ИСПОВЕДЬ СВЯЩЕННИКА

Исповедь архимандрита Григорие-Безуковского монастыря Херсонской епархии Спиридона перед Церковью
(1923 г.)

 

 

«Христос – наша жизнь»
апостол Павел

Последняя война с немцами (здесь автором имеются в виду события, происходившие во время Первой мировой войны) осуществила во мне коренную переоценку всех моих ценностей. Она перевернула во мне все вверх дном. Все, что раньше казалось мне жизнью, теперь стало смертью, и много того, что казалось смертью, стало жизнью.

Эта ужасная мировая война не оставила во мне камня на камне от всех моих прежних ценностей. Такая кардинальная их переоценка произошла при следующих обстоятельствах: в один из дней того военного времени, во время посещения мною воинских частей 77-ой Ополченской бригады, рассредоточенной в разных местах для обороны железных дорог, появился на моих глазах немецкий аэроплан с черным крестом внизу. Я буквально впился в него глазами. Через несколько минут часть днища аэроплана стала делать быстрые наклоны вниз; так он скидывал бомби как раз… с конца черного креста. В это мгновение мне вспомнились знаменитые слова IV века: «Сим победишь». Вспомнив эти слова и в размышлении высказав их, я в это же мгновение постиг их суть и буквально чуть не сошел с ума. Эти же слова «Сим победишь», - говорил я сам себе, - абсолютно тождественны по внутреннему смыслу и значению со словами третьего искушения Христа в пустыни: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое!» (Лк.4:6,7)

В основе этого третьего искушения и в словах «Сим победишь» лежит одна и та же воля дьявола, который жаждет победы над Христом и уничтожения Его Царства на земле путем реального слияния Христова Царства с земной властью кесаря и с царствами мира сего. (От редакции: Модель подобных взаимоотношений церкви и государства именуется «Цезарепапизмом») Словами «если Ты поклонишься мне» дьявол предлагает Христу: мир и его слава могут стать собственностью Иисуса, если Он решит покориться духу мира сего и служить ему. Христос, будучи врагом всяких религиозных компромиссов, с негодованием в душе Своей отверг это хитрое искушение и вышел из него как Победитель и Триумфатор. «Отойди от Меня, сатана, - сказал ему Иисус в ответ, - написано, Господу Богу твоему поклоняйся и Ему Одному служи!» (Лк.4:8) Этот ответ сатане стал жизненным кредом Христа, Который как в Своей личной жизни, так и в жизни Своих последователей никогда не терпел никаких компромиссов между выполнением воли Своего Отца и миром. Его жизнь на земле была ярким примером самоотречения во имя любви к Своему Богу. Бог Отец был для Него безмерно дороже и реальнее всего мира и даже Своей собственной души.

Как раз такой святой жизни Он учил и Своих учеников. Прежде всего Иисус требовал к Себе такой безусловной, самоотверженной любви, перед которой естественная любовь к родителям, жене, детям и к своей собственной жизни в сердце христианина была бы несравненно ниже. Без такой любви к Христу никто не может быть христианином, если его жизнь чем-нибудь отличается от жизни Христа. Воля Христа должна быть волей каждого христианина. Христос должен занимать центральное место в сердцах Его последователей.

Такой Христовой жизнью жили христиане трех первых столетий. Для них кроме Иисуса не было другого царя, и не было другой власти ни на небе, ни на земле. Примат Христовой власти «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18) был для них безусловным живым и нерушимым законом жизни. Христиане первых трех веков кроме Царства Божьего, которому они принадлежали как граждане «не от мира сего», других земных царств не знали, римских законов, которые противоречили Евангелию не принимали и ими в своей жизни не руководствовались. Для них законом было Святое Евангелие и только Евангелие, и ним одним они руководствовались в личной, семейной и общественной жизни (От редакции: следует заметить, что здесь и дальше не говориться о полном анархическом игнорировании светской власти, а только о примате, приоритете Христовой власти. Апостол призывает: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога… Посему противящийся власти противиться Божию установлению…» (Рим.13:1-2). Только лишь когда власть требует противного требованиям Христа и Его слова, христианин остается верен Христу (Деян.4:19-20). Они так любили своего Господа и Его святое Евангелие, что за самоотверженную любовь к Христу всегда подвергались всяким насмешкам, грубым и циничным издевательствам, изгнаниям, лишениям собственного имущества, различного рода пыткам и даже мученической смерти. Не принимая во внимание это все, они всех любили, ни на кого не гневались, ни с кем не судились, не блудили, в совей семейной жизни не разводились, за зло платили добром, не клялись, не воевали, от врагов не защищались, на народности не делились, за своих гонителей молились и всем людям делали добро; всех людей без исключения (не обращая внимания на пол, возраст, национальность, вероисповедание) считали за детей Одного Отца – Живого Бога. Связанные узами любви Христовой, они между собой считались родными и равными братьями. Не удивительно, что они действительно были «солью земли» и светильниками, поставленными на подсвечники светить всему миру светом Христового учения.

Относительно государственных налогов: они платили их, руководствуясь постановлениями Христа «отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21). Первые Христиане, верно отличали, что принадлежит кесарю, а что Богу. Знали, что кесарю принадлежат только деньги и только потому, что на них значиться его образ и вычеканена надпись. Человек же не принадлежит кесарю. Он, как носитель образа и подобия Божьего, принадлежит только Богу. Христианин – прямая собственность Христа, он есть цена крови Христа.

Поэтому никакая земная власть не в праве заявлять свои права на человека, а тем более на христианина. Так смотрели первые христиане на жизнь человеческую. За такую богоподобную жизнь и свое религиозное мировоззрение христиане первых трех веков у земных кесарей подвергались наказаниям. На них обрушивалась вся лава земной власти: одни горели на кострах, другие как скошенные колосья падали от меча, сотнями тысяч погибали на крестах, столбах, виселицах, на рудниках, каторжных работах, ссылках, тюрьмах…

С тех пор, как сатана искушал Христа в пустыне, прошло три века. И дьявол берет эту же самую идею 3-го искушения Христа и через Константина Великого в виде знамения Креста Господнего на небе предлагает ее всему христианскому миру с победным лозунгом «Этим победишь». Дьявол торжествовал, да и было от чего. Христиане 4-го века не устояли перед искушением дьявольской идеи. Они слепо обманулись, с радостью приняв ее за откровение неба и… потерпели поражение.

С этого момента закончились золотые дни христианской жизни. Наступила новая эра, когда началась быстрое отклонение от религиозной свободной первоначальной жизни в государственное христианство. С этого момента началось быстрое слияние Христа с идеей земной власти кесаря, Царство Божье с царством мира сего (ужасное явление в истории церкви). Церковь с национализмом, общественным церковным служением, с языческим обоготворением власть имущих, сильных земли. Это слияние фактически и исторически осуществилось в тот фатальный момент, когда епископы тех времен отважились на неслыханное дело. В 314 году они (или из своих корыстных личных целей, или в угоду Константину – этому язычнику в маске христианина) созвали в г. Арли церковный собор на котором (страшно подумать!) отдали анафеме всех, кто с христианских религиозных принципов отказался служить в армии. Факт осуществлен. Синедрион иудейской церкви заменен представителем христианской церкви, Пилат - Константином, Голгофа – христианской войной, Евангелие отброшено, живой Христос опять осужден на смерть.

Если бы мне доказали, что собор этот совсем не выносил подобного постановления о войне и что он, как поместный не мог быть решающим органом всей Церкви Христовой, то я и тогда бы не успокоился душой, потому что не было и нет церкви, которая бы со времен Константина не воевала. Ныне представители мировой христианской Церкви не только вдохновляют и поощряют ко всяким войнам, и даже от имени самой Церкви Христовой возводят войну в религиозный христианский культ, например, Матери, Святых, военные чудотворные иконы, молебны и молитвы про победу над врагами и т.п. Они от имени той же Вселенской Церкви через Причастие Святых Тайн солдат, которые идут в бой, посылают и Самого Христа убивать людей и быть Самому убитым. Разве может быть лицемерие больше чем это? Разве же это не Голгофа для Христа?

Когда христиане IV века приняли войну и стали государственными христианами Константина Великого, с того момента остановились гонения на государственных христиан. Раньше мир ненавидел их, гнал, мучил «как граждан не от мира сего», а теперь сами христиане своей показательной жестокостью, по благословению духовных представителей Церкви Христа, заливают весь мир человеческой кровью.

Без живой евангельской жизни все церковные христианские догмы стали лишь наследием ученых богословских диссертаций, книг и только одних книг, а не самой жизни христиан. По этой же причине распалась и сама всемирная христианская Церковь на несколько частей, каждая из которой возражает одна другой в верности Своему Основателю. Наконец то, о, ужас! И Сам Христос с того момента, как Церковь стала государственным парламентом, стал самым жалким батраком у лжехристианских государств.

Сейчас, по сравнению с прошлым, весь мир пошел еще дальше против Христа.

Со дня последней мировой войны весь христианский мир стал как будто ужаснейшая похоронная процессия, которая с ружьем в руках, с обнаженными саблями, пушками, отравляющими газами, зажигательными смесями, на аэропланах, пароходах, поездах, автомобилях, верхом и пешком спешит как можно быстрее похоронить Христа. Вот такие пока что последствия проявились в жизни современных христиан. После этого как-то жутко становиться на душе. На самом деле мы все считали Христа живым Богом и в то же время своею жизнью отрицаем Его. Но почему так? Почему жизнь христиан упрямо и систематически направлена против Христа? Почему христиане исповедуют религию Христа, а своею жизнью так подло и низко обесценивают Его? Почему даже такие ценности как поклонение иконам, передание священства, и канонизацию святых церковное духовенство ставит для церковной жизни несравненно выше, чем моральное учение Христа? Все это легко объяснить. Начиная с того самого Константина Великого и до наших дней, государственная дипломатия этого мира считает для себя Святое Евангелие за такую опасную анархическую книгу, которой мир никогда не знал и не будет знать.

Учение Христа для государства смерть.

А Самого Христа она считает за святого анархиста с динамитом в руках. Чтобы сберечь себя и не быть раздавленной Евангелием, государственная дипломатия отделила себя от Христа благодарным церковным духовенством. То же самое и у католицизма. Чтобы своим преступным отношением ко Христу не вызвать протест и не оттолкнуть от себя более чувствительных и более бдительных христиан, государственная дипломатия вместе с правящим духовенством дали всему христианскому миру невиданное количество разных внешних святынь. С этой целью они создают великолепные храмы, ввели чудесное церковное песнопение, проводят с великой пышностью церковные служения и т.п. Это делалось и делается с целью, чтобы христианам всем этим заменить настоящего живого Христа и Его Евангельское учение. Нет ничего более страшного и опасного для государства, как если бы люди стали жить согласно учению Христа. Современное государство упорнейший и жесточайший враг Христа. А другой Его враг, который нисколечко не уступает государству своей жестокостью и коварством, - продажное духовенство, торгующее Христом.

До этого дня я был самым большим врагом Христовым. Правда, с ранних лет я верил в Бога, верил в Сына Божьего, «Божью мать», в святых, в символ веры и в Церковь Христову. Но я не верил в евангельскую жизнь, не верил в нее как безусловную и нерушимую для себя истину, без которой я ни в коем случае никогда не смогу быть христианином. В это я не верил. В настоящее время, в дни этой мировой войны, когда совесть моя ни днем, ни ночью не дает мне покоя, когда она зовет на мою душу проклятья неба, я решился подать свою исповедь Всероссийскому Церковному Собору, чтоб перед ним покаяться и заявить ему, что я не могу больше верить в Бога, в церковные догматы символа веры и т.д. без живой самоотверженной веры во все принципы евангельской жизни. Моральная религиозная сторона учения Христа для меня ценная и безусловная, как и Сам Бог. Отказ от жизни по Евангелию для меня равносильно отречению от Христа.

Когда я думаю о своей прошлой жизни, что я знал и как жил, то мне становится очень тяжело и нестерпимо больно. С юношества я начал нарушать моральную сторону Евангелия. Еще чаще и сильнее я нарушал его в зрелом возрасте, особенно, когда принял монашество и стал уже иеромонахом. В сане иеромонаха я нарушал его тем, что четыре года подряд в Забайкальской области ходил с крестным ходом и в интересах своего епархиального начальства обманывал и обдирал простой люд, торговал молебнами и самим крестным ходом. Встречал я крестные ходы и в других епархиях, встречая их чудотворными иконами, с мощами святых. И все эти крестные ходы преследовали ту же наипреступнейшую цель, что и я. Несколько раз ходил я в те монастыри и соборы, где находятся чудотворные иконы и мощи святых, да еще и каких святых, не мужиков, не простых крестьян, а царей, цариц, князей, княгинь, патриархов, митрополитов, архиереев; в этих монастырях и соборах я увидел, что вся эта святыня отдана позорной торговле. И великое церковное горе, что из-за корысти духовенства нередко забываются живые души паствы, которая гибнет в неверии и языческой жизни. Этот крестный ход черным пятном лег на мою собственную совесть. Так я пренебрегал моральную сторону Евангелия Христа.

Крайне бессовестным и безбожным образом я сознательно нарушал и нагло пренебрегал его во время этой мировой войны, когда был военным священником. Перо выпадает с рук при одном воспоминании о том, что я делал на войне. Я, будучи священником Алтаря Христова, во время войны с крестом и Святым евангелием в рукам ревностно занимался кровавой травлей одних христиан на других. Я причащал Святыми Тайнами около 200000 солдат, которые от меня шли убивать христиан. Во что я превратил Святые Тайны? Разве не в один из могущественных способов вдохновения солдат на убийство подобных себе солдат? Через причастие людей, которые шли на кровавый бой, разве не посылал я Самого Христа убивать людей и Самому быть убитым? Своими безбожными проповедями я безумно вдохновлял своих соотечественников-воинов на нечеловеческое убийство и зверское уничтожение немцев и австрийцев. С пеной у рта я убеждал их в том, что эта война есть Божье правосудие над тевтонами, и мы, россияне, вместе с верными нам союзниками являемся сейчас в руках Божиих грозным все уничтожающим способом Его праведного гнева на властолюбивую Германию, поэтому мы должны считать своею святою обязанностью безжалостно убивать немцев и железной рукой уничтожать и сметать их с лица земли, как вреднейший элемент человечества. Я мастерски подтасовывал факты с тем, чтобы перед судом христианской совести воинов не только оправдать эту народную бойню, но и придать ей религиозно-моральный характер.

Теперь же совесть моя безжалостно меня упрекала за все мои «военные» подвиги. Особенно меня мучила смертельная тоска по живому Христу. Я ради интересов государства, своей российской нации и личной жизни давно отрекся от Него.

Почти вся моя жизнь (кроме детства), была сплошное отречение от Господа. Только с ранних своих лет и до двадцати лет жизни я горячо любил Христа. Были моменты, когда я всем естеством окунался во Христа, сгорая с Ним пламенной любовью к Нему. В то время я доходил до такого духовного состояния, что каждая травинка, каждый цветочек, каждый лесной кустик, каждая букашка, весь животный мир поля и леса, горы, земля, реки, облака, солнце, луна и все звезды говорили мне: «Смотри, в каждом из нас есть Христос», и я действительно во всем этом находил и ощущал своего любимого Господа.

С тех пор, как я беззаветно любил Христа, прошло 23 года. Эти годы ужасные. Они являют собой бездну зла. Они были сплошным отречением от Христа и ревностным служением князю мира сего. Теперь Христос вновь овладел мною. Я Его люблю, как и раньше. Он опять стал милым и близким моему сердцу. Я жить без Него больше не могу. Он для меня все.

Поэтому я ради Христа отбрасываю и всем своим естеством отрицаю всякую земную власть мира сего. Мой Царь, Правитель и Законодатель – только Один Христос, потому что Ему «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18).

Ради Христа я отбрасываю и всем своим естеством отрицаю все существующие римские языческие законы, которые легли в основу христианской семейной и общественной жизни, и считаю их действительной волей князя мира сего, который властно преследует Христа и Его святое Евангелие. Для меня, как христианина, живой безусловный закон – святое Евангелие, и только Евангелие.

Ради Христа я отбрасываю и всем своим естеством отрицаю и проклинаю всякую войну со всем, что ей принадлежит, со всеми ее атрибутами, церковными благословениями, молитвами и молебнами о победе над врагами и все это считаю явным и сознательным отречением от Христа и Его евангельского учения.

Ради Христа я отрицаю и всем своим естеством отбрасываю и проклинаю все свои военные проповеди и считаю их открытой враждой и изменой Христа и Его наисветлейшего учения.

Ради Христа, святости и чистоты евангельского учения я отбрасываю и всем своим естеством отрицаю и проклинаю преступное постановление о войне Арльского Собора 314 года и считаю это постановление изменой Христу и открытым отречением от Евангелия.

Ради Христа, истинного моего Законодателя, я отбрасываю и всем своим естеством отрицаю всякую присягу и считаю ее изменой своего Господа, Которому я Одному и один раз в жизни поклялся в таинстве крещения. Ревнуя о чистоте и святости славы моего Христа, я отбрасываю и всем своим естеством отрицаю то церковное общественное богослужение, в котором имена сильных мира сего проговариваются чаще, чем имя Сына Божьего, и в котором духовенство молится: «О пособити и покорити под нози всякого врага и супостата», «О христолюбивом воинстве» и т.д. Все это я считаю мерзким и преступным языческим обожанием сильных мира сего и отрицанием Евангелия. Ради Христа отбрасываю и всем своим естеством отрицаю, это в современной церковной жизни, что сознательно идет в разрез с волею Христа и Его божественным учением. Наконец, все то, что противно Христу и враждебно Его святейшему евангельскому учению, я отбрасываю и всем своим естеством отрицаю.

Напоследок моей исповеди я обязан сказать, что Христос вот уже 16 веков был заключен в страшные кандалы государственной власти и все время находился в них как самый опасный Заключенный. Иногда все государство нисколечко не стыдилось делать Христа жертвой своих интересов. Как на это смотреть? Нужен нам Христос или нет? Что нам дороже: Христос или государство? Ведь двум богам мы служить не можем. Конечно, если мы действительно веруем во Христа и считаем Его живым христианским Богом, то все мы должны лечь костьми за Него и освободить Его от эксплуатации государством. Если же находим, что для нас государство, церковная наша власть, уважение человеков, народная слава, сан, чины, ордена, сытая беззаботная жизнь, богатство, деньги и т.д. дороже и выгоднее чем Христос, то мы являем собой не только не христиан и не христианских пастырей, но какое-то церковное пристанище одних изменников Христа, омерзительнейших Его изменников. Нет ничего более преступного и подлого, нежели одновременно быть служителем Алтаря Христового, пастырем Церкви Христовой, проводником Его учения в народную церковную жизнь, считать себя охранником заветов Христа и во имя земных светских корытных целей сознательно предательски относиться к Христу и изменять Его святейшей воле. Вот самая главная причина, почему я считал своею христианской обязанностью покаяться в своей преступной против Христа жизни, раз и навсегда словом и делом отречься от кумиров мира сего, которые из моей христианской жизни не только вытеснили христианского Бога, но, что ужаснее, они почти всем христианским миром почитаются за высшее божество. И во имя этого божества христиане вот уже 16 веков сознательно приносят на алтарь не только свою собственную жизнь и жизнь своих детей, но даже и христианскую религию вместе с ее Божественным Основателем Господом нашим Иисусом Христом.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Свершилось! Я закончил свою исповедь. Слагаю свою сердечную благодарность за нее к ногам моего распятого Христа. Свидетель Бог, вся она написана живою кровью моего измученного сердца. Теперь кто как хочет пусть думает обо мне и судит меня, я окончил свое дело. В своей исповеди я с ужасом отворачиваюсь от современного языческого христианства, в котором не только нет живого Христа, но, что страшно, в своем отношении к Христу оно полностью враждебно Ему. Для современного языческого христианства живой Христос из Назарета не только далекий и чужой, но даже непревзойденное мировое горе! Вот почему я в своей исповеди отрекаюсь моей прошлой антихристианской жизни, что при современном христианстве было сплошным богохульством.

С этого момента, после этой исповеди, я вступаю в новую фазу моей христианской жизни. С этого момента моей жизнью является Христос. Он будет для меня самым главным живым центром. Вся моя религия проходила мимо Христа: я верил в символ веры, верил в таинство церкви, верил во все обряды церкви даже до поклонения иконам и почитания мощей. Что касается евангельского учения, как принципа моральной евангельской жизни, что являет собою внутреннее духовное богосыновление искреннего живого христианина, - в это я не только не верил, а смотрел на это глазами всего современного церковного антихристианского мира. Мне казалось, что можно быть христианином, не живя по учению Господа.

В настоящее время в моем религиозном мировоззрении произошла большая перемена: то, что когда-то было главным и первоочередным, теперь казалось второстепенным. Раньше на первом месте и самым главным в моем религиозном мировоззрении была, прежде всего, церковь со всеми ее догмами: исторической преемственности священства, таинствами, обрядами и т.д. Живой же Христос со Своим учением жизни в тот момент находился где-то далеко, по другую сторону самой церкви. Он был совсем для меня вытесненным церковью с ее исторической внешней святыней.

Теперь же, как сама церковь, так и все ее таинства, и соборы для меня на втором месте, как что-то походное, второстепенное. Церковь со всеми своими таинствами должна быть ничем иным в христианской жизни, как живым плодом евангельской, богосыновьей, внутренней духовной жизнью христиан. Правда, я не могу отрицать, что церковь и все таинства ее являются тоже чем-то родным Христу, близким Его сердцу. В любом случае, это не Он Сам и не Его учение о жизни. Христос ни о чем так не беспокоился, как о том, чтобы Его последователи жили богосыновьими принципами Его духовной божественной жизни.

Необходимо сказать правду: в Своем учении Христос не знает ни иерархии, ни церковных таинств, ни икон, ни культа святых, ни мощей, ни храмов, ни монастырей, ни церковных уставов и т.д. Он знает лишь то, что проповедовал. А проповедовал Он лишь чистую волю Своего Небесного Отца, которая вся есть богосыновьей духовной жизнью, живым действительным ношением в себе Бога, честнейшими принципами евангельской морали. Даже такие слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! Подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есть этот хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Я хлеб живой, сошедший с небес; едущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собой, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою! Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Едущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Едущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и едущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб сошедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: едущий хлеб сей жить будет вовек». (Ин.6:32-35;51-58).

Эти слова касаются исключительно евангельских богосыновьих этических принципов жизни, а, совсем не таинства Евхаристии. Если бы эти слова Христа касались Евхаристии, как понимают и толкуют церковные представители, то Христос не объяснял бы эти образные высказывания Своего божественного одухотворенного божественного языка следующими словами: «Это ли соблазняет вас? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6:61,63). Здесь Христос полностью отрицает буквальное понимание иудеями употребления Его Тела и пития Его Крови и переносит это на Свое духовное моральное богосыновье евангельское учение. Под словами «Тело» и «Кровь» Христос понимал самую последнюю ступень органичной семейной связи Своих учеников и последователей с Собой лично через их живое внутреннее волевое ученичество и свободное любовное исполнение ними Его святейших евангельских моральных принципов жизни.

В реальной жизни христиан, к большому сожалению, моральные евангельские богословские принципы жизни стали давным-давно забытыми, никому не нужными и ними не только никто не интересуется, но и, страшно сказать, христиане их высмеивают и отбрасывают как какую-то жалкую утопию Галилейского Утописта-Простака и религиозного Фанатика Иисуса. Поэтому, я не раз говорил и говорю, что глубоко понял и твердо убедился: современное христианство в своей жизни – прямое сплошное вражеское отрицание Христа. Если в нем что-то и осталось, то лишь мертвые формулы церковных разлагающихся догмат; дисциплинарные, полицейские, церковные, канонические правила соборных постановлений; иконы, мощи, парча и жалкое, бездушное, казенное, фабричное духовенство.

Что касается Самого Живого Христа с Его евангельским учением о жизни, то церковь, в лице своих представителей, во время восхождения великого Константина как первого христианского монарха на царский престол, запела Ему вечную память для себя.

Сейчас на каждом шагу слышишь замусоленную формулу Карфагенского святителя Киприана: «кому церковь не мать, тому и Бог не отец». В этой формуле столько же правды, сколько неправды и скрытого обмана, потому что она догматически допускает в себе абсолютизм клерикализма и одновременное абсолютное вытеснение церковной идеей идею Царства Божьего на земле. И когда я увидел и понял, что собой представляет современное христианство, я решился не жить больше его жизнью. Потому что как тут не живи и не увлекайся ценностями мира сего, все равно всему будет конец. Ведь рано или поздно и мне придется, когда-нибудь, предстать на суд Христов.

Главное, что больше всего побудило меня написать исповедь, это моя любовь к Христу, отброшенного и доныне мучимого Христа. О, я люблю моего Господа, Спасителя мира! Отныне я всем своим естеством желаю, чтобы Христос жил во мне и Его воля была моею волею и руководила мною.

Я горячо люблю моего Господа, живого Христа из Назарета, добровольно и любовно приношу и полагаю самого себя, как недостойную грешную жертву самоотречения, к Его пресвятым ногам и горячо жажду слиться с Ним и раствориться в Нем.

О, как я рад, что через эту исповедь я снова буду со Христом, вновь откроется для меня нежная весна моего религиозного детства!

Архимандрит Спиридон
(г. Херсон 1923 год)
Из журнала «Мир Вам» 1-2 (48), 2001г.

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки