Из документов руководства ОГПУ СССР о методах борьбы с религиозными организациями в первой половине 1920-х годов
«Эта работа… произведет соответствующее впечатление и на Европу»
К концу 1922 г. кампания по изъятию церковных ценностей, приведшая к разгрому Русской православной церкви, в целом по стране была завершена. Очередной целью большевистской атаки на религию стали евангельские церкви баптистов, евангельских христиан, адвентистов седьмого дня и меннонитов, которые вызывали к этому времени серьезные опасения у большевистского руководства как образования, способные в рамках религиозных организаций аккумулировать значительное число сторонников, в том числе верующих, отпавших от ортодоксии. В подобной обстановке логичным было начать борьбу с «контрреволюцией, прикрывающейся флагом сектантства».
В конце 1922 – начале 1923 г. ГПУ провело в ряде губерний страны широкомасштабную репрессивную акцию, направленную на ликвидацию общин евангельских церквей. Воспользовавшись начавшейся во исполнение декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 3 августа 1922 г. и инструкции ВЦИК от 10 августа 1922 г. проверкой регистрации обществ, союзов и объединений, не преследующих целей извлечения прибыли, в результате которой к 1 января 1923 г. все «незарегистрировавшиеся» общины должны были быть распущены (1), чекисты с помощью различных уловок сделали для «сектантских» общин невозможным выполнение требований этого декрета, а потом организовали ликвидацию всех незарегистрированных общин. Так, в Сибири в результате этой чекистской операции была фактически прекращена легальная деятельность всех евангельских конфессий(2).
Несмотря на репрессии, большинство «сектантских» общин в стране продолжало существовать, перейдя на нелегальное положение. Неожиданным для властей стал рост популярности «сектантов» среди деревенского населения как мучеников, гонимых и преследуемых советской властью. В данной ситуации больший эффект должна была принести деятельность, направленная на разложение «сект» изнутри и инспирирование борьбы между различными течениями. Выполнение этих задач было возложено на секретный отдел (СО) ГПУ – ОГПУ при СНК СССР.
Если в случае с Русской православной церковью как предлог для раскола был использован вопрос о реформировании церкви, то для евангельских церквей в качестве «яблока раздора» была с успехом использована проблема признания для верующих обязательности военной службы с оружием в руках(3).
К концу 1923 г. чекистами были достигнуты определенные успехи, им удалось сломить единую пацифистскую позицию евангельских церквей. IX съезд Всероссийского союза евангельских христиан, прошедший в Петрограде 1-10 сентября 1923 г., под давлением чекистов признал военную службу за оброк, т.е. за подлежащую отбыванию обязанность(4). Руководство евангельских христиан также приняло решение не допускать агитации против военной службы и уплаты налогов, осудило «все враждебные советской власти капиталистические силы»(5). Такое решение съезда не в последнюю очередь было обусловлено изменением позиции лидера евангельских христиан И.С. Проханова, произошедшее в результате четырехмесячного заключения и интенсивной чекистской «обработки».
Теперь на очереди был очередной, XXV Всероссийский съезд баптистов, намечавшийся на декабрь 1923 г. Позиция баптистского руководства, не желавшего идти на компромисс по ключевому для конфессии вопросу, вызвала жесткие действия властей. 13 ноября 1923 г. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) поручила ОГПУ развернуть в общинах баптистов на местах кампанию против Всероссийской коллегии баптистов, «обвиняя последнюю в антисоветском и антимилитаристическом поведении и нежелании созывать Всероссийский съезд»(6). Уже в ходе съезда, 5 декабря 1923 г., заслушав доклад начальника 6-го отделения СО ОГПУ Е.А. Тучкова(7), комиссия поручила ОГПУ «в случае вынесения съездом резолюции по военному вопросу в отрицательном смысле, …таковой съезд расколоть на две части и постараться отколовшихся милитаристов слить с евангелистами». На этом же заседании комиссия санкционировала арест ряда делегатов съезда, занявших особенно последовательную нонконформистскую позицию(8).
Таким образом XXV Всероссийский съезд баптистов проходил 30 ноября – 8 декабря 1923 г. в тяжелейшей обстановке, чекисты активно добивались принятия решения о безоговорочном признании военной службы с оружием в руках, которое полностью повторяло бы постановление IX съезда евангельских христиан. В течение съезда ряд делегатов вызывали к начальнику 6-го отделения СО ОГПУ Е.А. Тучкову, на самом съезде присутствовали сотрудники ОГПУ. Только оппозиция значительной части делегатов не позволила чекистам добиться желаемого результата(9). Неудача не охладила решимость властей заставить баптистов «добровольно» признать военную службу. 12 декабря 1923 г. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) отдала поручение ОГПУ и дальше проводить деятельность по расколу баптистов, используя «военный» вопрос(10).
Публикуемые ниже два документа являются ярким свидетельством работы чекистов в данном направлении. Первый представляет из себя директиву руководства ОГПУ СССР, в которой оцениваются результаты действий органов ОГПУ на местах по оперативному «обслуживанию» баптистов в связи с XXV Всероссийским съездом и даются указания о проведении дальнейшей деятельности по инспирированию раскола. Очевидно, что документ был подготовлен руководством 6-го отделения СО ОГПУ СССР, скорее всего автором директивы является Е.А. Тучков. Во втором освещается непосредственная деятельность по исполнению данной директивы Енисейским губернским отделом ОГПУ(11). Данные документы также свидетельствуют о невозможности адекватно понять и интерпретировать происходившие в СССР общественно-политические процессы без учета роли органов тайной полиции.
Циркуляр № 51342 всем начальникам губотделов ОГПУ, копия ПП ОГПУ
[г. Москва] 20 декабря 1923 г.
Всероссийский съезд баптистов, происходящий в Москве 1 – 8 декабря с.г.(12) достаточно ясно показал себя в том, что баптисты в подавляющем большинстве отнюдь не являются сторонниками советской власти, их речи, молитвы и стихи, а также кулуарные разговоры были насквозь пропитаны антисоветским духом, многие участники съезда не стеснялись даже такое свое настроения высказывать и на открытых заседаниях съезда. Наиболее отличались таким поведением две части баптистов, а именно: главари и молодежь. Более или менее корректно вели себя баптисты середняки(13).
Съезд этот в общем и целом прошел для нас неудовлетворительно. Главным образом он не вынес определенного постановления по вопросу военному, т.е. по тому самому вопросу, который нас более всего интересует. Из прилагаемой при сем резолюции по этому вопросу Вы увидите, что она вынесена в таком виде, что баптистам, согласно ее, предоставляется свобода выбора не только в выборе способа отбывания воинской повинности, но и сама повинность может отбываться вне Красной Армии(14). Такое решение съезда объясняется, главным образом тем, что как сам состав съезда в его подавляющем большинстве, так и его президиум с самых первых дней такового стояли определенно на антимилитаристической точке зрения и только под конец съезда с большим трудом удалось некоторым его участникам склонить съезд вынести резолюцию в таком виде, в каком она и была принята(15).
Съезд также показал, что не все губотделы ОГПУ и ПП ОГПУ с одинаковой серьезностью рассматривают вопрос о борьбе с сектантством и не учитывают того огромного вреда, который они приносят своей антимилитаристической пропагандой. Необходимо заметить, что места недостаточно подготовили к этому съезду местных баптистов, за исключением Юго-востока России и Закавказья, давших на съезд хорошее осведомление. Наиболее слабо обстоит дело в северной части СССР, в частности в Петрограде, который, несмотря на весьма значительное число сектантов, находящихся там, осведомление не дал совершенно, более того, из Петрограда в числе 8 делегатов, явившихся на съезд, оказалось 4 бывших кадровых офицера, а это говорит за то, что в этих районах работа по сектам поставлена слабо(16).
Информируя об этом, а также принимая во внимание, что директива СОПЕРУПР ОГПУ(17) от 4 июля с.г. за № 50870(18) в главной ее части о расколе евангелистов и баптистов к настоящему времени почти выполнена и остается этот раскол лишь укрепить, а он, несомненно, укрепится, если наибольшая часть их признает службу в Красной Армии, как это провел съезд евангелистов, благодаря чему отпала цель замены его членов Всероссийского союза новыми лицами, СОПЕР ОГПУ в дополнение к циркуляру от [01]12.23 г. за № 51357(19) предлагает к неуклонному исполнению следующее.
Ввиду того, что тут после съезда баптистов удалось произвести среди участников такового раскол, главным образом по вопросу о воинской повинности и отколовшаяся часть, состоящая из делегатов баптистов – немцев в числе 13 человек и отдельных делегатов Кавказа вынесли решение о том, что они не согласны с постановлением съезда по вопросу о воинской повинности и намерены, как первые, так и вторые, образовать свои автокефальные органы, не признавать выборную съездом Коллегию(20) и решения этого съезда. По этому поводу первые вынесли уже резолюцию (см. газ. «Известия» от 16 декабря 1923 г. за № 288). Решение это для нас весьма выгодное и органы ОГПУ должны его всецело поддержать и постараться на предстоящих окружных съездах баптистов его закрепить и если удастся, отделить совершенно от центра наиболее густо населенные баптистами районы, напр. Кавказ, Украину, Белоруссию. Причины откола и непризнание Коллегии окружные съезды должны мотивировать тем, что съезд встал по вопросу о воинской повинности на неопределенную и неправильную точку зрения, и что, дескать, баптисты должны об этом сказать ясно, чтобы раз и навсегда покончить с этим вопросом, а должны они сказать примерно то, что сказали баптисты-немцы в своей резолюции (см. «Известия» от 16 дек[абря] за № 288).
Наша ближайшая и неотложная задача по баптистам заключается в том, чтобы после окружных съездов созвать через кавказцев в Москве Всероссийский съезд, который должен осудить решения предыдущего и вынести наряду с другими решениями решение о признании воинской повинности в духе евангельских христиан и образовать в Москве параллельную коллегию баптистов(21).
К этому съезду все отделы ОГПУ и ПП ОГПУ должны отнестись весьма серьезно, обзавестись наиболее солидным осведомлением, провести [ряд] районных собраний, конечно в том случае, если есть гарантия, что собрания будут стоять на вышеупомянутой точке зрения и вынесут в ее духе резолюцию. В случае благоприятного исхода этих собраний можно избрать и делегатов на предстоящий Всероссийский съезд баптистов, призыв к которому сделает в ближайшее время Кавказский союз баптистов или, в крайнем случае, инициативная группа кавказцев.
Необходимо помнить, что эта работа представляет весьма большой интерес и будет иметь громадное значение не только в смысле приостановки дальнейшего роста баптизма, но она произведет соответствующее впечатление и на Европу.
О ходе работ, согласно настоящей директивы, еженедельно докладывать в СО ОГПУ впредь до созыва вышеупомянутого съезда. Получение подтвердите.
Зам. пред[седателя] ОГПУ Менжинский(22).
Нач. СО ОГПУ Дерибас(23).
Нач. 6-го отделения Тучков.
С подлинным верно: секретарь СО ОГПУ Буланов(24).
Копия верна: [Писклин](25).
ЦХИДНИКК, ф. 1, оп. 1, д. 748, л. 19 – 19 об. Машинописная заверенная копия.
Протокол заседания Енисейской губернской тройки по борьбе с сектантством(26)
[г. Красноярск] 3 января 1924 г.
Присутствовали: нач. ГО ОГПУ Тиунов(27), от губкома – Зеленцов, нач. СОЧ Фрицлей(28), нач. адмотдела ГИКа Кренц(29), секретарь Вершинина.
Слушали: 1. Положение в губернии сектантства и выработка мероприятий.
Тов. Тиунов информирует совещание о степени пораженности сектантством некоторых районов губернии. Наибольшее развитие сектантства замечается в Минусинском и Канском уездах, где по последним сведениям находится в первом 710 человек, во втором – 175. Особенно большого роста сектантства нет, но небольшой прогресс все же замечается. Методы работы Минусинского УУ ГО ОГПУ(30) – разложение и подрыв изнутри. Результаты работы показали положительность такого метода. Нам удалось избрать на Всероссийский съезд баптистов своего осведомителя(31). Таким образом в Минус[инском] уезде положение более чем благополучно. Нельзя этого сказать о Канском уезде. Там внутренняя работа слаба. Мы думаем сделать переброску сил по работе среди сектантства, а именно (разорив) ликвидировав сектантство в Минус[инском] уезде эти же силы перебросить в Канск. Работники мест жалуются на недостаточность агитационных сил и материалов и просят им помочь в этом. Далее тов. Тиунов зачитывает директивы центра по борьбе с сектантством и резолюцию, принятую на Всероссийском съезде баптистов по вопросу об антимилитаризме.
2. Об отчетности перед Сиббюро [ЦК]РКП(б). Тов. Тиунов предлагает в целях сокращения работы ходатайствовать перед Сиббюро о том, чтобы пользоваться отчетностью по линии ГО ОГПУ, а особых отдельных докладов не писать(32).
Постановили: 1. a) Начать против сектантства кампанию в газете помещением статей, компрометирующих и дискредитирующих пресвитеров и руководителей сектантства. b) Для выявления наиболее уязвлен[ных] сектантством мест губернии предложить ответственным работникам мест выехать в районы и инструктировать местные партячейки о методах борьбы с сектантством. c) Послать тезисы для докладов в уезды. d) По линии административной. При регистрации общин обращать внимание на те общины, которые стоят на антимилитарист[ской] точке зрения, оказывать всякие привилегии тем общинам, которые стоят на противоположной точке зрения. e) Материалы, помещаемые в газету о сектантстве, согласовывать с тройкой.
2. Ходатайствовать перед Сиббюро об утверждении предложения тов. Тиунова.
Председатель Тиунов [подпись отсутствует].
Секретарь Вершинина.
ЦХИДНИКК, ф. 1, оп. 1, д. 748, л. 1. Машинописная заверенная копия.
(1) Речь идет о декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 3 августа 1922 г. о порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли, и порядке надзора за ними. Согласно этому декрету на НКВД и его местные органы возлагалась задача провести проверку, утверждение уставов и регистрацию всех обществ и союзов. Декрет предусматривал ряд мер административного воздействия, призванных пресечь возможность использовать добровольные объединения в антисоветских целях. Религиозные общины на местах также зачастую подпадали под действие этого постановления, т. к. до апреля 1923 г. не существовало специального нормативного акта о порядке их регистрации. См. к примеру: Курицын В.М. Становление социалистической законности. М., 1983, С. 103-104.
(2) Подробнее о данной акции ГПУ см.: Советская власть и евангельские церкви Сибири в 1920 – 1941 гг. Документы и материалы. Составитель А.И. Савин. Новосибирск, 2004, С. 20 – 29, 113 – 141; Савин А.И. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) – ВКП(б) и евангельские церкви в 1922 – 1929 гг. // Государство и личность в истории России. Материалы региональной научной конференции. Новосибирск, 2004, С. 83 – 106.
(3) Порядок освобождения от военной службы по религиозным убеждениям был установлен декретом СНК РСФСР «Об освобождении от военной повинности по религиозным убеждениям» от 4 января 1919 г., который декларировал освобождение от военной службы людей, считавших для себя невозможным нести ее по религиозно-этическим мотивам. К концу 1923 г. он регулировался также циркулярами НКЮ РСФСР от 5 июля 1919 г. «О применении декрета об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», «Об уклонении от воинской повинности по так называемым «религиозным убеждениям» от 4 августа 1920 г., декретом СНК РСФСР от 14 декабря 1920 г. и циркуляром НКЮ РСФСР от 5 ноября 1923 г. «О порядке разбора дел об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», существенно ограничивавшими сферу действия декрета от 4 января 1919 г.
(4) ГАРФ, ф. 353, оп. 8, д. 8, л. 14.
(5) О ходе съезда см. также: Архивы Кремля. Политбюро и церковь 1922 – 1925. Составители Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. М – Новосибирск, 1998, Кн. 2, С.409-411; Савельев С.Н. Бог и комиссары (к истории комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК ВКП (б) - антирелигиозной комиссии) // Религия и демократия. На пути к свободе совести. Спб.; М, 1993, С. 164 – 216; Митрохин Л.В. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). Спб, 1997, С.367 - 369.
(6) РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 565а, л. 39, протокол № 38.
(7) Тучков Евгений Александрович (1892 – 1957), на службе в ЧК – ГПУ – ОГПУ – НКВД с 1917 г., в 1922 – 1924 гг. – врид начальника 4–го отделения СО ГПУ – ОГПУ. С мая 1922 г. по октябрь 1929 г. – начальник 6–го отделения СО ГПУ – ОГПУ. С осени 1922 г. – секретарь Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б). В 1939 г. уволен из ГУГБ НКВД в звании майора.
(8) РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 565а, л. 46, протокол № 41. Во исполнение этого решения комиссии в течение съезда и непосредственно после него было арестовано 11 видных баптистов. Шестеро из них, а именно М.Д. Тимошенко, И.Н. Шилов, Н.А. Левинданто, Р.Д. Хомяк, Глаголев и Принцев были высланы в Нарым и на Соловки.
(9) Более подробно о ходе съезда см.: Нежный А. Комиссар дьявола. М, 1993, С. 109 – 111, 126; Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 - конец 1930-х годов). Спб, 2003, С. 91 – 92.
(10) РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 565а, л. 48, протокол № 41а.
(11) В делопроизводстве Енисейского губкома РКП(б) циркуляр руководства ОГПУ сохранился в качестве приложения к публикуемому протоколу заседания тройки по борьбе с сектантством.
(12) Общепринятая дата начала съезда, упоминаемая в литературе – 30 ноября 1923 г.
(13) В работе съезда приняли участие 193 делегата, представлявшие все баптистские общины страны, за исключением Дальнего Востока. См.: История евангельских христиан-баптистов в СССР. М, 1989, С. 197.
(14) Резолюция съезда по вопросу о воинской повинности в частности гласила: «Съезд констатирует, что по единодушному взгляду баптистов, признавая для себя обязательным выполнение государственных повинностей, они считают для себя недопустимым пролитие человеческой крови. Что же касается отношения к воинской повинности и способов ее выполнения, то среди баптистов на этот счет не достигнуто единства взглядов. Признавая войну величайшим злом… определение своего отношения к способам выполнения воинской повинности представляется личной совести каждого баптиста…». См.: ЦХИДНИКК, ф. 1, оп. 1, д. 748, л. 20 – 20 об.
(15) В своем отчете от 27 февраля 1924 г. о работе 6-го отделения СПО ОГПУ, проведенной в 1923 г., Е.А. Тучков дал более определенную характеристику этой части делегатов: «наши осведомы». См.: Нежный А. Комиссар дьявола. М, 1993, С. 110. Документ полностью опубликован в: Архивы Кремля. Политбюро и церковь 1922 – 1925. Составители Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. Новосибирск-М, 1998, Кн. 2, С. 395 – 413.
(16) Данные о нахождении среди делегатов бывших царских офицеров очевидно были доведены также до сведения АРК при ЦК РКП(б), которая 12 декабря 1923 г. отдала указание ОГПУ провести среди баптистов аресты всех бывших царских офицеров, вступивших в общины после революции. См.: РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 565а, л. 48, протокол № 41а.
(17) Секретно-оперативное управление ОГПУ.
(18) Директива не обнаружена.
Циркуляр не обнаружен. Что касается его нумерации, то возможно при перепечатке директивы была сделана ошибка, т.к. порядковый номер упоминаемой директивы - 51357 - больше, чем номер публикуемой, более поздней, директивы – 51342.(20) В состав коллегии съездом были избраны П.В. Павлов (председатель), М.Д. Тимошенко и П.В. Иванов-Клышников (члены).
(21) Какие надежды возлагала АРК при ЦК РКП(б) на этот съезд, говорит также сумма в 10 тыс. червонцев, которую ОГПУ согласно решению комиссии от 13 февраля 1924 г. должно было истребовать у правительства в том числе на подготовку и проведение данного съезда. См.: РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 565а, л. 52 – 53, протокол № 44. 26 февраля 1924 г. комиссия еще раз обсуждала вопрос о Кавказском съезде баптистов, приняв решение отложить съезд на два месяца, за это время «окончательно установить линию поведения Всероссийской коллегии баптистов по поводу службы в Красной Армии и в зависимости от этого дать потом направление кавказскому съезду». См.: РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 565а, л. 56, протокол № 45. 5-й Кавказский съезд баптистов прошел в Пятигорске в мае-июне 1924 г., но в отличие от первоначального замысла чекистов ему была отведена более скромная роль: он всего лишь одобрил текст обращения Союза баптистов к членам общин от1 февраля 1924 г., в котором руководство Союза пошло на дальнейшие уступки по вопросу о признании обязательности военной службы. См.: Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 - конец 1930-х годов). Спб, 2003, С. 94 – 95.
(22) Менжинский Вячеслав Рудольфович ( 1874 – 1934), партийный и государственный деятель, с сентября 1923 г. – 1-й зам. председателя ОГПУ СССР, с 1926 г. – председатель ОГПУ СССР.
(23) Дерибас Терентий Дмитриевич (1883 – 1938), один из руководителей органов государственной безопасности, комиссар ГБ 1-го ранга (26.11.1935 г.). С мая 1923 г. по октябрь 1929 г. - начальник СО ГПУ – ОГПУ СССР. Репрессирован, расстрелян.
(24) Буланов Павел Петрович (1895 – 1938), член РКП(б) с 1918 г., с декабря 1921 г. – сотрудник СО ВЧК – ГПУ – ОГПУ СССР. С мая 1923 г. по июль 1927 г. - секретарь СО ГПУ—ОГПУ СССР. Далее последовательно занимал должности секретаря СОУ ОГПУ СССР, секретаря и 1 секретаря коллегии ОГПУ СССР, секретаря НКВД СССР и ответственного секретаря ОСО НКВД СССР. Ст. майор ГБ (29.11.1935 г.). Репрессирован, расстрелян.
(25) Писклин Иван Александрович (1901 - ?), член РКП(б) с 1920 г., из крестьян, служащий-канцелярист, образование начальное. На службе в ГПУ-ОГПУ-НКВД с 1922 г. С февраля 1922 г. уполномоченный особого отдела 26-й стр. дивизии, в конце 1922 – 1923 г. - делопроизводитель ПП ГПУ по Сибири. В октябре 1923 г. откомандирован на должность уполномоченного Енисейского губотдела ГПУ. В 1925 - 1929 гг. - уполномоченный и ст. уполномоченный СО Кузнецкого окротдела ПП ОГПУ Сибкрая, с ноября 1929 г. - ст. уполномоченный СО Омского окротдела ОГПУ, с апреля 1931г. - оперуполномоченный СПО ПП ОГПУ ЗСК. В 1933 г. нач. СПО и зам. нач. Минусинского оперсектора ПП ОГПУ ЗСК. На сентябрь 1934 – март 1935 г. - нач. Ленинск-Кузнецкого горотдела УНКВД ЗСК. С весны 1935 г. работник аппарата УНКВД ЗСК, с июля 1936 г. зам. нач. отдела охраны УИТЛК УНКВД ЗСК, зам. нач. оперчекотдела УИТЛК УНКВД ЗСК (на май 1937 г.). В 1938 г. откомандирован из Новосибирска, не позднее 1943 г. уволен из НКВД.
(26) Для руководства работой по дискредитации и расколу евангельских конфессий, проведения агитационно-пропагандистских антисектантских мероприятий в соответствии циркуляром Сиббюро ЦК РКП(б) № 913/с от 2 октября 1923 г. был создан специальный орган – постоянные тройки при губкомах РКП(б) по борьбе с сектантством. В состав тройки входили заведующий агитационно-пропагандистским отделом губкома партии, начальник губотдела ГПУ и заведующий отделом управления губисполкома (с 1924 г. вместо последнего стали включать члена губкома РКСМ). Ключевую роль в работе троек играли губернские отделы ОГПУ, перед которыми ПП ОГПУ по Сибири 1 августа 1923 г. поставило задачу «приступить к постановке самого серьезного осведомления по сектантству». См. Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920 – 1941 гг. Документы и материалы. Составитель А.И. Савин. Новосибирск, 2004, С. 139, 151 –152.
(27) Тиунов Виктор Фотиевич (1897 – 1938), член РСДРП(б) с 1917 г., в 1917 – 1918 гг. – председатель Томского городского совета депутатов, с июня 1918 г. – на подпольной работе. С 1920 г. – в органах ВЧК – ГПУ – ОГПУ, был председателем Семипалатинской, Иркутской, Омской губчека. В 1922 – 1924 гг. – начальник Омского губотдела ОГПУ, начальник Енисейского губотдела ОГПУ. В 1926 г. награжден знаком почетного чекиста. В 1926 – 1937 гг. на советской работе в Новосибирске и Москве. Репрессирован, расстрелян.
(28) ФрицлейАльберт Индрикович (ок. 1888 – 1933), член РСДРП(б) с июня 1917 г., рабочий-токарь, латыш. В Сибири с марта 1918 г., в 1919 г. при Колчаке трижды арестовывался в Челябинске и Петропавловске, был приговорён к расстрелу, бежал. На май 1920 г. уполномоченный Томской губчека, с сентября 1920 врид зав. Щегловским политбюро. В 1921 г. - пом. заведующего Щегловским политбюро Томской губчека, в 1922 – 1923 гг. - нач. 3 отделения, пом. нач. и нач. СОЧ Томского губотдела ГПУ, весной 1923 г. откомандирован из Томска. В 1923 – 1924 гг. зам. нач., нач. СОЧ Енисейского губотдела ПП ОГПУ по Сибири.
(29) Кренц Витт Иосифович (1895 – 1938), уроженец Канского уезда Енисейской губ., из семьи ссыльного поляка, член РСДРП(б) с 1917 г. Участник мировой войны, в 1918 г. мобилизован в армию Колчака, дезертировал, участник партизанского антиколчаковского движения. С сентября 1920 г. нач. Канского политбюро Енисейской губчека, в 1921 нач. Канской уездной милиции, в 1923 г. нач. Енисейской губмилиции, в 1924 г. - нач. Енисейского губернского административного отдела. Во второй половине 1920-х - 1930-е годы – на ответственной советской и партийной работе в Сибири. Репрессирован, расстрелян.
(30) Уездный уполномоченный губернского отдела ОГПУ. Описываемая работа по разложению баптизма в уезде в течение 1922 - 1923 гг. осуществлялась под руководством Яна Петровича Пакална(1890 – 1970), члена РСДРП с марта 1914 г. С апреля 1920 г. Я.П. Пакалн на службе в ЧК–ГПУ–ОГПУ–НКВД, занимал ряд ответственных постов в Енисейской губчека, Минусинском политбюро. С июля 1922 г. уездный уполномоченный Енисейского губотдела ГПУ по Минусинскому уезду, с июля 1923 г. нач. СОЧ Минусинского уездного ОГПУ, в 1924 – 1925 гг. уездный уполномоченный Енисейского губотдела ПП ОГПУ по Хакасскому уезду. Далее возглавлял Славгородский окротдел ОГПУ, Ойротский облотдел ПП ОГПУ ЗСК, Бийский РО ПП ОГПУ ЗСК. С сентября 1932 г. пом. нач., с февраля 1933 г. по январь 1935 г. – нач. отдела кадров ПП ОГПУ – УНКВД ЗСК. Капитан ГБ (23.3.1936). Переведен в Ленинград, до выхода на пенсию – на ответственной чекистской и партийной работе.
(31) Благодаря действиям этого же осведомителя чекистам удалось добиться в сентябре 1923 г. раскола в Минусинской общине баптистов, насчитывавшей около 700 членов, в результате чего община «разложилась и вышла из-под влияния руководителя (Патковского), большинство членов общины выражает недовольство к коллегии Всероссийского союза е.х.-баптистов и стоят за переизбрание таковой». См. Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920 – 1941 гг. Документы и материалы. Составитель А.И. Савин. Новосибирск, 2004, С. 148.
(32) Речь идет о подробных ежемесячных обзорах деятельности каждой евангельской конфессии, которые в 1923 г. готовили для партийных органов Сибири губернские отделы и ПП ГПУ - ОГПУ по Сибири.
Опубликовано: Савин А.И. «Эта работа … произведет соответствующее впечатление и на Европу». Из документов руководства ОГПУ СССР о методах борьбы с религиозными организациями в первой половине 1920-х годов. // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. 2005, № 2, C. 74 – 78.
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки