И. Колгарев

БУДЬТЕ ЕДИНОМЫСЛЕННЫ, БРАТЬЯ БАПТИСТЫ!

«Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Ам. 3:3).

 

 

Для успешной христианской миссии очень важно иметь согласие христиан между собой. Сильна только та церковь, где ее члены согласны друг с другом по максимально большему количеству вопросов. Об этом писали апостолы Петр и Павел: «...будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Пет. 3:8). «...братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13:11).

В христианстве существует множество конфессий, объединяющих церкви, которые имеют единое или очень похожее вероучение. Это действительно здорово, когда можно приехать в любой город, где есть церковь вашей конфессии, и там найти братьев и сестер, верующих в точности так же, как веруете вы. Единство в учении очень сильно сплачивает церковь, ее свидетельство окружающим усиливается. Гость может прийти в такую церковь и на один и тот же вопрос услышит похожий или одинаковый ответ от всех ее членов. Воистину, в такой церкви следуют совету апостола: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Фил. 2:2).

 

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Евангельские христиане-баптисты также имеют в целом единое вероучение, которое, пройдя некоторый срок формирования, к нашему времени устоялось и вполне определилось. Хотя в текстовом виде вероучение существует у многих церквей и объединений свое, редко кто не понимает, во что в целом веруют евангельские христиане-баптисты. Определенная сумма вероучения хранится в исторической памяти верующих, запечатлена в многочисленных статьях и проповедях, воистину является нашим духовным преданием (в хорошем смысле слова). Вероучение позволяет нам сохранять свою идентичность, осознавать себя именно евангельскими христианами-баптистами, причастными к нашим предшественникам по вере, и продолжателями их дела и жизни.

К сожалению, общение с окружающим нас религиозным миром не всегда проходит для церквей ЕХБ бесследно. Влияния неизбежны, и, кроме отрицательных, есть, конечно, положительные примеры, которые верующие могут брать, адаптировав их к нашим духовным реалиям. Однако отрицательные влияния порою принимают настолько огромные размеры, что угрожают баптистам не только потерей конфессиональной идентичности, но и полным превращением в нечто совсем другое, чужое Евангелию.

Защитные механизмы, которые есть в любом общественном организме, а тем более таком, как Церковь Христова, пусть и слабо, но все-таки срабатывают и призывают ревностных ее сторонников вставать на защиту учения и традиций своих церквей. Призывы быть терпимыми к другим богословским мнениям и поведенческим моделям, которые всё чаще раздаются в последнее время, не могут не пугать всех, кто осознает истинность нашей веры и нашей традиции. Казалось бы, логично и правильно иметь в своей конфессии общее понимание Писания и ему следовать, отвергая атаки других толкований, чем всегда и занималась любая церковь, имея раздел богословия под названием «апологетика». Однако пример увлечения светского мира уважением разных мнений и взглядов стал заразителен и для христиан. И вот появляются защитники богословского плюрализма, разномыслия и ересей.

Это на самом деле очень серьезная проблема для современных церквей ЕХБ. Внутри них начинают действовать одновременно несколько различных, и часто взаимоисключающих, богословских школ, не все из которых находятся в рамках системы вероучения ЕХБ. Это размывает нашу веру и запутывает верующих, многие из которых не в силах самостоятельно изучить все особенности предлагаемых школ.

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ОБЪЕДИНЕНИЯ

В недавнем прошлом верующим ЕХБ приходилось пытаться ужиться с верующими другой традиции - пятидесятниками, которых присоединили к ВСЕХБ под напором властей СССР. Несмотря на подписанные соглашения, декларации о взаимоуважении взглядов друг друга, в реальной практической жизни приходилось определяться, как относиться к пропаганде в церкви ЕХБ чуждого учения об «иных языках» и «крещении Духом Святым со знамениями». Были определенные запреты пятидесятникам на публичное выражение их особенностей. Тем не менее они практиковали свои действа вне общих собраний, на своих собственных, домашних сходках, а также не забывали агитировать и верующих ЕХБ «испытать крещение Духом», прирастая численно за счет переманивания в свои ряды верующих до того иначе. Если пришедшим извне представителям иных вероучений обычно давали отпор, то когда члены одной церкви переагитировали друг друга, это было выявить и пресечь сложно.

Внешне же провозглашались лозунги о «единстве», которое «преодолевает незначительные расхождения», но на самом деле под собой они не имели никакого реального содержания. При наступлении свободы совести и возможности свободно открывать церкви любого исповедания, пятидесятники сразу же вышли из ВСЕХБ и организовали свой собственный союз. От этого разделения выиграли все: баптисты наконец-то вздохнули, что не надо больше бороться с «нездоровыми проявлениями», а пятидесятники, что они теперь могут свободно и по своей совести поклоняться Богу.

Это объединение разных групп верующих было вызвано насилием властей, в то время как догматически позиции этих групп не могли быть никогда примирены. Они изначально разные. Пятидесятничество появилось в России и начало свою деятельность со вторжения ее проповедников в церкви баптистов и евангельских христиан, которых убеждали в их «некрещенности». Из вышедших за новыми учителями бывших баптистов и формировались церкви христиан веры евангельской, как они стали себя называть. Братья и в баптистском, и в евангельских союзах много разъясняли верующим своих церквей вред и заблуждения этого учения. И когда уже было выработано апологетическое противоядие, грянули репрессии против религии, а затем и вынужденное объединение. Истинные верующие ЕХБ всё время пребывания вместе с пятидесятниками скорбели о таком сосуществовании в одной с ними церкви, без возможности обличить и исправить ситуацию.

Этот пример прошлого дает нам урок о том, как искусственное объединение двух различных богословских систем может быть пагубным и приносить огорчение всем: и одной, и другой стороне. Церковь должна иметь единое учение как по основным и важным вопросам, так и по другим тоже. Вопрос понимания Духа Святого и крещения Им - один из важных в богословии, поэтому речь тут могла идти о существовании действительно разных конфессий, которые друг с другом несовместимы.

 

ОПАСНОСТЬ КАЛЬВИНИЗМА

Такая же ситуация стала складываться и со сторонниками кальвинистского богословия в церквях ЕХБ начиная с начала 1990-х годов. Историческим богословием для верующих ЕХБ было арминианское понимание вопроса спасения. Оно подразумевало веру в то, что Бог призывает всех людей покаяться, Христос умер за грехи всех людей, человек имеет выбор - уверовать или нет, а даруемое по вере спасение сохраняется для человека при условии его веры во Христа, а при ее утрате, возможна потеря самого спасения.

Во всем мире существуют параллельно церкви частных (кальвинистских) и общих (арминианских) баптистов. Это разные конфессии, хотя и имеющие одинаковыми название, образ крещение, 7 принципов веры и другие понятия. Несомненно, происходили переходы церквей баптистов из одной категории в другую, как и попытки сосуществования в одних и тех же поместных церквях верующих с разными учениями. История мирового баптизма знает примеры таких сосуществований, когда либеральные баптистские церкви мирились с разными лжеучениями в своей среде, призывали к «терпимости», «уважении разных мнений». Доходило до того, что члены баптистских церквей, например в США, Англии, могли отрицать практически все важные доктрины христианства, и никто их так и не исключал из церкви.

Прошлое может научить нас тому, что такое положение дел ненормально и ведет церкви к деградации и отступлению. Церковь, как и любой человек, имеет право на свое понимание Писания и христианства, и имеет право исповедовать Христа так, как считает правильным. Но она также имеет право защищать себя от разрушающих ее устои и единство лжеучений, ересей и иных мнений. Это также входит в понятие свободы совести. Церковь имеет право быть свободной от того, что она считает ересью и заблуждением.

С началом перестройки проповедники кальвинизма стали проникать в церкви ЕХБ, распространять свою литературу, открывать свои семинарии, учебные заведения, проводить курсы, на которых обучали своим, кальвинистским доктринам. Они стали учить, что Бог избирает для спасения лишь некоторых, Христос умер только за узкую группу, человек не имеет свободы воли, а спасение потерять невозможно. Многие верующие церквей ЕХБ обрадовались падению «железного занавеса» и ринулись учиться и общаться с верующими Запада и Востока (например, Южной Кореи), плохо представляя себе разницу в доктринах между кальвинизмом и арминианством.

В результате, за небольшой срок, проповедникам идей Кальвина удалось вырастить и воспитать в своем духе значительное количество адептов, которые понесли это учение дальше по церквям ЕХБ, на местах вступая в противоречие с традиционным для ЕХБ арминианским богословием. Пользуясь обилием кальвинистской литературы, трактующей учение о спасении в своем ракурсе, и практически полным отсутствием у верующих альтернативной литературы, они стали переманивать в свои сторонники всё больше и больше баптистов. Особенно это коснулось молодых братьев, которые стали учиться богословию сразу у этих учителей, и не знали других точек зрения.

В настоящее время кальвинисты организовали внутри Братства ЕХБ по всему миру свои собственные общины, кружки, группы, семинарии, сайты, издательства, наладили связи с зарубежными единомышленниками, постоянно проводят семинары, конференции, обмен опытом, в том числе и по тактике обращения верующих ЕХБ в свою веру.

Тактика сторонников кальвинизма незамысловата. Поскольку большинство церквей ЕХБ всё еще придерживаются здравого арминианского богословия, кальвинисты действуют небольшими силами и осторожно. В поместную церковь внедряется или в ней же вербуется (скажем, используя военный язык) один-два кальвиниста. Они на месте занимаются тихой агитацией, постоянными попытками проповедования своего лжеучения. Не встречая сопротивления, они нагружают церкви соответствующей литературой, занимаются проповедью, дарением дисков и кассет с записями проповедей известных кальвинистов. В общении эти пропагандисты вежливы и учтивы, они стараются избегать прямых доктринальных дискуссий, а при обличении много говорят о важности терпимости, любви и принятии друг друга с различными особенностями. Но в результате в поместной церкви образуется группа сторонников этого учения. Учителя кальвинизма получают уже поддержку, и их становится всё сложнее переубедить или нейтрализовать. Через какое-то время кальвинизм или становится основной доктриной этой церкви, или происходит раскол церкви.

Разделения по этому признаку уже имеют место, и в них чаще всего кальвинисты обвиняют арминиан. Мол, если бы арминиане не возмущались, а давали слово всем, не претендовали на «истину в последней инстанции», то в церкви был бы мир и покой. Но такие же аргументы могли бы говорить любые лжеучителя, любого учения и ереси. Причем сами же кальвинисты, когда они в силе и большинстве, относятся к традиционному учению ЕХБ очень враждебно и пренебрежительно. Они обманывают людей, говоря, что арминиане якобы учат спасению по делам, что некальвинисты унижают величие Бога и т.д. В учебной литературе, раздаваемой учащимся кальвинистских семинарий, написано открытым текстом, что арминианство - это ересь. То же пишут и авторы кальвинистских книг, которые распространяются по церквям и свободно лежат в церковных библиотеках. В результате читающие эти книги нетвёрдые верующие могут принять иную точку зрения на спасение и начать переубеждать своих братьев и сестер.

Есть примеры предложения зарубежными кальвинистами пресвитерам церквей ЕХБ принять кальвинизм за соответствующее вознаграждение и дальнейшее попечение. Также есть примеры увольнения с работы из христианских миссий тех верующих, которые отказались распространять или проповедовать идеи кальвинизма.

Сам кальвинизм имеет несколько масок и степеней. Некоторые учителя придерживаются лишь некоторых пунктов этого учения, или маскируют свои взгляды, чем вводят в смущение слушателей. Они убеждают, что на кальвинизм кто-то наклеветал, а он на самом деле учит другому, и предлагают свою версию кальвинизма. Однако сейчас вполне доступно для каждого имеется кальвинистская литература, имеются символы веры кальвинистов, можно этот вопрос изучить всем желающим, и понять, к чему на самом деле зовут кальвинисты.

Кальвинизм является умозрительной рационалистической философской системой, утверждающей, что виновником зла в мире является Сам Бог. Именно Бог, по их мнению, управляет людьми, произвольно одних делая верующими, а других отправляя в ад. В кальвинизме Иисус Христос совсем другой. Он не любящий всех людей Пастырь, добровольно умирающий за грехи всех людей. Он расчетливо умирает лишь за избранных, остальным предоставляя ад. Бог непредсказуем, непонятен, а на все вопросы следует фраза о «тайне», за которую прячут всё, что не стыкуется у кальвинистов с логикой и соответствием Писанию.

Кальвинизм был в истоках установления жестокой диктатуры в Женеве в 16 веке, где казнили несогласных, а жителям расписывали все нюансы жизни, даже бытовые мелочи. То же было и в Нидерландах, когда против своих богословских противников, арминиан, правящая тогда кальвинистская реформатская церковь созвала предвзятый Дортский собор, где осудила арминиан как еретиков, после чего арминиане были репрессированы и гонимы государством.

Кальвинизм оказал негативное влияние и на те страны, где он был государственной и популярной религией. При кальвинизме в ЮАР был установлен режим расового апартеида, а в южный штатах США рабовладение и сегрегация. На счету кальвинизма либеральная жизнь верующих многих стран, когда они живут мирской греховной жизнью, но уверены, что они избранны и «никогда не потеряют спасение».

Либо жесткая диктатура, либо распущенный либерализм, - вот плоды, логично выводимые из предпосылок учения Кальвина. «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству...» (Иуд. 1:4). С одной стороны кальвинист думает, что он избран, ведь он уверовал, а с другой - он знает, что Бог суверенен и может не избрать его, а примеры отпадения бывший верующих тому доказательства. Проповедь грешникам превращается в кальвинизме в пустую формальность: по их учению кого Бог предопределил, тех только Он Сам и насильно обратит. Кто не обращается ко Христу, тот не избран и нет смысла убеждать неверующих принять Христа.

Совершенно другое мы видим в Писании. Христианское Евангелие направлено ко всем людям мира, чтобы каждый мог откликнуться и принять Христа в свое сердце. «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30). За каждого умер Христос (2 Кор. 5:15) и каждого Бог любит и ждет. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11:28). И эту весть должны донести до людей христиане, потому так важно проповедовать, и для этого, собственно, и существует на земле Церковь. «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар. 16:15, 16).

 

ВАЖНОСТЬ БОГОСЛОВСКОЙ ПОЗИЦИИ

Многие наши братья и сестры, к сожалению, не понимают эти важные богословские вопросы, хотя они и не так сложны, как кажутся. Нередко можно услышать, что нужно не следовать учению Арминия или Кальвина, а «просто идти за Христом», и что проповедь арминианской или кальвинистской доктрины как-то «оскорбляет благодать Божию», отвлекает на «учение человеческое». Некоторые настолько не разбираются в богословии, что считают, что в Библии «есть обе точки зрения», что «простым смертным в этом не разобраться» и т.д. Этим пользуются проповедники учения Кальвина, и продолжают безнаказанно распространять в наших церквях свое учение. И со временем получается, что неожиданно «простые смертные» считают истинным только кальвинистское понимание Библии, «просто идти за Христом» - это фактически верить в учение Кальвина.

Богословские школы - аринианство и кальвинизм - не являются альтернативной или заменой собственно христианству. Этими названиями условно, для удобства, обозначаются два взгляда на доктрину спасения и характер Бога. Даже если человек будет не знать богословских названий, он всё равно будет фактически исповедовать ту или иную богословскую систему. Каждого верующего можно, строго говоря, классифицировать и определить по его взглядам. В самом этом нет ничего плохого. Людям свойственно любому явлению давать название. Плохо то, что отвергая названия и не понимая сути расхождений этих богословских систем, многие попадаются или в сети равнодушия, или заблуждения.

Нельзя быть в одной церкви, делать общее дело, проповедовать Христа, по-разному веруя и объясняя интересующимся важные библейские истины. От этого свидетельство Церкви ослабевает, верующие тратят силы на постоянные дебаты внутри поместной церкви и Братства ЕХБ. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8, 9).

Предложение молчать об этих различиях и не поднимать богословские взгляды неизбежно приведут к тому же напряжению и ощущению несвободы, какое испытывали верующие баптисты и пятидесятники, насильно объединенные в одну церковь. Верующий человек должен иметь свободу веровать так, как он верует, и проповедовать эту веру среди своих единомышленников. Если же заставлять верующих обеих сторон «обходить острые углы» ради призрачной идеи единства ради самого единства, это не принесет благословения Божьего и радости самим верующим. Единство без Истины - ничто.

 

НАШЕ ЕДИНСТВО

Перед нами реальная опасность и реальная угроза. Кальвинизм. Слава Богу, что об этом поднимают свои голоса всё больше верующих, в том числе и служителей, и богословов в церквях ЕХБ. Уже существуют отделы катехизации ЕХБ, создан богословский сайт евангельских арминиан, выпускаются альманахи, публикуются в интернете статьи. Но без поддержки церквей и верующих по всем местам этого недостаточно. На стороне противника пока явный материальный перевес и негнушание средствами. Сможем ли мы противопоставить этому наше единство, единомыслие и верность Священному Писанию, - это зависит от всех нас.

«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения» (Фил. 1:27, 28).

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки