П. Павлюк

ДУХ ВРЕМЕНИ

Шоу в церкви

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, Чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей

1Тим. 4:1-2

Диктат масскультуры

Со времен своего грехопадения человек живет во враждебном ему мире, оккупированном князем зла, который способен принимать даже «вид ангела света». Но сегодня, в эпоху постмодернизма – едва ли не самой коварной и хитроумной уловки лукавого последнего времени, – неискушенные искатели истины попадают в различные заблуждения и обольщения особенно часто.

Если говорить о мире в глобальном масштабе, то налицо размытие личностного начала, массовая стандартизация и глобализация общества. Сегодня коренным образом изменяется социумный тип, и на арену вышел новый феномен – человек-масса, или на сленге «хавающий пипл». Это не социальный класс или составной элемент какого-то класса. Это образ мышления, адепты которого составляют большинство (массы). Ему чужда какая-либо ответственность за те культурные или социальные институты, частью которых он является. Его главный критерий – собственная выгода (корысть). Он, по сути, – продукт технологий масскультуры...

Масскультура – это производство, включающее в себя имитацию искусства, философии, науки и псевдохристианства. Причем именно псевдохристианство окончательно уводит людские души от истины в погибель. Современный мировой поток богохульств и глумлений над добром прямым образом связан с псевдохристианскими учениями, поскольку имеют одного потребителя – численно преобладающего человека-массу.

Феномен масскультуры уже давно диктует свою волю западной цивилизации и, поскольку мы живем в сообщающемся мире и этот процесс глобален, в нашей стране мы уже явственно ощущаем его влияние.

Но цель данной статьи – показать опасность масскультуры для церкви, предупредить об опасности легкомысленного отношения к веяниям постмодерна, для которого стены церкви далеко не неуязвимы.

 

Тактика: умеренный драйв

Обольщение постмодерна настолько тонко и одевается в такие прекраснодушные формы, что большинство верующих из традиционных евангельских церквей не видят и не осознают опасности. А происходит все очень банально, как в известном опыте с лягушкой, которая, не замечая опасности, плавает в постепенно нагреваемой воде, пока выпрыгивать становится слишком поздно.

Даже для воцерковленных членов церквей отступление происходит очень незаметно. Постепенно нарастает сила звука, понемногу добавляются усиливающие драйв (наслаждение) все новые технические спецэффекты и т. д. Это христианизированный гедонизм.

Молодым людям, считающим себя «продвинутыми христианами, которые могут себе позволить немного чувственности», следует знать, что они заигрывают с обольщением и, добровольно обольщаясь, предоставляют ведущее место греховной плоти, незаметно становятся союзниками дьявола и орудием сил зла! В абсолютном большинстве случаев такие «глашатаи истины» вольно или не вольно несут его интерпретацию духовности.

Христианство, преподносимое в чувственной, игровой форме, теряет духовную основу, говорим ли мы о богослужении, евангелизме или личном духовном росте.

Если говорить о богослужении, то его «творческая реструктуризация» лишает его живительной духовной силы и переводит в разряд одной из чувственных религиозных практик, дешевых подделок, которых полон современный мир. Вследствие изменения богослужения происходит ревизия самого евангельского учения, которое подгоняется под определенные требования толерантности по отношению к падшему грешнику.

 

Другой и «путь и истина, и жизнь»

Как же происходит подмена? Путем привнесенного с Запада кондового (натурального) кальвинизма в сочетании с обожествлением человека. При этом объясняется, что смерть Иисуса Христа дает нам пример взаимной любви и сострадания. Достаточно осознать степень Его мучений, и нам откроется Божья любовь. Это должно побуждать нас менять свою жизнь и любить ближних. Постмодерн учит, что страдания Христа – являются Божьим способом проявления любви и примером высокой нравственности, затушевывая главное – искупительную жертву Божьего Сына. Но упразднение жертвы Христа – станового хребта христианского учения, – лишает это учение евангельской силы и по сути сводит его к язычеству.

Такой «Христос» не искупил наших грехов и не вменяет нам Своей праведности. Поэтому становится очень удобным в обращении, универсальным: не тревожит ничьей совести напоминанием о греховной природе человека, о необходимости очищения Его кровью и спасения в Нем от вечного наказания. Сама Его миссия – Спаситель мира – становится не истиной, а аллегорией. Изменяется само понятие греха – это уже не закономерное следствие греховной человеческой природы, а лишь отдельные неправильные поступки, которые можно исправить. Страдание за Христа – это лишь отстаивание моральных ценностей, а уже ценности – «дело вкуса», у каждого свои.

Характерно, что при увлечении современными стратегиями уделяется недостаточно внимания вопросам благочестия и личной святости, стремительно выхолащиваются абсолютные ценности и понятия – в то время, как все более действенным методом благовестия становится именно личный пример и личное свидетельство. А многие ли из нас смогут сказать грешнику, как Петр хромому: «Взгляни на нас!» (Деян. 3:4)? Мы иссушаем в себе источник живой воды, благодаря которому (и только ему!) люди приходили и приходят к Богу.

За последнее время очень изменились сами люди, их взгляды, система ценностей, жизненные приоритеты, мировоззрение. Некоторые христиане говорят о том, что все труднее найти ищущих правды Божьей не только среди молодых, но и среди давно уверовавших. Поэтому еще одной особенностью современности является миграция из одной церкви (конфессии) в другую.

В поисках «настоящей духовности» некоторые из моих близких знакомых, молодых во всех смыслах баптистов, перешли в канонические и нетрадиционные христианские конфессии. Не получив желаемого в евангельском баптизме, одни нашли себя в традиционном православии, а другие в неоевангельских церквах. Те и другие стали служителями в церквах, которые открыты для общения с разновекторными духовными мирами.

 

Теология или технология?

Наиболее удобной площадкой для новых христианских движений являются харизматические церкви, например, «Хиллсонг». Это – зародившееся в Австралии неохаризматическое движение по созданию церквей с помощью психологических и технических средств. Эти церкви подчеркивают важность работы Святого Духа в жизни каждого верующего, вселенской миссии, и многие лидеры говорят о важности «духовных даров», как-то молитвы на «языках» и «помазания Духом». Здесь также подразумевается параллельная пунктуация: достаточно получить определенный «дар», а дальше все пойдет как по маслу.

Не нужно напрягаться, изучая библейские тексты, и проходить через трудности личностного духовного роста. Достаточно принять несложное учение, выучить определенные слова и ключевые фразы. Остальное чудесным способом сделает Святой Дух. Вследствие такого учения членами церкви становятся нераскаявшиеся люди, которые вскоре разочарованными в Боге уходят в мир и нередко становятся противниками христианства. Если же остаются в церкви, то смешивают плотское христианство с практическим оккультизмом. В итоге получается ядовитая смесь, способная отравить даже внешне здоровых евангельских верующих, из любопытства посещающих подобные церкви. (Поэтому представляется, что основная проблема нашего христианства заключается не в новых церквах и традициях, а в людях, в лично каждом члене церкви.)

Вне всякого сомнения, и в этой церкви есть много того, способствует количественному росту общины. Вполне возможно, что еще не перейдена грань, за которой начинается отступление, но, во всяком случае, здесь очень близко подошли к ней. Парадокс состоит в том, что с умалением божественного, сверхъестественного статуса церкви вначале, как правило, происходит увеличение количества прихожан. Затем они быстро понимают, что, если и в церкви доминирует культура, то лучше воскресным утром просто выспаться. В результате происходит масштабная вредоносная ротация: люди приходят в такую церковь неверующими (духовно «холодными», т.е. с высокой потенциальной энергией), а покидают разочарованными маловерами («теплыми», инертными).

На служениях поют душевные песни о любви ко Христу. В них мало слов, музыки, но нагнетается слишком много чувств ради чувств. Фактически, это вид развлечения. Христос же ясно сказал : «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мр 8:34); в другом месте : «…Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10:38). Но весть о Кресте и сораспятии Христу (Рим. 6:6) сильно противоречит плотскому Евангелию благополучия. Здесь торжествует не Бог, а перстная плоть, не желающая следовать за Христом на крест. Создается идеальная возможность для комфортного времяпрепровождения, но из-за отсутствия воздействия Слова и Духа Святого у членов церкви нет радикальных сущностных изменений. За волю Бога выдается одетое в религиозные одежды позитивное мышление.

Чтобы идти в ногу со временем, в некоторых евангельских церквах стали подражать харизматическиму стилю богослужений. Звучит громкая и динамичная инструментальная музыка, применяются различные спецэффекты, психотехники, а в проповеди-видеоролики типа «Смешарики» и т.д. Все это нравится молодежи, хотя и не очень – людям старшего возраста, видно, что у руководства вышеупомянутых церквей нет верных ориентиров и различения, что хорошо и что плохо, отсутствуют критерии истинности.

Пытаясь понять формирующуюся теологическую направленность таких церквей, я посещал различные неоевангельские церкви Житомира, Киева и Одессы. И у меня возникли такие вопросы:

· Почему такое легковесное «христианство» привлекает молодежь из традиционных церквей? Молодые люди безмятежно включаются в чувственное «прославление», затем принимают «духовное крещение» и другие «помазания».

· Почему среди обольщенных есть люди с богословским образованием, полученным в семинариях баптистского братства?

· Неужели преткновение баптизмом происходит только из-за сдержанности в выражении восторженных чувств? И шире: неужели суть христианства сводится только к свободе выражения восторга, к драйвингу в  прославлении? Кому мы угождаем, выбирая формы и методы прославления: людям или Богу? Неужели поклонение в «духе и истине» сводится к чувственному экстазу? В чем собственно заключается воля Бога для христиан? Он призвал нас для благовестия, освящения – или к поискам новых форм прославления (Мф 28:19,20; 1Фес. 4:3)?

По моему мнению, как и в случае с антихристианским проектом так называемых «свидетелей Иеговы», идеологические корни современного «неоязыческого евангелизма» выращены в специальных лабораториях, принадлежащих последователям всеядной религиозности Нового века. Они берут начало в калифорнийском движении хиппи в 60-е годы прошлого столетия. Мистицизм хиппи в соединении с секуляризованным христианством направлен исключительно на чувства. Конечно же, не распятая, не сокрушенная плоть трансформируется в душевность, всеобщая тенденция времени: стремление не к жизни в духе, а к комфортной жизни по плоти. Но, любая попытка достичь Бога с помощью технических приемов является магизмом. Это противоречит традиционному христианскому представлению, в котором общение с Богом совершается через веру, основанную на библейских знаниях, а не на эмоциях.

Необходимо, чтобы современные верующие понимали мотивацию князя тьмы для эффективной молитвы и успешного противостояния ему (т.е. ведения духовной войны). Иначе сатанинские полчища будут активно действовать среди христиан, которые не осознают их присутствия или духовного воздействия, а наоборот, пользуются оккультной символикой, «из любопытства» читают гороскопы, обращаются к различным, основанным на восточных религиозно-философских практиках, нетрадиционным методам лечения души и тела. Они не могут разрушать молитвой дел тьмы, потому что не способны опознать их, хотя, по словам апостола Павла, они должны быть нам «небезызвестны». Поэтому в основном из-за невежества и эгоцентричного поклонения плоти происходит охлаждение в среде народа Божьего.

Такое христианство не представляет опасности для сатаны. Наоборот, он даже способствует тому, чтобы его потенциальные противники, будущие воины Христа, пополнили ряды танцующих, можно сказать эмоционально подпрыгивающих современных «попсовых» христиан. Подобное христианство, по бесовскому определению, не призвано «связывать и развязывать», решать вопросы духовного порядка. Оно, в принципе, готовится к принятию всеядного Христа-Майтрейи, общего избавителя для всех последователей Нового мирового порядка.

 

Современные лжеучители : образованные невежды

Особую опасность в христианстве всегда представляли образованные невежды. Не потрудившись познать Бога на Его условиях, они легко попадают в обольщение и выдают «на гора» чуждые христианству идеи. Например, они запросто подменяют записанное Божье слово личными откровениями, якобы полученными от Бога. Так древнее обольщение сатаны: к совершенству и духовности  без святости и усилий – совершило и продолжает совершать разрушительную работу среди христиан. Но, критически мыслящий разум понимает, что, нарушая Писание, мы попадаем в сферу воздействия иного духа и имеем дело с другим богом!

Ведь ориентирование человека на быстрое и часто искусственное достижение духовности без предварительного избавления его внутреннего человека от оков греха и плотской натуры приводит к духовным болезням.

В результате формируется современный тип христианства, в основе которого лежат смещенные понятия о духовности и характере христианина. Библейские принципы духовности с доминированием свободы духа и ограничением плоти постепенно заменяются мирским образом жизни со свободой плоти и ограничением (угашением и оскорблением) Духа. Угождая требованиям времени, либерализм и христианский гуманизм размыли критерии духовности, и в этом – одна из основных причин отступничества в Церкви.

Кроме того, с помощью современного перевода притчи, аллегории и другие тексты Нового Завета получают обновленную оригинальную трактовку. Как следствие, из этого вытекает неосознанное отрицание библейских принципов: благоговения перед святостью Бога и благочестия, неукоснительного исполнения Священного Писания под водительством Святого Духа. То есть незаметно происходит богоотступничество. Находящиеся в такой среде люди не понимают, что происходит не только изменение стиля и формы, но и сути Евангелия и что они уже поклоняются другому богу.

Проповедь в такой церкви не христоцентрична, но человекоцентрична. Легковесность такой проповеди очевидна. Сценки, спектакли, показы фильмов подменяют экспозиционную проповедь Писания. По моему мнению, обман пасторов заключается в том, что они утратили веру силу Святого Духа действующую через провозглашение Писания. Подражая маскультуре, некоторые церкви стремятся подтверждать свой успех растущим количеством прихожан используя для этого различные методики быстрого роста. В результате происходит подмена Божьих методов человеческими поделками и с помощью пиар технологий Писание преобразуется в продукт потребления.

Нельзя быть успешным христианином, не зная Библии и не применяя ее в повседневной жизни под водительством Духа Святого. В своем Слове Бог дал нам достаточно света, чтобы мы не блуждали во тьме.

В целом, в современном отступничестве нет ничего нового. Начиная с апостольских времен такие банальные вещи неоднократно происходили в истории христианства. Только сегодня война с христианством ведется на духовном, информационном и психологическом уровнях. Поэтому особенно актуальны слова пророка Осии: «Истреблен будет народ Мой из-за недостатка ведения» (Ос. 4:6). Вследствие элементарного невежества, недоверия к правдивой информации в Библии, многие искренние искатели истины попадают в различные заблуждения и обольщения.

Главным характерным признаком заблуждения является упразднение необходимости несения креста при следовании за Христом. Вообще, крест Христов для духов обольстителей является камнем преткновения и им определяется всякая тщательно замаскированная система обольщения. Все, упраздняющие крест Христов прямым или косвенным образом, нарушают дух Евангелия и являются жертвами заблуждения.

Только проповедь о кресте Иисуса Христа способна помочь нуждающимся и обремененным людям. Евангелие подобно зеркалу показывает человеку его настоящую сущность. Оно терпкое и приправлено горькими травами. Но не сокрушенная, не сораспятая Христу перстная плоть имитирует христианство и все тщится узнать ответ на вопрос сатаны: а правду ли сказал Бог?

В целом сегодня процесс секуляризации христианской Церкви происходит путем ее «гуманизации». Это приводит многие поместные церкви к постепенному заражению прагматизмом времени и бездуховностью. (Мф 24:38; Лк 17:27) и вызывает скорбь и томление духа у тех христиан, кто практически испытал истинную силу и власть Святого Духа.

Уступка доминирующей культуре – путь к поражению, что подтверждает пример с либеральными церквами. В угоду времени они постоянно изменяли форму богослужений и акцент благовестия. Подвергая ревизии Священное Писание, они сфокусировали внимание на значимости человека, а не Бога,  теряя при этом  евангельскую «соль» и обрекая себя на крах. И все современные евангельские церкви, принимающие постмодерн не критически, рискуют оказаться в таком же положении, ибо в двери времени уже стучится ультрамодерн.

Если масскультура, технологически воспитывая бездумного потребителя, снижает его уровень восприятия и мотивации в угоду производителям зачастую вовсе не нужного товара, то почему христианство должно идти у нее в поводу? Она постоянно повторяет молодым: «расслабься», «не напрягайся», «не парься», и мы, преподаватели христианского вуза, констатируем постоянно падающий интеллект выпускников средней школы.

Конечно, разговор о постмодернизме  (ультрамодернизме?) требует специальных знаний и подготовки. Но даже видимая невооруженным глазом вершина айсберга выглядит угрожающе…

 

«Духовная эротика» и другие последствия

Сегодня театрализация церкви и светские стили музыкально-певческого исполнения преподносятся как средство поднятия авторитета Церкви и усиления влияния на неверующих. Хотя теряют свои позиции, в первую очередь, сами верующие. Увлекаясь различными стилями, так называемого прославления с помощью театрализованных шоу и инструментальной музыки, поддавшись незрелым чувствам, они становятся зависимыми от них, и, наращивая музыкальные децибелы, экспериментируют со своими эмоциями. Таким образом, молодые христиане попадают в зависимость от явления, которое условно можно назвать «духовной эротикой», которая постепенно приводит к духовному блуду. Вследствие этого христианин ищет не Бога, а обязательного удовольствия от «молитвы», «прославления» и т.д.

В результате духовного упадка незаметно стираются грани между христианским духом и «духом мира сего», что приводит к возникновению в христианской среде различного рода обольщений. Некоторые молодые верующие курят, употребляют спиртное. Из-за потакания плоти не происходит преображение и обновление ума в подражание Христу, отсутствует благоговение перед величием Бога и Его святостью. Духовная пустота заполняется оккультными подделками типа «инкаунтера», общения с нефизическим «духом Христа» и другими заблуждениями.

В этом и состоит основная опасность слияния масскультуры и Церкви, которая имеет 2-тысячелетнюю культуру. Конечно, в контексте своего окружения церковная культура неизбежно подвергается изменениям, но это не должно происходить за счет качества и содержательной части христианской жизни. В цитате из послания к Тимофею, взятым эпиграфом к данной статье, речь идет о злых духах, а не о людях, которых эти духи используют в качестве своих орудий. Таким образом, определенные люди, представляя заблуждение, как святое и истинное откровение Бога, отстаивают учение злых духов-обольстителей.

Стремленение церковных лидеров удержать молодежь в церкви приводит ко множеству компромиссов, которые влекут к отклонению от серьезного отношения к Библии, молитвенной практики и совершенствования в святости и страхе Божьем… Лаодикийская («теплая») церковь довольствуется забавами, смехом, вечеринками, играми. Во главе угла там – падший человек, а не Бог.

 

Выводы

Цель усилий лукавого – духовное охлаждение христиан, чтобы голос Церковь умолк, и никто удерживал и не обличал зло. Поэтому очень важно активно пропагандировать в мире христианскую культуру и ее ценности. Лучшие художники, музыканты, писатели, поэты всех времен находили в Священном Писании источники вдохновения, философской мудрости, тысячелетиями существуют этические нормы и правила, записанные в Библии, справедливее и чище которых человеку создать не удалось.

Христианам необходимо повышать свой образовательный уровень, чтобы умело и доходчиво напоминать «лежащему во грехе миру» о необходимости покаяния и возвращения к Богу. Ведь центром Божьего действия являются призванные Им люди, которые наполнены Его Словом и Его Духом. Такие люди бесстрашно исполняют Божью волю, во всякое время и на всяком месте дерзновенно проповедуют Благую весть (Деян. 4:31). Ведь нам вверено проповедовать то, что сказал Бог, а не то, что хотят услышать люди. Лучше быть разделенными истиной, чем иметь фальшивое единство в заблуждении. Пусть нас ненавидят за истину, а не любят за ересь. Быть отвергнутым с Богом лучше, чем плясать с заблуждающейся толпой.

Просветительская деятельность нужна также и в христианской среде. Когда вместо стремления к духовности ограничиваются нравственностью, происходит смещение понятий. Тогда из божественного учреждения церковь превращается в клуб по интересам или молодежную тусовку.

Верно освещая разные общественно значимые события, информируя общество о жизни и социальном служении церкви, непосредственно участвуя в формировании общественного мнения, мы сможем более эффективно выполнять Великое Поручение Господа нашего Иисуса Христа (Мф 28:19-20).

Нам известно, что силами князя тьмы человечество подсознательно готовится к добровольному принятию оккультной и политизированной религии «человека греха» или антихриста – «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9). Поэтому нам нужно бодрствовать и духовно трезвиться, чтобы не дать врагу места в церкви или в своем сердце, чтобы мы могли сказать, подобно Иисусу Христу: «…Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин 14:30).

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки