Дэн Корнер

ОТ НАЧАЛЬНОГО ДО КОНЕЧНОГО СПАСЕНИЯ

 

Начальное спасение относится к моменту, когда человек проявляет доверительно-подчинительную веру в Иисуса Христа для личного спасения и, таким образом, получает дар спасения. В этот же момент времени он переходит от духовной смерти к жизни, от тьмы - к свету, и от власти сатаны - к власти Бога (Ин. 5:24; Деян. 26:18; 1Ин. 3:14). Таковой человек освобождается от рабства греха (Ин. 8.32-36; Рим. 6:22). Приобретая жизнь вечную, человек провозглашается праведным в глазах Божиих и становится сыном Божиим на основании его веры во Христа (Рим. 3:22; Гал. 3:26), Который отныне становится его Спасителем и Господом (Гал. 5:24; Еф. 5:24).

Конечное спасение (1) относится ко входу в Царство Божие, которое открывается для тех, кто умирает физически в состоянии праведности или окажется в подобном духовном статусе к моменту возвращения Господа.

В настоящее же время христианин находятся где-то между его обращением в прошлом, и входом в Царство в будущем, если, конечно, он претерпит до конца.

Другими словами, несмотря на то, что в настоящее время он обладает жизнью вечной, он, тем не менее, находится на пути, который ведет к вечной жизни (Мф. 7:14 сравни Мф. 25:46). На этом пути он может заблудиться (Тим. 6:10,21, 2Тим. 2:18; 2 Пет. 2:15), отойти (Ин. 6:66; 1Тим. 5:15), отпасть (Лук. 8:13; Мф. 11:6; 26:31), и т.д. Фактически, отпадение от Господа – это что-то достаточно обычное (Мф. 24:10; 2Фес. 2:3; 1Тим. 4:1; 2Тим. 4:2).

Дорогой читатель, даже если ты истинный христианин, это ужасное событие может произойти и с тобой, если ты не предпримешь определенных усилий, указанных Писанием, для предотвращения этого!

Если бы наша сохранность в вере была только в руках Божиих, тогда ни один христианин в прошлом не потерпел бы кораблекрушение в вере во Христа, никто и ни по какой причине не допустил бы отступничества, поскольку Бог всегда делает все идеально и не желает чтобы кто погиб (2Пет. 3:9)! Поэтому после начального спасения ваша свободная воля и человеческая ответственность в отношении того, что относится к Богу, являются решающими факторами, которые определяют нечто большее, чем только ваши награды и положение в Царствии.

 

Описание христиан

Как Библия описывает христианина между начальным и конечным спасением? Является ли жизнь христианина на основании благодати таковой, что христианин может расслабиться, получать удовольствия этого мира и даже вновь начать жить в соответствии с его греховной природой как «плотской христианин», не имея уже препятствия для входа в Царствие Божие? Истинно ли высказывания некоторых, что «весь путь в небеса – это уже небеса», или «святые на земле не менее безопасны, чем святые на небесах»?

По Библии христианин в этой жизни – это:

Кроме этих описаний, христиане определяются как соль, которая может потерять свою соленость (Мф.5:13; Лук.14:34,35); и девы, у которых закончилось масло и светильники погасли (ст.12). В конечном итоге эти неразумные девы слышат голос Иисуса: «Я не знаю вас» (Мф.25;1-13).

Нам необходимо также помнить, что в настоящее время мы проходим испытание (Иак.1;12) и нам дано увещание быть верными до смерти и таким образом мы не потерпим вреда от второй смерти (Отк.2;10,11), То есть озера огненного (Отк.21.8). Именно поэтоме Господь заповедует нам: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата ибо, сказаю вам, многие поищут войти и не возмогут» (Лук.13.24).

Греческий язык в данном случае указывает на продолжительное действие «подвизайтесь, чтобы войти в царство» – это повеление. Более того, слово «подвизайтесь» является переводом греческого слова agonizomai, от которого происходит слово «агония».

В. Е. Уайн так комментирует использование этого слова в данном тексте: «...прилагать усилия как в достижении награды, напрягая каждый нерв для достижения цели, Лук.13.24» (2).

 

В настоящее время христианин на враждебной территории

Христианин никогда не должен забывать, что он сейчас на враждебной территории. Дьявол, который является «богом века сего» (2Кор.4.4) и князем мира сего (Ин.12.31; 14.30; 16.11) есть наш главный враг. Мы на его территории охоты и это ему не нравится. Наше присутсвие здесь приводит его в ярость.

Система наших ценностей не только прямо противоположна его, но она разрушает его систему рабства. Он еще не находится в озере огненном, но в настоящее время рыщет по земле, ища кого поглотить (1 Пет. 5.8), поэтому нам необходимо противостать ему (1 Пет.5.9). (Отметьте: Бог решил не противостоять ему вместо нас, но нам сказано противостать ему с помощью Божией).

«Князь, господствующий в воздухе» (Еф.2.2) никогда не ослабеет в стремлении искусить нас ко греху или обмануть нас своими искусными планами. Он раставляет огромное количество ловушек и капканов на узком пути, ведущем в жизнь (Мф.7.14). Мы находим много предупреждений о реальных духовных опасностях, которые могут препятствовать входу в Царство (Гал.5.19-21; Евр.3.12-14; 1Ин.2.24-25; Отк.2.19), указаний на необходимость духовной стражи (Мф.10.17-22; 16.6; ср. 2Пет.3.17) и предупреждений опасности теплого состояния, ведущего к извержению из тела Христа (Отк.3.15-16).

Мы также находим много советов не давать абсолютно никакого места дъяволу (Еф.4.27), удерживаться от всякого рода зла (1 Фес.5.22), хранить себя чистым (1 Тим.5.2), хранить себя от идолов (1 Ин.5.22), хранить себя неоскверненным от мира (Иак.1.27), а также то, что худые сообщества развращают добрые нравы (1Кор.15.33) и что мы не должны удовлетворять похоти нашей греховной природы (Рим.13.14).

Более того, весьма важно стараться всегда иметь непорочную совесть, как это делал сам Павел (Деян.24.16). Он также писал о тех, кто не усердствовал в этом и, как результат, потерпел кораблекрушение в своей вере во Христа (1Тим.1.19-20) (3).

Мы находим предупреждения об опасности лжеучителей, которые искажают истину Божию, одобряя греховные желания (Деян.20.30; 2Тим.4.3-4) и показывая видимую праведность (Мф.7.15; 23.28; 2Кор.11.13,15; 2Тим.3.5). Помните, что даже дьявол может цитировать Писание (Мф.4.6) и маскироваться под ангела света (2Кор.11.14)! Вместо того, чтобы провозглашать всю истину Божию, эти учителя делают ударение на некоторых отрывках Писания, не принимая во внимаия другие, потому что если они не будут это делать, то их популярные теории станут очевидно противоречивыми! Действительно, последнее время!

 

Более полная картина вечной жизни

Жизнь вечная – это дар Божий (Рим.6.23). Это нечто более ценное, чем члены нашего тела (Мр.9.43-48), наш брак (1Кор.7.15), большое богатство (Мр.10.21-22), наша физическая жизнь (Мф.10.28), весь мир (Мр.8.36), и наши собственные личные цели и стремления (Лк.9.24).

В Ин.17.3 Иисус относит вечную жизнь (zoe aionios) к знанию Бога. Другими словами, жизнь вечная – это когда мы истинно знаем Бога и Он знает нас. Мы также находим, что жизнь вечная может быть только в Иисусе (1Ин.5.12 ср. Ин.14.6). Однако, кроме этого, есть еще многое, что мы должны знать в отношении жизни вечной.

Давайте внимательно исследуем ту сторону вечной жизни, которая относится к вопросу безопасности верующего. Многие христиане сегодня не знают тех текстов, которые мы процитируем, по причине особого толкования таковых текстов современными учениями. Уделите время, пожалуйста, для того, чтобы проверить все эти тексты в своей Библии . Поскольку мы касаемся вопросов вечности, ответы на которые являются неизмеримо ценными, то приготовьте свое сердце для принятия того, что вы обнаружите. И если будет необходимо, будьте готовы соответственно поправить свое богословие.

Чтобы более подробно изучить этот вопрос, далее вы найдете выборку всех библейских ссылок о вечной жизни. Будет неплохо, если вы сделаете также это самостоятельно. (Иногда понятие вечной жизни определяется одним словом - «жизнь» (Мф.7.14; Мр.9.43; 1Тим.6.19; 2Тим.1.1; 1Ин.5.12 и т.д., следовательно на это слово также необходимо обращать внимание)).

Сейчас, когда я вновь просматриваю все эти данные, относящиеся к вечной жизни (zoe aionios), я еще раз убеждаюсь в том, что это отсутствующий элемент, не принимаемые во внимание факты и незамечаемые многими сторонниками «вечной безопасности» данные.

Эти стихи Библии, возможно, будут шокирующим ударом для многих, которые верят, что вход в Царство Божие абсолютно гарантированн тем, кто в прошлом пережил момент реальной веры во Христа. Шокирующим не потому, что эти тексты будут вырваны от контекста или не правильно использованы, но потому, что они для них вообще едва ли известны. Более того, причина того, что эти тексты едва ли известны в том, что они являются проблематичными текстами для популярных учителей вечной безопасности!

Также необходимо сказать, что многие из тех, кто принимает учение вечной безопасности, несознательно пропускают эти тексты Писания как в вопросе учения, так и в вопросах личной жизни, потому что они не подходят (или не могут подходить) для их богословия, и поэтому они просто не знают, что делать с этими неудобными текстами. Всякий раз, сталкиваясь с подобными текстами, они оказываются в состоянии временного замешательства!

Эта дисгармония побуждает искренних искателей истины признать факт ошибочности их понимания этого вопроса, поскольку в Библии должна быть полная согласованность по любому вопросу, который в ней рассматривается. Хочется отметить, то все эти неудобные тексты равно авторитетны и богодухновенны, как и все остальные тексты Писания, касающиеся вопросов вечной жизни.

 

Общеизвестные тексты о вечной жизни

Следующие тексты являются общеизвестными текстами по вопрос вечной жизни:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3.16).

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин.6.47).

«Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1Ин.5.12-13).

Эти три текста, а также и многие другие, не упомянутые здесь, ясно показывают, что мы имеем жизнь вечную в тот момент, когда мы верим в Христа, и мы можем знать об этом в этот же момент. Хотя эта истина является общепризнанной, тем не менее существует еще нечто важное, что вы должны отметить, это, так сказать, отсутствующий элемент головоломки.

 

Затруднительные тексты о вечной жизни

Библия идет дальше и утверждает следующее:

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12.2). (4)

«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25.46). (5)

«...и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мр.10.30).

«...тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную» (Рим.2.7).

«...сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал.6.8-9).

«...в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен» (Тит.1.2).

«...чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3.7).

«...сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд 21).

Также см. Ин.6.27; 12.25; Рим.6.22; 1Тим.6.12; 1Ин.2.24-25; 3.15.

Хотя многие знают о том, что жизнь вечная дана в момент начального спасения, тем не менее эти дополнительные истины открывают нам сторону вечной жизни, о которой знают не многие, или не хотят задумываться.

В соответствии с истинным учением благодати, вечная жизнь (zoe aionios) является также надеждой (Тит 3.7), она должна быть пожата (Гал.6.8-9) в грядущем веке (Мр.10.30) только теми, кто постоянен в добром деле (Рим.2.7), не унывает и не ослабеет (Гал 6.9)!

Этому учит нас Библия, однако это прямо противоположно обоим позициям современных учителей вечной безопасности, заявляющих: «Те, кого Бог принял в Его Возлюбенном, эффективно призвал и освятил Своим Духом, не могут полностью и окончательно отпасть от положения благодати: они будут несомненно сохранены в ней до конца и будут вечно спасены». (6)

Более того, сторонники вечной безопасности, принимающие Вестминстерское исповедание, говорят о том, что это не зависит от нашей собственной свободной воли, но основано на « неизменности декрета избрания». (7)

 

Галатам 6:7-9

В противоположность позиции сторонников вечной безопасности, Писание говорит о том, что пожать жизнь вечную возможно только если мы не ослабеем в том, что мы сеем в Дух, а не в плоть (8). Этот текст написал тот же Павел, который написал и Еф.2.8-9!

Прежде чем мы пойдем дальше, я хочу привести распространенное, но неправильное толкование Гал.6.7-9 сторонниками вечной безопасности, которые считают, что здесь речь идет о суде и наградах для верующих. Чарльз Стэнли предлагает такое толкование: «На счет записывается каждый момент. Никакой проступок не проходит незамеченным. Каждый из нас должен будет дать отчет. Ничто не проходит просто так. Если вы верующий, живущий для Христа, тогда для вас эта весть будет ободрением. Если же вы один из тех верующих, которые удовлетворены только тем, что идете в небеса, тогда для вас эта весть будет тревожной. Моя молитва о том, чтобы вы обновили ваше посвящение Христу и начали жить для Него. Обратите внимание на слова Павла: «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет...Делая добро да не унываем ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6.7-9)» (9)

Гал. 6.7-9 опровергает позицию вечной безопасности, поскольку здесь мы находим указание на то, что мы пожнем жизнь вечную или тление в зависимости от того, как мы живем. Этот текст не говорит о пожатии наград, но контекст указывает на пожатие либо вечной жизни, либо тления. Однако мы не видим этого в том, как Стэнли цитирует Гал. 6.7-9, поскольку он пропускает стих 8. Однако этот стих говорит следующее: «Сеющий в плоть, от плоти пожнет тление, а сеющий в Дух, от Духа пожнет жизнь вечную».

Отметьте, пожалуйста, противопоставление между пожатием вечной жизни и пожатием тления. И то и другое зависит от того сеем ли мы для того чтобы угодить Духу или греховной плоти.

 

Вечная жизнь = войти в Царство Божие

Обратите внимание чему учит наш Господь Иисус в Мр.9.43-48:

«И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает».

Важно заметить, как Господь взаимозаменяет словосочетания «войти в жизнь» и «войти в Царствие Божие». Он уравнивает эти словосочетания, поскольку они описывают одну идею – конечное спасение. По словам Иисуса человек может войти в жизнь, или же он будет ввержен в огонь неугосимый. Более того, в этом тексте Иисус учит нас тому, что грех может препятствовать вхождению человека в Царство Божие! Причем в этом тексте мы не находим того, что Господь считает таковым грехом только грех неверия. Эту истину нельзя переоценить, поскольку это сокрушительный удар по учению вечной безопасности! Этому же учит нас и Павел в Гал.5.19-21. Заметьте, что это предупреждение он направляет христианам.

Но в противоположность Писанию, сегодня мы можем услышать идею: «...для христианина грех больше не является проблемой...» (10)

Мр. 9.43-48 учит нас тому, что в этом веке грех всегда будет проблемой для нас. Правда о том, что грех сможет свести на нет спасение человека до тех пор, пока будут люди, которые еще не вошли в Царство Божие или еще не брошены в озеро огненное.

 

Богатый юноша

Господь определенно указывает на начальное и конечное спасение в беседе с богатым юношей, который, преклонивши колени, спрашивал: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мф.19.16; Мр.10.17; Лук.18.18). Давайте рассмотрим эту историю на примере Лук.18.18.

«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной».

Необходимо отметить несколько важных замечаний по этому отрывку:

1) В своем ответе на вопрос о вхождении в жизнь вечную Иисус устанавливает равенство между вхождением в жизнь вечную и вхождением в Царство Божие.

2) Иисус устанавливает равенство между вхождением в Царство Божие и получением жизни вечной, которое произойдет, как Он сказал, в веке будущем. Отметьте: век будущий - это не сие время, в которое мы живем сейчас!

3) Ученики осознали равенство между вхождением в Царство Божие и спасением, так как они задали вопрос: «Кто же может спастись?»

 

«Спасен» и «спасение» в различных значениях

В различных ситуациях Господь учил и о начальном, и о конечном спасении, используя слово «спасен». В следующем тексте Он говорит о начальном спасении (11): «Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лук.7.50).

Но в Мф.10.22 Иисус обращается к тем, кто уже был спасен (ст. 1-2), говоря о том, что они будут ненавидимы за имя Его и важно будет претерпеть до конца для получения спасения: «...и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется».

Этот текст является самым ясным из всего Писания для подтверждения условной безопасности. В нем Иисус указывает на конечное спасение, на буквальный вход в Царство Божие. Здесь, как и в случае с богатым юношей, слово «спасен» относится к входу в Царство (Лук.18.25 ср.ст.26).

Подобным образом Павел указывает на конечное спасение, когда он пишет верующим двух различных групп: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил.2.12). «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим.13.11).

В этих двух текстах Павел говорит о спасении, которое ближе для христиан теперь, нежели тогда, когда они уверовали впервые. Это конечное спасение, и для того, чтобы пожать жизнь вечную, нам необходимо сеять, тем самым угождая Духу, вместо того, чтобы угождать нашей собственной греховной природе, и в этом действии нам важно не ослабеть (Гал.6.7-10). Это и есть истинное учение благодати.

В другом случае Павел также пишет: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1Кор.10.32-33).

Давайте внимательно рассмотрим этот отрывок. Павел говорит, что он ищет пользы многих, чтобы они спаслись. Но о ком он говорит? Стих 32 неожиданно показывает, что это были иудеи, греки и церковь Божия! Это означает, что речь идет о тех, кто никогда не проявлял спасительной веры, а также вместе с ними и о тех, кто однажды был спасен! Таким образом, он говорит о всех людях в ст. 33. Это означает, что Павел говорил о тех, кто принадлежал церкви Божией, желая их спасения в смысле буквального входа в Царство Божие. Это утверждение Павла соответствует тому, что он писал в 1Кор.8.10-13: «Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».

Очевидно, что Павел верил в то, что тот, кто был во Христе, мог отпасть (12) и погибнуть из-за поведения христианина, который, имея знание, ел в храме идолопоклонства.

 

Два раза «победить»

Имея в виду начальное спасение, нам показано, что мы должны быть победителями: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Ин.4.4). См. также 1Ин. 2.13-14; 5.4-5.

Однако в совершенно другом смысле Господь использует слово «победить», относя его к конечному спасению, обращаясь к тем, кто уже был спасен. Он говорил о том, что мы должны быть верными до смерти, чтобы победить и не потерпеть вреда от второй смерти: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти». См. также Откр.2.7, 17, 26; 3.5, 12, 21.

Эти стихи были обращены к тем, кто уже победил в смысле 1 Ин. 5.4-5, но не победил, будучи верен до момента смерти, чтобы не потерпеть вреда от озера огненного. Павел также использовал слово «победить» в этом же смысле, когда писал тем, кто победил для начального спасения: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12.21).

Отметьте: зло всегда стремится победить христианина. Это значит, что всегда, даже после момента начального спасения, продолжается духовная битва.

 

«Сын» в двух значениях

В момент начального спасения мы становимся сынами Божиими через веру во Христа. Об этом пишут Павел и Иоанн: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3.26). «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3.2).

Тем не менее мы должны быть победителями в смысле входа в Царство, чтобы быть сынами Божиими в вечности и не оказаться в озере огненном: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Отк.21.7-8).

Отк.21.8 описывает не-победителей, То есть тех, кто не входит в Царство (ст.1-7) или, как об этом писал Павел, кто пожнет погибель (Гал.6.8).

Вновь нужно отметить, что книга Откровение была написана тем, кто уже прошел через начальное спасение (Отк.1.4, 11). Однако они должны победить, оказав верность Иисусу до момента физической смерти, чтобы не потерпеть вреда от второй смерти или озера огненного (Отк.2.10-11; 12.11 ср. 21.8).

 

Другое подтверждение

Различие между начальным и конечным спасением прослеживается и в других стихах, например в 1Пет.1.9: «...достигая наконец верою вашею спасения душ». Петр писал эти слова тем, кто уже был спасен. Это очевидно, так как они были искуплены драгоценною кровию Христа (1.18-19) и были возрождены (1.23). Однако Петр говорит о необходимости достижения ...спасения душ! (13) Это конечная цель их веры. Это говорит нам, что даже возрожденные христиане еще не получили спасения во всей полноте.

 

Оправдание по Павлу

В следующем стихе Павел обращает наше внимание на один аспект оправдания, который редко кем упоминается: «...чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3.7) (14).

В противоположность этому и другим ясным текстам Писания, но в согласии с учением вечной безопасности, Дж. Макартур пишет: «Это совершившиеся действие, а не цель, к которой мы должны стремиться. Жизнь вечная - это то, чем мы обладаем сейчас, а не надежда в будущем» (15).

Дорогой читатель, какому из этих противоположных текстов ты поверишь?

 

1 Петра 4.18

В своем первом послании Петр пишет: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4.18).

Петр использует здесь слово «спасется» в том же смысле, как его использовал Господь в Мф.10.22. Более того, он говорит: «праведник едва спасется». Вновь это было сказано о тех, кто уже были праведниками (или спасенными)! Возможно в тот момент, когда Петр писал этот стих, в его памяти были слова из Лук.13.24.

Петр также говорит нам о том, как важно показать в нашей вере, посредством нашей собственной свободной воли, различные добродетели, чтобы «делать твердым ваше звание (16) и избрание» (2Пет.1.5-10). (Ст. 10 не указывает на уверенность в спасении, как некоторые считают, но, скорее, призывает к тому, чтобы сделать наше избрание несомненным. Этот стих является настоящей проблемой для августино-кальвинистской теории двойного предопределения).

В добавление ко всему сказанному важно указать, что между начальным и конечным спасением для христианина есть возможность отпасть от благодати и оказаться в состоянии, когда от Христа уже нет никакой пользы (Гал.5.2-4), когда Христос отрекается от тех , кто отрекся от Него (Мф.10.33), когда человек вновь становится врагом Богу, избирая дружбу с миром (Иак.4.4) и т.д. К сожалению, подобное духовное бедствие происходило с людьми, кто уже был однажды спасен.

В полном противоречии Мф.18.34-35 и, особенно, Иак.4.4, Хол Линдсей пишет: «Мы оправданы и теперь Бог в мире с нами, и ничто больше не заставит Его быть в мире с нами». (17)

 

Матфея 18. 1-3

Кроме всех этих текстов, мы можем вспомнить, что Иисус неожиданным образом сказал тем, кто уже был спасен, что они не войдут в Царство Небесное, если не умалятся и не станут как дети (Мф.18.1-3). Конечно, это отвергается сторонниками вечной безопасности, но неопровержимо подтверждается непосредственным контекстом.

Дж.Вернон МакГи так объясняет ст.3: «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»... (ст.3) Конечно, вам необходимо обратиться, но если вы хотите быть великим на небесах, тогда вам нужно стать как малое дитя. Он говорит им об обращении, а потом об их поведении». (18)

Дорогой читатель, в конечном итоге тебе нужно будет определиться для самого себя, как ты будешь понимать Мф.18.1-3, однако мы приводим весь стих со словами, которые обычно пропускаются: «...и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

 

После рассмотрения всех перечисленных текстов становится очевидным, что вхождение христианина в Царство Божие может быть сведено на нет. Эта основная, но часто отвергаемая, истина объясняет все те затруднительные тексты о вечной жизни, которые говорят о том, что вечная жизнь - это все еще надежда, её нужно пожать и получить в грядущем веке, И это относится только к тем, кто настойчив в делании добра и не ослабевает. Таковым было первоначальное учение благодати.

Представлять половину истины о вечной жизни как всю истину – это сильно искажать истину, что ведет к ложной безопасности. Именно это делает учение о вечной безопасности, вредя многочисленным душам.

Только принимая условное положение верующего во Христе, на которое указывают все тексты о вечной жизни, использование различных значений слова «спасен» и т.д., мы можем составить согласованную и целостную картину духовного пути верующего в настоящее время. Эту картину, штрих за штрихом, показывает нам Писание.

 

Действительно входящие в Царство

Мы можем многому научиться, размышляя о различных контекстах, используемых в Писании в отношении слова «победитель» (Отк.21.7), который наследует Царство. Победитель – это тот, кто идет по пути жизни, верно претерпевая всё до конца, чтобы быть спасенным.

Дорогой читатель, размышляя над следующими текстами, спросите себя: относятся ли ко мне все эти стихи, описывающие тех, кто входит в Царство?

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». (Мф.5.3-12).

«Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. ...Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф.7.21, 24).

«...и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф.10.22).

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25.34-40).

«Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лук.8.21).

«...и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин.5.29) (19).

«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин. 10.27).

«...тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную» (Рим.2.7).

«Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5.24).

«...сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6.8-10).

«Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр.3.14).

«...и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5.9).

«Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак.2.5) (20).

«И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.2.17).

«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Отк.2.10-11).

«Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк.12.11).

«Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Отк.17.14).

Если вы не знаете эти важные тексты, возможно, вам необходимо уделить достаточно времени, чтобы поразмышлять и даже выучить их.

 

Брошенные в вечный огонь

В противоположность современным учителям, Писание нигде не говорит о том, что брошенные в вечный огонь никогда не имели истинной веры:

«...пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.13.41-42).

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25.41-46).

«...а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5.29).

«Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15.6).

«...а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина» (Рим.2.8-9).

«И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор.6.7-10).

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5.19-21).

«...сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6.8).

«...ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их» (Еф.5.5-7).

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Отк.21.8).

«И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Отк.21.27).

«А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Отк.22.15).

 

С терпением проходить свое поприще

Вопрос нашего духовного ристалища описан в Библии различными способами.

Евр. 12.1-4 говорит по этому поводу так: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха».

В отличии от некоторых, Павел сохранил веру до конца своей жизни (2 Тим. 4.7). Возлюбленные Господом, вы также можете этого достичь, но для этого следуйте указаниям Писания, чтобы знать, как это сделать. Помните, в этой жизни христианин пожнет жизнь вечную только если он не перестанет сеять, чтобы угодить Духу (Гал.6.8-10).

Возможно особо важно помнить, что сказано в Деян.14.22: «...утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».

Ободритесь, дорогие читатели! Стоять на дороге, ведущей к жизни проще, чем продвигаться по ней. Но продвижение по этой дороге адекватно переходу от смерти к жизни, и от тьмы к свету. В конечном итоге, многие действительно войдут в Царство (Евр.11.12; Отк.7.9-17), но своими силами мы этого сделать не сможем. Каждый из нас, исполняя свою часть, должен полностью полагаться на Бога, как этому и учит Писание. Отметьте указание на совместное действие, которое мы находим в Рим.8.13: «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете».

Наша ответственность в том, чтобы умертвить дела плотские, но сделано это может быть только Духом! «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф.6.10).

 

Поразмышляйте над этим...

Тот самый Бог, Который огнем с неба испепелил Содом по причине ужасных грехов его жителей, избавил от этого суда праведного Лота. Укрепитесь, возлюбленные Божии! Бог знает как спасать праведных от суда, даже в таких крайних обстоятельствах: «а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) - то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2Пет.2.7-9).

Утешайте себя мыслью, что Лот жил в ужасно греховном городе, наполненном сексуальной безнравственностью и извращениями (Быт.19.4-7 ср. Иуд.7), в котором из всего населения не было и десяти праведных (Быт.18.32). Фактически, возможно, Лот был одним праведником в этом городе (Быт.19.29), несмотря на то, что его жена и две дочери также были спасены с ним. Он был постоянно в окружении беззаконных людей, живущих непристойной жизнью. Насколько горько было для него каждый день находится в таком окружении наглых, ненасытных, беспечных людей, которые не заботились о бедных и нуждающихся (Иез.16.49-50). Он мучился в своей душе от того, что видел и слышал. Возможно, у него совершенно не было возможности благочестивого общения, ободрения и молитвенной поддержки от семьи, соседей и соработников. Но тем не менее, в такой враждебной духовной обстановке, он по прежнем оставался праведным. Вы также можете устоять. Утешайте себя этими истинами, находясь в мире, который все больше погружается во тьму.

 

Примечания

(1) Термины «начальное» и «конечное спасение» иногда используются и последователями учения о вечной безопасности (Robert Glenn Gromacki, Salvation Is Forever, Chicago: Moody Press, Third Printing, 1976, p.123).

(2) W.E.Vine, An Expository Dictionary of New Testament Words (Old Tappan, NJ: Fleming H. Revell Company, 1966), Vol.2, p.94.

(3) Отметьте, что в отличие от многих учителей наших дней, Павел не говорит о тех, кто потерпел кораблекрушение в вере, что они «никогда не были спасены». Он также не говорит, как это делают другие, что такие люди по прежнему были спасены, потому что однажды уверовали.

(4) Этот отрывок показывает, что жизнь вечная дается в момент воскресения. Ср. Ин.5.29.

(5) Вечная жизнь представлена здесь как будущая участь праведных. Человек идет или в жизнь вечную, или в муку вечную.

(6) Вестминстерское исповедание, О сохранности святых, Глава XVII, параграф 1.

(7) Ibid., параграф 2.

(8) В английском переводе NIV, использованном автором, здесь сказано: «те, кто сеют, чтобы угодить Духу, а не греховной природе» (прим. переводчика).

(9) Charls Stanley, Eternal Security: Can You Be Sure? (Nashville: Oliver-Nelson, 1990), p.129

(10) Thomas Ice, Robert Dean Jr., Overrun By Demons (Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1990), p.46

(11) Другой стих, говорящий о начальном спасении, – Деян.16.31.

(12) В NIV вместо слова «соблазнить» в 1Кор.8.13 стоит «отпасть» (прим. переводчика).

(13) В английской NIV этот стих переведен как «ибо вы приобретаете цель вашей веры – спасение ваших душ» (прим. переводчика).

(14)В NIV этот стих переведен так: «Таким образом, будучи оправданы Его благодатью, мы можем стать наследниками, имея надежду вечной жизни» (прим. переводчика).

(15) John MacArthur, Jr., The Love of God (Word Publishing, 1996), p.163

(16) В NIV – «призвание.» (прим. переводчика).

(17) Hal Lindsey, The Liberation of Planet Earth (Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House, 1974), p. 155.

(18) J. Vernon McGee, Questions and Answers (Nashville: Thomas Nelson Publishing, 1990), p. 185.

(19) Если бы учение вечной безопасности было бы истиной, то здесь было бы написано: «изыдут имевшие когда-то момент истинной веры в воскресение жизни, а те, кто никогда не имел веру в воскресение осуждения». Но Иисус сказал не так!

(20) Писание учит, что мы показываем нашу любовь к Богу, повинуясь Ему (Ин.14.15).

 

Из книги «Условная безопасность верующего»

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки