Игорь Колгарев

ТВЕРДОСТЬ И МУЖЕСТВЕННОСТЬ

"Вот Я повелеваю тебе: будь твёрд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдёшь" (И. Нав. 1:8)

 

Наш Господь создал небо и землю, заселил её всякими животными, а затем создал личность, которая имела образ и подобие Божие, и этой личностью был Адам -- человек, мужчина. Он был настолько совершенным, что на земле "не нашлось помощника, подобного ему" (Быт. 2:20). Мужчина первым ступил в сад Эдема, чтобы возделывать и хранить его, он познакомился со всеми зверями, дал им имена и затем Господь создал из его ребра Еву -- женщину.

Похоже, что не случайно Господь создавал в таком порядке. Мужчине, как разведчику, надлежало освоить неизведанный ещё мир, а затем встретить жену и быть для неё и гидом и наставником. Прошли тысячелетия, но определённая Богом роль мужчины осталась та же. В первую очередь это относится к мужчинам, исповедующим Иисуса Христа Господом и Спасителем. Мужчина-христианин "есть образ и слава Божия" (1 Кор. 11:7). Это не просто "высокое звание", это очень ответственная "должность", особое земное служение. Господь обо всём, что творится среди людей, будь то в семье, в церкви или в обществе, спрашивает в первую очередь и главным образом с мужчин.

Для примера можно прочитать историю грехопадения. Ева дала запретный плод мужу своему и он ел (Быт. 3:6). Он забыл заповедь Божью, которой должен был научить и свою жену, ослабил свою твёрдость и мужественность, и стал слушаться жену. Да, женщина, начав управлять мужем, была виновна, однако Бог, "ходящий в раю во время прохлады дня" не к ней обратил Свое слово. "И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?" (Быт. 3:9). К мужчинам обращается Господь и сегодня. И это преимущество -- за всё отвечать -- никто у мужчин отнять не может. Фраза "жена да боится мужа своего" (Еф. 5:33), возможно, говорит именно об особой ответственности мужчин перед Богом.

Увы, сами мужчины не всегда охотно исполняют роль главы семьи, да и роль ведущей силы в церкви тоже. Часто мужчины похожи на детей, ждущих, что за них кто-то примет решение. Э.Л. Коул пишет так: "Церкви заражены незрелыми мужчинами. Теми, кто бесстыдно утратил духовное лидерство, оставив его женщинам. Отказавшись от власти в доме, мужчина сейчас движется к тому, чтобы снять с себя ответственность и в церкви. Как много церквей, где женщины практикуют дары Духа, женщины учат, организовывают и управляют, женщины возносят хвалу и поклонение Отцу. От женщины можно получить духовность, но сила всегда приходит от мужчины. Церковь, семья, нация сильны настолько, насколько сильны там мужчины. Мужчины, вы будете держать ответ!"

Господь не смиряется со снижением роли мужчины, хозяина дома, до "мальчика на побегушках". Не случайно в Библии ещё и ещё раз утверждается: "Всякому мужу глава Христос, жене глава -- муж, а Христу глава -- Бог" (1 Кор. 11:3), а женщины неоднократно призываются: "Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви" (Еф. 5:22-23).

В чём же состоит роль мужчины? Прежде всего -- в лидерстве. Братья поставлены нести служение в церкви (1 Тим. 3:2, 8, 12), они же должны быть лидерами в семье.

Семья начинается с мужа и жены, становящихся через венчание "одной плотью" (Быт. 2:24), потому-то братья призваны прежде всего правильно строить свои отношения с женою. Тут христианам нужна принципиальность и даже твёрдость. Э.Л. Коул говорил: "Равновесие -- это ключ к жизни. Поэтому мужчина должен научиться быть и мягким, и жёстким". Муж должен быть главою -- "да и аминь!" Это значит, что муж является семейным священником. Это он ответственен за духовное состояние семьи, за проведение в доме ежедневных молитв и изучений Слова Божьего, за совместное посещение собраний церкви. Он должен уметь слушать и судить домашних в их спорах и разногласиях. Муж отвечает и за финансы семьи, за ним последнее слово: приобретать ту или иную вещь, или нет. Конечно, "без совета предприятия расстроятся" (Прит. 15:22), и тут не стоит упускать возможности посоветоваться с женой, но надо не слепо подчиняться её нажиму, а и самому учиться думать о хозяйстве.

Вместе с тем, главное в отношении с женой -- любовь. "Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё" (Еф. 5:25). Жена не солдат и не заключённый, и твёрдость нужно сочетать с уважением и бережным, тактичным обращением. А в Библии сказано: "Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам преткновения в молитвах" (1 Пет. 3:7). Вообще, о том, как строить отношения с женой, можно узнать, читая о том, как Христос относится к Своей Церкви, это будет самый верный ориентир. Тут же стоит заметить, что любой глава, будь то в фирме или государстве, будет только тогда настоящим лидером, если будет считаться с подчинёнными и их нуждами, снисходить к их немощам.

Важной обязанностью мужчины является труд. Муж испокон веков был добытчиком и кормильцем семьи. Даже при изгнании из рая, когда Господь определил Еве рожать в муках, Адаму сказал совсем другое: "Со скорбью будешь питаться от земли во все дни жизни твоей. В поте лица твоего будешь есть хлеб..." (Быт. 3:17, 19). Хотя при гонениях на Церковь найти работу всегда бывает трудно, но всё равно нужно думать о пропитании семьи и искать всевозможные, разумеется, только Божьи, пути для получения материальных средств. "Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5:8). Нужно верить, что Господь поможет при безработице, и, по крайности, стоит призвать помолиться церковь (испытывал -- действует).

Но семья состоит не только из супругов, есть и их дети, ибо Господь заповедал: "Вы же плодитесь и размножайтесь" (Быт. 9:7). И с детьми именно отцы должны заниматься, приобщая их к Богу, к нашей святой вере. Мужчины созданы не такими терпеливыми, как женщины, которые могут общаться с детьми, не уставая от их "проделок" и вопросов. Поэтому Господь специально предупреждает: "Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф. 6:4). Как можно наставлять деток наших любить Господа, если мы раздражаемся на них, злим их своими одёргиваниями? Так ли с нами обходится наш Небесный Отец? "Внушай их (слова Господни) детям твоим и говори об них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая" (Втор. 6:6). Это обязанность отцов, а не матерей, призванных свидетельствовать о Боге скорее своим поведением, чем словом.

Вообще семья -- дело ответственное и сложное, оно требует от юнош твёрдости и мужественности, а не "лежания на диване". "Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться" (Матф. 19:10) -- настолько это серьёзно. Но Господь сказал нам: "Не страшись и не ужасайся!"

Относительно служения в церкви нужно ещё раз сказать, что братьям дано не только право быть пресвитерами, диаконами, проповедниками и учителями, но и обязанность быть лидерами! Церковь должна управляться твёрдой мужской рукой под властью Иисуса Христа. Сёстры более эмоциональны, они принимают всё близко к сердцу, потому могут судить где-то сгоряча, заботясь больше о своих детях и семье (это всё крайне нужно). Братья более рациональны, спокойны, потому и церковные дела судить объективно им сподручнее. Для этого существует Братский совет, и если мужчины Церкви не хотят отдавать руль управления в женские руки (в церкви женщин-то -- большинство), они обязаны ходить на такие совещания и решать по воле Господней все вопросы, это настоящее мужское христианское служение.

Итак, мы видим, что на братьях строится основное служение в церкви. Это видит и сатана тоже. Потому-то так трудно мужчине прийти к Богу, смириться и покаяться, поэтому так мало братьев в церквах, а среди верующих -- мало служителей, мало следующих за Господом по узкому пути. Для мужчин искушений во много раз больше, но зато сила мужской молитвы, пения, мужского служения -- несокрушимая! Надо только не бояться и ею пользоваться.

Что касается того, что жёны наши "больно бойкие", не хотят отдавать нам главенство, то можно вспомнить пример из Библии. Жена Авраама, Сарра, тоже тянулась к лидерству, и в Быт. 16:1-6 описано, как она решила взять вопрос наследия в свои руки, послав мужа к служанке Агари. И Авраам послушался, забыв обетования Божии о сыне от Сарры. Что же Господь? Нет, Он не призывает Авраама "качать права", обижаться, грубить Сарре. Его совет прост: "Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен" (Быт. 17:1). Эти же слова можно принять и нам, мужчинам-христианам, всецело полагаясь на Бога, Который в таком случае Сам всё устроит по тому порядку, какой Он определил изначально, поставив мужа господствовать над женою (Быт. 3:16), и мы читаем, что Сарра уже стала называть Авраама своим господином (1 Пет. 3:6).

Вывод один: мужчины должны быть тверды и мужественны, но без исполнения Духом Святым, без постоянного освящения перед Господом, без мира Божьего в сердце, без Христа -- и твёрдость может превратиться в нечто ужасное, не приносящее благословения. Поэтому, будем ходить перед Господом!

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки