Между Ветхим и Новым Заветами, не смотря на их преемственность, лежит огромная разница, делающая тех, кто «во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17), «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5:19). В то же время в нашей Библии находится множество мест, рассказывающих о войнах, которые вели Божьи люди, народ Божий Израиль, с оружием в руках против врагов. Можно ли считать войны и их благословение Богом в Ветхом Завете руководством для исполнения ныне живущими христианами?
Господь через Священное Писание и Дух Святой говорит нам, что нет, и тому есть множество веских оснований.
Следовательно, мы не можем ссылаться на Ветхий Завет в оправдание убийств в современных войнах. Простые вопросы «Кому это сказано? В период какого завета?» способны пролить ясный свет на отношение к убийству на войне, как не соответствующее периоду Нового Завета, когда требования справедливого воздаяния «Око за око» уступают место милости и прощению.
Написано: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:17-21).
Убийства, как и некоторые другие неприемлемые для нас вещи в Ветхом Завете, обуславливались не только жестокосердностью людей, но и конкретным заветом Бога с Его народом, временем этого завета и положением этого народа в пространстве.
Новый Завет же утверждает принципы ненасилия к врагам. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:38-45).
Тут, кстати, Христос отменяет именно заповедь «око за око», служившую оправданием для судов и казней в Ветхом Завете именно в общественном смысле, а не только на личном, как это можно понять в случае заповеди «не убий».
Часто оправдание войн происходит из-за неправильного определения сути греха, когда грех трактуется с позиций нашего времени и нашего завета, и нашей культуры, тогда как грех -- это искажение воли Божьей, а не что-то само по себе. В Ветхом Завете воля Божья выражалась по каким-то вещам в одном, в Новом -- может выражаться в другом. Например, пересчитать Божий народ в одном случае было выполнением воли Божьей, в другом -- согрешением. Важен инициатор действия -- Бог или человек, сатана. Отсюда определится наше отношение к какому-то действию как к греху или заповеди. Но, как мы уже отметили, нужно смотреть на любое утверждение Библии с точки зрения вопросов экзегетики (выемки смысла), задавая вопросы: «Кому это сказано? Кем? Когда? Какой завет был? Как это соотносится с нами? Не было ли в Новом Завете корректировки этого утверждения?» Изучив с помощью этих вопросов места Ветхого Завета про войны, нельзя не сделать вывод, что убийство на войне для верующих Нового Завета не возможно.
В Ветхом Завете Бог давал прямые повеления народу Израиля, и военные действия были исполнением Его воли. Конечно, Бог не мог благословлять грех, это противоречит Его природе, но список грехов для каждого периода завета был свой. Например, Бог допускал в Ветхом Завете разводы по жестокосердию людей. Фарисеи «говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:7-8). Во Втор. 24:1 записано о разводном письме. Так что разводясь, израильтяне Ветхого Завета могли не грешить. В то же время интересна фраза Христа «но сначала не было так». В этой фразе присутствует утверждение, что от времени может меняться воля Божья по отношению к человеку и его правилам жизни. «Всему свое время» (Еккл.). То, что развод зло, мы узнаем четко и ясно именно из Нового Завета, а не из Старого. Христос так сказал. «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32). То есть требования Бога к людям возрастают от завета к завету.
Также и в отношении войны и убийств. Только в Новом Завете Христос сообщает нам полное откровение об этом.
Закон Ветхого Завета был дан земному народу Израилю. А Церковь -- народ вне народов, «некогда не народ», она не укладывается вообще в рамки истории, она взята как бы ниоткуда, из язычников, а стала Невестой Христа и вообще еще теснее -- Его Телом! Время язычников, наш период Благодати, длится в промежутке между седминами для Израиля, ее существование было скрыто от ветхозаветных пророков. Какие же ветхие законы можно приписать этой Церкви, этому чуду Бога? Церковь вне государств, вне забот этого мира, ее задача одна -- возвещать Евангелие всем народам, крестя их. Ради этой задачи и живут все верующие всей земли, а вовсе не для того, чтобы отвоевывать неверующим князьям и президентам новые земли или оборонять «народное добро» или «капиталистическую собственность». Хотя, как граждане, христиане должны повиноваться всем приемлемым законам стран, где живут. Но величие призвания христиан не допускает возвращения их к таким делам мира сего, как война и убийства.
В Новом Завете нет указаний, благословений, или хотя бы попущения деятельному участию христиан в войнах. Неужели апостол, когда приводит в пример евреям знакомые им имена Гедеона, Варака, Самсона и Иеффая, Давида, Самуила и других пророков, «которые верою побеждали царства… были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:32–34), хочет убедить и нас, чтобы мы воевали буквально также как они? Нет, конечно, из данного места это никаким образом не вытекает. Скорее тут призыв для христиан бороться духовно со злом в этом мире, быть крепкими в нашей духовной битве, прогонять лукавого. «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:14-15).
Написано: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Мы не хотим, чтобы на нас нападали с оружием, чтобы нас убивали, грабили войска, взрывали наши дома бомбы. Почему мы должны делать это другим, врагам мирского, неверующего государства? Участие в войне -- это нарушение этого важного Божьего закона, в котором «закон и пророки».
Некоторые утверждают, что раз Бог не только попустительствовал, но и благословлял в Ветхом Завете войны и смертную казнь, значит, это не грех и при Новом Завете. Но это неверный вывод, построен на неверной предпосылке. Бог благословлял войны только Израильтян против язычников. Христиане -- не Израильское государство, а народ, не имеющий на земле отечества. Мы верою переселены уже сейчас на небеса, и тут мы только странники и пришельцы, чужие миру. Потому те вещи, что для мира сего выглядят естественными, полезными, служащими порядку и даже обоснованными старыми законами Ветхого Завета, для нас -- уже грех, потому что мы люди, заключившие с Господом совсем другой, высший завет. Христиане должны на всё смотреть глазами Бога, с Его точки зрения, а не с точки зрения мира, не с точки зрения земной целесообразности и политики. Быть христианином надо всегда, а не только в личной жизни.
Заповедь Ною в 9 гл. Быт. гласит: «Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию». Завет с Ноем был заветом, устанавливающим впервые в истории Земли гражданскую власть. И этот завет действует, как и Моисеев, чему свидетельством может служить радуга. Однако к христианам это предписание не относится, как и к правительствам мира сего. Зададим вопросы: «Когда это заповедано? Кому?» и мы увидим, что заповедь эта дана верующим детям Ноя, для соблюдения верующими в Бога людьми. А иначе зачем неверующим слушать заповедь Бога, в которого ты не веришь? Поэтому страны, не верующие в Бога, применять эту заповедь не имеют права. Если же предположить, что какая-то страна вся уверует в Бога, то это повлечет за собой принятие Нового Завета, поскольку необходимым условием веры в Бога для нашего времени есть признание Иисуса Христа Богом и Искупителем, а отсюда и заповедь Ноева завета будет поглощена ясными словами Нового, призывающими к миру и невоздаянию злом за зло.
Раньше Бог действовал против язычников и преступников через верующих в Него людей (кроме случаев личной кары, как с сынами Кореевыми в Чис. 16:32), потому убийства допускались и предписывались. Ныне же заповедано все проблемы отдать Богу: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:19-21).
Хотя некоторые фразы апостола Павла в Рим. 13 дают право предполагать, что Бог выступает за то, чтобы в неверующем мире неверующие правители силой подавляли беспорядки и наказывали смертью преступников, они определенно относятся не к тому, чтобы дать инструкцию христианам как править в этом мире, а напротив сообщают, как надо относиться мирным христианам к тому, что делают языческие власти. То есть -- не противиться, подчиняться властям, платить налоги, жить не изолированно, не в монастыре, не выступать против государства и начальников, а если призывают в армию и нет еще альтернативной службы, нужно идти и служить без оружия. Но, это совсем не значит, что христиане сами должны стремиться стать мирской властью, военными, карателями и действовать ее методами. Христиане созданы Богом совсем для другого, созданы для проповеди Евангелия и сохранения себя спасенными по вере во Христа.
Написано: «Мне отмщение», и поэтому Бог может через других грешников исполнить наказание для того, кого Он решил наказать. К примеру, неверность Израиля Бог карал набегами язычников, которые грабили землю Израиля, губили урожай, убивали и пленяли людей. В Новом Завете Господь также может использовать грешников, дав им имя «Божьего слуги» и «отмстителя» для наказания других грешников. В каком-то смысле власти становятся исполнителями воли Божьей, но исполнителями невольными. Так, филистимляне, аммонитяне, вавилоняне и прочие враги Израиля -- были исполнители воли Божьей, когда своими военными действиями призывали израильтян покаяться и вернуться к вере в Бога. Однако из этого не следует, что израильтянину не надо было оказывать вооруженное сопротивление аммонитянам или филистимлянам из-за того, что их приход есть воля Божья. Также и то, что власти убивают особо грешных людей, не делает их невиновными в пролитии человеческой крови и братьями христианам.
Возьмем к примеру Иуду. В конце концов воля Божья была на то, чтобы Христос был предан и пострадал на кресте за все человечество, и можно рассматривать Иуду исполнителем воли Божьей. Но мы же не делаем из добровольного исполнения Иудой того, что он «должен был исполнить» (имел и благословение на это даже от Христа!) образец для христиан сегодня... «Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:29).
То же самое и в отношении тех, кто исполняет как бы волю Божью сегодня, наказывая преступников в неверующем мире. В принципе он исполнитель воли Божьей, но нам, христианам не брат, а такой же грешник как все люди. Можно быть одновременно и орудием исполнения воли Божьей, и совершать грех. Злодей своим насилием может сделать угодное воле Бога, но не потому что Бог ему навязал такое действие (искусил), а потому что этот злодей сам выбрал такое деяние, будучи зол. Самый яркий тому пример -- фараон, ожесточившийся не отпускать Моисея и его народ.
Судя по учению Библии, Церковь сейчас является единственным полномочным представителем Бога на земле, Телом Христовым, одним целым с Ним. Какие же могут быть еще прямые Божьи исполнители, тем более из неверующих? Ясно, что только опосредованные, о чем и говорится в 13 главе Послания к Римлянам. Но повторим, что главная воля Божья на наше время не в наведении порядка на безбожной земле, а в том, чтобы все люди повсюду покаялись (Деян. 17:30).
Плотская природа, к сожалению, толкает многих христиан к принятию чисто человеческого учения о возможности христиан участвовать в войнах мира сего в качестве убийц. Плоть ищет выхода нашей ненависти к людям, чего у христиан быть не должно, плоть хочет убивать, мстить, хочет почувствовать власть над мирными жителями и противниками, плоть хочет, чтобы ее боялись, чтобы на вооруженного человека смотрели со страхом. Плоти очень хочется жить как прочие народы, не выделяться, плыть по течению, брать оружие и воевать как все. Плоть любит, чтобы христианство было незаметным для людей мира сего, чтобы мирские люди не видели разницы между собой и христианами. Плоть никогда не захочет идти на конфликт с властями мира сего. Плоть очень охотно принимает убаюкивающие слова военных, что будто бы убивать на войне можно с чистой совестью. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19--21).
А каковы плоды духа? «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5:22-25). Вот оно, описание христиан, отказывающихся убивать! На таковых нет закона! Закон Моисея, предписывающий убивать врагов и казнить нарушителей, на тех, кто живет по духу, уже не распространяется! Слава Богу, возрожденным свыше христианам и не нужно объяснять ничего, Дух Святой Сам говорит им истину. Христиане не должны и не могут убивать! «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:4--5).
Кроме того надо быть реалистами и знать Писание, которое не обещает нам, что на земле до 2-го Пришествия образуются целые страны или города, полностью состоящие из рожденных свыше христиан. «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Массового обращения ко Христу до Великой скорби, к сожалению, скорее всего не будет, а наоборот, будет отступление, в том числе и Церкви, что мы и видим на примере ослепления некоторых христиан лжеучением о возможности убивать братьев своих в составе языческих войск. «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Не наше дело думать за этот мир, как ему обустроить порядок на земле, тем более, что мир хочет строить общество всегда без Бога, всегда без веры, без любви и добра. «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36). В то же время, если бы люди на земле начали жить по Новозаветным заповедям, наступил бы мир, согласие и любовь. «И перекуют они мечи свои на орала и копья свои -- на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Мих. 4:3). Спросим себя: чему мы хотим способствовать? Миру или постоянным войнам и мести? «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).
Важно помнить, что Церковь не от мира сего. Христос молился: “Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира” (Ин. 17:14-16).
Пилату “Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда” (Ин. 18:36).
Сатана предлагал Иисусу Христу весь мир. “Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” (Лук. 4:8-10).
Вмешиваться в дела государства Церковь не имеет права. “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас” (2 Кор. 14:17). Не преклоняться под одно ярмо важно во всех вопросах: в политике, бизнесе, вере. Церковь не может брать на себя функции светской власти, это для нее противоестественно. Каждый христианин -- часть Церкви, потому ему не должно запрягаться в чужое ярмо с неверными.
Вообще, негативное отношение христиан к войне можно обосновать и тем, что нам не дано права судить этот мир сейчас -- справедливая какая-то война или нет, кто агрессор, а кто захватчик. Судя мирскую политику, мы далеко можем зайти, как это было уже в истории церкви с папами римскими и крестовыми походами. О суде мирских дел Христос сказал так: «Кто поставил Меня судить или делить вас?” (Лук. 12:14). Кроме того, если мы убьем одного злодея, мы тем самым не только осудим его, но и приведем приговор в исполнение, что нам Господь запретил: «Не судите, да не судимы будете». Каждое убийство, в том числе и врага, рождает ответную месть и убившего тоже могут убить за то, что он убил. А того убьют за то, что он убил того, который убил. И так это будет до бесконечности. Народ на народ, царство на царство. «Все взявшие меч, от меча погибнут». Но христиане должны выйти из этого мирского круга мести и убийств. Для чего? Чтобы проповедовать людям мир и Евангелие.
А бороться со злом можно и нужно, но только так, как это положено христианам. Христианин может и должен жертвовать собой во имя помощи и спасения людей, но не с оружием в руках. А как? Например, как Христос, отдать себя на распятие за веру. Как апостолы и диакон Стефан -- пожертвовать собой, чтобы через их смерть Церковь росла. «Кровь -- есть семя Церкви». Можно, например, перерезать веревку в альпинистской связке, когда ясно, что двоим суждено соскользнуть в пропасть. Можно закрыть своим телом друга, просто человека, даже врага, если в него стреляют или бьют мечом. Это будет настоящим самопожертвованием, «положением души наша за други своя», но по христиански, а не по ветхозаветному.
Важно отметить, что в отношении войн нам стоит «зреть в корень» и спросить себя: «А кто отец войн?» Простой анализ событий истории человечества приводит к выводу, что автор войн -- сатана, потому что именно он первым поднял войну против Бога. Первым человеком, совершившим убийство был Каин, а убитый им Авель назван в числе мучеников Божьих. Поэтому любая человеческая война является отражением греховного состояния человечества, следованием примеру сатаны и Каина. Убийство на войне для христиан неприемлемо. Бог установил для верующих периода Благодати такие пределы, в которые убийства, ненависть, вражда и физические оскорбления не входят. Кто же толкает людей воевать? «Это -- бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» -- отвечает Откровение, 16:14. Следовательно, христиане призваны не участвовать в делах тьмы, войнах, имеющих свое происхождение от первого человекоубийцы. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 10-11).
Кстати, когда Бог был на земле в теле, когда Он практической жизнью показывал нам, христианам, как нам жить на земле сейчас, Он наглядно являл Свою любовь. «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» (Мф. 12:18--21). А также: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Пет. 2:23-25).
Мы являемся последователями Христа, а не Ветхого Завета, а потому должны подражать прежде всего Христу в Его земной жизни, а Он был мирен и никого не призывал убивать врагов. «Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны» (Ин. 18:11).
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук. 2:14) -- вот какую радостную весть принесли ангелы с рождением нашего Господа и Спасителя. До Великой скорби очень важно чувствовать предупреждение нашего Господа: «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его». Бодрствовать от вовлечения христиан в политику мира сего с его войнами и конфликтами, хранить наши белые одежды святости, быть чистыми от крови ближних наших -- вот задача христиан. Если понадобиться, мы должны быть готовы и к предсказаниям Христа: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:9--13). «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое» (1 Пет. 4:15).
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки