Евгения КОБЗАРЬ
КАК КОБЗАРЬ КОБЗАРЮ
ПО ПОВОДУ АНТИБАПТИСТСКОЙ КНИЖКИПисьмо
Дорогой Сергей, недавно мне прислали твою книгу «Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом». Увидела на обложке фамилию автора, прочла книгу и подумала, что просто обязана написать тебе, молодому человеку, ведь я иду путем отвергнутой тобою веры. Хочу обратиться к тебе не только как к однофамильцу, но и как к брату, ведь мы в одного Христа верим.
Не имея возможности в небольшой статье останавливаться на всех приводимых тобою доводах, хотела бы обратить твое внимание на наиболее важное. Меня удивило не столько то, что, будучи студентом Донецкого христианского университета (ДХУ) и членом церкви евангельских христиан-баптистов, происходя из рода верующих, ты ушел в православие, сколько незнание тобою простых вещей.
Ты пишешь: «До поступления в ДХУ у меня было достаточно узкое представление о Церкви: Церковь – это евангельские христиане-баптисты, и всё» (стр. 4). Действительно узкое, самое, что ни на есть, сектантское понимание. Неужели тебя этому учили в нашей Церкви? Мы не можем заключить Церковь Христову в какие-то рамки, пусть даже и протестантские: «Мы, и никто больше». Я следую за Господом не один десяток лет, и никогда не слышала в наших собраниях таких утверждений.
А теперь ты впал в другую крайность, считая, что только православная церковь есть истинная, имеющая право называться Церковью, и никто больше (стр. 213). Католичество ты все огулом церковью не считаешь (стр. 117). А о протестантизме и говорить нечего – «этой ереси, болезни, которой болеют протестанты и которая приведет их в ад» (стр.230). Что тут сказать? Разве в апостольской Церкви не было ересей и болезней? Но сама Церковь не перестала существовать. Это зло потрясало Церковь на протяжении всей ее истории, от него не свободны ни католичество, ни православие, ни протестантизм.
Господь говорит о Церкви, состоящей из всех народов, племен и языков. Это «народ святый, люди, взятые в удел», а не номинальное христианство, как ты пишешь, «захожане». Такие могут быть везде. Сейчас очень многие считают себя православными, а на поверку? Спрашиваю: вы в Бога верите? Да, я – православная! А в воскресенье умерших? Нет, какое там воскресение! Или: я – православная, хожу в церковь по великим праздникам. А Библия у вас есть? Да! Читаете? Нет!
Церковь Христова существует среди племен и народов, куда никогда не ступала нога православного миссионера, и, тем не менее, там есть истинные последователи Христа. Люди славят Бога и следуют Писанию. Нельзя исключить мировое христианство, предрекая ему ад и только Православную церковь считать истинной, непогрешимой, лишенной болезней. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Всякий. Но верующий, исполняющий волю Его, а не прихожанин или «захожанин».
Ты советуешь нам лечиться православием, иконами, лампадками и даже Достоевским (стр.226). Принадлежность к конфессии никого не спасает, в том числе баптистов, а икона, лампадка и Достоевский – подавно. Христос есть Путь, Истина и Жизнь. Иного пути нет. Не нам выносить приговор другим христианам, а Богу. Он есть истинный Судия всех.
Кстати, далеко не все священники православной церкви думают так, как ты. Известный священник Дмитрий Дудко на вопрос прихожан: «Как мы, православные, должны относиться к католикам, еретикам и всяким сектантам?» ответил: «С любовью. Католики тоже образуют церковь, и их еретиками мы не называем. Еретики – это те, которые сопротивляются истине. Установившиеся же вероисповедания – это различные понимания истины, и их нельзя называть еретическими. От сектантов нам можно кое-чему и научиться, их смелости и взаимопомощи... Определение баптистов как сектантов в православной церкви неверно. Количеством в мировом масштабе они не уступают православной церкви и Писанию – Истине не противятся». Его спросили: «Можно ли бывать у баптистов?» – «Если ответить одним словом, то скажу: можно» («О нашем уповании» О. Д. Дудко).
В начале 50-х годов прошлого века православные пригласили меня в храм Александра Невского, который находится в Ялте. Мы знали, что приедет епископ Крымский Лука, известный ученый-хирург, и будет лекция против сектантов. Я пошла; говорил он в храме около часа: «Христа не признают и «Отче наш» – тоже». Видно было, что епископ Войно-Ясенецкий не был знаком с «сектантами». Я сообщила об этом в Симферопольскую церковь евангельских христиан-баптистов. Братья пригласили его на воскресное вечернее богослужение. Епископ Лука приглашение принял и прибыл в сопровождении монашек. Как только они стали входить в помещение, хор запел «Отче наш», а затем – «Взгляни на Голгофу». Епископ прослезился. Ему дали слово. «Братья и сестры, – обратился он к присутствующим. – Я был неверно информирован, приношу извинения. Разными путями идем мы к Богу, но идем в одно место» – и пожелал общине благословения. После этого он пригласил пресвитера Г. Костюкова навестить его на дому. Ныне Русская православная церковь причислила епископа Луку к лику святых.
Сергей, я была удивлена твоим откровением, что ты «от Златоуста впервые услышал и понял, что если, к примеру, я не прощу брата, то и Бог меня осудит» (стр. 9). Неужели до этого ты не слышал об этом в церкви евангельских христиан-баптистов и никогда не читал Нагорную проповедь Иисуса Христа? Там ясно сказано об этом. А молитва «Отче наш»: прости нам, как и мы прощаем – о чем она говорит?
Поражает твое заявление о том, что основатели баптизма призывали к войнам и сами воевали, а в одной из таких стычек было убито 100 тысяч человек (стр. 166). Баптисты никогда не были государственной религией и войн не благословляли. Во время Великой Отечественной войны за отказ от оружия иных братьев расстреливали, другим давали срок. Были братья, которые работали санитарами на передовой, в госпиталях, стройбатах...
Апостолы «крестили детей, молились святым и за усопших» (стр. 158). Основания этому в Слове Божьем нет, а оно для нас является единственным авторитетом. Ангел запретил апостолу Иоанну поклониться ему: «Богу поклонись!» (Откр. 22:8-9), а тем более мы не должны поклоняться людям. Христос заповедал: «Идите, научите все народы, крестя их...» (Марк. 28:19). А не наоборот. Сознательная вера, обращение, возрождение должны предшествовать крещению – обещанию Богу доброй совести. Такие отцы церкви, как Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, хотя и происходили из христианских семей, приняли крещение после 20 лет. Если крещение не осознано крещаемым или же принято без веры, это ведет к формальному членству в церкви и массовым отпадениям в периоды испытаний и гонений.
Путь Вселенской Церкви сложен. Назревавшие в ней веками противоречия в XI веке привели к официальному разделению Церкви на Западную и Восточную. История православия также неоднозначна. В XVII веке произошел великий раскол. Патриарх Никон пошел на нововведения – исправление церковных книг и обрядов. Протопоп Аввакум и другие не приняли этого. Поскольку Церковь на Руси всегда была государственной, то царь поддержал Никона. Противленцы были репрессированы, оставшихся в живых сослали в глухие места России.
Итак, православие разделилось. Противленцев стали называть старообрядцами (а ведь до Никона Православная церковь жила по старым порядкам). Старообрядцы были свободны от государства и даже гонимы при участии господствующей церкви.
Однако жизнь продолжалась, менялся язык, назрела необходимость читать Библию на всем понятном русском языке. К тому же, некоторые иерархи высказались за отделение церкви от государства. Но Православная церковь не спешила отказываться от привилегий. После Октябрьской революции именно за то, что она была государственной, пришлось жестоко расплатиться. Церковь создал Господь, и она принадлежит Ему. Все государственные церкви неизбежно падали духовно, независимо от их названий.
Нарушение апостольских установлений («Правила Святых апостолов и Постановления вселенских и поместных соборов» на церковно-славянском языке) в современном православии с болью замечалось многими. К 1905 году образовалась группа православных священников, объединившихся в искреннем стремлении к обновлению Церкви, в необходимости которого они были убеждены. Издавался журнал «Век», в котором высказывались смелые мысли; известные в России мыслители и ученые В.Эрн, В.Ельчанинов, С.Булгаков, В.Свенцицкий пламенно и вдохновенно обращались к людям, болеющим за состояние Церкви, с призывом к подлинному выявлению в ней правды Божией.
Однажды старца Оптиной пустыни Анатолия спросили, в чем он видит главную причину того, что возрождение Православной церкви плохо движется вперед. Старец подумал и ответил: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» («Биография Амвросия Оптинского»).
В начале XX века Православная церковь опять разделилась на патриаршую, «тихоновскую», и обновленческую. Существовала и многомиллионная православная старообрядческая церковь, благочестивая и строгая в вере. Сегодня в Украине Православная церковь тоже не едина. Одни подчиняются русскому патриарху, другие – киевскому. Есть и обновленческое движение. Так что заявление о том, что «только мы едины и ни от кого не отделялись», не имеет под собой исторической почвы.
«Протестантизм работает на шлифовку, а не на искоренение греха. В нем меньше искушения. Зачем дьяволу соблазнять протестантов ко греху? Это не в его интересах» (стр. 246-247). Ошибаешься, брат мой. Отсутствие личного опыта не означает его отсутствие вообще. Все христиане, независимо от вероисповедания, знают, что когда в душе действительно произошло рождение свыше и она пошла по Божьему пути, тут же начинаются искушения и испытания, порой очень тяжелые. Испытания твоей верности, честности, чистоты.
Даже сегодня дети или родители отказываются от уверовавших, мужья или жены бросают своих супругов. Я не говорю уже о временах прошлых, но совсем недалеких, когда изгнание из учебных заведений и снятие с работы, тюрьмы и лишение жизни были обыденным явлением. И все это человек претерпевал добровольно, ради веры в Господа Иисуса и любви к Нему! Так было. Меня саму в 15-летнем возрасте, во время войны, за веру выгнали из дому. Ушла, в чем стояла, и Бог не оставил меня. Позже меня трижды увольняли с работы...
Попробуй исправить человека падшего, погибшего! Это возможно только Богу, Дух Святой исполняет эту работу. Мы можем только засвидетельствовать о Христе, указать на путь спасения, но не спасти. Вера от слышания, а слышание – от Слова Божия. И вот это Слово через Дух Святой проникает и судит намерения сердечные и помогает увидеть в Иисусе своего Спасителя. Я знаю многих алкоголиков, наркоманов, преступников разных статей, которых спас Христос. И эти люди расцвели, стали другими силою Господа.
Ты приглашаешь пасторов, лидеров и даже целые общины вернуться в православие – «это самый верный путь спасения» (стр. 243). «Церковь (православная) может дать протестантству некоторую свободу в жизни их прихода» (стр. 251). На похоронах ты предлагаешь: «Пожалуйста, говорите им о Боге, о суде, о смерти, о покаянии, о спасении» (стр. 243). Почему же этого не делают православные священники? Не раз видела: приехал батюшка, помахал кадилом, иногда спели – и через 10-15 минут уехал с кладбища, не раскрыв Евангелия и не сказав тех нужных слов, о которых ты говоришь. «Все хорошее, что есть у протестантов, мы можем использовать» (стр. 241). Думаю, здесь ты превышаешь свои дьяконские возможности. Не все так просто, как кажется, даже проповедь Евангелия в Храме.
Александр Мень, кстати, не боялся проповедовать не только в храме, но и на стадионе вместе с баптистами. В юности я была знакома с молодым священником, отцом Евгением. После службы он проповедовал Евангелие на русском языке. Объяснял, что икона – это картина, устраивал обеды для бедных в подвальном помещении храма, навещал больных, беседовал о Боге с прохожими на улицах. Народ в храм стал ходить толпами, в том числе молодежь. Старый священник и некоторая, малая часть прихода в штыки встретили эти новшества, а народ полюбил отца Евгения. Пополз слух: отец Евгений – евангелист (тогда нас еще баптистами не называли). Я дважды была у него, беседовала с ним, он всегда держал в руке маленькое, карманного формата Евангелие. Его проповедническая деятельность закончилась сроком ...в десять лет! Но прежде высшее духовенство Православной церкви «нажимало» на епископа Луку, чтобы он снял его или запретил ему проповедовать. К чести епископа Луки, он не сделал этого и защищал молодого священника, как мог. Желающие жить благочестиво будут гонимы, и это верно не только по отношению к баптистам. Кстати, отца Евгения и жена бросила из-за этого, что в священники подался.
Ты пишешь, что у православных священников есть большие возможности проповедовать. Так почему же не проповедуете? Уверена, что если бы в храмах вместо застоявшихся обрядов зазвучала живая проповедь о Христе, то многие пришли бы к Богу – не по обряду, а по зову сердца. Передо мной отнюдь не «баптистская» книга, а православная, переизданная Украинской православной церковью, Полтавской епархией, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, – «Отец Арсений». В ней рассказывается об образованном и много пострадавшем священнике, который откровенно высказался по поводу того, почему упала вера в России, подготовив путь революции. «В народе упала вера, люди забыли свое прошлое, забросили многое дорогое и хорошее. Кто виноват в этом? Власти? Виноваты мы с вами, потому что собираем жатву с посеянных нами же семян. Вспомним, какой пример дали интеллигенция, дворянство, купечество, чиновничество народу, а мы, священнослужители, были еще хуже всех. Из детей священников выходили воинствующие атеисты, безбожники, революционеры, потому что в семьях своих видели они безверие, ложь и обман. Задолго до революции утратило священство право быть наставником народа, его совестью. Священство стало кастой ремесленников. Атеизм и безверие, пьянство, разврат стали обычными в их среде...
Из огромного количества монастырей, покрывавших нашу землю, лишь пять или шесть были светочами христианства... остальные стали общежитиями почти без веры. Что мог взять народ от таких пастырей? Какой пример? Плохо воспитали мы сами народ свой, не заложили в него глубокий фундамент веры. Поэтому так быстро забыл народ нас, своих служителей, забыл веру и принял участие в разрушении церквей, а иногда и сам первый начинал разрушать их» (стр. 59). «В XVI-XVII веках стало морально падать русское духовенство, и только отдельные светочи русской церкви озаряли ее небосклон, а до этого было оно главной силой Руси» (стр. 25). «В этом ключ понимания того, как в одночасье народ православной России потерял веру и стал разрушать свои святыни...» (стр. 59).
Спасибо, что вы молитесь о нас, как ты, Сергей, пишешь. Это хорошо, Господь заповедал нам молиться друг о друге. Но было бы еще лучше, если бы прекратили клеветать и обливать ложью баптистов. Сколько неправды распространяется! Статьи священников в православной и светской прессе, пикеты во время евангелизаций! Из зоны мне прислали листовку, написанную еще в 1905 году и ныне обновленную. Подобные гуляют по храмам. Чего там только нет! Разве это нужно нести преступникам – закрывать им уши от слышания Слова Божьего?
В городе Электроугли Московской области в 1994 году на стадионе «Керамик» должна была состояться торжественная церемония закрытия евангелизационной программы для детей. Но праздник был омрачен. Священник отец Дмитрий и прихожане Троицкой церкви пытались ее сорвать. Они жгли Библии, рвали духовную литературу и даже били иконами желающих посетить евангелизацию. Отец Дмитрий вызвал из Москвы «черную сотню» и только вмешательство ОМОНА и пятого дивизиона ГАИ задержало автобусы с боевиками и предотвратило кровопролитие. Были и другие инциденты, инициаторами которых, к сожалению, являлись некоторые священники, а ты пишешь, что православные вовсе не враги протестантам. К миру призвал нас Господь. Баптисты не ведут таких компаний против православных церквей.
В 20-х годах в Москве состоялось совещание духовенства и мирян Православной церкви. Был поднят вопрос о борьбе с нарастающим сектантством. Предлагали старые меры, но встал убеленный сединами епископ и сказал: «Меры эти уже и в старое время показали свою негодность. Все мы должны признать, что штундисты гораздо выше православных в нравственном и культурном отношении. И мы победим их только тогда, когда своих православных прихожан воспитаем так, что они будут выше сектантов по своей нравственной жизни». Так что поле деятельности, Сергей, у вас большое. Не забывайте и слова Достоевского: «Горе народу без Слова Божия». Кстати, у нас многие любят его и читают. Достоевский – это вовсе не твое открытие, он принадлежит мировой культуре.
В начале 20-х годов сидел в тюрьме верующий человек. В камеру ввели преступника. В беседе с ним брат спросил: «Знаком ли ты с Евангелием?» – «А нешто нам его читали? Нам только корочку целовать давали...» Когда я начала искать Бога, то ходила в православный храм. Однажды увидела, как священник вынес из алтаря Евангелие в малиновом бархатном переплете с позолотой, в высоко поднятых руках. «Вот хорошо, читать сейчас будет», – обрадовалась я. Но, увы... Торжественно перекрестив им народ, священник унес его обратно в алтарь. Вот где причина прихожанства-захожанства. Воистину, горе народу без Слова Божия!
А вот с этим не могу не согласиться: «Музыка консервативных протестантов становится все более мирской. Если кто-то из православных слушает рок-музыку, то любой священник вам скажет, что это плохо, грех. Протестанты же не только не противятся ей, но все больше сами используют. Существуют ведь «христианские» рок-группы, и их кассеты распространяются среди протестантов, пусть это не всеми одобряется. Протестантизм неудержимо становится все более мирским, а на Западе не просто омирщвляется, а уже мало чем отличается от мира». Да, к сожалению, это становится явлением, хотя не везде. Бездуховная музыка не может дать молитвенный настрой церкви, она не уносит ввысь, к Предвечному, но, как ты выразился, «приземляет». Бездуховность наступает, захватывая, в первую очередь, молодежь. И опасность омирщвления наших церквей существует. Но это проблемы, которые мы не оставляем без внимания, открыто говорим о них, с постом и молитвой приносим их Господу. Несмотря ни на что, наша Церковь растет и служит Богу, проповедуя в народе Евангелие Иисуса Христа.
Желаю и тебе служить Богу с чистой совестью и быть примером для своей паствы.
Из «Международной Христианской газеты» № 7, 2004.
Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки