пятый принцип учения носит название "теокария". Это учение о безраздельной власти пастора, когда он может манипулировать своими прихожанами. "Духовными" христианами называются только те, которые встают в пять утра на молитву (это минимум) и ложатся после двенадцати вечера, после всех служений в церкви. Пастор имеет право контролировать доходы прихожан, проверяя их десятину и накладывая взыскания в виде работы в собственном пасторском доме прихожан и т.д. То есть личность полностью контролируется и манипулируется с помощью власти пастора и его "духовного авторитета". Важную роль играют так называемые "пророки" или "пророческие сосуды" и сами "пророчества". Они указывают верующим, что делать в той или иной ситуации, сколько денег отдать пастору на его служение, и в каком грехе еще покаяться. С помощью этих "сосудов" происходит манипулирование сознанием и даже гипнотическая зависимость членов церкви от ее лидеров.

Шестая черта их учения носит название "Торонтское благословение" и является также важным аспектом харизматической "догматики". Оно носит название города, в котором эти явления впервые появились и получили массовое распространение. Очень часто это явление сводят к "духовным падениям" и "святому смеху". Но мне кажется, что само явление и его корни гораздо глубже.

Харизматы учат, что присутствие Бога можно почувствовать через физические проявления и эмоциональные экстазы. Все отношения с Богом там сводятся к физическим ощущениям, эмоциональным и психическим экстатическим состояниям, когда человек не контролирует себя и зачастую даже не помнит, что с ним происходило. Зато он хорошо помнит, что ему сказал "бог", иногда это совершенно дикие, похожие на шизофренический бред, вещи. Эти ощущения становятся для харизматов своеобразным наркотиком и даже испытывают "ломки", если они исчезают. Человек, потерявший такую "взаимосвязь с богом" впадает в длительное депрессии, которые часто заканчиваются либо больничной палатой психиатрического отделения, либо заканчивают жизнь самоубийством от того, что Бог "покинул их" или "они потеряли спасение". Мне рассказали случай с одним служителем харизматической церкви, который "дал обет Богу" и по неисполнении с его стороны этого обета положил руку под идущий поезд, в результате чего остался без руки.

Из всего вышесказанного можно заключить о крайней опасности "Движения веры". Это лжеучение, которое все больше распространяется в мире, проникая в евангельские церкви и оказывая негативное влияние, как на духовное, так и на психическое состояние верующих.

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки