20 ЛЕТ ПО ПУТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слово на юбилей председателя Совета церквей ЕХБ Г. К. Крючкова

Он Бог наш! на Него мы уповали... возрадуемся и возвеселимся во спасении.
Ис. 25, 9

Возлюбленные и вожделенные друзья наши, искупленные драгоценной Кровью Иисуса Христа! От имени всех своих служителей и сотрудников, находящихся на свободе, скитающихся в преследовании и находящихся в узах, Совет церквей шлет вам братское приветствие, сопровождая его молитвами Богу о ниспослании всем вам обильных благословений на трудном, но славном христианском поприще!

Милостью Божьей мы перешагнули рубеж 20-го года с того славного дня, когда Бог положил начало пробуждению в нашем братстве. И чем дальше наш путь, тем яснее сознаем, как велико значение благословенного начала, которое совершил Дух Святой в народе Своем! Мы счастливы оттого, что стан народа Божьего тронулся, и хотя в пути только первые ряды, мы горячо молим Отца Небесного, чтобы пробудилась вся церковь, чтобы поднялся и пошел весь народ, так чтобы вместе жить и умереть, вместе страдать и побеждать, чтобы не потерять в пути ни одной драгоценной души, но всей христианской семьей войти в обетованный Небесный Ханаан. Да будет благословен этот спасительный исход из рабства миру под власть Царя Свободы!

Мы хорошо сделаем, дорогие друзья, если для полноты радости последуем драгоценному совету Священного Писания:

ПОСМОТРИМ В ГЛУБИНУ РВА, ИЗ КОТОРОГО МЫ ИЗВЛЕЧЕНЫ
Ис. 51, 1

Из Писания мы знаем, что, когда Дух Божий руководит церковью, она возрастает в благодати, проповедь ее успешна. Наше же братство старилось и вымирало. Посмотрите на прежний состав наших общин. Там нередко было 80 процентов сестер и зачастую стариц! Мы — церковь в седине и морщинах. Нас скорее можно было назвать сестричеством, нежели братством.

И причиной тому не обстоятельства, не необычайные условия, в которых мы живем. Мы чувствуем свою вину, и тяжесть ответственности лежит на всех нас за какое-то не исполненное общее дело, заповеданное Христом. Наше седеющее братство — это плод нашей измены Богу, нашего отступления.

Враг хитрым змеем вошел в наши общины, принял вид служителей Христовых, а мы спали, убаюканные его увещаниями, что не время сейчас для широкой проповеди Евангелия. Нам постоянно внушали, что нужно работать вглубь, но «глубь» эта оказалась настолько мелкой, что мы оказались неспособными привести к Богу даже наших единокровных и единоутробных своих и отдали их в жертву Молоху современности. Это наш грех, это постыжение нашего упования. Испугавшись «рыкающего льва» и исполнившись страха перед людьми, мы старели из-за своего неверия и грешили, не исполняя заповедей Господних. И сколько бы мы ни пытались оправдать себя,— ответственность на нас. Стареющее лицо общин — обличение всем нам.

Умножающееся беззаконие стало охлаждать нашу любовь и вселять страх, рождающий мучение. Мы начинали задыхаться без духа свободы и истины, и сначала подсознательно, а затем все острее ощущая жажду жизни и свободы во Христе, мы начинали мучительный поиск и замечали, что мы по соседству с истиной, но не в истине, поклоняемся в форме, но не в духе, в собрании, но не на всяком месте, что служим чему-то и кому-то, но не Отцу Небесному только.

Делами вождей церкви был отвергнут краеугольный камень нашего духовного здания — Иисус Христос. Ему — Главе Церкви и Спасителю нашему — в деле руководства церковью предпочли Его противников и только их указаниями и руководствовались в деле Божьем. Мы же, не отваживаясь на коренные перемены, старались мелкими починками исправить пошатнувшееся духовное здание, тогда как замечали, что поколеблены сами основы!

Как рассеянный войной или истерзанный бедствием народ, приближаясь к своему трагическому концу, вдруг находит своего Вождя и Пастыря, так и мы в бедствии своем воззвали: «Господи, Боже наш! другие владыки... господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое» (Ис. 26, 13).

Когда же наконец покаянием мы сбросили с себя оковы греха и отдались Богу, мы нашли свободу духа, чистоту и простоту отношений, мир во Святом Духе и радость во Христе. Мы нашли тот единственно возможный союз душ, где дети Божьи сначала соединены с Богом, а через Него — и друг с другом.

Сознавая, что лишь там свобода, где Дух Господень, мы устремились туда всем существом, и, покаянием преодолев «львиные челюсти» греха и страха, мы вдруг обнаружили, что воспроизводим ту истинную церковь, где крепчайшим фундаментом духовного здания является Христос, и все спасенные, как живые камни, соединены одной любовью, ибо напоены одним и тем же Духом.

Почему только такой тип церкви истинный? Потому что только соединенное с Главой Тело живет. Только Христос — источник жизни и счастья! Только Он дает полноту жизни и создает из искупленных то «царство не от мира сего», которое и называется Церковью. Она слагается вокруг живого Бога, где превознесен только Он, а остальным — служение в сладком послушании Христу;

И всякий раз, когда мы поистине возвращаемся к Богу, воцаряется именно такой порядок, жизнь пробуждается, потому что Бог напояет нас Духом не боязни, но силы, любви и целомудрия.

В этом возврате к Богу — жизнь. На протяжении многовековой истории церковь убеждалась не раз: для того, чтобы уйти с путей отступления, не обрядовые ризы надо менять, не форму храма, не манеру духовных песнопений, а покаянием вернуться к Богу, к тесному единению с Ним, ибо суть жизни не в форме, а в отношении к самому Источнику жизни. Храмы ветшают, ризы тлеют, а те, кто в Боге, пребывают вовек.

Именно этим общением с Господом и сильна была первоапостольская церковь. И для того, чтобы стать такой истинной церковью и исполниться силой свыше, нужно покаянием открыть свое сердце Богу, потому что Тот, Кто вдохновлял первоапостольскую церковь, стоит ныне, в канун Своего второго пришествия, у нашего сердца, стучит и томится для того, чтобы нас, бедных, несчастных, окутанных мраком лаодикии, исполнить силой могущества Своего и мира. И не только нам, но и всем верным обеспечить вечность и через нас спасти еще многие души. Вот почему мы отправились в путь: чтобы достичь самого драгоценного для нас — общения с Богом!

Стремление к возврату и покаянию составляло всю нашу программу и в документах, и в действиях. Все организационные формы служения мы стремились направить к тому, чтобы дать восторжествовать Духу истины, передать власть над церковью только Христу в Духе Святом и самим исполниться силы свыше, без чего нет жизни, нет святости, нет победы.

Ради этого мы стали инициативниками, и не потому только, что 20 лет назад образовали Инициативную группу по созыву Всесоюзного съезда церкви ЕХБ, а потому, что отозвались на инициативу Духа Святого и, откликнувшись на Его зов, пошли по пути покаяния и освящения, дабы полней обрести присутствие Божье в сердце каждого верующего и всем братством, изъяв себя из послушания миру, в целом отдаться под водительство Божье.

НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ ИСТОРИИ

...Очи Мои — на всех путях их; они не сокрыты от очей Моих...
Иер. 16,17

Наши братские союзы — баптистский и евангельский — оказавшись с 1917 года в новых исторических условиях, хотя и имели некоторую свободу религиозной деятельности и совершали большой труд во славу Господа, но, попав в историческую ломку, не вышли из нее не затронутыми, и уже тогда многое в решении внутрицерковных вопросов проводилось с согласия и под влиянием извне.

К концу 20-х годов, когда организационные формы служения, казалось, достигли своего завершения и обстоятельства складывались благоприятно, — вдруг грянула беда. Наступил 1929 год, а с ним последовал ряд мероприятий, направленных на усиление борьбы с религией:

В результате подобных мер деятельность обоих союзов была резко ограничена: были закрыты библейские курсы, прекращен выпуск братских журналов и другой духовной литературы, многие служители и активные верующие пошли в тюрьмы, лагеря и ссылки и из более чем 5 тысяч общин осталось к середине 30-х годов менее 10 на всю страну. По существу, середину 30-х годов можно считать периодом прекращения существования обоих братских союзов, которые в своем чисто евангельско-баптистском виде уже не возродились.

Все остальные годы, вплоть до начала войны, рассеянные дети Божьи жили в условиях постоянных репрессий и не имели возможности проводить богослужения.

Возникает вопрос: откуда же появился ныне действующий официальный союзный центр ВСЕХБ? Где закладывались его основы, а главное — кем?

Напрасно мы будем думать, что образование его было порождено решением братьев. Он возник не в результате откровения свыше и не в результате молитв и братских совещаний. Образован он был органами, и его образованию послужило несколько причин. Вот некоторые из них:

Народ Божий, проходя в то время через горнило страданий, искал жизни в Боге. Жизнь пробивалась, как росток сквозь асфальт, крепла, стесненная бетоном и камнем. Братство возрождалось, несмотря на то, что официально оно не существовало. И вот для того, чтобы это движение не возглавилось независимыми от мира служителями, в качестве «крепкой руки» для контроля над пробуждающимися общинами необходимо было образовать союзный центр — эту централизованную организацию из служителей надежных в отношении сотрудничества с внешними, но имеющих авторитет и известность в братстве. Но где их найти? Большинство служителей находилось в лагерях и тюрьмах, и многие из них там встретили смерть. И тогда пошли по рядам оставшихся в живых, стынущих от холода и голода заключенных служителей, и освободили тех из них, кто был согласен работать под руководством внешних. Так, обретя свободу, собрались отступившие, поколебавшиеся в уповании работники. Теперь ни одного шага самостоятельно...

Вскоре на освобожденную Украину был послан А. Л. Андреев, в Прибалтику -Н. А. Левинданто, в Молдавию — И. Г. Иванов, в Сибирь и Среднюю Азию — Ф. Г. Патковский, иные также в другие районы страны. Были присоединены к союзу 170 свободных общин Закарпатья и Украины, позже была проведена регистрация одной трети общин, тогда как две трети оставались незарегистрированными.

Еще в лагерях некоторые служители давали подписки о согласии на объединение союзов на условиях сотрудничества с внешними. В 1944 году под объединенным руководством был создан Союз: евангельских христиан-баптистов, а в 1945 году присоединены христиане веры евангельской (пятидесятники). (Уместно напомнить, что в 1963 году, опасаясь возрастающих симпатий к пробужденному братству, были присоединены ко ВСЕХБ меннониты.)

Если бы братство в то время могло понять что происходит, оно молило бы Господа о защите и не допустило бы такой подмены. Но, не будучи искушенными в этом, народ Божий со слезами радости благодарил Господа за свободу собраний, не ведая, что это была не победа братства, а победа над братством.

Итак, мы видим, что ВСЕХБ, как союз, не имеет божественного происхождения. Идея его организации была выношена в кабинетах органов, ведущих борьбу с церковью, а начало ее осуществления было положено в лагерях военного времени.

Можно допустить мысль, что у некоторых служителей ВСЕХБ было намерение, работая в контакте сохранить все-таки верность Богу и постепенно выйти на путь правды. Но их дальнейшая деятельность показала, что этого сделать невозможно и что люди эти стали на путь, с которого нет возврата.

Мы имеем множество фактов и документов, свидетельствующих о их страшной антиевангельской деятельности, которая позволяет нам, не ставя знака равенства между руководством и семьей рядовых детей Божьих, утверждать: там, где начинается ВСЕХБ, — там кончается церковь. Но сказать только это — недостаточно.

Ведь образ деятельности ВСЕХБ, в который мы не хотим быть вовлечены, не лежит на поверхности. Он не представлен всеобщему обозрению. Все это происходит в кабинетах с наглухо закрытыми от народа Божьего дверями. Нам приходилось там бывать. Но знают ли верующие, что происходит в этих таинственных недрах и почему мы не можем согласиться идти таким же путем? Знает ли народ Божий, что истинные причины, породившие возникновение Инициативной группы, — не в «Инструктивном письме» и «Положении ВСВХБ», а в том ужасном отступлении ВСЕХБ, которое охватило многих служителей куда раньше появления этих антиевангельских документов?!

Тут я должен коснуться вопроса, который нельзя обойти, несмотря на всю его щепетильность, так как без него невозможно понять того страшного бедствия, которое постигло целые религиозные союзы и церкви. Вопроса, который, несмотря на свою кажущуюся частность, касается всего народа Божьего. Вот часть моего личного опыта:

Это было в 1956 году. Мне было 30 лет. Для возможной посылки меня на библейские курсы за границу, Генеральный секретарь ВСЕХБ А. В. Карев предложил мне написать автобиографию и дал для образца папку с автобиографиями намечаемых курсантов: М. Жидкова, И. Орлова, А. Кирюханцева, М. Мельника. Я написал автобиографию и отдал ее А. В. Кареву.

Вскоре по повестке я был вызван в военкомат, а оттуда доставлен в КГБ для беседы с высокопоставленными сотрудниками. И на этот раз, как и неоднократно ранее, я отклонил всякие предложения о сотрудничестве и, после долгой беседы, услышал: «Мы не собираемся вас разубеждать. Вы человек со сложившимися взглядами. Но нам известно, что религиозные руководители намерены дать вам богословскую подготовку и продвигать на более высокие духовные посты. И поэтому мы хотим вам сказать; вы делаете одну роковую ошибку — вы напрасно боитесь нас. А без нас в вашем служении вы не сделаете ни единого шага!»

Я был встревожен тем, что по свидетельству органов, каждый, кто становится служителем, должен согласовывать с ними каждый шаг служения Богу. И все же это не произвело на меня столь потрясающего впечатления, как то, что к такому же сотрудничеству привлекали нас служители Христовы!

Приведу свою беседу наедине с А. В. Каревым в канцелярии ВСЕХБ (я нес тогда служение диакона в Узловской церкви). В ходе беседы он спросил:

— Ну как, дорогой брат, идет ваше служение в церкви? Какие встречаются трудности?

Говорю: «Слава Богу, все хорошо, только вот постоянно вызывают меня сотрудники КГБ».

— Ну и что же они от вас требуют?

— Требуют, чтобы я сообщал им о всей жизни церкви: где намечаются собрания, кто проявляет активность в руководстве молодежью, на какую тему были проповеди, кто приезжает из «бродячих» проповедников (так они называли благовестников, посещавших другие общины), кто что говорил на братском совете и даже не живет ли кто у верующих без прописки. (Теперь, когда я сам долгие годы пользуюсь заботой странноприимных «Онисифоров», я понимаю, какую службу мне предлагали).

Карев спросил: «Ну и как, дорогой брат, вы ко всему этому отнеслись?»

— Разумеется, — говорю, — как христианин я не могу исполнять этих требований. Господь дает мне сил хранить верность.

Он помолчал, а потом говорит:

— А знаете, что я вам скажу, дорогой брат, — вы напрасно боитесь обязательств. В нашем деле всякое мало-мальски заметное служение: будь то диакона, пресвитера, регента или проповедника — связано с обязательствами. И потом ваша честность ничего не даст: не будете сообщать вы — это будет делать другой, а вас уберут.

Ужас охватил душу при виде трагедии, в которую было ввергнуто братство. Ведь если «все с ними», с внешними,— значит все без Бога, все против Бога. Значит вместо церкви — создана антицерковь. До этого я полагал, что не все, а только некоторые служители ВСЕХБ совершают двойную работу. Что касается А. В. Карева, то в моем сознании он был человеком исключительным. Он увлекал меня, когда преображался на кафедре. Теперь же я понял, что с кафедры звучат лишь слова, а настоящие дела решаются здесь и в других кабинетах.

Но всему, что я услышал, нужно было дать отстояться. Через молитву и Слово Божье получить прозрение.

Беседуя с некоторыми братьями своей общины, мы рассуждали о том, как найти угодное Богу решение, чтобы грех этот был побежден и устранен.

Шли годы, и неизвестно, сколько бы длился этот мучительный поиск, если бы не накатывались черные тучи гонений. Репрессии набирали силу, выходили указы и постановления, стесняющие свободу веры. Но пугали не сами гонения — при должном состоянии церкви они приносят только благословения. Пугало то, что мы встречали их с неподготовленным сердцем, без всеоружия Божьего, лишенные Его руководства. И если зарегистрированные общины жили под греховным влиянием ВСЕХБ, то многие незарегистрированные общины стремились уподобиться им в жизни и служении, чтобы достичь вожделенной регистрации.

Видя это, хотелось бы всем народом Божьим воззвать к Отцу Небесному о защите, но как воззвать виновным сердцем?! Как услышит Он без покаяния, если вожди церкви стали Его врагами?! Гонения шли на вас в пору нашей измены Богу, а без Бога нас ожидало только поражение. И мы глубоко сознавали, что если будет наше падение и поражение, то вина — только на нас, ибо «лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить их с земли» (Петр. 3, 12).

Так мы приходили к необходимости найти способы исправления дела через помощь Божью, которая, как мы знали из обетовании Его, непременно придет через покаяние и освящение. Тогда Он услышит, поможет и спасет. И спасет не от гонений, а от разрушения церкви. Более того, Он поможет восстанавливать разрушенное даже во время преследований и отстраивать в «трудные времена».

Уже к 1958 году сложились основные черты намечаемого внутрицерковного движения, которые стали воплощаться в жизнь со времени— образования в апреле 1961 года в Узловской церкви Инициативной группы по созыву Всесоюзного съезда церкви ЕХБ.

Каким чудным и неожиданным образом Бог возбудил дух народа Своего к поддержке начатого Им дела святого пробуждения! Ведь начиная свое открытое служение 13 августа 1961 года, посетив ВСЕХБ и уже разослав свое «I Послание» к церкви, Инициативная группа вышла верой в помощь Божью, еще не видев «Инструктивного письма» и «Положения ВСЕХБ» 1960 г., о которых имела лишь отрывочные сведения. (Они были получены только к моменту написания «II Послания».) Бог же этими документами открыл и разъяснил детям Своим то, чего Инициативная группа не смогла бы сделать. Грех стал очевиден всем, когда предписывалось не допускать в собрание детей, сводить к минимуму крещение молодежи в возрасте до 30 лет, запрещалось посещение группами верующих других общин для участия в богослужении и вводилось множество других ограничений. Понятно, что все истинные дети Божьи воздыхали о столь глубоком отступлении, постились и молились о пробуждении, стремились по местам к возрождению духовной жизни, проводили самостоятельные молодежные общения, и потому призыв Господа стать в проломе на защиту истины был близок многим искренним сердцам.

Но, начиная столь ответственное служение перед лицом Божьим, мы не желали, чтобы движение застало служителей ВСЕХБ врасплох. Примерно за месяц до вручения первого документа Инициативной группы президиуму ВСЕХБ, все еще питая надежды, что общая волна намечаемого пробуждения может побудить ответственных работников ВСЕХБ к покаянию и восстановлению принципов евангельского учения, пришлось посетить канцелярию ВСЕХБ и в беседе с Каревым сказать:

— Вы — человек с мировым именем и большим влиянием, и мы хотим вам напомнить, как Мардохей Есфири: не для сего ли самого вы достигли царского достоинства, чтобы в это время и вам возвысить голос в защиту истины Божьей и народа Его?

Он ответил: «Поймите, я не могу этого сделать. Да и вообще это бесполезно. Наша система многоярусна. Каждая должность многократно зарезервирована. Если я выступлю, — завтра же остальным работникам ВСЕХБ дадут провести совещание, и будь то Андреев (в то время старший пресвитер по Украине. — Г. К.) или кто другой — меня обвинят в клевете, его все единодушно поддержат, и меня уберут, А на мое место поставят другого, который поведет дело так же или еще хуже».

— А как же, с вашей точки зрения, вообще возможно исправить создавшееся положение в церкви?

— Теперь ничего не сделаешь. В свое время мы дали надеть на себя петлю, а теперь затягиваемся с каждым днем все туже.

В этом ответе мы видели новое доказательство обоснованности начатого дела. Христос — Глава Церкви, Он всемогущ и никому не позволяет наносить ей вред, когда она верна Ему. Поэтому гонения нельзя объявлять причиной падения и отступления. Причина не в них, а в нашей неверности. И поэтому исправление должно носить внутрицерковный характер. «Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1 Кор. 5, 12-13). В этом духе и были составлены первые документы Инициативной группы и в правительство, и во ВСЕХБ, и к церкви.

Поскольку основной целью нашего служения было освящение всего народа Господнего и обретение Божьего присутствия в каждой общине, в каждой душе, то и предлагаемый нами съезд церкви ЕХБ должен был носить такой характер. В «Отчете Оргкомитета» от 22 сентября 1962 г. говорилось:

«Съезд нужен нам... не для громких речей, а для тога, чтобы собрались на него посланники церквей — слава Христова, взяли Слово Божье, склонились перед Богом и сказали: "Прости нам, Всемилостивый Боже! Ты видишь, как все худо в нашем служении, ибо многие служители отступили от святых Твоих повелений, а мы долго равнодушно смотрели, и вот стенает от этого народ Твой. Но мы пришли к Тебе ныне, помоги нам принять решения, основанные на Слове Твоем и внушенные Твоим Святым Духом; пошли Духа Святого к пробуждению народа Твоего, чтобы достичь чистоты и единства по Слову Твоему, чтобы мы и народ Твой готовы были к скорому Твоему пришествию: ибо не войдет к Тебе ничто нечистое!».

Но мог ли ВСЕХБ пойти на такой съезд? Они отказались от наших программ и даже повели работу против тех, кто поддержал инициативу съезда. И когда инициаторы съезда были брошены в узы, а некоторые подвержены преследованиям, они в 1963 и 1966 гг. провели свои съезды с участием внешних. Вот какое свидетельство прислал в Совет церквей один из служителей церкви, выступивший на съезде ВСЕХБ в 1966 году:

«В 1966 году я был избран на съезд, где разрешили мне сказать слово. Я говорил о больших недостатках ВСЕХБ, об их отступлении от истины и что творили по местам старшие пресвитеры. После того, как я сошел с кафедры, ко мне подошел один человек со знаком делегата съезда и попросил меня зайти в комнату, где он предъявил документ работника КГБ. Я сказал: «А вы зачем здесь?»

Он ответил: «Я брат ВСЕХБ».

Потом говорит: «Кто тебе дал право так говорить? Ты на чью мельницу лил воду? Ты что, хочешь снова туда пойти, откуда пришел?»

(Брат ранее был судим.)

Но потом, мирно говоря, сказал: «Давай дружить. Вот тебе даже адрес».

Я отказался и сказал: «Я скажу Кареву».

Я подошел к Кареву, все рассказал ему.

Он обнял меня и сказал: «Ничего, привыкнешь. Без них нельзя».

На съезд 1969 года я получил письмо от ВСЕХБ: «На съезд не приезжать, чтобы не было неприятностей».

27.09. 74 г.
Подпись

Как видим, в условиях, в которые поставил себя ВСЕХБ, какой бы стороны дела мы ни коснулись, — всюду находим подтверждение высказанных слов; «всякое мало-мальски заметное служение связано с обязательствами» и что «без них (то есть без органов) нельзя сделать ни единого шага «в служении».

Эту страшную сеть греха они расставляли перед множеством душ, о чем мы имеем немало свидетельств. Приведем одно из них.

Вот копия текста письма А. В. Кареву ныне находящегося в рядах ВСЕХБ служителя, которую он передал в Совет церквей в 1966 году:

«Я также согласен с тем, что главный корень греха, приведшего наше братство в нынешнее состояние,— в нарушении работниками ВСЕХБ Божественного принципа отделения церкви от государства, который заключается в том, что духовные работники не должны быть связаны ни со следственными, ни с военными, ни с административными органами какими-либо тайными связями или обязательствами. Такие связи все прогрессивные люди, и верующие, и неверующие считали и считают наиболее гнусными. О том, что в этом грехе повинны Вы, свидетельствует тот "совет", который Вы мне дали зимой 1958 года, когда я приезжал к Вам за Библиями для Киевской общины и беседовал с Вами наедине. Подобный "совет" уже раньше давал мне А, И. Мицкевич. В настоящее время Господь через веру, подвиги и жертвы верных Своих в нашей стране открыл благоприятную возможность для освобождения и очищения от этого гнусного греха. Зачем же Вам и всем другим из ВСЕХБ оставаться в нем и втягивать в него других?»

«Оставаться» и «втягивать» в страшные глубины — это ли не вражда с Богом?!

О том, что у всех истинных христиан нет иного пути, кроме крестного, знает и сам ВСЕХБ. И как же он после этого на весь мир объявляет, что у нас нет гонений за веру, хорошо зная при этом страшную реальность борьбы с религией, которую осуществляет атеизм через законы страны?! Вот что писал А. В. Карев в Оргкомитет:

«...трудности для детей Божьих создаются законами нашей страны.

Небывалая в истории человечества по своему размаху и силе борьба с религией. которая ведется в нашей стране с первых дней Октябрьской революции,— вот, что рождало, рождает и будет рождать на страдания и "детей " и "родителей ".

И, несмотря на такую действительность, они на весь мир и устно и письменно заявляют обратное:

«...С объявлением Советским правительством свободы совести евангельские христиане-баптисты могли беспрепятственно продолжать свою деятельность в области проповеди Евангелия, организации и воспитания своих общин, и издании духовной литературы и подготовке своих духовных служителей...»

Братский вестник», 1970, № 2, стр. 5-7)

Обо всем этом можно было бы не упоминать, если бы работники ВСЕХБ и в дальнейшем с таким же рвением не распространяли этих принципов «служения», если бы молодежь наша знала, почему мы не идем ни на какие переговоры со ВСЕХБ и не ищем объединения с их работниками. Вся эта связь ВСЕХБ более ужасна, чем «Положение» и «Инструктивное письмо». И ВСЕХБ даже попыток не делал, чтобы изменить эти принципы служения, но укрепляет и распространяет их, ясно сознавая при этом, что работает против Бога и Его Церкви. Детям Божьим надо знать это, ибо хорошо страдать, когда знаешь, что твой путь — это крест Христов.

 

ОТНОШЕНИЕ МИРА К ВОЗРОЖДЕННОМУ БРАТСТВУ

Если бы вы были от мира, то мир любил бы Свое.
Иоан. 15, 19

Атеизм, приняв наше обличение ВСЕХБ как угрозу своим позициям в церкви, с первых дней нашего движения принимает все меры к тому, чтобы путем репрессий добиться благоприятного для себя завершения внутрицерковного разногласия. Окиньте взглядом ваши общины — и перед вашим взором предстанут сотни истерзанных церквей, лишенных служителей и состоящих лишь из простых, но уповающих на Бога детей Его. Гляньте за колючую проволоку лагерей — там отбыли заключение сотни наших братьев и сестер! Из общего числа осужденных за религию христиан, большинство — это служители нашего братства.

В каждой амнистии, объявленной за эти 20 лет, статьи, по которым осуждались верующие, полностью исключались из списка статей, на которые распространялась амнистия.

Брошюрам и статьям, исполненным несправедливых обвинений и стремлением оправдать гонения, — нет числа.

Кажется, что силы, бросаемые на подавление движения, явно несоразмерны значению, какое оно имеет. На самом же деле, мы просто недооцениваем того великого дела, которое совершает Господь через Свой народ. Дело в том, что наше братство является едва ля не единственным крупным религиозным объединением, а точнее, церковью возрожденных христиан, которая стала на путь независимости от государства, как того требует заповедь Божья да и конституция. И вся борьба, все узы есть не что иное как меры, направленные на подавление свободы духа во Христе, на угнетение совести, на принуждение к отречению от евангельских принципов жизни церкви.

Церковь борется, отстаивая свою независимость, и борется решительно, но делает это не из неприязни к гонителям, а лишь потому, что жизнь на принципах повиновения миру — это жизнь греха, который делает веру нашу тщетной и лишает всякого смысла наше упование. Цель, к которой мы стремимся,— жизнь вечная — не достигается. Мы ничего не требуем от мира и ничего не просим у него взаймы и, лишаясь всего, оставляем за собой лишь одно право: быть по учению Иисуса Христа — отделенными от мира, быть чистыми от сотрудничества с внешними, быть истинной церковью, быть верными христианами. От нас же, напротив, требовали противоположного — неверности Богу. Требовали мягко и настойчиво, посулами и угрозами, требовали инструкциями и постановлениями, требовали на свободе и в тюрьмах, требовали всюду и всегда...

Идя путем соблюдения закона об отделении церкви от государства, мы не отвергали легализации на этих условиях. Но знали, что поскольку стали церковью, вышедшей на путь независимости, — нам будет трудно. И 20 лет репрессий еще раз убедили нас в том, что в кодексе неписанных атеистических законов существует принцип, согласно которому, церковь, не желающая быть в тайной связи с органами, не только не может быть признана, но должна быть уничтожена. Мы поняли, что есть только одна возможность легализации, к которой нас усиленно принуждают, — стать на путь нелегального сотрудничества с внешними.

Мы прошли все пути до пределов возможного: ходатайствовали о созыве съезда, чтобы на внутрицерковных путях решить возникшие проблемы, призвали ВСЕХБ к покаянию и посещали ВСЕХБ и Совет по делам религии. Сделали абсолютно все, но этого оказалось совершенно недостаточно. Нужно было что-то еще. Что же именно? А вот что: «Давайте сотрудничать...» Вот это мы и называем гранью жизни и смерти, за которую перейти никак не можем. Нужно было выбирать: или сойти с путей благочестия, или быть гонимыми, и за то, что мы не даем увлечь себя и братство за эту грань — в погибель,— нас преследуют.

Итак, если бы перед нами ставился вопрос: все ли мы сделали для разрешения конфликта? — мы с полным основанием готовы заявить: «Да, все!» Но все наши ходатайства остались без ответа, потому что в них читали не столько текст, сколько подтекст, смотрели в глаза и по выражению лица старались понять: готовы ли мы, если не сейчас, то хотя бы в будущем вместе с кесаревым отдавать им и Божье. Нам заявляли: «Давайте сотрудничать, и вас никто не будет преследовать». В этом заключалось все. В этом ключ к тайне гонений. Достаточно было дать малейший намек на согласие, как сразу бы прекратились преследования. Разумеется, мы не могли пойти на это и не из простого упорства, и не потому даже, что это требование не имеет под собой законного основания, но потому что это вопрос жизни или смерти. Согласись мы на это, и жизнь вечная — этот центральный вопрос нашей веры,— навсегда была бы утрачена. Поэтому мы прилагали все усилия к тому, чтобы нас верно поняли, мы встали на законный путь решения проблемы. Но в ответ на это только усиливались репрессия против нас.

Из всего этого можно сделать только такой вывод:

Об этом свидетельствуют и нынешние настойчивые требования о регистрации общин на основе Законодательства 1929/75 гг., которое извращает отношения между церковью и государством и несет в себе пагубу церкви, и не тем, что подвергает ее ударам извне, а тем, что предписывает вершить греховные дела самим служителям, чем разделяет церковь с Богом и беспомощную подвергает гибели. Да избавит нас от этого Господь!

РАДОСТЬ УПОВАЮЩИХ

Дал Господь им торжество...
1
Пар. 20, 27

Возлюбленные во Христе друзья! Весь наш путь — это вехи благословений Господних! Прекрасны межи на путях Его!

С благодарностью Богу вспоминаются дни, когда складывался состав Оргкомитета, а затем и Совета церквей! Сколько верных, испытанных узами и скорбями служителей Христовых подавали в то время руку общения друг другу, с радостью включаясь в общий труд под водительством Духа Божьего.

Многие из них трудятся и поныне: одни на свободе, другие в преследовании, а большинство — в узах. За 20 лет не было дня, чтобы от Совета церквей не было кого-либо в узах, а общее число отбывающих ныне заключение — свыше ста. За весь же период пробуждения число испытавших узы приближается к двум тысячам. Вот имена служителей Совета церквей, отмечающих нынешний юбилей в узах: Н. Г. Батурин, П. В. Румачик, Д. В. Миняков, М. И. Хорев, Н. П. Храпов, Я. Е. Иващенко, П. Т. Рытиков, Н. И. Кабыш, Г. В. Костюченко, Я. Г. Скорняков, А. Т. Козорезов, В. ф. Рыжук, А. С. Редин, Е. Н. Пушков.

Мир, снова бросивший в неволю служителей Господних, тем самым вынес им высшую оценку: значит, и через 20 лет испытаний они не согласны отступать от повелений Божьих. Какая чудная победа Господа! Значит, стоит братство! Да и поколеблется ли церковь под рукой Его?! Только бы была верна Ему!

Вспомним, как ради духовного блага и стройности рядов народа Божьего братством был принят Устав. Этот Устав признал всю полноту власти над церковью — только за Христом (Еф. 4, 15-16). И да не будет на знамени пробуждения иного имени, кроме имени Иисуса Христа! Это главное!

Наш Устав — это небольшой документ большой веры, ибо, полагаясь на Божью любовь, Его щедрость и всемогущество, мы верой вносили в Устав то, чего братство еще не имело, но в чем испытывало огромную нужду. И что же?

Да только ли это даровал нам Господь?!

Идущих этим благодатным путем Совет церквей и приветствует ныне, вознося славу Отцу, Сыну и Святому Духу.

Приветствуем все церкви гонимого братства, многие из которых выдерживают великий подвиг страданий!

Именем Христовым приветствуем и наших возлюбленных узников и узниц, рассеянных по лагерям, тюрьмам, ссылкам и психбольницам, кто не стал на путь отступления и не возлюбили души своей даже до смерти (Откр. 12, 11).

Приветствуем также Совет родственников узников, который своими молитвами и ходатайствами принимает сердечное участие в скорбях гонимых за имя Иисуса.

Мы чтим память отошедших в обители Господни сподвижников возрожденной церкви, оставивших нам пример веры, достойный подражания.

Приветствуем поколение старших христиан, кто, предав «души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа» (Д. Ап. 15, 26), являются образцом для юных христиан.

Не одни мы, но тысячи спасенных славят Господа за детей Божьих, которые предоставляют гонимым церквам горницы (Лук. 22, 11), в которых проводятся общения и покоятся верные, совершая во славу Спасителя труд благовестия и печати Священного Слова.

Сожалея о забвении узников в суровые 30-40-е годы, мы желаем утешить упованием на Господа тех, кто не был охвачен заботой церкви и в молчаливом одиночестве переносил разлуку с родственниками, которые за имя Господа испытали узы или не обрели освобождения (Евр. 11, 35).

Прославляем Господа за ревность и мужество сотрудников издательства «Христианин», которые, разделяя страдания Церкви Христовой, самоотверженным трудом содействуют делу проповеди Евангелия.

Мы приветствуем молодежь, пополнившую ряды искупленного народа Божьего, желая им святости в личной жизни, большой веры и горячей любви к Богу!

Приветствуем детей в христианских семьях и горячо молимся об их отдаче в надежные руки Спасителя!

Шлем приветствия христианам во всем мире, которые, по заповеди Христа, молитвой, действенной любовью и словом ободрения через радиоблаговестие участвовали в скорби нашего братства!

Мы приветствуем также братский союз и миссию «Голос мира», которые ранее скорбью, а ныне помощью причастны к нашему гонимому братству.

Приветствуем служителей и сотрудников Зарубежного представительства СЦ ЕХБ, которые, несмотря на узы и изгнание, не прекращали служения Богу в рядах гонимого братства.

Наш голос и к тем, кто устал в пути и сознает, что в прежние годы был ревностным подвижником дела пробуждения, а ныне ослабел: ободритесь упованием на Бога! Он близок в помощи и близок в пришествии!

Мы молимся также о тех, кто в неведении и нерешительности остается еще в среде, не охваченной пробуждением, ибо питаем к ним чувство искренней любви по Крови Христа.

Дорогие соучастники вечного спасения! Да будет в эти радостные дни наша первая молитва — молитва благодарности Богу, Его милости, Его любви! Наш первый гимн — Ему, омывшему нас Своей Кровью, а теперь и выведшему нас на путь спасительного пробуждения. Жизнь наша стала иной. Но да не утратим мы смирения. Имени Твоему, Господи, дай славу! Мы выходили, не имея ничего, кроме веры и Божьих обетовании, и вошли в чудо, которое силой Божьей длится вот уже 20 лет.

Да продлит Господь это чудо до Пришествия Своего, чтобы песнь хвалы Ему, начатая здесь, в земной юдоли, продолжилась в Царствии Его во веки веков. Аминь.

"Братский Листок" № 4, 1981

Содержание

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки