Приходится неоднократно получать извещения о том, что по различным местам молодые христианки выходят замуж за неверующих людей. В некоторых церквах, попавших под влияние либерализма, даже разрешаются и благословляются такие браки, хотя и при условии, что неверующие мужья не будут препятствовать верующим женам посещать собрания. Оправдан ли библейски такой компромисс? Попробуем ответить на этот вопрос на примерах Писания.
Обратим свое внимание на один брачный союз, имевший место с израильским царем Ахавом и дочерью сидонского царя Иезавелью, а также на последствия этого союза. Что представляла собой личность невесты, Иезавели? Слово Божье говорит нам о том, что Иезавель была властной и жестокой женщиной, что объясняется тем, что она воспитывалась в языческой семье, народе и стране. Ее враждебность к Господу и своевольный нрав оказали негативное влияние не только на ее мужа, но и на весь Израильский народ. Она всячески поощряла поклонение Ваалу, и по ее настоянию Ахав соорудил жертвенник в капище Ваала в Самарии (3 Цар. 16:31 и след.). Слабохарактерный Ахав, последовав в этом отношении примеру Соломона (см. 3 Цар. 11:1-11), был вынужден делать прихотям своей жены одну уступку за другой.
Иезавель воздвигла на Божьих пророков преследования, пыталась их полностью истребить (3 Цар. 18:4, 13). Из-за своей приверженности язычеству, она покровительствовала 450 пророкам Ваала и 400 дубравным пророкам, появившимся в Израиле по ее воле (3 Цар. 18:19). Когда Ахав сообщил Иезавели, что Илия убил всех пророков Ваала на горе Кармил, она через посланца передала Илии следующее: "Пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них" (3 Цар. 19:1 и след.). Эта угроза была столь сильной, что заставила Илию бежать в пустынное место.
Верхом нечестия Иезавели оказалась коварная расправа над Навуфеем (3 Цар. 21). Когда Ахав пожелал завладеть виноградником Навуфея, Иезавель цинично обвинила Навуфея в вымышленных грехах и осудила его на смерть, что позволило царю присвоить себе чужую землю. Тот факт, что это чудовищное по тем меркам приказание было выполнено без каких-либо оговорок и сопротивления, указывает на общенародный страх перед коварством Иезавели. В ответ на это вопиющее преступление Господь возвещает через Илию суд над Ахавом и его домом. О ней же самой было сказано: "Псы съедят Иезавель за стеною Изрееля" (3 Цар. 21:1-24). Далее следует глубоко значительное замечание: "Не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель" (3 Цар. 21:25). Эти слова подводят итог любым отношениям праведных людей, вступивших в брак с нечестивыми.
Через посланного пророком Елисеем ученика Ииуй получает повеление истребить дом Ахава, что представлено как месть за кровь пророков и всех рабов Господа, "павших от руки Иезавели" (4 Цар. 9:7). Таким образом исполнилось реченное Господом через Илию: "На поле Изреельском съедят псы тело Иезавели; и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель" (4 Цар. 9:30-37). Хотя и в шестьдесят лет, но Иезавель все же постигла Божья кара. Имя Иезавели стало в Израиле нарицательным для всех тех, кто «вводил рабов Господних в заблуждение, уча их любодействовать и есть идоложертвенное» (Откр. 2:20).
Таким был нажим со стороны нечестивой Иезавели, но каким было сопротивление этому со стороны Ахава? Разумеется, своим браком с нечестивой Иезавелью Ахав хотел обеспечить себе мирное будущее, поскольку дипломатические браки в то время были очень распространены. Однако налаживание родственных отношений с язычниками запрещалось Богом Израиля как грех. Следовательно, Ахав сознательно пренебрег Божьей волей, не думая о последствиях такого опрометчивого шага. Фактически, он боялся своих политических врагов больше, чем врага внутреннего – греха, могущего разлучить его с Богом. На что же он рассчитывал? Не на уступчивость ли своей жены?
Важно отметить, что Ахав не был совершенно нечестивым царем. Нам известны имена трех его детей: Охозия, Иорам, Гофолия. Приставки «ио» и суффиксы «ия» являются первой частью имени Божьего – Яхве, более известного как Иегова. Получается, Ахав на первых порах пытался почитать Истинного Бога, Которому служили все израильтяне. Возможно он даже хотел повлиять этим на свою жену, но не был последовательным в этом. Сама необходимость жить в одном доме с нечестивой женщиной вынуждала его идти на компромисс. Именно по этой причине противостать влиянию нечестивой Иезавели он так и не мог. Поскольку он был склонен к компромиссу между тем, что было свято, и тем, чтоб было греховно в глазах Бога, Иезавель воспользовалась этим. Коль он уступил ей в одном, то значит мог уступить и в другом. По этой причине она не только не согласилась на какой-либо компромисс, но и склонила мужа к поклонению Ваалу.
Используя свое семейное положение, жена Ахава все более и более приобретала над ним власть, толкая его к злу. В итоге царь соорудил в Самарии капище и жертвенник Ваалу, а также установил истукан Астарты (3 Цар. 16:31-33; в Синодальном переводе имя "Ашера" передано как "дубрава"). В конце концов жертвенники Господу были разрушены, а Его пророки истреблены, за исключением ста, которых удалось спасти управляющему дворцом Авдию (3 Цар. 18:4; 19:10). Фактически, план Ахава по обращению его жены к Истинному Богу рухнул.
Разумеется, нарушению заповеди не родниться с нечестивыми народами в Израиле предшествовало нарушение другой заповеди – не изображать Бога. Одно отступление вело за собой другое, по этой причине посмотрим как это произошло во время израильского царя Иеровоама. Примечательно, что Иеровоам под видом священных тельцов поклонялся Истинному Богу, во всем следуя заблуждению Аарона. Золотой телец Аарона (Исх. 32:4-5) был изображением Самого Бога, поскольку в оригинале сказано «праздник Яхве» (в Синодальном переводе «праздник Господу»). Таким образом Иеровоамом была нарушена лишь одна из заповедей Божьих – не изображать Господа в каком-либо рукотворном виде, казавшаяся незначительной по сравнению с откровенным идолопоклонством.
Весьма странным было бы для Иеровоама противопоставлять иудейскому поклонению чисто языческий культ (3 Цар. 12:16-27). Народ никогда бы не пошел за ним, поскольку был воспитан в традиционном почитании Яхве. На примере почитания Ваала можно увидеть постепенный рост влияния языческих представлений и среде народа Божьего в Ветхом Завете. Так, Ваалу на широком уровне израильтяне начали поклоняться лишь при Ахаве (3 Цар. 16:31-33; ср. Суд. 2:13; 6:28-32). Однако в Писании проведено определенное различие между этими двумя идолопоклонствами: «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него» и «мало было для него впасть в грехи Иеровоама» (3 Цар. 16:30-31). Какой же смысл было говорить о различиях между идолопоклоничествах Иеровоама и Ахава, если бы поклонение тельцу было равно поклонению Ваалу? Получается, что это было не одно и то же.
Хотя Ваал также изображался в виде тельца, однако телец Иеровоама нигде не уподобляется языческому божеству плодородия, Ваалу. И это при всем том, что для такого уподобления были определенные причины. Например, имя «Ваал» на древнееврейском языке означало «хозяин», «владыка», а в тексте 1 Пар. 12:5 этим именем назван даже Яхве: имя Веалия означает буквально «Ваал есть Яхве». Такое «благочестивое» значение имени Ваал смущало многих израильтян, толкая их на путь компромисса с идолопоклонством.
Тем не менее, при Иеровоаме уступка язычеству была меньшей, чем при Ахаве. Текст 3 Цар. 12:30 называет нововведение Иеровоама не грехом, а лишь тем, что «повело ко греху». При этом идолопоклонство Иеровоама было менее страшным, чем идолопоклонство Ахава по двум причинам: поскольку Иеровоам еще не допускал возможности создания брака между израильтянами и язычниками, а также считал тельцов лишь видимыми прообразами Яхве. Лишь при Ахаве поклонение Ваалу стало замещать служение Истинному Богу, поскольку при нем уже не проводилось никакой разницы между именами Ваал и Яхве.
Однако отступление Иеровоама на этом не окончилось. Так, он назначает священников, «которые не были из сынов Левииных» (3 Цар. 12:31). Один грех тянет за собой другой. Таким образом, кроме греха изображения Бога в виде тельца, Иеровоам согрешил тем, что назначил священников не из левитов. Следующим шагом на пути отступления от Бога было изменение времени иудейских праздников. Ст. 32 говорит о том, что Иеровоам установил праздник, по содержанию «подобный тому празднику, который был в Иудее». Фактически, он перенес на один месяц позже празднование праздника Кущей.
Итак, можно выстроить определенную последовательность этих отступлений: отказ от места поклонения Богу в Иерусалиме, отказ от осуществления служения в Иерусалимском храме, изображение Истинного Бога в виде тельцов, замещение в служении левитов, изменение даты празднования Кущей. Во всем остальном новый культ Иеровоама полностью подражал традиционному и истинному почитанию Бога, претендуя заместить его на определенном «каноническом» основании. Это и объясняет более легкое внедрение в сознание народа пока еще небольшой части языческих представлений. Следовательно, Иеровоам ввел Израиль в грех (3 Цар. 14:9, 15; 15:26; 16:26) не обычным языческим идолопоклонством, а компромиссным.
Таким образом, мы можем констатировать факт постепенного сползания израильтян в идолопоклонство, в процессе которого отступление от заповеди не вступать в родственные отношения с другими народами было лишь одним из переходных звеньев. Разумеется, плавные отступления, как и любые изменения, оказываются менее заметными. Например, родители не замечают, как растут их дети, поскольку они постоянно перед их глазами, но увидевшие этих детей посещающие данную семью лишь временами родственники всегда удивляются тому, как они выросли. Таким образом постепенное развитие греха является наиболее опасным его видом именно по той причине, что мало заметно.
О том, что падение Саула было постепенным и болезненным для него говорит и тот факт, что он дал согласие на созыв нечестивых пророков на гору Кармил по требованию Илии (3 Цар. 18:20). Когда там Господь явил Свою силу и чудо, Ахав не воспротивился этой победе, о чем может косвенно свидетельствовать и ниспослание долгожданного дождя (3 Цар. 18:21-40). Наконец, после раскаяния за молчаливое соучастие в убийстве невинного Навуфея Ахав был помилован Господом: исполнение оглашенного приговора отлагалось до времени царствования его сына (3 Цар. 21:27-28). Таким образом, мы можем заключить, что Ахав не стал на путь радикального богоборчества, а пытался создать, часто даже вынужденно, компромисс между грехом и святостью, но и этого было достаточно для того, чтобы ввести Израиль в грех больший, чем тот, в который ввел его Иеровоам.
Итак, брак между Ахавом и Иезавелью был недопустим с библейской точки зрения. Израильтянину запрещалось законом Божьим жениться на простой язычнице. Однако, согласно еврейскому историку Иосифу Флавию, отец Иезавели, Ефваал, был жрецом языческой богини Астарты. Таким образом при всем нашем желании Иезавель невозможно сравнивать с Руфью или Раав, искавшими Бога Израиля.
Каковы же были последствия недопустимого брака между Ахавом и Иезавелью? Нечестивый брак и совместная семейная жизнь Ахава с язычницей самым пагубным образом отразились, прежде всего, на судьбе их дочери – Гофолии. Эта девушка оказалась под сильным влиянием воспитания своей матери.
«Яблочко от яблоньки далеко не откатывается», – говорит житейская мудрость. Ошибки родителей повторяют теперь уже их дети. Сын иудейского царя Иорам женится на дочери израильского царя Гофолии (2 Пар. 18:1-2). Кто-то может возразить: «Так они же были верующими людьми». Да, обе вступившие в брак стороны были евреями, но быть евреем и называться им – разные вещи. Слово Божье называет Гофолию нечестивой женщиной, поскольку она одобряла и всячески содействовала поклонению Ваалу (2 Пар. 21:6; 22:3). Только после свержения Гофолии почитание Ваала было прекращено: его храм в Иерусалиме разрушен, жертвенники и изображения его уничтожены, а верховный жрец Матфан убит (4 Цар. 11:18). Разумеется, первоначально узнать настроение Гофолии сыну благочестивого иудейского царя Иораму было не просто. На первый взгляд, возможность брака с нею не подлежала осуждению. Напротив, невеста выглядела равноценным партнером ввиду одинакового с Иорамом социального положения. Тем не менее по неблагополучной жизни родителей Гофолии можно было догадаться и о ее собственных духовных интересах и вкусовых предпочтениях. Поэтому этот брак был такой же роковой ошибкой, в данном случае со стороны Иорама, как и брак Ахава с Иезавелью. Так в силки греха попался очередной духовно небодрствующий представитель Божьего народа, тем более с царским титулом.
С мирской точки зрения, так называемый «дипломатический брак» с правителями других народов, введенный в Израиле Соломоном, безусловно нес с собой определенные выгоды, и не только политические. Они, прежде всего, и интересовали Ахава и Иосафата, которые породнились друг с другом путём женитьбы Иоарама на Гофолии. Сближение этих двух царских семей дошло до совместного военного похода с целью отвоевания города Рамофа в Галааде. Все кажется шло нормально с политической точки зрения, но вот беда – происходит трагическая смерть израильского правителя.
Что это – случайность или Божий суд? Когда Иосафат возвратился домой, то услышал Божий ответ на этот вопрос в словах пророка Господнего: «Следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня» (2 Пар. 19:2). По какой же причине был вынесен дому Ахава такой необычный вердикт Всевышним? Потому что Ахав так и не исправился в своем отступлении от Господа. Теперь в это дело был замешан и благочестивый иудейский царь Иосафат. Одно зло с неизбежностью влечет за собой другое. После смерти Иосафата воцарение его сына Иорама знаменуется кровавой расправой над родными братьями (2 Пар. 21:1-4). Что это – ошибки в отцовском воспитании? Ответ на этот вопрос содержится в последующих словах библейского повествования. Так, поведав о том, что Иорам «ходил путём царей Израильских, как поступал дом Ахавов…», Библия указывает на подлинную причину того, почему сын пошёл не по стопам своего богобоязненного отца, а выбрал дорогу нечестивого тестя: «Потому что дочь Ахава была женою его, - и делал он неугодное в очах Господних» (2 Пар. 21:6б). Следовательно, с отцовским воспитанием Иорама было все нормально, но к отступлению от Господа его склонила порочная жена, Гофолия.
Мало того, что брак Иорама с Гофолией отразился на внешнем положении южного царства, от которого отошли Едом и Ливна (см. 2 Пар. 21:8, 10), он причинил и внутренние проблемы. После смерти Иорама и воцарения вместо него его нечестивого сына Охозии «мать… была советницею ему на беззаконные дела» (2 Пар. 22:3). Более того, после смерти своего сына, Охозии, Гофолия «истребила все царское племя дома Иудина» кроме Иоаса (2 Пар. 22:10 и далее). Таким образом, результаты свадебного союза между верным Богу и неугодным Ему молодыми людьми имели далеко идущие последствия, сказавшиеся на судьбе не одного поколения потомков!
Нам неоднократно приходилось слышать идею о том, что верующий человек всегда имеет возможность попросить у Бога прощение и таким образом аннулировать нежелательное будущее. Однако Божье прощение не всегда устраняет с собой и последствия греха. И это как раз относится к случаю брака на неверующем человеке самым непосредственным образом. Можно покаяться перед Богом и восстановить свое членство в поместной церкви, но от этого семейная жизнь не примет Богом запланированный для данного человека вид. Этот вариант направления жизненного пути был безвозвратно упущен. Тем более жизнь неверующего супруга или супруги оказывает огромное влияние на воспитание детей, которые обрекаются на постановку трудного для детского сознания вопроса: кто же из родителей прав? Мало ли у детей своих проблем, что на них сваливается еще и родительская?
Примеры бракосочетания Ахава и Иезавели, а затем Иорама и Гофолии могут послужить отрезвляющим уроком для всех, кто пытается совместить друг с другом несовместимое. Имея в виду тяжесть последствий неугодных Господу браков, в Ветхом Завете браки с иноверцами были запрещены (Втор. 7:1-4; 20:16; 21:10). Нас удивляет та резкость, с которой выступали против уже заключенных в иноплеменниками браков Ездра (Ездр. 9-10) и Неемия (Неем. 13:23-28). Новый Завет не призывает к разрыву уже заключенного (до уверования) с неверующей стороной брачного союза (1 Кор. 7:13), тем не менее опасность такого союза для самих христиан в нем подтверждается. Причина данного запрета была духовной: «Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих» (Исх. 34:15-16). По той же причине, по которой Авраам искал невесту Исааку в среде своих единоверцев, современные христиане должны вступать в брак только с верующими людьми.
По этой причине перед каждым христианином, относящимся к Божьим предостережениям самым серьезным образом, не может стоять вопрос: «Стоит ли признавать христианам ветхозаветный запрет на браки с иноплеменниками?» Он знает, что в духовном значении этот запрет имеет свое подтверждение и в Новом Завете, о чем писал апостол Павел: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6:14-16). Тем более в Новом Завете существует и прямое повеление: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39).
Нам сегодня приходится слышать о том, что Иосиф (Быт. 41:45) и Моисей (Исх. 2:21; Числ. 12:1) брали себе жен из иноплеменниц. Да, Иосиф взял себе в жены не просто иноплеменницу, а дочь жреца Илиопольского, однако несмотря на то, что это было навязано ему волей фараона, вряд ли он не поставил условием этого брака вопрос веры своей невесты, тем более после того, как вера в Истинного Бога была чудесным образом продемонстрирована и одобрена фараоном. Жена Моисея – Сепфора – также была дочерью жреца, однако жреца не языческого, а мадиамского, принадлежавшего к потомкам Авраама и признававшего веру последнего. В этом случае ее вообще нельзя причислять к неверовавшим в израильского Бога иноплеменникам. Ссылка на эфиоплянку в Числ. 12:1 говорит о той же Сепфоре, но это вовсе не значит, что цвет ее лица был негроидным, поскольку в то время эфиоплянами считали всех жителей Судана, Аравии и Южного Египта.
Мы не стали искать другие подобные случаи в Писании, считая их объяснимыми с точки зрения, согласно которой возможность сочетания семейными узами с иноплеменными девушками определялась вопросом принятия ими истинной веры. Брак с иноплеменницами был возможен только после того, как они давали свое согласие на то, чтобы принять веру своих женихов. На этом условии Иаков дал согласие на брак своей дочери Дины с сыном Еммора, Сихемом (Быт. 34). До конца своей жизни он укорял своих сыновей, Симеона и Левия, за нарушение этого условия (Быт. 49:5-7). По этой причине наша убежденность в правоте данного подхода к объяснению некоторых случаев заключения браков между израильтянами и иноземцами обосновывается библейски.
Остальные случаи являются отрицательными и потому не подходят для того, чтобы их можно было считать доказательствами богоугодности браков с представителями языческих народов. Женитьба Самсона на филистимлянке (Суд. 14:1) нисколько не входила в изначальный замысел Бога, а была допущена Им уже после личного выбора этого заигрывавшего со грехом израильтянина. Да, Самсон посредством этого брака «искал случая отомстить» врагам Израиля, но в данной своей роли он был похож на Моисея, пытавшегося своим положением убедить израильтян в том, что он был избран Богом спасти их. Бог использовал одного и другого, однако не теми путями, которыми они хотели воспользоваться. Женитьба Давида на Вирсавии (2 Цар 11:3) также не может служить в роли аргумента, оправдывающего возможность заключения брака с неверующими людьми. Дело в том, что Урия Хеттеянин и его жена были язычниками лишь по происхождению. В действительности же они были обращенными в иудаизм людьми, т.е. прозелитами. Об этом говорят и слова Урии о том, что пока Божий ковчег находился в шатре, он не мог позволить себе отдыхать дома (2 Цар. 11:11). Наконец, этот брак также не был предопределен Господом, как и брак Самсона. Сюда же можно отнести и случай с женитьбой сыновей Ноемини (Руфь 1:4).
Наконец, нам говорят о том, что любовь можно использовать для приведения лиц противоположного пола к Богу. Конечно, Ахав каким-то образом оправдывал свое желание породниться с нечестивым народом. Он вполне мог указать на свое намерение приобщить, по крайней мере, свою жену к Богу и исправить ее поведение, однако этой мечте не суждено было сбыться. В этом содержится большой урок современным христианам, пытающимся обратить в веру других при помощи таких «дипломатических» или выгодных в других отношениях браков. Ни Соломон, ни Ахав, ни Иорам не достигли этого, каким же образом это можно достигнуть нам? Вывод из истории родственных отношений израильтян с другими народами был таким: они допустимы лишь после фактического приобщения язычников к истинной вере.
Молодые друзья, если вы желаете знать волю Божью о возможности брака с неверующими людьми, то она такова: «Не паши на воле и осле вместе» (Втор. 22:10). «О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано» (1 Кор. 9:9-10). Любому человеку, имеющему хоть малейшие представления о размерах вола и осла, понятно, что пахать в одной упряжке на них невозможно. Разумеется, Бог говорил не об этом. При помощи таких слов Господь оберегал Свой народ от соблазна совместить несовместимое: грех со святостью, неправду с истиной, хаос с гармонией. Разбавленная на половину с грязью вода не пригодна для питья. Сколько бы мы ни вливали чистую воду в грязный сосуд, невозможно сохранить ее чистой.
Юные христиане, не пытайтесь решать одну проблему путем создания другой, еще более опасной. Не вступайте в преступный компромисс с миром. Не возлагайте на свои шеи непосильного бремени. Последствия этого будут самым плачевными. Прислушайтесь к библейским и жизненным свидетельствам и таким образом сможете защитить себя и ваших родных от многих и тяжких проблем, не говоря уже о грехах. Только в этом случае вы сможете дождаться Божьего ответа на ваш вопрос. Пусть Господь благословит ваше желание следовать за Ним тем путем, который Ему угоден.
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки