Мы живем во время исполнения одного из последних предсказаний Христа: "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Матф. 24,14). Не одно поколение верных последователей Иисуса Христа в нашей стране ждало, когда же наконец откроется дверь для свободной проповеди Евангелия. С этой мечтой, так и не дождавшись освобождения, уходили в вечность многие христиане, лишенные свободы за истину Христову.
И вот "железный занавес" поднялся. Вместе с различной духовной и псевдодуховной литературой, с гуманитарной помощью, миссионерскими и туристическими группами, в нашу страну хлынул поток учений или явно противоречащих основным истинам Священного Писания, или скрытно претендующих на подмену понятий, сформировавшихся в нашем евангельско-баптистском движении.
На каком же основании некоторые западные богословы берут на себя право подвергать критике наши основные вероисповедные принципы?
Бытует такое мнение: если страна в экономическом отношении отсталая, то, естественно, и все ее духовные достижения имеют небольшую ценность. Но как раз этот вывод опровергается Словом Божьим: "...Что высоко у людей, то мерзость пред Богом" (Лук. 16,15); "Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?" (Иак. 2, 5).
Через евреев, не отличающихся экономическим могуществом, Бог подарил миру самое великое духовное сокровище - Библию. Иисус Христос удостоил Своим воплощением не царские чертоги могучего Рима, а бедные ясли в Вифлееме Иудейском.
Да, мы живем в стране, по мировым стандартам во многом отсталой, но в ней, как ни в каком другом государстве, были и есть те, кто, любя Иисуса больше жизни, мученически пострадали и готовы пострадать за Него. Истину Свою Бог открывает любящим Его и трепещущим перед Словом Его (Пс. 24,14; Ис. 66,2).
Мы искренне благодарим Господа за всех, кто молился о пробуждении в нашей стране, кто, сочувствуя страдающим за истину Христову, возвышал голос в защиту страждущих, кто бескорыстно помогал и помогает нашему народу. Но в то же время, мы просим Господа оградить нас от учений, противоречащих Слову Божьему и вероисповедным принципам нашего евангельско-баптистского братства.
Отношение к иностранным миссиям у предшествовавших нам братьев по вере было очень своеобразным. Например, П. В. Павлов на Всемирном конгрессе баптистов 21 июля 1923 г. в Стокгольме говорил: "Русские баптисты не спорят - они бедны, бедны материально. Наш социальный состав - рабочие и крестьяне. Но мы богаты, богаты духом! Мы переживаем эпоху энтузиазма. Движение наше растет и ширится, потому что в нас жив дух древне-апостольской церкви. И этим энтузиазмом восполняется недостаток материальных средств.
У нас почти нет профессиональных проповедников, регулярно получающих жалованье. Наши работники, в большинстве своем, по примеру Апостола Павла, собственными руками зарабатывают хлеб и проповедуют Евангелие. Голодные, оборванные и часто босые, но влекомые и побуждаемые духом, странствуют они по обширной нашей земле и не всегда (за неимением средств) могут пользоваться железной дорогой. Им. известны все нужды и горе братьев, они живут с ними одной жизнью.
Не в пример другим странам, где начиналось баптистское движение, мы до сих пор, существуя в России уже 60 лет, ниоткуда не получали пособия на пропаганду своих идей, хотя враги наши всегда объявляли нас, смотря по политическому моменту, ставленниками то Вильгельма, то Англии, то иностранных капиталистов. Но наш успех - во внутренней силе, которую дает Бог. Поэтому мы не имеем нужды в проповедниках, приезжающих в Россию из-за границы для проповеди Евангелия. Мы обойдемся собственными силами. Успех может быть усилен средствами, достаточными, чтобы хотя немного помогать нашим братьям-проповедникам, отрывающимся от повседневного профессионального труда" ("Баптист", № 3, 1925 г.).
Выступая на Всемирном конгрессе баптистов 25 июня 1928 г. в Торонто, П. В. Иванов-Клышников отмечал: "С самого начала работа баптистов в нашей стране находилась в руках природных жителей России. На протяжении всей истории нашего братства нам приходится упорно отстаивать чистоту баптистских принципов в связи с работой заезжих иностранных миссионеров" ("Баптист", № 7, 1928 г.).
В этой брошюре мы намерены порассуждать об учении Жана Кальвина. Оно очень почитаемо на Западе, но по некоторым пунктам совершенно неприемлемо любящим Господа и Слово Его. Чтобы иметь правильное представление об этом учении, необходимо сопоставить жизнь и воззрения Кальвина прежде всего со Словом Божьим, потом с теологическими выводами главы реформационного движения в Германии Мартина Лютера и евангельских христиан-баптистов России.
Хочется сердечно поблагодарить Господа за тех духовно зрелых братьев, которые, имея достаточные знания в западной теологии, помогли написать данную брошюру.
Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. Пс. 118, 105
Реформация - это эпоха религиозного движения XVI века, направленная против жесткокостей и мертвых форм католицизма. Результатом Реформации явилось новое христианское вероисповедание - протестантизм. Основные требования Реформации - возврат к первоапостольской церкви, упразднение прибавлений к учению Иисуса Христа, протест против крайнего формализма и безжизненности, против жестокого деспотизма над умами, против насилия и денежных вымогательств со стороны папской власти.
Началом реформационного движения в Германии считается решительный протест Лютера в 1517 г. против отступлений католицизма и сожжение им в 1520 г. папской буллы, в которой извещалось, что Лютер отлучен от католической церкви.
В Швейцарии во главе этого движения был Ульрих Цвингли. После того, как в 1518 г. по его настоянию был изгнан продавец индульгенций, последовал ряд реформ: были упразднены иконы, алтари, обедни; уничтожены монастыри; епископат был заменен пресвитериями и синодами; признавались только два таинства: крещение и евхаристия (хлебопреломление). В таинстве евхаристии освященные хлеб и вино не признавались пресуществившимися в Тело и Кровь Христову, но считались знаками или образами Тела и Крови Его. Практически, религиозная цель преобладала над церковно-догматической. В жизни, обрядах и служении наблюдалась простота, близкая евангельской. Осуществить реформу до конца Цвингли не смог, потому что в 1531 г. его убили.
Из Германии и Швейцарии реформационное движение проникло в Данию, Швецию, Нидерланды, Англию, Шотландию и Францию. В Италии, Испании, Португалии и Польше Реформация была вытеснена католиками.
Кальвин примкнул к реформационному движению после убийства Цвингли. Но о нем мы порассуждаем позже, а сейчас посмотрим на жизнь и деятельность Лютера, потому что некоторые пункты из теологической системы Кальвина будут сравнены с воззрениями Лютера.
Мартин Лютер (1483-1546) по праву считается главой Реформации. Он родился в Эйслебене (там же и умер), в семье рудокопа. В двадцатилетнем возрасте, получив степень магистра, был уже профессором философии в Виттенбергском университете, а через два года постригся в августинские монахи.
В 1511 г. Лютер посетил Рим. По традиции, поднимаясь на коленях по ступеням храма св. Петра, он был озарен мыслью, что спасение даровано Богом не за какие-то подвиги, не по изволению папы, а по вере в Иисуса Христа как Спасителя. Он понял, что спасет только живая, личная вера, действующая любовью, а не церковь с папой во главе. Там же, в Риме, Лютер лично убедился в сильном нравственном упадке духовенства и решительно восстал против злоупотреблений церкви.
В 1512 г. Лютер получил звание доктора богословия, а через пять лет прибил к дверям храма, в котором проповедовал, 95 тезисов. В них был выражен протест против отступлений католицизма и изложены основные принципы спасения по вере.
Единственным главой Церкви Божьей Лютер признавал Иисуса Христа, а абсолютным авторитетом - Священное Писание. "Есть только одна Книга,- говорил Лютер,- это Библия и только одна Личность - Иисус Христос".
Видя Библию, прикованную цепью к алтарю храма, которую простые прихожане не имели права читать, Лютер задался целью перевести Священное Писание на родной язык и сделать его достоянием каждого христианина.
Лютер молился по нескольку часов в день и часто говорил: "У меня так много дел, что необходимо ежедневно не менее трех часов пребывать в молитве".
В 1520 году папа римский отлучил Лютера от церкви. А он всенародно сжег папскую буллу и в 1521 г. явился на Вормсский сейм, где, по настоянию папы, государственные чиновники Германии собрались для обсуждения вопроса о ереси Лютера.
Друзья предостерегали Мартина, что исход сейма может быть для него трагичным. Но живая вера помогла ему отважиться прибыть на сейм, так как от его решения зависела судьба Реформации.
"Хотя бы на сейме,- заявил Лютер,- было столько дьяволов, как черепиц на этой крыше, то и тогда я должен явиться туда".
Лютера обвинили в ереси. Зная, что он будет прямо идти навстречу опасности, покровительствовавший ему Фридрих Мудрый приказал арестовать его, чтобы на два года укрыть от инквизиции в своем замке, в Вартбурге. Там Лютер перевел Библию на немецкий язык.
Вернувшись в Виттенберг, Лютер продолжил реформационное движение. В 1523 г. он покинул монашество и в 42-летнем возрасте женился на бывшей монахине Екатерине Фон-Бора, которая стала ему верной подругой и хорошей помощницей.
Считая веру основой спасения, Лютер писал: "Все во власти неба, кроме нашего желания служить Богу или себе. Мы не можем помешать птицам пролетать над нашей головой, но мы вправе не дать им гнездиться на ней. Точно так же мы не в силах запретить дурным мыслям промелькнуть в голове, но в нашей власти не дать им свить там гнездо, чтобы высиживать и выводить злые поступки".
Основа лютеровского катехизиса - всепрощение Божье, дарованное людям в жертвенной Крови Иисуса Христа. Живую веру христианин получает как дар Святого Духа.
"Я верю,- свидетельствовал Лютер в своем кратком катехизисе,- что не собственной силой и разумом могу прийти к Богу и верить в Иисуса Христа, моего Господа и Спасителя, но меня, посредством Евангелия, призвал Дух Святой, просветив Своими дарами".
Довести реформу до конца Лютер не смог, но все же сделано было очень много.
Жан Кальвин (1509-1564) - французский реформатор и богослов, пользуется большим авторитетом среди многих нелютеранских протестантских церквей на Западе. Когда началась Реформация, ему было девять лет. Воспитывался он в канонах католицизма и уже в 12 лет был посвящен в низший церковный сан.
С 1523 по 1528 гг. Кальвин изучал теологию в Париже, но, сомневаясь в своем призвании, в 1528 г. начал изучать юриспруденцию в Ормане. Там он подпал под влияние протестантов и постепенно в нем созрело решение стать на их сторону. Но окончательный разрыв с католической церковью произошел лишь в 1533 году.
В 1535 г. Кальвин бежал в г. Базель, где тщательно анализировал деятельность реформаторов, сравнивая ее с канонами католицизма.
После убийства Цвингли реформационное движение в Швейцарии не было остановлено. В конце 1536 г. Кальвин посетил Женеву, где ему предложили перестроить жизнь столицы по реформаторскому принципу. Его назначили профессором богословия и основным проповедником. Так 27-летний Кальвин начал активную деятельность.
В Женеве он стал издавать "Церковные правила", в которых регламентировалась жизнь горожан. Жители должны были приходить на причастие и исповедовать свою веру перед городским советом. Они обязаны были давать религиозную клятву. В связи с этим появилась оппозиция. Несогласные с реформами Кальвина были отлучены от церкви, но потом, усилившись, изгнали его из Женевы. Некоторое время он жил в Страсбурге, где вступал в открытые диспуты с католиками.
В 1541 г. Кальвин встречался с одним из выдающихся деятелей Реформации - Меланхтоном. Вернувшись в Женеву, он 14 лет трудился над установлением в городе теократического режима по ветхозаветному образцу. Управление церковью поручалось пасторам, докторам богословия, старейшинам и диаконам, которые поддерживались консисторией мирян. Они имели право контролировать личную жизнь граждан и могли отлучать их от церкви. В городе были закрыты все развлекательные учреждения. Несогласные с Кальвином подвергались жестоким репрессиям. Некоторые были даже казнены, например, Жак Груэт, Рауль Монэ. В 1553 г. был сожжен видный ученый Михаил Сервет. В 1555 г. всякое сопротивление было подавлено, и до самой смерти Кальвин был единоличным диктатором в Женеве.
Систематически борясь против власти Рима, будучи очень эрудированным и ведя строгий образ жизни, Кальвин, безусловно, был очень влиятельной личностью. Многие слепо верили ему. И все же он не был так благороден и привлекателен, как Мартин Лютер.
Постепенно учение Кальвина стало проникать и в другие страны. Во Франции последователей Кальвина называли гугенотами. В ночь с 23 на 24 августа 1572 г. на праздник св. Варфоломея католики жестоко избили гугенотов.
В 1622 г. кальвинизм стал государственной религией в Нидерландах, потом проник в Англию. Джон Нокс насадил кальвинизм в Шотландии. Из Великобритании кальвинизм проник в Америку и частично в Германию.
Нужно сказать, что большинство баптистов-фундаменталистов Америки, не говоря о либералах, придерживаются учения Кальвина, особенно принципа невозможности потери спасения. Лишь небольшая часть баптистов стоит на позициях протестантского богослова из Дании Якова Арминиуса (1560-1609), который на основании Священного Писания учил, что вопрос спасения остается открытым, то есть спасение можно потерять. Такой же точки зрения придерживался знаменитый проповедник Евангелия Джон Весли.
Основной труд Кальвина "Институты религии:", в котором разработана его теологическая система, был издан в 1536 г., когда Кальвину едва исполнилось 27 лет. Все свои силы он отдавал систематической борьбе против римского папства и, критикуя каноны католицизма, часто впадал в другую крайность. Составители "Теологического словаря" (английское издание) дают такое определение: "Кальвинизм - это теизм и евангелизм, слитый в одно".
В систему взглядов Кальвина входят следующие основные положения:
Как видим, первый и третий принципы полностью согласуются с воззрениями Мартина Лютера. Они приемлемы для многих детей Божьих. Но сосредоточим наше внимание на четвертом принципе.
По учению Кальвина, Бог в Своем совете еще до сотворения мира предопределил одних ко спасению, а других - к осуждению (учение о двойном предопределении). Но если Бог предопределил к осуждению погибших, значит, он предопределил и средство погибели, то есть грех. Такой вывод заставил многих последователей Кальвина отказаться от учения о двойном предопределении. В кальвинизме произошел раскол.
В противовес строгим, ортодоксальным кальвинистам, принимавшим все учение Кальвина, появились умеренные (позднее - реформированные) кальвинисты, которые пересмотрели положения его системы. Так появилось учение о простом предопределении, смысл которого в том, что Бог избрал некоторых ко спасению, а неизбранных оставил в грехах для осуждения.
Если Бог, как учил Кальвин, заранее предопределил одних ко спасению, а других - к осуждению, то повеление Иисуса Христа: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф. 28,19) теряет свой актуальный смысл. Кальвинисты же, наоборот, призывают ревностно проповедовать Евангелие, чтобы предопределенные услышали эту весть и приняли Христа. Активное благовестив у них оправдывает принцип: эффективный призыв или неотразимая благодать. По их мнению, избранный Богом ко спасению не может отвергнуть призыв.
Умеренные кальвинисты признают ответственность человека перед евангельской вестью, но, по их мнению, понятие о свободе воли взято не из Библии, а из умозрительных философских выводов. Ответственность человека входит в предопределенный Богом план. Она появляется в процессе исторического развития человечества, а историей движет Бог. Человек, будучи грешником, не способен сам принять спасение. Вера - Божий дар.
Излюбленный пример кальвинистов - воскрешение Лазаря. Будучи мертвым, Лазарь не способен был воскреснуть сам по себе, но противиться повелению не мог. Иисус сказал: "Выйди",- и он вышел из гроба (неотразимая благодать).
Таким образом, Евангелие признается как призыв Бога, а кого Бог касается Духом Святым, того и призывает. Необходимость проповеди Евангелия вытекает из суверенности Бога. Хотя Господь заранее все предопределил, проповедь нужна, чтобы избранные Им пришли ко Христу.
Все это вызывает много возражений у призванного Богом проповедника Евангелия, но пока приведем только принципы, на которых зиждется кальвинизм.
Учение Кальвина о церкви отличается прямолинейностью. Он считал, что государство должно подчиняться церкви. Будучи сторонником теократического режима, Кальвин пытался осуществить эту идею в Женеве. Но любое государство - это орудие насилия, а если государство подчиняется церкви, значит, церковь берет на себя роль карателя преступников, что в корне противоречит учению Иисуса Христа. Ветхозаветный теизм с его законами насильственного управления был созвучен понятиям Кальвина. Как мы уже упоминали, он казнил своих противников, вопреки заповеди Христа: "Любите врагов ваших" (Матф. 5, 44).
Современные кальвинисты тоже считают, что заповедь "Не убивай" относится лишь к мирному времени, а в военное не имеет силы. По их мнению, христианину и сейчас необходимо с оружием в руках защищать свою страну. Одному из видных деятелей фундаментального союза баптистов США во время беседы был задан вопрос: "Как быть братьям по вере в Иисуса Христа, если они живут в воюющих между собой государствах? Неужели мы, христиане, будем брать оружие и целиться друг в друга, а точнее - брат в брата?" Очаровательно улыбаясь, он ответил: "Когда мы встретимся на небе, то я поблагодарю брата за то, что пораньше отправил меня на небо". Юмор юмором, но нарушаются основные заповеди Христа!
Мы призываем со всей серьезностью поразмыслить над выводами кальвинистов.
Конечно, в Ветхом Завете было другое отношение к заповеди: "Люби ближнего твоего". Христос конкретизирует ее: "Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего"" (Матф. 5, 43). Как раз этим и хотел законник искусить Христа (Лук. 10, 25-37). Он не против был исполнить заповедь: "Люби ближнего", но, желая оправдать себя, спросил: "А кто мой ближний?". В ответ на это, Христос привел в пример притчу о милосердном самарянине, показав, что ближний - тот, кто больше всего нуждается в моей помощи. В противовес ветхозаветной заповеди Христос дает новую, вершин которой не пытается достичь ни одно из моральных человеческих учений: "А Я говорю вам: любите врагов ваших" (Матф. 5, 44).
Таким образом, в учении Кальвина о церкви и осуществлении этого учения на практике, видно глубокое несоответствие заповедям Иисуса Христа.
У Лютера был совершенно противоположный взгляд на отношение церкви к государству. Он считал, что церковь должна подчиняться государству.
Для нас же руководством являются слова Христа: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Матф. 22,21). Церковь Христа - это особый народ, вызванный из мира и отделенный от него, а государство - это мирская организация, поэтому слиться они не могут. Отсюда вытекает жизненное правило христианина, которое сформулировал еще Ян Гус: "Настоящий христианин никогда не должен слепо повиноваться приказанию, от какого бы лица оно ни исходило. Он всегда должен поразмыслить, сообразуется ли оно с волей Божьей? Если да, его надо тотчас исполнить, если нет, его грешно исполнять, ему надо противиться".
В вопросе евхаристии (причастия) Кальвин придерживался компромиссной точки зрения между взглядами Лютера и Цвингли. Точка зрения Лютера совпадала с мнением католиков и православных, убеждавших, что после молитвы благословения хлеб превращается в Тело Христово, а вино - в Кровь. Цвингли утверждал, что хлеб и вино - лишь символы, прообразы Тела и Крови Христа, как и следует понимать это согласно Писанию.
В соответствии с позициями строгих и умеренных кальвинистов и последователей учения Арминиуса, западные богословы составили три схемы, в которых отображается порядок Божьих советов.
Главное возражение умеренных кальвинистов против этой схемы - фиктивность первого пункта: невозможно^ предопределить то, что еще не задумано.
Конечно, эта схема более логична, но исходной точкой является не Слово Божье, а человеческое мудрствование.
Схема, соответствующая позиции последователей Арминиуса, вытекает из второй схемы, но с той разницей, что избрание ко спасению основано на Божьем предведении, а не потому, что Бог просто захотел предопределить иных ко спасению, не беря во внимание, какой будет их жизнь.
Арминиус выдвинул пять пунктов, противоречащих учению Кальвина и его последователей. За это кальвинисты провозгласили его еретиком.
Вот эти пять пунктов:
- Абсолютное грехопадение. В природе человека нет ничего, что могло бы привести его к Богу.
- Безусловное избрание. Учение о предопределении. Бог избрал человека не потому, что предузнал тех, кто отзовется на Его призыв ко спасению, а просто так захотел.
- Ограниченное действие искупления. Иисус Христос умер только за Свой избранный народ.
- Эффективный призыв или неотразимая благодать. Если Бог призывает, то избранный не может отвергнуть призыв.
- Невозможность потери спасения. Если Бог кого-то предопределил ко спасению, то непременно совершит его.
Кальвин:
Познакомив читателя с основами кальвинизма, мы должны добавить, что ни Лютер, ни Кальвин не отошли от традиционного в католичестве крещения детей. Поскольку в церквах евангельских христиан-баптистов этот вопрос на основании Священного Писания решен положительно и не вызывает никаких разногласий, мы не будем его касаться.
Для чего же мы считаем необходимым познакомить наших христиан с учением Кальвина и его последователей?
Как уже упоминалось, некоторые принципы кальвинизма приняты многими баптистами Западной Европы и США. Учение об отсутствии у человека свободной воли, о предопределении и особенно о невозможности потери спасения, с вытекающим отсюда западным стилем жизни, прямо или косвенно предлагается и насаждается в восприимчивые сердца нашего народа. Мы считаем своим долгом сказать правду о кальвинизме и, на основании Священного Писания, предостеречь многих искренних детей Божьих от опасных последствий.
В годы господства атеизма недругам истины Христовой удалось разделить евангельско-баптистское братство в нашей стране внедрением антиевангельского Законодательства о религиозных культах. Различными методами, попирающими свободу совести, многих заставили его исполнить. В противовес им Бог нашел тех, кто не пожелал преклониться под чужое ярмо с неверными. Несмотря на гонения, они отвергли это законодательство и регистрацию, предусматривающую его исполнение. Один Господь знает, сколько страданий пришлось вынести гонимому братству, но Бог дал сил устоять в духовной борьбе.
Среди этих двух группировок в евангельско-баптистском братстве вскоре образовалась прослойка из тех, кто вначале пошли прямо за Господом, но потом оставили своих братьев стоять в проломе, а сами приняли все ту же регистрацию при действующем законодательстве о культах. И все же, при некоторых разногласиях и различных понятиях, догматика братства в основном осталась единой. А теперь, при активном содействии кальвинистски-настроенных иностранных миссионеров, нам угрожает более опасное, догматическое разделение. Сохрани нас Бог от этого! Да побудит Господь всех, искренне любящих Его, соединить свои силы, чтобы Церковь Божья в нашей стране сохранила единство на пути истины.
Давайте обратимся к единственно чистому источнику - Слову Божьему, и постараемся выйти из лабиринта человеческих понятий, чтобы нам не отойти от "простоты во Христе" (2 Кор. 11,3) и "не потерять того, над чем мы трудились" (2 Иоан. 8).
Католики и православные вообще не имеют уверенности в спасении. Они переносят вопрос спасения или на папу, или на церковь, или на добрые дела и молитвы святым угодникам, считая, что узнают об этом лишь на Божьем суде.
Кальвинисты считают, что спасение даровано людям, заранее предопределенным Богом. Жизнь человека является лишь подтверждением того, спасен он или нет.
Слово Божье конкретно говорит, что спасение имеет всякий, верующий в Иисуса Христа: "Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3,16); Бог "Хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (I Тим. 2, 4).
Каким утешением являются эти слова для ищущей Бога души! Как раз эта основная мысль Евангелия озарила Лютера и привела к главной идее Реформации - спасению по вере.
На основании Слова Божьего мы не можем согласиться с Кальвином, что Бог заранее кого-то предопределил ко спасению, а кого-то - к осуждению лишь потому, что так захотел. Этот вывод искажает библейское представление о Боге, как о человеколюбивом, правосудном, милостивом Творце. За что же Бог будет судить человека, которого заранее предопределил к осуждению? Не может справедливый Бог так поступить! "Не может быть,- с верой восклицает Авраам,- чтобы Ты... погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?" (Быт. 18,25).
Моисею Бог сказал так: "Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления..." (Числ. 14,18).
Священное Писание свидетельствует: "Бог есть любовь" (I Иоан. 4,16); "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него" (1 Иоан. 4,9).
Сколько прекраснейших гимнов, говорящих о любви, справедливости, человеколюбии Бога, надо было бы изъять из христианских песенников, если только согласиться с учением о предопределении! Но утешься, дорогая душа, потому что "благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар" (Еф. 2, 8).
Если же кто-то, ссылаясь на 29-30 стихи 8-й главы Римлянам, скажет, что там все-таки говорится о предопределении, то ответь, что мы предызбраны во Христе по пред ведению Божьему. Бог предузнал тех (Рим. 8, 29), кто примет Христа, Которого Он еще прежде создания мира предназначил для нашего искупления (1 Петр. 1,19-20).
Бог - наш Небесный Отец, и Он не может не любить Свое творение. Он уплатил за наше спасение дорогую цену - отдал в жертву единородного Сына, Который добровольно принял крестную смерть. Поэтому такой восторженной уверенностью в спасении и любви Божьей к нам заканчивается 8-я глава Римлянам: "Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем".
Конечно, человек спасти сам себя не может. Никакие дела, никакие заслуги не спасут его, потому что делами закона не оправдается перед Богом никакая плоть (Рим. 3, 20). Однако с Божьей стороны абсолютно все сделано для нашего спасения, и в этом мы должны быть вполне уверены. Принять спасение или отвергнуть его - это наша, человеческая, сторона спасения. Выбор ты должен сделать сам, дорогой читатель! И за него, как и за свои поступки, скоро будешь отвечать перед Богом. "Слово, которое Я говорил,- предостерегает Христос,- оно будет судить его в последний день" (Иоан. 12,48). "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. 6, 7-8).
Напомним, что в одном из принципов своего учения - абсолютное грехопадение - Кальвин утверждает: в природе человека нет ничего, что смогло бы привести его к Богу. Это действительно так (Иоан. 6,44), но и после грехопадения человек свободен принять или отвергнуть предлагаемое Богом спасение, он не подчинен необходимости.
Современные баптисты кальвинистского уклона утверждают, что человек ничего не может сделать, чтобы получить спасение. Однако и Ветхий и Новый Завет изобилуют местами, подтверждающими полную свободу человека в выборе пути жизни. Как Адаму и Еве было предоставлено полное право вкушать или не вкушать запретный плод, умереть или вечно пребывать в раю, так и после грехопадения Бог предоставляет человеку выбор. Например: Ной мог послушать или не послушать Бога (Быт. 6,13-14), мог делать или не делать ковчег (Быт. 6, 22). Семейство Ноя могло выбирать: войти или не войти в ковчег (Быт. 7,1). Авраам мог пойти и вполне мог не пойти от своего родства в землю, указанную Богом (Быт. 12,1).
Моисей, получив откровение от Бога, заповедал израильтянам помазать косяки дверей кровью агнца (Исх. 12,21-23). Израильтянин мог не выполнить повеление, и за это подвергся бы поражению; точно так же он мог остаться в Египте, но тогда сделался бы вечным рабом.
Очень ярко проявление свободной воли видно во Втор. 11, 26-28 и 30,15-20. Здесь израильтянам предлагается сделать выбор: жизнь или смерть, добро или зло, благословение или проклятие. Воздаяние от Бога человек получает за свой выбор (2 Пар. 15,1 -2; Пс. 17, 26-27).
Весь Ветхий Завет - это примеры великих побед при исполнении заповедей Божьих и глубоких падений при отступлении от Его повелений. Господь не хочет смерти грешника (Иез. 33,11). Даже к безнадежным отступникам Он посылает Своих пророков, чтобы отвратить их от злых путей (Иез. 3,18). Через закон, в котором 248 заповедей и 365 запрещений, Бог предлагал каждому человеку жизнь (Рим. 10, 5), но исполнить его смог лишь Иисус Христос. Он - конец закона (Рим. 10, 4). В Нем Бог дарит спасение всякому верующему (Иоан. 3,16). В Нем стираются грани между национальностями и расами. Общественное положение не играет никакой роли для принятия спасения верой (Гал. 3,26-28; Кол. 3,10-11).
Христос - Спаситель мира (Иоан. 4,42). Он умер за всех людей (1 Иоан. 2, 2; 1 Тим. 4,10), а не только за избранных, как учил Кальвин. Библия провозглашает помилование всем людям: "А Христос за всех умер..." (2 Кор. 5,15).
Так Священное Писание опровергает один из принципов Кальвина - ограниченное действие искупления. Слава Богу, что Он на все времена оставил Свое Слово, которое, как молот, сокрушает все умозрительные человеческие построения, не согласованные с Библией.
Дорогой читатель, будь уверен, что Иисус Христос умер и за тебя! Спасение твое совершено раз и навсегда. Это процесс необратимый. "Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5, 8). Но принять верой спасение Христово, раскрыть для Него сердце, покаявшись перед Богом в своих грехах, или отвергнуть Его - это твое личное дело, твоя сторона спасения. Твоя воля здесь свободна, выбор делай сам.
Итак, Иисус призывает всех (Матф. 11,28), Он стучится в дверь твоего сердца, но взламывать ее не будет. Каждый должен сам открыть свое сердце для Христа ключом собственного покаяния (Матф. 3,1-2; Марк. 1,14-15; Лук. 13,3-5; Откр. 3,20).
Спасение совершено для всех, однако людям необходимо покаяться, оставив времена незнания (Д. Ал. 2,37-38). Вера - от слышания, а слышание - от Слова Божьего (Рим. 10,17). Каждый житель земли должен услышать весть о спасении (Матф. 24,14; Откр. 22,17). У Бога есть верные свидетели (Матф. 28.19-20; Марк. 16,15-16; 2 Кор. 5, 20; Откр. 19,10), через которых Он действует Духом Святым, трудящимся в сердцах грешников (Иоан. 16, 7-11).
Через Духа Святого Бог во всей полноте совершает и спасение грешников, и освящение уверовавших в Иисуса Христа. Однако человеку обязательно нужно самому покаяться. Возвратный глагол "покаяться" говорит о личном действии. Дух Святой каять никого не будет. Он только побуждает к покаянию. Этим как раз определяется свобода воли современного грешника и его первый шаг ко Христу, чтобы получить личное спасение.
Ключевой принцип современных баптистов-кальвинистов - невозможность потери спасения. Его придерживается большинство баптистов-фундаменталистов США. В защиту этого принципа приводятся некоторые места из Слова Божьего и чисто умозрительные доводы, такие как: я член семьи Божьей и Он не может лишить меня сыновства; жизнь вечна, а если я могу лишиться спасения, то не может быть уже вечной жизни; предызбрав ко спасению, Бог доводит спасение до конца и другие.
На возражение, что есть много примеров, когда глубоко верующие отпадали от Бога, кальвинисты отвечают, что они (отпадшие) никогда не были возрожденными, "они вышли от нас, но не были наши" (1 Иоан. 2,19).
На вопрос: если спасение потерять невозможно, то что будет с теми, которые не идут Христовым путем, живя в грехах, кальвинисты отвечают, что они все равно когда-то покаются и снова будут приняты в семью Божью. На основании 1 Кор. 3,13-15 кальвинисты утверждают, что такие люди могут потерять лишь награду, но не спасение.
В евангельско-баптистском движении в нашей стране кальвинизм никогда не находил благоприятной почвы. Давайте в свете Слова Божьего исследуем и этот вопрос.
Ключ для понимания Ветхого Завета - 1 Кор. 10,11: "Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков". Так, совершая последнюю казнь над египтянами, Бог через Моисея дает всем израильтянам повеление помазать кровью агнца косяки дверей (Исх. 12,7). Эта кровь гарантировала жизнь всем израильтянам (Исх. 12,12-13), праздник Пасхи утверждался, как вечное установление (Исх. 12,14).
Помазавшие косяки дверей кровью агнца, были спасены, но им давалось еще повеление: "Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших; ибо, кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля" (Исх. 12,15). Отсюда следует вывод: спасенный, при несоблюдении заповедей, лишался спасения.
Зная, что пасхальный агнец - прообраз Иисуса Христа (1 Петр. 1,19-20), Апостол Павел повелевает: "Итак, очистите старую закваску..." (1 Кор. 5,7-8).
В книге Исход описана такая просьба Моисея и ответ Бога: "Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей" (Исх. 32, 32-33). Значит, вписанный в книгу жизни может быть изглажен из нее, то есть может потерять спасение!
Такую же мысль выразил в молитве Давид: "Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего..." (Пс. 50,13-14).
В книге пророка Иезекииля трижды проходит одна и та же мысль, что праведник (а праведник, безусловно, имеет спасение), если согрешит, умрет, то есть, потеряет спасение, и все прежние добрые дела ему не припомнятся (Иез. 3,20; 18,24; 33,12-13). Вот какой печальный удел может постигнуть беспечного праведника!
Можно привести еще много мест из Ветхого Завета, но обратимся к Евангелию. Иисус Христос не отрицал наших усилий для приобретения Царства Небесного (Матф. 11,12). Он предупреждал, что многие могут потерять духовную высоту (Матф. 24,10-11) и даже избранные могут быть прельщены (Матф. 24,
24).Бог подарил спасение всем народам. Христос называет Себя "истинной виноградной Лозой" (Иоан. 15,1). Живыми могут быть ветви или природные, или привитые к лозе. Апостол Павел прообразно называет языческий народ "дикой маслиной", привитой к лозе. Но привитым, т. е. живым, спасенным, он советует: "...Не гордись, но бойся. Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен" (Рим. 11,17-22).
Как видим, некогда привитым вполне возможно "быть отсеченным", "отломиться неверием" от лозы.
Одним из самых веских доказательств учения о предопределении и невозможности изменить назначенного Богом, кальвинисты считают избрание Иакова и отвержение Исава (Рим. 9,10-13). Но здесь как раз особо ярко видно предведение Бога.
Мы, конечно, не имеем никакого права препираться с Богом (Ис. 45, 9), и в то же время у нас нет никаких оснований сомневаться в Его справедливости и благой цели. Это очень хорошо выражено в словах: "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неис-следимы пути Его!" (Рим. 11,32-33).
Возможно, не всегда нам все понятно, но в милосердии Божьем нельзя сомневаться! "Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя" (Ис. 54,10).
Обычно антидоводом кальвинистам служит место Священного Писания, где Господь говорит прямо: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел" (Рим. 9,13). Но ведь Бог не возненавидел Исава до его рождения, Он только определил, что "больший будет служить меньшему" (Быт. 25, 23). В другом месте Священного Писания говорится о действиях Бога после того, как Иаков и Исав совершили определенные поступки (Мал. 1,2-3).
Бог произносит приговор после совершённых действий. Ведь Исав имел полное право не променять первородство на чечевичное кушанье и не называться Едомом, мог не брать в жены Хеттеянок, не угодных ни Богу, ни родителям (Быт. 26, 34-35; 27, 46).
Возникает вопрос: может ли Бог изменить Свое решение?
Слово Божье отвечает утвердительно - может! Например: "Слово, которое было к Иеремии от Господа... Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его" (Иер. 18:1,7-10).
Бог - Законодатель, а Он имеет право отменять законы и издавать новые. Позвольте привести один пример из истории музыки.
Французский композитор Гектор Берлиоз написал "Фантастическую симфонию", которая сделала его известным во всей Европе. В столицу Австрии, Вену, он решил поехать сам, чтобы разучить эту симфонию с оркестром. Музыкантам он не назвал своего имени. Во время репетиции у него вдруг возникло желание изменить несколько нот в партии кларнета. Когда он велел кларнетисту переправить их, тот возмутился: "Какое вы имеете право изменять то, что написал Гектор Берлиоз?!" Кларнетиста поддержали и другие музыканты. Тогда дирижер сказал: "Господа, успокойтесь! Перед вами Гектор Берлиоз".
Бог все может и имеет полное право на всякое изменение, и мы не должны противиться Его воле. Единственное, чего не может Бог (как отвечал мальчик, наученный матерью) - это видеть наши грехи через Кровь Иисуса Христа. В каких бы страшных пороках не находился грешник, Кровь Христа сильна их омыть, и через нее Бог не видит наших грехов, Он изглаживает их (Мих. 7,19).
Господь говорит: "И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему" (Иез. 18,21-22).
Апостол Павел писал Филиппийцам: "Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него". Имеющие это право должны сохранить верность до смерти, чтобы получить венец жизни (Откр. 2,10). Если же кто-то, выдержав подвиг страданий, поколеблется, к тому Бог не благоволит (Евр. 10,38).
В послании Колоссянам имя Димаса стоит рядом с именем Луки. От них Павел передает приветствие (Кол. 4,14), но дальше мы читаем печальное известие того же Апостола: "Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век" (2 Тим. 4,10).
Слово Божье призывает нас быть очень бдительными, так как при беспечности мы можем все потерять (2 Иоан. 8). "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10,12).
Нам нельзя впадать в беспечность, но со страхом проводить время странствования своего (1 Петр. 1,17) и со страхом и трепетом совершать свое спасение (Фил. 2,12). Иначе мы можем потерять жизнь вечную. Об этом совершенно конкретно сказано в послании Евреям: "Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евр. 10,26-27).
"Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему" (Евр. 6, 4-6).
Какие строгие слова! Как конкретно говорится, что имеющие спасение могут потерять его! Этим доводом полностью опровергается кальвинистский принцип невозможности потери спасения. Но его апологеты пытаются подвергнуть критике русский перевод Библии синодального издания и предлагают новейшие переводы. Например, они уверяют, что в 1 Кор. 11,30 речь идет лишь о физической смерти, при которой спасение не теряется; израильтяне, раздражавшие Господа в пустыне, умерли физической смертью, но не духовной и т. п.
Но перевод 13-го стиха 8-й главы послания Римлянам даже в их интерпретации не оставляет никаких сомнений, что речь идет не о плотской, а о духовной смерти. Их перевод таков: "Если живете по плоти, то умрете смертью духовной". А умереть духовно может только духовно живой.
О, читающие эти строки! "...Потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире" (2 Петр. 3,14).
Рассматривая вопрос о возможности потери спасения, мы обращались исключительно к Священному Писанию. А сейчас позвольте привести один пример из истории церкви, чтобы еще раз подтвердить, что спасение можно потерять.
Правда, нужно сделать оговорку, что единственным авторитетом мы считаем Слово Божье, и если обращение к иным источникам для кого-то будет не весьма убедительным, то просим данное доказательство снисходительно не принимать в расчет, так как и без него достаточно аргументов.
Речь пойдет о николаитах. Сам Бог в Откровении дважды говорит, что дела николаитов Он ненавидит (Откр. 2: б, 15). Многие историки церкви считают, что николаиты носят название Николая Антиохийца, одного из семи диаконов, обращенного из язычников (Д. Ал. 6, 5).
Николаиты, признавая искупительную жертву Христа, не стремились к освящению, не прилагали усилий для борьбы с грехом. Они жили беспечной греховной жизнью. Хотя при избрании Николай, как и другие диаконы, был изведанным, исполненным Духа Святого и мудрости (Д. Ал. 6, 3), но это высокое положение он потерял и, в конечном итоге, Христос "ненавидит" его дела.
Исследуя вторую и третью главы книги Откровения, где в посланиях семи церквам Архипастырь Христос обращается к Ангелам церквей, мы видим, что в каждой церкви есть "побеждающий", то есть прилагающий много личных усилий для спасения. Только двум церквам - Смирнской и Филадельфийской не поставлены на вид недостатки, а остальным пяти церквам необходимо покаяние.
Ефесской церкви, несмотря на все добродетели, предлагается покаяние за оставление первой любви. В противном случае Христос обещает сдвинуть светильник с места, а это весьма суровый приговор (Откр. 2, 4-5).
Пергамской церкви указывается на то, что в ней есть держащиеся учения Валаама и николаитов. Им тоже нужно покаяться, а если не так, то Христос обещает сразиться с ними мечом Своих уст (Откр. 2,16).
В Фиатирской церкви были держащиеся учения Иезавели. Христос призывает их к покаянию, а в противном случае, обещает поразить детей Иезавели смертью (Откр. 2, 20-23). Наверно, никто не будет возражать, что здесь речь идет о духовных детях Иезавели, так как ее земные дни закончились очень давно (4 Цар. 9, 36-37). Дети Иезавели поражаются духовной смертью. "И воздам каждому из вас по делам вашим",- говорит Христос (Откр. 2, 23).
Сардисской церкви предлагается глубокое раскаяние, по сути дела, воскрешение из мертвых. Иначе внезапный приход Христа застигнет многих без покаяния, а это - духовная смерть (Откр. 3, 3).
Лаодикийской церкви дается суровое предупреждение: "...Извергну тебя из уст Моих" (Откр. 3,16). В устах Иисуса находятся те, кого Он исповедует перед Отцом Небесным (Матф. 10, 32). Извергаются же те, которых Он не будет больше исповедовать перед Своим Отцом, а таковые, безусловно, теряют спасение.
Как видим, все пять церквей периодически взвешиваются на весах Божьего правосудия и некогда высокое положение некоторых, при отсутствии покаяния, может оказаться трагичным.
Еще раз обратим внимание, что изглаживание из книги жизни возможно и в Новом Завете (Откр. 3, 5). Венец также может быть восхищен (Откр. 3,11).
Для ответа на этот вопрос считаем необходимым повторить, что в догматике, в понимании основных истин Слова Божьего, евангельские христиане-баптисты в нашей стране, в основном, были едины. Разделению же способствовал воинствующий атеизм, одержимый идеей построения высокоразвитого безрелигиозного общества. Вера в Бога, по мнению атеистов, постепенно должна была отмереть. Но так как вера в Бога - потребность бессмертной души человека и умереть она никогда не сможет, то атеисты решили искусственно умерщвлять ее и вытравливать из сознания людей.
Орудием воинствующего атеизма было Законодательство о религиозных культах 1929 г. Сейчас оно потеряло силу, и у нас появилась надежда, что Господь поможет многим детям Божьим в регистрированных общинах понять свою неправильную позицию по отношению к тем, кто не склонил колени перед безбожием, и стремиться к желанному единству по учению Иисуса Христа.
Именно сейчас, когда это единство стало возможным, кальвинизм угрожает догматическим разделением нашего братства. Приведем один из конкретных примеров.
В Донбассе есть колледж, в котором, по американскому образцу, студенты обучаются теологическим дисциплинам. Преподаватели - в основном американские профессора богословия, которые периодически меняются. Студенты - молодые братья и сестры из зарегистрированных общин ЕХБ.
Можно сказать много доброго относительно условий, созданных для занятий, и системы преподавания, что и делали работающие по устройству колледжа братья из общин бывшего ВСЕХБ и из общин, находящихся под автономной регистрацией.
Как-то раз нас попросили побеседовать об учении Кальвина с одним из американских профессоров. Братья, пригласившие нас, были встревожены тем, что многие студенты увлечены учением Кальвина.
Нет надобности описывать тактичность, элегантность и эрудицию профессора. С помощью переводчика он изложил основные принципы учения Кальвина, принятые кальвинистскими баптистами США. О себе он сообщил, что является консерватором в понимании Священного Писания и что в США подавляющее число баптистов - кальвинисты и только немногие придерживаются взглядов Джона Весли.
После того, как мы изложили свою точку зрения, профессор спросил, считаем ли мы себя спасенными. Мы ответили положительно и поинтересовались, считают ли в Америке нас (братьев СЦ ЕХБ) братьями по вере в Иисуса Христа. Он ответил утвердительно, добавив, что в США многие восхищены подвигом страданий братьев в России. "Если так,- сказали мы,- тогда убедительно просим не нести нам учение Кальвина". Он немного смутился, потом ответил, что это учение принес не он, а профессора, бывшие до него.
На вопрос, признает ли он учение Кальвина правильным, профессор ответил: "Да, я - кальвинист". Как говорится, комментарии излишни. Потом, мило улыбаясь, он сказал: "Вы просите, чтобы мы не несли этого учения. Мы можем внять или не внять этой просьбе, но скоро пойдут те, которые уже ни о чем никого спрашивать не будут..."
Мы распрощались с профессором. В аудиторию заходило все больше и больше студентов (беседа проходила в узком кругу), и мы около трех часов могли беседовать с ними, так как официальные занятия уже закончились.
Оказалось, учащиеся не только познакомились с принципами учения Кальвина, но многие были уже его апологетами, то есть защитниками, восхваляющими это учение. Они обращались за поддержкой к новому переводу Евангелия и подвергли сомнению текст синодаль-' ного издания Библии.
Следует сказать, что скоро эти студенты получат диплом и как миссионеры будут посланы во многие районы нашей страны. Возникает вопрос: что они будут проповедовать и чему учить? Ответ ясен: только тому, чему были научены сами.
Во время беседы, студенты, воспринявшие принцип учения Кальвина,- невозможность потери спасения - пришли к парадоксальному выводу, что Анания и Сапфира не потеряли спасения.
Мы предложили на основании Священного Писания поразмыслить о Духе Святом, утверждая, что спасение можно потерять.
Дух Святой, третья Личность Бога, через Евангелие обличая нас в грехах (Иоан. 16,8), открывает, что Иисус - наш Господь (1 Кор. 12, 3). Дух Святой возрождает нас к новой жизни (Иоан. 3,5) и свидетельствует, что мы стали детьми Божьими, а значит - наследниками (Рим. 8,16-17). Наследники же Божьих обетовании, безусловно, спасены, а "кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8,9).
Христианин, имеющий Духа Святого, может грешить против Него: огорчать (Ис. 63,10); угашать (1 Фее. 5,19); оскорблять (Еф. 4,30); искушать (Д. Ал. 5, 9); лгать (Д. Ал. 5, 3); противиться (Д. Ал. 7,51); хулить (Марк. 3,29).
Похуливший Духа Святого теряет жизнь вечную. Но сделать это может только имеющий Его, то есть спасенный. Неверующий в Бога не может похулить Духа Святого, так как эта Личность ему неведома.
Студенты попросили привести конкретные примеры, где имевшие Духа Святого теряли спасение. Мы прочитали Д. Ал. 4,31: "И исполнились все Духа Святого*. Исполниться Духом Святым мог только имеющий в данный момент спасение, с этим студенты согласились. Повествование четвертой главы переносит нас в пятую, где Анания и Сапфира умирают в нераскаянном грехе, то есть теряют спасение. (Надо заметить, что раньше Библия не делилась на главы, это было сделано лишь в середине XIII века.)
К нашему удивлению, некоторые стали уверять, что Анания и Сапфира были поражены только физической смертью, жизнь вечную они не потеряли. Мы попросили разрешения дословно записать этот вывод, заимствованный из кальвинистской апологетики. Вот он: "В повествовании о смерти Анании и Сапфиры не говорится, что они потеряли вечное спасение".
Понимая, что этот вывод приводит в тупик, один из студентов добавил: "Но не вздумайте записать, что Анания и Сапфира пошли в рай!". Интересно, куда же они пойдут, если не потеряли спасение и в грехе не раскаялись? И в аду им места нет, и в раю тоже. Очевидно, придется проситься в выдуманное католиками чистилище. Вот это-то и страшно!
Почему же все-таки привлекателен сейчас кальвинизм? - По мнению западных теологов он необходим, как реакция против гуманизма и либерализма.
Гуманизм, возвышающий человека и позволяющий расти гордому человеческому "я", естественно, не найдет поддержки в кальвинизме, где все предопределено Богом и свободная воля у человека отсутствует.
Либерализм, претендующий на полную свободу личности, в том числе на свободное субъективное понимание Священного Писания, вроде бы диаметрально противоположен кальвинизму. Но, как ни странно, у фундаменталистов кальвинизм как раз и стал лазейкой для либерализма. Постараемся объяснить этот вывод.
Материал "Об очищении и освящении", предложенный фундаменталистам, не нашел применения - у них на этот счет свой взгляд. Почему же? - Если кто-то предопределен Богом ко спасению, а Он, по их мнению, не меняет Своего решения, если невозможно потерять жизни вечной, то, естественно, напрашивается вывод: как ни живи - все равно спасен. При таком подходе к толкованию Библии теряется бдительность, когда христианин подвергается различным искушениям и испытаниям. "Зачем страдать сверх сил и упускать возможность насладиться нынешним веком,- мыслит он,- если я все равно спасен и никогда не потеряю спасение?" Вот это и ведет к вольной жизни западного образца, проникновения которого в наши общины мы боимся.
Нас могут обвинить в узости взглядов. Конечно, наши взгляды узкие, потому что мы стоим на узком пути. Но самое главное - чтобы они были угодны нашему Спасителю, Который, будучи плотником, даже маленькой хатенки Себе не построил. Он говорил: "Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Матф. 8, 20).
В западных церквах назвать кого-то грешником,- равносильно оскорблению личности. Там, как правило, нет отлучений за грех: "Как же отлучать того, кому невозможно потерять спасение! Разве спасенного отлучают?" - "Так он во грехе!" - "Ну и что же, он все равно когда-то покается, а пока не стоит обращать внимание на его слабости и вольности".- Вот образец западного мышления.
Возлюбленные Господом братья и сестры по вере в Иисуса Христа, дорогие дети Божьи! Мы живем в последнее лукавое время. Будем помнить, что воля Божья есть освящение наше и без святости никто не увидит Господа (1 Фее. 4,3; Евр. 12,14).
"А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни" (Иуды 20-21).
Да сохранит Господь наше братство от всяких ветров учений и да поможет остаться верными Ему до конца.
Изд-во "Христианин"
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки