ЭТИКА ХРИСТИАНИНА

 

Глава 4

ХРИСТИАНИН И ПРИРОДА

 

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету» — это совет маленького принца из повести-притчи французского писателя Антуана Экзюпери. Вот как по-детски ясно и просто обозначена суть одной из самых глобальных проблем, возникших на исходе двадцатого столетия и требующих всемирного единения людей.

Всемогущий Творец поместил человека на планете, идеально приспособленной для жизни, с кислородом в атмосфере и разнообразными богатствами недр, с красивыми ландшафтами и уникальными организмами, населяющими землю. Насколько обеднела бы наша жизнь, если бы мы увидели землю, начисто лишенную лесов, трав, цветов, без единой птицы, без единого звука. В повседневной сутолоке мы не всегда замечаем, какой прекрасный мир подарил нам Господь, скользим равнодушным взглядом и воспринимаем его как должное, забывая о том, что Сам Бог заповедал возделывать и хранить окружающую природу (Быт.2:15).

О поведении и месте человека в природе писали и говорили многие ученые мужи разных эпох. Трактат А.Н. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии» содержит яркие живописные строки об особом положении венца творения: «Исшел на свет совершеннейший из тварей, венец сложений вещественных, царь земли, но единоутробный сродственник, брат всему живущему...»

Глубокие мысли мы находим и в работе известного естествоиспытателя Вернадского В.И. «Научная мысль как планетное явление»: «Человек впервые реально понял, что он — житель планеты и может, должен мыслить и действовать в новом аспекте: не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте...» Человека и общество людей Вернадский называл могучим геологическим фактором, который может воздействовать на природу по-разному, в лучшую или худшую сторону. Нетрудно заметить, что разрушение природы оборачивается для общества не только экономическим, но и нравственным ущербом. То, что мы делаем для природы, то делаем для себя и для будущих поколений.

«Владение землей не право только или привилегия, а тяжелая обязанность, грозящая ответственностью перед судом потомства», — предупреждал К.А. Тимирязев. По данным ООН, в мире за один год около 50 тысяч кв. км земли превращаются в пустыни. Такие разрушительные сдвиги вызывают тревогу у всего населения земного шара. В семидесятые годы нашего века был создан Международный союз охраны природы, тридцать четыре миллиона членов насчитывает Всероссийское общество охраны природы.

Перед человечеством встала неотложная задача по осуществлению срочных мер, направленных на предотвращение кризиса природной среды. Какова же позиция христиан в отношении к мировому движению за сохранение природных богатств и разумное использование даров Божьих в природе? Без всякого сомнения можно сказать, что христиане должны быть самыми активными друзьями природы. Ведь для христианина природа — это величественное творение Божие, отблеск божественной любви и благости.

1. ХРАМ БОГА ЖИВОГО

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество... чрез рассматривание творений видимы. Рим.1:20

Священное Писание учит человека угадывать за явлениями природы лицо Господа. Бог невидимый и непостижимый открывает Себя человеку в делах Своих. Для какой цели Бог сотворил внешний мир? Бесконечная мудрость и благость Творца создала его для блаженства тварей и ради славы Божией.

Почему человек сотворен после всех бессловесных тварей? Интересно и образно говорит об этом древний служитель христианской церкви Иоанн Златоуст: «Все прочие земные твари сотворены на службу человеку, он вводится в мир, как владыка в дом, как священник в храм, совершенно устроенный и украшенный» (Златоуст. Записки на книге Бытие. М.,1855. С. 322).

Какими восторженными и чуткими художниками были ветхозаветные псалмопевцы! Великий духовный поэт Израиля царь Давид, наблюдая разумную стройность вселенной, торжественно провозглашает: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2).

Псалмопевцам близок и понятен мир Божий, им даже доступен язык, на котором говорят «огонь и град, снег и туман, бурный ветер... горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (Пс.148:8-10).

Точно нарисованный образ природы, высокая поэзия сверкает в книге псалмов. Молящиеся праведники видят, как радуется солнце, восходящее, подобно жениху из брачного чертога, чтобы пробежать поприще наступающего дня (Пс.18:6), слышат, как реки возвышают... голос свой (Пс.92:3). С какой детской непосредственностью употребляют они поэтичные сравнения: «Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою,

Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?» (Пс.113:5-6). Как видно, для псалмопевцев окружающий мир не безжизненная материя, но живой одухотворенный организм, послушный Богу-Творцу. Святые люди, намереваясь благодарить Бога, призывали к совместному славословию всех тварей, высших и низших (Ис 49:13; Пс.148).

Богослов Г. Павский, истолковывая книгу Псалмов, говорит о рождении всеохватывающей хвалебной песни: «Человек, если хочет принести Господу жертву хвалы, должен только соединить глас свой с гласом присно поющей и величающей Господа Своего твари, должен только чистым сердцем принять ее вещание и вместе с нею прославить Присносущего на своем языке. Тогда рождается хвалебная песнь».

Культура одушевляющего человечного отношения к природе росла на базе христианского осмысления элементов мироздания. Средневековый поэт-проповедник Франциск Ассизский с умиленным вниманием относится к повседневным явлениям природы, к цветам и камням, огню и воде, облакам и птицам. В его знаменитой «Песни благодарения» материальные предметы оживают и насыщаются духовными образами:

Хвала Тебе, Боже, за воду — сестру нам,
За реки, ручьи и моря, —
Чисты и смиренны,
Они драгоценны,
Нам жизни теченье даря.

Большой художник слова И.А. Бунин написал стихотворение «Вечерняя молитва», где также очень тонко схвачено благоговение природы перед Творцом, молитвенная перекличка деревьев:

...И кончают грустною мольбою
Пихты, погруженные во мглу:
Сестры! Братья! Радуйтесь покою
И творите Господу хвалу!

Христианин, основываясь на Священном Писании, воспринимает природу как божественное пособие для наглядного обучения духовным истинам. «Взгляните на птиц небесных... посмотрите на полевые лилии, ...взгляните на нивы», — приглашает Иисус Христос (Мф.6:26,28; Ин.4:35). Жизнь и служение Спасителя нашего неотделимы от жизни природы. Детские годы Его прошли в городе Назарете, расположенном в окружении живописных долин, горных склонов и виноградников. Христос часто проповедовал на лоне природы. Мы видим Его на берегу Геннисаретского озера (Лк.5:1), путешествующим по дорогам Палестины из города в город, от одного селения к другому (Мк.1:38). Часто наблюдаем мы Христа в лодке одного и с учениками, плывущими по Галилейскому морю (Мк.4:35).

Христос любил молиться Отцу Небесному в уединении на горе Елеонской (Лк.6:12) и других пустынных местах вдали от человеческого жилья (Мк.1:35).

Учение о Царстве Божием Христос излагал в виде притч, большинство которых представляют собой картины, взятые из жизни природы (Мк.4:28; Ин.15:1-6). Слово Божие не противопоставляет человека и вселенную. Например, в Ветхом Завете образ премудрости Божией, устрояющей видимый мир, сопоставляется с образом обжитого упорядоченного, дома и сама премудрость напоминает благоразумную хозяйку в доме:

«Премудрость построила себе дом» (Пр.9:1) и: «Мудрая жена устроит дом свой» (Пр.14:1). Человек и мироздание, бытие и быт едины. Стройная вселенная от Бога. И мирная домашняя жизнь тоже от Бога.

Множество христианских проповедников использовали картины природы для истолкования мест Священного Писания в назидательных беседах и проповедях. Комментарии Василия Кесарийского на Шесто-днев, повествующие о шести днях творения, — образец духовного назидания через созерцание жизни природы.

«У меня одна цель, — писал он, — все обращать в назидание церкви. Да укротятся страсти невоздержанных, обуздываемые примерами, взятыми и с суши, и с моря!»

Известный проповедник девятнадцатого столетия Чарльз Сперджен мудро советует служителям церкви творчески относиться ко всему, что попадает в поле зрения: «Весь мир наполнен темами проповедей, старайтесь только уловить их. Скульптор во всяком куске мрамора видит кроющееся в нем дивное изваяние. Прислушивайтесь на земле к голосу неба. Служитель Бога, всегда оставайся проповедником, собирающим материал для кафедры во всех уголках природы...»

Евангельский богослов А.В. Карев призывал верующих быть друзьями природы, он называл ее второй Библией, учительницей христианина:

«Будем ценить природу, эту провозвестницу великих истин Божиих! Будем считать ее великим сокровищем в нашей жизни! Научимся извлекать из нее уроки для нашей бессмертной души!»

2. ХРИСТИАНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ

Идите... и проповедуйте Евангелие всей твари... Мк.16:15

Как-то один христианин радостно засвидетельствовал: «Когда я уверовал в Бога и полюбил Его, то об этом даже узнала моя скотина!» Не только бессловесным животным понятен язык любви, его могут воспринимать и растения.

Писатель Владимир Солоухин в очерке «Трава» приводит рассказ ученого об интересном эксперименте, проделанном с цветами: «Одного человека мы заставили мучить и истязать куст герани. Он обрывал листья, колол иглой, капал кислоту, подносил зажженную спичку, подрезал корешки... Другой человек бережно ухаживал за тем же кустом герани, поливал, рыхлил землю, лечил ожоги и раны. Мы подносили к растению электрические приборы, которые фиксировали бы на бумаге импульсы растений. Как только приближался первый человек, стрелка прибора начинала лихорадочно прыгать. Растение пребывало в ужасе, оно негодовало. Но стоило ему уйти и на его место прийти доброму человеку, как кустик герани умиротворялся, стрелка прибора чертила плавные и, можно сказать, ласковые линии!»

Знакомясь при чтении Священного Писания с библейской ботаникой и зоологией, полезно обратить внимание и на библейскую экологию. Слово это хорошо знакомо современному человеку, хотя впервые было предложено немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 году. Образовано оно от греческого «ойкос» — дом или жилище. В настоящее время экология — это наука, которая исследует взаимоотношения между человеком и окружающей его природной средой. В книгах Священного Писания мы находим сведения явно экологического характера. Бог, поставляя человека господином над низшими тварями, никогда не поощряет безрассудного вмешательства и господства над природой. Слово Божье требует от человека гуманного отношения к животным, птицам и растениям.

Объявляя народу повеления, данные Богом, пророк Моисей говорит:

«Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним» (Исх.23:5). «Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми» (Втор.22:6). «Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город... то не порти дерев его... и не опустошай окрестностей» (Втор.20:19).

Господь проявляет заботу и попечение не только о людях, но и о бессловесных тварях. У Бога не забыта ни одна малая птица (Лк.12:6). Отменяя бедствие в столице Ассирии Ниневии, Бог сжалился и над скотом (Иона 4:11). Псалмопевец Давид отмечает, что людей и животных хранит милостивый Господь (Пс.35:7).

Священная история свидетельствует и о том, что иногда животные становились исполнителями Божией воли и помогали человеку.

Ослица Валаама обрела способность видеть Ангела Божия, останавливающего пророка, и заговорила человеческим голосом (Чис.22:22-35).

Во время нахождения пророка Илии у потока Хораф вороны приносили ему мясо (3Цар.17:6). Пророк Иона не погиб в морской пучине благодаря тому, что Бог повелел киту проглотить его, а потом извергнуть целым и невредимым (Иона 2).

Нам известно, что после потопа Бог заключил завет не только с людьми, но и с животными и птицами. Радуга в облаке, как знамение Божие, также напоминает об этом (Быт.9:9,12,16).

Святые божественные мужи, облеченные силой свыше, находились в особом отношении к творению Божию и приводили в умиротворение даже кровожадных зверей. Пророк Даниил, брошенный в львиный ров по приказу царя Дария, не потерпел вреда от хищников (Дан.6:16-24). Змея, повисшая на руке ап. Павла, не выпустила смертельного жала (Деян.28:1-6).

Несмотря на обилие примеров и сравнений, взятых из жизни природы, Библия — это не специальная наука о природе. Библия – книга Божьих откровений. Поэтому она, показывая взаимоотношения человека и природы. Бога и тварей, как бы предвосхищает время экологических потрясений и требует доброго сосуществования с природой, развития чувства ответственности за окружающий естественный мир.

Современный человек, а христианин в особенности, должен быть знаком хотя бы с элементарными сведениями из области экологии. Ученые-экологи провели широкие исследования и вывели такие цифры, которые поневоле настораживают всякого человека, неравнодушного к природе.

За последние 373 года с лица земли исчезло 63 вида млекопитающих: за XVII век — три, за XVIII — восемь, за XIX — восемнадцать и за истекшие годы XX века — тридцать четыре. Птиц за этот период истреблено 94 вида. Сейчас каждый день на земле исчезает один вид животных, а каждую неделю — один вид растений. Видовое разнообразие животных стремительно тает.

«Идите... и проповедуйте Евангелие всей твари!» — так повелел Господь Иисус Христос ученикам Своим (Мк.16:15). Что такое тварь? Тварь — это все творение Божие от малого червяка до человека. Приходя в мир, человек получает даром великие дары Бога: землю и воды, богатства недр, реки, горы, леса, цветы, плоды, многообразие животного мира.

Мы не всегда помним, что Спаситель мира, Иисус Христос, пришел не к одной только разумной твари, к людям, но и к неразумной, одинаково с нами стенающей и ищущей избавления (Рим.8:22). Отправляя учеников на проповедь, Христос не сказал им: «Идите и проповедуйте Евангелие людям», — но сказал: «Идите... и проповедуйте всей твари» (Мк.16:15). «И был со зверями», — читаем мы о Христе (Мк.1:13). Вот это «был со зверями» и «Евангелие всей твари» забыто многими христианами. Размышляя о взаимоотношении христианина с природой, нельзя опять не вспомнить христианского подвижника средних веков Франциска Ассизского. Деятели культуры неслучайно называют его святым покровителем экологов. Искренне желая подражать Христу, он в самом буквальном смысле понес Евангелие всей твари и был со зверями. Исповедание Франциска есть исповедание Христа в природе. В величественном создании духовного гения, «Гимне брату Солнцу» восхваляя солнце, землю, воду, принимая весь мир в хвалениях, он тем самым прославляет Творца. Сразу скажем, что любовь Франциска к природе не была отвлеченным пантеизмом, то есть религией твари, признанием Бога как некой безличной, отвлеченной силы, растворенной во всем. Бог для него, как и для всякого христианина, — Личность, любящая и близкая. Он любил природу ради Христа. Сердечная любовь ко всему охватывает и воспламеняет все существо Франциска, он в каждом творении видел и познавал благость Божию. Его любовь и сострадание простиралось на всю тварь, на гадов, на птиц, животных. В природе и ее тварях Франциск чувствовал дорогой ему образ евангельской бедноты, совершенного предания себя в руки Божий, бесконечного смирения. «У всей природы нет двух одежд, нет ничего, к чему бы шло название мое. Она вся наша, как и Христос», — говорил он. Загораясь стремлением исполнить призыв Христа, он проповедует птицам, отпускает на волю пойманную рыбу, попавшего в сети зайчонка. Даже червей собирал с дороги и относил в безопасное место. Когда он видел множество цветов, он начинал проповедовать им и приглашал к восхвалению Господа. С самым искренним простодушием и в духе древних псалмопевцев он призывал любить и почитать Бога нивы и виноградники, камни и леса, красу полей, зелень и воды ручьев, землю и огонь, воздух и ветер (Пс.148). Брату, рубившему деревья на дрова, он не позволял срубать дерево целиком, чтобы оно могло снова ожить, из любви к Тому, Кто спас нас на древе крестном. Своим необычайно человечным отношением к природе Франциск прославил Бога, сотворившего небо и землю. Кому-то из наших современников добрые чувства Франциска, исповедуемые им идеалы братства всего живого на земле могут показаться излишне сентиментальными, устаревшими и вызовут ироничную улыбку. Нет, не забыт Франциск Ассизский, благородные сердца пронесли его память через семьсот столетий. Журнал «Курьер ЮНЕСКО» в декабре 1982 года, отдавая дань уважения Франциску, поместил обширную статью богословского характера итальянского писателя Карла Бо о благотворном влиянии францисканского движения, отметив, что принципы его находятся вне времени и пространства земной истории.

Следует сказать, что и в XX веке нашлись души, родственные Франциску, которые избрали путь самоотверженной любви, бескорыстный труд во имя утверждения идеалов добра и справедливости.

Известный всему миру врач-миссионер и богослов Альберт Швейцер имел тот же дух любви и братства, когда лечил в африканских джунглях страдающих людей и животных. Один из его близких друзей, председатель христианско-демократического союза Геральд Геттинг рассказывает в своих воспоминаниях, как при строительстве больничных корпусов в Ламбарене Альберт Швейцер, опустив сваю в яму, осматривал, не попали ли туда муравьи или другие существа, и, заметив их, вынимал рукой, чтобы не раздавить. «Для человека, действительно нравственного, любая жизнь священна, даже та, что, с человеческой точки зрения, находится на очень низком уровне, — говорил Альберт Швейцер. – Прозрев и став милосердным, он хочет окончательно избавиться от старых привычек, от раздвоенности, сохранить человечность и нести всему живому избавление от страданий».

3. ОХРАНА ПРИРОДЫ ЗАКОНОМ

Уже в глубокой древности существовали и государственные законы об охране природы, издаваемые правителями разных стран. Охраны лесов касался закон царя Древнего Вавилона Хаммурапи. Несколько тысячелетий назад монголы подчинялись так называемым законам Хубилая, запрещавшим охотиться на зверей и птиц в период их размножения. По указам индийского императора Ашоки целый ряд зверей и птиц объявлялся неприкосновенным. Подобные законы принимались и в Европе, но гораздо позже. В середине VIII века было немало различных указов и декретов об охране лесов и отдельных животных.

В конце XIII века мазовецкий князь Болеслав принимает ряд законов об охране лесов и некоторых лесных зверей. Примерно такие же законы были приняты в середине XIV века польским королем Ягелло. Позднее в разных странах Европы появляются законы об охране рыб и водоемов. Однако особого значения они не имели. Соблюдение законов становилось почти невозможным из-за того, что земля и все находящееся на ней принадлежало крупным феодалам, помещикам, землевладельцам, которые не желали считаться ни с какими законами.

В эпоху капитализма законы об охране природы почти совсем утратили силу, хотя и существовали формально.

На территории Древней Руси первым законом, связанным с охраной природы, можно назвать «Русскую Правду» Ярослава Мудрого, киевского князя, правившего в II веке. Через два века после появления «Русской Правды» во Владимире-Волынском княжестве было запрещено охотиться на всех животных. Большая территория этого княжества, называвшаяся Беловежской пущей, стала первым в мире заповедником. И поныне существует этот заповедник на территории нашей страны и Польши. Несколько заповедников были организованы в XVII веке при царе Алексее Михайловиче. Царем руководила на забота о природе, а страсть к охоте. Это и заставило царя издать более 70 указов, направленных на сохранение отдельных видов животных.

Первые серьезные мероприятия по рациональному использованию природы в России были проведены Петром I. Преобразователь русского государства стремился создать могучий флот и поэтому разработал специальные указы, запрещающие рубить на дрова ценную древесину. Природоохранительная деятельность Петра I выходила за рамки кораблестроения. Побывав в Европе, Петр I убедился, к чему приводит вырубка леса по берегам рек (во многих странах Европы к тому времени реки из-за уничтожения лесов сильно обмелели, пострадало сельское хозяйство), и стремился, чтобы подобное не произошло в России. Им были изданы указы об охране рыбных богатств страны. Преемников Петра I охрана природы мало интересовала. В последующие годы выходили постановления, фактически перечеркивающие сделанное Петром I.

В 1782 году Екатерина II разрешила помещикам пользоваться лесами, как угодно их милости. Вместе с лесами оскудевал и животный мир. Особенно сильно пострадала природа России в период развития капитализма. Но и в это время в России были передовые люди, которые включались в борьбу за охрану природы. Любители природы будут с благодарностью вспоминать имена ученых: В.И. Вернадского, В.В. Докучаева, А.Ц. Богданова, В.И. Талиева.

В 1913 году состоялся Первый Международный съезд по охране природы, где присутствовали и русские ученые.

Разумная организация взаимодействия общества и природы – проблема общечеловеческая; по выражению В.И. Вернадского, она требует проявления человечества как единого целого. Неслучайно одна из актуальных тем современных дискуссий – соотношение научно-технического прогресса и морального уровня человека.

4. ДУХОВНЫЙ ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА И СУДЬБА ПРИРОДНОГО МИРА

Все в мире связано между собой

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.Быт. 1:26

По воле Бога-Творца владычество человека над всем остальным творением не должно было заключаться в грубом насилии и произволе. Благой Создатель желал видеть в человеке не жестокого безрассудного тирана, а разумного попечителя, любящего всякое творение Божие. Трагедия грехопадения внесла глубокое расстройство, дисгармонию между Творцом и созданием. Нарушение воли Божией привело к тому, что человек стал пожинать волчцы и терния, а живая природа начала стенать в чаянии искупления (Быт.3:18; Рим.8:22). Из-за грехопадения человека вся тварь поработилась тлению. И природа открыла другой свой лик — жесткий. Если изначально все животные были покорны тому, кто нарек им имена, то впоследствии явились свирепые животные, представлявшие собой бунт природы и господство смерти (Быт.3:17-19). Таким образом земля, человек и космос оказались связанными общей историей: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, — потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8:19-22).

Почему же тварь мучится и стенает, ведь она невиновна во грехе человека? В мучении и стенании твари человек видит следствие своего грехопадения. С одной стороны, природа своими красотами развивает в нем любовь к Богу, а дикими проявлениями возбуждает чувство вины и раскаяния. Судьба природного мира во многом зависит от уровня духовного развития человека. Внутреннее состояние человеческой души влияет и на состояние природы.

Что привело к сильнейшей катастрофе, излиянию вод потопа на землю? «Всякая плоть извратила путь свой» (Быт.6:12).

Почему во время смерти Иисуса Христа на Голгофе внезапно тьма сделалась по всей земле, на небе средь бела дня высыпали звезды, хотя физических причин для солнечного затмения не было? Смерть Христа, как Владыки и Центра вселенной, потрясла природу, она тоже откликнулась скорбью и сокрушением (Мф.27:45,51).

Голгофский Крест, муки Христа, Его любовь и страдания во имя искупления рода человеческого еще более углубили единство человека и природного мира. В Иисусе Христе совершилось примирение Бога с Его творением.

Чудесное и славное воскресение Спасителя открывает надежду на освобождение от тления для всей твари.

Библия несет нам радостную весть о великом преображении мира в конце времен. Это грандиозное изменение будет связано со вторым пришествием Иисуса Христа. Когда мир будет совершенно переплавлен и очищен от своих грехов, даже свирепые животные исчезнут (Лев.26:6; Иез.34:25) или станут мирными (Ис.11:6-8; 65:25). Природа перестанет быть мятежной. «Как кормилица, воспитавшая царского сына, когда взойдет он на отеческий престол, имеет свою долю в царственных его благах, так и тварь, по слову апостола», — говорил Иоанн Златоуст. Созданная и украшенная для человека, за него проклятая, она за ним и ради него будет восстановлена в состояние славы и всесовершенной красоты.

Памятуя о великих обетованиях слова Божия, христианин сознает, что освобождение твари или природы от тления и смерти обусловлено духовно-нравственным возрождением человека, призванным быть совершенным, как «совершен Отец наш Небесный» (Мф.5:48).

«На пути своего соединения с Богом человек не отстраняет от себя тварного мира, — пишет богослов Владимир Лосский, — но собирает в

своей любви весь раздробленный грехом космос, чтобы был он в конце преображен благодатью...»

Человек, наделенный разумом и творческими способностями от Бога, призывается к личному духовному возрождению и усовершенствованию мира.

«Восходящий возводит собою всякий род творений, ибо всем им причастен», – утверждал христианский писатель Григорий Палама.

Духовное падение отдельной личности понижает собой и вселенную. Победа одного — победа всех; поражение одного – поражение всего человечества. Забота человека о своем духовном развитии поднимает уровень добра и красоты в мире. Мудро звучат слова нашего отечественного генетика Вавилова Н.И.: «Культура поля идет всегда рука об руку с культурой человека. И человек, и природа взаимно обогащают друг друга». По-хозяйски сохраняя красоту родной земли, повышая культуру труда, мы способствуем умножению природных богатств, насажденных Богом для человека. Как тут не вспомнить строки из стихотворения Фридриха Шиллера:

В том человека украшенье
И честь, живящая века,
Что сердцем чует он значенье
Того, что делает рука...

 

5. ХРИСТИАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ДЕЛЕ ОХРАНЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

Библия, наука и простой опыт жизни говорят о том, что человек связан со всем мирозданием Божиими узами родства и взаимодействия. По замечанию богослова Заболотского Н.И.: «Земля не только несет на своих крыльях судьбу и будущее человечества, но и составляет пункт, через который проходит ось эволюции космоса к совершенству, к вечности нового неба и новой земли».

Вооруженное новейшей техникой и достижениями химии и ядерной физики, современное человечество по силе своего воздействия на живую природу во много раз превосходит все то, что способно оно было сделать за все предшествующие эпохи истории общества. Великая сила, которую обрел человек, может оказаться и величайшим благом, и принести бедствия, даже гибель окружающей природной среде. Это накладывает на общество в целом и каждого человека отдельно огромную ответственность за свои собственные деяния и за действия общества в целом.

«Только с технических и хозяйственных позиций при забвении или отключении позиций нравственных — моральных ценностей, принципов и стимулов нашего народа и общества — экологические проблемы решить невозможно» — таков категорический вывод современного ученого А.Г. Назарова.

Христиане, исповедующие учение Евангелия о любви ко всему живому, как члены общества могут внести посильную лепту в общественное дело охраны окружающей среды. Христианство вместе с другими гуманистическими силами современности может оказать поддержку государственным и общественным мероприятиям, направленным на сохранение природы. Общечеловеческое осмысление связей между вселенной и духовным совершенствованием поможет ученым-гуманистам творчески участвовать в возделывании земли, употреблять открытия на земле и в космосе во благо, на процветание мира и человека.

Христианский долг по отношению к гражданскому движению в защиту природы хорошо выразил на одной из конференций европейских церквей в Бухаресте доктор богословия, профессор Гюнтер Альтнер: «Слава сынов Божиих не может быть полной без освобождения всего остального мира. И потому для христианина нынешнее стенание твари в экологическом кризисе должно звучать мощным призывом к исполнению своего долга. Если мы верны нашему исповеданию Господа-Творца, мы не можем остаться в стороне от обсуждения насущных проблем сегодняшнего мира. Благоговейное отношение христианина к тварному миру, освященному воплощением Сына Божия, не означает враждебности к прогрессу, но, напротив, предполагает ответственность перед творением и сознание причастности к его страданиям».

Из глубины веков долетает к нам и голос духовного писателя Исаака Сирина, окрашенный бескорыстной заботливостью о Божиих созданиях на земле: «Что есть сердце милующее? — Сердце милующее есть горение сердца о всей твари. От великой жалости и от великого страдания сжимается сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А потому о бессловесных и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью».

Дух любви, осенивший Исаака Сирина, может исполнить и нас чувствованиями Христовыми. Подлинное и всестороннее совершенствование христианской души вряд ли возможно без чуткого отношения к природе.

Далее

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки