ОЖИДАТЬ ЛИ НАМ ДРУГОЙ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ?

 

Вопрос этот, вероятно, не нов для читателя. Именно теперь так много говорится об этом предмете и столько является претендующих на особенную силу среди тех, которые заявляют, что получили «благодать Пятидесятницы», что многие христиане серьезно задаются вопросом, что все это значит. На молитвенных собраниях и конференциях проповедники призывают служителей к молитве о «возвращении времени Пятидесятницы» и об «опыте Пятидесятницы». Если некоторые крайности и увлечения бросили тень на это движение, тем не менее, остается верным, что оно само по себе повсюду приводит христиан к вопросам: от Бога ли это? согласно ли это с Писанием? Должны ли мы ожидать новой Пятидесятницы и молиться о ней?

Вступая в исследование этого вопроса, спросим себя предварительно:

Почему новая Пятидесятница считается столь желательной?

Обращаясь ко второй главе Деяний, мы заметим, что четыре предмета характеризовали день Пятидесятницы, как результат сошествия Святого Духа.

1. Удивительное единодушие. — Если ученики пребывали единодушно вместе в это незабвенное утро, то с этого дня далее они были еще теснее соединены друг с другом и с теми, кто к ним присоединялись. «Все же верующие были вместе... и каждый день единодушно пребывали»... (ст. 44, 46).

2. Удивительные явления в природе. — Внезапный шум с неба, как бы от сильного ветра, появление разделяющихся огненных языков, которые почили на каждом из них, — таковы были явления, сопровождавшие исполнение апостолов Духом Святым.

3. Удивительные проявления. — Случилось так, что Иерусалим в то время был самым космополитическим городом. Там были люди из далекой Парфии и Мидии и из всех отдаленнейших пределов Империи. Всему этому огромному множеству людей дано было видеть тот поразительный факт, что простые, неграмотные галилеяне заговорили на разных языках, так что «каждый слышал их, говорящих на своем наречии». Воистину, удивительное свидетельство.

4. Удивительная сила. — Когда Петр стал проповедовать о Христе в этот знаменательный день, слушатели его «умилились сердцем». Многие души были захвачены убедительной речью и не только к Петру, но и к другим апостолам обращались с вопросом «что нам делать?» Дальнейшие увещания продолжались и «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (ст. 41).

Те, которые усердно молятся о новой Пятидесятнице, вероятно, скажут нам, что они желали бы возобновления этих четырех удивительных вещей. Вместо того, чтобы церкви терзались разделениями, они бы желали видеть восстановление первоначального единодушия, когда горькие различия были неизвестны, и все дышали атмосферой братской любви. Они ждут широкого излияния Святого Духа и, как неизбежного последствия, богатого и несомненного опыта. Они ожидают, что вновь будет доказательство в виде сверхъестественных явлений и, наконец, проявится сила Пятидесятницы при проповеди евангелия и грешники будут обращаться не по одному или по два, а тысячами. Разве все это не хорошо и не высоко? Может быть. Но разве Пятидесятница не была ничем иным, кроме того, что здесь описано? Не было ли что-нибудь, кроме этих четырех предметов, которых так жаждут теперь?

Постараемся показать, чем действительно была Пятидесятница.

Очень важно заметить относительно Пятидесятницы, что она была свидетельством водворения чего-то совершенно нового на земле.

Сотни лет уже Бог водил народ Израильский. Этому народу был дан закон, с ним был заключен завет. Ему даны были обетования и передавались Божии изречения. Время от времени воздвигались пророки и остаток был выведен из плена и поселен в своей собственной стране. Среди этого остатка появился давно обещанный Мессия, не в слове и земном величии, как они ожидали, но в смиренном и униженном виде. Их отношение к Нему было трагично. Вместо того, чтобы радостно принять Его, как Богом дарованного Освободителя, они предали Его римским властям, которые распяли Его, как простого смертного.

Этот ужасный поступок принес полную перемену в отношении Бога к людям. Израиль отверг Христа и Бог отверг Израиля. С тех пор он стал «Ло ами», т. е. «Не Мой народ». Но ни одно слово из Его свободно данных и безусловных обещаний не пропадет. Настанет день, когда Израиль признает некогда распятого им Мессию, «Грядущего во имя Иеговы». Они воззрят на Того, Которого пронзили и будут рыдать, как рыдают об единородном сыне (Зах. 12:10). Тогда восстановит Бог Свой союз с избранным Им народом, тогда Он опять скажет: «это Мой народ» и они скажут: «Господь Бог наш» (Зах. 13:9).

Теперь время великого перерыва, когда Бог как бы прекратил Свое действование по отношению к Израилю и через него. Этот великий перерыв, длящийся уже почти двадцать веков, составляет как бы пробел или пропуск, который должен быть наполнен чем-нибудь новым и совершенно отличающимся от того, что было раньше. Когда Господь Иисус Христос был на земле, Он упоминал о настающей перемене и о чем-то новом, что должно образоваться как последствие отвержения Его Израилем. Заметьте точные Его слова, переданные Матф. 16:18: «Я создам церковь Мою». Он не говорит: «Я создал» или «Я созидаю», но «Я создам». Христос Сам будет Строителем и здание будет всецело Его, Его Церковь, Его собрание, составленное из живых камней, верующих душ, которые таким образом соединяются все вместе в одно великое здание.

Таким образом, главная мысль по отношению ко дню Пятидесятницы та, что это было Начало созидания.

Внешние вещи, явления и чудесная сила, сопровождавшая Пятидесятницу, были второстепенными предметами. Господь Иисус, воскресший из мертвых и вознесшийся во славе начал созидать то, что отвечало бы Его собственному определению «Моя церковь». Так Он «излил» Духа Святого и таким образом все верующие в Него были соединены с Ним, Своим воскресшим Главой и друг с другом. Они были крещены одним Духом в одно тело (1 Кор. 12:13). Они уже не были больше отдельными личностями, между ними получилась неразрывная связь, потому что они были водимы одним Духом и стали членами одного тела.

Никогда ничего подобного не приходило на ум величайшим святым прежних времен. Авраам, Моисей, Давид, Илия, Исайя — все они много знали о Боге и имели тесное общение с Ним, но ничего подобного не было им открыто. Это было нечто совершенно новое.

Если мы не поставим этот великий факт на первый план, то не сумеем понять значения Пятидесятницы. Еще одну вещь надо заметить. Придя для того, чтобы образовать Церковь Христову, Дух Святой является не для временного посещения, а для постоянного пребывания. В Ветхом Завете Он часто действовал через избранные сосуды. Так, Он сошел на Амасая («объял Амасая»), чтобы сделать его вождем большого движения в пользу Давида, помазанника Божия. Но, в противоположность этому, в Пятидесятницу Он является для постоянного пребывания. Он не перестал действовать и в избранных сосудах и проявляться особенным образом, но характерно то, что с начала нового периода после Пятидесятницы, Святой Дух пребывает здесь, на земле, обитая среди верующих постоянно и при всех обстоятельствах. Таково верное исполнение обетования у Иоан. 14:16 «да пребудет с вами вовек».

Таким образом, я ставлю вопрос читателю: может ли один предмет зачаться и народиться дважды? И если Дух Святой сошел, чтобы жить и пребывать среди нас, возможно ли Ему вновь сходить тем же путем? Конечно, на эти вопросы может быть только один ответ — отрицательный. Но эти две вещи — начало нового создания Христом и пришествие Святого Духа, чтобы пребывать в этой, созданной Им церкви — были главными событиями Пятидесятницы. Самыми главными. А потому сознательный христианин, слушая горячую молитву о «новой Пятидесятнице», воскликнул бы: они просят чтобы началось то, что уже давно началось и чтобы явился Тот, Который уже давно здесь.

Возможно, мне скажут, что не это подразумевается в молитве. Они желают возобновления четырех чудных вещей, о которых упоминалось в начале статьи. Просмотрим же их подробнее, чтобы увидеть, можем ли мы на самом деле просить и ожидать их возобновления.

1) Чудесное единодушие.

Единение, существовавшее между верующими, как уже замечено, должно было быть разительным свидетельством для всех внешних. В короткое время то, о чем молился Господь Иисус (Иоан. 17) «да будут все едино», осуществилось. «Хорошее и приятное» по Псалму 132 совершилось, потому что «братья жили вместе». «Все верующие пребывали вместе». Но это единодушие, явленное в Пятидесятнице, не было только внешним единодушием. Те, про которых можно было сказать, что «они Христовы», были связаны между собою таким единством, которое не могли бы разрушить никакие силы земли или ада. И это единство не перестало существовать.

Мрачные тучи скоро начали застилать лазурное небо этих счастливых первых дней. «Произошел ропот» (Деян.6). Начались споры и раздоры, и повторялись через всю историю церкви на земле. Христиане нападали на христиан. Слуги Божии боролись с подобными себе слугами и расставались с горькими словами на устах. Разделения умножились, появились секты и партии и Церковь является теперь тяжким зрелищем для мира! Но единство, созданное сошествием Святого Духа в Пятидесятницу, пребывает. Верующие — по-прежнему члены одного тела и связаны между собою и со Христом неразрывными узами. «Единое тело» — это такой же факт теперь, как был тогда.

Мы хорошо сделаем, если всегда будем помнить эту великую истину, чтобы она освещала все наши мысли. Да будет она с нами и во время молитвы. Пусть она занимает большое место в наших сердцах. Будем избегать всего, что фактически отвергает ее. Господь молился о единстве Своих избранных, которое должно было бы привести мир к вере. Это внешнее единство, увы, было утрачено в первые века истории церкви и Писание не подает нам надежды на его восстановление. Усилий к его восстановлению было сделано немало. «Объединение христианства» было давнишней мечтой многих. В последнее время между некоторыми церквами за границей происходит объединение. Но в это объединение вошел чисто мирской дух: деньги и политика играли большую роль. Духовно настроенные христиане не придают значения таким движениям.

Нам нечего поэтому ожидать восстановления церкви, какой она была в Пятидесятницу, и внешнего ее единства. Мы приветствуем всякое присоединение со стороны тех, чьи сердца чисты и правдивы; таковые будут все более и более стараться ходить вместе и искать «праведности, веры, любви, мира со всеми, призывающими Господа от чистого сердца». Такое хождение вместе, в духовном смысле, вне всякой организации или схемы объединения, может появиться с приближением конца. Но не в этом направлении зиждется истинное упование церкви.

Если мы будем изучать послания, которые раскрывают мрачную картину последних дней, то непременно заметим выдающееся место, которое отведено пришествию Господню.

Первое послание к Тимофею открывает нам нечестие последних времен. В нем не предусматривается никакого изменения к лучшему и Тимофею предписывается «убегать сего». Он должен подвизаться добрым подвигом веры «и соблюсти заповеданное ему» до пришествия Господа нашего Иисуса Христа (6:14).

Второе послание к Тимофею свидетельствует, что «в последние дни наступят времена тяжкие». Не только в мире, но и в церкви «злые люди и обманщики будут преуспевать во зле». И посреди всего этого глазам христиан представляется не возобновление дней Пятидесятницы, а день «явления Его» и «Его небесного царства» (4:8,18).

Второе послание Петра рисует картину грядущих дней весьма мрачными красками. «У вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси». «Многие последуют их разврату». «Путь истины будет в поношении» (2:1,2). Есть ли тут что-либо, похожее на возрождение веры и силы, сопутствовавших Пятидесятнице? Нет! Нам должно быть «ожидающими и желающими пришествия дня Божия» (3:12).

Первое послание Иоанна не менее сильно в описании возрастания зла. Даже в дни Апостолов «последнее время», мрачное вероотступничеством, показало себя. «Прийдет антихрист, и теперь появилось много антихристов, почему мы и знаем, что последнее время» (2:18). Какая же может быть надежда в сердцах наших? Не на возвращение светлой Пятидесятницы, а на тот факт, что «Он явился» (2:28), и что, когда Он явится, мы «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (3:2).

Иуда говорит о ропотниках последних времен, которые будут поступать по своим похотям. На чем же утверждаться сердцу христианина, какое принять направление? Надо смотреть не назад, а вперед: «се, идет Господь» (14). «Вы, возлюбленные... сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни» (20,21).

Достаточно ясно, что мы должны стремиться не «назад к Пятидесятнице, а «вперед, к славе». Послания к семи аcийским церквам подтверждают это. Они рисуют жизнь и историю церкви на земле и мы видим в этой картине все возрастающее зло. Но вновь и вновь указывается светлый горизонт, чтобы подбодрить и укрепить побеждающего. Этот горизонт — Пришествие Господне. «Только то, что имеете, держите, пока приду» — таково слово к находящимся в Фиатире. «Се, гряду скоро», предупреждается Филадельфийская церковь.

Дорогой друг-верующий! Взирай кверху! Тот, который любит нас, грядет. Скоро услышим мы призыв домой, мы будем восхищены в сретение нашему Спасителю на воздухе (1 Фес. 4:17).

Почему на воздухе? Потому что это место господства сатаны (Еф. 2:2). Как чудно поэтому, что именно там, как бы в самой пасти врага, будет первое проявление грядущего торжества! Тот, который рассеивал и разделял детей Божиих, всячески их преследовал и ставил им преткновения, увидит их облеченными подобием Христа и единодушными, навеки соединенными, невзирая на все его старания. Это ли не победа?

Итак, пришествие Господа — вот истинное упование, на котором должны утверждаться наши сердца.

2) Чудесное событие.

Говоря об этом, мы должны помнить, что случившееся в день Пятидесятницы, было не простым явлением, а историческим событием. Святой Дух фактически сошел и наполнил дом, в котором они находились, и пребыл на учениках. Замечательное пророчество Иоиля может быть тут применено (2:28). Было предсказано, что Бог изольет от Духа своего на всякую плоть, и что многие будут пророчествовать и видеть видения.

На это пророчество указывает Петр в своей речи в Пятидесятницу, чтобы показать, что всем тем, что с ними происходит, люди обязаны не сладкому вину, а тому, что Дух сошел на них. Имея перед собою пророчество Иоиля, они могли понять истинный характер чуда.

Но мы впадем в серьезную ошибку, если вообразим, что пророчество Иоиля нашло свое конечное осуществление в день Пятидесятницы, или что его осуществление принадлежит только христианам.

У Иоиля во 2-й главе сказано, что наступит день, когда Господь сотворит великое для земли и народа Израильских. Он Сам будет посреди них. Годы их печали и страданий пройдут и они будут есть в изобилии и насыщаться, и прославлять имя Господне. И после всего этого (см. ст. 28) Дух изольется на всякую плоть и откроются сопровождающие его явления.

Если мы это хорошо поймем, то избегнем разочарования. Мы увидим, что если безусловное исполнение этого пророчества нельзя отнести к Пятидесятнице, тем менее может оно быть отнесено во всей своей полноте к нашим дням. Истинное место принадлежит ему впоследствии. Когда церковь будет прославлена и домостроительство Божие относительно Израиля окончено, начало тысячелетнего царствования будет достигнуто излиянием Духа в широкой мере. В тот день, а не теперь это совершится.

Но, тем не менее, разве христиане не могут ожидать исполнения Духом? Разве мы не должны молиться о том, чтобы исполниться Духом Святым, как сказано у Еф. 5:18?

Конечно. Если мы не должны ожидать широкого излияния Его по всему миру, как это будет в другом веке, все же мы должны стремиться каждый лично к этому исполнению Духом. Позвольте мне сказать слово предостережения. Очень важно выяснить мотивы, по которым мы желаем быть исполнены Духом. Для того ли это, чтобы стать особенными людьми и выполнять особенные дела? Часто замечают, что многие примешивают тут свое собственное «я». Их молитвы, свидетельства и мысли вертятся вокруг самих себя.

Речь Петра была вызвана необходимостью объяснить множеству народа истинный характер того, что случилось. Но он пользуется случаем говорить о том, кто ближе всего его сердцу — о Христе. Стихи 14-21 — это предварительные разъяснения. От 22 стиха и далее мы имеем благовестие Петрово, первое, раздавшееся в то время. Его тема — не Пятидесятница, не Церковь, даже не Дух Святой, а Иисус. Законспектируйте его речь и выйдет: «Иисус... распятый... воскресший... вознесенный... Господь и Христос». Вот что отличает человека, исполненного Духом. Когда он открывает уста, чтобы свидетельствовать, то говорит не о себе и своем чудном опыте, а о Христе. Говорить о себе и своем, значит любить плоть. Дух возвышает его.

3) Чудесные явления.

«Говорить на различных языках» — это, без сомнения, проявление сверхъестественной силы. Коринфские христиане придавали этому дару особенное, даже слишком большое значение. Теперь опять этот предмет занимает умы многих христиан и мы слышим о «говорящих языками» и ожидающих, что в скором времени они будут творить чудеса и даже воскрешать мертвых.

Когда исследуешь эти утверждения, сразу выступает их ложный характер. Удивительно, что христиане могут вводиться в заблуждение подобными утверждениями. Но посмотрим, что говорит Писание о даре языков.

В 1 Кор. 12 дано наставление относительно употребления «даров духовных». Они чрезвычайно разнообразны и принимают различные формы. Стихи 8-10 перечисляют некоторые из них. «Слово мудрости» стоит во главе списка, затем «слово знания», «вера» и т.д. К концу списка стоят «разные языки» и «истолкование языков». Это очень важно заметить. Языки могли быть истолкованы и имели значение только при истолковании.

Замечательно то, что все эти дары были проявлениями одного Духа, части Его великого плана, и не могли отделяться в своем употреблении от других даров. В конце главы опять упоминаются «разные языки» и апостол спрашивает: «Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» Опять, как видите, упоминается истолкование.

Глава 13 указывает «путь превосходнейший» и говорит о чем-то лучшем, нежели обладание этими чудесными силами. Можно быть медью звенящей или кимвалом звучащим, хотя бы и говорить языками человеческими и ангельскими. «Языки» принадлежат к числу вещей преходящих. «Они умолкнут» (ст. 8).

Глава 14 возвращается к вопросу о «дарах духовных» и показывает различие между пророчеством и даром говорить «языками». Пророчествующий назидает, а говорящий «языками» — нет. Поэтому пророчествовавший был больше говорившего «языками». Языки были знаком для неверуюших (ст. 22). Пророчество было помощью и утешением верующих. Из всего этого можно заключить, что «говорить языками» не было редкостью в те ранние времена, особенно у христиан Коринфа. Очевидно также, что это был один из тех даров, которые давались Богом для свидетельства неверующим. Этим Он привлекал их внимание к тому, как создавалось Им христианство.

Чудеса, дары исцелений, языки — все это служило более или менее одной цели, подобно колоколам в церкви — привлекать внимание к тому, что происходит или начинается. Когда служба оканчивается, колокола перестают звонить. И когда христианство вполне утвердилось на своем пути, дары и знамения прекратились.

Но дары назидающие продолжаются. В Еф. 4:11-13 утверждается, что они будут продолжаться «доколе все придем... в меру полного возраста Христова». О языках тут не упоминается. Прежде всего стоят апостолы и пророки. Они, правда, принадлежат к основанию или началу (Еф. 2:20), но «евангелисты», «пастыри» и «учители» принадлежат к дарам, которые всегда служат к «усовершенствованию святых на дело служения». Сердце человеческое стремится придать наибольшее значение тому, что выдвигает наше собственное «я». Дары знамений способствовали этому. Отсюда восхваление Коринфянами их способности говорить «на языках». Но апостол, который пишет по внушению Духа Святого, старается исправить это стремление и выдвигает значение других даров, менее видных, но более полезных в деле назидания и способствования духовному росту. Случай с коринфянами показал, что рядом с «говорением языками» может быть нежелательное, пустое, мирское благочестие.

Будем же стремиться больше к тому, что Дух ценит более, нежели «языки» и дары знамений. Такие знамения, если бы они появились теперь, не послужили бы доказательством любви и заботливости Христа о Своей Церкви. Скорее, это послужило бы знаком Божественного одобрения того смешения, разделения, мирского духа, ложного учения и плотской системы, которые так преобладают в наше время.

Поэтому, вместо того, чтобы ожидать чудес и дара языков, духовно настроенный верующий будет молить об умножении тех даров, которые более прямым путем ведут к назиданию. Будем всевозможными путями искать истинного блага и благословения для наших ближних — христиан, но не будем обманывать себя ожиданием знамений и чудес в эти последние лукавые дни.

4) Чудесная сила.

Три тысячи душ присоединяются в один день! Это ли не чудесная сила? Услышим ли мы когда-либо снова о подобной вещи? Как трудно и мучительно бывает часто в наше время, когда не видишь никакого результата своей деятельности и проповеди.

Но Дух Святой все же здесь! Его сила все та же на веки. Если время пророков было «днем маловажным», то теперь день великого Лица. Почему же мы не видим того благословения, которое было видимо в Пятидесятницу?

В одном, весьма важном отношении присутствие Святого Духа в день Пятидесятницы отличается от Его присутствия на земле ныне. Тогда Его присутствие было известно и Его действия проявлялись, главным образом, только в одном городе. Теперь Его присутствие везде, где есть христиане и действия Его раскинуты буквально по всему миру.

Держа в уме это великое отличие, смотрите, разве не может быть и в наше время таких дней, когда число обращенных окажется более того числа, которое обратилось в день Пятидесятницы? Возьмите для примера прошлое воскресенье. Подумайте о тысячах мест, где искренно и горячо проповедовалось Евангелие; о больших и маленьких городах и селах в Англии, Ирландии, Шотландии, Соединенных Штатах. Сделайте мысленное обозрение других стран, ближних и дальних, вплоть до Китая, Японии, Африки и Южной Америки. Сколько и там работников на ниве Божией возвещают Евангельскую весть. Подумайте о том, как сильно влияние сатаны, как черствы людские сердца, и скажите: разве не весьма вероятно, что, по крайней мере три тысячи обратились к Господу в прошлое Воскресение?

Итак, нет повода к унынию. Несомненно велика победа, которую одерживает Евангелие и в наши дни. Оно есть несомненная сила Божия ко спасению. Бог оказывал и оказывает свое могущественное действие среди язычников. Отовсюду приходят вести о широко распространяющемся благословении; множество обращается от идолов к Богу и находят мир и радость в вере.

В то же время, никогда не было в мире так много язычников, как теперь. Никогда не выглядел язычник так мало похожим на обращенного, как теперь. Но Библия и не учит нас ожидать, что мир будет обращен через проповедь Евангелия и усилия миссионеров. Напротив, Бог призревал и призревает язычников, «чтобы составить из них народ во имя Свое» (Деян. 15:14).

Вместо того, чтобы обратиться ко Христу, мир обратится к антихристу. Только подавляющий суд Божий и устранение всякого нечестия сделают мир обителью праведности и мира.

Но есть еще четыре чудные вещи, упомянутые во второй главе Деяний, которых мы, христиане, должны крепко держаться:

1) Апостольское учение.

2) Апостольское братство.

3) Преломление хлеба.

4) Молитвы.

Нам особенно важно держаться апостольского учения. Ложные учения распространяются и даже христиане как бы освящают их своим присутствием на местах, где они произносятся, и своей принадлежностью к церковным общинам, которые их исповедуют. Мы имеем учение апостолов во вдохновенных посланиях, ими написанных.

Апостольское братство включало в себя всех христиан. С тех пор были образованы разные другие братские кружки. Мы должны, в виду этих разнородных, часто борющихся между собою кружков, продолжая искренно любить верных детей Божьих, к ним принадлежащих, мудро держаться единого апостольского братства, основанного на их учении и столь широкого, что оно вмещает в себя «всех святых» повсюду.

Преломление хлеба есть великое преимущество, которым мы можем пользоваться даже и в наши лукавые дни. Оно будет продолжаться, доколе не придет Господь (1 Кор. 11:26). Увы, иные христиане пренебрегают этим! Многие, даже весьма деятельные в распространении учения, мало заботятся об исполнении завета их Учителя и Господа: «сие творите в Мое воспоминание». Да будет это святое преимущество ближе нашим сердцам!

Наконец, они постоянно пребывали в молитве. Как нам это необходимо! Никогда еще, кажется, молитва не была так настоятельно нужна, как теперь! Кроме молитвы тайной, будем стремиться к совместной молитве с нашими единомышленниками. Таким образом мы научимся получать силу от Бога. Мы узнаем Его волю по отношению к Его народу в эти трудные, мрачные дни. И вместо того, чтобы обманываться напрасными надеждами и заниматься тем, что не по воле Его, мы будем идти по пути Его благоволения, будем иметь утешение Святого Духа и Писаний.

Из журнала «Христианин» №8, 1908 г.

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки