Джон Стотт

МЕСТО ИЗРАИЛЯ 

Место Израиля

 

Тема, заданная для нас, представляет собой наглядный урок библейской герменевтики, как ее обычно называют в принципах толкования Библии. Но я хотел бы напомнить вам в самом начале, что существует по крайней мере четыре варианта использования слова «Израиль», о месте которого нам предстоит говорить.

Первое: Израиль был тем коварным негодяем, вторым сыном Исаака, чье имя было Иаков – что означает «тот, кто обманывал или тот, кто борется», который полностью соответствовал своему имени – но которого Бог переименовывает в «Израиль», потому что он боролся всю свою жизнь с людьми, и наконец, пришел к борьбе с Богом за благословение, в котором он нуждался (благословение, на которое он не имел права).

Второе: Израиль – это избранный народ времен Ветхого Завета – 12 колен, произошедших от 12 сыновей Иакова, называемых детьми Израиля, потому что Израиль (или Иаков) был их общим предком.

Третье: Израиль – это мессианское сообщество – народ Иисуса Христа – истинные потомки Авраама, потому что они разделяют веру Авраама. Сюда входят язычники, как и большинство из нас, если мы верим в Иисуса, но исключаются евреи, которые не верят в Него. Когда Павел заканчивал свое письмо к галатам словами «Мир и милость Израилю Божию», он имел в виду верующих в Иисуса, независимо от их этнического происхождения. Итак, Израиль – это мессианское сообщество.

Четвертое: сегодняшний Израиль для многих людей, если вы читаете газеты, является израильским народом, которому обещали национальный дом в Декларации Бальфура 1917 года и дали его в 1948 году.

Итак, Израиль имеет четыре значения. 1) Это значит Иаков. 2) Имеются в виду евреи. 3) Имеются в виду христиане. 4) И это значит израильтяне. В этом-то и возникает проблема, когда вас спрашивают, о ком вы говорите.

Я не собираюсь больше ссылаться на первое и четвертое значения, особенно на четвертое, но сосредоточусь, как концентрируется Библия, на втором и третьем знанениях.

Каково место Израиля в замысле Бога? И особенно в конце света? Но мы не сможете дойти до конца, если не начнем с самого начала. Поэтому лучший способ разобраться с этой деликатной и противоречивой темой — рассмотреть прошлое, настоящее и будущее Израиля и попытаться получить представление о библейском откровении в целом.

Итак, мы начнем с прошлого Израиля. Ветхозаветный Израиль был избранным народом Божьим, который иногда называли «заветным народом Божьим». Божий завет был дан Аврааму, его сыну Исааку и его внуку Иакову, и обещанием завета было: «Я буду твоим Богом, а ты будешь Моим народом». Совершенно верно, что после 400 лет унылого рабства Бог, похоже, по крайней мере на время, «забыл» Свой завет. Но затем в начале Исхода мы читаем, что Бог вспомнил Свой завет с Авраамом, Исааком и Иаковом и в результате спас Свой народ из египетского рабства.

Примерно через три месяца на горе Синай Бог сказал народу через Моисея: «Я нес вас на орлиных крыльях и привел к Себе. И теперь, если ты послушаешься Моего слова и соблюдешь Мой завет, то из всех народов мира ты будешь Моим сокровищем. И вся вся земля Моя. Вы будете для Меня царством священников и народом святым».

Теперь народ Израиля никогда не забывал этих обетований и никогда не забывал этот завет, а литература Израиля (которую мы называем Ветхим Заветом) наполнена выражениями удивления по поводу того, что Бог избрал их Своей нацией из всех народов мира – что Ему надлежало заключить с ними завет и сделать их Своим народом, и что Ему надлежало помиловать их.

Позвольте мне привести вам примеры выражения удивления. Послушайте 5 риторических вопросов Моисея:

  • Какой еще народ настолько велик, чтобы иметь своего Бога рядом с собой так, как Господь, наш Бог, находится рядом с нами, когда мы молимся Ему?
  • Какой еще народ настолько велик, чтобы иметь такие праведные постановления и законы, как этот свод законов, который я предлагаю вам сегодня?
  • Случалось ли когда-нибудь прежде что-нибудь столь же великое, как это?
  • Слышал ли кто-нибудь еще из людей голос Бога, говорящий из огня, как вы, и жил ли он после этого?
  • Пытался ли когда-нибудь Бог забрать себе один народ из другого народа Своей могучей рукой и простертыми руками?

Эти пять риторических вопросов, каждый из которых ожидает ответа «Нет», вы найдете во Второзаконии 4.

И Моисей продолжает: «Господь возлюбил вас и избрал вас не потому, что вы были более многочисленны, чем любой другой народ. Господь возлюбил тебя, потому что Он любит тебя». Это Второзаконие. 7.

Затем ещё: «Он открыл Свои слова Иакову, Свои законы и Свои постановления Израилю. Он не сделал этого ни для какой другой нации. Они не знают Его законов». (Псалом 147.)

Я мог бы продолжать. Ветхозаветная литература Израиля полна высказываний удивления по поводу того, что Бог сделал их Своим особым народом. Это ощущение уникального откровения, которое пронизывает весь Ветхий Завет.

Теперь ещё текст. Обратитесь к 9 главе к Римлянам. В начале 9 главы апостол Павел перечисляет 8 привилегий, отличающих народ Израиля. Об Израиле в прошлом и его особых привилегиях как святого народа Божьего.

Римлянам 9, стих 4. Они израильтяне, и им принадлежат следующие 8 вещей:

1. Сыновство, потому что Бог принял народ как Своего сына.

2. Слава – сияющий символ присутствия Бога в храме.

3. Заветы, в которых Он обещал быть их Богом.

4. Дарование закона, называемое также пророчеством Божьим, потому что в законе Он открывает Свою волю.

5. Поклонение – как жертвы, предшествовавшие Господу Иисусу, так и Псалтирь, которую мы используем в своем богослужении сегодня.

6. Обетования, особенно грядущего царства Мессии.

7. Патриархи, истории которых записаны в книге Бытия для нашего наставления.

8. Прежде всего подчеркивается человеческое происхождение Иисуса Христа, который является удивительным выражением Бога над всем, благословенным навеки.

Вы удивляетесь тому, что Павел говорит в начале этой главы в стихе 1, что он имеет великую скорбь и непрестанную тоску в сердце своем об Израиле по плоти, потому что при всех этих восьми привилегиях они не признали Иисуса своим Мессией. Павел сказал, что он мог бы пожелать даже быть проклятым и отлученным от Христа ради своих соотечественников, если бы только таким образом они могли спастись. Тут видна его страстная любовь к народу Израиля.

А кем, с точки зрения Нового Завета, является сегодняшний Израиль? И ответ, который мы увидим в Библии, заключается в необычном событии: истинный Израиль сегодня – это не евреи и не израильтяне, а верующие в Мессию, даже если они язычники по плоти. Это семя началось еще в Ветхом Завете. Физическое потомство Авраама, Исаака и Иакова не считается достаточным, чтобы быть истинным членом завета. Конечно, люди так думали.

Они интерпретировали избрание как предрасположенность к ним Бога, но пророки продолжали настаивать на том, что их выбор Богом быть заветным народом Божьим не будет гарантировать им иммунитета от суда Божьего. Возможно, самый поразительный пример – это Амос, когда Бог сказал: «Вы — единственные люди, которых Я знаю...», — сказал Бог, и евреи могли чувствовать себя в полной безопасности в избрании Бога! Они ожидали, что Амос продолжит: «Вы — единственный народ, который Я знаю, и поэтому Я защищу вас от любого бедствия». Но Амос продолжал: «Поэтому Я накажу тебя за твои беззакония из-за величия твоих привилегий». И пророк все больше и больше склонен проводить различие между Израилем в целом как незащищенным народом и верным остатком израильтян внутри народа.

Посмотрим на Иоанна Крестителя, последнего ветхозаветного пророка. Иоанн Креститель учил, что есть не только израильтяне, которые не являются истинным Израилем, но есть и неизраильтяне, которые являются истинным Израилем. Иоанн Креститель сказал людям: «Не говорите себе: «Наш отец — Авраам». Я вам говорю, что Бог способен из этих самых камней воздвигнуть детей Авраама».

Бог воздвиг детей Авраама не из камней, а из язычников, которые в некотором смысле были похожи на камни. И Иисус ошеломил Своих современников, сказав, что многие придут с Севера и Юга, Востока и Запада, из всех языческих народов. Они собираются сесть на мессианский пир с Авраамом, Исааком и Иаковом. А некоторые граждане Царства, которые физически происходят от Иакова, будут исключены из Царства. Таким образом, некоторые из израильтян не являются истинным Израилем, а многие язычники, которые не являются израильтянами, являются истинным Израилем.

Это учение Ветхого Завета, это учение Иоанна Крестителя, это учение Иисуса Христа, но в особенности это было учение Павла, апостола язычников, которому Бог дал полноту откровения этого потрясающего развития. Вернемся ко 2 Римлянам и прочитаем последние несколько стихов, начиная со стиха 2Б. Павел делает удивительное заявление. «не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога».

Опять же, в главе 9 есть фраза: «Не все потомки Израиля принадлежат Израилю». В другом месте Послания Филиппийцам Павел говорит: «3 потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (речь о нашем физическом происхождении. Это не вопрос физического происхождения. Это вопрос веры). В Иисусе.

Петр говорит то же самое. С великой смелостью, данной ему Святым Духом, он берет выражения из Исхода 19: «Вы — народ святой, царство священников...» и переносит их на последователей Иисус. И он говорит: «некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы».

Удивительно, что говорят авторы Нового Завета! Парадокс в этом вопросе заключается в том, что истинные иудеи сегодня – это христиане. Да. Если вам не нравится это выражение, скажем иначе: «Последователи Мессии в большей степени являются народом Израиля, чем те люди Израиля, которые отвергают Его».

Вы можете сказать: «Как вы можете оправдать такое отождествление?» Ответ: «Во Христе». Логика совершенно неоспоримая. Бог обещал благословить народ через семя Авраама. Семя Авраама – это Иисус Христос. Если вы посмотрите на Его родословную у Матфея и Луки, вы увидите, что Он произошел от Авраама, Исаака и Иакова. Итак, Бог пообещал благословить семя Авраама. Семя Авраама — это Христос, и поэтому каждый, кто во Христе, получает обещанное благословение.

И мы во Христе не по рождению, а по возрождению; не физически по происхождению, а духовно по вере. Павел пишет в Римлянам 4: «Авраам — отец всех верующих». Поэтому обрезанный или необрезанный, Авраам — отец верующему. Я не еврей по происхождению от Иакова, Исаака или Авраама, но Авраам — мой отец. Он отец верующих, и если мы с вами верим в Иисуса Христа, он наш отец.

В 3 главе Послания к Галатам мы видим, что если вы принадлежите Христу, вы — семя Авраамово и наследники Христу. Вот почему те из нас, кто верит в Иисуса, читают Священные Писания Ветхого Завета как свои Священные Писания. Мы поем ветхозаветные псалмы. Мы утверждаем, что обетования Ветхого Завета относятся к нам, потому что все Божьи обетования исполняются во Христе, а мы во Христе, и следовательно, обетования принадлежат нам. Это потрясающая истина!

Вот что мы видим. В былые времена Израиль был физическим явлением и означал потомков Иакова. Сегодня Израиль — это духовное явление и означает верующих в Иисуса, независимо от того, являются ли они потомками Иакова или нет.

Это подводит нас к третьему вопросу о будущем Израиля. Если под Израилем подразумевались потомки Иакова в Ветхом Завете и верующие в Иисуса в Новом, должны ли мы заключить, что у Бога нет особого будущего для Израиля по плоти?

Это забавный вопрос, потому что на него ответил апостол Павел. Римлянам 11:1. «Итак, я спрашиваю: отверг ли Бог Свой народ? Неужели Он отверг потомков Иакова, народ Израиля по плоти?»

Ответ Павла: «Ни в коем случае». Он дает два ответа на вопрос и оба раза начинает: «Ни в коем случае». Первый ответ содержится в первом стихе: «Я сам израильтянин. Конечно, Он не отверг всех Своих людей. Я один из них», — говорит Павел. И он продолжает: «Бог не отверг Свой народ, состоявший из верных еврейских потомков Иакова и верующих в Иисуса».

Такими были все первые последователи Иисуса. Все они были евреями по физическому происхождению, и, слава Богу, сегодня есть много христиан-евреев в наших церквах.

Но как насчет других потомков Иакова, которые не веруют в Иисуса?

Теперь мы подходим ко второму ответу в стихе 11. Павел спрашивает: «Итак, я говорю: не до того ли они споткнулись, чтобы упасть?» Означает ли это, что потомки Иакова, евреи, отвергшие Иисуса, будут отвергать его навсегда?

Павел отвечает: «Ни в коем случае». Отвержение евреев Богом не является окончательным, как и отвержение ими Христа не является окончательным. Чтобы проиллюстрировать это, он развивает знакомую всем нам картину из 11 главы Послания к Римлянам о двух маслинах. Культурное оливковое дерево, которое является символом физических потомков Иакова, и дикое оливковое дерево, которое является символом нас, язычников, происходящих из языческих народов. В стихе 17 он говорит, что некоторые из ветвей возделываемой маслины, то есть из неверующих евреев, были отломлены. Вместо них к маслине привился побег от дикой маслины (это мы). Язычники теперь включены в число детей Авраама по вере в Иисуса. Но он говорит: «Однажды отломленные масличные ветви», то есть неверующие евреи, «будут снова привиты».

«Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Римлянам 11:24-26).

То есть соберутся все избранные Божьи люди. Будет широко распространено обращение евреев к Иисусу. Происходящее сейчас ожесточение, которое делает их слепыми к своему Мессии, носит временный характер. Завеса будет поднята. Они увидят и поверят – может быть сотни тысяч, а может быть, и больше – когда-нибудь в истории поверят и будут снова привиты.

Теперь это подводит нас к вопросу, который, должно быть, возникает у некоторых из вас: «А как насчет земли обетованной?» Является ли создание государства Израиль исполнением пророчества? Можно сказать следующее: некоторые люди так думают. Особенно диспенсационалисты. Они говорят, что пророки обещали, что евреи вернутся в землю обетованную. Они даже очерчивают границы, которые евреи займут на земле обетованной. Эти обещания не были исполнены в Ветхом Завете буквально, поэтому мы ожидаем их исполнения в будущем, говорят они. Это разумная точка зрения, и многие ее придерживаются. И мы относимся к ним с уважением и любовью.

Другие, к числу которых я причисляю себя, не придерживаются такой точки зрения. Тут нужно думать о политических вопросах. С одной стороны, существует риск игнорирования справедливого решения дела палестинцев, а с другой – риск поощрения дальнейшего израильского экспансионизма, поскольку земля, обещанная Аврааму в Ветхом Завете, включала территорию, которая сегодня принадлежит Иордании, Ливану и Сирии. Нужно осторожно говорить о тех территориях, что, как вы думаете, принадлежат евреям навсегда.

1. Ветхозаветные обещания о возвращении евреев в землю уравновешиваются обещаниями возвращения евреев к Господу. Трудно представить, как это светское, неверующее нынешнее государство Израиль может являться исполнением этих пророчеств.

2. Ветхозаветные обетования о земле нигде не повторяются в Новом Завете. Пророчество из 11 главы Послания к Римлянам — это пророчество о том, что многие иудеи обратятся ко Христу, но не упоминается ни земля, ни Израиль как политическое образование. В Новом Завете есть только один стих, который когда-либо рассматривался как обещание того, что евреи вернутся в свою землю, и это Луки 21:24, где Иисус говорит, что Иерусалим будет попираем язычниками до тех пор, пока не кончатся времена язычников. Это двусмысленный стих, и его можно интерпретировать двояко. Это может относиться не к периоду господства язычников, после которого Иерусалим будет восстановлен, а скорее, может относиться ко всему нынешнему мировому порядку до конца истории, когда Иисус Христос снова придет в силе и великой славе. Но даже если оставить такой смысл в стороне, нет другого стиха, который повторял бы обетования Ветхого Завета. Поэтому нам нужно быть очень осторожными, возвращаясь к обетованиям Ветхого Завета и игнорируя то, как они трактуются в Новом Завете.

3. Ветхозаветные обетования, по мнению апостолов, исполняются во Христе и в международном сообществе Христа - Церкви. Авторы Нового Завета применяют обетование о семени Авраама к Иисусу Христу. И они относят к Иисусу Христу обетование земли и всей земли, которая унаследована, земли, в которой течет молоко и мёд, потому что именно в Нем, во Христе, утоляется наш голод и утоляется наша жажда. Возврат к еврейскому национализму кажется несовместимым с новозаветной перспективой международного сообщества Иисуса Христа - Церковью.

Итак, мы попытались понять библейский взгляд на Израиль. В прошлом Это был избранный народ; в настоящее время это международное мессианское сообщество верующих в Иисуса Христа; в будущем - это растущее сообщество, в которое войдут гораздо больше неевреев и еще больше евреев.

В 11:22 Послания к Римлянам апостол Павел говорит: «Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]».

Бог библейского откровения — это Бог строгости и благости, Бог суда и спасения. Обратите внимание на строгость. Бог библейского откровения — это Бог суда. История Израиля – это торжественное предупреждение против неверности. Стих 21: «Если Бог не пощадил природных ветвей, то и вас не пощадит». Примите это предупреждение близко к сердцу. Берегитесь, чтобы мы не оставили Господа Бога нашего из-за своего непослушания.

Но Бог не только суровость. Он благость. Вся история Израиля и вся история мира — это история терпеливой и любящей Божией благости. Посмотрите, как Павел подчеркивает это в стихах 30-32: «Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать».

Милосердная цель Бога является миссионерской целью, она не подошла к концу. Религии мира могут угрожать распространению Евангелия. Индуизм пытается поглотить христианство. Марксизм пытается загнать его в подполье. Ислам становится еще более агрессивным. Секуляризм пронизывает все наше общество. Но милость Божия в конце концов восторжествует. Верующих в Иисуса ждет великое будущее. Будет собрана вся полнота евреев. Будет собрана полнота язычников. Бог помилует весь Свой народ.

Когда мы окажемся на Небесах, если по милости и благодати Божьей мы это сделаем, мы будем совершенно ошеломлены. Мы станем частью не маленького остатка, а великой компании, настолько огромной – такой невообразимой – что во исполнение обещания, данного Аврааму, она будет подобна звездам на ночном небе, песку на берегу моря, пылинок на земле. Людей будет на самом деле бесчисленное множество. Слава Богу за Его милость!

 

Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки