Г. АВРАМЕНКО

ДУХ СВЯТОЙ И ДУХИ ОБОЛЬСТИТЕЛИ

 

ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ

 

Важной задачей, стоящей перед современной Церковью, является изучение природы духовных явлений, исследование способов работы Духа Святого в новозаветном периоде и деятельности духов обольстителей — духовных агрессоров, лжецов и фальсификаторов, которые в наше время стали серьезной проблемой для Церкви Христа во многих странах мира. Нам нужно понять следующее: от Бога или не от Него эта всемирная сверхъестественная система, разобщившая христианство на течения, толки, группы, кучки, притом под водительством духа, объявляющего себя святым? Сама жизнь вынуждает нас исследовать этот вопрос. Мы должны признать, что XX век стал в этом отношении особым веком в истории Церкви Христовой.

На протяжении тысячелетий, а в особенности в XX веке, между сатаной и Богом идет тайная и явная духовная война, которая для нас, верующих вполне очевидна. В этой войне враг пользуется всеми доступными ему приемами и средствами, чтобы как можно больше сделать вреда, ущерба, зла Церкви Христа и делу спасения рода человеческого. Нужно признать, что диверсии сатаны внутри Церкви оказываются для него более успешными, чем прямые атаки на Церковь извне.

Если в первом веке христианства, когда "тайна беззакония" еще только вступала в силу, апостолам было нелегко бороться с такими деятелями, как Александр медник (2 Тим. 4:14), Диотреф (3 Ин. 1:9-10), Именей и Филит (2 Тим. 2:17) и многими другими лжеучителями (2 Пет. 2:1-3), то в наше последнее время на арену вышли не только еретики, лжепророки и лжеапостолы, но многочисленные духи обольстители, целая армия сатаны, наводнившая весь мир. Созданы новые лжехристианские деноминации всемирного масштаба, увлекающие за собою все больше и больше христиан. Духи обольстители в своих пагубных целях употребляют служителей, которые с Евангелием в руках убеждают людей в том, что они являются единственными представителями Бога на земле и делают все возможное, чтобы слушатели поверили их доводам и последовали за ними. К числу лжехристианских учений относятся все те учения, в центре которых не находится Христос распятый за грехи мира, где не достигается освобождение от греха, святость, где есть действие духа, но нет плодов духа (Гал. 5:22-23). Это религии морали, самоусовершенствования, самоидеализации.

Слово Божие проливает свет на многие стороны действия заблуждения, которое называется тайной беззакония: "Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь... И за сие пошлет им Бог действие заблуждения так, что они будут верить лжи..." (2 Фес. 2:7,11). Тайна беззакония заключается в тайной стратегии и тактике сатаны, в его подделке под истину, в хитром искусстве обольщения. "И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их" (2 Кор. 11:14-15). "По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое доброе дерево приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые..." (Мф. 7:16-17).

Слово Божие предупреждает нас, что есть Дух Святой и есть дух обольститель. Дух Святой есть добрый, благословенный Дух. Но есть и нечистый, коварный дух, который имеет удивительную способность принимать вид доброго, чистого, светлого и "святого духа", не меняя при этом своей сущности. Здесь сокрыта такая тонкая ловушка, что в нее может попасть даже опытный и мудрый христианин. Враг чрезвычайно искусно подделывается под Духа Святого, принимая вид ангела света. Ранее действовавший на мировой арене посредством научно-философских систем, внедрявший в сердца миллионов людей атеизм, сатана ныне открыл другой более коварный фронт: внутренний, сокровенный, истинноподобный, но лживый по сути. Атеизм — "научно-обоснованное" отрицание Бога — является сейчас менее опасным для верующих, чем диверсии, осуществляемые духами обольстителями, действующими в ответ на молитву легковерных богоискателей.

Предвидя это, Господь через апостола предупреждает нас: "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским..." (1 Тим. 4:1). Как мы видим из пророчеств Нового Завета, в последние времена будет очень много различных лжеучений. Однако всех их объединяет одно: сатанинское происхождение, дьявольская природа. В результате проявления изысканных подделок под истину Дух Святой будет в пренебрежении, обесславлен и уничижен. Обольщение уже сейчас достигло таких масштабов в мире, что и духовно зрелому христианину порой трудно разобраться, где истина, а где подделка под нее.

На вопрос учеников: "...какой признак Твоего пришествия и кончины века", Господь Иисус Христос сказал: "...берегитесь, чтобы кто не прельстил вас..." (Мф. 24:4). "Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24:24). С высоты своего божественного положения Учитель видел сгущающиеся тучи тьмы, которые тяжелым бременем лягут на умы и сердца ищущих Господа в последние времена с тем, чтобы прельстить если возможно и избранных.

Апостолы Петр и Павел предсказывали, что в последнее время появятся наглые ругатели истины, безбожники, атеисты: "...Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям..." (2 Пет. З:3). "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим. З:1-5).

Итак, в последнее время будет явлена небывалая активизация сил обольщения, выражающаяся в появлении лжехристов, лжепророков, лжеучителей, духов обольстителей, творящих не только знамения, но и чудеса, чтобы увлечь за собой и погубить даже избранных. Как видно, армия сатаны, принявшего вид ангела света, охватит все народы и племена, всю землю, поскольку явление знамений будет осуществляться под видом последней пятидесятницы, проливающейся на народы, как "последний дождь". На самом же деле это будет изысканная подделка под нее. И коль это так, мы можем назвать ее всемирной лжепятидесятницей.

Отличительной чертой современных христианских харизмов (даров) является сомнительная форма их проявления, неполнота их выражения и неясный характер их назначения. Подвергнуть их серьезному анализу и сделать о них фундаментальные выводы можно только путем сопоставления их природы с природой, проявившей себя в образце, в день Пятидесятницы. Природа всякого духовного явления, гармоничного Божественному порядку, всегда лежит в русле Его воли и достигает поставленные Богом цели, соответствует смыслу образца здравого учения Господа Иисуса Христа, содействует осуществлению Божьего плана спасения. И если духовное явление не упраздняет креста Христова (1 Кор. 1:17), но ведет нас ко Христу, по Его следам через Голгофский крест и прославляет Христа распятого (Кор. 1:22-23), тогда ясно, что его автором является Дух Святой (Ин. 16:14). Если же языки, другие знамения, чудеса во всевозможные явления сил не ведут нас в общение со Христом и не содействуют познанию Христа, оставаясь самоцелью — природа их не только сомнительна, но противоположна Божьей (1 Кор. 1:9; Еф. 4:20-21; Кол. 2:4-7; 2 Пет. З:18).

Лжепятидесятница — это всемирная духовная война демонов против Церкви Христовой, это, брань властей, мироправителей тьмы века сего, "духов злобы поднебесных" с избранным Божиим народом (Еф. 6:12).

Между истинной Пятидесятницей апостольских времен и современной лжепятидесятницей разница заключается в следующем.

  1. Истинная Пятидесятница проходила под действием единого Духа, а современная под действием множества духов (1 Тим. 4:1-3).
  2. Тогда Слово Божие имело высочайший авторитет. Ныне же оно оказывается второстепенным дополнением к обретенному убеждению, средством, чтобы вводить людей в заблуждение (Деян. 2:16, 25,34; 2 Пет. З:16).
  3. В центре библейской Пятидесятницы была личность Иисуса Христа распятого и воскресшего, а в современной лжепятидесятнице — неведомый дух. Тогда все исходило от Христа и возвращалось ко Христу (Рим. 11:36), а здесь все исходит от неведомого духа и ведет к осуждению.
  4. Там центральной истиной был Голгофский подвиг Христа, спасение по благодати (Деян. 2:36), здесь же пропуском в небо почитается "небесный дар", иной язык, видения, пророчество, исцеления.
  5. Апостолы знали и держались образца здравого учения Иисуса Христа. Здесь же духи в сотрудничестве с обольщенными создают другие учения и прививают их, поддерживая силами, знамениями и чудесами ложными.
  6. Во времена библейской Пятидесятницы грех обличался в Духе Святом (Деян. 3:37-38), ныне же дух вводит обольщенного в грех.
  7. Во времена библейской Пятидесятницы действовал Дух пророчества и откровения. Ныне же любой дух признается за Божий, даже тогда, когда он говорит явную ложь и толкает людей на грех.
  8. Тогда, чтобы выяснить важные духовные вопросы, нужно было обращаться к Петру и другим апостолам (Деян. 2:37). В условиях же современной лжепятидесятницы в каждом городе оказывается свой "Петр", а кое-где и несколько, и каждый из них часто опровергает другого.

 

ВЕЛИКАЯ ДУХОВНАЯ ОПАСНОСТЬ

 

Миссия Христа является основанием для миссии Духа Святого. Миссия Духа Святого является продолжением миссии Иисуса Христа и предметом Его работы. Дух истины всю Свою работу строит на фундаменте Голгофского подвига Христа. План спасения рода человеческого Отец Небесный осуществляет посредством Христа и Духа Святого.

Для того, чтобы раскрыть человечеству сокровенный смысл дела Христа, незримое сделать очевидным, сокровенное явным, чтобы мы смогли вникнуть в истину и познать ее, Отец Небесный послал Утешителя, Духа истины, Который от Отца исходит, Учителя нашего духа (Ин. 14:26), Который наставляет возрожденных христиан (1 Ин. 2:27), Который напоминает нам все, что говорил Христос (Ин. 14:26), Который есть истинный свидетель того, что сотворил Христос (Ин. 15:26), премудрого Советника, Автора, Истолкователя и Блюстителя Нового Завета (Деян. 20:28), здравого учения Иисуса Христа, Духа откровения и познания Его. И как в Ветхом Завете было предвозвещено о Христе, так и главной задачей миссии Духа Святого является свидетельство о Христе (Ин. 15:26; 16:13-14; 1 Пет. 1:10-12).

В имени Иисуса Христа заключено все для человечества. И только Он дает жизнь миру, вводит нас в Царство Небесное. Вместе с тем, Он и Судия рода человеческого. Дух Святой послан для того, чтобы дело Христа сделать нашим достоянием, открыть Его нашим сердцам и разуму, прославить Христа, соделать Христа и Церковь едиными между собой, соединить их навеки и навсегда воедино. Дух Святой есть высший Носитель и Проводник учения Христа, Исполнитель воли Отца Небесного, в Своей деятельности опирающийся на Голгофский подвиг Христа. Дух Святой прославляет не Себя, а Христа. В центре Его внимания находится Голгофа, Христос распятый (Ин. 16:13-15).

В противоположность Духу Святому духи обольстители "реставрируют" вечное Евангелие Христа, создавая, основывающиеся на букве, а не на Духе Слова Божьего, бесовские учения. Достигается это за счет сатанинских хитросплетений: центральная истина — Христос распятый — отодвигается в сторону и закрывается ширмой всевозможных измышлений. За основу берется иная какая-то "истина", часто это может называться учением о чем-то, и взято оно из Библии, но отсутствует в нем главное — Христос распятый и воскресший. Она ставиться во главу утла и на ней строится весь фундамент ложного учения. Все исторические факты рассматриваются через призму этой точки зрения, при необходимости они умалчиваются или изощренным образом встраиваются в модель нового лжеучения или "иного благовестия" (2 Кор. 11:4). "Бесовские учения" имеют своего, "другого Иисуса", которым является лжехристос (Мф. 24:65, 23-26).

Упразднение креста Христова является главным характерным признаком природы заблуждения. "Словом о кресте" познается и определяется всякая тщательно замаскированная система обольщения (1 Кор. 1:18). Крест Христов для духов обольстителей является камнем преткновения. Все, упраздняющие крест Христов прямым или косвенным образом, нарушающие дух Евангелия Христова, являются жертвами заблуждения.

Слово Божие в категорической форме говорит, что никто не может прийти к Отцу, как только через Господа Иисуса Христа (Ин. 14:6). Господь Иисус Христос есть Спаситель всех человеков (1 Ин. 4:14-16), единый Посредник между Богом и человеками (1 Тим. 2:5). Он является Основанием, на Котором строится Дом Божий (1 Кор. 3:11-15). Он является Главой Церкви Своей (Еф. 1:22-23). Он является жизнью нашей (Кол. 3:4). Дух Святой ниспослан на землю для того, чтобы прославить Христа, напомнить все, что Он говорил (Ин. 10:13). Апостолы Христа были крещены Духом Святым в день Пятидесятницы для того, чтобы стать свидетелями распятого, воскресшего и вознесшегося на небо Господа Иисуса Христа (Деян. 1:5-6).

Духи обольстители могут многое подделать, вплоть до переживаний радости, любви, утешения, силы, не говоря уже о разного рода знамениях и видениях, пророчествах и незнакомых языках, а вот открыть тайну силы Голгофского креста, проповедовать Христа распятого, как власть имеющего Победителя греха, смерти, ада, диавола — они не могут. Не могут они также подделать любовь. И если дух что-либо говорит или показывает, но не проповедует о совершившей спасение рода человеческого жертве Агнца Божия, не открывает силу смерти и силу воскресения Христа и Его победу над демонами — это дух сомнительный, к нему надо присмотреться и испытать его самым серьезным образом.

Хитрое искусство обольщения как раз в том и состоит, чтобы, открывая "все тайны", обогащая "всяким познанием" и наделяя различными дарами и верой (1 Кор. 13:1-2), закрыть ширмой ложных откровений Голгофский крест, отнять у нас Христа и погубить нас (Ин. 10:10). Дух обольститель не открывает нам греховную природу Адама, живущую в нас, и не показывает нам, что мы телом Христовым умерли вместе с Ним, что мы там распяты (Рим. 6:3-6), со Христом погребены, с Ним воскресли и Бог посадил нас с Ним на небесах (Кол. 3:3; Гал. 6:14; Еф. 2:6). Зато он показывает нам насколько мы "духовны" и "одарены", насколько мы выше других верующих. Так он ведет слепых к вершинам гордости, а не смирения и увлекая их за собой подвергает опасности вечной погибели (Деян. 8:18-24).

Дух Святой, в противоположность сатанинскому духу, обнаруживает, выявляет, раскрывает и представляет пред глазами пленника его порочность, указывая на Голгофский крест, где Телом Христовым "...ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху" (Рим. 6:6). На Голгофе греховная природа Адама распята. Более того, и мы там со Христом умерли для мира, для греха, для себя (2 Кор. 5:14-15). Познание этой благословенной тайны, приобщение к ней верою, избавляет нас от всякой бесовщины.

Основными пороками, выражающими сущность греховной природы Адама в нашем естестве, являются эгоизм, гордость, самолюбие, рвение к славе, прелюбодеяние, блуд, сребролюбие, страсть к наживе, корыстолюбие. Даже светской наукой доказано, что эти пороки являются основной причиной морального разложения человечества (Гал. 5:19-21; 2 Тим. З:2-5). Важно отметить, что дух обольститель не только не отягощается греховной сущностью человека, а наоборот — сливается с ней, делая ее средством достижения своих целей. Он базируется на ней, как бы закрепляет ее и вооружает ее собой.

Итак, если дух вводит в какой-то грех, то знайте, что это дух обольститель, ибо Дух Святой есть Дух небесной святыни и не может мириться даже с самыми незначительными прегрешениями. Дух Святой прежде всего обличает грешника о грехе (Ин. 16:8) и обращает внимание сокрушающегося на Спасителя, истекающего за него кровью на кресте Голгофы. Обличенный в грехе видит перед собой бездну погибели и твердыню своего спасения в Христе. Дух Святой предлагает сделать выбор и покаяться во грехах (Деян. 8:18-24).

Дух обольститель привлекает внимание к себе, а не ко Христу, приходит во имя свое, а не во имя Христа, он проповедует себя, но не Иисуса Христа распятого и воскресшего, не рождает свыше, не дает свидетельства о прощении грехов и спасении, библейских плодов духа не производит (Гал. 5:22-23). Он самоцентричен, самоличен, говорит от себя, преподнося Слово Божие, как мертвую букву, а себя, как живую истину, толкая пленника на всякого рода нечистоту, потому что это нечистый дух.

 

ПРИЗНАКИ ОБОЛЬЩЕНИЯ

 

Есть немалое число характерных черт, присущих обольщенным. Наблюдая за состоянием их сознания, можно увидеть какое-то общее, характерное для всех них принижение роли разума. Действующий через них дух, производит некое торможение рассудка, порой настоящее затмение разума или, наоборот, навождение какой-то неестественной мудрости. Некоторые слишком уж умны или заумны, как бы необыкновенно развиты; основная же масса находится в пассивном состоянии сознания.

Характерной особенностью духовного состояния обольщенных является как бы паралич человеческого духа. В результате человек становится настолько безвольным и неспособным к самостоятельным действиям, что уподобляется робкому и пугливому ребенку. Он делает только то, что говорит ему дух, и не больше. А если и не так, то он слушает, что скажут ему старшие братья, пророки или что будет открыто в видении. Во всем верховодит дух. Нужно подчиняться, а не обсуждать "высшее" повеление.

Другая особенность — это особая "приподнятость", возвышающая их над другими. Они как бы "парят", взирая на окружающих сверху вниз. Они склонны превозноситься над детьми Божиими и унижать их (3 Ин. 1:9-10; 3 Цар. 22:23-25). Некоторые же, наоборот, пребывают в состоянии постоянного удручения, страдают от каких-то необъяснимых душевных недугов. Ясно, что здесь мы имеем дело с болезненной душевностью, а не с духовностью. Дело в том, что духи обольстители вторгаются в сферу души, так как их жертвы, как правило, не являются рожденными свыше людьми. И потому душевность среди обольщенных становится преобладающим состоянием. Воля таковых блокируется, ум закрепощается действием духов обольстителей и становится легко подчиняющимся придатком, способным лишь защищать подделку от разоблачения, но не способным к трезвой самооценке (Деян. 13:6-11).

Часто дух обольститель нисходит на непокаявшихся, на духовно невозрожденных, не обращенных к Богу людей. Чтобы на человека мог излиться Дух Святой, необходимо покаяться во грехах, чтобы его дух стал возрожденным, воскрес из мертвого состояния (Деян. 2:38). Приемником и обителью Духа Святого в человеке является наш рожденный свыше дух или в другом выражении — "сердце" (Рим. 5:8; Пр. 20:21). "Рожденное от духа есть дух!" (Ин. 3:6). "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий!" (Рим. 8:16). Возрождая наш дух, Божий Дух возвышает все наше триединое естество (1 Фес. 5:23).

У духовно невозрожденного, отделенного от Бога человека, душа, а не дух возглавляет все его существо, его сознание и волю. Такой человек живет и действует на плотском и душевном уровнях своего естества, но не достигает уровня духовного (1 Кор. 2:14). Когда же наш дух — страж внутреннего мира личности — нейтрализован, когда этот искатель и причастник Божьего Духа пленен или умерщвлен, то душа, в силу своей слепоты, легко подпадает под действие сил обольщения, позволяя исполнять желания плоти и помыслов (Еф. 2:1-3; 4:17-20), разжигающих страсти и похоти, и играть на человеческих пороках (Рим. 1:24-31; 2 Пет. 2:1-22). Человек, таким образом, развращается и разлагается (Быт. 6:15). У обольщенных, руководящим ядром и господствующим началом в человеческом естестве становится "ветхий человек", греховное начало, вселившееся в человека после грехопадения и делающее его пленником закона греховного (Рим. 7:23).

Бесовская тактика такова, что если человек возрожден, дух-агрессор, в первую очередь, старается парализовать, сковать и умертвить его дух. И тогда он овладевает душой и телом, делая основной своей базой душу. Обольщенный испытывает при этом сильные душевные переживания, здесь всегда сильны чувства, положительные и отрицательные эмоции. Князь "Самоуверенность" становится главой города "Душа" (3 Цар. 22:24). Вместе с нашим духом, враг парализует ум и волю побежденного, и он становится жертвой нечистных духов. Воцарившаяся душевность, подчинившая себя нечистым духам, позволяет им бросать тело в грязь, в нечистоту, во всевозможные мерзости.

Некоторые, так называемые, "духовные" свидетельствуют, что имеют большую радость, пламенеют любовью, имеют великое наслаждение, назидание и вдохновение. Нужно подчеркнуть, что это не доказательство истинности духовного состояния верующего. Дело в том, что сатана способен не только принимать вид ангела света (2 Кор. 11:14), но и ниспосылать свою "любовь" к ближнему до такой степени, что люди вступают в блуд, не помня себя, и рождают детей от "святых браков", причем под личиной благочестия (2 Цар. 11:4-5). Сатана дает своим жертвам и наслаждение (Пс. 140:4; Пр. 7:18; 2 Пет. 2:13; Евр. 11:25). Бывает также радость и утешение не от Бога (Пр. 15:21; Ис. 24:11; Ос. 10:5; Авв. 3:14).

В среде обольщенных, как правило, царствует душевность. Доминирует душевная любовь, добродетель продиктована душевностью, общение душевное, язык и чувства распущены (Иуда 19). Они пребывают в состоянии преизобильной чувственности. Особенно сильное сердечное расположение возникает между противоположными полами. О "ветхом человеке", о "живущем во мне грехе" никто не имеет понятия (Рим. 7:15-24). Об освобождении от греха нет и речи (Рим. 6:22; Ин. 8:36).

Все обольщенные объясняют факты сумасшествия, изуверства, блуда, наблюдающиеся в их среде, искушением сатаны. Но искушение это одно, а получение духа не от Бога — это совсем другое. Разве служители сатаны находятся в искушении, или в них живет сатана (2 Кор. 11:13-15)? Это дети Божии или лжецы (Откр. 2:2)? Люди, верующие в ложь — это спасенные или погибшие (2 Фес. 9:12)? Все эти, надеющиеся получить жизнь вечную, служили всю свою жизнь Богу или лжи (Мф. 7:21-23)?

Мы должны разобраться в следующем вопросе: все заблудшие и обольщенные получили Дух Святой и оказались в пожизненном искушении, или одни из них в искушении, а другие получили "камень вместо хлеба"?

Если все верующие имеют Духа Святого, то в таком случае непонятно откуда берутся лжебратья, лжеслужители, лжеапостолы (Гал. 2,4-5; 2 Кор. 11.13-15; Откр. 2.2)? Служители такого ранга, как апостолы, должны обладать не только отличным знанием Писания, но и особо высокой духовностью (Еф. 4.14-15).

Общество, состоящее из лжебратьев и лжесестер, из лжеучителей и лжеапостолов называется Богом не церковью, а сборищем сатанинским (Отк. 2.9). Внешне, все они могут верить в Евангелие, проявлять ревность в деле Божием, бороться с заблуждениями, доказывая, что другие верующие не спасены (Деян. 15:1-2). И здесь возникает вопрос: кто дал им эти дары, кто сделал их "духовными", кто движет ими? Нам этот вопрос отвечает нам апостол: (2 Кор. 11:1-15). Посягая на Церковь Христа, сатана принимает вид ангела света, являя себя в виде "другого Иисуса". Он дает легковерным "иного духа", создает "иные благовестия". Это делается для того, чтобы под видом Иисуса Христа, под видом Духа Святого вступать в откровенные духовные общения, которые являются духовным блудодеянием, с обрученной Христу чистой девою (1 Кор. 10.19-21). Сатана позволяет своим жертвам верить в Евангелие, ходить в церковь, молиться, при условии полного подчинения ему. Поэтому не удивительно, что люди не всегда могут отличить работу Духа Святого от действия духа обольстителя. А знают ли заблудшие о том, что они не пребывают в истине? Нет! Начинается же все с того, что они пожелали получить крещение Духом Святым.

Всем нам нужно знать, что дар Святого Духа дается всем рожденным свыше детям Божиим (Еф. 1.13; Еф. 4.30). Дух Святой Бог дает повинующимся Ему (Деян. 5:32). Молясь, верующие должны говорить "...да будет воля Твоя!". А вот те, которые берут небо штурмом, будучи не готовыми к принятию высокого дара, получают от Господа отказ. И тогда для них открывается другой мир, мир подделки и они получают лжедар из иного источника. О том, что возможно получить в ответ на молитву дух не от Бога апостол Павел говорит так: "Ибо если бы кто пришед начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы получили иного духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали — то вы были бы очень снисходительны к тому" (2 Кор. 11.4). Итак, Бог не дает "змею вместо рыбы", а сатана способен это сделать, когда представляется ему такая возможность.

Дух Святой формирует плод в нашем духе и создает в сердцах спасенных подлинное Царство Божие. "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (Гал. 5:22-23). Среди обольщенных этого, к сожалению, не наблюдается.

Дух заблуждения есть дух болезненный, это дух подозрений в страха, неуверенности и опасения, гордости и высокомерия. Обольщенные им подозревают всех, ожидают подвоха, беды. Этот дух много обещает, но не только ничего не дает, а наоборот — отнимает ум и здоровье, время и доброе имя. Над теми, кто ему вверился, над своими пленниками, он издевается как хочет и никто не может понять, что именно происходит. Он делает свою жертву душевной, но не духовной, обезличивает и растаптывает личность, подменяя ее собой.

Самым успешным способом обольщения легковерных является одаривание их небесными дарами, которые предлагаются под видом "крещения Духом Святым". Дух Святой воспитывает святых по принципу: "...Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3:30). Духи ободьстители, наоборот, возвышают обманутых, наделяют их многими мнимыми дарами, показывая им их превосходство над другими, делая из них кумиров, прославляют уловленных ими в свои сети.

Итак, душевность, самопрославление и блуд являются тремя китами, на которых держится мир обольщенных сатаной верующих.

Водимые Духом Святым живут не душой, а духом (Гал. 5:25; Рим. 8:14-16)1 Они ходят во свете (1 Ин. 1:7), ведут святую жизнь (1 Пет. 1:16-17), смиряются пред Богом (Иак. 4:10), почитают один другого выше себя (Фил. 2:3), прославляют Бога, а не человеков всею своею жизнью (1 Кор. 6:20). Истинные дети Божий приняли в свое сердце не только дар Духа Святого, но и Господа Иисуса Христа (Кол. 2:6) и Отца Небесного (2 Ин. 1:9). Сердце спасенного является обителью Триединого Бога: Отца, Сына и Духа Святого (Ин. 14:15-23).

Дух Святой есть Дух Святыни. Он вменяет в грех взгляд с вожделением (Мф. 5:28), Он осуждает на погибель за слово "безумный", сказанное ближнему (Мф. 5:22), Он требует дать отчет за каждое праздное слово (Мф. 12:36). Дух Святой есть Дух чистый, светоносный, истинный, правдолюбивый, благой, премудрый и бескомпромиссный по отношению к неправде и греху (Ис. 11:2-3; Зах. 12:10; Евр. 10:28-29). Дух Святой учит нас тому, чтобы хранить свой сосуд в святости и чести (2 Тим. 2:20, готовить запас "масла", чтобы "светильники" наши горели, чтобы мы жили в ожидании Христа грядущего во славе, дабы вместе с Церковью Христа нам быть восхищенными на небеса.

Дух же обольститель есть дух нечистый, мерзкий, скверный, воспаляющий страсти и похоти, толкающий внимающих ему на безумие, беззаконие и срамоту. Его плод — грех (2 Тим. 6:21). Он приходит для того, чтобы украсть, убить и погубить (Ин. 10:10).

Самым сильным, победоносным, всемогущим орудием в борьбе с армией духов обольстителей является Христос распятый — Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:22-24), Христос воскресший, прославленный и вновь грядущий! Он откроет лицо беззаконника и убьет его духом уст Своих (2 Фес. 2:8; Отк. 19:15). Он победил все силы ада на Голгофе и окончательная победа в этом всемирном сражении света с тьмой на стороне Бога Сил! Слава Ему! Аллилуйя! (Отк. 3:21).

 

ДУХ СВЯТОЙ И ОБЛИК ЛЖЕЦА

 

Слово Божие ясно говорит, что одновременно с истиной существует ложь. Каждая истина имеет свою подделку, противоположность, антипод. Сатана подделывает дела Божий на разных духовных уровнях. Мартин Лютер назвал его мартышкой, копирующей Бога, — такова сущность врага душ человеческих.

Сопоставление их показывает абсолютную противоположность природы Духа Святого и духа обольстителя. Диавол может подделаться под истину по форме, по внешним признакам, но он всегда враждебен Богу по своей сущности.

Итак, дух обольститель может проявлять все видимые признаки работы Духа Святого за исключением проявления Божественной природы: благости, святости, истины и любви к Богу. Сатана в этом смысле имеет предел возможностей, а у Бога такого предела нет. Распознать духа лжи можно только по его природе. Изобличается он своими плодами, а при подделке под святость — стремлением представиться под именем или личностью Иисуса Христа. Иисус Христос и Дух Святой имеют полное, совершенное единство. Во Христе распятом открывается природа Бога, Его милосердие, благость и человеколюбие. Христос распятый был, есть и будет центром, силой, победой, истиной и премудростью Божией во веки веков! Он есть крестящий Духом Святым! Духи обольстители изобличаются Духом Голгофы, Иисусом Христом, распятым за грехи рода человеческого на кресте, воскресшим и вновь грядущим за Церковью Своей.

 

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА САТАНЫ

 

Осеобъемлющая стратегия сатаны, особенно в "последние времена", заключается в борьбе на два фронта. С одной стороны он действует посредством научной философско-материалистической системы, ведущей в мире острую идеологическую войну за умы и сердца людей. С другой стороны его стратегической целью является компрометация и уничижение Духа Святого, лишение притягательной силы истины о Духе Святом, обесценивание Евангелия, обесславливание христианства, чтобы люди не смогли найти убежище от погибели, от греха, от суда. Вот для этой цели сатана действует под видом "духа святого", создает духовные подделки, "ведет брань со святыми", вводя в заблуждение великое множество верующих, которые по неведению доверяют ему и следуют за ним.

Хитрое искусство обольщения наглядно проявляется в двойственности лжи, в полуправде. Например, есть пророчество ложное, но есть пророчество, где говорится только правда. И мы верим правильному пророчеству, как Божьему; а там оказывается действует дух прорицания (Деян. 16:16-18). По виду все точно так, как в Писании — но на самом деле это мир обольщения. Или, один человек видел видение, что больной умрет, а другой, что выздоровеет. Одно непременно окажется верным. Тот, кто сказал верно, считается "духовным", а кто нет — того считают, что он или является обольщенным, или не бодрствовал. Есть ложный "дух святой" и подлинный дух лжи. Один действует от имени истины, а другой от имени лжи. Одного из них признают за истинного, принимая, таким образом, духа обольстителя за Духа Святого (3 Цар. 22:19-24).

Хитрое искусство обольщения проявляется также в подмене Священного Писания путем искажения его истинного смысла, или принижения его авторитета. Слово Божие препятствует демонам действовать, если верующие его читают, знают и правильно разумеют. Поэтому духи тьмы стремятся извращать Слово Божие, подменять его, или игнорировать. Наиболее распространенным явлением оказывается подмена Священного Писания водительством духа, когда дух буквально указывает куда идти, что делать, кому доверять, кому не доверять и т.п. — все до малейших деталей определяет дух. В таком случае человек держит Евангелие у себя ради формы и читает его, к сожалению, только в выгодные для него моменты. Потребности пребывать в Слове Божием у него нет, он им не пользуется, как руководством в жизни. Оно оказывается своего рода придатком к водительству духа и только. Наблюдается и такое, когда полностью подменяется смысл Писания на новое бесовское учение.

В других случаях наблюдается, наоборот, тщательное изучение Писания, штудирование его, но с целью создания и внедрения новой модели ложного учения. Такое наблюдается среди "свидетелей" Иеговы, мормонов, а также среди представителей других псевдовероисповеданий. Эти цитируют тексты из Писания, делая из них оружие, чтобы завоевывать души.

Распространенным обольщением является создание множества разнообразных лжеучений. Чтобы создать лжеучение, сатана использует отдельных выдвинувшихся служителей, которые видят истину в кривом зеркале, однако, имея авторитет и способность влиять на массы, образовывают свой особый толк, перерастающий затем в деноминацию. Как правило, таковые уклоняются в крайности, считая их за норму, за правило, за истину. Главное они делают второстепенным, а второстепенное ставят во главу угла. Вот так появляется "новое учение". Восприимчивых и впечатлительных способных служителей сатана пленяет "озарением": человеку вдруг что-то открылось, причем так сильно и ярко, что все до сих пор известное бледнеет в сравнении с этим, становится серым, второстепенным. Тут обольщает человека то, что, якобы, Бог, "открыв" эту тайну, соделал меня "пророком" и "учителем" и, обманутый идет за обманщиком.

В своей тактике сатана пользуется многими довольно ловкими способами.

  1. Самым успешным и самым распространенным приемом является набрасывание узды страха на верующего от того, что испытывая духа, ты похулишь Дух Святой (1 Ин. 4:1). Кто этот барьер страха преодолевает, тот идет к освобождению от заблуждения, а кто цепенеет во власти духа боязни, тот гибнет в коварных когтях обольстителя.
  2. Другим способом является ослепление служителей путем выдвижения их на высокие посты. Он делает их "апостолами", благовестниками и епископами, превознося их как достойных, благословенных, угодных Богу и они, впадая в обольщение, ревностно "подвизаются за истину" (1 Кор. 11:13).
  3. Сатана старается обесценить Священное Писание, принизить его авторитет.
  4. Действуя на разум человека, дух обольститель унижает значения разума в духовной жизни, закрепощает рассудок, блокирует ум, повреждает психику.
  5. Действие на личность проявляется в подавлении личности, в устранении личности путем пленения ее воли, паралича духа, затемнения рассудка и подмены личности духом обольстителем.
  6. Посылаются всевозможные угрозы и запугивание в адрес неповинующихся.
  7. Жертва "усыпляется" путем внушения ей мнения о своем особом положении и внушения сожаления о печальной судьбе не покоряющихся духу.
  8. Дух обольститель соединяет, роднит и утешает обольщенных на базе душевности, наделяя их ложной радостью, любовью друг ко другу, с проявлением лести и угодничества.
  9. Дух обольститель "одухотворяет" наше "я", вместо действия отвержения "себя" и сораспятия Христу.
  10. В душе обольщенного устанавливается "единоначалие духа" путем подмены Духа Святого духом обольстителем и замены личности обольщенного им же. Таким путем дух-лжец подменяет собою и Бога, и личность человека, и потому ему очень легко действовать в пленнике.
  11. Насылаются обвинения в адрес согрешивших, а не осуждение греха, наказание их церковью и выталкивание их в грешный мир. Не дух разоблачается, а пророк обвиняется, не духов различают, а пророков, духа реабилитируют и идут за ним, а неугодных отлучают.
  12. Противостояние по отношению к прозревшим, оппозиция к ним и изгнание их из церкви.
  13. Откровение о ложной опасности и ложное спасение от мнимой беды, что еще крепче привязывает обманутого к обманщику.
  14. Употребление естественных и сверхъестественных личин, чтобы "овцы" приняли "волка" за овцу.

Итак мы видим, что при всем своем умении маскироваться, дух обольститель не может скрыть своей природы, потому что Дух Святой во свете Слова Божия дает нам способность безошибочно определять где истина, а где ложь.

 

ПРИРОДА ДУХОВНЫХ ЯВЛЕНИЙ И РАСПОЗНАНИЕ ДУХОВ

 

Слово Божие говорит, что по отношению к Духу Святому мы находимся между двумя различными опасностями. По своему неведению христианин может принять истину за ложь и таким образом похулить Духа Святого. В таком случае ему не будет прощения ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31-32). С другой стороны, в силу малоопытности и легковерия, он может принять ложь за истину и, вверившись ей, попасть под влияние духов обольстителей (2 Пет. 2:15, 20-21; Еф. 4:14), оказавшись таким образом в числе тех, кому Христос скажет: "Я никогда не знал вас..." (Мф. 7:21-23; 2 Фес. 2:7-12).

Сатана в своих коварных целях старается запугать, дезориентировать, толкнуть в крайность путем устрашения опасностью, будто бы существующей только с одной стороны. Дух Святой, Дух истины, напротив, желает нас вести к цели, ясно и убедительно указывая на две огромные опасности, как с одной, так и с другой стороны.

Убеждать в том, что хула на Духа Святого словом есть самый страшный грех, означает быть нетрезвым в понимании духовной действительности. Такое понимание затуманивает наш духовный взор, внушает страх перед ужаснейшим грехом, притупляет бдительность и мы обезоруживаемся в отношении испытания духов и открываем шлагбаум перед силами тьмы, действующими под видом Святого Духа. Вера в ложь, принятие духа заблуждения вместо Духа истины и подчинение ему — есть хула на Духа Святого делом, потому что он есть дух хулы (Отк. 13:6). Та и другая хула идентичны, равно преступны перед Богом. Учитывая сказанное выше, мы видим, что находимся между двумя равными опасностями.

Никто из нас не желает быть обманутым или самообманувшимся, поэтому нужно принимать за основу все, что известно из Слова Божьего на этот счет (Ин. 4:1-3) и принимать истину за истину, а ложь за ложь. Это будет правильным и послужит к славе Божией.

Первый принцип действия Духа Святого заключается в том, что Он не от Себя говорит, не во имя Спое, не о Себе, а о Христе. Он будет говорить, что услышит (1 Ин. 16:13). Это означает, что Дух Святой не является Духом самоличным, обособленным от Бога. Он един с Отцом Небесным, исходит от Него и исполняет Его совершенную волю (Ин. 15:26; 16:15).

Поэтому вторым принципом действия Духа Святого является то, что Он не прославляет Самого Себя, а прославляет Иисуса Христа, Его победоносный Голгофский подвиг, святую и совершенную личность Господа Иисуса Христа (Ин. 16:14). Он обращает лица и сердца спасенных к Прославляемому, а не к Прославляющему, не к Себе, а ко Христу. Христос является предметом славы, производимой Духом благодати, Христос и только Христос! А в Нем Отец Небесный и Дух Святой.

Дух обольститель действует по-другому. Он говорит от себя, во имя свое, выдает себя за Христа и прославляет себя и обольщенного, но не Христа распятого, воскресшего и грядущего (Отк. 13:4-6).

Третий принцип — несовместимость с грехом (Ин. 16:8). Дух Святой есть прежде всего Святой. Он есть олицетворение совершенной, абсолютной святости Бога Отца, ибо Он от Отца исходит. Вся Его сущность и острие Его борьбы направлено против греха, лжи, нечистоты и мерзости. Прежде всего Он предлагает человеку избавление от греха во Христе Иисусе, победу над грехом, свободу от греха, но не Свои дары или силу. Он ставит Иисуса Христа в пример каждому спасенному и учит, чтобы он подражал Ему, поступал в мире сем так, как Он. Он осуществляет весь процесс преображения христианина в образ Христа (2 Кор. З:18). Его интерес состоит прежде всего в том, чтобы каждый из нас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести (2 Тим. 2:20-21), а не в том, чтобы сделать нас чудотворцами или пророками. Дух Святой не может действовать через грязный сосуд.

Если у человека нет сокрушения о своем несовершенстве, нет стремления к освящению и освобождению от греха, нет духовного роста и плода духа, но при этом он преизобилует дарами, то вполне возможно, что он обольщен или самообольщен. Дух обольститель действует, прежде всего, через павших, непросвещенных, невозрожденных и неосвященных людей. Если дух не открывает глубины нашей греховности, виновности, негодности и недостойности в Адаме, не освобождает из плена и не показывает выхода — Христа распятого, силы Его смерти, триумфа Его победоносного воскресения и не делает причастниками победы, жизни и славы Христа, — это не Дух Святой.

Четвертый принцип — откровение тайн записанных в Слове Божием. Слово Божие есть завет Бога с человеком. Оно имеет высший, непререкаемый авторитет и непреходящее значение (Пс. 137:2). "Небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут!" (Мф. 24:35). В нем сокрыто богатство непостижимых тайн Божиих. Автором Его является Дух Святой (2 Пет. 1:21). И кто, как не Дух Святой, Дух откровения, знает все глубины и сокровища Слова Истины (1 Кор. 2:10)? И только Он может сделать их достоянием сердец наследников Христа. Он "...научит вас всему..." (Ин. 14:26).

В основу нашей веры должно быть положено Слово Божие, а не оторванное от Священного Писания водительство духа. Читая Рим. 8:14 ("Все водимые Духом Божиим, суть сыны Божий"), мы находим, что здесь имеется ввиду жизнь по духу, а не физическое водительство. Апостол Павел имел ввиду подлинное водительство, которое имеет внешнюю и внутреннюю сторону. Дух не допускал его и посылал в другое место (Деян. 16:6-7). Это внешняя сторона. Внутренняя сторона заключается в жизни по духу, в хранении себя в святости и чести.

Авторитет писанного Слова Божьего выше устного слова. "Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего" (Пс. 137:2). Христос отражал сатану в пустыне словом Божиим: "Написано!"

Итак Писание противостоит действию духов обольстителей. Поэтому, если Слово Божие не пребывает в нас, ум закрыт для разумения Писания, оно не входит в недра человеческого существа, а дух действует, — не верьте этому духу. "Если пребудете во Мне и Слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите и будет вам" (Ин. 15:7).

Для усыпления бдительности верующих сатана не восстает против Евангелия, против исторического Христа. При возможности он исповедует Христа пришедшего в мир не во плоти, а воскресшего в духе, пришедшего снова в духе и т.п. Но он может занять и более гибкую позицию, наводняя общину иными языками, видениями, пророчествами, откровениями, дарами вспоможения и исцеления, — так он искусно вытесняет Христа из нашей жизни, из нашего сознания и сердца. Хитрое искусство обольщения при помощи Евангелия пытается упразднить крест Христов, вытеснить истину о Христе распятом. Духи обольстители могут "открывать" тайное для того, чтобы этими "откровениями" закрыть от людей главное — Христа распятого, Голгофу, победу Бога над мировой системой зла, над грехом и смертью (2 Кор. 4:4). Ширмой лжеоткровений ослеплено и отделено от Бога все современное так называемое пятидесятничество.

Пятым принципом действия Духа Святого является преобразование человека в образ Христов (2 Кор. 3:18), а не превозношение нашего плотского "я". В этом плане Он прежде всего выявляет наш внутренний плен, греховную природу Адама нашего "ветхого человека" и открывает нам пути избавления от него (Рим. 7:15-23). Он ведет нас не только к очищению от наших грехов (1 Кор. 6:11), но и к освобождению от греха (Рим. 8:1-2). Дух Святой ведет нас к сораспятию Христу, освобождая нас от нашего эгоистического, плотского "я" и приобщает нас ко Христу. Это делается для того, что бы "жизнь Иисусова" открылась в смертном теле нашем (2 Кор. 4:10). И мы начинаем жить по принципу: "Все во всем — Христос!" (Кол. 3:11).

Духи обольстители действуют наоборот. Они закрепляются и как бы паразитируют на нашем плотском "я", "одухотворяют" его, возвышают и превозносят человека как можно выше. Называют его, до мозга костей плотского, "духовным" и дух действует под покровом мнимого духа святого. Такой христианин не способен распознать сущность греховной адамовой природы и найти пути избавления от нее. Он — плотской и плюс к тому же обольщенный. Ему нужны не перемена жизни верующего, не преображение в образ Иисуса Христа, не выход из состояния пленения, а признание, слава, положение, честь и почет. Здесь уже, как видно, совсем иной принцип действия.

Шестой принцип: Дух Святой не выделяет и не превозносит человека, а делает его причастником Богу во всех отношениях (2 Пет. 1:4). В Адаме люди отпали от Бога и стали самоцентричными, эгоцентричными, самоуправляющимися, но пленниками на самом деле. Оторвавшись от Бога, они подчинились закону греха и смерти. Господь в Своем плане имеет ввиду не только простить, помиловать, спасти человека, но и соделать его причастником жизни Божией, дабы пребывая в Боге, живя с Ним и Им, живя для Него, спасенный стал причастником Христу (Евр. 3:14), причастником Духа Святого (Евр. 6:4) и участником в святости Бога (Евр. 12:10). И хотя человек при этом возводится на весьма высокое положение, все же он не обособляется, не отделяется от Бога, а приобщается к Нему, как бы входит в единство с Богом. Избавившись от самоцентричности, спасенный обретает полное, совершенное единство с Богом, воссоединившись с Ним вполне, прирастая к Нему, как ветвь к Лозе (Ин. 15:5).

Противоположным образом действует дух обольститель. Он выделяет служителя, наделяет его плотской властью, превозносит его. И тот становится высокомерным, напыщенным, недоступным, высоким, так что хоть поклоняйся ему (3 Ин. 1:9). Такой является выдвижением, обособлением, одиозной фигурой, первенстволюбом, не имеющим общности с Богом и с Его народом (Мф. 7:15). Обольщенный не может быть никому слугой и всем рабом, это не его удел.

Если дух превозносит человека в его же глазах и пред окружающими, показывает о нем хорошие видения, как бы льстя ему, не доверяйте этим откровениям, "...потому что все согрешили и лишены славы .Божией" (Рим. 3:23). У стремящегося к совершенству всегда есть сознание своего несовершенства (Фил. 3:13-14) и Дух Святой ведет работу по усовершенствованию спасенного (2 Кор. 3:18) и лишь тогда, когда он будет как его Учитель, вот тогда только можно будет сделать о нем хороший отзыв. И еще: в оправданном человеке прославляется Христос, Бог и Ему принадлежит слава за все положительное в нас.

Седьмой принцип: дары Духа Святого не являются самоцелью, а только средством к достижению цели (1 Пет. 4:10-11). Дух Святой дает человеку дары для приношения плода в служении и жизни (1 Пет. 4:10-11; Рим. 12:6-8; 1 Кор. 7:7, 12:7-11,28 29; Еф. 4:11-12; Гал. 5:22-23). Дар служит для прославления Бога и для назидания церкви в любви (1 Пет. 4:11; Рим. 12:9; 1 Кор. 14:1; Еф. 4:15-16). Так действует Дух Святой!

Дух же обольститель делает дары самоцелью, заполняя жизнь плотских верующих делами плоти и они, присвоив себе звание "духовные", ожидают пришествия Христа. А какой плод они принесут Богу будет видно в конце их пути (Мф. 7:26-27).

Итак, мы показали семь основных принципов действия Духа Святого, в отличие от действия духов обольстителей. Вот таким путем распознается природа духа, определяется его сокровенная сущность, хотя этим не исчерпывается полнота возможности распознания истины и лжи.

Чтобы избежать заблуждения и не впасть в сеть дьявольскую, Слово Божие дает нам на этот счет строго определенные указания: "Не всякому духу верьте, но испытывайте духов от Бога ли они" (1 Ин. 4:1). Это означает, что без испытания, без проверки, без распознания природы духа, никакому чуду или знамению нельзя верить. Пусть он даже огонь с неба низводит! Это означает верить в Слово Божие прежде и больше, чем в действие духа. Это означает, что авторитет Священного Писания выше авторитета неведомого духа. Всякое доверие, не основывающееся на результатах духовного анализа, есть безответственное открытие дверей нашей души неизвестному духу, а испытание — хранение этих дверей закрытыми. Правильно тогда, когда двери для непроверенных и непрошенных людей закрыты, а не для всех, без исключения, открыты. Так нам необходимо поступать независимо от того, каково наше предварительное мнение о духе.

При наличии у нас такой позиции по отношению ко всякому духу, дух обольститель сразу же взбунтуется: "Как это мне, "духу истины", не доверяют, да еще и проверяют?!" Сразу начнется запугивание, что ты этим похулил Дух Святой. И тогда становится совершенно ясно, что это — дух обольститель. Противостойте ему и изгоняйте его (Иак. 4:7; 1 Пет. 5:9)! Дух Святой одобрит такую позицию потому, что мы действуем в соответствии со Словом Божиим, Автором которого Он является.

В этой ответственнейшей ситуации служителям Христа нужно не пасовать перед сатаной, принимающим вид ангела света, чтобы не похулить Святой Дух, а трезвившись, нужно серьезно испытать духов (1 Ин. 4:1) и вести с ними брань (Лк. 10:18-19; Еф. 6: 11-17), пребывая во Христе (Фил. 4:13), чтобы побеждать в этой чрезвычайно тяжелой борьбе (Мф. 16:18).

А обнаружив на "дереве" хоть один кислый плод, мы должны проявлять решительность, зная, что здесь и корень "кислый", так как природа дерева познается по его плоду (Мф. 7:17; Лк. 6:44). Нужно хорошо себе уяснить, что сомнение еще не есть испытание духа, а испытание не есть еще доказательство и ни в коем случае не хула на Дух Святой. Хула — это поношение истины, но не ее испытание (1 Ин. 4:1-3) (Ср. Чис. 15:30;

Мк. 3:22, 28-30; Деян. 7:51; Рим. 2:8; Евр. 6:6; 10:29). Многие допускают ошибку, принимая сомнение и испытание за хулу. Обольщенные и духи обольстители всей своей сущностью настроены против всяких испытаний духов. Поэтому нужно твердо усвоить себе одну подлинную истину, что рожденный от Слова Божия и Духа Святого христианин, принципиальный сторонник истины, испытывающий духов по Слову Божию, никогда не похулит Дух Святой, зная то, что определение природы духовного явления производится по ее плодам.

В духовном мире мы имеем дело с чрезвычайно тонкими, подчас неуловимо тонкими для человеческого сознания явлениями. И для того, чтобы противостоять обольщению и прелести, исходящей от нечистых духов, нам необходимо полагаться не на свои силы, а на объективные, данные Богом средства защиты. Мы выделяем, по крайней мере, три таких средства:

  1. Испытание духов нашим разумом, возрожденным духом, нашими человеческими возможностями, по Слову Божьему при содействии Духа Святого (1 Ин. 1:4).
  2. Проявление дара различения духов (1 Кор. 12:10).
  3. Проявление власти над бесами, чтобы не только безошибочно их выявлять, но и изгонять (Мф. 17:21; Лк. 10:18-19).

При отсутствии одного из этих средств защиты, успех духам обольстителям обеспечен. Апостол Павел пишет: "Неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими" (Кор. 6:5). Необходимо подчеркнуть, что при действии Духа Святого, суждение человека не подавляется, и оно также необходимо для различения духов (Деян. 16:18; Рим. 12:1). Обольщенные же считают нередко, что разум есть своего рода "придаток", которым можно не пользоваться без ущерба для себя.

Устранение из практики христианской жизни этих правил означает открытие границ для вражеских войск. Тогда вместо власти над бесами мы будем иметь власть бесов, вместо различия духов — слепоту, вместо церкви — сборище сатанинское. (Отк. 2:9). Более того, мы будем заниматься реабилитацией духов обольстителей вместо контроля за их деятельностью.

Кто слишком самоуверен, наивен или либерален по отношению к действию духов обольстителей, тот должен учесть, что сатана способен увлекать и пленять не только людей, но и не знавших греха ангелов Божиих (Отк. 12:4). Значит сатана имеет возможность создавать искусные подделки вне нас и в нас самих, прикрывая свое дело Словом Божиим.

Вот почему написано:

И если неверие в Бога, материалистическое мировоззрение, атеизм, есть уклон как бы влево от истины, то все лжеучения, услаждающие душу состояния, все обольщения — есть уклонение вправо. Предостерегая от уклонов, Бог сказал Моисею: "Не уклоняйтесь ни направо, ни налево" (Вт. 5:32). "Ибо Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, Божию силу и Божию премудрость!" (1 Кор. 1:22-24). "Слово Твое есть истина!" (Ин. 17:17) "Истина во Иисусе" (Еф. 4:21). Дух Святой есть истина! (Ин. 14:17; 1 Ин. 5:6).

 

ПРИЧИНЫ ЗАБЛУЖДЕНИЙ И ПУТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ

 

Главной причиной всех заблуждений является незнание духа Писания. "Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией" (Мф. 22:29). Мир обманутых подразделяется на две категории: заблуждающихся и вводящих в заблуждение (2 Тим. 3:13). Заблуждающиеся могут не знать Писания, а вот вводящие в заблуждение, как правило, знают его, местами наизусть. Согласно этих слов Христа, знание Слова Божия несовместимо с заблуждением. Но другие места Священного Писания говорят, что в лице лжеапостолов или лукавых делателей лжеименное знание и заблуждение совмещаются (2 Кор. 11:13; 1 Тим. 6:3-5; 2 Пет. 2:1). Как же все это можно понять? Дело в том, что существуют два рода знания: истинное и лжеименное (1 Кор. 8:3; 1 Тим. 6:20). Одно из них от Бога, а другое от лукавого. Христос имел ввиду здоровое, божественного порядка знание. И если мы его не имеем, то мы и при наличии знания буквы Писания, все равно будем заблуждаться. Лжеименное знание — это лжеучение, принимаемое за настоящее знание. Если прислушаться к голосу проповедников всех деноминаций и толков, то как-будто все говорят о Христе. Его имя не отвергают и заблудшие (Деян. 19:13). Они говорят о Христе, о Его чудесах, исцелениях, о других духовных явлениях, но не говорят о Голгофе, о победе над нашей плотью и сораспятии со Христом, о воскресении во Христе к новой жизни.

Здесь дело в том, что есть два Христа, а именно: Христос из Назарета и "другой Иисус" (2 Кор. 11:4) или лжехристос (Мф. 24:24).

Как же узнать где — Христос, а где другой, ложный "Христос"? Истинный Христос — Христос, предсказанный в Писании, родившийся от Девы Марии (Рим. 1:2-4), ставший причастником плоти и крови человеческой (Евр. 2:14). Это воплотившийся Бог (Рим. 9:5; 1 Тим. 3:16). Это — Христос исторический, умерший на кресте Голгофы, воскресший, вознесшийся на виду у учеников, грядущий во славе. Он един с Отцом и Духом Святым (2 Кор. 13:13). Многие заблудившие признают Христа исторического, почему же они имеют дело с "другим Иисусом"? Потому, что они имеют ввиду Одного, а дело имеют с другим "Христом". Истину они не познали (2 Тим. 3:7). Их "Христос" — это человек, который на самом деле является лжехристом. Он не имеет ничего общего с Отцом Небесным и с Духом Святым, не гармонирует со Словом Божиим, в смысле духа Нового Завета, хотя и держится буквы его.

Кому же открыт истинный Христос? Тому, кто уверовал в Евангелие как в истинное благовестие Божие (Еф. 1:13), кто обличен Духом Святым о грехе, кто покаялся во грехах (Деян. 2:30), родился свыше (Ин. 3:5), запечатлен Духом Истины, имеет радость спасения, пребывает во Христе, взирает и следует за Христом по Его следам на Голгофский крест, живет по духу, стремится к сораспятию Христу (Гал. 6:14), к совершенству (Фил. 3:13:14), кто подражает Христу и стремится поступать в мире сем так, как Христос, исполняя волю Отца Небесного, кто проповедует Христа распятого, воскресшего и вновь грядущего, держась образца здравого учения Иисуса Христа (2 Тим. 1:13).

Кульминационным пунктом истины о спасении рода человеческого является Голгофский подвиг Господа Иисуса Христа, Его смерть и воскресение. Весь Ветхий Завет, вся история народа Божьего идет к этой точке, об этом свидетельствует Дух Святой и Отец Небесный. Христос распятый есть истинный Победитель греха, смерти, ада, диавола, всей системы мирового зла. И без Христа мы не можем делать ничего (Ин. 15:4-5). Основным принципом христианской жизни является: "...все и во всем — Христос!" (Кол. 3:11). И если мы живем Христом (Ин. 6:57), соблюдаем свой сосуд в святости и чести (2 Тим. 2:21), приносим плод духа (Гал. 5:22) — тогда мы ходим в истине (2 Ин. 1:4).

Если же мы ходим не во свете, то вполне возможно, что установили отношения с "другим Иисусом". Да поможет нам Господь испытывать самих себя, чтобы не оказаться обманутыми или самообманувшимися (2 Кор. 13:5).

Итак, заблуждения начинаются:

Как приход в заблуждение был у каждого своеобразный, так и отход может быть разным и, вместе с тем, есть общие принципы, какое-то тождество причин отхода и начала освобождения из плена.

Началом процесса освобождения от обольщения является возникновение сомнений в истинности природы этого духа. Несмотря на массу очевидных фактов, прийти к такому выводу чрезвычайно трудно. Препятствием на пути формирования категорического вывода стоит двойственная ложь: ложная истина и неприкрытая ложь. Обольщенный держится ложной истины в борьбе с явной ложью. Проделки сатаны он принимает за ложь, а его подделки за истину. Скованный дух, омраченный разум, парализованная и растоптанная личность не могут отважиться на такой мужественный шаг, чтобы свергнуть с себя цепи адского порабощения.

Следующим шагом является пробуждение сознания, стремление отыскать в себе самом подлинную личность, свой дух, воспользоваться правами личности на выбор между добром и злом, употребляя естественные возможности собственного разума, совести и воли. Возникшее сомнение в истинности этого духа, вынуждает нас тверже держаться Слова Божия как единственной истины, что в свою очередь ослабляет позиции обольстителя. А это — путь к освобождению. Писание показывает нам наше право на свободу и поощряет пробуждение от духовной летаргии. И если подлинная личность — наш человеческий дух проснется и ухватится за Христа распятого (Кол. 1:12-14), то оковы плена спадут — нас ожидает освобождение из тюрьмы духа. Искатель истины должен приводить в действие свой дух, разум и волю. Потому что он есть личность! Иисус Христос пришел не подавить, не ликвидировать личность, не сделать спасенного невольником, а освободить его от всякой формы насилия и принуждения (Ин. 8:32,36). Дух Святой ищет добровольного и сознательного, разумного подчинения воли человека воле Божией. Хождение во свете означает полное и ясное разумение всякого духовного опыта и согласия человека, при полном контроле разума над чувствами (1 Кор. 2:12-16).

Уличенный и узнанный обольститель при его разоблачении не убегает от нас, а вступает в борьбу. Он стремится силой удержать захваченную территорию в своей власти. Эта борьба может быть длительной, мучительной, но самое главное, чтобы она началась.

Ускорению освобождения содействует свидетельство о том, что ты был заблудшим, обольщенным, но Господь открыл тебе, что ты обманут и теперь идешь ко кресту Христа, чтобы Он вполне освободил тебя. Сила духов обольстителей кроется в их цепкости, в каких-то таинственных печатях, накладываемых ими на свои жертвы. Необходимо публично отказаться от этого заблуждения (1 Ин. 1:9; Мф. 10:32-33; Рим. 10:9), исповедаться пред Богом и пред братьями, всей своей волей стать на сторону истины, идти к подножию Голгофского креста и продолжать борьбу за свое освобождение, при этом надеясь на силу Божьего Слова и молитвы.

Необходимо прочно утвердиться и уяснить значение смерти со Христом (Рим. 6:3-13; 2 Кор. 4:10; Гал. 2:19-20). Таким путем мы лишаем демонов базы, опорного пункта, а себя — адамова греховного естества и они теряют в нас свои позиции, не переставая, однако, претендовать на нас.

Полное освобождение возможно, оно достижимо! Замалчивать свое заблуждение, утаивать его, отмахиваться от него, означает выписать квартирантов из домовой книги, но оставить их у себя в квартире. Для победы над силами обольщения нужна власть Христа распятого и Духа Святого (1 Кор. 6:11). В новом состоянии нужно целиком и полностью положиться на авторитет Слова Божия, понимая что это писанный Завет Бога с человеком, сознавая, что Бог верен и всегда стоит за исполнение Своего Слова. И тогда начнет светить утренняя звезда в сердцах наших (2 Пет. 3:19), и мы, войдя в сферу истинного света Божьего, начнем сиять в мире сем светом Божьей благодати и истины.

Да поможет нам всем Господь получить полное освобождение от власти греха и всякой формы обольщения!

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Огромные трудности перенесли те, кто попал в сети хитрого искусства обольщения. Но большое счастье и благодарность Господу за то, что Он сохранил нас от повреждения, от падения, просветил наши сердца и сознание к познанию Славы Божией в лице Иисуса Христа. И потому мы сегодня в состоянии поведать людям горькую правду о ложном крещении духом, о лжедуховных беззакониях, о тайной войне демонов против народа Божия, о диверсиях диавола, о его стратегии и тактике, о пришедшей на землю лжепятидесятнице.

Да даст нам Господь сил и мудрости сочувствовать и содействовать в освобождении пленникам сатаны и, вместе с тем, быть беспощадными к силам обольщения. Нам не следует осуждать заблудших, но молиться за них (1 Ин. 5:16). Они обмануты и порабощены, и по неведению следуют в ложном направлении. К ним нужно проявлять снисхождение и особое душепопечительство. Мы должны щадить и жалеть их потому, что это наши потенциальные братья и сестры. Они по неведению попали в этот мир лжи. Вместе с тем, мы должны остерегать других от возможности попадания в эту пучину. Страшно подумать, что многие никогда в жизни не смогут прийти к свету, познать истину и освободиться от этих оков.

Но еще ужаснее судьба тех, кто всю свою жизнь страдал от поношений и презрении за имя Христово, служил Ему, как ему казалось, верно и в конце услышит приговор: "Я никогда не знал вас, отойдите от Меня делающие беззаконие!" (Мф. 7:23).

Да поможет нам Господь познать Христа распятого, воскресшего и вновь грядущего, стоять верою на почве смерти Его, быть мертвыми для греха, живыми для Бога, чтобы оказаться участником в святости Его и быть восхищенными вместе с Церковью Его! (1 Кор. 15:51-53; 2 Кор. 4:10).

Альманах “Богомыслие”, № 4, 1995

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки