"Не будем оставлять собрания своего..."
Мысль о том, что Церковь Христова в конце концов должна погибнуть в духовном смысле, впервые русскоязычные христиане узнали из серии радиопередач Герольда Кэмпинга, известных под вполне безобидным названием «Семейное радио». При этом в отличие от экуменистов, считающих, что Истинную Церковь Божию просто невозможно узнать, этот зарубежный радиопроповедник, опираясь на сомнительую трактовку некоторых текстов Писания, выдвинул идею о духовной смерти Церкви.
О временной сущности Истинной Церкви Божьей Герольд Кэмпинг пишет в своей книге «Бог начинает судить Церковь», написанной в 1992 году, следующее: «Сам Бог образовал Новозаветные церкви. Они существовали во всем мире. Но мы видели, что уже при их создании, Бог предвидел, что они станут на путь духовного прелюбодеяния. Семя духовного блуда присутствовало в них точно также, как оно присутствовало в народе Израильском. Бог предвидел, что этот народ пойдет против Его воли, и это действительно случилось; то же самое должно произойти и с Новозаветными церквами. Согласно Библии, это отступление от истины будет особенно характерно для тех общин, которые будут существовать перед самым концом мира».
При этом автор, не постеснявшийся принять на себя роль могильщика Церкви Божьей, уподобляет последние дни Церкви судьбе Древнего Израиля: «Бог предупреждал Ветхозаветную церковь, то есть народ Израильский, Он также предупреждает и каждую Новозаветную церковь, что с ней случится, если она станет неверной. Бог заявляет, что Он сдвинет с места ее светильник и отвергнет ее. Он совершит над ней нечто ужасное и уничтожит ее, также как Он сделал это с Ветхозаветной церковью, народом Израильским» (там же). К счастью, сравнение ветхозаветного народа Божьего с новозаветной Церковью, которое делает Кэмпинг, не выдерживает никакой критики.
Действительно, ветхозаветный Израиль переживал постепенный духовный упадок и должен был разделить судьбу прообраза Церкви, однако сама Церковь Христова получили иную природу, которую мы связываем с обладанием Божественной благодати, недоступной Израилю ни библейскому, ни современному. Если Израиль в библейские времена поэтапно отпадал от Бога во всех своих лучших представителях (цари, священники, пророки), то Церковь возглавлялась совершенным Царем, Священником и Пророком, имя которому Иисус Христос. Этому главе Церкви не грозить духовная смерть, как и всем, кто признает Его над собой главенство. Итак, Церковь нисколько не похожа на Израиль в силу непреходящей власти своего Небесного Главы. Именно Иисусу Христу принадлежат слова: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), поскольку она утверждается на вере Петра в значительно «лучшие обетования».
Боговдохновенный автор Послания к евреям пишет о непреходящем значении Нового Завета следующее: «Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому» (Евр. 8:7). Следовательно, второй завет не имеет недостатка. Далее эта мысль продолжается: «Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8:13). Все новозаветные авторы понимали новозаветную Церковь как нечто кардинально отличное от ветхозаветного Израиля и не поддающееся «ветхости» или старению.
Все это указывает на то, что Церковь Христа как Его Тело будет хранима Богом в целостности до последних дней вплоть до встречи с Господом на небесах. Да, она повергнется разделениям, да, она будет испытывать скорби, да, она переживет большие испытания, но она сохранит свои одежды в непорочности. «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:13-14).
Священнику Захарии было предсказано о рождении Иоанна Крестителя, который «предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:17). Разумеется, Иоанн Креститель приготовил Божий народ ко встрече с Господом. Это же случится и в последние дни (Мал. 4:5-6). То, чем был Первый Приход Христа для «верного остатка» Израиля, будет Его второй приход для верных чад Его Церкви. Слово «остаток» говорит о меньшинстве, но не о гибели Церкви. Поэтому как «верный остаток» ветхозаветного Израиля все же был Истинным Израилем, как и верный остаток новозаветной Церкви останется Истинной Церковью.
Библия не предоставляет нам иной возможности понимания будущей судьбы Церкви Божьей, как в виде ее внутреннего очищения и освящения, делающих ее готовой к Приходу Небесного Жениха (Мф. 25:10). Иначе к чему тогда все призывы Писания к готовности ко встрече с Господом? Следовательно, Божью Церковь необходимо отличать от лжецеркви или Вавилонской блудницы, которая будет представлять собой смесь политики, религии и коммерции. Признание этого различия позволяет нам заключить, что вместо с ростом беззакония и отступления в лжецеркви, Церковь Христова будет только крепнуть и усиливаться, хотя и перенося испытания от Господа и преследования от власть имущих: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22:11). Таким образом ложная и истинная церкви будут развиваться параллельно, так что первая не сменит и не поглотит вторую.
Кэмпинг же пишет о том, что «конце эпохи Нового Завета настанет время Божьего Суда над церковью, в наказание за то, что почти все церкви начнут все больше увлекаться ложными учениями, а спасаемых будет все меньше и меньше». Не желая видеть в Церкви Божьей верный остаток, автор этих слов весьма самонадеянно заявляет: «Библия неоднократно предсказывает о наступлении времени, когда в церкви усилится влияние зла и когда это начнет исполняться, Бог предпримет ответные меры. Он ослепит церковь. Он пошлет ей дух заблуждения, чтобы побудить ее членов верить лжи. Он начнет лишать эту церковь истины». Какое же это имеет отношение к подлинной Церкви Божьей? Бог осудить лишь отступников, которых уже никак нельзя считать истинными верующими в силу самого факта из отступления.
Конечно, «некоторые» люди, как это было и всегда, окажутся увлеченными различными заблуждениями (Иак. 4:4; 1 Тим. 4:1-2). Но духовно бодрствующие христиане смогут устоять в этих искушениях, потому что Сам Бог гарантирует им это устояние. «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).
Следовательно, Церковь Божья устоит в последних испытаниях, постигших всю Вселенную вопреки тому, о чем заявляет Кэмпинг, что Божьи «отношения с Ветхозаветным Израилем предвосхищают Его отношения с Новозаветной церковью». Господь предостерегает от христиан от падений, в которых оказался ветхозаветный Израиль, вовсе не потому, что конец Церкви будет столь печален, как и конец Израиля. К Церкви Христовой последних дней будет снова применимы слова Павла: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2 Кор. 4:8-9). Весьма ошибочно путать суды Божьи над Церковью, с судом над миром, от которого она будет избавлена: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (Откр. 12:6). В этой апокалиптической «пустыне» ей будет предоставлен кров, какой имел Илия во время голода, Израиль во время десяти казней египетских или Ной во время потопа.
Если и должен Бог судить Свою Церковь, то ни в коем случае не судом осуждения, а судом исправления: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12:7). Суд осуждения ждет лишь отступническую лжецерковь, но не истинных детей Божьих, хранящих себя от зла этого мира. Конечно, Церковь очистит свои ряды в допущенных ей Богом испытаниях, однако выйдет из их «годины» еще более чистой, чем была. Глядя на грядущие Божьи суды над миром, она будет помнить драгоценные обетования своего духовного Главы: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28).
Истинную Церковь Бога, Которую Христос приобрел столь дорогой ценой, Он никогда не подвергнет «ослеплению», «отнятию истины», «отвержению» или «разрушению», о которых говорит Кэмпинг. Все это ожидает Церковь отступническую, которая только «делает вид благочестия», но Божьей силы не имеет (2 Тим. 3:5). Не случайно, Павел призывает истинных христиан «от таких удаляться», т.е. отделяться или сохранять в чистоте Подлинную Церковь Христову.
Однако от одном признаке духовного разложения, по Кэмпингу, на следует поговорить более подробно. Могильщик Божьей церкви выражает его так: «Закон Божий изменен и в том, что широко распространяется учение, согласно которого спасение зависит не только от благодати Божьей. Во многих деноминациях учат, что Бог предусмотрел спасение всех людей, и поэтому оно зависит от индивидуального решения каждого человека, то есть принять или отвергнуть спасение зависит от решения человеческой воли. Спасение, согласно их понимания, является сочетанием дела, совершенного Христом на кресте и желания человека, то есть спасение зависит от обоих».
По приведенной цитате видно, что автор этих строк – убежденный кальвинист, не замечающий в Писании элемента взаимодействия заслуженной исключительно Христом на кресте благодати и той воли человека, у которой она ищет отклика. Он не почему-то не может различить основание спасения, находящегося в исключительной власти Бога, от его условий, требуемых Богом от каждого грешника, хотя и не на пути заслуг. Хотя в правовом отношении человек является беспомощным грешником, в моральном он – личность, способная нуждаться в спасении. Вот эти пустые руки, но поднятые к небу руки, Бог и ожидает увидеть в грешнике.
Очень важно отметить, что взаимодействия Бога и человека осуществляется не во внешних поступках человека, а во внутренних его убеждениях и желаниях (Рим. 7:14-24). «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» (Евр. 6:7-8).
Конечный результат т.о. зависит как от попадания семени Слова Божьего в сердце человека, так и от состояния последнего: «Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр. 4:2). Если человек закроет свое сердце, Божья благодать не станет его принуждать к спасению: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47). Между тем она будет продолжать призывать его к покаянию: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Таким образом Божья благодать взаимодействует с волей человека, результатом чего становится появление новой жизни во Христе.
Только условностью предложения и пребывания в спасении конкретного человека можно объяснить описанные в Библии случаи отпадения от благодати, веры и Бога (1 Цар. 10:1 (ср. 1 Цар. 9:16,17); 3 Цар. 11:4,9-10 (ср. 1 Пар. 28:9); Иер. 17:13; Иез. 18:24,26; 33:18; Мф. 10:33; 13:11-15,21; Мк. 4:17; 14:21; Лк. 8:9,10,13; 15:24; 22:32; Ин. 16:1; Иак. 4:4; 2 Пет. 2:1; 1 Ин. 2:15; Рим. 11:20-23; 1 Кор. 6:9-10; 8:11; 15:2; Гал. 5:21; Кол. 2:6-8; 1 Фес. 3:2-5; 1 Тим. 3:6; 2 Тим. 4:10 (ср. Кол. 4:14; Флм. 1:24); Евр. 6:12; 10:26-27). Благодать Бога, встречаясь с упорным и сознательным сопротивлением человека, предоставляет ему возможность отвергнуть спасительный призыв и Божьи усилия по его спасению (Иов. 37:23; Мф. 18:33-34; 21:43; 22:12-13; 23:37; Мк. 10:21; Лк. 4:28-29 (ср. 4:22); 8:13; 9:53; Ин. 5:40; 6:67; 8:46; 10:36; 15:5-6; Деян. 14:6-20; 26:19; Иуд. 4-6; Рим. 8:13; 10:16; 1 Кор. 10:1-12; Гал. 5:13; Кол. 1:23; Евр. 4:2; 6:6-8; Откр. 3:20). Таким образом Библия свидетельствует о взаимодействии Божьих способностей и человеческих желаний в вопросе спасения (Мф. 25:29; Мк. 16:20; Лк. 17:5-6; 2 Пет. 1:5,8; Рим. 1:10; 8:26; 1 Кор. 10:13; 2 Кор. 1:10-11; 9:10; Флп. 1:19). Отрицание же условного характера спасения или получения Божественной благодати неизбежно приводит к недопустимому выводу о том, что Бог является подлинной причиной греха и зла в мире ангельском и человеческом.
Кэмпинг даже отрицает истину об универсальности искупления Иисуса Христа, идущей в разрез с кальвинистским представлением о безусловном предопределении и избрании. Между тем он снова упорно не видит того, что написано в Слове Божьей со всей ясностью и определенностью:
«Бог не желает погубить душу, и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2 Цар. 14:14).
«Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь - и живите!» (Иез. 18:32; 33:11).
«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30).
«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1).
«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).
«Он (Иисус Христос) есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2).
«Посему, как преступлением одного (Адама) всем человекам осуждение, так правдою одного (Христа) всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5:17, 18).
«... (Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех...» (1 Тим. 2:4-6).
«...Уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4:10).
«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Гит. 2:11).
Как возможно быть уверенным в Божьей порядочности, если Бог предлагает спасение всем грешникам, но в действительности намерен спасти лишь часть из них? Безусловное избрание к спасению противоречит универсальному характеру Его искупления. Избрание носит безусловный характер лишь в вопросах служения, а не спасения.
Кэмпинг не сумел разглядеть в Библии и учение о непринудительности Божественной благодати: Иов. 37:23; Мф. 23:37; Ин. 5:40; 6:67; 15:5-6; Деян. 7.51; Иуд. 4-6; 2 Пет. 2:1; Рим. 8:13; 11:20-23; 1 Кор. 10:1-12; Евр. 4:2; 6:7-8.
«Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли. Если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрёт вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1:19,20).
«Иерусалим... сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» {Мф. 23:37).
«Они не послушали и не приклонили уха своего, и жили, по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицом» (Иер. 7:24).
«Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному... Я звал - и вы не отвечали, говорил - и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне» (Ис. 65:2, 12; 66:4).
«Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Яне погубил ее, но не нашел» (Иез. 22:30).
Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (Ин. 6: 70-71).
Иисус Христос, позвал следовать за Собой богатого юношу, которого Он полюбил, но несмотря на это он «отошёл с печалью, потому что у него было большое имение» (Мк. 10:21-22).
«Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:40).
«и не хотели придти», «пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою...» (Мф. 22:2-14; Лк. 14:16-24).
«Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его...» (Рим. 2:5-6).
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
Господь «знает» не только верных, но и отступников (Быт. 18:21; Исх. 3:19; 2 Пет. 2:9), следовательно Его предузнание и предопределение (Рим. 8:29) имеют не абсолютный, а условный характер. Бог избирает к какому-то поручению обычно смиренных и осознающих свою зависимость от Него людей (Пс. 36:11; 39:5; 149:4; Притч. 15:33; 21:4; 29:23).
Благодать, по своему определению, есть незаслуженный дар, а дар не совместим с принуждением. Внутреннее принуждение к спасению в кальвинизме по сути является гипнотическим наваждением или подменой волеизъявления человеческой личности действием Божьей воли или уничтожением его индивидуальной воли. Так что кальвинистские представления о спасении не согласуются с библейскими данными.
Отсюда у Кэмпинга и превратное представление о характере испорченности природы человека «первородным грехом». Апостол Павел четко разъясняет этот вопрос: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим. 7:18). На частичное исполнение воли Божьей способны даже грешники: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят» (Лк. 6:32). По этой причине в арминианстве – богословии, альтернативном кальвизму – признается частичная испорченность человеческой природы (Втор. 30:11-14; Ис. 55:6-7; Иер. 4:1; Мк. 9:23-24; Ин. 7:17; Иак. 4:8; Рим. 2:15; 6:17; 2 Кор. 6:1; Откр. 3:20). Свобода воли грешника реализуется не только во зле. Он способен к добру в области своих убеждений и намерений.
Поскольку свобода воли не уничтожена в грешнике полностью, к нему Бог обращается как к ответственному существу, несмотря на его греховность.
«У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7).
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
От человека ожидается согласие воспользоваться Божественной помощью (Ис. 45:22; Иер. 33:3; Иез. 18:30; Иоил. 2:12-14; Зах. 1:3; Мал. 3:7; Иак. 4:7-10). Поскольку свобода воли падшего человека в определенных пределах не прекратила своего существования (Быт. 4:7; Деян. 5:4; 1 Кор. 6:12; 7:36; 9:17; 2 Кор. 8:17; Кол. 2:18, 23; Флм. 1:14; Евр. 10:23; 12:10) имело смысл обещать ему спасение. Мертвецов не спасают, а хоронят.
Предварительная благодать готовит всех людей к принятию спасения (Ин. 6:44; Рим. 2:4; Флп. 2:13), поэтому она имеет безусловный и всеобщий характер.
«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9).
«Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27).
«Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Рим. 10:17-18).
Она в отличие от особой благодати имеет меньшее влияние на грешника, делая его способным принять дар спасения, но, разумеется, не заслужить его. Особая благодать, которая предоставляет уверовавшему спасение, преодолевает не часть, а все последствия "первородного греха" (Рим. 6:14; 8:2, 10). Если предварительная благодать безусловна и не зависит ни от вины, ни от заслуг грешника, то получение особой благодати возможно на условии согласия самого человека принять ее в дар (Кол. 1:22-23; Евр. 2:1; 4:2).
Фактически предшествующая благодать преодолевает слабость воли человека, пробуждая ее от духовного паралича и невежества, и таким образом делает его способным принять спасение верой и покаянием (Мф. 23:37; Лк. 13:1-7; Ин. 5:40; 6:67; Деян. 13:46). Поскольку эта всеобщая благодать подготавливает сознание человека к признанию его личной греховности и к необходимости искать спасение, Бог ожидает от него определенного ответа на Свое приглашение спастись (см. Мф. 23:37; Ин. 5:40; 2 Кор. 4:2; Гал. 6:10; 1 Тим. 4:10: Евр. 3:7-8; 4:2; 5:9). Иными словами, Бог рассчитывает на поиск грешником возможности спасения и познания Своей воли, поэтому и призывает его к этому (Втор. 4:29; Пс. 26:8; Ис. 45:19; Иер. 29:13-14; Лк. 11:2-13; Деян. 17:27).
Если бы "первородный грех" уничтожил свободу воли в человеческой природе, тогда цель ее сотворения была бы недостигнута, и Бог оказался бы в проигрыше, заранее не обеспечив условий достижения этой цели. Если грешник неспособен покаяться и верить, требовать от него их проявления (Мф. 23:37; Лк. 13:1-7; Ин. 5:40; 6:67; Деян. 13:46) бессмысленно. Это также ставит под сомнение Божью порядочность, поскольку получение спасения зависит исключительно от Бога.
В арминианском богословии гарантии спасения обратимы и условны:
«Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13).
«Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2 Тим. 2:12).
Получение спасения обусловлено постоянно действующими условиями: покаянием и верой (Мк. 1:15; Деян. 17:30; 20:20-21; Евр. 11:6). Условность спасения предполагает свободное их принятие человеком или оставление.
На тех же условиях, на которых человек принял спасение, он может его и лишиться. Таким образом причина отпадения христианина, как и упорного отвержения вести спасения неверующим человеком, находится не в Боге, а в людях. В этом смысле верующий и неверующий люди равны в своей ответственности.
«То придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Лк. 12:46).
Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1 Тим. 3:6).
Так называемая «безопасность» верующего обусловлена его верностью условиям спасения (2 Пет. 2:20-22; Рим. 11:22; Евр. 10:26-29) и касается лишь внешней защиты от сатаны, мира и плоти (Ин. 10:28-29; 1 Пет. 1:5; Рим. 8:38; 1 Кор. 1:8-9). Если спасительные отношения нарушаются, христианин может отпасть от благодати (Лк. 8:13; Деян. 1:25; Иак. 5:19-20; 2 Пет. 2:15; 3:17; Рим. 11:22; 2 Кор. 11:3; Гал. 5:4; Кол. 1:23; 1 Тим. 1:6, 19; 4:1; 6:10; 2 Тим. 2:18; Евр. 2:1; 3:12; 6:6; Откр. 2:4-5). Бог терпит сознательное сопротивление Своей воли не бесконечно (Быт. 15:16; Иер. 5:28; Дан. 8:23; Мф. 23:32; 1 Фес. 2:16), однако некоторые отпадения могут быть и временными: «Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:24; см. Самсон в Евр. 11:32).
Со стороны Бога всё сделано, чтобы ни при каких условиях отступления не произошло. В том, что Он верен Своим обещаниям, силен их исполнить и никогда не передумает, мы можем и должны быть абсолютно уверены. Единственная опасность в вопросе гарантий нашего спасения – наша собственная воля. Потерять спасение нельзя, отказаться же от него можно путем нового решения свободной воли. Вечная жизнь не перестанет оставаться вечной, после того как люди сами себя сделали недостойными ее (Деян. 13:45-46).
Проблемность позиции кальвинизма в вопросе безусловности спасения состоит в том, что сохранять гарантии спасения при наличии греховного поведения христианина не соответствует моральной природе Бога. Бог не обязан приводить в небо грешников, не проявляющих повиновения Его воле. Бог не может гарантировать неприкосновенность лиц, отступивших от Него и позорящих Его Имя своей греховной жизнью. В этом вопросе Кэмпинг даже противоречит своему же тезису о необходимости суда Божьего над отступниками.
Таким образом то, в чем обвиняет истинных христиан Кэмпинг, на поверку является самой откровенной ересью. Удивляет та слепота, которая препятствует этому автору и радиопроповеднику, читать Библию непредвзято. Он продолжает упорствовать в своем заблуждении, призывая верующих покидать свои церкви и служить Богу в полной изоляции или в малых группах, не имеющих собственного здания. Это учение чревато очень пагубными последствиями, лишая верующих призвания всячески поддерживать друг друга в пути следования за Господом. Это учение пытается снять с них бремя ответственности друг за друга, освободить от обязанности помогать друг другу и славить Господа совместно. Это учение охлаждает желание истинных христиан наставлять на истинный путь случайно попавших в сети лжецеркви людей. Это учение пытается лишить церковь ее вероисповедного лица и видимого представительства в этом мире. Фактически, оно обезличивает христианство, делая его доктринальное и фактическое присутствие в мире размытым и неопределенным.
В кэмпинговской разрозненной церкви никого не призывают к совместному труду, никого не дисциплинируют, никого не обличают во свете библейской истины. Это учение искажает общинную сущность церкви, содержащейся в греческом слове «экклезиа». Библейское выражение «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20) означает то, что Церковь Божья начинается там, где собраны во имя Христа два или три человека, в отличие от иудейских десяти человек, без полного числа которых невозможно было начинать собрание (ср. Деян. 1:16; 6:5; 15:12). Между тем Слово Божье предостерегает нас от еретического учения Кэмпинга следующими словами: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:25).
Таковы краткие выводы об опасности учения Герольда Кэмпинга, чьи убеждения мы здесь подвергли библейскому анализу. Действительно, Церковь Божья состоит из верующих людей, принадлежащих различным (но, конечно, не всем) христианским деноминациям, однако из этого нельзя делать опасный вывод, что верующий не должен принадлежать к конкретной поместной церкви, несущей весть спасения в вверенном ей Богом регионе. Конечно, и Истинная Церковь способна ошибаться, но она неизбежно встает после этих падений, чего нельзя сказать о лжецеркви. Когда сатана просил сеять верующих «как пшеницу», т.е. в некотором отдалении друг от друга, Бог предусмотрел, чтобы их вера вопреки падениям не исчезла, но еще более окрепла.
Нам нет нужды защищать духовный авторитет Церкви Христовой в последнее время, поскольку за нею стоит Сам ее Основатель – Иисус Христос. Да, Истинная Церковь так и останется в меньшинстве, но это будет истинное меньшинство, никогда не переходящее в полное ничто. Отличительная черта народа Божьего – повиновение Слову Божию и принесении плодов Духа Святого. Его составляют те, «которые с Ним» и которые «суть званые и избранные и верные» (Откр. 17:14). Там же, где действует сила Воскресшего Христа, там не может быть смерти. А значит, усилия таких могильщиков Церкви как Кэмпинг, напрасны.
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки