И. И. Лещук

ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИКА

 

Общие размышления. "Бог, Народ, Україна - наша мета єдина!". "Через покаяння - до процвітання!". Эти яркие лозунги принадлежат одной из христианско-демократических партий. Многие верующие над их содержанием глубоко не задумываются, от подобных целевых установок они просто в восторге. Церкви - воодушевлены, процесс политизации христианства воспринимается как прогресс и благословение Свыше… Но проходит время, и размышляющие, и наблюдающие за течением дел в области политики христиане начинают понимать, что в реальной политике не все так гладко и просто, как в лозунгах и программах. Оказывается, что "покаяння" требует изменения образа жизни и мышления, отречения от многого, к чему привык человек. А для "процвітання" нужно честно и разумно трудиться и трудиться… Кроме прочего, лозунг "наша мета єдина" не всегда подтверждается на деле, поскольку истинные мотивы и цели некоторых политиков часто "не вписываются" в библейский контекст. Ведь реализация высоких политических целей очень часто сдерживается и деформируется узкими меркантильными интересами, а также многообразными "подводными течениями" и трудно прогнозируемыми водоворотами реалий жизни…

К сожалению, даже громкие скандалы и соблазны, которыми часто сопровождаются выборные компании, не заставляют некоторых христиан задуматься о реальных последствиях "втягивания" Церкви в политический водоворот. Причины понятны… "Ибо многие придут под именем Моим… и многих прельстят" (Мтф. 24.3-5). В наше же время не только религиозные лжедеятели, но и многие политические лидеры (имеются исключения, конечно!) и партии приходят под христианским именем, с христианскими лозунгами, в "овечьей одежде"… А если посмотреть в главный корень проблемы, то для некоторых политиков - "доллар превыше истины", т.е., истинный "корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1Тим. 6.10). Библия учит, что "желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу…" (1Тим. 6.9). "Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых" (Исх. 23.8); "не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых…" (Втор. 16.19). Именно так начинается путь к духовному ослаблению Церкви и ее служителей…

В связи с вышеизложенным возникает ряд актуальных вопросов. Может ли современный преуспевающий политик быть духовным в христианском понимании, а преуспевающий христианин успешным политиком в современном обществе? Совместима ли политическая деятельность и политическая борьба с принципами Евангелия? Нужно ли искать власти, уважения и признания Церкви политическими методами в царстве "князя мира сего"? Совместима ли деятельность священнослужителя и государственного деятеля, в руках которого могут оказаться силовые структуры? Справедлива ли обеспокоенность Президента Украины, выраженная в его обращении к украинскому народу от 12 мая 1998 года по поводу того, что "практически все украинские конфессии втянуты" в политическую борьбу"? Это лишь некоторая часть вопросов, на которые невозможно ответить без серьезного размышления над Библией и над более чем двухтысячелетней историей христианства. Актуальность рассмотрения проблем взаимоотношения Церкви и политики обусловлена и той причиной, что данная проблема недостаточно освещается в христианской печати, да и на устном уровне обходится "политически грамотным" молчанием. Однако, такой подход характерен для мира политики, но не должен иметь места в среде христиан. "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мтф. 5.37), - учил Иисус Христос.

Вне сомнения, при евангельском подходе, активная общественная позиция христианина - это благословение, как для Церкви, так и для общества в целом. При содействии и водительстве Святого Духа народ Божий должен выполнять функции осоления и просвещения в светском обществе. Евангельские указания - "идите", "научите", "крестите", "благотворите", "благословляйте" - предполагают отнюдь не пассивное созерцание и самоизоляцию христианина "вне мира сего". Активная общественная позиция христианина - это, конечно, скромная и тихая, но плодотворная духовная и социальная деятельность верующего, направленная на благо ("во спасение") ближнему, и во славу Божью. Другими словами, цели и задачи Церкви в обществе изначально активные - утверждать истину Христову (1Тим. 3.15), как словом, так и, прежде всего, - делом; свидетельствовать погибающему в грехах оккультизма и безнравственности миру о Спасителе Христе, который есть Путь, Истина и Жизнь (Деян. 1.8). Христианин живет в обществе (учится, работает, отдыхает и т.д.), отдавая "кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мтф. 22.21); христианин молится Богу за правителей и заботится о благосостоянии общества. Однако, при этом, он всегда помнит, что, хотя, многие "ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа" (Пр. 29.26). Выражаясь иначе, приоритет божественного фактора заключается в том, что "если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж" (Пс. 126.1).

Исходя из этого, активность христианина в обществе отнюдь не предполагает политизации Церкви в целом, под которой следует понимать прямое вовлечение священнослужителей и верующих в политическую деятельность, участие в политической борьбе с другими партиями, создание и поддержка конкретных христианских и демократических партий, фракций и т.д. В этом смысле, по выражению В.Марцинковского, "нужно действовать не против, а выше", т.е. противостоять не власти и закону, а сатане и духам злобы поднебесной; христиане активны и призваны не к борьбе против власти, ибо " противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение" (Рмл. 13.2). По замыслу Иисуса Христа, Церковь - это не общественная организация в обычном понимании этого слова, а, прежде всего, духовно живой организм - "экклезия", т.е. собрание призванных или духовно вызванных из мирской, порочной системы (" державы смерти"). Древнеславянскому слову церковь в древнегреческом языке соответствует слово экклезия - собрание вызванных (" Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание…", Евр. 13.13). В свою очередь, слово экклезия происходит от древнегреческого слова звать, призывать и вызывать. Как известно из истории, по закону афинского законодателя Солона, экклезия - это было чрезвычайное собрание всего народа для разрешения самых важных государственных дел. Отсюда становится понятным, почему Иисус Христос сказал: "Я создам Церковь Мою…" (Мтф. 16.18), т.е., создам Мою особую Экклезию, Мое Собрание святых (отделенных, избранных и вызванных от мира сего), Мою Школу учеников. И такое собрание не одолеют даже "врата ада". По учению Евангелия, Церковь - это, несомненно, очень сильное собрание святых и избранных Божиих. Церковь способна самостоятельно вести духовную брань и духовно наступать "на всю силу вражью". Однако брань христиан "не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных..." (Еф. 6.12). " Оружия воинствования наше-го не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу…" (2Кор. 10.4-5). В этой связи, не все средства и пути духовно приемлемы для достижения благих целей христианства. У христиан есть свои - евангельские методы работы и влияния на общество. " То есть борьба Церкви не политическая, не за земное господство, но духовная, за духовное очищение мира" [1, с.252].

 

Краткая историческая справка. Исторически хорошо известно, что христиан всегда пытались использовать в своих корыстных интересах различные политические структуры. Однако, по примеру Христа, любящие истину евангельские христиане всегда стремились последовательно проводить " линию лояльного отношения к существующей власти" [1, с.256], нелицеприятно обличая всякое беззаконие и отступничество, даже в своей среде. Первые христиане всегда избегали мирских развлечений и увеселений, и не желали включаться в политическую деятельность. Несмотря на это, римские императоры, убедившись, что уничтожить христианство невозможно силой, осознали необходимость заключить с ним союз. Так, несмотря на то, что Иисус жил в стране, занятой врагом, Он никогда не проповедовал восстание против римлян или ведение войны против захватчиков. Вместо этого Он учил, что христиане должны быть миротворцами и не должны сражаться (Иоан. 18.36). Христиане призваны отложить мечи и ножны и стараться провозглашать духовное царство Господа с помощью "меча духовного" - Слова Божьего. Когда иудейский народ восстал в 66-ом году нашей эры против римской оккупационной армии, ранние христиане отказались участвовать в войне и покинули страну как беженцы. Вместо того, чтобы присоединиться к военной партии зилотов, христиане заняли нейтральную позицию. Иосиф Флавий в своем историческом произведении " Иудейская война" подробно описал закономерное поражение иудеев…

Ориген (185-254 г. по Р.Х.) писал о том, что христиане отказывались принимать участие в политике и военных действиях. Он утверждал, что это происходило не потому, что у них не было чувства гражданского долга, а потому, что они призваны быть святыми священослужителями верующих; " хотя мы не становимся солдатами императора, даже если он и настаивает на этом, мы сражаемся за него, создавая особую армию благочестия с помощью наших заступнических молитв к Богу…". "В результате занятия такой позиции, христиане стали настолько многочисленны, что именно их численность и заставила правительство прекратить преследования многих самых лучших граждан. Их свидетельства преобразили общество, приведя к освобождению рабов, прекращению абортов, к отказу от храмов, где совершалось идолопоклонство. Разводы стали более редкими, продажа алкоголя и наркотиков сократилась…" (Уилльям Макграт, "Как организовать апостольскую церковь").

Однако, впоследствии, даже такой авторитетный римский епископ, как Григорий Великий (590-604 гг.), " увидел необходимость политических союзов", считая что " церковь не сможет существовать среди враждебно настроенных народов без военной помощи светских правителей" [2, с.12]. Затем, "Карл Великий (742-814 гг.), могущественный король франков, выделяется среди других правителей своей военной поддержкой христианства". Наконец, как логическое и трагическое завершение тенденции слияния политики и церкви, "началась эпоха крестовых походов (1095-1291 гг.)" [2, с.12]. Безусловно, и во времена всеобщего отступничества находились группы верующих, которые стремились к чистоте евангельской вести и жизни. Так, даже внутри католицизма, "кельтские монахи-миссионеры… проводили более чистую форму миссионерской работы… чем то, что исходило из Рима… Они не принимали участия в политической жизни и не обращались за помощью к государству" [2, с.30].

В современной работе [3] вводится понятие " библейско-христианская политика". Автор показывает, что " государство - это установление Божье (Быт. 9.6)" [3, с.299]; государство - это священный институт, а все начальствующие лица - слуги Божьи (Рмл. 13 гл.). При этом, "необходимость в человеческом правительстве возникла после грехопадения" [3, с.301]. Осознавая этот факт, христианин должен повиноваться и быть покорным всякому человеческому начальству (1Петр. 2.13-14). В этой же работе, утверждается, что "христиане знают, что власть оказывает на человека развращающее действие…" [3, с.300]. Поэтому изначально, управление " в Америке было построено таким образом, чтобы каждая из трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная - Л.И.И.) имела свои особые полномочия, что препятствует сосредоточению властных полномочий в руках немногих избранных. Такая система разделения власти и ответственности в значительной степени устраняет искушение злоупотребления властью, столь опасное для грешного человека-политика… Если бы люди были ангелами, не было бы необходимости в правительстве. Если бы из ангелов состояло правительство, не было бы необходимости во внешнем и внутреннем контроле за его работой" [3, с.301]. Автор работы [3] убежден, что "задача церкви в общем состоит в том, чтобы являться свидетельством благодати Божьей на земле…" [3, с.303]. Государство же должно сосредоточить свои усилия на том, чтобы обеспечить соблюдение справедливости и избегать вмешательства в дела других институтов, в том числе и религиозных.

 

Третье искушение. Третье искушение Иисуса Христа от диавола в пустыне - это попытка прельстить Сына Человеческого славой и величием земных царств, взамен на поклонение "князю мира сего" (Мтф. 4). Христос категорически отверг подобное предложение. В Евангелии описан другой случай, когда народ хотел сделать Христа Царем, однако Он удалился на гору, отвергнув и это желание людей (Иоан. 6.14-15). А в беседе с прокуратором Иудеи (Пилатом), Иисус кратко, но ясно сформулировал основную цель своей миссии на Земле: "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине…" (Иоан. 18.37). Таким образом, в задачи Христа не входило решение политических вопросов, Он не стремился к политическому господству, Он не участвовал в политических " играх" того времени. И, возможно, что фарисеи, саддукеи, иродиане, зилоты - основные религиозные и политические партии того времени - хотели бы привлечь на свою сторону столь авторитетного Учителя и Пророка. Но Мессия провозгласил, что царство Его не от мира сего, и что Его служители научены иным принципам духовной брани…

Обращаясь к прошлому израильского народа, можно привести ряд примеров, иллюстрирующих проблему "политика - народ Божий". Так, человек огромной веры и мужества, Моисей, имел более чем реальные перспективы политической власти и славы в мощном на то время Египетском государстве. По-человечески, он поступил неразумно, когда "придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой (Евр. 11.24). Ведь, обладая властью, он, как нам представляется, мог бы без особого труда обеспечить свободу "своим братья" - еврейскому народу. Но этот муж Божий избрал совсем иной путь, "благую часть", "и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища…" (Евр. 11.25-26).

Другой пример. Перед своим чудесным вознесением к Богу, великий подвижник веры, муж молитвы и бесстрашный пророк " Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя" (4Цар. 2.9). Это был серьезный момент испытания ценностей Елисея - слуги Илии. Это была проверка того, чему он научился у своего учителя за время совместного служения Богу и народу. И Елисей не растерялся! Он знал, что именно является главным для служителя Божьего на греховной Земле. Он не попросил власти и царства, он не попросил богатства и влияния. А ведь рассуждая поверхностно, обладая властью, можно было-бы весь народ Божий, находящийся в то время в отступничестве, обратить к истине. Но Елисей уверенно выражает просьбу, которая говорит о глубине и широте его духовных взглядов на труд Божий. "И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне" (4Цар. 2.9). Не об этом ли должна позаботиться и современная Церковь! Пусть же молитва народа Божьего будет о том, чтобы Дух Святой, который действовал через первую церковь, был вдвойне на Церкви последнего времени, когда "по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь…" (Мтф. 24.12), ибо, по учению Библии, "в последние дни наступят времена тяжкие" (2Тим. 3.1). В свете библейской эсхатологии, о построении "христианского государства" на Земле не может идти и речи (кроме уникального 1000-летнего царства Христа). На сегодняшний день, только Церковь Христова является той Силой, которую не одолеют даже врата ада! Итак, имея откровение Священного Писания о динамике развития человеческих сообществ, истинные христиане не являюся ни пессимистами, ни оптимистами. Мы, христиане-реалисты, " по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2Петр. 3.13). И в этом наша сила, на это наша надежда и упование - вечное и непоколебимое!

На вопрос правителя Пилата: "Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда" (Иоан. 18.33-36). Впоследствии, Пилат задал еще ряд вопросов Христу, но Царь Царей ничего ему не ответил. Тогда " Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; (выделено автором. - Л.И.И.) посему более греха на том, кто предал Меня тебе" (Иоан. 19.10-11). Эти, глубокие по значению, и, в то же время, предельно ясные для понимания, изречения Христа свидетельствует о том, что времена благоденствия для Церкви и христиан, времена свободы и гонений зависят не столько от "милости пилатов", не столько от связей христианских лидеров с политическими структурами и лидерами, сколько всецело подчиняются воле и промыслу Всевышнего! Не является ли чудом, что даже в такой атеистической супердержаве как СССР, Господь нашел путь и людей, чтобы дать свободу Своему народу"? " Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее…" (Откр. 3.8), - говорит Господь и сегодня всем маловерным и надеющимся "на плоть", а не на Того, Кто "живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь", Кто имеет "ключи ада и смерти" (Откр. 1.18).

История израильского народа полна примеров, иллюстрирующих "принцип благословения" Божьего, которое гарантировало защиту и безопасность народу еврейскому, когда он соблюдал заповеди Божьи. Так, однажды, враги Израиля возжелали проклясть еврееев и попросили содействия Валааама - мужа "с открытым оком", который "видит видения Божьи". Но… " Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает [на него] зла..." (Числ. 23.8-23). Внимательно исследуя данный текст можно убедиться, что, действительно, как учит Библия, " незаслуженное проклятие не сбудется" (Притч. 26.2). Поэтому, так говорит Господь: "Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь" (Ис. 51.7). И истинные пророки Божьи всегда понимали, что благоденствие и бедствие зависят от промысла Божьего и от образа жизни людей. Вот почему, они уверенно изрекали: " Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!" (Ис. 8.10). "Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?" (Ам. 3.6).

Вопрос общения и сотрудничества. " Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! " (Пс. 1 гл.). Библия содержит показательную для наших размышлений историю отступления от истинного пути Иосафата, царя Иудейского (2Пар. 20.35-37), и указывает причину его падения - общение с царем Израильским (Охозией), " который поступал беззаконно". До определенного момента Бог особенным образом благословлял Иосафата, ибо он ходил пред Господом, "делая угодное в очах Господних" (2Пар. 20.32). " И спокойно стало царство Иосафатово, и дал ему Бог его покой со всех сторон" (2Пар. 20.30). "Но после того вступил Иосафат, царь Иудейский в общение с Охозиею, царем Израильским, который поступал беззаконно, и соединился с ним, чтобы построить корабли для отправления в Фарсис; и построили они корабли в Ецион-Гавере. И изрек тогда Елиезер, сын Додавы из Мареши, пророчество на Иосафата, говоря: так как ты вступил в общение с Охозиею, то разрушил Господь дело твое. - И разбились корабли…" (2Пар. 35.37). Общение и соединение Иосафата с Охозией преследовало благую, созидательную цель - построить корабли для отправления... Более того, эта цель началась успешно реализовываться - " и построили они корабли". Однако, в данном случае, Господу было неугодно подобное сотрудничество, и Он разрушил планы как одного, так и другого деятеля.

Господь желает, чтобы общение и сотрудничество верующих было согласовано с Ним, чтобы общение было святым и бескомпромиссным. " Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?" (2Кор. 6.14). Ведь даже древние мудрецы вопрошали: "Какое общение у горшка с котлом? Этот толкнет его, и он разобьется. Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника - с благочестивым" (неканоническая книга, Сирах. 13.3, 21). Нужно заметить, что Господь всегда очень ревниво относился к союзу евреев с язычниками. " Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта. Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта - бесчестием… Все они будут постыжены из-за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но - стыд и срам..." (Ис. 30.1-5). "Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святого Израилева не взирают и к Господу не прибегают!" (Ис. 31.1).

Итак, какою же силою желают подкрепить себя современные христиане, современная Церковь? Политической - или силой Святого Духа? Под какой "крышей" или "тенью" желают укрыться современные верующие? Под правительственной - или Господней? Ведь, как выразился один из современных лидеров христианства: " Чем больше политики, тем меньше веры. Ведь само слово "политика" (на иврите "пилуг") означает "разделение". Наконец, современные христианские богословы отмечают, что возможными негативными последствиями вовлечения церквей в активную политическую деятельность могут быть [1]: обмирщение Церкви, симфония с государственной властью, связанность с каким-либо определенным политическим движением, ведущая к лицеприятию, а также превращение Церкви в зависимую от определенных политических кругов организацию, и переориентация верующих на решение не столько духовных, сколько социально-экономических задач населения.

Литература
1. Альманах "Богомыслие". Выпуск №8 - Одесса: Одесская Богословская Семинария ЕХБ, "Богомыслие", 1990. - 268 с.
2. Р. Такер. От Иерусалима до края Земли / Пер. с англ. - СПб.: "Мирт", 1998. - 528 с.
3. Дэвид Ноубель. Осмысливая современность: Современные мировоззрения и поиск истины. Издание Центра просветительских программ Международной ассоциации христианских школ и ХО "Библия для всех". - 1998. - 448 с.

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки