Виктор Белодед

ОТВЕТ ПРАВОСЛАВИЮ ОТ ПРОТЕСТАНТА

Краткие комментарии
к тексту книги А. Кураевa «Протестантам о православии»

Кураев

Стоит ли комментировать или отвечать на книги невысокого, как нам кажется, духовного содержания? Учитывая высокую активность и популярность в виртуальном мире диакона Православной церкви А. Кураева, видимо, стоит. Молчать в ответ на некорректные высказывания, сомнительные утверждения и выпады агрессивно настроенного православного апологета скорее греховно, чем благоразумно. Молчание часто воспринимается как знак согласия или равнодушия.
Взгляды А. Кураева - это не его частное мнение. И хотя формально он не говорит от лица Православной церкви, нельзя сомневаться в том, что он хорошо усвоил как ее дух, так и учение.
Еще одно замечание касается употребляемых ниже терминов "православие" и "протестанты". Под первым все же следует понимать православие в представлении & изложении А.Кураева.
В книге А. Кураев оппонирует лютеранам, баптистам, адвентистам, англиканцам, Свидетелям Иеговы и харизматам. Он относит к протестантам течения с совершенно разными, порой противоположными взглядами. С таким определением трудно согласиться. Ниже, в комментариях к тексту, под протестантами имеются в виду ортодоксальные, доверяющие Библии христиане, не принадлежащие к католической или православной церквям.

стр.5-10: "Защищать свою церковь"

"К миру призвал нас Господь" (1Кор.7.15). Действительно, к миру, а не к межконфессиональной розни призваны ученики Христа. "Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуды,1.3). За какую же веру стоит подвизаться? Библия говорит нам только об одном Боге и об одной истинной вере: "Имейте веру Божию" (Мр.11.23).

"Народ вернется к своей духовной истории, традициям, православию".

Для такого оптимизма нет никакого библейского основания, напротив: "Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" (Лк.18.8).

"На деле проповедуют не Евангелие, а свое понимание".

Так поступает любой здравомыслящий проповедник. Возможно ли вообще искренне проповедовать вопреки своему пониманию?

стр.10: "...и только т.н. отцы церкви, которых называют святыми"

Согласно Писания (2 Кор.1.2; Рим.16.2; Рим.15.26,31, и др.), святыми называются верующие в Иисуса Христа. "Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас" (1Кор.1.12).

стр.23: "Протестантское толкование Иоаннова стиха есть на самом деле не только запретом на написание иных книг. Это запрет на всякое религиозное творчество"

Что же говорит упомянутый стих? "И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей"(Иоан.22.18-19).
Нам не приходилось еще встречать протестантов с таким пониманием упомянутого стиха. Понимание же христиан-баптистов, например, сводится к запрету на добавление к написанному в Библии новых откровений догматического характера. Например, Елены Уайт (адвентисты), Джозефа Смита (мормоны), Свидетелей Иеговы, отцов Православной церкви и др. "откровений".

стр.45: "Ты только признай, что за тебя долг уплачен Христом"

(Из-за ограниченных возможностей пользования книгой А. Кураева данная цитата первоначально была воспринята мной как мысль А.Кураева (Б.В), что и вызвало удивление. В оригинальном же тексте А. Кураев осуждает такой взгляд. Вставка - апрель 2004 г.).

Первоначальный комментарий:
Те же мысли мы встречаем у харизмата К.Хейгина. Поразительное единомыслие! Что говорит об этом Библия? "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф.11.12). Как видим, одного признания для этого недостаточно.

стр.47: "Надо защитить человека от этого зла [оккультизма]"
стр.48: "Пропитать энергиями Христа [обряд]"

Библия учит о способности человека отличать доброе от злого: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (Быт.3.22).
Библия учит о свободном выборе: "Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить" (И.Нав.24.15). И если человек сознательно выбирает для себя оккультизм, никакое внешнее ритуальное освящение ему не поможет. Демоны боятся лишь Святого Духа, которого никак нельзя призвать с помощью обрядов или "чинов".

стр.50: "Различия между западным и восточным христианством"

Лютер оценил это различие так: "То же папство, но без папы". Действительно, со стороны формальных отличий очень мало. Та же церковная иерархия. Та же вертикальная (административная) структура. Отделение священников от паствы, клир. Та же идея чистилища, трансформированная в мытарства души после смерти.

стр.66: "Крещение всеми христианами понимается как дверь, входящая в церковь Христову".

Следует уточнить. Если понимать церковь как религиозную организацию, то с этим можно согласиться. Однако в небесный Иерусалим войдет не религиозная организация, а истинная, невидимая Церковь искупленных.
"В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его" (Еф.1.13).
Присоединение к этой истинной церкви происходит чрез веру, а не через крещение. "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Иоан.5.24). Доверяющие Библии христиане считают крещение внешним, публичным свидетельством, исповеданием веры, которое вполне может быть и не искренним.

стр.67: "Не сама ли природа учит нас, что причастие детей как членов церкви неразумно? Когда ему суют в рот смесь вина с хлебом, оно, естественно, противится".

Действительно, не выглядит ли это насилием над личностью и ее волеизьявлением? Кроме того, при этом нарушается и устав Евхаристии, заповеданный Господом: "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор.11.28-29). Могут ли младенцы испытывать себя? Могут ли рассуждать о теле Господнем?

стр.74: "Могут ли дети некрещенные быть святыми?"

Могут. Согласно Библии, "таковых есть царство небесное":
"Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Мр.10.14-15). Причина крещения младенцев кроется в насильственном присоединении их к православию для формального увеличения его численности. В дальнейшем это служит преградой для свободного волеизъявления, когда ему указывают на Писание: "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф.4.5).

стр.81: "Православная церковь верит в приход толкователя [Апокалипсиса]"

Ей просто не остается другого выхода. Надо же как то объяснять верующим православное понимания образа жены из 17-й главы:
"И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим" (Иоан.17.35).
Видим легко узнаваемый образ.

стр.82: "Изображение Христа и Бога у протестантов"
"Дети нуждаются в картинках"

Уточним: у собирательного образа протестантов, куда, по А.Кураеву, относятся и Свидетели Иеговы, (стр.14-15), и адвентисты, и англикане (стр.45), и харизматы, действительно, все это можно найти. Оправдывает ли это поклонение православным иконам? "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину" (Вт.4.15-16).

стр.94: "Если все станут к концу баптистами, веры не будет".

Следует ли понимать это утверждение, что баптисты - люди неверующие? Или же слово "вера" подразумевает только православную веру?

стр.99: "Практика - критерий истины".

А.Кураев принимает материалистический критерий истины. Христос же сказал: "Я есмь путь, и истина, и жизнь" (Иоан.14.6).

стр.102: "Мне представляется, что протестанты не подпадают под анафему VII-го Вселенского Собора: 'Верую во Единого Бога, в Троице воспеваемого. Мы с любовью принимаем честные иконы, поступающим иначе да будет анафема'".

Но протестанты не принимают икон. И поэтому попадают под анафему. Реверанс А.Кураева обнаруживает двойственность его позиции: приверженность к православию с его традициями и решениями соборов, и явной абсурдностью не отмененных анафем.

стр.118: "Успехов... протестанты не знают".

"Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть" (1Кор.3.11-13).
"...Судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1Кор.4.5).

стр.131: "Толща вековых преданий, цемент канонов и камни догматов - крепостные стены".

Полезно сравнить это утверждение с лозунгом реформации: "Sola Scriptura" - только Писание.

стр.144: "Мы знаем свой грех и не отрицаем его (хотя состоит он совсем не в почитании икон)"

Странное отношение ко греху, который "мы знаем". Вместо того, чтобы исповедать, отречься и оставить: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоан.1.9).

стр.148: "У баптистов нет причастия"

Верно. Они, во исполнение заповеди Христа, участвуют в хлебопреломлении. "Сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание" (1Кор.11.25).

стр.149: "Недавно я был готов что угодно отдать за право войти в храм и помолиться, а сегодня мне за это самому деньги платят".

Оставляя без комментариев мзду за допуск помолиться в храме, обратимся к учению Христа о молитве. "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего" (Мф.6.67).

стр.153: "Вообще, наш путь не от победы к победе, а от поражения к поражению".

Верно, православный путь не может быть иным. Другое дело, путь истинной веры, о чем читаем в Библии: "Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф.2.20-22).
"В надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине" (Кол.1.5-6).
"Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве" (Фил.1.9).

стр.162: "Мы... просим о том, чтоб через хлеб и вино, преосуществляемых в тело и Кровь Христа, Господь сделал нас телом Христовым".
стр.164: "Через священный хлеб люди становятся христианами и тем самым получают возможность составлять церковь".

Другими словами, православные христиане еще не являются этим телом. Доверяющие Библии христиане веруют, что присоединение к невидимой, истинной церкви, к телу Христовому, происходит чрез возрождение и веру. Через крещение же происходит присоединение к поместной церкви.

стр.163: "Проповедь - не центральное, а служебное место в литургии и жизни церкви".

Доверяющие же Библии христиане, напротив, отводят ей главное место на богослужебных собраниях, стараясь просто и доходчиво, на примерах объяснять слушателям суть библейских истин.

стр.165: "Причащение дарует нам 'отпущение грехов', как возвращение к церковному бытию". Также стр.174: "Причастие - вот лекарство от тления"

Это не соответствует Библии. Исповедание и оставление греха, согласно 1Иоан.1.9, чрез жертву Христа примиряет верующих с Богом: "Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение" (Рим.5.9-11).

стр.166: "Если меня коробит, что к моей любимой иконе прикладываются и старухи и бомжи..."

В самом деле, через подобное прикладывание может передаваться инфекция, и никакая мнимая "святость" деревянного изделия не станет ей преградой. Это можно справедливо рассматривать как неизбежную расплату за идолопоклонство.

стр.167: "В церкви совсем иное: благодать, которую воспринял член церкви Сидор оживляет не только Сидора, но и всех членов церкви".

Есть наглядный Ветхозаветный образ чистого и нечистого. Прикоснувшийся к нечистому оскверняется, а не освящается (Лев.5.23).
То же божественное правило мы находим и в Новом Завете: "Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (1Кор.6.16-18).

стр.170: "Причастие... непостижимо"

Если это так, то зачем принимать участие в непостижимых, непонятных ритуалах?

стр.171: "На весь мир баптисты возвестили о собственном ощущении пустоты, которое они испытывают при прикосновении к литургической чаше".

Хотелось бы конкретнее узнать об этом уникальном событии. Нам не известно такое ощущение пустоты.

стр.172: "Хлебопреломление совершается протестантами без веры в его действенность"

Очень сложно судить о чужой вере и переживаниях. Для объективности стоило хоть бы раз почувствовать себя протестантом.

стр.178

Здесь приводится православное определение евхаристии. Сформулировано оно на Константинопольском соборе 1157 года и состоит из 115 слов, составляющих одно предложение. Ни один священник (кроме феноменов) не запомнит его, не говоря уже о практическом применении этого определения. Кому доступно такое понимание? Для чего оно нужно?

стр.178: "Мы участвуем в той же самой трапезе, а не в повторении или воспоминании".

Нам трудно судить об этом православном переживании. Возможно, они действительно присутствуют в той самой горнице с 12 учениками Иисуса. Однако выглядит странным, как они могут там вместиться? И почему Библия ничего не упоминает об их присутствии в горнице?

стр.222: "...может, откушав блюд американских проповедников, подойти к порогу Русской церкви? Христа и Евангелие вы найдете и здесь. Субботу тоже. Но еще вы найдете здесь Россию".

Читая эти слова, трудно отделаться от мысли: чего изволите?

стр.228: "Да, даже красота и сложность церковной музыки способны затруднить восприятие смысла богослужения"
стр.234: "Намоленная древность храма и теплое, плавно-непонятное течение церковнославянской речи"

Нам кажется, именно эта православная мистика давала атеистам повод называть религию опиумом для народа.

стр.226: "Православие слишком сложно"

Верно. Сложно и запутано. "Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе"- писал ап. Павел в (2Кор.11.3)

январь 2004 г

Оригинал находится: http://www.Bible-For-You.org/Issleduem/kurapp.htm

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки