П. Т. ПЛЕШКО
Среди американских и английских верующих весьма широко распространено учение, что “однажды спасенное и возрожденное лицо, если оно даже и отступит от Христа и Его Слова, никогда не может погибнуть”.
Наши русские и украинские общины лет десять-двадцать тому назад были свободны от этого учения, но за последнее время оно проникло и в среду нашего братства. Правда, оно не нашло доступа в сердца многих верующих, но все же встречаются отдельные лица, которые верят в него и проповедуют его.
Ввиду того, что оно проникло в наши общины и, подобно закваске, начинает проявлять свое действие и влияние на души недостаточно сведущих в Слове Божьем, я, с помощью Господней, решил, на основании Библии, осветить этот вопрос.
Начало этого учения
Когда и кем были заложены его основы?
Обыкновенно лица, знающие церковную историю, говорят, что оно восходит к шестнадцатому столетию и что начало ему положил Жан Кальвин. Но это не так. Жан Кальвин не был основателем сего учения; задолго до Кальвина оно уже существовало. Начало ему было положено древним змеем в Едемском саду. Змей выдумал его. Он внушил Адаму и Еве, что они могут нарушать закон, волю Божию, и не понесут за это никакой ответственности пред Ним. Бог сказал: “Плодов дерева, которое среди рая, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть”. Змей же заверил их в “вечной безопасности”, сказав: “Нет, не умрете” (Быт. 3:2-4). Так что учение о “вечной безопасности” — вымысел лукавого, и существует оно от начала непослушания воле Божией первочеловека.
Основание этого учения
Змей путем лжи и обмана сумел убедить наших прародителей, Адама и Еву, что они не только не понесут какого-либо наказания от Господа за нарушение Его заповеди, но и сами станут “как боги”.
Современные приверженцы учения исходят частью из недостаточного понимания Слова Божия, частью из совершенно неправильного и произвольного применения и толкования отдельных мест семейного права, говорящих о правах детей на наследство.
Проповедники учения “вечной безопасности” главным образом ссылаются на следующие слова Христа: “Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего” (Ин. 10:27-29).
В вышеизложенных стихах, действительно, говорится о вечной безопасности тех, кто находится в руке Христа и в руке Отца Небесного. Действительно, такие души в полной безопасности, но они и не безобразничают; не пьянствуют, не воруют, не лгут, не обманывают, не ругаются, не дерутся, не прелюбодействуют, не клевещут, не сплетничают, не убивают, а ведут чистую, святую жизнь, потому что святые руки, в которых они находятся, управляют ими. “Овцы Мои слушаются голоса Моего... и они идут за Мною”.
Душа, находящаяся в руке Христа, тем самым отделяется от этого мира; в ее жизни нет сознательного греха, и она безопасна; ее никто не похитит из Его руки, если она будет продолжать оставаться в ней. Но если душа не пожелает дольше пребывать в руке Христа и выходит из нее, удаляется от Спасителя, не слушает Его голоса, перестает быть в общении с Ним и начинает грешить, то такая душа теряет свою безопасность.
В Слове Божием мы имеем полное подтверждение этой истины: Галаты были в руке Христа, но они добровольно оставили ее (Гал. 1:6, 5:4). Именей и Александр были в руке Христа, но они сами покинули ее (1 Тим. 1:19,20). Димас был в руке Христа, но он оставил ее ради мира сего (2 Тим. 4:10). Апостол Павел так говорит об этих случаях: “Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова; их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме” (Флп. 3:18,19). Даже Иуда Искариот в начале своего следования за Христом был в Его руке. Прочтите со вниманием нижеуказанные стихи и вы увидите, что он, равно с другими апостолами, был облечен силой свыше благовествовать Царство Божие, исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых и изгонять бесов (Мф. 10:1-8). Спаситель дал Иуде эту власть, облек его божественной силой, потому что он был в Его руке, но после отпал (Деян. 1:25).
Чтобы отпасть от чего-либо, нужно раньше быть соединенным, связанным с чем-то. Иуда был соединен, связан с Господом, но он отпал от Него, и опять-таки добровольно, его воли никто не насиловал. В русском тексте не указана причина отпадения Иуды от служения Господу и апостольства, а в греческом и английском текстах сказано, что он отпал чрез “преступление”. Его первое преступление, которое и привело его к последнему великому греху и погибели, было воровство (Ин. 12:6).
Для того чтобы нам всегда быть в руке Христа и не погибнуть, нам нужно держаться Его руки. Так понимали и учили первые христиане. Это же советовал Варнава Антиохийской церкви во время посещения: “Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался, и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем” (Деян. 11:23).
Во-вторых, они говорят, что наши дети, хотя бы даже и не слушались нас и не желали бы служить нам, все же остаются нашими детьми и продолжают иметь право на наследство после нашей смерти. Так же точно, по их мнению, однажды спасенные, сделавшиеся причастниками Божьего естества, хотя бы и отступили от Господа и предались беззаконию, все-таки не теряют своего духовного родства с Ним; они продолжают оставаться Его детьми и иметь право на вечную жизнь.
Последователи “вечной безопасности” забывают, однако, о том, что дети, умершие до смерти своих родителей, перестают быть наследниками, вместе со смертью они теряют все права наследования. Никто никогда и не думает говорить об умерших детях как о наших наследниках. То же самое и в духовной жизни. Всякое сознательное преступление верующим воли Божией влечет за собою духовную смерть. Эту истину подтверждают следующие места: “Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть” (Иак. 1:15). “Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла” (1 Тим. 5:5,6). “Душа согрешающая, та умрет” (Иез. 18:4).
Через духовную смерть, являющуюся следствием греха, человек теряет общение с Господом (Ис. 59:2) и право на вечную жизнь. Он уже не находится в родстве с Богом, а роднится с дьяволом. “Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил” (1 Ин. 3:8).
Для того чтобы духовному мертвецу восстановить общение с Господом, ему нужно вновь каяться и вновь родиться свыше. Так, мы видим, было в жизни Галатов. После их отпадения от Господа, Павел, желая опять восставить их в благодати Божьей, пишет: “Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос” (Гал. 4:19). Апостол Иуда пишет о лицах “дважды умерших” (ст. 12). Если они дважды умирали, то дважды и рождались: смерти без рождения никогда не бывает, только родившееся может умереть. Проследите хорошенько описанных Иудой отступников, и вы увидите, что Господь с ними ничего общего не имеет и конец их, без третьего духовного рождения, — “мрак тьмы”.
Зло, вытекающее из этого учен
ияЭто учение позволяет его последователям как бы не бояться грешить. Есть лица, которые не живут христианской жизнью, и, когда вы указываете им на их грех, они отвечают: “Не беспокойтесь о нас: мы спасены”.
Известен случай, когда одна женщина, считающая себя верующей, оставившая своего мужа, детей и вступившая в прелюбодейную связь с другим, на обличение ее в грехе отвечала: “Я — дитя Божие, только непослушное”. Если такие прелюбодеи — дети Божии, то каковы же тогда дети сатаны?
Второй случай. У одной матери обратился к Господу сын. Сама мать была последовательница сего учения и соответственно воспитала своего сына. Через некоторое время она начала замечать, что ее сын пьет, курит, играет в карты и делает много других поступков, чуждых духу христианина. Обеспокоенная, она решила указать ему на греховность его жизни. В ответ на свои обличения она услышала: “Мама, ведь ты же меня учила, что однажды спасенный и рожденный свыше не может погибнуть... Тебе нечего беспокоиться обо мне; я спасен, и никакая опасность мне не угрожает”.
Один “евангелист” из последователей этого учения сказал в своей проповеди, что, когда придет Христос за Своей Церковью, Он причинит много убытков для владельцев трактиров. По его убеждению, все однажды спасенные и возрожденные, но застигнутые Христом в день Его пришествия в трактирах, будут восхищены, и их восхищением Христос разрушит крыши кабаков.
Другой, довольно известный библейский учитель, говорит, что Иуда Искариот, Анания и Сапфира будут спасены. В английском журнале “Пилот”, издаваемом Библейской школой в городе Миннеаполис, Миннесота, в декабрьском номере за 1945 год, в разделе “Библейские вопросы и ответы”, по поводу притчи о блудном сыне (Лк. 15:11-33) дается объяснение, что заблудший сын, отступивший от Господа, — возрожденный христианин, что если бы он умер в то время, когда расточал свое имущество с пьяницами и блудницами, то он не погиб бы, а имел жизнь вечную.
Есть даже и такие, которые учат, что все демоны будут спасены. Такое учение корнями своими связано с адом и, кроме зла, конечно, ничего другого принести не может.
Противоречие этого учения духу Ветхого Завета
В Ветхом Завете нигде не говорится, что лицо, отступившее от Бога, не может погибнуть. Пророк Аввакум говорит: “Праведный своею верою жив будет” (Авв. 2:4). Имена праведников, впавших в грех и не раскаявшихся вновь, на основании Ветхого Завета исключаются из книги жизни. Слово Божие так говорит об этом: “И возвратился Моисей к Господу, и сказал: о, народ сей сделал великий грех; сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей” (Исх. 32:31-33). “Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя” (Иер. 22:24). “Праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет” (Иез. 18:24). “Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?” (Пр. 6:27,28).
Вспомните жену Лотову, что с ней случилось (Быт. 19:26). Вспомните Валаама, бывшего пророка, чем кончил он... (Чис. 31:8). Вспомните Корея, Дафана, Авирона и их последователей, что с ними случилось (Чис. 16:1-34). Вспомните Саула, первого царя Израильского, что с ним случилось (2 Цар. 6:14). Вспомните израильский народ во дни пророка Исаии, что с ним случилось (Ис. 2:6). Вспомните самого великого Ангела и ангелов низших чинов, которые последовали за ним, что случилось с ними (Ис. 14:12-15; 2 Пет. 2:4).
Противоречие этого учения словам апостолов
Последователи учения “вечной безопасности” говорят, что случаи гибели народа Божьего в Ветхом Завете никакого отношения не имеют к верующим Нового Завета. Такое понимание находится в полном противоречии со словами апостолов. Апостолы говорят: все, что происходило с народом Божиим в Ветхом Завете, написано для нас. “Это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы” (1 Кор. 10:1-12).
По словам апостолов, наше спасение условное: да, оно дано нам даром, но мы должны соблюсти определенные условия, чтобы сохранить его. Об этом так говорит ап. Павел: “Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца” (Евр. 3:12,14). “Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя” (Евр. 10:38).
Апостолы верили и учили, что несмотря на то, что человек возрожден и соединен со Христом, он может через свою небрежность и грех отойти от Него и погибнуть. В Послании к Римлянам дается исчерпывающее по своей полноте объяснение этого печального явления. “Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями; если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень — тебя. Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божьей; иначе и ты будешь отсечен” (Рим. 11:17-22).
В первоапостольской церкви были случаи отпадения верующих от Господа. Некоторые из отступников так далеко заходили в своих беззакониях, что для них, кроме гибели, ничего не оставалось. Об этом свидетельствуют следующие места: “Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему” (Евр. 6
:4-6). “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился” (1 Ин. 5:16).
Противоречия этого учения словам Христа
Христос всех зовет к Себе; обещает принять всякую приходящую к Нему душу и обещает сохранить ее для вечной жизни, если душа будет слушаться Его и будет исполнять Его требования, то есть жить по Его учению.
В Евангелии от Матфея в 5-й главе Он сравнивает Своих последователей с солью: “Вы соль земли”. Но соль, по словам Спасителя, может потерять свою силу, и когда потеряет ее, то тогда она уже ни к чему не годна, как только лишь на попрание людям. Этим сравнением Христос ясно показывает нам, что верующая душа может отступить от Него, отступить от своей цели, своего назначения и может погибнуть.
В 20-м стихе той же главы Он снова предупреждает Своих учеников, что если их жизнь не превзойдет жизни книжников и фарисеев, то они не войдут в Царство Божие. “Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное”. Если бы спасенное лицо через свою небрежность уже не могло погибнуть, то Господь не говорил бы тем, которых Он исцелял: “Иди и впредь не греши... чтобы не случилось с тобою чего хуже” (Ин. 8:11; 5:14).
Человек, обратившийся к Господу, не смеет кривить душою и успокаивать себя тем, что он не погибнет. Спаситель не допускает такого ложного понимания Его учения. Он говорит: “Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия” (Лк. 9:62).
По словам Господа, однажды возрожденные члены Его Церкви, согрешившие и не покаявшиеся, будут изглажены из книги жизни и будут осуждены на вечную погибель. Эту истину Он подтверждает следующими словами: “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата своего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Мф. 18:15-18). Обратим внимание на истину, заключающуюся в вышеприведенных стихах: член церкви, брат во Христе, впавший в грех и не желающий в нем покаяться, отлучается от Церкви и неба.
В Евангелии от Луки, в 12-й главе, Христос так говорит об участи отступивших от истины, которых день Его пришествия или их собственная смерть застигнет в их отступничестве и грехе: “Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, пришед, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: “не скоро придет господин мой”, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными” (Лк. 12:42-46). “Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают” (Ин. 15:6).
Предупреждение
Дорогой читатель! Будь бдителен в своем следовании за Христом и не поддавайся влиянию ложного учения “вечной безопасности”.
Если ты желаешь иметь жизнь вечную, то да будут всегда в сердце твоем слова Спасителя и Его апостолов: “Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого” (Лк. 21:36). “Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет” (Гал. 6:7). “Возмездие за грех — смерть” (Рим. 6:23). “Душа согрешающая, она умрет” (Иез. 18:20). “Не войдет в 'него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи” (Отк. 21:27).
Через грех человек духовно умирает, теряет общение с Богом и делается служителем, рабом дьявола, ибо написано: “Кто делает грех, тот от диавола” (1 Ин. 3:8). А для дьявола и его служителей приготовлено вечное мучение (Мф. 25:41). Поэтому “если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего” (1 Пет. 1:17). Ибо “если отречемся (от Него), и Он отречется от нас” (2 Тим. 2:12).
Из книги “Духовное руководство для христиан евангельского исповедания”, т. I
.
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки