Сатанизм нельзя рассматривать как религию в обычном смысле слова. Он не может существовать самостоятельно, являясь религией-саттелитом, паразитирующей на теле христианства. В отличии от религий и культов, основанных на переживании «божественного», сатанизм является скорее невротической реакцией на христианство. Он не несет священного в себе, в то же время в нем много чисто развлекательных элементов. В какой-то степени сатанизм можно отнести к «потешным» культам, которые не требуют действительной веры, а являются разновидностью игры.
Эта особенность сатанизма делает чрезвычайно разнообразными его проявления. Практически каждый сатанист сам создает себе культ, поэтому произвести всеобъемлющий обзор сатанизма практически невозможно. В данной работе внимание будет сосредоточено в основном на Церкви сатаны Шандора Ла Вея, т.к. эта организация является наиболее известной и представительной из всех организаций подобного рода.
Согласно учению Библии сознательное поклонение сатане не возможно.
Так в Ветхом Завете дьявол характеризуется двумя качествами:
1. Сатана – это противник человека, то что губит его. Так в книге Иова мы видим как сатана просит об искушении для Иова. Сатана вообще- это не обязательно конкретный падший ангел, но любая враждебная сила. Например, в Числ.22:22 сатаной Валааму назван Ангел Яхве.
2. Велиар – означает бесполезный. Начиная с книги Второзакония этим словом характеризуются боги языческих народов в связи с их беспомощностью и бесполезностью: «Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею». Пс. 113:13-15
Другое презрительное название бесполезного идола- Вельзевул- господин навоза (или Велзевув - Господин мух).
В Новом Завете эти две основные черты дьявола сохраняются, однако его образ становиться более персонифицированным. Иисус изгонял многих бесов, за которыми стояли различные болезни как физические так и психические.( Бес - даймонион) – слово обозначающее вообще какое-либо языческое божество, но в данном случае символ вреда человеку).
Апостолы видят в сатанинских силах разрушения основного врага христианства: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» Еф. 6: 12. Диавол ассоциируется со смертью, поэтому его имя человекоубийца, губитель -Аполион.
Поклонение сатане с точки зрения Библии было бы равнозначно поклонению собственной слабости, немощи, невежеству и т. д.; оно совершенно не возможно для человека, находящегося в здравом рассудке. Таким образом возможность сознательного поклонения сатане Библией исключается.
Появление сатанизма как самостоятельного культа стало возможным только вследствие изменения понимания образа сатаны.
Первые христиане придерживались библейской доктрины о дьяволе. Но после официального принятия христианства в Церковь пришло много язычников, которые, хотя и принимали христианство внешне, продолжали верить в силу языческих божеств, т.е. тех божеств, которые олицетворяли в христианстве царство дьявола. Таким образом понимание сущности сатаны стало изменяться. Из символа обмана, вредности и бессилия сатана превратился в могущественного врага Бога. В Средние века дьявол был фигурой очень влиятельной и, в некоторой степени, более близкой людям, чем Бог. Дьявол конечно много вредил добрым христианам, но он мог и принести больше пользы, чем представители Царства Небесного. Например, колдун мог исцелить человека от болезни, которую наслал в наказание кто-нибудь из святых.
Особую роль сатана приобретает в период Реформации, когда он становиться вполне определенной политической силой, действующей через оппонентов. Неслучайно поэтому именно после Реформации идет охота на ведьм, сжигаются тысячи людей по обвинению в сатанизме, хотя скорее всего сколь-нибудь организованного сатанизма в то время не существовало.
Секуляризация последующих веков внесла свои черты в современный портрет сатаны. Диавол стал символом протеста. Вероятно сначала у Милтона, а потом повсеместно в западной литературе появляется образ дьявола –романтика. Яркий пример его мы видим в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Демон- это прекрасный архангел, которого не устраивает существующий миропорядок, он не может смириться и за это подвергается наказанию от Бога. Из дикой силы средневековья дьявол превращается в романтический образ.
Современное представление о дьяволе в секуляризированном обществе можно охарактеризовать следующим образом:
1. Прежде всего, сатана – это все-таки мифологический персонаж. Даже некоторые христиане часто не верят в реальность его существования.
2. Дьявол в произведениях современной массовой культуры представляется как могущественное существо, находящееся скорее вне повседневной жизни, обитающее в своем собственном мире, вне обыденности: в прошлом, в космосе и.т.д.. Дьявол противостоит Богу и часто является для него серьезным конкурентом. При этом Бог, существование которого для современных людей весьма сомнительно, олицетворяет порядок этого мира.
3. Очевидно популярность сатаны зависит от степени революционности общества. Сатанизм ассоциируется с изменением существующих общественного порядка. Поэтому иногда к сатанистам причисляют и тех, кто, например, обличает лицемерие официальных христианских институтов, что с точки зрения Библии является делом не слуг сатаны, а скорее пророков.
Как уже отмечалось выше, сатанизм - явление относительно новое.
Мистические культы Средних веков и Эпохи возрождения вообще нельзя назвать сатанистскими. Предшественниками современного сатанизма модно назвать кружок мадам Ля Вуазьен во Франции в 17 веке и Клуб Адского Пламени под руководством Френсиса Дэшвуда в Англии в 18 веке и др. В этих организациях, скорее развлекательных , чем религиозных, проводились «черные мессы» по сценариям, описанным средневековой инквизицией, но имевшие и общественно политический подтекст, более театральные действа, чем обряды.
Большое значение для появления сатанизма имело оккультное возрождение 19 века, в частности появление мистических орденов нового типа, приемлемых для прагматического типа мышления современных людей.
«Крестным отцом» современного сатанизма многие считают Алистера Кроули. Краули был одним из многих магов конца 19 начала 20 веков, но его учение имело несколько оригинальных моментов.
Во-первых, он «субъективизировал» магию. Если другие современные ему маги, такие как Папюс, стремились к объективности исследований, наукообразию своих трудов, то Кроули ценил прежде всего свое личное переживание. Он жил в своей собственной реальности, поэтому его произведения изобилуют мистификациями.
Во-вторых, он использовал в своей деятельности богохульными символами. Например, он называл себя Великим Зверем и приписывал себе число 666, очевидно апеллируя к образам Откровения. Скорее всего богохульство было ему нужно для поддержания скандальной славы и для самовозвеличивания. Однако он создал прецедент использования сатанинских атрибутов в публичной деятельности.
Надо сказать, что сам Кроули всячески отрицал свою причастность сатане, заявляя, что дьявола не существует. Однако в самом этом отрицании чувствуется рисовка: он провоцировал христиан, чтобы они увидели в нем воплощение сатаны, и он добился своего. Сами христиане делали Кроули рекламу. Именно христиане придумали название новой религии: сатанизм. Во многом из-за ожидания христиан, их неверного понимания образа сатаны, эта новая религия нашла свое воплощение в церкви сатаны.
Появление Церкви сатаны тесно связана с деятельностью Антона Шандора Ла Вея. Ла Вей родился в семье выходцев из Польши в 1930 году. С детства он проявлял артистические наклонности. Работал в цирке сначала музыкантом, а потом дрессировщиком. Некоторое время был криминальным фотографом. Играл на органе в ночных клубах. Он очень интересовался магией, собирал информацию о различных мистических течениях. В то же время наблюдая ханжество современного ему американского «христианского общества», он стал сознательным противником христианства. В середине пятидесятых годов он начал читать еженедельные лекции по черной магии. Эти лекции привлекали множество людей. Из которых в последствии образовался «Магический кружок».
Ла Вей по своему трактовал образ сатаны. Для него сатана был не противоположностью библейского Бога, а «духом прогресса, вдохновителем всех великих движений, причастным к развитию цивилизации и прогрессу человечества. Он - дух восстания, ведущего к свободе, воплощение всех освобождающих ересей». Этот «сатана» казался весьма привлекательным для множества людей, воспитанных в духе прагматизма и либерализма. Таким образом Ла Вей смог привлечь под свои знамена столько приверженцев, что стало возможным появление серьезной сатанинской организации.
1 мая 1966 он объявил о создании церкви сатаны, которая начала очень быстро расти. Успех этой организации был определен хотя бы тем, что Ла Вей с самого начала не был стеснен какими-то ни было идеологическими установками, стремясь лишь к одному: достижению успеха любыми средствами. Он разработал красочные обряды, сочетавшие таинственность, величественность и сексуальность. По существу эти обряды были своего рода играми для взрослых, созданные по всем правилам поп-культуры. Большую роль в распространении сатанизма сыграли произведения Ла Вея и прежде всего «Сатанинская библия». Популярность этих книг обусловила доступность языка изложения, в отличии от другой эзотерической литературы и следование конъюнктуре общества. Как и в случае с Кроули большую роль в распространении известности Церкви сатаны сыграла шумиха, поднятая христианами вокруг появления этой организации.
С точки зрения догматики сатанизм чрезвычайно бедный культ. Его идеологию составляет вульгаризированная смесь ницшианства и эгзистенционализма. В «Библии сатаны» почти дословно пересказывается книга Ницше «Антихрист». Впрочем дальше риторики дело не идет. В принципе сатанистом может быть человек с любыми философскими воззрениями.
Из произведений Ла Вея не ясно - считает ли он сатану реальной личностью, олицетворением деструктивных психических сил или метафорическим образом. Очевидно для него это было не столь важно. Гораздо важнее для него имидж. Он постоянно использует пышные фразы, яркие образы, не заботясь о цельности своего учения.
Огромное значение для Церкви сатаны имеют ритуалы. Основных видов ритуала – три: проклятия, вожделения и защиты. Однако существует еще огромное количество дополнительных ритуалов, подражающих «черным» ритуалам прошлого или обрядам, вымышленным писателями стиля «фэнтэзи», например Лавкрафтом.
Несоответствие этих обрядов оригиналу никого не смущает, поскольку главное в сатанизме - зрелищность, яркость, а не истинность. Недаром Ла Вей был главным консультантом большинства наиболее популярных голливудских фильмов ужасов. Несмотря на общепринятые представления, сатанизм не является чрезвычайно экстремистским культом. Его агрессивность скорее внешняя, в то время как видно желание руководителей движения приспособиться к существующим социальным условиям.
«Сатанинская» этика основывается на принципах «демократии» как ее понимают большинство граждан западных стран: каждый сам за себя. Среди основных правил этого культа - запрет воровства и убийства.
О деятельности сатанинских организаций в России известно очень немного. В начале девяностых годов было зарегистрировано несколько сатанинских организаций, издавался журнал «Василиск» и другая сатанинская литература, однако после принятия нового закона «О свободе совести» они были запрещены. В то же время в России существует множество микросект, называющих себя сатанистами, хотя не имеющих никакого отношения к лавеевской церкви сатаны. Некоторые из этих сект осуществляют человеческие жертвоприношения ,что ни в коем случае не допустимо с точки зрения ортодоксального сатанизма, и святотатства по отношению Православной церкви. Ближе всего к классическому сатанизму у нас в стране стоят группы неоязычников, а так же представители организации Анхоли ворд.
На мой взгляд при общении с сатанистами христиане должны учитывать следующее:
1. Сатанизм нельзя рассматривать как течение реально опирающееся на особую поддержку самого сатаны. Сатанисты не являются представителями сатаны в том же смысле , в котором Церковь представляет Христа. В то же время сатанисты рассчитывают на шоковую реакцию со стороны христиан, поэтому спокойное доброжелательное отношение дезориентирует их.
2. Сатанисты имеют свой собственный образ сатаны, отличный от библейского, поэтому стоит выяснить понимание этого образа у каждого конкретного полследователя культа и обрисовать учение Библии по этому вопросу. Кстати многие черты лавеевского сатаны такие, как справедливость, неприятие фарисейства и т.д. - в христианстве принадлежат Христу.
3. Сатанистами часто являются люди, имеющие психические или психологические проблемы. Помощь в разрешении этих проблем со стороны христиан может заставить сатаниста поменять свои убеждения.
4. Многих привлекает в сатанизме яркость ритуалов и чувственные наслаждения. Христиане могут показать, что христианство не является сухой бесполезной религией, ибо именно наш Бог является Отцом всякого блага. В то же время христиане могут продемонстрировать иллюзорность плотского наслаждения, культивируемого в сатанистских организациях.
Список литературы:
Книги издательства Анхоли Вордз:
А.Ш. Ла Вей. Сатанинская библия.
А.Ш. Ла Вей. Сатанинские ритуалы.
А.Ш. Ла Вей. Записная книжка дьявола.
Безумный Араб. Некрономикон.
А. Кроули. Магия в теории и на практике. Москва. 1998.К. Боа. Лабиринты веры. Библейская миссия СЕО. 1992.
Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки