Ю. Ф. Куксенко

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И БРАТСТВО ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ

(Отрывок из интервью. В сокращении)

Скачать Word 97 (WinZip)

У нас есть вопрос: как нам смотреть на экуменическое движение в мире? Сейчас модно обвинять официальные региональные союзы ЕХБ в СНГ и зарегистрированные церкви в экуменизме. Как правильно защищаться от этих нападок?

Прежде чем ответить на этот вопрос, надо вначале разобраться в значении этого слова "экуменизм", а потом говорить, причастны или не причастны те или иные церкви или союзы ЕХБ к этому движению.

Если обратиться к Словарю иностранных слов, то он объясняет это слово так: "Экуменизм, это современное движение различных, главным образом протестантских церквей, ставящих целью создание всемирного (вселенского) объединения церквей".

Экуменизм, это есть объединение всех существующих христианских церквей. Этому движению уже более двухсот лет. Сначала объединялись для совместной деятельности на полях миссионерской нивы. Первым миссионерским обществом, носившим межконфессиональный характер, нужно считать "Лондонское миссионерское общество", основанное конгрегационалистами, пресвитерианами, методистами и епископалами в 1795 году. Сближение и сотрудничество разных христианских церквей и в дальнейшем наблюдалось в различных учреждениях, носящих экуменический характер. Таковыми были "Евангельский Альянс", "Армия Спасения", "Всемирный Христианский Студенческий Союз", "Уличные миссии" и другие организации.

Начиная с 1910 года, экуменическое движение взяло прямой курс на создание единой церкви в области веры, догматики и богословия. Это - идея создания "универсальной церкви" на земле. На ее базе зародилась в начале 1930-х годов и действующая сейчас международная организация - Всемирный Совет церквей.

С начала ХХ столетия, экуменическое движение преследует троякую цель:
1. Объединенные усилия различных деноминаций в деле распространения Священного Писания и проповеди Евангелия.
2. Оказание материальной и физической помощи людям, пострадавшим от различных стихийных бедствий и
3. Слияние всех христианских церквей в одну мировую "сверхцерковь". Последнее влечет за собой для нас, евангельских христиан-баптистов невосполнимую утрату многих основополагающих библейских истин вероучения и поэтому неприемлемо и опасно.

Вот что писал А. В. КАРЕВ по этому вопросу в 1968 году:

"Главное, чего нам, евангельским христианам-баптистам, надо бояться в экуменическом движении - это отступления от наших ясных евангельско-баптистских взглядов и пониманий драгоценных основных истин Слова Божия. Мы не должны ни на шаг отступать от них или позволить затуманить их в нашем сознании. Никакое модернистское богословие не должно ослабить нашу веру во Христа как в истинного Бога и Спасителя мира, а так же в богодухновенность всего Священного Писания. Мы должны хранить наше евангельское вероучение в полной чистоте и неприкосновенности и быть верными всем нашим евангельско-баптистским принципам.

В учении о Христе... В учении о Церкви... В учении о крещении по вере. Никогда и ни при каких условиях мы не можем отступить от этого учения. Для нас евангельских христиан-баптистов, истинным и единственно верным и основанным на Слове Божием крещением, является крещение сознательно верующих во Христа душ...

Какое бы любвеобильное сердце, способное вмещать всех христиан мира мы не приобрели, - верность учению Евангелия и приведенным выше принципам, должна занимать у нас первое место".

Но к сожалению, многие церкви и отдельные христиане представляют себе идею экуменизма, как идею слияния всех существующих христианских церквей на земле в одну церковь.

Как же должно понимать идею экуменизма наше евангельско-баптистское братство? Конечно, не как слияние церквей в одну церковь, что и действительно не мыслимо на практике, да и не принесло бы христианству истинной пользы и желанного мира и единства, а скорее всего привело бы к еще большим разногласиям среди христиан.

Экуменизм мы, евангельские христиане-баптисты, должны понимать и приветствовать как любовь и взаимопонимание между христианами разных церквей, как взаимное уважение и снисхождение друг ко другу между верующими в единого Бога и Спасителя Иисуса Христа. На экуменизм мы должны смотреть как на возможность в некоторых областях жизни действовать сплоченно. Такими областями являются: совместная защита мира во всем мире; совместная христианская помощь людям, когда на них обрушиваются те или иные бедствия, приводящие их к тяжелым страданиям и горестным переживаниям; совместное участие в бесчисленных нуждах человечества..." (Братский Вестник. 4-1968).

Как видно, экуменизм можно понимать и относиться к нему по-разному. Как объединение и слияние христиан в одну мировую "сверхцерковь" - одно дело. И ему - полное неприятие. Как объединенные усилия церквей разных деноминаций в распространении Евангелия или в оказании помощи людям - другое дело. Хотя и к нему так же верующие могут относиться неоднозначно.

Как показала многолетняя мировая практика, межконфессиональная деятельность в духовной сфере умножает христиан, но не создает прочных и здравых живых церквей. А в деле защиты мира и оказания помощи бедствующим, больше политики, чем истинной любви Божией.

Примером этому может служить участие ВСЕХБ в различных христианских и нехристианских конференциях за мир в Советском Союзе и за рубежом. Сплошная политика. В 1970-е годы на Международной Христианской конференции в Москве ратовали за мир и тут же молились за "успех оружия руководителей народно-освободительных движений", а фактически, за террористов и бандформирования той или иной страны.

Приведу один документ, показывающий, как относилось наше Братство баптистов к объединению с другими конфессиями в начале нашего столетия.

Известный и всеми уважаемый в то время труженик Братства. Ф. П. БАЛИХИН, ездил в 1903 году на Баптистскую конференцию в Берлин. По пути он посетил Бланкенбургскую Конференцию под названием "Альянс", т. е. Общий Союз. Там были делегаты из Америки, Англии, Швеции, Греции, Болгарии. России и других стран. Собрались христиане разных наименований: баптисты, методисты, дарбисты, лютеране, католики и прочие. Цель Конференции - объединить всех христиан различных наименований в "одну любовь" и "общий мир", причем каждый может оставаться при своем убеждении и названии. Присутствовало до тысячи человек.

В отчете о своей поездке БАЛИХИН. писал:

"Бланкенбургская Конференция произвела на меня впечатление крайне неблагоприятное. Союз "Альянс" ставит своею целью единение всех христиан не в учении Иисуса Христа, а в самом Христе и не только допускает полнейшую свободу взглядов по вопросам вероучения, но и считает предосудительным говорить о предметах разделения.

Эта работа мне показалась новозаветным столпотворением. Они долго и очень усердно будут трудиться, нанося много камней и других, даже горючих материалов, сложат все в бесформенные массы, но никогда не увенчают своей постройки тем славным венцом, которым увенчан святой труд Апостола Павла: "Один Господь, одна вера и одно крещение".

И я, смотря на весь этот труд Конференции, внутренне молился, чтобы Господь послал к ним Акиллу и Прискиллу, которые бы точнее объяснили им путь Господень.

Участвовал и на 19-й Баптистской Конференции в Берлине. Эта Конференция наоборот, произвела на меня довольно приятное впечатление. Я увидел Церковь Господа соединенную Духом Святым в полное единство по учению Иисуса Христа.

То же самое и касательно Английской Баптистской Конференции в Дерти (Англия). Дело миссии нашего Братства Баптистов стоит на недосягаемой высоте и по результатам не имеет сравнения. Миссия эта важна ревностью и щедростью братьев и еще больше важна своею божественностью, ибо только она одна имеет печать сию: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа".

Эта неизменная программа и эта печать истинности осталась неповрежденной только у баптистов и ни смена времен, ни руки человеческого авторитета не коснулись её ("Баптист" 1907 г. N 1.)

Что можно сказать о Лозаннском движении?

В 1980-е годы Лозанна устраивала свой Конгресс в Москве. Прислали мне пакет с приглашением и поручением выступить с докладом о проблемах христианской молодежи. Предупредили так же, что там будут участвовать пятидесятники и харизматы. Я отослал этот пакет по обратному адресу.

Есть еще так называемая Ассоциация Билли ГРЭМА. Интересная эта личность, Билли ГРЭМ. Столько непонятного в его работе. И в то же время, это - непревзойденный мировой проповедник Евангелия второй половины нашего столетия. В его Ассоциации задействованы многие известные нам братья, такие как Виктор ГАММ и другие. Мы слыхали, что Совет церквей отрицательно смотрит на эту деятельность. Как смотрите вы?

Здесь есть две стороны, человеческая и Божественная. Человеческая — это внешняя сторона, ей свойственны недостатки, могут быть ошибки и заблуждения. Она отражает часто ДУХ времени, национальную культуру и пользуется своими, неприемлемыми для других методами работы. Со всем этим можно не соглашаться и я не разделяю многое. Но есть там другая, Божественная сторона деятельности Билли ГРЭМА в плане исполнения пророческих слов Христа: "И будет проповедано Евангелие Царствия по всей Вселенной во свидетельство всем народам и тогда придет конец." (Мтф. 24:14). Эта Божественная сторона благовестил - бесспорна.

Ассоциация Билли ГРЭМА, едва ли ни самая сильная миссия в деле проповеди Евангелия по всему миру и этого нельзя отрицать. Другое дело, сами миссионеры, являются ли они тем, чем должны быть? Потому что сегодня все проповедуют: и католики, и православные, и миссионеры всяких других вероисповеданий, и даже иеговисты, которых и христианами-то назвать нельзя. Поэтому Христос сказал: "Многие скажут Мне в тот день: Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззакония" (Мтф. 7: 22-23).

Обратим внимание, проповедовать будут люди делающие беззакония. Еще в 20-е годы братья видели таких "миссионеров" и писали о них:

"Миссии обрядовых церквей (католической и православной) среди язычников преследовала главным образом цели политические и коммерческие. За католическим пастором и православным священником шел солдат с винтовкой и купец с опиумом. Поэтому хотя часть язычников, живущих в России и была крещена в православие, но осталась по-прежнему языческой. От русских к ним перешли только водка и сифилис. Чукчи называют заразные венерические болезни "русскими духами". Вообще с Запада до сих пор к ним приходила лишь вечерняя тьма и злые духи. Наша задача понести к ним свет Христов и благословения Святого Духа". ("Баптист" 1927-4.)

Поэтому важность проповеди чистого Евангелия Ассоциацией Билли ГРЭМА невозможно переоценить, хотя и здесь нельзя со многим согласиться.

Что именно неприемлемо в их работе для русского Братства и что делается, как вам кажется, не по Слову Божию? Вы встречались с Билли ГРЭМОМ и конечно знаете Виктора ГАММА?

Билли ГРЭМА я слушал не один раз. Я очень маленький человек, чтобы судить о таких великих людях и тем более подвергать критике их деятельность. Просто хочу высказать свое личное мнение.

Прежде всего, мне кажется, что деятельность ассоциации Билли ГРЭМА носит характер более христианизации, чем евангелизации мира. Апостолы проповедовали Евангелие и крестили людей, создавали церкви и заботились о их правильном духовном росте и направлении, чтобы у них был - "Один Бог, одна вера и одно крещение". Здесь же нет такой цели. Лишь бы человек уверовал во Христа как Сына Божия и покаялся, а потом пусть сам избирает, в какое вероисповедание идти. Лишь бы в христианское, пусть к харизматами или даже к католикам. Не удивительно, что когда Билли ГРЭМА спросили: кого он считает самым выдающимся христианином XX века, он заявил, что это - нынешний папа Римский. Он - эталон христианина последней эпохи. (Вера и жизнь" 6/2000 стр.19.)

Поэтому в Америке грешники тысячами каются на стадионах, количество номинальных христиан растет; каждую неделю, как говорят, возникает новое вероучение, а молитвенные дома пустеют, преступность умножается и моральный уровень населения падает. "Города гниют", как выразился сам Билли ГРЭМ.

Здесь уместно вспомнить случай, который рассказывал сам Билли ГРЭМ: Встречают, говорит, нас в машине по дороге гангстеры в масках и начинают грабить. Доходит очередь до меня, бандит узнает меня и восклицает: "Билли ГРЭМ! Ну почему же вы сразу не сказали, кто вы? Ребята! Прекращаем работу! Мы своих братьев не грабим!"

Поэтому, если уж по-настоящему, как повелел Христос и как понимало русское Братство, евангелизировать мир, то начинать нужно не с России и с Африки, а с самой христианской Америки. И начинать не с гангстеров в масках, что грабят на улицах, а с пасторов-богословов, которыми полна Америка. Говорят, что в Америке ученых богословов, пасторов и миссионеров разных конфессий больше, чем в России простых верующих. А "города гниют". Соль потеряла силу.

Рассказывают знающие братья, что в некоторых Библейских институтах США, выпуская новых пасторов и проповедников, говорят им в напутствие: “Вы, конечно знаете, что Христос, это миф. Но вы проповедуйте Христа. Людям нужен Христос. Они находят в Нем утешение. Без Христа и мир скоро погибнет от преступности и развращения”.

Поэтому известный немецкий проповедник В. ПАУЛЬС недавно заявил на Конференции в Чимкенте, что раньше Запад молился о пробуждении в России, а теперь Россию просим молиться о Западе.

В 1979 году я читал из Америки письмо, написанное иммигрировавшими туда благовестником из Киргизии Д. Д. КЛАССЕНОМ и его сестрами. Давид Давидович в частности писал о состоянии американских баптистских церквей так: “Прихожу в молитвенный дом на вечернее собрание, прохожу в пасторскую комнату в надежде, что мне предложат сказать слово. В комнате табачный дым. Пасторы сидят с сигаретами в зубах за столом и "забивают козла". Я постыдился признаться, что я их брат. Они посмотрели на часы и говорят: о, уже время выходить. Встали и пошли в зал начинать собрание”.

Читаю дальше, пишут его сестры: “У нас перед входом в молитвенный дом висит доска. На ней график, в какое воскресенье пастор будет говорить какую проповедь. Люди подходят и читают: вот эта тема интересная и он ее еще не говорил. Надо придти и послушать. А в следующее воскресенье тема не интересная и нечего будет слушать”.

Дальше читаю: “Почти все женщины сидят в собраниях подстриженные и без косынок. Большинство в брюках и даже в шортах. Плечи и груди раскрытые. Молятся все сидя. Если пастор задержал проповедь на минуту-две, многие поднимаются и уходят. Некоторые не домой, а просвежиться, покурить и дождаться конца, так как на той же доске написано: после богослужения - танцы. Недавно наш пастор уволился и перешел в другой приход, где зарплата повыше. Новый пастор лучше, не курит и говорит проповеди не хуже того”...

Вот откуда надо начинать евангелизацию. Америка же сама пытается христианизировать Россию и весь мир.

С Виктором ГАММОМ я тоже встречался на конференциях. Но ближе соприкасался с его отцом Г. А. ГАММОМ. С Григорием Абрамовичем мы часто встречались на совещаниях Совета церквей и вместе сотрудничали. Это был чудесный брат и неутомимый работник на ниве Божией. Он прошел тяжелые лагеря на Воркуте сталинско-бериевского режима. Уехав в 70-е годы в Германию, он трудился миссионером более чем в сорока странах и преимущественно среди туземцев в Африке. Мы встречались с ним и после. Он вышел из Совета церквей из-за немирного и разрушительного характера этой организации.

Виктор ГАММ, сын его, ведет большую работу в Ассоциации Билли ГРЭМА "Возрождение" в странах СНГ, преимущественно по линии подготовки миссионеров-проповедников. Важность этой работы очень велика. Однако и здесь внедряется американский стиль работы и приобщение к западной культуре, с чем невозможно согласиться.

В чем выражается этот западный стиль работы?

Во-первых, - в поверхностной работе по обращению грешников. Приведу пример. Года четыре назад, у нас в Джамбуле в Дворце Химиков, целую неделю проводил собрания уважаемый американский проповедник Я. Н. Пейсти. В конце каждого собрания велась усиленная атака на души слушателей с целью их обращения. Выходили на эстраду по двадцать и более человек. Некоторые улыбались и не знали для чего выходят. Думали, что будут что-то раздавать. Никто самостоятельно не молился, а лишь повторяли за Пейсти его молитву покаяния. За шесть вечеров вышло на эстраду человек двести. В молитвенные дома после этого стали ходить человек пять-шесть не больше.

Недавно я был в Могилеве на совещании. Там рассказывали братья, что проезжала где-то у них группа миссионеров из Германии. На каждом собрании каялись грешники. Велась надлежащая съемка. В одном месте заметили, что вслед за ними ездил другой микроавтобус с "грешниками", которые на каждом новом месте выходили к кафедре и "каялись". Руководитель миссии оправдывал это так: “На воскресных собраниях присутствуют нерешительные слушатели. Наша группа выходя с "покаянием", увлекает их за собой”.

Тоже "стратегия"! Вот бы их в Амстердам. А оттуда в Ташкент. Там на конференции приводили примеры из опыта своего и других:

1. Как проповедуя грешникам, не говорить что они грешники;

2. Как служить окружающим не говоря им об Иисусе Христе;

3. Как сокращали собрания до одного дня в воскресенье, а в остальные дни недели посещали родственников и соседей и оказывали им любовь.

4. Как устранять "стену отделяющую церковь от мира":

5. Как "учитывая вкусы молодых людей", проводить собрания "на современном уровне", то есть с барабанным боем, с пищанием и визжанием эстрадной музыки, с притопыванием и прихлопыванием ногами и руками и всем прочим. Мы, говорили ораторы в Амстердаме и в Ташкенте, - рыболовы. "А каждой рыбке нужна своя наживка". (Апостолы же никаким суррогатом людей не кормили. Они всем и всюду предлагали Христа, и притом Распятого, как подлинный Хлеб жизни.)

6. И наконец они говорили, что с целью достижения большого роста церквей, не нужно запрещать сестрам ходить в брюках и даже в шортах. Это есть самовольное "зауживание узкого пути Христа."

Слушая такие кассеты с Амстердама и из Ташкента, я вспоминал выступление Н. В. ОДИНЦОВА на Рижской Конференции в 1926 году:

"По определению некоторых из наиболее глубоких мыслителей и писателей нашей страны, русский народ - народ-богоискатель. Но на пути своих исканий, вместо чистого хлеба Евангельского учения, он вынужден питаться камнями человеческих измышлений и поповских выдумок и вместо питательных яиц подлинно духовной жизни, ему предлагают змею безбожия или скорпиона нечестия, которые конечно, не только не удовлетворяют алкания и жажды правды вечной, но и смертельно жалят и без того измученную неблагоприятно сложившимися условиями исторической жизни русского народа". "Баптист" 1-1927 г.

Во-вторых, у ГАММА размываются границы с чуждыми Евангелию вероучениями. У него, как и у Билли ГРЭМА нет четкой, принципиальной позиции в отношении заблуждения пятидесятников и харизматов. Чтобы было яснее, коснемся истории возникновения и пагубного действия пятидесятничества в нашей стране.

Пятидесятничество появилось в России в 1921 году. Вернулся из Америки в Одессу некий отлученный там, бывший баптист ВОРОНАЕВ и стал ходить по верующим и проповедовать "крещение духом", сеять разделения и образовывать свои общины. Руководящие братья союзов евангельских христиан и баптистов начали вести борьбу с этим лжеучением и предупреждали церкви не допускать ВОРОНАЕВА до кафедры и не принимать в дом. Однако трясуны, (так их называли братья в журналах, потому что у них все было как у Апостолов, только наоборот. Первая церковь когда молилась - земля тряслась, а сами не тряслись, а у "воронаевцев" сами трясутся, а земля не трясется. Апостольские иные языки понимали иностранцы, для чего и дан был этот дар в день Пятидесятницы, когда начинала созидаться Церковь, а их языки никто не понимает, как не понимали друг друга строители Вавилонской башни. Или еще. Господь и низкое животное облагораживал тем, что заставлял говорить по-человечески, а у них люди на молитве то кукарекают, то квакают, то еще издают какие-то животные звуки. И так далее. Одним словом, все как в Библии, только вверх ногами.)

Однако трясуны, как я уже сказал, в 20-е годы не унимались и разоряли церкви евангельских христиан и баптистов, особенно на Украине и юге России и образовывали из них свои общины. В 1945 году, чтобы их власти не гнали, они вошли в Союз ВСЕХБ. Августовское соглашение 1945 года, на основе которого трясуны, под названием пятидесятников, или христиан веры евангельской, группами присоединялись к нашим общинам без покаяния, являлось крупной ошибкой, стоившей Братству десятки и сотни разрушенных церквей и тысячи совращенных членов. Пятидесятники, соглашаясь не молиться языками на общих собраниях, продолжали в домах своих тайно собираться и "крестить духом" обольщенных ими членов церкви ЕХБ. В результате, сегодня они имеют, (не без помощи ВСЕХБ), свой крупный союз.

Но еще более опасным и более распространенным вырождением пятидесятничества, является современный харизматизм. Это модернизированное американское детище стремится проникнуть во все слои христианского мира, начиная с католицизма и кончая баптизмом и объединить всех верующих "в одни любовь". С целью усиления всенародной популяции, харизматизм принимает новые формы "крещения духом" с полным отключением сознания и падением навзничь не только "крещаемого", но и самого "крестителя". (Я наблюдал это. Повергаются не ниц, на лицо, как поклонялись люди Богу и Христу, а навзничь, то есть на спину, как падали одержимые.)

Другое, что раскрывает их оккультное происхождение, это подражание извращенным вкусам и нравам современных, испорченных грехом людей. Например, в вопросе так называемого "прославления". Мало того, что мелодии составляются и исполняются часто в мирском и даже в вульгарном стиле, (мы слушали как-то молитву Господню "Отче наш", и пришли в ужас. Настоящая поп-музыка), но и сопровождают пение хлопаньем в ладоши и танцами, как мирская молодежь на дискотеке. Так поступали Израильтяне вокруг золотого тельца, Исх.32:19. и Вааловы пророки на горе Кармил. Не хватает только ножей и пик колоть себя.

Для наглядности возьмем "Специальный выпуск Вестника Возрождения" за 2000 год. с описанием Амстердамского "Конгресса пасторов и миссионеров", перевернем страницу и увидим иллюстрацию - настоящий языческий ансамбль песни и пляски под флагом евангелизации мира. Так танцуют и "исполняются духом" языческие пророки-шаманы и их жрицы перед выходом на раскаленные угли. (Журнал "ОГОНЕК" за 80-е годы, где описывает посетившая дикие племена на островах Западной Гвинеи и присутствовавшая на их ночных оргиях кандидат исторических наук ШАПОШНИКОВА.)

Ассоциация Билли ГРЭМА и Виктор ГАММ замешивают весь этот винегрет на евангелизации и связывают с ним наше рожденное в бурях и переплавленное в огне страданий Русское Братство.

Давайте поговорим и об Амстердамском Конгрессе пасторов и миссионеров, который проходил в 2000 году, раз его затронули. Этот вопрос также много вызывает разномыслия и на него трудно однозначно ответить. Что именно в нем должно нас смущать?

Сам я там не был и мне трудно судить только по рассказам, кассетам и печатным материалам. Но все же, насколько смогу, выскажу свои сомнения.

Частично я уже ответил на ваш вопрос, что меня смущает. Смешение с другими деноминациями и, в частности, с харизматами. Коня и осла не запрягают в одну повозку. Господь запрещал Израилю сводить скота с иною породою, а поле засевать двумя родами семян, так же и одежду носить одновременно из льна и шерсти (Лев. 19:19). Павел говорит: "О волах ли печется Бог?" Не для нас ли все это написано?

Вы часто говорите о Братстве Евангельских христиан-баптистов как о Церкви Божией, а разве верующие других христианских деноминаций не входят в число живой Церкви Иисуса Христа?

Безусловно, входят. Но кто и какие верующие, мы правильно судить не можем. Да это и не входит в нашу компетенцию. Нам “дан пакет”, - Евангельские христиане-баптисты, это Церковь Иисуса Христа в нашей стране. Дал бы Бог, чтобы у нас хватило силы любить ее и быть с ней едиными. Мы так ограничены в способностях. Мы можем только много говорить о любви, что нужно любить всех верующих в мире, широко вмещать их в своем сердце, а когда коснется дела, то порой и одному брату, живущему рядом с нами, бывает у нас тесно. Хорошо любить того, кого не видишь. Кто не нуждается в твоей помощи. Но это любовь на словах, не истинная. Станем же любить не словом и языком, а делом и истиною (1оан. 3:18).

О верующих разных исповеданий сказано, что "во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему" (Деян.10:34-35), поэтому и мы должны иметь к ним уважение и оказывать им любовь. Но это не значит, что мы должны искать с ними духовного общения и вместе трудиться на ниве Божией. Члены живой Церкви Христа, если они хотят сохранять чистоту Вероучения и иметь благословение в работе, должны быть в "единомыслии между собою по учению Иисуса Христа. Дабы единодушно, едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа" (Рим.15:5-6). Только такая жертва приятна Богу и Он принимает ее, чего невозможно достичь с инаковерующими. Как и Апостолы учили: "чтобы вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях" (1Кор.1:10).

А не так, как блаженный Августин когда-то говорил и духовные руководители евангельских христиан подхватили этот лозунг в 1908 году: "В главном единство, во второстепенном - свобода, а во всем - любовь". Это - размытое по смыслу выражение. Каждый должен определять, что главное, а что второстепенное и блуждать по всей Библии. Какая-то неразбериха. А потом покрывать все это любовью. Не удивительно, что в последние десятилетия в протестантских церквах столько делений. Дробятся общины, союзы.

Церкви ЕХБ в нашей стране должны иметь не духовное только, но и организационное, практическое единство по основным и второстепенным вопросам. Без этого единства не будет живого и сильного Братства ЕХБ. а будет разношерстное и разнобродное стадо. В основе практического единства должна лежать верность учению Иисуса Христа и Апостолов. Сам Христос молился Отцу о единстве не вообще всех верующих, а о "верующих в Меня по слову их" (Иоан.17:20).

На Конгрессе же в Амстердаме присутствовала добрая половина, если не больше - харизматов и других верующих, подверженных духу харизматического движения. Именно они создавали настроение в зале, задавали тон на выражение бурных эмоций в виде аплодисментов, оваций и танцев. Да и некоторые из самых крупных ораторов, выступавших на Конгрессе, как Луис ПАЛАУ и другие, - чистой воды харизматы. Это одно уже, и тем более совместное участие в Вечере Господней, расшатывает устои вероучения Евангельских христиан-баптистов и ведет к новому отступлению.

Конечно, я понимаю, пятидесятники-харизматы имеют большую диаспору в Америке. Они финансируют Конгрессы и Ассоциации, подобные Билли ГРЭМА. С ними нельзя не считаться. Даже председатель Совета церквей ЕХБ Г. К. КРЮЧКОВ, когда братья в 1978 году предложили издать материал против пятидесятничества, заявил на пленке, что мы не можем сейчас это делать, так как они поддерживают страдающее Братство материально.

Дух харизматизма полностью пронизал Корею, Финляндию, Швецию и многие другие страны, особенно черного Африканского континента. Он широко распростер свои крылья и над странами СНГ и прежде всего над Украиной, как над своей традиционной "родиной". Посетите там многие воскресные вечерние собрания общин ЕХБ, браки, и вы увидите, как этот дух охватил молодежь и она танцует. Не случайно пасторы таких церквей в первый же день Конгресса каялись, что не хотели ехать в Амстердам.

Секрет успеха харизматизма — в духовном опустошении мирового баптизма и обнищании церквей ЕХБ в СНГ. Духовный вакуум не может долго быть незанятым. Правильно сказано было Киевским пастором: "Постмодернизм, под влиянием которого сформировалось нынешнее поколение, отрицает определенность, истину. Все размыто. Если Бога нет, то нет и ориентиров." (с.12).

А ведь раньше не было так. Секретарь Союза баптистов П. В. ИВАНОВ-КЛЫШНИКОВ писал в статье "Задачи Баптистов в СССР в 1926 году" следующее:

"Русские баптисты с честью носят свое славное имя и пользуются в широких кругах народа репутацией стойких и последовательных поборников восстановления первоапостольской церкви. Наша строгость в воззрениях, в жизни и в церковном управлении, за которые нас часто считают "узкими", основано на учении Евангелия и совершенно необходима в применении к характеру и свойствам русского народа. Здесь и особенно в такой момент, мы должны быть суровы в ограждении чистоты церкви как в учении, так и в управлении". ("Баптист" 1-2 за 1926 г.)

Эта чистота русских церквей "как в учении, так и в управлении", воспринятая от положивших свои головы за дело Божие братьев-отцов, сегодня без страха размывается и растаптывается под шум аплодисментов и оваций пасторами и миссионерами пост-ВСЕХБ.

Послушаем, что пишет об Амстердамском Конгрессе журнал "Вера и Жизнь" на 9 и 10 стр. 6/2000-го года.

"Конгресс созван американцами. Финансируется американцами, проводится американцами. Звучат американские песни, льются американские мелодии. Торжество страны и их методов евангелизации и понимания христианства. Американцы живут в отелях (гостиницах), перемещаются в комфортабельных такси и автобусах. Обедают в ресторанах. Остальной мир Конгресса живет в огромном, продуваемом сквозняком ангаре, давится в электричках и жует сухие пайки".

Еще:

"Африка постоянно плачет о своей бедности, но поразил один факт. Вышли в город делегаты, глазеют на богатые витрины магазинов. Впереди лавина африканцев, за ними кучка наших из Украины. Африканцы скупают все подряд, тащат за собой огромные коробки с видео и телеаппаратурой. Украинцы не могут позволить себе купить чашечку кофе".

И еще:

"Кроме хорошей интеллектуальной пищи. Конгресс порадовал сильными и яркими эмоциями. Запомнилось выступление хора мальчиков и девочек из Африки. Какие ритмы, какие голоса! Они завели зал. А в заключение хор студентов пел "Мессию" ГЕНДЕЛЯ. И как пел!' Все от восторга встали - такого я еще не слышал. Наши русские сидели отмороженные, как дубы. И страшно косились, когда мы выражали свои эмоции".

Конечно, тема Амстердамского Конгресса глобальная, — мировая евангелизация. Ее охарактеризовали как Великое Поручение Христа: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари". Она захватила и покорила всех присутствующих. А громадное количество - 10732 делегата из 209 стран мира, культура обслуживания, 22 пленарных выступления известных в христианском мире благовестников с переводом на 28 языков мира, выступления Билли ГРЭМА по телетрансляции, выступление Анны-ГРЕМ-ЛОТЦ и буря эмоций, пение хора мальчиков и девочек из Африки и торжественное несение знамени-креста молодежью, все это повергло большинство в такой шок, что каждый почувствовал себя уже как на небе. А свои родные деревни с этой высоты стали казаться "грязными", оставшиеся братья в церквах "с узкими сердцами, без всяких чувств и аплодисментов, с каменными лицами и с доморощенной духовностью и святостью" (стр.10).

Мне же, ничтожному, живущему не в заокеанской, а в "доморощенной духовности и святости", да еще с "отмороженным, как дубы" сердцем, подавленному гигантской инсценировкой Амстердама многое остается непонятным.

Непонятен прежде всего сам главный небиблейский лозунг Конгресса: "Зажжем огонь!" А так же: "Соединим наш огонь с тысячами других огней во всем мире!" Что это за огни? Меня это пугает и настораживает. А также заявление президента Всемирного Союза баптистов о том, что компания “Кока-Кола" способна напоить весь мир своей продукцией, а "у христиан нет никакой стратегии относительно того, как донести евангельскую весть до каждого жителя планеты". А Виктор ГАММ заявил на Ташкентской Конференции, что мы планируем встречу с представителями компании "Кока-Кола" для изучения их опыта. Вот это действительно, идти к Вельзевулу учиться проповедовать! Это когда нет Духа Утешителя, Который "придет и наставит вас на всякую истину и будущее возвестит вам" (Иоан. 16:13).

Иисус сказал: “Вы будете свидетельствовать о Мне” (Иоан. 15:27). А свидетелю какая нужна стратегия? Он говорит то, что видел и слышал, и ничего не может ни прибавить, ни убавить. А принимать или не принимать свидетельство, — дело слушателей. Другого средства, кроме "юродства проповеди" нам не дано (1 Кор.1:20-25). Проповедь о Распятом Христе на понятном для каждого языке, святая жизнь проповедника и добрые дела. Какой еще "стратегией" можно заменить все это?

"Мы должны использовать все возможности", - слышу я как-бы в ответ на мой вопрос из Амстердама. Меня это еще больше пугает. Какая-то самодельщина. Кто что придумает, тот то и испытывай на душах и на Евангелии. Как будто спасение — это дело человеческое и зависит от нашего искусства преподносить, а не Дух Святой открывает грешнику. Иисус сказал: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец Мой Небесный" (Иоан. 6:44). Не искусственных ли христиан мы рождаем и выращиваем?

Как-то братья-казахи стали проповедовать Христа среди мусульман не как Сына Божия, а как пророка. Мы им говорим: “Вы проповедуете мертвого Христа и пустое Евангелие. Искупление грехов совершил не Сын Божий, не Бог во плоти, а человек, пророк. Такое "искупление" не имеет силы пред Богом. Мы "упраздняем крест Христов". Это настоящая ересь”. А они отвечают: “Сына Божия мусульмане не принимают. Пусть пока принимают Иисуса как пророка. Они признают Авраама, Моисея, признают и Иисуса, как одного из пророков. Нужно говорить с ними на понятном для них языке. Так учили нас в Амстердаме”.

И еще, миссионеры ездят под видом коммерсантов, а когда муллы застают их в домах беседующими с людьми, они ставят на стол заранее припасенную для этого водку. Миссионеры с водкой! Вспомним православных миссионеров у чукчей в Царское время. Такой "стратегии" они научились от западных миссионеров.

Приведу пример западной заумной стратегии в нашей области.

У нас в соседнем селе работала под видом экологов из Западных стран группа миссионеров. В нее входили харизматы, пресвитериане, кажется методист и один баптист. Они изучили казахский язык, обычаи, носили национальную одежду, питались как казахи, переменили свои имена на казахские и приняли обрезание. По пятницам ходили в мечеть, читали Коран и по казахски молились несуществующему богу Аллаху. Как экология, так и все их мусульманство, были сплошной фикцией. Но они смогли уловить несколько душ казахов. В основном тех, кто были членами наших русских общин. С русскими миссионеры не хотели общаться. И казахов настраивали на полную обособленность. Казахские братья пошли на это. Вышли из наших общин. Мы предупреждали их, говоря, что в отрыве от русского Братства вы утратите чистоту вероучения ЕХБ. Американцы и швейцарцы, как только закончится у них контракт и перестанут течь доллары и тем более, если "запахнет дымом", сразу улетучатся и вы их больше не увидите. Жить-то и работать придется среди русских?

Но братья-казахи ни в какую. Вскоре миссионеры рукоположили из них двоих пресвитеров (одного с двумя живыми женами), хорошо засняли эти процедуры и улетели на Запад. "Пресвитеры", не зная конкретно, к какому вероисповеданию они принадлежат (в духе-то они со всеми христианами были едины) и не имея с другими церквами конкретной связи, поняли свою ошибку и вернувшись в Казахстанский союз, отказались от заокеанского "рукоположения".

Однако один, главный из этих "пресвитеров", побывав в Амстердаме, примкнул в Алма-Ате к американскому межконфессиональному "Библейскому союзу КАЛТЕК". Там предложили ему хорошо оплачиваемую преподавательскую должность в казахском отделении института. Он потянул туда на хорошие стипендии и на безбедную жизнь и своих собратий из Джамбульской казахской церкви и развалил ее на две враждующих половины. Русские братья мирили их, но Всемогущий Доллар взял верх. Скоро студенты-богословы будут ездить по казахским церквам ЕХБ и проповедовать кальвинизм, либерализм, модернизм и все прочие межконфессиональные прелести, то есть все то, чему учил их "КАЛТЕК" и за что платили и будут платить им хорошие деньги.

Зажженный огонь в Амстердаме оказался неуправляем.

Вы меня извините, но меня тревожат и такие тяжелые мысли. В чем именно заинтересованы американские финансисты Амстердамского Конгресса: в спасении ли погибающих грешников, или во спасении "Европы от завоевания ислама"? - как выразился католический кардинал ПУПАРА в том же журнале "Вестник Возрождения" за 2000-й год? Не ведется ли здесь политическая война христианских правителей за обладание миром, на пути которых стоит ислам? Не американская ли это идеологическая экспансия по христианизации умов людей всего мира, а "пасторы и миссионеры", с самыми благими намерениями, — всего лишь маленькие винтики в этой гигантской мировой машине. Экономически, в военном отношении и политически, магнаты уже завоевали рулевые позиции, чтобы двигать дело к созданию единого мирового правительства. В духовном же плане, для создания единой мировой религии, Антихристу особенно мешает русский фундаментализм. Русское Братство ЕХБ уже более ста лет твердо стоит на позициях непринятия ни модернизма, ни либерализма и никаких других антибиблейских пагубных "измов". Это столп и утверждение истины, бастион, удерживающий у себя единственно существующий на земле дух первоапостольской Церкви. Его не смогли сломить ни победоносцевские каторги и кандалы с закавказскими и сибирскими ссылками, ни сталинско-бериевские тюрьмы и лагеря с их массовыми расстрелами, его можно только разложить изнутри.

Небывалая за все сто тридцать лет свобода проповеди Евангелия, которой мы бесконечно радуемся, открытие границ и утечка духовных кадровых сил с одной стороны, и нашествие бесконечных полчищ Библейских миссий и институтов типа КАЛТЕК - с другой, призваны достичь этой цели. "Пасторы и миссионеры" из СНГ, рукоплещущие, пританцовывающие и кричащие в Амстердаме "Аллилуйя!" - успешно помогают это делать.

Еще немного скажу. Место Писания: "И проповедано будет сие Евангелие Царствия но всей вселенной, во свидетельство всем народам и тогда придет конец" (Мтф.24.14), прозвучало в устах Христа не как Великое Поручение, а как пророческое предсказание одного из основных признаков последнего времени, предвещающего конец мира. "И тогда придет конец". Я не думаю, что эта всемирная евангелизация изменит мир хотя бы немного к лучшему, - "истребит моральную и духовную порчу везде, куда бы вы ни ступили; не даст распространиться отраве расизма, нищеты и несправедливости", как выразился в заключение Билли ГРЭМ чрез спутник на Конгрессе. Нет, мир болен неизлечимо и идет к своему концу. Последняя проповедь не во спасение, а "во свидетельство" только подчеркнет и ускорит конец больного тела мира, превращающегося в труп. А "где труп, там соберутся и орлы" (Лк. 17:37), эти семь чаш гнева Божия, которые довершат свой суд над миром и над ложной религией Антихриста (Отк.19:17). И эти определения Божии мы не отменим и время пришествия Его не остановим.

Я не думаю так же, что последняя евангелизация умножит на много количество живых и верных Богу церквей на земле. Умножит христиан - да, а настоящих верующих - нет. Христос сказал: "Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?" (Лк.18:8). Ибо "по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь" (Мтф. 24:12). И "все задремали и уснули" (Мтф.25:5). Он много найдет позолоченных храмов и молитвенных домов, застанет не мало различных христианских конфессий, союзов и миссий, но с Ним будут только "званные" избранные и верные" (Откр.17:14).

Это согласно Евангелию. Если мы понимаем, что пришествие Христа близко. А если мы думаем, что Он еще не скоро придет, то тогда можно "есть и пить с пьяницами" (Мтф.24:49). И строить рай на земле.

Еще надо помнить, что евангелизация мира, — это не главное повеление Христа. Есть более важное завещание, — быть готовыми с горящими светильниками встречать своего Жениха. Он Сам сказал: "Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий". "Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще" (От. 22:11).

Вот основная проблема современного христианства, чтобы проповедуя другим, самим не остаться недостойными (1 Кор.9:27).

"Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мтф. 16:26).

Видите ли вы противостоянию Совета церквей Союзу ЕХБ конец? И если да, то что нужно делать братьям одной и другой стороны, чтобы Братство снова стало единым?

Об организационном единстве между союзами не приходится и говорить. За четыре десятилетия в обоих союзах выработался свой уклад жизни, свои взгляды и подходы ко многим вопросам дела Божия, так что вместе они не смогут ни работать, ни жить. Единственное, что требуется, это мирно сосуществовать друг с другом. Как Павел с Варнавой разошлись, но оставались братьями. Или Авраам с Лотом. Между ними сохранялся мир. Примером могут быть и отношения Павла с другими Апостолами. Он говорил: "Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных, содействовал и мне у язычников". Они подавали друг другу руку общения, хотя и не со всеми действиями друг друга были согласны. Тогда они с любовью высказывали эти несогласия и обличали друг друга. Как например Апостол Павел - Петра. Гал. 2 гл. Почему братья Совета церквей ЕХБ в Средней Азии, не могут говорить о братьях Казахстанского Союза ЕХБ так: "Содействующий братьям в зарегистрированных церквах, содействует и нам в незарегистрированных общинах?"

Вы говорили, что в Церкви Иисуса Христа, если мы хотим, чтобы у нас было живое и сильное Братство ЕХБ, должно быть единство не только по основным, но и по второстепенным вопросам. Как это увязать с признанием существования двух Союзов ЕХБ с разным укладом жизни, служения и взглядами, пусть даже и по второстепенным вопросам?

Это не я так говорю, а Слово Божие. Апостол Павел пишет: "Впрочем, братья, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами" (2Кор.13:11). Будьте единомысленны. Я думаю, что это относится не только к единомыслию по основным вопросам вероучения, а и во всем остальном. "Чтобы вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях" (1Кор.1:10). Это единство в мыслях относилось даже и к таким вопросам, как ношение женщинами на голове покрывала. Он говорил: "А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божий" (1Кор.11:16).

Это касается церквей единого Союза. Что же касается других родственных союзов ЕХБ и мирного сосуществования с ними, то здесь может быть много разномыслии, но не по догматическим, а организационным вопросам. Такое разнообразие взглядов, форм богослужений и подходов к делу допустимо и даже может в чем-то быть и полезным друг для друга.

Известно, что хотя ваш Казахстанский Союз и не входит во Всемирный Совет Церквей, как входил когда-то ВСЕХБ, однако он является членом Всемирного Союза баптистов и членом Европейской Федерации баптистов. Как вы расцениваете участие Казахстанского Союза ЕХБ в этих международных структурах? Не беспокоит ли вас то, что и ваша церковь, являясь членом Казахстанского Союза, косвенно участвует в них?

Да, Всемирный Союз баптистов и Европейская Федерация баптистов хотя и не экуменические организации, но в некотором отношении, они и не лучше Всемирного Совета Церквей. В этих структурах вместе с Казахстанским Союзом членствуют такие национальные Союзы, с епископами которых мы не только не можем приветствоваться, но и рядом сидеть.

А как же теперь нам быть? Выходить из Казахстанского Союза?

Я этот вопрос решаю так. Во-первых, руководство Казахстанского Союза письменно заявило о своем несогласии с членством оскверненных структур в этих Международных Союзах и потребовало ответить на это заявление, вплоть до поставления вопроса о своем выходе из этих Союзов.

Во-вторых, я смотрю на Союзы не как на духовный центр входящих в него общин, а на руководящих братьев — не как на верховное руководство жизнью поместных церквей. Церкви не растворяются в Союзе и не сливаются в нем в одно целое. Они сохраняют свою индивидуальность и автономию и каждая управляется не руководством Союза, а Главою-Христом и в Нем, во Христе, а не в Союзе растворяются и сливаются воедино. Поэтому церкви за Союз или друг за друга не отвечают. Если Коринфская церковь осквернялась, то Ефесская не несла за нее ответственности. И если Фиатирская церковь допускала до кафедры Иезавель, то Филадельфийская церковь от этого не пострадала. В этом заключается и смысл автономии, что каждая церковь отвечает только за себя. Иначе все церкви никогда не будут чистыми. И все же, если Казахстанский Союз в дальнейшем не выйдет из оскверненных Международных Союзов, то наша церковь в частном порядке возможно и сделает это.

Выйдет из Казахстанского Союза?

Нет, заявит о своем индивидуальном выходе из оскверненных Международных структур. И это будет иметь и юридическую и духовную силу. Зачем выходить из Казахстанского Союза? Соль действует не тогда, когда лежит в пачке, а когда находится внутри продукта. Если бы Совет церквей не спешил порывать отношения с зарегистрированными общинами и предавать анафеме ВСЕХБ, то он победил бы его. У него были огромные шансы к этому. Но Совет церквей пошел другим путем. Илия сорок дней и сорок ночей бежал от Иезавели по пустыне, но Господь настиг его в пещере и вернул назад. Бог показал ему, что Господь не в буре, огне и землетрясении, а в тихом веянии ветра. И что место Божьего пророка не под можжевеловым кустом, а в гуще отступившего от Него народа Божия.

Многие пресвитера любят называться новым слово "пастор", особенно в России, на Украине. Что можете сказать вы об этом?

Такого слова в русской Библии нет. Сейчас люди и даже верующие сделались настолько падкими на все иностранное, что и слова “миссионер” и “пастор” скоро будут носить на майках и на трусах рядом с любовными персонажами. Если слово "пастор" означает слово пастырь или пресвитер, то почему не произносить его так, как мы читаем его в русской Библии, - пастырь или пресвитер? Ведь не сказано в Евангелии - "Он поставил одних пасторами", а пастырями? Или нам опротивел русский язык, или язык евангельский, чрез который мы познали Господа и возродились? Это тоже говорит о духовном оскудении, когда недостаток мудрости и силы, человек старается компенсировать подражанием кому-то. Навешивает на свою "продукцию" иностранную этикетку. Я никогда не назову себя "пастором" еще только потому, что на Западе, этот термин в основном обозначает хорошо оплачиваемую церковную должность материально обеспеченного служителя культа, а не настоящего евангельского пресвитера с библейскими качествами, как мы привыкли понимать его в нашем дорогом русском Братстве.

Далее

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки