РОК-МУЗЫКА И НАШИ ДЕТИ

«Путь праведного —
уклонение от зла:
тот бережет душу свою,
кто хранит путь свой»
Прит. 16:17.

 

О пагубном влиянии рок-музыки на человека неоднократно писалось в христианской прессе. Казалось бы, тема полностью исчерпана, что нового еще можно сказать, но, к сожалению, и апологетов рока в среде христиан хватает. Кроме того, за полемическим накалом уходит один аспект, который имеет громадное значение, — беззащитность наших детей перед рок-экспансией. Взрослый человек может, руководствуясь своими знаниями и опытом, сам принимать решения, за которые и будет потом отвечать. Дети по природе своей постоянно находятся под чьим-то влиянием. Поэтому ответственность за них в этой сфере в том числе несем мы. Между тем даже зрелые христиане не всегда до конца понимают, как важно уберечь наших детей от нездорового воздействия рок-музыки, которая в первую очередь направлена именно на молодежь . Я говорю сейчас не только о детях верующих родителей, но и о тех детях, которые посещают воскресную школу или молодежные общения. От них зависит во многом будущее Церкви, как Тела Христова.

Почему молодежь любит рок? Один из первых распространителей рок-музыки Хэл Зигер писал еще в 50-х годах ХХ века: «Я понял, что эта музыка проникает в молодежь, потому что ее ритм совпадает с ритмами в их организме. Я знал, что никто не сможет вышибить эту музыку из них...» Если поговорить с подростками об их музыкальных вкусах, то выяснится, что некоторые из них настолько увлечены рок-музыкой, что перенимают манеру поведения своих кумиров. Для многих молодых людей, не знающих Христа, это естественно. Рок-музыка стала для них стилем жизни, где поощряется распутство, употребление наркотиков, буйство и нигилизм.

Знакомясь с материалами о рок-музыке, я нашла свидетельство одной молодой девушки, которая описывает изменение своего образа жизни, наступившее в результате увлечения рок-группой «Мотли Крю»: «С тех пор, как я стала мотли- крю-фанатом, жизнь мне действительно стала нравиться. Я стала кричать на свою мать, и когда она меня о чем-то просит, я не делаю. Я начала пить, курить, проводить ночи на дискотеках и творить неописуемые дела с мужчинами. Можете вы поверить, что год назад я еще была девушкой вполне приличного поведения, жившей в почтенном обществе? Спасибо «Мотли Крю», теперь у меня новый взгляд на вещи...»

Хотели бы вы представить на месте этой девушки свое дорогое дитя?

«Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое — горьким» (Ис. 5:20). Горе постигнет не только детей, но и родителей, которые не захотели помочь им освободиться от колдовских чар рок-музыки! Почему же так необходимо бороться за своих детей? Чем грозит им увлечение рок-музыкой? В интервью журналу «Роллинг Стоунз» известный рок-музыкант Дэвид Кросби комментировал: «Я решил, что самым важным будет скосить их детей. Здесь я не говорю о физическом похищении. Я имею в виду переменить их шкалу ценностей, что фактически выведет их из того мира, в котором живут их родители».

«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» (Ин. 10:10). В данном случае — украсть наших детей, убить их веру, а затем погубить их бессмертные души. Князь мира сего делает все, чтобы наша подрастающая молодежь как можно дальше ушла от Христа и Его спасения! Такова цель рок-музыки. В подтверждение цитирую высказывание рок-музыканта Пауля Кантера: «Цель нашей музыки — увеличить брешь между поколениями, разобщить детей с их родителями». Коротко и ясно!

Известно, что музыка неизменно выражает мировоззрение композитора и что она может служить как добру, так и злу. Поэтому весьма интересно послушать, что говорят о роке те, кто его сочиняет и исполняет. «Рок-н-ролл — музыка языческая и примитивная...» (Мальколм Мак-Ларен). «Рок-музыка — это секс, и нужно бить ею их (подростков) в лицо» (Эндрю Олдхэм). «Рок-н-ролл — это секс настоящий, рок-н-ролл основан на низменной природе человека» (Пол Стэнли). Вот что можно прочитать на обложке одной из пластинок группы «Блэк Саббат», положившей начало поклонению дьяволу на рок-сцене: «И ты, бедный глупец, держащий в руках пластинку, знай, что ты этим продал свою душу, потому что она будет быстро захвачена адским ритмом, сатанинской силой этой музыки. И укус этого музыкального тарантула заставит тебя плясать без остановки, без конца».

Что же ждет тех, кто полностью отдался во власть своих кумиров? Многочисленные некрологи звезд рока убеждают в одном — воспетый ими образ жизни убивает их самих: многие умерли от алкоголизма, наркомании или несчастных случаев, покончили жизнь самоубийством. «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7).

Давайте посмотрим, что воспевает рок-музыка, какие ценности она навязывает нашим детям. На первом месте пропаганда разных форм насилия. Об этом говорят результаты проведенного американцами исследования. Были изучены 700 самых популярных песен «тяжелого металла». В 50% их пелось об убийствах, в 35% — о сатанизме и в 7% о самоубийстве. Рок-музыка бомбардирует детей проповедью взрослого секса и даже половых извращений. Известный американский социолог Аллан Блюм утверждает: «Никогда в прошлом не существовало искусства, направленного так явно на совращение молодежи... Эта музыка влияет на молодых людей больше, чем открытая порнография».

Рок-музыка содействует употреблению наркотиков. Она также вовлекает молодых людей в оккультизм и сатанизм. В последнее время появилось много рок-групп, несущих антихристианские идеи. Музыка «тяжелого металла» вызывает психические расстройства. Доктор Павел Кинг, профессор-ассистент клиники детской психиатрии при университете города Теннеси, сообщает, что 80% его молодых пациентов слушали эту музыку ежедневно.

«...По плодам их узнаете их» (Мф. 7:20). Плоды рок-музыки — бунт, ненависть, убийства, самоубийства, ранние половые связи, вовлеченность в оккультизм и сатанизм, отвержение христианских ценностей родителей... Сила музыки в том, что она, минуя разум, проникает в подсознание человека и создает определенное настроение, а оно в свою очередь переходит в действие. Кто из нас не знает, что происходит после рок-концертов: возвращаясь домой молодые люди крушат все на своем пути, не щадя ничего и никого.

«Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые...» (Мф. 7:17). Вряд ли кто-нибудь, знакомый с последствиями воздействия рок-музыки, будет спорить, что плоды рок-музыки — худые... Какие же корни питают это «дерево»? В книге «Поколение для Христа» под редакцией Ричарда Р. Данна и Марка Х. даны краткие исторические сведения, касающиеся появления рок-музыки. Источником рок-музыки стал рок-н-ролл. Как и термин «джаз», рок-н-ролл изначально был эвфемизмом половых отношений, а проще говоря, — описывал акт полового сношения. В музыкальном плане он стал соединением буги-вуги и ритмических блюзов чернокожих исполнителей с ритмом кантри и народных песен (на основе ирландской джиги) белых исполнителей. В 50-х годах ХХ века рок-н-ролл исполнялся под пианино, гитару или саксофон. К 60-м годам он стал исключительной собственностью электрогитары в сопровождении громкого вокала и барабана. На этом этапе его и назвали просто роком.

Какие изменения претерпевала рок-музыка, проходя различные этапы в своем формировании? Как повлияли духовные поиски музыкантов на этот процесс? Об этом подробно рассказывается в книге Стива Тернера «Лестница в небо». Мы коснемся лишь основных моментов, чтобы понять, чем стала рок-музыка сейчас, спустя несколько десятилетий. Во второй половине 60-х годов свое влияние на рок-музыку оказали «неформальные» религии — от языческого колдовства до дзен-буддизма. После этого наступил этап использования наркотика-галлюциногена ЛСД для психоделического «путешествия». И сами рок-музыканты, и их почитатели активно использовали его во время рок-концертов. Далее последовало увлечение восточными религиями и медитацией.

Все вышеперечисленное открыло новому поколению дорогу к новым религиозным исканиям. Каждый рок-музыкант создавал свою «религию». В этот период группа «Роллинг Стоунз» впервые пригласила в рок имя дьявола. Одновременно широкое распространение получила оккультная литература, и многие рок-музыканты увлеклись ею. Свои искания они претворяли в музыке.

Большое влияние на рок оказала философия Алистера Кроули — отца сатанистов, настойчиво предлагавшего всем очиститься от наследственных нравственных ценностей. Новым этапом явилось внедрение мистики и связь рок-музыки с древними религиозными ритуалами. Рок-музыканты в этот период мечтали создать музыку, обладающую воздействием психоделического наркотика.

Затем наступил период использования марихуаны при прослушивании и исполнении рок-музыки, чтобы было легче попасть, как полагали музыканты, в «Божье присутствие». В 70-х годах произошел упадок рока, в результате чего появилась панк-музыка, или «музыка сточных канав». С этого времени она пропиталась духом анархизма. В 80-

90-е годы некоторые исполнители попытались объединить в рок-музыке греховное и священное, то есть занялись прямым богохульством.

В
дальнейшем появилась языческая техно-танцевальная культура с уклоном в область шаманизма; наблюдалось возрождение интереса к музыке, которая могла бы изменять сознание человека. В это же время рекламируется психоделический препарат экстази, который сопутствует прослушиванию музыки. Музыканты стремятся создать альтернативную культуру, которая призвана прийти на смену «христианскому сознанию». Последовало возвращение к шаманским ритмам, вызывающим состояние транса, наблюдался поиск звука такой частоты, которая помогла бы «выходить в астрал».

Достигла ли рок-музыка того, к чему стремилась? Судите сами.

Несколько десятилетий назад на Западе был принят закон, запрещающий использование подсознательной техники в области рекламы, кино, печатных изданий, радио и телевидения, но он не коснулся сферы производства пластинок, кассет и других материалов для прослушивания. Поэтому рок-музыканты имеют полную свободу для опасного воздействия на молодежь. Мик Джаггер из «Роллинг Стоунз», называющий себя Люцифером рока, заявил: «Наши усилия всегда направлены на то, чтобы управлять мыслью и волей людей; большая часть других групп занимается тем же». Чтобы получить необходимый эффект, используются специальные техники подсознательных сообщений, в частности, словесное подсознательное сообщение, когда фразы вставляются «наоборот». Этот способ, называемый «обратной маскировкой», был известен даже в древности и использовался в колдовстве.

Приведу пример обратной маскировки: в одной из частей песни под названием «Когда электричество пришло в Арканзас» группы «Черный дуб Арканзаса» певец произносит бессмысленные слова. Если проигрывать в обратном направлении, то можно услышать следующее: «Сатана, сатана, сатана. Он бог, он бог».

Чтобы создать условия для передачи подсознательного сообщения, используются четыре технических приема:

1. Модуляция частоты; очень низкие частоты (14-20 Гц); высокие частоты (17000-20000 Гц); переменная скорость.
2. Бит — прерывистая пульсация, ритмы, которые вызывают биопсихическую реакцию организма, влияющую на функционирование разных органов тела, — от увеличения адреналина в крови до чувства полового возбуждения.
3. Подсознательный сигнал, записанный на ультразвуковой частоте, под воздействием которого в головном мозгу происходит биохимическая реакция, с помощью которой вырабатывается эндорфин (естественный морфий). Это необходимо для того, чтобы мозг более ясно понимал подсознательное сообщение. Человек в это же время испытывает необычайно приятные ощущения.
4. Стробоскопия — когда с помощью специального аппарата производится ускорение чередования света и темноты. При одновременном прослушивании музыки происходит значительное ослабление чувства ориентации, способности к суждению и быстроты рефлексов.

Слушающие рок-музыку обычно не подозревают о том, что подвергаются такому воздействию. Поэтому сообщение беспрепятственно проникает в область подсознания, где расшифровывается и передается через память сознательному «я». Важно то, что сообщение принимается даже тогда, когда передается на незнакомом языке!

Многие подростки слушают рок-музыку по неведению, не понимая, что она из себя представляет. Другие — по привычке, не задумываясь и не вникая в смысл слов. Третьи же сознательно не желают расстаться с ценностями мира сего, чтобы не выглядеть белой вороной в глазах своих неверующих друзей. Что же делать в такой ситуации? Простой запрет и осуждение рок-музыки не даст нужного эффекта. Подростки — особый народ, старающийся во что бы то ни стало отстоять свою независимость в любых вопросах. К тому же для многих ребят игнорирование и осуждение их музыки равнозначно игнорированию и осуждению их самих.

Учитывая, что молодежь любит дискуссии, где они могут высказать свою точку зрения на ту или иную проблему, можно вместе с ними обсуждать их любимую музыку. В книге «Поколение для Христа» показаны две цели, которые необходимо достичь. Во-первых, показать им, что говорит Бог на ту или иную тему о музыке. Например, сравнить, что говорит о сексе музыкант, а что говорит об этом Библия; или что музыканты говорят об успехе в жизни и какие черты успешной жизни показаны в Библии.

Во-вторых, необходимо помнить, что подростков не волнует вопрос, могут ли музыка или песни быть злом. Для них не имеет значения, насколько греховной может быть песня. Одни думают, что если она не причиняет им вреда, то ее можно слушать. Поэтому важно привести подростков к пониманию того, что музыка оказывает очень глубокое влияние на их личную жизнь. Когда они научатся критически относиться к своей культуре и к современной музыке, то смогут относиться по-христиански ко всему остальному. В противном случае они попадут на крючок сатаны...

Хотелось бы поразмыслить на тему «христианского рока». В последнее время появилась тенденция —привлекать неверующую молодежь в церковь с помощью той музыки, которая популярна в ее среде. Некоторые верующие даже предлагают проводить отдельные богослужения специально для молодых, используя рок-музыку для проповеди Евангелия и для прославления Бога. Возможно ли это? За всю историю существования рока такие попытки делались неоднократно.

Впоследствии многие музыканты отказывались от этого пути. Вот что говорит рок-музыкант Литтл Ричард, который понял, что рок-н-ролл — дьявольская музыка: «Ритмы современной музыки во многом пришли из вуду. В них слышится бой барабанов вуду. Если изучать музыкальные ритмы, это становится очевидным. Мне кажется, что такая музыка уводит людей от Христа. Она заразна. Я думаю, Бог хочет, чтобы люди отвернулись от рок-н-ролла и вернулись к Скале спасения. Только так они смогут подготовиться к вечной жизни».

Эта же тема раскрывается и в книге Базилеи Шлинк «Рок-музыка: откуда? куда?» Автор отмечает: «Рок-музыка остается рок-музыкой независимо от того, какие слова в ней употребляются. Сущность рока — в музыке, а не в тексте. Так называемая христианская музыка не может рассматриваться вне связи с происхождением и историей рока вообще. Она — лишь одна из ветвей единого дерева, питаемого и управляемого одним духом».

Автор рассказывает об одной супружеской паре миссионеров, которая поведала ей, как среагировал на «христианскую» рок-музыку туземец из Калимантана: «Зачем вы вызываете своей музыкой духов?» Этот человек узнал в музыке метод возбуждения психики, ранее использовавшийся им для достижения связи с темными, бесовскими силами.

Что же касается введения раздельных богослужений, то это как раз и является целью рок-музыки и того, кто за ней стоит, — увеличить брешь между поколениями. Наша же цель противоположна: соединить всех во Христе. Если мы сумеем передать христианские ценности подрастающему поколению, то сможем вместе служить Господу и прославлять Его святое имя.

Всем известно, что духовные христианские гимны — это гимны-проповеди, оставляющие неизгладимый след в душе человека. Они настраивают на спокойный лад, приготавливают сердца к слушанию Слова Божьего, назидают и обличают, несут радость и любовь, помогают лучше понять смысл христианства. Даже уличные дети, посещающие приют «Луч надежды» при нашей церкви, понимают это. Они с удовольствием слушают и поют полюбившиеся гимны из сборника «Песнь Возрождения». Неужели наши дети не способны на это?

Каждый, кто приходит в дом Божий, должен увидеть, что здесь совсем другой мир, другие отношения, другие ценности, другая музыка... Не будем же мы сквернословить или употреблять жаргонные словечки, чтоб привлечь этим неверующую молодежь в церковь? Зачем подталкивать наших детей к старой «кормушке»? Пусть овечки едят траву, а не мясо и пьют из чистого источника! На то они и овечки Божьи!

Я
написала это не к осуждению, а к размышлению... Быть может, кто-то, узнав об истоках рок-музыки, ее целях и плодах, посмотрит на нее другими глазами. Лично для себя я решила, что слушать рок-музыку — то же самое, что есть идоложертвенное.

Имея свободу во Христе все же не стоит забывать: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

Антонина СИМУСЕВА,
Санкт-Петербург
http://gazeta.mirt.ru

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки