П. И. Рогозин

ХРИСТИАНИН И ВОЙНА

Скачать WinZip (Word 97)

 

Человечество созрело для Божьего суда и быстрыми шагами направляется к своему трагическому концу. Наука, техника, прогресс – все то, чем мы гордимся, – не задерживают, а ускоряют неизбежный финал всемирной драмы. Высвободив энергию атома и других сил природы, человек оказался беспомощной и беззащитной игрушкой в их руках. Модернизируя и улучшая военное вооружение, человек довел его до такого совершенства, что уже не может надежно от него защититься. Он смутно понимает, что уже не властен над собой, что какая-то невидимая демоническая сила держит инициативу в своих руках и может распорядиться судьбой человека по своему произволу.

Благодарение Богу, без Его воли не упадет с головы христиан ни один волос. Бог контролирует все “времена и сроки”. Он по-прежнему призывает людей к покаянию, “обновляет Свое милосердие к нам каждое утро”. Но не всегда так будет! Писание предупреждает нас, что “близок всему конец”...

Поэтому мы не должны забывать, что мы – ХРИСТИАНЕ! Это наше имя. Во Христе – наша сила, наше упование и наша конечная победа. Христос исцелил нас: “Мы были слепы, а теперь видим”; Христос услышал вопль нашей души, нашу молитву покаяния и простил нам все наши грехи: “Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (благодатью мы спасены)” (Еф. 2:4-5).

Он соделал нас “новой тварью во Христе Иисусе”, живым “письмом Христовым, узнаваемым и читаемым всеми человеками”, и “дал нам власть быть чадами Божьими”. Христос оставил нас на земле для того, чтобы мы свидетельствовали о Нем миру и призывали людей к покаянию.

Наша преданность Богу и наша искренность в служении Ему должны быть для всех очевидны.

Не подлежит никакому сомнению, что война не Божье дело, и даже не человеческое, но сатанинское. Война никак не вяжется со здравым смыслом человека и в корне противоречит всем его интересам. Война – высшее проявление мирового зла, нетерпимости, насилия и зверства.

Война отрицает сущность самого Бога, потому что она порождена ненавистью, а “Бог есть любовь”.

Война противоречит самой основе христианской жизни, которая, по словам Христа, есть самоотречение и самопожертвование.

Война всегда считалась величайшим народным бедствием, наказанием Божьим, расплатой за национальные провины, грехи и пороки.

Война в ее современной форме – это проклятие, которое неминуемо закончится самоубийством духовно обанкротившейся цивилизации.

Всемирная история говорит нам, что народы, любившие воевать, разорялись и погибали. В будущей войне погибнут не только те, кто войну любит, но и те, кто ее ненавидит, кто всячески ее избегал.

Христос против войны! А у христиан должны быть “те же чувствования, что и во Христе Иисусе”.

Христос предупредил: “Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец... восстанет народ на народ и царство на царство...” (Лук. 21 гл.).

Истинный христианин должен принять слухи о войнах и самые войны, как то, “чему надлежит быть”, как нечто неизбежное и в Божьем плане предусмотренное. Бог подразделяет все человечество на две группы: “Церковь” и “мир”, людей верующих и людей “мира сего”. Мир идет широким путем, а Церковь – узким. Церковь живет “по духу”, а мир – “по плоти”. У мира свои цели, порядки, принципы и законы, у Церкви – совершенно другие. Эта разница между Церковью и миром останется до второго пришествия Христа. Истинные христиане, члены Тела Христова, члены Вселенской Церкви, – это люди “не от мира сего”. Они “вышли из мира”, не участвуют “в бесплодных делах тьмы”, принадлежат Христу.

Ап. Павел пишет: “Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества и ожесточения сердца их...” (Еф.4гл.). Телом христианин – подданный царства земного, душою же он гражданин Царства Божьего. Он живет в мире, но живет интересами не земными, а небесными. Он “о горнем помышляет, а не о земном”, “ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божью пребывает вовек” (1 Иоан. 2гл.).

Христианин призван руководствоваться в своих сложных взаимоотношениях с миром не своими земными соображениями и людскими взглядами, а волей Божьей.

Цель и назначение нашей земной жизни заключается отчасти в том, чтобы убедиться в ошибочности нашего своеволия и в гибельности наших путей и познать волю Божью, признать эту волю, как самую правильную, ценную и необходимую для нашего земного счастья и вечного блаженства. Это принятие нами воли Божьей называется в Писании “уверованием”, “покаянием”, “обращением”, “возрождением свыше” и др., но сущность этого принятия в том, “чтобы остальное во плоти время жить нам уже не по человеческим похотям, но по воле Божьей”. Поэтому жизнь каждого возрожденного христианина делится на два периода: жизнь до уверования, жизнь без Христа, и жизнь во Христе.

Истинный христианин не только познает и принимает для себя волю Божью, не только живет по воле Божьей, “исполняя волю Божью от души”, но и возвещает волю Божью всем окружающим его людям. Во всех случаях, где от христианина требуют исполнения воли “людской”, он смело заявляет: “Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?”

Путь истинного христианина усеян терниями. Много непредвиденных опасностей встречается ему на этом “тернистом пути”. В годину народных бедствий и потрясений эти опасности многократно увеличиваются. Кроме опасностей физических, существует множество опасностей духовных.

Первая опасность – встать на сторону одной из враждующих сторон, быть полностью захваченным происходящими событиями, слиться с “духом мира сего”, жить этими событиями, дышать этим “духом”... Истинный христианин никогда не должен забывать, что он “вне конфликта”. Он не “ в стане”, но “вышел за стан, нося Его поругание”. Не дело христианина выносить приговоры, изрекать проклятия, предавать анафеме, желать кому-то гибели. Кто способен объяснить или предсказать задачи Божественного Провидения в той или иной войне? Если война допущена Богом, как наказание, то и тогда мы не должны дать места в нашем сердце злому чувству.

В свое время Бог наказал Израильский народ, предав его в руки халдеев. Находясь вне конфликта, Едомляне (потомки Исава), у которых всегда было недоброе отношение к потомкам Иакова, радовались несчастью своего собрата. И Бог не оставил Едомлян без наказания: “Не следовало тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия его... Как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою” (Пр. Авдия).

Не разбираясь и не проникая в суть дела, мы легко можем погрешить даже в наших похвалах и порицаниях. Слово Божье говорит: “Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость перед Господом” (Притч.17гл.). И то, что “высоко у людей”, может оказаться “мерзостью перед Богом”... Поэтому в своих суждениях о враждующих будем весьма осторожны.

Да, трудно и почти невозможно соблюдать свой, внутренний, нейтралитет в войне двух идеологий: идеологии, формально признающей Бога, и идеологии, открыто отрицающей Его. Но истинная Церковь Христа “хранит себя неоскверненной от мира”. Она должна отказаться быть на поводу у политиков.

Вот почему мы говорим: первая опасность, грозящая христианину во время войны, – стать на сторону одной из воюющих стран или коалиций. Истинный христианин повинен знать, что оба лагеря (левый или правый) представляют собою не что иное, как “мир”, устраивающий свою жизнь и свои дела без Бога. Истинно верующий человек не может, как Лот, “сидеть у ворот города” или, как Петр, “греться у чужого костра”. Там, где нет надлежащего места Христу, там не должно быть места и тем, кто носит Его имя!

Вторая опасность, угрожающая духовной жизни христианина во время войны, – превратить международное бедствие в источник, удовлетворяющий наше плотское любопытство: нетерпеливо ждать известий, следить за передвижениями наступающих или отступающих войск, забывая о том, что те победы, которые могут нас радовать, говорят о потоках человеческой крови, приносят во многие семьи безутешное горе и реки материнских слез.

Тяжелая драма в жизни матерей ярко выражена в стихотворении Некрасова:

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет...
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости, и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

Можно ли смотреть на газетные сообщения равнодушно, когда военные успехи и поражения погружают людей во мрак, скорбь и отчаяние? Когда, вместо цветущей молодежи, погибающей на фронте, остаются беспомощные старцы, калеки, вдовы и сироты?

Люди гибнут, и мы должны смотреть на их гибель не иначе, как на Божье предупреждение нам, живущим. Христос спрашивает: “Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете...” (Лук. 13 гл.).

Третья опасность – забыть о важной роли истинного христианина во время войны.

Мы должны сочувствовать, сострадать, “плакать с плачущими” и горячо молиться о тех, кто непосредственно претерпевает от войны. В сердце христианина не должно быть места чувству злобы, ненависти, злорадства. Всякий раз, когда война приходит нам на мысль, будем молиться о пострадавших. “Разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней? Где найду Я утешителей для тебя?”; “Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?” (Пр. Наум и пр. Иона).

Мы – христиане! Кто, как не мы, должен молиться и вопиять к Богу день и ночь о том, чтобы Он в Своем милосердии положил конец кровопролитию?

Исполняя свои христианские обязанности и неся весть спасения погибающим в мирные времена, мы тем более должны удвоить и удесятерить наше усердие во время войны. Возможно, что Церковь “атомного века” призвана быть последней Христовой вестницей на земле.

Наши возможности служить Господу в данное время беспредельны! Таких возможностей никогда не было и никогда не будет после нас!

Будем же ценить это и используем их для славы Бога.

Во время Второй мировой войны люди во многих странах Европы, изголодавшиеся, измученные и больные, со вздохами вспоминали о “белом хлебе”, который они в избытке ели до войны.

Есть некоторые основания думать, что вскоре наступит день, когда мы будем вспоминать и о здешней религиозной свободе, как о “белом хлебе”. “Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища Слова Господня, и не найдут его...” (Амос 8 гл.).

О вы, христиане! Пробудитесь! Стрелки на мировых часах приближаются к полночи, и час рокового приговора, последний час, почти пробил!..

Из газеты «Наши Дни» (США), 16 января 2002, № 1759

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки