Дэниел Д. Корнер

СПЕРДЖЕН - КАЛЬВИНИСТ

Опровержение «Защиты кальвинизма» Сперджена

 

Чарлз Хаддон Сперджен (1834-1892 гг.) был известным баптистским служителем, среди прочего проповедовавшим в церкви Скинии в Лондоне, курившим сигары (см. цитату в конце статьи) и написавшим статью «Защита кальвинизма». Через сто лет после смерти Сперджен пользуется большой популярностью и уважением со стороны многих несведущих членов Церкви. Поскольку статью Сперджена «Защита кальвинизма» иногда используют для доказательства правоты богословской системы, в которую входит учение о безусловном спасении, ее стоит проанализировать. Как и всякое другое учение, эту статью Сперджена надо испытать (1 Фес. 5:21) с помощью Писания, которое для христианина является высшим авторитетом (2 Тим. 3:16-17). Вот результаты моих исследований.

 

I.

Сперджен без зазрения совести заявил, что кальвинизм - это Евангелие, а арминианство - ересь: «Арминианство - ересь, поскольку пытается добавить что-то к работе Искупителя. Это оселок, по которому определяется любая ересь. Мое личное мнение заключается в том, что проповедовать распятого Христа можно на основании только того, что сегодня называется кальвинизмом. Но кальвинизм - только условное название; на самом деле это Евангелие и ничто иное» (The Autobiography of Charles H. Spurgeon (Curts & Jennings, Cincinnati - Chicago - St.Louis, 1898). Vol. 1. P. 172.).

Всякий, кому известно, что Библия не учит кальвинизму, должен знать об этих взглядах Сперджена, прежде чем ссылаться на этого человека как на авторитетный источник в проповеди, статье, личном разговоре и т.д. В заявлении Сперджена, что кальвинизм представляет собой Евангелие, а арминианство - ересь, отражается его затемненное в целом понимание Писания. Вскоре мы приведем доказательства этого.

 

II.

Сперджен отвергает основополагающую библейскую истину о возможности отпадения, которой учил Сам Господь Иисус, а затем добавляет, что ему ненавистно такое учение: «...Не могу я понять и учение о возможности отпадения святых после их призвания и о том, что дети Божьи могут гореть в пламени проклятия после того, как они уверовали в Иисуса. Мне ненавистно такое учение».

 

Чему учит Библия о возможности отпадения?

«И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: „поражу пастыря, и рассеются овцы"; по воскресений же Моем, Я предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили» (Марк. 14:27-31).

Слово соблазнитесь в Марк. 14:27 в разных переводах переводится по-разному. Но читатель должен знать, что это то же греческое слово, которое переводится как отпадают: «...Упадшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, а во время искушения отпадают» (Лука 8:13). Эти стихи показывают, что апостолы Господа (или святые) отпали после призвания, а Петр трижды отрекся от Иисуса. Одиннадцать апостолов вернулись к Господу, но другие дети Божьи, такие как Соломон и Саул, отпали и не вернулись. Сперджену, по его собственному признанию, эта библейская истина ненавистна. Помните об этом, когда вы еще раз услышите его имя.

Сперджен не может понять учение о возможности отпадения святых после их призвания. Но истинное учение, показанное в Писании, которое Павел проповедовал и за которое боролся, утверждает, что христианин может веровать тщетно. «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:1-4).

Совершенно очевидно, что с истинным Евангелием благодати связаны определенные условия, поскольку истинный христианин может веровать тщетно. Это демонстрирует также ложность следующего заявления Сперджена, поскольку Павел не проповедовал то, что ему приписывает Сперджен: «Истина, которую проповедовал Кальвин, которую проповедовал Августин, которую проповедовал Павел, это та истина, которую я должен проповедовать сегодня, иначе я пойду против совести и против Бога» (Ibid. P. 167).

Не забывайте: Августин верил в чистилище и проповедовал поклонение Деве Марии (см. статью «Исторические сведения о кальвинизме»). Это и есть настоящий Августин без прикрас, у которого Жан Кальвин заимствовал свои учения и которого Сперджен превозносит, связывая его с апостолом Павлом.

 

III.

Сперджен был настолько убежден в правоте кальвинистского взгляда на отпадение, что пришел к потрясающему выводу: Библия окажется ложью, а он сам неверным, если он уверует в то, что хоть один святой Божий может отпасть окончательно. «Если погибнет хоть один святой Божий, это может произойти со всеми; если хоть один, на кого распространяется завет, будет потерян, это может произойти со всеми; тогда евангельские обетования нельзя будет считать истинными, а Библия окажется ложью, и в ней не будет ничего, достойного признания. Я стану неверным в тот момент, когда поверю, что хоть один святой Божий может отпасть окончательно» (Ibid. P. 172).

Разумеется, Библия - не ложь, а истинное Слово живого Бога. От Сперджена требовалось только признание ясного учения Писания о безопасности верующего, каким бы неприятным оно для него ни было. Сперджен и другие проповедники учения о раз и навсегда полученном спасении фактически ставят сеть перед всеми, кто слушает их послание о безусловной безопасности верующего. Обратите внимание, чему учит Писание о безопасности: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10:12).

 

Не гордись, но бойся

Кроме того, истинный учитель благодати писал следующее: «Скажешь: „ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их» (Римл. 11:19-23).

 

IV.

По собственному признанию Сперджена, благодаря вере в кальвинистское учение о неотступности святых он не стал самым несчастным из людей: «Я не могу понять, как людям, верящим, что христианин может отпасть от благодати, удается быть счастливыми. Для них, вероятно, большое достижение прожить хоть один день, не впадая в отчаяние. Если бы я не верил в учение о неотступности святых, я был бы самым несчастным человеком, поскольку у меня не было бы никаких оснований для утешения» (Ibid. P.173).

 

Дорогой друг, знай, что нашей целью должен быть поиск библейской истины, а не того, что делает нас счастливыми. Некоторые библейские учения могут вызывать опасения, например, вечные муки, ожидающие погибших после смерти, но это так. Истина порой бывает неприятной.

Сперджен взял стих Писания, вырвал его из контекста и по своему усмотрению связал его с кальвинистским учением о неотступности святых, которого в Писании нет. Вот что апостол Павел действительно написал и как это истолковал Сперджен: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19). Павел учил здесь, что надежда на Христа распространяется за пределы этой жизни, эти его слова ни в малейшей степени не связаны с кальвинистским учением о неотступности святых, как пытается внушить Сперджен.

Сперджен же, как уже отмечалось, писал: «Для них [христиан, верящих, что они могут отпасть от благодати], вероятно, большое достижение прожить хоть один день, не впадая в отчаяние». Но Павел и другие ранние христиане не были охвачены отчаянием, что, по мнению Сперджена, должно происходить с людьми, отвергающими учение о неотступности святых. Напротив, они ходили в страхе Божьем и совершали спасение со страхом и трепетом: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2:12).

Что касается отпадения от благодати, апостол Павел, несомненно, верил, что это произошло с некоторыми галатами, которые остались без Христа: «Вот, я Павел говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:2-4).

 

Кальвинистская мимолетная благодать

Как Сперджен или любой другой кальвинист действительно может быть уверенным, что сам попадет на небо? Хотя они говорят и пишут об уверенности в спасении, по сути, это не согласуется с кальвинистским учением. В соответствии с этим богословием, Сперджен и другие кальвинисты вполне могут быть обреченными на погибель с самого начала и получить лишь то, что Кальвин называл мимолетной или эфемерной благодатью: «...Опыт показывает, что предопределенные к погибели иногда испытывают такое же воздействие, как и избранные, и, по их собственному мнению, между ними нет никакого различия. Поэтому не должно казаться странным, что, по словам апостола и Самого Христа, им приписывается временная вера. Дело не в том, что они по-настоящему ощущают силу духовной благодати и видят надежный свет веры, но Господь, могущий осудить их и оставить без оправдания, вселяет в их сердца такое чувство благости, которое можно испытать без Духа усыновления... между избранными Бога и теми, на кого временно снизошла постепенно исчезающая вера, существует большое сходство... Вместе с тем предназначенные к погибели полагают, что Бог относится к ним благосклонно, поскольку они принимают дар примирения, хотя и воспринимаемый смутно и без должного различения; они не причастники той же веры и того же возрождения, что и дети Божьи, но под прикрытием лицемерия они выглядят так, будто разделяют с ними тот же самый принцип веры. Я не отрицаю также, что Бог может освещать их сердца до такой степени... в этом нет ничего несообразного с тем, что Он может придавать некоторым ощущение благодати, которое затем оказывается мимолетным» (John Calvin, Institutes of the Christian Religion (Eerdmans Publishing Co., 1989). Book 3. Chapter 2. Section 11).

В свете учения Жана Кальвина, уверенность в спасении, о которой говорят кальвинисты, - просто пустые слова, поскольку, по сути, люди до самого конца жизни не знают, избранные они или нет. Возможно, Бог дал им просто мимолетную благодать, в которой они чувствуют себя спасенными, но на деле не являются таковыми. Этим учением кальвинисты бессовестно изображают Бога, Который не может лгать (Тит. 1:2), внушающим ложные чувства людям, чтобы обмануть их.

 

V.

Сперджен явным образом снова противоречит учению Писания. На этот раз он утверждает, что на небо попадет больше людей, чем в ад: «Я верю, что на небе будет больше людей, чем в аду. Если кто-то спросит меня, почему я так думаю, я отвечу - потому что Христос должен во всем иметь первенство, и я не могу себе представить, как Он может иметь первенство, если во владениях сатаны будет больше людей, чем в раю» (The Autobiography of Charles H. Spurgeon. P. 174).

Господь Иисус учил, что большинство погибнет. «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф. 7:13-14).

По словам Господа Иисуса, есть только две группы людей, причем большинство идут в погибель и лишь немногие спасаются до конца. Кроме того, в образе широких ворот и пространного пути, ведущих в погибель, подразумевается, что на этом пути стоит больше людей, чем на том, который ведет через узкие врата в жизнь. Дорогой читатель, если ты стоишь на том же пути, что и большинство людей, то направляешься к вечной погибели, тебе надо отвратиться от грехов и веровать в Иисуса для получения спасения. Только истинная, постоянная и твердая вера в Господа Иисуса может привести нас в Царство Божье: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Матф. 10:22). «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14). «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2:10-11).

Обратите внимание: вторая смерть - это то же самое, что и озеро огненное (Откр. 21:8). Следовательно, по словам Господа Иисуса, быть верным до смерти необходимо ради спасения.

Кроме того, свой вывод Сперджен строит на словах Писания о первенстве Христа. Обратите внимание, что на самом деле говорится в этом стихе: «И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:18). Контекст этого стиха показывает, что Сперджен в очередной раз исказил Писание в своих целях - для защиты ложного богословия.

 

VI.

Сперджен противоречил учению Жана Кальвина о том, что неизбранные младенцы отправляются в ад, хотя и считал себя кальвинистом, а кальвинизм - Евангелием: «Я радуюсь при мысли, что души всех младенцев сразу после смерти быстро отправляются в рай» (Ibid. P. 175).

Но Жан Кальвин не учил, что души всех младенцев после смерти отправляются в рай. Жан Кальвин учил, что неизбранные младенцы обрекаются на осуждение: «Следовательно, даже младенцы, приносящие с собой осуждение из утробы матери, страдают не за чужую, а за собственную вину. Ибо, хотя они еще не произвели плоды своей неправедности, они несут в себе ее семена. Они по своей природе являются рассадником греха и потому не могут не быть отвратительными и омерзительными для Бога. Из этого следует, что они совершенно справедливо считаются греховными в глазах Бога, ибо без вины не бывает осуждения» (Institutes. 2.1.8). «Я снова задаю вопрос, как грехопадение Адама могло привести столь большое число народов вместе с их младенцами к бесповоротной вечной смерти, если это не было угодно Богу» (Ibid. 3.27).

В этом вопросе защита кальвинизма Спердженом больше похожа на его опровержение. Более того, Сперджен выступал против крещения младенцев, сторонником которого был Кальвин: «В 1864 году он прочитал проповедь, направленную против крещения младенцев, вызвав раздражение большой группы его сторонников» (Walter A. Ehvell. Erangelii-cil Dictionary of Theology (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1984). P. 1051).

Что касается крещения младенцев, Кальвин учил: «Всякий должен знать, что педокрещение находит твердое обоснование в Писании, и его ни в коем случае нельзя считать человеческим изобретением» (Institutes. 4.16.8. Педокрещение означает крещение младенцев).

 

VII.

Библейскую истину о том, что Иисус умер за всех когда-либо живших людей, Сперджен называл самой чудовищной ложью, которую можно было бы приписать какому-то языческому божеству: «Утверждение о том, что Христос предложил искупление и прощение грехов всем людям, а затем некоторые из этих людей наказаны за грехи, за которые Христос их уже искупил, представляется мне самой чудовищной ложью, которую можно было бы приписать Сатурну, Янусу, богине религиозной секты разбойников-душителей в Индии или какому-нибудь жестокому языческому божеству. Бог запрещает нам даже думать такое о справедливом, мудром и благом Иегове» (The Autobiography of Charles H. Spurgeon. P. 175 176).

Сперджен, как и другие кальвинисты, отрицает истину о том, что безграничное искупление, совершенное Христом, распространяется на всех, даже на тех, кто в конце погибнет. Вот стихи, раскрывающие эту явную ошибку кальвинизма: «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Петр. 2:1). «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан. 2:2). «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Римл. 5:6).

Что касается текста Римл. 5:6, то для кальвиниста принятие точки зрения - благодать и искупление принесут пользу только тем, кто попадет на небо, означает косвенное признание, что отправляющиеся в ад не могут быть нечестивыми, ибо Бог умер за всех нечестивых. Но, разумеется, в озеро огненное попадут нечестивые (Oткр. 21:8; 1 Кор. 6:9-10 и т.д.). Следовательно, кальвинист Сперджен явно заблуждается в вопросе об искуплении.

 

VIII.

Сперджен самонадеянно заявил, что за кальвинизм, называемый также некоторыми учением о благодати, он держится твердо: «Нет ни одной живой души, которая держалась бы тверже за учение о благодати, чем я...» (Ibid. P.176). Делать такие заявления крайне самонадеянно. Кроме того, если кальвинизм приравнивается к учению о благодати, но не соответствует Писанию, значит кальвинизм - лжеучение о благодати. Это особенно явствует из утверждений кальвинистов и других проповедников безусловного спасения о том, что Давид после совершения прелюбодеяния и убийства все время оставался спасенным. Иуда предостерегал против тех, кто благодать обращают в повод к распутству. Он призывал христиан подвизаться против такого извращения благодати: «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд. 3, 4).

 

IX.

Сперджен считал, что «проповедник ереси» Джон Уэсли мог стать апостолом, если бы их не хватало: «О характере и духовном состоянии Джона Уэсли, современного князя арминиан, говорят самые ужасные вещи. Хотя я ненавижу многие учения, которые он проповедует, к нему самому как к человеку испытываю почтение как к никакому другому уэслианцу, и если бы к двенадцати надо было добавить еще двух апостолов, думаю, что не нашлось бы более подходящих людей, чем Джордж Уитфилд и Джон Уэсли».

Как проповедник ереси может быть апостолом Господа? Иными словами, если арминианство - ересь, а Джон Уэсли был современным князем арминианства, как он мог занимать положение апостола? Не забывайте: апостол среди прочего проповедует учение, и учение должно быть здравым: «Ты же говори то, что сообразно со здравым учением» (Тит. 2:1). Сперджен в очередной раз продемонстрировал нерациональность мышления, представив Уэсли в качестве первого кандидата на роль «апостола».

 

Резюме

Сравнив «Защиту кальвинизма» Сперджена с Писанием, я нашел его личные взгляды и аргументы не только слабыми, но и явно противоречащими Писанию. Более того, он противоречит Жану Кальвину, хотя и заявляет о безусловной поддержке кальвинизма. Он также демонстрирует самонадеянность, а в случае с Уэсли - полную алогичность.

С учетом всего этого можно сделать вывод, что у Сперджена, как и у других кальвинистов, было смутное и туманное представление о Писании. Поэтому его никак нельзя назвать королем проповедников, как это безосновательно делают некоторые, хотя он и пользовался большой популярностью в свое время, и о нем часто благоприятно отзываются в наши дни.

Наконец, последнее и самое важное. Кальвинизм и учение о благодати Сперджена - это не библейское послание. Если бы он действительно знал Писание, он бы не написал «Защиту кальвинизма», это было бы просто невозможно. Более того, если бы Сперджен правильно понимал Писание, он был бы вынужден отречься от кальвинизма и открыто опровергнуть его, как это делали другие христиане.

В свете всего этого ни один осведомленный христианин, особенно придерживающийся арминианских взглядов, не должен ссылаться на работы этого твердого кальвиниста таким образом, чтобы показать, что он глубоко знал Писание. Это отнюдь не способствовало бы распространению здравого христианского учения, которому Сперджен откровенно противодействовал, отстаивая кальвинизм.

 

Сперджен - курильщик сигар

Тот факт, что он курил сигары, в наши дни скрывают, но в более ранних, написанных до 1940 года биографиях Сперджена, о нем упоминают.

Когда Сперджен жил на Найтингейллейн, один молодой человек из школы при церкви Скинии организовал загородную экскурсию. Экипаж с экскурсантами должен был заехать за ним по пути в Суррей. Было чудное раннее утро, путешественники находились в прекрасном расположении духа и, закурив трубки и сигары, предвкушали ничем не омрачаемое времяпровождение. Сперджен ждал их у дверей. Он поднялся на предназначенное для него сиденье, удивленно посмотрел вокруг и воскликнул: «Джентльмены, разве вам не стыдно курить так рано?».

Это произвело угнетающее впечатление. Трубки и сигары одна за другой погасли и исчезли из вида.

И тогда Сперджен достал портсигар и закурил сигару, с наслаждением затянулся. Присутствующие были потрясены. «Я думал, вы возражаете против курения, господин Сперджен», - осмелился сказать один из них.

«Нет, я не сказал, что возражаю. Я просто спросил, не стыдно ли вам. Как выяснилось, вам стыдно, раз все вы убрали свои трубки». Присутствовавшие рассмеялись, снова достали свои трубки, и поездка благополучно продолжилась - в клубах дыма. (William Williams. Charles Haddon Spurgeon: Personal Reminiscences - London: Religious Tract Society, n.d. P. 30-32).

 

Из книги «Вечное спасение на условии веры», изд. Titel Verlag, 2003

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки