ЗАЯВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЩИНЫ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН ПО ВОЕННОМУ ВОПРОСУ 1923 г.

 евангельские христиане 1921

 
(Нужно напомнить, что съезд Евангельских Христиан 1923 года под давлением ОГПУ и лично Евгения Тучкова принял решение о службе в армии для евангельских христиан. Перед этим председатель Союза Проханов побывал в заключении и подписал все предложенные ему заявления, которые были опубликованы в центральных советских газетах, а потом поддержаны съездом. Такое же решение принял и съезд баптистов. Однако это решение совершенно не устроило многих верующих. И то, что их не устроило, очень хорошо изложено в данном Заявлении Московской общины Евангельских Христиан. После этого руководители общины были большевистскими властями репрессированы)

Во Всероссийский центральной исполнительный комитет
От Евангельских христиан Московской общины Смоленского района и членов других районов
Копии: Зампред СОВНАРКОМА – тов. Каменеву С. С.

Уполномоченному по религиозным делам Республики – тов. Смидовичу П. Г.
В НАРКОМЮСТ – тов. Курскому
В ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ В ГРАЖДАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МОСК. ГУБСУДА – тов. Смирному И. А.
В ВОЕННЫЙ ТРЕБУНАЛ МОСКОВСКОГО ОКРУГА ЦКРКП секретарю – тов. Ярославскому
В Редакции «ИЗВЕСТИЯ» и «БЕЗБОЖНИК» ВО ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН – Пред. И. С. ПРОХАНОВУ

ЗАЯВЛЕНИЕ

Мы, Евангельские христиане Московской Общины, посылаем Вам настоящее заявление, желая дать правильное освещение как прошлому, так и настоящему отношению евангельских христиан к военному делу, и выразить наше отношение к посланию ВСЕХ, опубликованному в №180 «Известий» от 12 августа с/г, поставившему евангельских христиан в ложное и неясное положение. Губсуды, основываясь на содержании названного «послания», отказывают теперь всем евангельским христианам в освобождении от военной службы, а циркуляр Наркомюста от 5-го Ноября с/г года, за №237 даже совершенно исключает евангельских христиан из разряда тех религиозных течений, которым дается возможность замены военной службы другими повинностями. Считаем, что упомянутое послание ВСЕХ искажает действительное отношение евангельских христиан к военной службе, находим, что названный циркуляр явным образом противоречит декретам от 14 января 1919 г. и 14 декабря 1920 г., предоставляющих право каждому гражданину по своим религиозным убеждениям получать замену военной службы другими повинностями. Подробная мотивировка нашего отношения к «посланию» ВСЕХ изложена в дальнейшей части настоящего заявления. Мы считаем также необходимыми (не имея другой возможности) поместить в этом же заявлении тех заметов, которые были помещены в «Известиях» и «Безбожник» по поводу упомянутого послания и IX Всесоюзного Съезда евангельских христиан. Мы надеемся, что Советская власть отнесется с должным пониманием ко всему изложенному и в настоящем заявлении и, кроме того, примет меры к необходимому исправлению вышеозначенного циркуляра и к прекращению дальнейших неправильных нападок на евангельских христиан в печати и судах.

I ЧАСТЬ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

1. Первое выступление Проханова И. С. В марте текущего 1923 года на Всесоюзном Съезде Православного Союза Древле-Апостолькой Церкви (С.О.Д.А.Ц.) Председатель Всероссийского Союза евангельских христиан (ВСЕХ) – Иван Степанович Проханов выступил с приветствием от лица евангельского Союза и закончил свое приветствие чтением, предварительно прошедшего через надлежащую цензуру, воззвания «ГОЛОС С ВОСТОКА». В это воззвание Проханов И. С. от лица Всероссийского Союза евангельских христиан, обращаясь ко всем христианским церквам в вероисповеданиям в России, а также и на всем земном шаре, указывает в числе прочих извращений христианства на преступность участия большинства христианских церквей в войнах и человекоубийстве, и, касаясь, отношения к военному делу Евангельского Союза говорит: «Рожденная, среди гонений и преследований царского режима и окрепшая среди бурь беспримерной Революции, свободная, народная, Евангельская церковь в России не принимала участие в кровавой борьбе последнего времени. Ее члены заявляли самоотвержением о своем нежелании принимать участия в военных актах»

2. Арест Проханова Через несколько дней после этого выступления на съезде СОДАЦ Проханов И. С. был арестован и пробыл в заключении несколько месяцев.

3. Второе выступление Проханова И. С. При освобождении из тюрьмы в июле с/г года Проханов от лица Высшего Совета евангельских христиан подписал новое послание к верующим, в отношении военной службы, резко противоречащее содержанию упомянутого «Голоса Востока». В этом новом послании опубликованном в №180 Известий ВЦИК СССР от 12 августа с/г, за подписью 4 братьев: Проханова И. С., Савельева Ф. С., Андреева А. Л., Пелевина В. Т. говорится от лица Высшего Совета евангельских христиан: «Мы призываем всех наших братьев работать беспрекословно во всех Советских военных и гражданских учреждениях республики, а также нести службу в Красной армии и не отказываться вообще от таковой, подчиняясь дисциплине и всем установлениям власти. Относительно же «Голоса Востока» в новом послании вопреки очевидности утверждается, что он относится не верующим живущим в России, а исключительно лишь к лицам, живущим за пределами Советской России и защищающим интересы капитала.

4. IX Всесоюзный Съезд Евангельских христиан. Созванный в Петрограде вслед за освобождением Проханова И. С. Всесоюзный съезд евангельских христиан, проходивший при непосредственном присутствии представителя ГПУ тов. Тучкова (того самого, который вел дело Проханова И. С., когда последний находился в тюрьме) – присоединился, после большой внутренний борьбы и нравственных страданий большинством голосов к посланию И. С. Проханова, т. е., следовательно, и к его призыву, убеждающему верующих идти отбывать военную службу в рядах армии. (Хотя этот вывод ее по запутанности дела был, по видимому, не ясен большинству участников съезда).

5. Отзывы печати. Это в свою очередь дало повод поместить в №242 «Известий ЦИК СССР» от 23 Октября заметку, смысл которой сводится к тому, что евангельские христиане при царизме служили, а после Октябрьской революции стали отказываться от военной службы, не желая защищать интересы трудящихся с ОРУЖИЕМ В РУКАХ, т. е. так, как делали это, по мнению автора, при царизме, защищая интересы капитала. Далее, в этой же заметки говорится, что в настоящее время у евангельских христиан на IX Всероссийском Съезде принята новая позиция и в доказательства этого приводится правительственная телеграмма Съезда по адресу Советской Власти и выдержки из резолюции Съезда о воинской повинности. Это же послание Проханова, помещенное в «Известиях» от 12-го августа, дало также повод газете «Безбожник» поместить в №37 заметку «Старое время», где говорится следующее: «Так называемые евангельские христиане, хотя они и участвовали в войнах царского правительства, вдруг после того, как в открытом бою победил рабочий и крестьянин, стали отказываться от военной службы, ссылаясь на свои религиозные убеждения. Из штаба евангельских христиан на местах был дан такой приказ, чтобы не ходить в ряды Красной армии и само собой разумеется это должно было по мысли зачинателей ослабить силу армии, оно должно было мешать сопротивлению рабочих и крестьян натиску международных грабителей и насильников… Сейчас положение завоевавшего в России власть рабочего и крестьянина устойчиво и крепко …. И церкви повертывают свое лицо в сторону рабочего и крестьянина… «Евангельские христиане» - пишет далее «Безбожник» - в своем новом послании, признавая свой прежний приказ о неучастии в рядах Красной армии недоразумением, заявляют: «Мы должны проявить свое усердие при исполнении наших обязанностей во всех отраслях деятельности государства и напрячь все свои силы и знания на укрепление и поддержку Советской власти». Далее «Безбожник» цитирует уже приведенную нами выше выдержку их послания Проханова: «Мы призываем всех наших братьев … нести службу в Красной армии и не отказываться от таковой» и т. д.

6. Обвинения в контрреволюционности прошлого. Этой заметкой «Безбожник» подобно «Известиям» утверждает, что в прошлом, до появления Проханова, евангельские христиане были настроены контрреволюционно, действуя в интересах буржуазии и не желая защищать интересы трудящихся, а также приводится мысль, что только теперь, когда власть рабочих и крестьян окрепла, евангельские христиане стали относится к интересам трудящихся благоприятно и решили идти служить в Красную армию.

II ЧАСТЬ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАВДЫ

По поводу всех вышеприведенных фактов, мы, евангельские христиане Московской Общины считаем своим долгом для восстановлении правды указать на следующее:

7. Положение при царизме. При царском правительстве, не смотря на самые жестокие гонения, часть евангельских христиан не считала для себя возможным участвовать в военном деле. По официальной ведомости Департамента Духовных дел (опубликовано в №1 журнала «Истинной Свободы» 1920 года) в России, из числа отказавшихся от военной службы с начала мировой войны по й Апреля 1917 года самый большой процент отказавшихся приходится на долю именно евангельских христиан. В ведомости приводятся сведения о 16 религиозных течениях, причем 25-30% из числа всех отказавшихся во всех течениях приходится на долю одних евангельских христиан. Этим документально устанавливается, что движения против участия в рядах войск сравнительно с другими религиозными течениями было еще при царизме особенно сильно развито среди евангельских христиан. Конечно, сведения приведенные в официальной ведомости, далеко не исчерпывают всех отказов евангельских христиан от военной службы и говорят лишь о случаях, дошедших до сведения центральной власти и официально зарегистрированных вышеозначенным департаментом. Относительно остальной части евангельских христиан, находившейся в рядах войск, известно, что они хотя и надевали солдатские шинели и брали винтовки в руки, но в боях старались стрелять в воздух, а не в людей.

8. Гонения на евангельских христиан. Видные же духовные вожди евангельских христиан, как, например, пресвитер Белоусов, благовестники при царизме: Филиппович, Крапивицкий, Витушкин, и многие другие при царском правительстве подвергались жестоким гонениям, тюремному заключению, ссылкам в Нарымский край и т. п. Точно также и в отношения открытия и ведения собраний царское правительство обычно препятствовало деятельности евангельских христиан.

9. Выводы из этих данных. Из всего видно, во-первых: что евангельские христиане никогда не были защитниками царизма и вообще буржуазного строя. Если бы это было так, то они были бы у царского правительства и капиталистов в почете, а не сидели бы по тюрьмам и не попадали бы на каторгу и ссылку, во-вторых, что и при царизме далеко не все евангельские христиане участвовали в военных действиях, а те которые участвовали в этом, делали это вовсе не потому, что вопрос об отношения к отбыванию воинской повинности в то время у некоторых евангельских христиан был еще недостаточно ясно освещен и часть верующих полагала, что можно идти в ряды армии и даже брать винтовки в руки, но только стрелять не в людей, а в воздух.

10. Влияние мировой войны. Однако практика и опыт мировой войны заставили евангельских христиан еще яснее осознать недопустимость их участия в рядах армии и понять всю несостоятельность того взгляда, где братья верующие, принимая винтовки, оправдывали себя тем, что «будут стрелять в воздух». Такие войны и с военной точки зрения, конечно только разлагали армию, но главное сами обманывали себя и вводили в заблуждения других, надевая на себя личину солдат, а внутри оставаясь, мирными людьми. Опыт войны наглядно показал, что заповеди «не убий», «любите врагов ваших» и слова «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» - никоим образом нельзя христианам, хранящим верность Богу и Христу, согласовать с пролитием крови и человекоубийством на войне. Стало ясно, что всякий, надевший солдатский мундир и взявший винтовку в руки, если не прямо, то косвенно, содействует греху и безумию войны.

11. Увеличение числа отказов к концу войны. Поэтому к концу мировой войны число отказов от военной службы не уменьшилось, а, наоборот, все увеличивалось, несмотря на то, что царское правительство усиливало свои репрессии, и военные суды стали за отказ давать не только 10-20 лет, но даже бессрочную каторгу и, кроме того, стали применять палки до 75-100 ударов, например случай с Хромовым и др.

12. Перелом отношения к военной службе. Несмотря на это – сознание греховности всякого участия в войне, благодаря ее ужасам, все росло и к моменту революции, когда все окованное, но стремящееся к освобождению, наконец, разорвало свои цепи – и среди всей массы евангельских христиан совершился полный перелом в сторону окончательного отречения от всякого участия в военных действиях.

13. Откуда исходил перелом и влияние его на центр евангельских христиан. Этот перелом, начавшийся с низов евангельских общин, исходил, прежде всего, от тех рядовых, но истинно верующих членов общины, которые при царизме уже сидели в тюрьмах и отбывали каторгу за отказ от военной службы, а также и от тех верующих, которые за время пребывания в рядах армии во отчую убедились в греховности участия в войне. В этот же перелом заставила пойти вперед даже и тех отсталых братьев, которые еще верили, что принимать участие в войне не грех и заставляли также принять новое отношение к войне и весь евангельский центр.

14. Опровержение заметок «Безбожника» и «Известий». Таким образом, отказ евангельских христиан принимать участие в военной службе, произошел от вполне естественного и соответствующего духу революции прогрессивного движения вперед любви и братства, а вовсе не был результатом какого-то приказа из центра евангельских христиан, имевшим местом ослабить Красную армию и мешать сопротивлению рабочих и крестьян натиску белогвардейцев, как об этом пишет «Безбожник» или «нежеланием защищать интересы трудящихся», как об этом говорится а упомянутой выше заметки «Известий».

15. Состав союза евангельских христиан. Последнее утверждение тем более нелепо, что весь состав евангельского союза в высшей степени демократичен, как как союз объединяет собой, главным образом, трудящиеся население России, т. е. рабочих, ремесленников и крестьян .Как же евангельские христиане могли не желать защищать свои собственные интересы. Но именно от них, от трудящихся, с низов общин, а не из центров союза, поднялся и вырос протест против участия евангельских христиан в войне. Да это и понятно.

16. Обличение неверующих атеистов. Несовместимость христианства с атеизмом после мировой бойни сделалась настолько очевидной, что даже неверующие атеисты стали указывать на грех участия христиан в военных действиях. Об этом на многих митингах и диспутах говорили сами коммунисты, обличая христианское духовенство в том, что оно от имени Христа благословляло народ на войну. Об этом даже на современной Всесоюзной выставке картинно говорил уголок «Безбожника», высмеивая верующих христиан за их участие в войне, и молебны на поле сражения, где на лафетах пушек, вместо алтарей возносили Богу молитвы о даровании победы над врагами.

17. Сознания самих верующих. И если война помогла додуматься до таких обличений атеистами и безбожникам, тотем более естественно были самим верующим, столкнувшимся с ужасами войны, придти к твердому непоколебимому убеждению, что всякая война есть дело греховное, противное Духу Христа и любви к Богу и ближнему.

18. Истинный характер совершившегося перелома. Вот почему перелом евангельских христиан после мировой войны в сторону полного неучастия в военных действиях, повторяем, ничего общего не имел ни с контрреволюцией, ни с нежеланием защищать интересов трудящихся, а являлся лишь более ясным и последовательным развитием христианского учения о любви к Богу и ближнему. Не мешает отметить, что перелом этот происходил уже при Керенском, когда при его военном наступлении на Германию, отказавшихся евангельских христиан вновь начали арестовывать и сажать по тюрьмам, где сидели и некоторые большевики, призывавшие всех к немедленному миру. Отсюда следует насколько далек от правды «Безбожник», по словам которого евангельские христиане вдруг после Октябрьского переворота и победы рабочих и крестьян, стали отказываться от военной службы «по какому-то приказу из своего центра»

19. Подлинный дух евангелия. Каждому, желающему познакомится с подлинным духом Христова Евангелия, разумеется, не трудно будет убедится, что Он ничего общего не имел и не имеет ни с реакцией, ни с царствием капитализма. Дух евангелия – это Дух истинного братства, любви, свободы, мира, взаимопомощи и сострадания (Галатам 5:22). А Дух капитализма – это прежде всего царство классового разделения на богатых и бедных, а также безжалостного торжества знатных и сильных над угнетенными и обездоленными рабочими массами. Поэтому царство капитализма прямо противоположно учению и духу Евангелия. Отсюда следует, что истинные христиане не могли и не могут быть реакционерами, ни контрреволюционерами, ни защитниками капитализма.

20. Христианство и методы войны со злом и новое общество. Но понятно, что, относясь вполне отрицательно к торжеству царства капитализма, Евангелие указывает всем верующим совсем иные пути борьбы с мировым злом, чем те социальные и революционные учения, которые призывают к борьбе с социальным неравенством насильственными и кровавыми методами. Евангелие учит нас видеть основную причину всякого зла прежде всего, в эгоистическом и жестоком сердце самого человека (Мф.15:19). Эгоисты и в нищете и в довольстве будут жить не по братски, а по зверски. Только люди действительно просветленные светом Христовой любви при всяких условиях не будут делать зло ближнему, кто бы он не был. Так учит нас Евангелие. Оно призывает нас бороться со злом не насильственными мерами, а воздействием любви и правды, обличением всякой лжи, не участием во зле. (Еф.5:11), а также влиянием доброй личной жизни на нравственно-испорченных людей, делая их через это способными к действительно братской, трудовой и мирной жизни. (Мф.5:16). Отсюда вечная воспитательная сила и истинность Евангелия, как основа жизни человечества (2ор.5:17; 1 Ин.3:14) и, таким образом, взамен царящих в мире неправды и неравенства создается новое общество людей-братьев, истинно любящих друг друга.

21. Еще о «Голосе Востока» Вот по каким правилам, а вовсе не по какой-то контрреволюционности, Проханов в своем воззвании «Голос Востока» до своего ареста справедливо и согласно с действительным настроением Евангельских христиан говорит, что Евангельская церковь не принимала участие в кровавой борьбе последнего времени и что ее члены с самоотвержением заявляли о своем нежелании принимать участие в военных действиях. Если вспомнить длинные ряды евангельских христиан-мучеников, еще при царском правительстве добровольно шедших на смерть, каторгу, в тюрьму и ссылки за свою веру и отказ от военной службы, а также аресты отказывавшихся при Керенском и многие зарегистрированные случаи расстрелов при гражданской войне, то становится понятным, о каком самоотвержении говорит Проханов.

22. Декрет от 4-го января 1919 года. Это мученичество за веру, с одной стороны, и нежелание Советского Правительства идти по пути царских жандармов и судей, с другой стороны, вызвали в конце концов появление известного декрета от 4-го Января 1919 года, представляющего верующим возможность получить замену военной службы другими работами мирного общеполезного характера.

III Часть. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

23. Наше отношение к посланию Проханова. Принимая во внимание все вышеизложенное мы, евангельские христиане Московской Общины, заявляем, что послание Высшего Совета Евангельских христиан, опубликованное в «Известиях» от 12 августа за подписью братьев Проханова И. С., Савельева Ф. С., Пелевина В. Т., и Андреева А. Л., призывающее всех верующих к непосредственному участию в военном деле, а также резолюция IX Всесоюзного Съезда со стороны ее присоединения к этому посланию мы встретили с великой болью в сердце. Мы относимся к этому посланию, как к несомненному извращению того Евангельского пути, по которому шли до сих пор Евангельские христиане, а к самому Проханову и всем присоединившимся к нему, как к людям сбившимся с чистого пути Христова.

24. О причинах, вызвавших послания. Мы не считаем возможным в настоящем заявлении входить в обсуждение всех причин, которые заставили Проханова и других подписавших послание выступить с призывом к участию верующих в Красной армии. Мы только еще раз отметим тот факт, что до своего тюремного заключения Проханов со всем Евангельским Союзом держался совершенно другого отношения к военной службе, безусловно не допуская участие верующих в войне. Об этом достаточно ясно свидетельствует вышеупомянутый нами «Голос Востока», истинность направления которого Проханов отстаивал до самого ареста.

25. Необходимое заявление. В настоящее время, не ставя себе целью укорять в непоследовательности Проханова и других братьев, присоединившихся к нему на Съезде, и не входя здесь в оценку причин, побудивших их к этому, мы евангельские христиане Московской Общины, во избежание каких-либо недоразумений в отношении Советской Власти и Военного Комиссариата к Евангельским Христианам в связи с требованиями по отбыванию военной службы в рядах армии, считаем необходимым заявить, что с каким бы заявлением не выступал Проханов и его сторонники, искренне и последовательно евангельские христиане отказывались и будут отказываться от военной службы, о чем мы уже говорили выше и в силу чего еще на IX Всесоюзном Съезде представители нашей Московской Общины заявили протест против послания (копия прилагается) и против присоединения к нему Съезда. Поэтому, мы евангельские христиане Московской общины, заявляем, что в отношении к воинской повинности мы по прежнему принадлежим к той части евангельских христиан, которые при царском правительстве, при Керенском и после Октябрьского переворота вполоть до сего времени не считали и не считают для себя возможными принимать какое-либо участие в убийстве и военном деле. Примечание: Некоторая часть евангельских христиан, отрицая военную службу в тоже время по своей совести допускают несение санитарной службы, понимая ее, как работу мирного, общеполезного характера.

26. Наша вера и отношение к требованиям государства. Мы по прежнему остаемся верными заповедям Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф.22:37-39; Ин.13:34). Мы по прежнему остаемся на пути любви ко всем людям без различия их классовых, сословных, национальных и других разделений. (Посл. Кол.3:9-11). Мы по прежнему стремимся любить врагов и верим в непреложность заповеди «не убей», памятуя, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной (Мф.5:14; 1Ин.3515). – Мы по прежнему идем и будем идти к тому великому царству братства, мира, добра и правды, где перекуются мечи на орала, где исчезнет всякая ложь, войны, вражда и ненависть между людьми, всякое неравенство и угнетение, где все измученные и пострадавшие, наконец, найдут покой, радость и свободу, и где исполнится, наконец, наша молитва к Богу: «Да придет царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10-11, Петра 3:13). Поэтому ничего общего не имея с контрреволюцией, ни с защитниками капитализма, будучи чужды всякой специальной анти-милитаристической агитации, а также неплатежа налогов, относясь искренно и лояльно к Светской власти и приветствуя ее начинания в деле мирного строительства трудовой жизни, а также не отказываясь от несения гражданских обязанностей мирного общеполезного характера, - мы в тоже время заявляем, что по нашей христианской вере и религиозным убеждениям участвовать в военной службе и вообще в делах связанных с человекоубийством – мы не можем.

27. Наше доверие к Советской власти. Мы надеемся, что Советская власть, признающая в своих декретах свободу совести, не будет подобно царскому правительству преследовать нас за нашу веру, но, наоборот, даст нам возможность, как оно и делало до сего времени, получать замену военной службы работами мирного общеполезного характера.

28. Наша готовность. Если же Советское Правительство, вопреки нашим ожиданием, начнет нас преследовать за наши религиозные убеждения, нашу веру и веления совести, мы, с помощью Господа Нашего Иисуса Христа, готовы к этому, памятуя Его слова: «БЛАЖЕННЫ ВЫ, КОГДА БУДУТ ПОНОСИТЬ ВАС И ГНАТЬ И ВСЯЧЕСКИ НЕПРАВЕДНО ЗЛОСЛОВИТЬ ЗА МЕНЯ» (МФ.5:11).

С пожеланием мир к Вам члены Московской Общины Евангельских Христиан.

Подписи:



Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки