Игорь Колгарев

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ АЛКОГОЛЬ ХРИСТИАНАМ?

 

Баптисты всегда славились трезвым образом жизни. То, что мы не пьем, знают, наверное, все. К сожалению, в последнее время появилось много защитников «умеренного употребления вина», потому что-де, Писание якобы напрямую алкоголь не запрещает.

Как тут не вспомнить древнюю русскую легенду, что когда князь Владимир избирал новую религию для Руси, он выбрал православие потому, что там, якобы, пить можно. А без пития русским, якобы, ну совсем жить невозможно. «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: «я буду проповедывать тебе о вине и сикере», то он и был бы угодным проповедником для этого народа», -- будто предсказывает Писание (Мих. 2:11).

Может быть, все-таки желание понравиться миру, быть как все, не выделяться, пить со всеми, и является главной причиной защиты алкоголя, а вовсе не отсутствие прямых запретов на вино в Библии?

Некоторые, желая угодить «и вашим, и нашим», считают, что те, кто не пьет, должны с равной лояльностью относиться к тем, кто пьет. Как будто могут быть равны те, кто грешит, и те, кто святится. Если мы внимательно обратимся к Писанию, то заметим, что оно как раз очень последовательно выступает против пьянства.

«Вино -- глумливо, сикера -- буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен», -- говорится в Притчах (20:1). И еще: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» (Прит. 23:29-34). Разве можно не считать эти предупреждения серьезными?

Относимся ли мы с пренебрежением к тем, кто, будучи верующим, продолжает пить, как обвиняют нас некоторые? Мы спасены по милости Божьей, и многие из нас были пьяницами, но благодарение Богу, что Господь избавил нас от этих пут греха, державших нас в своих сетях. Мы покаялись перед Богом и отказались совсем от любого количества алкоголя, табака, наркотиков и прочих вещей, обычных для греховного мира, но чуждых самой новой природе возрожденного человека.

Апостол Павел пишет: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником... или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11). Есть ли здесь пренебрежение к пьянице? Нет. Тут дается рекомендация как показать другому христианину наше отрицательное отношение ко греху, с которым живет тот, кто называет себя братом.

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук. 21:34). Многие защитники пития пытаются показать, что там, где в Писании осуждается пьянство, также рядом осуждается и объедение, и злоречие, и многое другое. «А поскольку, -- считается ими, -- отказаться от объедения и злоречия человеку никак не возможно, то и пить, выходит, можно». Однако, если мы верим Библии, то скорее всего, действительно, для человека лучше не объедаться, не быть злоречивым, и, конечно же, не пить. Если что-то нам кажется в Библии «слишком строгим», это еще не значит, что оно недействительно. Может быть, это мы не слишком хотим слушаться Слова Божьего? Кстати, слова «объядение и пьянство», скорее всего, означают не два отдельных друг от друга вида греха, а одно и то же действие, пиршество, на котором люди пьют алкоголь и много едят, и при этом совсем не думают о Боге.

В свое время в наших церквях всеобщим решением братья ввели абсолютный «сухой закон». Благодаря этому евангельские христиане и баптисты России получили в народе славу трезвых, миролюбивых, порядочных работников и соседей.

Иногда говорят, что в сухом законе может наноситься вред всей стране. Ругают Горбачева с его антиалкогольной компанией. Но какой же вред может быть в трезвости? Возможно, вред в возникновении подпольной виноторговой мафии, наподобие той, что была в США во времена «великой депрессии»? Однако, если в наше время существует подпольная наркомафия, то выходит, надо разрешить свободную продажу наркотиков, дабы запрет не ущемил нашу свободу?

К сожалению, и у нас было время, когда верующих в церквях призывали быть «ближе к народу», «пить, не упиваясь», ходить на разные мирские мероприятия, на танцы, выставки соцреализма, в кино, театры и прочие увеселения, а так же и пить спиртное. «В некоторых местах почти обычным стало употребление вина, -- пишется в вышедшем в начале 1960-х годов материале «Об освящении» Совета церквей. -- Но если члены церкви употребляют вино, то что делать миру? Говорим тем, которые употребляют вино: "Неужели вы не видите, братья и сестры, тысячи разбитых семей, тысячи погрязших во грехе и разврате из-за вина, неужели не видите этого общественного бедствия? Но вместо того чтобы подать руку гибнущим, вы, находясь в церкви, сами делаете этот грех».

В Лк. 21:34 говорится об ожидании христианами Второго Пришествия Иисуса Христа, когда быть пьяным может означать остаться вне спасения. «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству», -- говорит об этом же апостол Павел (Рим. 13:13). И самое, пожалуй, определенное: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18), где исполнение Духом вообще противопоставляется питию вина.

«Мы пьем, но не упиваемся», -- часто говорят последователи либерального взгляда на вино. Но как можно определить меру? И как быть при этой «мере» трезвым настолько, чтобы было возможно исполнение Духом? И кто сможет ее держаться в наше время, когда люди склонны пить для того, чтобы потерять всякую трезвость и «забыться»? И не будет ли тут опасности смешаться церкви с миром в одних с ним делах? «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся...», -- увещевает Павел (1 Фес. 5:7). Трезвиться надо и в духовных вопросах, но также и в любых других.

Ссылаются даже на Господа нашего Иисуса Христа, будто Он точно пил вино. «Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Лук.7:34). Однако тут сказано, что так о нем говорили фарисеи, желая Его дискредитировать в глазах верующих. Да, Он общался с мытарями и грешниками, но нигде не сказано, что Он пьянствовал с ними. Он рассказывал всем о любви Отца Небесного к людям, пользовался любой возможностью, чтобы показать людям истину. Не было в Нем греха. Да даже если бы Он и пил, не забудем, что Он был во-первых, Сыном Божьим, умевшим противостоять греху, что нам отнюдь не всегда удается. А во-вторых, Он жил еще во времена Ветхого Завета, когда трезвость требовалась только от священников, пророков и назореев. А мы живем уже в Новом. И не надо забывать слова Господа: «Сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лук. 22:18). Неужели и нам нельзя подождать с этим до возвращения нашего Господа, вспоминая об этом только на Хлебопреломлении, делая тогда маленький глоточек в воспоминание за нас пролитой Его крови?

Зная место Писания, которое говорит, что «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21), пьющие готовы снисходить к непьющим христианам, но только на условии, если их самих признают «более мощными». Однако Господь нам говорит, чтобы мы не обольщались насчет нашей мощи, способной, якобы, «пить умеренно». Это уже гордыня, когда мы много мечтаем о себе, и специально ходим по краю пропасти греха. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна», - предупреждает Писание (Мар. 14:38).

Наоборот, мощному духовно человеку, знающему Христа лично, не нужно вино, не нужны наркотики. Разум и душа всегда должны быть трезвыми, способными отличать добро от зла. Именно поэтому в Ветхом Завете самым духовным людям того времени, священникам, предписывалось не пить вина. «И вина не должен пить ни один священник, когда идет во внутренний двор» (Иез. 44:21). О пророках говорится, что они выбирали сами не пить вина вообще. «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей», - сказано об Иоанне Крестителе (Лук.1:15). Такой же обет давала Анна о будущем сыне Самуиле (1 Цар. 1:11), и такие же указания были даны Ангелом Господним о Самсоне (Суд. 13:4). Про принявшего назорейство, особое посвящение себя Богу, говорится, что «он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод» (Чис. 6:3). Левитам содержится также весьма конкретное указание: «Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику,] чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев. 10:9-11). Служба Богу должна быть всегда трезвой.

Кто-то скажет, что мы не назореи, не левиты и не священники Иерусалимского Храма, да и вообще не иудеи, и к нам эти указания не относятся. Может быть и так. Но мы и не просто народ, не просто «прихожане». Новый Завет говорит нам: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:9-10). Новозаветные верующие по духовности и требовательности к себе должны быть выше ветхозаветных верующих, и примеры святых прошлого для нас должны быть образцами лучшего поведения.

Да, быть трезвыми непопулярно. Трезвенник в сегодняшнем нашем обществе - человек, воистину, уникальный, не от мира сего. Над ним смеются, издеваются, дразнят выпивкой, пытаются «приобщить» к этому, часто силой. Примеры пьющих православных священников, к сожалению, у всех на виду, в фильмах монахи порою изображаются непременно пузатыми и с бочонками вина или пива. И только баптисты не вписываются в эти представления, из-за чего и вызывают такую злобу грешников мира сего. Но также вызывают и уважение своей стойкостью в вере и неприятии непотребного. Разве можно не дорожить этим? Как можно просто даже рассуждать о «возможности пить алкоголь», когда вся наша страна страдает от этого порока, когда многие алкоголики с трудом бросили эту губительную привычку и пришли в церковь в надежде излечиться от нее, обрести мир и покой душе в вере в Бога?

Даже в мирских средствах массовой информации, например, на телевидении, на рекламных щитах в наших городах, запрещена открытая реклама алкогольных напитков и, тем более, наркотиков (хотя, к сожалению, пиво еще рекламируется). Обществу понятно, что призывы пить спиртное очень опасны, особенно для молодого поколения, которое отнюдь не всегда «выбирает Пепси». В то же время вызывает большое недоумение как можно в нашей стране и в наше время разрешать пить алкоголь, призывать к свободе от всяких ограничений? Свобода - конечно, хорошо. Но лучше быть все же свободными от рабства греха, пьянства, тем более что известно, что пьяницы Царства Небесного не наследуют (1 Кор. 6:10).

Настоящее освобождение всегда радикально, и если мы хотим быть светом миру и сами не пасть в глазах Бога, мы не можем не отказаться от выпивки алкоголя совсем. Пусть наша трезвость будет примером для неверующих и верующих, свидетельством всем, что возрожденному христианину не нужно вино, не нужны сторонние суррогатные «веселители», ни в каких количествах, потому что у нас есть превосходнейшее - Дух Святой в сердцах наших, который и утешает, и веселит, и дает покой душам. И это для нас самое ценное!

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки