И. В. Каргель

ГРЕХ – ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЗЛО В ЭТОМ МИРЕ
(продолжение)

 

ГРЕХ - ЭТО ДЕСПОТИЧНЫЙ ВЛАСТЕЛИН

В предыдущей главе мы говорили о силе привычки, страсти и пороке, которые овладевают человеком, то есть об отдельных грехах отдельных людей. Если бы над человеком властвовали только привычки, то люди, не чувствующие себя подвластными грехам-привычкам, могли бы считать себя свободными от господства греха, однако, они находятся вне действия искупительной жертвы Христа. Они могут смотреть на себя как на свободных от всякого рабства, что многие и делают, доколе не откроются их глаза. Таких людей очень трудно убедить, что они нуждаются в Искупителе. Иисус часто встречал таких, внешне праведных, в среде фарисеев, которые считали себя далекими от всякого рабства греху. Поэтому-то именно им нужно было говорить самые строгие истины, чтобы открыть, что они духовно слепы (Матф.21:31-32; Иоан.8:44; Матф.23 и т.д.)

В этой главе пойдет речь также о господстве не отдельного греха, а такого греха, который овладевает каждым человеком и надевает на него позорное ярмо, требующее искупления. Если бы не было господства греха, то человек, захотев, просто вернулся бы к своему законному Господину, чтобы служить Ему, и ничто другое его не удерживало бы. Все заключалось бы только в том: принял бы его Господь таким, как он есть, или нет.

Но дело обстоит иначе. Человек находится в плену у “сильного и вооруженного”, то есть у сатаны, и должен служить ему, доколе “сильнейший его нападет на него и победит его” (Лук.11:21-22), тогда пленным будет освобождение и измученным – свобода (Лук.4:18).

Страшно и позорно то, что грех совершил в человеке. Грех занял в человеке то место, которое должен занимать Бог как властелин и правитель. Бог должен быть истинным и единственным Господином во всей жизни Своего создания, которое Он сотворил по образу Своему.

Рассматривая человека, каков он есть, нужно сказать: нет в нем такой области, такой способности, такой части, куда не проникло бы господство греха. Вместо того, чтобы быть собственностью Господа, он стал владением греха и всякого зла. “...Не живет во мне... доброе...” (Рим.7:18). Точнее говорит Господь об отношении человека ко греху; он продан греху (Рим.7:14), он его пленник (ст.23), грех царствует в нем к смерти и к осуждению (Рим 5:17,21). Таким образом, грех является жестоким палачом человека.

Что же есть в человеке от природы, что не было бы пропитано, отравлено, охвачено и подчинено греху? В человеке, в его способностях (Сколько он получил милостей и даров от Господа!) – везде Бог и Его господство вытеснено и вместо него господствует грех. Что касается человека самого, то Писание называет его рабом греха (Рим.6:17,20), живущим в преступлениях и грехах по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, по своим плотским похотям (Еф.2:2-3). Называет заблудшим... рабом похотей и различных удовольствии, живущий в злобе и зависти (Тит.3:3).

Различия между отдельными людьми и целыми народами Господь не делает, но свидетельствует ясно и открыто: как Иудеи, так и Еллины (то есть представители религии и язычества), все под грехом (Рим.3:9), все до одного и нет праведного ни одного. Эти постоянно повторяющиеся слова произносит Господь, когда ищет среди людей праведного, разумного, делающего добро (Рим.3:10-12). Это безнадежный и напрасный поиск.

Может ли быть иначе, если первый человек на земле согрешил и был отравлен ядом греха, а от него и все рождены в рабстве. С глубокой скорбью говорил раб Божий Давид: “Бот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя” (Пс.50:7). Какое ужасное господство! Оно страшнее нашего первого вздоха! Оно возникает не тогда, когда мы сознательно отдаем члены нашего тела на служение греху или когда служение греху делаем нашей привычкой, но это господство с самого начала заставляет нас служить греху и преклонять шею под его ярмо. Мы делаемся грешниками не потому, что грешим, но мы грешим от того, что грешниками вступаем в этот мир. Удивительно ли, что в Писании часто встречаются относящиеся к человеку слова, как грех, грешить, преступление, злодеяние, преступник, вина и т. п.

Обратим внимание на способности человека и на то, как Бог расценивает их. Абсолютно все они подчинены греху. Какое опустошение произвел грех и все еще продолжает производить! Остановимся прежде всего на человеческом разуме: каково мнение Господа о нем? – “Нет разумевающего...” – читаем мы в послании Римлянам (3гл.). Слово Божье говорит также: “Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их” (Еф.4:18). Говоря о разуме падшего человека, лучше не скажешь, чем помрачен по причине невежества и ожесточения сердца.

На нас это должно действовать очень смиряюще, если не упустить из виду, что и мужи науки не являются исключением (1Кор.2:8).

Что же является причиной, что разум, этот единственный светильник, оставшийся человеку, окутан мраком? Мы знаем, что грех, как туман, распростер силу своего господства над этой способностью человека и отделил разум от истинного света. Как бы блистательно не проявлялись дела разума в наши дни, все же он ограничен в своей деятельности только низшими ступенями. Как только разум позволяет себе касаться области, в которой открывается Господь, мы вскоре замечаем, что мудрость мудрецов погублена и разум разумных отвергнут (1Кор.1:19). Ученик первого класса в школе познания Бога и Иисуса Христа проявляет бесконечно больше мудрости в познании откровений Божьих, чем мудрейшие земли, предоставленные собственному разуму.

Но как часто и познавшие Христа заблуждаются, увлекаясь собственным разумом. Да, можно даже быть учеником Христа, находиться в Его непосредственной близости и все же не быть вразумленным великими чудесами (Марк.6:52). Можно получать один и тот же урок несколько раз, и все же не вразумиться. Можно иметь глаза, и все-таки не видеть, уши – и все же не слышать (Марк.8:17-18). Научить этому может самая простая арифметическая задача (ст.19:20). Как необходимо, чтобы Искупитель постоянно входил к нам и проявлял Свое могущество искупления, открывая разум Своим людям, чтобы они лучше понимали Его и Писание (Лук.24:45).

Перейдем к другой, богатой благословениями, способности человека – дару речи. Какое могущество и господство проявляет и здесь грех! Речь является той способностью, которая ставит человека выше всех творений. Разве нельзя ожидать, что речь находится исключительно на службе Того, Кто, любя, подарил ее Своему созданию?

Но что же мы видим? Эта способность подчинена скипетру греха. Единственным исключением являются те, на которых Христос мог распространить Свое искупление и которые полностью посвятили себя Господу. Обратим внимание на послание Римлянам 3:13-14: “Гортань их – открытый гроб...”, то есть из нее не исходит ничего, кроме отравленного запаха гнили и смерти. К сожалению, само человечество, мертвое (во грехах), так привыкло к этому запаху, что совсем не находит его неприятным.

Далее написано: “...языком своим обманывают...” Это буквально верно, даже в так называемых образованных кругах. Разве не всякий это пережил: только что в тесной кругу неодобрительно говорили об известной личности, но стоило ему появиться, как его приветствовали очень лестными словами и даже выражали радость о его появлении? Расценивают ли люди это как лицемерие и обман, видят ли в этом грех? Наоборот, все восторгаются ловким приемом, скрывшим неприязнь за лживыми учтивыми словами. Все это восхваляется как утонченное образование, не задумываясь, что всей этой сценой руководил грех, что -языком своим обманывали”.

Истина и сказанное дальше: “...яд аспидов на губах их”. “Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми”,– таковы слова клеветника (Пс.119:4). Как мягко текущий мед – слова соблазнителя, который ведет невинных в пропасть, ибо где когда-либо пала невинность, не вкусивши этого яда?

Являются ли государственные мужи исключением? – Вовсе нет.

“Уста их полны злословия и горечи”. Каждое общественное место, каждая улица, каждый дом являются подтверждением этого Божьего слова, и почти невозможно найти на земле человека, который бы не был доказательством этому.

Рассматривая далее человека, мы придем к выводу, что и в глубинах человеческого существа пребывает и господствует грех. Господь часто объединяет мысли, желания, решения одним словом; сердце, высказывая Свое свидетельство о нем.

Он осмотрел этот “центр движения” перед наступлением потопа и нашел в нем никогда не успокаивающуюся мастерскую всякого зла. Это заставило Господа осудить все человечество на погибель. Само собой разумеется, если основной источник проявления жизни человека отравлен насквозь, то таким же будет все, исходящее из него. Единственным средством предупреждения этого растления было уничтожение его.

Об этом основном источнике всех проявлений человека, о сердце, в самом первом высказывании Бога говорится: “...все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время” (Быт.6:5). Как хотелось, чтобы каждый читатель этого стиха Священного Писания обратил особое внимание на эти Божественные слова. Только тогда он узнает, каково на самом деле его сердце и сердце каждого человека. Обратите внимание: “...все мысли и помышления сердца их были зло”, то есть представления, воображения, размышления, стремления, сравнения, которые бесконечным потоком изливаются из человека и являются началом каждого поступка, каждого слова и дела – были зло,– говорит Господь. Это зло не с некоторыми исключениями, и распространяется оно так широко, что Господь, не делая абсолютно никакого различия, добавляет: “...зло во всякое время”. На какое полное и единственное господство греха в сердце человека указывает здесь Господь! Правда, такое плохое состояние людей было в древнее время, за которым непосредственно последовал потоп. Господь уничтожил все человечество, оставив только восемь праведных душ.

После уничтожения безбожного рода, когда еще пылали огни жертв, принесенных Ноем, и вокруг них с благодарностью стояли эти восемь спасенных душ, к нам снова доносится суждение Божье о человеческом сердце и почти в тех же словах, как и в первый раз, только с добавлением: “...зло от юности его..." (Быт.8:21).

Божье суждение о сердце человека по всей Библии следующее: ожесточенное сердце (Исx.4:21; 7:13,23; 8:32), нечистое сердце (Пс.50:12), заблуждающееся сердце (Пс.94:10), сердце развращенное (Пс.100:4), коварное сердце (Притч.17:20), сердце, кующее злые замыслы (Притч.6:18), сердце исчахло (Ис.1:5), необрезанное сердце (Иep.9:26; Деян.7:51), сердце, на скрижалях которого начертан грех (Иер.17:1), лукавое и крайне испорченное (Иер.17:9), каменное сердце (Иез.36:26).

В Новом Завете суждение о сердце человеческом значительно обострено: оно может быть далекое от Бога (Матф.15:8), из него исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния (Матф.15:19), оно занято сатаной (Деян.5:3), не право перед Богом (Деян.3:21), омраченное, несмысленное сердце, преданное в похотях нечистоте (Рим1:21,24), приучено к любостяжанию (2Петр.2:14) и т, д. Однажды поверивший Богу на основании этих свидетельств о нашем сердце не ужаснется ли от того глубокого господства греха?

Остановимся еще на воле, подпавшей под владычество греха. Как красиво обманывает себя человек в отношении свободы воли! Осознав жизненные ошибки, он утешает себя тем, что, по крайней мере, имеет добрую волю. Он не видит, что именно эта “добрая воля” послушно преклоняется перед другой силой, которая требует, превозмогает и заставляет исполнить то, что он сам осуждает и проклинает. Тысячу раз “добрая воля” переживает ощущения пленного полководца: он хотел бы обратить свое лицо к родине и с триумфом ввести туда находящееся под его командованием войско, но он потерял всю власть над ним и сам, связанный, в оковах, должен шаг за шагом следовать за своим победителем в противоположность своим желаниям и представлениям.

Между желанием и действием существует большая пропасть, как у плотского человека, так и у возрожденного христианина, не предоставляющего Христу права действовать в его сердце Своей силой. Грех, который подчиняет себе и самую сильную волю, как мы видим у Апостола Павла (Рим.7:15-23), будет защищать свою славу и держать человека, как Иаков держал Исава за пяту, пока мы не поймем то, что нам говорит Господь: “...без Меня не можете делать ничего” (Иоан.15:5).

На шаг дальше в слепоте о своих возможностях находится тот, который самоуверенно заявляет, что может исполнить волю Божью, если только правильно ее поймет, или, если только захочет этого. Желаю, чтобы каждый, кто так думает, серьезно перед Богом попробовал исполнить волю Божью, и он вскоре убедится, как грех обманул его и как крепко он держит его в своей власти (2Тим.2:26).

И здесь нет другого совета, кроме того, чтобы Сильнейший забрал имущество у сильного, потому что ни один грешник не может освободиться от греха и его господства, пока не освободит его Иисус. Только тогда он будет действительно свободен (Иоан.8:36). Эта славная свобода должна быть так широка и так глубока, “дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной...” Но достичь ее никаким другим путем и никаким другим образом нельзя, кроме как “...Иисусом Христом, Господом нашим” (Рим.5:21).

Следовательно, господство греха побеждено. Это дивное преимущество тех, которые приняли “обилие благодати и дар праведности” (Рим.5:17). Всякая сила может быть сломлена в них и останется сломленной, если они живой верой занимают место не только у креста, где они получили прощение грехов, но и, соединившись со Христом, поднимаются на крест, чтобы вместе с Мим быть распятыми и умершими для греха, как это ясно показывает Апостол Павел (Рим.6:3-11). Ибо только осуждение греха к одинаковой смерти со Христом разрушает господство греха во всех его направлениях. Если сила смерти Христовой в нас действенна, то она умерщвляет силу привычки нашей старой жизни так же, как смерть Христа па кресте прекратила Его земную жизнь. И кто согласен так потерять собственную жизнь, тот приобретет взамен истинно Божественную жизнь.

Это переживал Апостол Павел: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал.2:19-20). Только это была жизнь воскресения, о которой он говорит: “...как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (Рим.6:4). Это была жизнь свободы от греха (Рим.6:7,14,18,22); жизнь для Бога во Христе Иисусе (ст.11). О, если бы все искупленные пожелали верой войти в эту жизнь!

ГРЕХ – ЭТО ЖИВУЩИЙ В ЧЕЛОВЕКЕ ЗАКОН

Никто другой так не описывает грех, как великий Апостол язычников Павел. Он пишет христианам в Риме: “Я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. ...Итак тот же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха” (Рим.7:21-25). Четыре раза подряд в этих стихах Апостол называет живущий в нем принцип греха законом.

В Рим. 8:2 он еще раз говорит о “законе греха и смерти”. Этот закон – не что иное, как находящаяся в каждом человеке склонность ко злу, то есть влечение делать то, что противоречит Богу, которое Апостол олицетворяет в 7 главе (ст.19:21), то есть пишет как бы о присутствующей действующей личности. Например (ст.8), грех взял повод от заповеди и произвел пожелание; (ст.9) он был мертв и опять ожил; (ст.11) он обольстил и умертвил его; (ст.13) грех смертоносен; (ст.14) я продан греху; (ст.17) грех делал зло в нем.

Называя грех законом. Апостол имеет в виду не сборник повелений и запретов, как закон Божий, данный на Синае, но внутреннее основное положение или принцип, который действует как закон, вложенный в природу. Ибо закон в природе действует с безошибочной точностью, непреодолимо и только в одном направлении до тех пор, пока ему не противодействует более сильный закон. Так обстоит дело и с принципом греха или зла в человеке. Грех во всякое время направлен только против Бога, против Его воли и Его закона, против Божественной святости и праведности. Этот закон является плотским, мирским, сатанинским даже тогда, когда он проявляется в детях Божьих, и даже тогда, когда тот, кто им управляется, стремится, по-человеческому мнению, только к доброму, к лучшему.

Самый подходящий пример этому – попытка Петра отговорить Христа от пути страданий. Чего добивался этим Петр? Ничего другого, кроме благополучия Учителя, сохранения Его от скорби, страданий и смерти. Подходя к Господу со словами: “Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!” (Матф.16:22), он имел в виду прежде всего не себя самого, но благо Господа. И это стремление, очевидно, возникло у Петра из высоко ценимой и так редко встречаемой человеческой любви, человеческого сострадания и глубокого сочувствия к Учителю. Но все это, исходящее от Петра, было не только человеческим, хотя и красивым, хорошим, которого так часто ищут, но и сатанинским, потому что противостояло Божественному. “Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое” (ст.25). Таково суждение Господа об этом событии.

Перед Христом Божественное стояло на одной стороне, а человеческое и сатанинское – на другой; и одно другому полностью противоречило. Следовательно, все, что исходит от нас самих без Духа Божьего, все, что возникает от нашей природы и нашего существа, производится законом греха, склонностью и расположением ко греху.

Так Апостол Павел и в конце своего превосходного исследования самого себя констатирует: “...служу... плотню закону греха” (Рим.7:25). Очевидно, его мнение таково: везде, где проявляется личное, исходящее от него, каким он является по природе, там налицо – деятельность закона греха и преданность сердца этому закону.

Против живущего в человеке закона греха нет в самом человеке силы, которая могла бы обезвредить его или сделать бездейственным. Это только обманчивое заблуждение, внушенное сатаной и грехом, что человек сам может справиться с грехом, если он только захочет. К сожалению, это обманчивое мнение зачастую остается в детях Божьих, пока горький опыт не научит их иному. Поэтому пусть будет всем ясно и понятно, что все собственные усилия поставить преграды и границы внутреннему закону окажутся совершенно бесполезными: как колесница идола Дагерната в Индии катится через все преграды, разламывая под собой все и неудержимо продолжает свой путь, так относится закон греха к нашим серьезнейшим усилиям. Возрожденное дитя Божье не имеет в себе никакой силы, чтобы даже в новой природе противостоять закону греха.

Это опять ясно показывает Апостол Павел в только что приведенной 7 главе послания Римлянам. В борьбе против внутреннего закона греха он мобилизовал все средства, бывшие в его распоряжении, и все же понес постыдное поражение и попал в плен. Сначала он взял закон Божий, святой, правый и добрый, и поставил его против закона греха (ст. 7 – 14). Но эта попытка разбилась о могучий принцип греха, который вместо того, чтобы быть остановленным, еще сильнее возбуждался желанием раскрыть свою неизменяющуюся природу, “взяв повод от заповеди”, и прямым путем направился к цели, то есть к смерти! “Грех... обольстил меня и умертвил ею” (этой же заповедью).

У Апостола Павла было еще и другое средство, которым он надеялся победить: греху, который был в нем, он противопоставил свое стремление к добру. Эта воля к добру была новой в нем. Мы хорошо знаем, какую непреклонную, решительную волю имел этот муж раньше. Теперь же борьба окончилась печальным поражением по всей боевой линии, а результат, в конце концов, был выражен словами: “...желание добра есть во мне. но чтобы сделать оное, того не нахожу... Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое” (ст.18,21).

И все же он еще не потерял надежду на спасение от принципа греха, противопоставляя ему своего “нового” или, как он здесь пишет, “внутреннего человека”. Но он просчитался. И в этот раз неравная борьба кончилась позорным пленением законом греха, хорошо известным нам воздыханием, выражающим бессилие, неспособность, беспомощность: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?” (ст.24). Какая сила и какое смертное существо может бороться с грехом?

Закон греха остается в человеке, пока он влачит свое земное существование. Несомненно, тот же самый Апостол, написавший римлянам: “нe живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе”,– сказал бы так же в конце своего славного жизненного пути о себе, то есть о плоти своей, как здесь, и аналогично этому говорит в других посланиях: “Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти...” (Гал.5:17).

Великое, никогда не упраздняющееся и не разрешающееся (так как плоть не может измениться) противоречие между плотью и духом остается до последнего вздоха человека на земле. По этой причине Господь должен в каждом отдельном искупленном человеке создать нового человека, который рожден от Бога (1Иоан.3:9). Ибо Сам Бог не мог и не может ничего сделать с плотью, потому что плоть абсолютно не покоряется закону Бога или Его воле, да и не может покоряться (Рим.8:7). Мы теперь увидели, что даже новый человек не имеет силы для победы над плотью или законом греха. Следует ли из этого, что в Христовом искуплении нет свободы от греха?

Разве этот чудный и совершенный Искупитель не может воздвигнуть плотину этому непреодолимому, безошибочно действующему закону? – Конечно, может. Вечная Ему благодарность за это! Вместе с Апостолом каждый, кому действительно открылись глаза на совершенное искупление, может после вздоха о своей немощи: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?”, радостно добавить: “Благодарю Бога Иисусом Христом!”

Закону греха, хотя он и не устранен, может быть противопоставлен бесконечно более могущественный закон, который Апостол Павел называет законом духа жизни во Христе (Рим.8:2). И так как Апостол, говоря об этом законе, свидетельствует, что он его “освободил от закона греха и смерти”, то глубоко заблуждаются те, кто старается оправдать свои грехи седьмой главой послания Римлянам, считая Апостола находящимся с ними в одном состоянии немощи.

Если бы это было так, то, написав последний стих седьмой главы, он должен был положить перо и никогда не писать главу триумфа, восьмую главу, чтобы не противоречить себе в грубой форме.

В седьмой главе он хотел нам сказать: новый человек сам по себе, несмотря на борьбу и стремление, а также на добрую волю и желание исполнить Божий закон, без Христа ничего не может сделать против закона греха и будет им побежден, станет его пленником.

Но в восьмой главе Апостол доказывает, что “во Христе” он может все. Христос является новой стихией, в которой он теперь беспрерывно живет; крепостью, в которой беспрерывно находится! С другой стороны, сердце Апостола стало обителью Христа и Его центром, откуда Христос может проявлять Свою жизнь,

Не будь освобождения от закона греха и смерти, на верующем не было бы и ответственности за действие в нем этого закона, производящего соответствующие плоды, то есть прилагающего грех ко греху (Ис.50:1). Так учат и некоторые, обманывающие самих себя, "Совершенные” верующие наших дней, которые оправдывают себя относительно своих грехов словами Апостола: “...уже не я делаю то, но живущий во мне грех” (Рим.7:17), Поясняя: “Я не ответствен за это. Это испорченная плоть, от которой я отрекаюсь”. Нет, только верующий, и он один, имеет всю власть сделать бездейственным в себе этот закон греха и держать себя свободным от его деятельности, так как ему дан Христос и сила Святого Духа. Он имеет победу Христову и всегда пребывает в Нем (1 Кор.15:57; 2Кор.2:14), вследствие чего может торжествовать: “Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе” (Фил.4:13).

Именно поэтому ответственность человека так огромна. Если закон греха опять приобретает в нем свободу действий, то его непременно должны постичь вина и осуждение. За то, что он не воспользовался всепобеждающей силой Христа и Святого Духа, но вступил в ряды тех, которыми благодать Божья была тщетно принята (2Кор.6:1).

Как мы видим, Бог в Своей дивной мудрости оставил принцип греха, действующий даже в верующих и искупленных, но и это не является для нас несчастьем. Наше несчастье в том, что мы разрешаем греху действовать. Почему Бог оставил его в нас, Он нам не открывает. Несомненно ясно, что это должно послужить нашему благу, и прежде всего, прославлению Господа. Если Он Своим властным словом не покончил с этим законом греха в возрожденном человеке, то, возможно. Господь хочет дать нам познание того, как безмерно силен грех и что он отступает только перед пребывающим в нас Господом. А также для того, чтобы явилась милующая благодать, которой Он, несмотря на оставшийся в человеке принцип греха, ведет нас от победы к победе над грехом.

Но главный вопрос таков: каким образом возможна пребывающая победа верующего над ужасным принципом греха? Вопрос этот тем более важен, что состояние многих детей Божьих соответствует только седьмой главе послания Римлянам, где закон греха является полновластным хозяином, а о победе в их жизни речи быть не может. Мы отвечаем: это возможно только тогда, когда дитя Божье живой верой пребывает в живом, ныне действующем Христе (Рим.8:1; Иоан.16:33; Еф.6:10), и Он живет в его сердце (Еф.3:17), и в дальнейшем радостно и блаженно остается в этом состоянии веры. Тем самым Христос во Святом Духе приходит к нам (Иоан.14:16-20), (Дух Святой в нас, или Христос в нас – это одно и то же, как следует из внимательного сопоставления 10 и 11 стихов 8 главы послания Римлянам). Эту жизнь веры Апостол называет законом духа жизни во Христе Иисусе (Рим.8:2). Тут греховной плотской жизни противостоит и побеждает ее жизнь Воскресшего. Закону греха, несущему гибель, противостоит закон духа жизни и тоже побеждает его. “...И сия есть победа, победившая мир, вера наша” (1Иоан.5:4), Таким образом, пока мы во плоти, мы живем, сораспявшись Христу. И уже не мы, то есть живет не паше собственное "Я", но живет в нас Христос (Гал.2:19-20) и могучему закону греха противостоит более сильный закон. И хотя закон греха не уничтожен в нас, он полностью лишается своего вредного влияния. Здесь происходит нечто подобное брошенному камню, который, согласно закону всемирного тяготения, обязательно падает на землю. Но если этот камень будет кем-либо подхвачен на лету, то, несмотря на закон тяготения и склонность камня к падению, он все же не упадет. И это благодаря действию другого закона, хотя и противоположного первому. Здесь побеждает большая сила.

Если Христос полнотой Своего Святого Духа действует во мне, то, хотя закон греха все еще существует, сила Божья, которая действует во мне могущественно, изгоняет всякую силу, и не только не прекращает своего влияния, но, действуя по направлению к Богу и Его цели, поднимает меня выше моей сферы, выше моей природы в сферу Бога и Его природы.

Следует раз и навсегда запомнить, что жизнь победы должна поддерживаться непрерывным пребыванием и хождением во Христе, должна быть, как говорит Апостол, жизнью в Нем, точно так же, как мы живем физической жизнью в мире. Мы не можем ее оставить, кроме как через смерть, И Христос должен быть стихией нашей жизни, если мы хотим быть предохранены от закона греха и смерти.

Если я, например, хочу провести время на чудесном свежем швейцарском воздухе, то обязательно должен переселиться туда и жить там. Каждое возвращение в прежний климат уничтожает действие другого. Так же и наша жизнь должна непрерывно протекать во Христе. Поэтому и звучит большое желание Господа: “Пребудьте во Мне, и Я в вас...” (Иоан.15:4).

К сожалению, многие дети Божьи, несмотря на то, что родились во Христе, совсем не познали жизнь и хождение в Нем как свою повседневную стихию, и поэтому Господь должен увещевать их: “Если мы живем духом, то по духу и поступать должны” (Гал.5:25).

Другие, познав это, не остаются во Христе, но, как и прежде, в мыслях, словах и делах продолжают жить жизнью ветхого человека. Несмотря на все усилия, они не в состоянии подняться выше своей природы, и далеки от Того, в Котором это возможно.

Научившись жить верой и постоянно пребывать во Христе, требуется только бдительность, чтобы ни в коем случае не выходить из этого пребывания во Христе. В противном случае начнет действовать собственная греховная сущность, будет приведен в действие закон греха и смерти, который приносит только плоды смерти.

С законом греха происходит то же самое, что с земноводными животными: пока вокруг низкая температура, они находятся в состоянии спячки, абсолютно замерзшими. Но как только температура повышается, они начинают двигаться, полные жизненной силы.

Возьмем, к примеру, змею в норе: в зимнюю пору она лежит без всякого движения и похожа на мертвую. Ее легко можно взять в руки, не опасаясь ядовитого укуса. Что отучилось с этим опасным животным? Разве его приручили? Или оно изменило свою природу? – Нет, оно уснуло от холода. Но стоит погоде измениться, прийти весне с ее нежным веянием, прогреть землю солнцем, а его лучам распространить тепло, и поднявшаяся температура, которая играет столь важную роль в жизни змей, уничтожит власть смерти. Змея сразу же начинает двигаться в своем укрытии, поднимает голову, выскальзывает из своего приюта, и ничто не может ее укротить.

Точно так обстоит дело с природой греха и находящимся в нем законом: если Дух Святой в силе и полноте в нас и Христос является основой нашей жизни (нашей жизненной стихией), в которой мы пребываем с утра до вечера, то дела плоти умерщвляются без всякого труда и напряжения (Рим.8:10,13; Гал.5:16,25). Плоть, ветхий человек, закон греха все еще существуют, но они бессильны перед превосходящей их святой властью и не способны приносить свои плоды.

Деревья зимой, лишенные листьев, не в состоянии иметь бутоны, цветы и плоды, так точно неотвратимый закон греха лишен возможности проявлять свою силу, если только не изменится описанное выше отношение ко Христу. Итак, Христос, и только Он один, освободитель от власти греха.

Преодоление греха и наша победа над ним состоится тогда, когда мы выполняем условия: если пребудем во Христе, мы принесем много плода Небесному Виноградарю (Иоан.15:4-5). Поэтому только от нас зависит, какой будет наша жизнь. Пребывание во Христе не достигается однажды и навсегда. Оно сохраняется посредством упражнения в вере. Действует и побеждает только сила Божья, а мы обладаем ею, или, более того, обладаем Всемогущим.

Это состояние не нравится плоти, но оно в высшей степени блаженно, потому что делает нас полностью зависимыми от воскресшего Христа и Его жизни и привязывает нас к Нему. Поддерживай это состояние в каждое мгновение непрерывным доверием к Нему, и оно принесет тебе продолжающееся полное освобождение.

Один раб Божий объясняет способ нашей победы над грехом; “Если в темную комнату принести свет, то темнота тотчас исчезнет, и она не наступит до тех пор, пока в комнате есть источник света”.

Слава Господу за это! Теперь: в какой степени “закон духа жизни во Христе Иисусе” действует в нас, в такой мы будем истинно свободны, в такой степени новый человек будет обновляться и преображаться в образ Того, Который создал его (Кол.3:10; 2Кор.3:18).

Как же должен страшиться возмездия за грех и жаждать искупления от закона греха и смерти необращенный и находящийся вдали от Господа грешник! Что он может сделать с этим законом греха, если возрожденный восклицает в отчаянии: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?” (Рим.7:24). Разве необращенный грешник не должен сознавать, что он безвозвратно потерян для этой жизни и для вечности, потому что он не может измениться и стать угодным Господу? Хотя Писание прямо и ясно об этом не говорит, но он должен прийти к такому выводу: если я не буду рожден от Духа Святого, то останусь плотским и буду врагом Господа во всех помышлениях (Рим.8:7). В моем сердце не будет места для Христа, где Он мог бы присутствовать и откуда управлять мной, чтобы устранить закон греха и смерти. Да, для грешника, находящегося вне Христа, остается один жребий – совершенная безнадежность.

Следует еще раз повторить, что только те люди, которые не знают или не хотят познать, что такое грех согласно свидетельству Слова Божьего, могут принимать и распространять ложное учение, что для невозрожденного грешника в потустороннем мире якобы есть переход из этого ужасного состояния погибели. Только такие неосведомленные люди могут говорить о немилосердии Бога, так как они не имеют духовных очей, чтобы видеть, какие события происходят под влиянием закона греха. Этот закон приводит к вечной погибели точно так же, как, согласно закону притяжения, падающий камень устремляется в бездонную пропасть.

Немилосердным, конечно, является сам равнодушный грешник, который не обращает внимания на опасность и не внимает призыву к спасению.

К немилосердным относятся и те, которые вместо призыва ко спасению ложно обнадеживают их на потусторонний мир, тогда как Евангелие говорит; “Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения” (2Кор.6:2).

ГРЕХ – ЭТО ИСТОЧНИК НЕВЫРАЗИМО СТРАШНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Человек, которому однажды открылось безграничное растление, причиненное грехом, смущается широтой и долготой, высотой и глубиной непостижимого опустошения. Нет такого зла, такой беды, такой печальной участи, такого временного или вечного страданий, которое не происходило бы от греха или не было бы связано с ним. В буквальном смысле верно то, что сказано в Рим.5:17: “Посредством единственного греха одного грешника вошла в мир всякая погибель” (в переводе М.Лютера). Каждая страница драгоценной Библии подтверждает эту прискорбную истину, и жизнь каждого человека является ее беспрерывным доказательством. Желая обозреть эту ужасную бездну испорченности, действительно, не знаешь, откуда начать.

Если мы начнем с первоисточника греха, то найдем его, где не предполагали, ибо Бог открыл нам, что грех прежде всего проник в ряды высших творений, в царство ангелов.

Если бы мы захотели заняться подробным исследованием грехопадения этих святых и славных существ, то это завело бы нас слишком далеко, поэтому сделаем лишь некоторые упоминания Священного Писания о них. Библия свидетельствует о величии Ангелов, которых Сам Бог разделил на различные чины. Есть херувимы и серафимы, ангелы и архангелы, княжества, престолы и господства на небесах. О множестве их мы узнаем из слов страдающего Сына Божьего: “Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?” (Матф.26:53).

Пророк Даниил описывает, что Ветхому днями служили тысячи тысяч и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан.7:9–10).

Далее мы читаем о близости Ангелов к Богу, где они день и ночь взывают: “Свят, свят, свят Господь Саваоф!..” (Ис.6:3), и что "...Ангелы,,, на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного” (Матф.18:10). Ангелы полностью отданы Богу. Ими Господь творит духов и огонь пылающий (Пс.103:4; Евр.1:7) и использует их “…на служение для тех, которые имеют наследовать спасение” (Евр.1:14). И, наконец, мы видим безраздельное подчинение Ангелов Богу. Поскольку Ангелы – небожители, то на небе они безукоризненно исполняют волю Божью, о чем свидетельствует Сам Христос: “...да будет воля Твоя и на земле, как на небе” (Матф.6:10).

Сколь же силен грех, если он мог найти доступ даже к некоторым из этих святых и самоотверженных существ? И не только к подчиненным, но и к таким, которые имели особое достоинство, власть (Иуда 6 ст.). Грех опутал их и привел к падению. Грех поднялся на высоту, находящуюся в непосредственной близости от Бога, именно там начал он свое поприще. Мы читаем о сыне зари, который упал с неба (Ис.14:12), о дьяволе, который не устоял в истине (Иоан.8:44). Это ясно показывает, что дьявол вначале был в истине, был одним из высших созданий, имел своих ангелов (Матф.25:41), которые при его падении пали вместе с ним (Откр.12:3-4). Так небеса сделались нечистыми в очах Господа (Иов.15:15), и именно поэтому “Мы... ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда” (2Петр.3:13), потому что некогда и на небо проникло зло всех зол.

Оттуда, как нам показывает Писание, грех проник дальше, к нашему роду. Первоначально он был чужд нам так же, как и ангелам. В первом человеке Господь не находил никакого недостатка, ибо все, что вышло из руки Его, было “весьма хорошо”. Да, человек был существом, созданным по образу Божьему. Но как грех проник на небо, так он проник и в рай, сделав его местом развращения, и превратил в свою мастерскую. С тех пор земля стала центром его быстрого роста. И человек, в противоположность ангелам, одаренный способностью размножения, как падшее существо является жалким носителем греха, рассадником для выращивания греховного посева. Человек из рода в род сознательно и бессознательно передает своему потомству смертоносный яд, и по человеческому понятию нет у него ни луча надежды на прекращение этой передачи. На этой земле – на крайнем севере и на крайнем юге, на востоке и западе, в глубине океанов и на равнинах, на горах и в долинах – нет такого места, куда бы не проник грех. Человек, покоривший как господин себе все, одновременно всюду ввел и своего властелина – грех.

Но грех не остановился на человеке, он овладел и подчиненной человеку тварью (Рим.8:20). Проклята даже земля из-за падшего человека (Быт.3:17). Черная нить, которую сатана сумел протянуть через ряды ангелов, вплелась и в сердца людей, и во все творения. Грех поставил печать своего господства на каждое живое существо, на каждое растение, на каждый элемент, на всю видимую природу. Все теперь находится в плену греха, и все находится в ожидании предстоящего освобождения, как сообщает нам это в радостной надежде Апостол: -...сама тварь освобождена будет от рабства тлению...” (Рим.8:21). Это ужасное проклятие греха тяготеет на всех существах земли и на всем, что мы воспринимаем. Часто там, где, кажется, изливается не проклятие, а полное благословение Божье, грех празднует свой небольшой триумф, используя источники благословений для распространения, осуществления и размножения своего зла, и превращает получателей благословений в своих покорных рабов.

Мы видим, какую большую территорию захватил грех. То человеку никогда не пришло бы в голову, если бы Бог не открыл нам, что грех пытался проявить свою силу в непосредственной близости Бога, то есть подошел к Самому Сыну Божьему. Водворившись вначале возле престола Божьего, в ангелах, он хотел закончить свое действие в Самом Сыне Божьем. По всей линии своего порабощения, куда только он ни проникал, не нашлось для него ни задерживающей плотины, ни границы.

Грех подошел к ангелам – и они пали; подошел к безгрешному человеку – и он пал; подошел к прекрасно созданному творению и подчинил его себе. Но, подойдя к святому Сыну Божьему, только тут должны были смириться его гордые волны. К Иегове, “Который обитает в неприступном свете”, грех приблизиться не мог (1Тим.6:16), потому что Бог не искушается злом (Иак.1:13), но когда Бог воплотился в человеческую плоть и вступил в сферу действия греха, то здесь и Он был, “подобно нам, искушен во всем, кроме греха” (Евр.4:15). Все сети, которые сатаной когда-либо были употреблены, были применены и ко Христу, Дьявол подходил лично сам и посредством подчиненных ему духов, подходил через врагов и близких друзей, посредством соблазнов и угроз, предлагал радости и причинял страдания, посылал наслаждения жизнью и учинил позорнейшую смерть. Сатана употребил все, что только можно было вообразить. Но, благодарение Богу, несмотря на то, что грех человечества довел до смерти Того, Который был сиянием славы Отца и образом Его существа, ни грех, ни князь мира сего не имели к Нему ни доступа и не нашли поддержки в Нем!

Как же ужасен грех и насколько он заразен, если перед ним никто, за исключением Одного, не мог устоять! И теперь Устоявший является нашей единственной надеждой и единственным спасением. Христос есть непоколебимая плотина, противостоящая этому выходящему из берегов, уносящему все с собой, потоку разложения. Блажен тот, кто нашел убежище во Христе!

Мы рассмотрели некоторые черты зла всех зол, всеобъемлющее распространение его, а теперь окинем взором все то несчастье, которое причинил грех во всех областях, куда он проник. Еще раз вернемся к Ангелам Божьим. Какое опустошение произвел грех в их характере! Они, эти чистые, безупречные существа, представители Божьи, как в мыслях, желаниях и побуждениях, так и в действиях и целях, посредством греха бесповоротно преобразились в заклятых врагов Господа, всех Его созданий и всего мира. Имена, которые Священное Писание дает сатане и его ангелам, освещают лучше всего их настоящий характер. Он назван сатаной или соперником, диаволом или опустошителем, он искуситель, лжец от начала и отец лжи, убийца, дракон, соблазнитель, древний змей и рыкающий лев, ищущий кого поглотить, и т. д.

Какая противоположность тому, чем Ангелы Божьи были раньше! Какими огрубелыми и упорными, яростными и лукавыми сделал их сатана, мы видим из того, что дело его разорения еще приведет к одержимости почти всех людей, к открытому восстанию против Бога. Тогда сатана в виде как бы ставшего плотью человека греха достигнет наибольшего успеха. Да, в сатане и в его ангелах мы лучше всего можем увидеть истинную сущность греха, так как лишь грех мог произвести такое ужасное изменение в святых созданиях.

Если грех произвел такое страшное изменение в естестве и характере ангелов, то должно было измениться и их отношение к Богу. Из непосредственной близости к Богу по причине греха сатана вместе со своими ангелами изгнан в вечную непреодолимую даль. Как учит Писание, их низвержение, начавшееся грехопадением, еще продолжается. От нашего Господа мы слышим, что сатана упал с неба как молния, и теперь место его пребывания – со своими духами в воздухе под небесами. Но отсюда он должен быть низринут возвращающимся Господом и наследником этого мира, когда Он явится в воздухе (1Фес.4:17) и изгонит его на землю. Но тогда: “Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени!” (Откр.12:12). Найдет ли он на земле место своего постоянного пребывания? – Нет, он уже знает, что будет низринут и что ему остается пало времени. Он, связанный цепями, будет удален дальше – в бездну, и тогда уже навеки вечные будет брошен в озеро огненное. Эту все увеличивающуюся пропасть между сатаной и Богом создал грех.

Какие последствия принесет грех для этих высших созданий? Писание говорит, что они соблюдаются “в вечных узах, под мраком, на суд великого дня” (Иуды 6 ст.). Они это уже знают, ибо они трепетали в присутствии Господа, когда Он ходил по земле, боясь, что их мучения начнутся раньше времени (Матф.8:29; Марк.5:7; Лук.8:28). Эти стихи из Писания показывают, что эта участь им постоянно мерещилась. Грех не позволяет им увидеть даже проблеска, даже луча надежды. Для них нет никакой будущности, а только страдание и проклятие, ад, где дым мучения их будет восходить во веки веков. Какие ужасные последствия!

Оставим пока эти высшие создания и вернемся к человеку. Нам необходимо в общих чертах рассмотреть еще ряд вопросов. Следует отметить, что единственным источником всех бедствий и скорбей, самой малейшей печали и величайшего горя, каждой слезы и невыносимой сердечной боли, каждой утраты радости, мира или благополучия является грех. Из этого источника изливаются бедствия на все поколения, на нас и на наших детей. Грех поглощает благоденствие, предопределенное Богом роду человеческому. Никогда мы не подведем итог всей сумме бесконечного несчастья, плача и смерти, принесенных в мир грехом. И хотя многие, ослепленные им люди, не видят того, но в великий день Господень очи их откроются и все должны будут признать это.

Если бы человечеству был задан вопрос, что именно является величайшим злом в мире, то получились бы разные ответы в связи с разными местностями и народами, где господствуют особые пороки или несчастья. Указывали бы, как на самое ужасное зло, на стихии, несущие гибель, на пьянство, наркоманию, чуму, холеру, войны, опустошения, причиной которых являются природные явления, на распутство и т. д. Действительно, каждое из этих зол само по себе достаточно ужасно, но даже если бы было перечислено все вместе взятое, то все же не был бы назван действительный, первоначальный источник, выраженный в одном слове: грех. С ним и в нем вошло в мир всякое зло. Грех – его составная часть. Грех родил все эти бедствия.

Грех отнял у человека истинное блаженство, порвав благословенные узы, соединявшие его с Богом. Грех устранил связь и непосредственное общение с Богом, которое удовлетворяло все потребности человека и восполняло всякую нужду. Грех отнял у человека доверие к своему Создателю и посеял недоверие. Он сделан его не сознающим свою вину, ропщущим на Бога, убегающим от Бога, его лучшего Друга.

Грех исполнил человека тайной и открытой злобой, превратив его во врага, так что, приблизившись к Богу, человек чувствует себя неловко или даже открыто восстает против Него.

Грех отнял истинный мир, радость, чистые стремления и блаженство души и дал ей камни вместо хлеба.

Чтобы наполнить опустошенную грехом душу, надо было дать ей греховные радости, греховный мир, греховные стремления. Ослепление грехом должно было накинуть плотное покрывало на грех, на самого человека, на Бога, на прошедшее, настоящее и будущее. Бедной душе надо было дать успокоительную, хотя и не удовлетворяющую ее, ложную картину всего этого.

Отсюда должны возникнуть глубочайшие моральные страдания души: неверное, греховное отношение к Богу, к ближнему, к земным и вечным ценностям, к временному и вечному, следствием которого являются угрызения и мучения, страх и ужас, неопределенные мучительные предчувствия сердца и совести, внутренняя борьба с неуспокаивающейся, грызущей болью, которая зачастую заканчивается страхом и отчаянием. Отсюда слезы и боль отдельных людей, целых домов, целых поколений и народов. Отсюда вся торопливость, погоня и ловля того, что тает, как вода в горсти, и не имеет истинной ценности, будь то богатство, почести или наслаждения этого мира, а затем страдание при их утрате.

Если к этому еще прибавить все, что грех принес телу, то, кажется, мера бедствий будет переполнена. Кто может обозреть ту чашу, которую наполнил грех! Подумаем только о сильной армии болезней! Если обойти земной шар, то каждая местность, каждая страна, каждый континент имеет новые формы эпидемий и недугов, которые совершенно неизвестны у нас, а ведь известных уже сколько!

Возьмем только большой город в нашей стране, обратим внимание на соболезнования в газетах, на тысячи и десятки тысяч, которые наполняют больницы, это только часть всех измученных! Какая арена страданий уже здесь открывается перед нами! А что, если бы перед нами встали все больные одного государства, или целого континента или всего земного шара? Если бы мы увидели их искаженный облик, взвесили их боли, сосчитали их слезы и услышали их стоны! Подумаем при этом, что с тех пор, как грех вошел в мир, никогда еще не наступало затишья в несчастье, а, наоборот, оно беспрепятственно возрастает из поколения в поколение. Какие ужасные последствия греха! Но мы не должны забывать о том, что каждый наш грех является новым вкладом для умножения этого несчастья.

Если к погибшим от эпидемий и болезней прибавить неисчислимые тысячи истощенных от голода; если прибавить еще тех, которые в разное время погибли от стихийных бедствий, землетрясений, наводнений, ураганов и т. д. Если бы мы могли охватить нашим взором бесчисленные поля битв, пропитанные кровью раненых и убитых, увидеть неисчислимые миллионы жертв войны. Наконец, если бы перед нами были нагромождены все останки людей, вообще скошенных смертью от начала мира до сегодняшнего дня, то какое невообразимое число скорбен, страданий и криков, какая бездна плача, печали и страха предстали бы во всем этом перед нами. И если бы был задан вопрос: кто причинил все это? Ответ был бы сказан одним единственным словом – грех.

Если бы этим можно было закончить картину истребления, причиненного грехом, то можно было бы грешников назвать счастливыми при таком легком завершении зла всех зол. Но, к сожалению, распространенное им разорение идет бесконечно дальше.

Устами Того, Который сошел с неба, чтобы спасти обреченных на погибель, простирающуюся дальше смерти и могилы, сказано слово о месте мучений, откуда невозможен переход в место утешения, но где мучаются в пламени (Лук.16:22-26); о черве, который не умирает, об огне, который не угасает, о бездне, о непреодолимой пропасти, где нет ни луча надежды на спасение. Мы читаем о плаче и скрежете зубов в абсолютной темноте и о дыме мучений, восходящем вовеки веков, где находится огонь, приготовленный дьяволу и ангелам его, но куда, в конце концов, попадут непокаявшиеся грешники, когда им будет сказано: “Идите, проклятые”.

Если таковы последствия греха, то есть ли еще какое-либо зло, сравнимое с ним? Разве грех не ужаснее всего, что можно себе представить? Человеческое отчаяние и угрызения совести, в которые впадают некоторые уже здесь, на земле, и многие-многие впадут в потустороннем мире, часто бывают ужасны и мучительны. Но одно несомненно, есть нечто более ужасное, – это грех, потому что он произвел их. Не будь греха, как могла бы омрачиться совесть? Как ужасна смерть в ее отвратительных формах (я подразумеваю духовную, физическую и вечную смерть), и все же – что она против греха?! Смерть является только платой за служение греху.

Грех родил смерть, без него нет никакой смерти ни в каком виде.

Подойдем к аду и проклятию. Кто в состоянии найти краски, чтобы их обрисовать? Кто может нарисовать хотя бы их контуры? Их создал грех, и он не допускает никакого их изменения. Как грех создал жало смерти, так он вызывает и мучения ада. Существование греха обуславливает существование проклятия.

Подойдем, наконец, к самому сатане, падшему князю бездны. Каково его отношение ко злу всех зол? Не является ли он чадом греха? Разве он не сын греха, равно как и его отец? Грех родил сатану, и сатана родил грех, поскольку он является существом, пропитанным насквозь грехом. Грех является основным продуктом сатаны. В нем грех имеет свой настоящий центр, а сатана имеет во грехе свою сферу деятельности. Это и есть причина, почему все, вошедшие в эту сферу и не вышедшие из нее посредством искупительной силы Божьей, бредут, шатаясь, к конечной участи сатаны, чтобы стать ее вечными наследниками. К центру, из которого возник грех, должно вернуться все, что с ним связано, что с ним пребывало. Так об этом свидетельствует никто иной, как Тот, Который из любви отдал жизнь Свою за грешников, чтобы с ними не случилось этого (Матф.25:41).

Теперь скажи, дорогой читатель, может ли идти речь о спасении человека, о его искуплении, если оно не начнется спасением от греха? Если оказывать человеку истинную помощь, то в нем должно быть устранено начало всех бедствий, источник временного и вечного горя.

Можешь ли ты, могу ли я или какой-либо человек устранить этот источник? – Никогда! Если бы решение вопроса зависело от нас, то нам надо было бы отложить его навеки и идти навстречу вечной погибели. Грех издевается над нами, над нашими стараниями. Это чудовище может быть побеждено в нас только Сыном Божьим, поселившимся в каждой душе. Только Он один противостал греху и сокрушил силу греха. Только Он может разрушить дела дьявола, и для этого Он и явился в мир (1Иоан.3:8). Он есть Сильнейший, Который может связать сильного и отнять все оружие его.

Теперь ты знаешь все это, сказанное о Христе. Но религия для многих – это вопрос знания, которыми они попросту отстранились от Бога, ответственности и спасения. Поэтому я прошу тебя, дорогой друг, не довольствуйся религиозными течениями, но делай, делай то, что является твоей задачей и что никто другой, даже Бог, не может за тебя сделать, а именно: действительно прими Христа живой верой, действительно введи Его в свое сердце и свою жизнь, чтобы ты получил опасть быть чадом Божьим (Иоан.1:12).

Он совершит в тебе великую перемену, необходимую для твоего спасения. Он из врага Божьего, каким ты являешься, сделает друга Божьего; из больного грехами – выздоровевшего душой; из запятнанного и оскверненного – омытого и очищенного Кровью Своей, так что ты будешь белее снега.

Он сломит силу твоих греховных привычек и приучит тебя ходить по Его следам.

Он разрушит угнетающую тебя силу греха и поведет по пути блаженной свободы во Христе. Своим законом, Который Он вложит в твой ум и в твое сердце, законом жизни во Христе, Он полностью освободит тебя от закона греха и смерти и ты, пребывая во Христе, восторжествуешь над злом всех зол.

Но, может быть, ты принадлежишь к тем, которые уже приняли искупление Иисуса Христа? Тогда – слава и поклонение за это Богу! Но, смотри, не удовлетворяйся тем, что ты избежал преисподней и будущего гнева, получив прощение грехов. Очень многие, к сожалению, на этом остановились и ведут теперь холодную или чуть теплую плачевную жизнь, не достойную Христа и Его славного искупления. Ты не только должен быть прощенным, но и освобожденным от власти греха, спасенным от зла всех зол в себе самом, в твоей повседневной жизни и повседневном хождении, вплоть до твоих мыслей и убеждений. Если ты не свободен от власти греха, то твое спасение жалкое, скудное и поверхностное. Если ты не желаешь полного освобождения от закона греха и смерти, то ты не понял, что такое спасение.

Знай, что искупление Христа начинается со спасения не от чего-либо другого, как только от греха, и продолжается в ежедневном освящении и должно закончиться полным освобождением от греха.

Такова воля Самого Господа, провозглашенная в Новом Завете еще до рождения Иисуса Христа в человеческой плоти: “...и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих (не “с грехами” или “во грехах”, но) от грехов их” (Матф.1:21).

Поэтому, что бы не говорили и чему бы не учили люди, не довольствуйся никаким другим спасением, кроме предложенного Богом в Иисусе Христе.

Он же, возлюбивший тебя и омывший тебя от грехов твоих Кровью Своей, да соделает тебя таким, чтобы ты, забывая заднее и простираясь вперед, стремился “к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе” (Фил.3:13-14)!

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки