Настоящие «Ответы» написаны сторонником духовного пробуждения Церкви Божьей. Автор в них выражает мысли многих братьев, которые в течении нескольких лет, как и сам автор, пристально смотрели на жизнь нашего братства и путём молитв и размышлений над Словом Божьим, нашли ответы на поставленные вопросы.
(От редакции журнала «Вестник Спасения», 1966)
В смутное для нашего евангельско-баптистского братства время, когда греховный, противящийся Богу мир, вошёл своею властью во внутрицерковную жизнь, когда гонимые человеческим страхом, многие братья наклонили свои выи под чужое ярмо с неверными и сделались соучастниками злого плана уничтожения и духовного умерщвления церкви, в это время Господь по милости Своей к нашему братству, возбудил истинную ревность в народе Своём, и мы стали свидетелями непредвиденных духовных изменений.
Обличение виновных в неверном служении, отвержение этого неверного служения, обращение к властям со многими законными ходатайствами, обращение к церквам с призывом к духовному пробуждению и свержению тяжёлого ига неверного служения — всё это свидетельство действий Духа Святого в среде искупленных Божьих, зов Господень к нам, наш ответ на вопли и стенания народа Божьего.
Но, к скорби нашей, не все приняли этот зов, не ко всем он достиг. Этому причиной стали некоторые служители, которые, вместо того, чтобы принять обличения и сотворить достойный плод покаяния, ожесточили сердце своё до того, что направили все свои усилия, чтобы заглушить этот зов.
Отсюда явились многие возражения действиям истинного служениям в нашем братстве. На некоторые из этих возражений нам хочется ответить.
ВОЗРАЖЕНИЕ ПЕРВОЕ. Когда братья Оргкомитета обратились к братству с посланием и письмами, им возражали: «У нас достаточно посланий апостольских. Нам же предлагают послания человеческие. Не читайте их, не передавайте другим, уничтожайте».
К сему прибавляют: Разве вы не читали, «если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей?» (Откр. 22, 18).
ОТВЕТ. Не думаю, что эти мнения распространяли люди, которые по своим познаниям невежды в слове. Они могут различить Слово Божье от братских мыслей, они могли понять, что голос братьев к церкви не был попыткой заменить Слово Божье своими посланиями. Но для того, чтобы понять братскую мысль в сих посланиях, нужно было рассудить о ней без всякой предвзятости, усматривая, в чем сущность поднятых вопросов, поставить их на суд церкви, узнать о причинах, вызвавших это общее братское обращение к церкви.
Братские письма и послания, содержащее в себе насущные нужды народа Божьего, удостоверенные приведенными в них текстами из Слова Божьего, обзывались всякими некрасивыми словами, искажался их смысл, и распространение и чтение этих писем было запрещено административным руководством многих церквей. Эти запреты подобно тому, если бы кто стал говорить: «Не слушайте проповедей в собрании, не читайте духовных статей и журналов, читайте Библию и не присоединяйте к ней никаких пояснений и толкований».
Несомненно, авторитет Библии выше всего, но не рассуждать о мыслях Духа Святого, высказанных в Библии, значит не ценить её учения, а отдавать ей дань уважения, как святому предмету.
Если братские письма не содержат в себе слов из книги Божьей, их можно отвергнуть. Если они содержат в себе мысль, сообразующиеся с велениями Божьими, то нужно быть внимательны к ним, чтобы не оказаться богопротивниками.
Призыв братьев молиться пред Богом о нашем братстве и ходатайствовать пред властями о созыве съезда от всех церквей для рассмотрения состояния дела Божьего у нас содержал в себе выражение насущной нужды верующих, имел своей целью восстановление истинного служения в церквах, свободного от внешних вмешательств во внутреннюю жизнь церкви, не был вопреки учению Христа и не противоречил установленному законодательству религиозных обществах в нашей стране.
Но в тех общинах, где господствовал дух служения, порождённый отступлением ВСЕХБ от братской любви, этот призыв не был предложен на рассмотрение церкви. Мало того, всех, кто принимал эти письма, изгоняли из церкви, объявляли неблагонадёжными пред гражданскими властями, тем самым становясь соучастниками и виновниками тех скорбных последствий, которые обрушились на верующих: изгнание с гражданский служб, ссылки, узы, расхищение имущества и т.п.
Призыв не читать обращений Оргкомитета — это значит отвергнуть братьев, не слышать их воплей и стонов. Этот призыв продиктован не братской любовью, но глубокой ненавистью к обличавшим их. Подобное произошло и во дни Гедеона. «И сказали жители города Иоасу: выведи сына твоего; он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Ваала... Иоас сказал всем приступившим к нему: вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его?» (Суд. 6, 30—31).
Обнаружение злого умысла в «Положении» и «Инструктивном письме» 39 в данном случае символизирует разрушение жертвенника Ваала, означавшее порочную связь Израильтян с народом языческим.
ВОЗРАЖЕНИЕ ВТОРОЕ. «Почему они не идут в мир, чтобы оттуда приобретать себе последователей? Почему они ищут себе последователей в наших церквах?
Почему они столько лет служили в нашем братстве, а теперь нашли себе что-то другое? Почему они не назовутся иным именем и не оставят нас в покое?»
ОТВЕТ. Только жажда освободиться от неумолкающего зова к пробуждению порождает эти вопросы. Только те, кто лишён братской любви, желает скорее освободиться от ревнующих и скорбящих о состоянии нашего братства.
Оставить братство в покое, когда оно находится в опасности, было бы преступным.
Назваться другим именем, значит не возвратиться к прежнему образу служения, как написано: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим» (Иер. 6, 16).
Древний путь нашего евангельско-баптистского братства есть путь добрый, к нему мы должны возвратиться, не ища чего-либо. Назваться другим именем лучше предложить тем, кто отверг древние пути нашего братства и пошёл на отступление от важных евангельских истин в угоду миру.
Не что-то другое нашли братья, но приняли зов Господень возвратиться на путь древний, по которому шли отцы наши, в страданиях и гонениях покоряя вере наш народ.
Что касается проповеди миру, то с удовлетворением можно сказать, что братья, ставшие на путь обновленного служения, усилили своё свидетельство о Христе миру, и оно будет усиливаться в меру нашего приближения к Богу чрез освящение наших личных жизней.
ВОЗВРАЖЕНИЕ ТРЕТЬЕ. «Они клевещут на старших братьев».
ОТВЕТ. Я думаю, что сколько-нибудь разбирающимся в значении слов, понятно различие между клеветой и той горькой правдой, которую говорил Апостол Павел о братьях со слезами: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова» (Фил. 3, 18).
Прежде чем определить, клевета то, что говорят о служителях ВСЕХБ или верный слух, необходимо тщательное расследование, к которому побуждает истинная любовь к братству. Во всех официальных заявлениях Оргкомитета мы не нашли клеветы. Апостол Павел судит только по верному слуху, как написано: «Есть верный слух, что у вас появилось...» (2 Кор. 5, 1).
Не слух, а печальная осязаемая действительность — всем известное «Положение» и «Инструктивное письмо», изданные служителями ВСЕХБ. Печальная действительность и то, что служители ВСЕХБ и их старшие пресвитеры снимали и поставляли служителей не по воле Духа Святого, а по воле мирской власти. Если некоторые старшие пресвитеры и другие служители позволяли себе свидетельствовать против братьев в гражданских судах, то это тоже печальная действительность. Это свидетельство на братьев сделало свидетелей соучастниками преследования христиан, виновниками в страданиях многих братьев, виновниками в смерти тех, кто умер, будучи в суровых условиях уз. Не явление ли это братоубийства?
Разве всё это называется клеветой, а не стоном, воплем народа Божьего, увидевшего до какого состояния дошли наши братья?
ВОЗРАЖЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. Оргкомитет допустил ошибку, отлучив от церкви служителей ВСЕХБ и многих старших пресвитеров. Право отлучения принадлежит церкви, а они сделали это вне её.
ОТВЕТ. Два случая мы находим в Апостольских посланиях. Первый в Коринфе, когда один из членов Коринфской церкви впал в блудодеяние. Апостол Павел не объявил его отлученным, но предложил это сделать самой церкви, чтобы вызвать большое покаяние. И Господь этим советом Павла достиг Своей цели.
«Итак извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 13).
Церковь не сразу согласилась, на это Павел свидетельствует: «И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» (1 Кор. 5, 2).
Коринфяне не плакали. Плакал Павел о таком состоянии церкви. Согрешивший для Павла был вне Церкви Божьей, но плакал он, что церковь в таком состоянии. «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам» (2 Кор. 2, 4).
Церковь, поддерживающая грех, изгоняет Христа. Усердие Павла к Коринфянам обновило церковь через всеобщее покаяние самой церкви. «Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле» (2 Кор. 7, 11).
Обратим внимание ещё на одно отлучение. «Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1, 20).
Отвергнувши добрую совесть, сии служители начали учить несообразно принятому ими учения. Наверное, такое отступление от учения и названо здесь богохульством. По всей вероятности, сии люди были известны как учители и в других церквах. Посему их отклонение от веры не потребовало церковного разбирательства. Судом истины и определением Апостола Павла они были объявлены вне церкви, чтобы отрезать пути воздействия их порочного служения.
По отношению отлучения служителей ВСЕХБ и их старших пресвитеров важно следующее:
1) Есть ли вина, достойная принятой меры?
2) Есть ли необходимость принимать такие меры?
3) Не повреждено ли Слово Божье этим действием?
По печальным обстоятельствам служители ВСЕХБ издали «Новое положение» и «Инструктивное письмо». Эти «братские документы» не только не содержали в себе духа Евангелия, но врагами Божьими были рассчитаны на полное умерщвление церкви. Таким образом, служители ВСЕХБ, принявшие эти документы, и старшие пресвитеры, проводившие их в жизнь, стали сообщниками безбожников в их планах уничтожить церковь.
Братья Оргкомитета, согласно Слову Божьего, обличили служителей ВСЕХБ наедине. Обличение не было принято. Тогда вина их была открыта пред всем нашим братством, так как их действия повреждали духовную жизнь не только той церкви, в которой они были членами, но и всех церквей.
Ни в первом, ни в другом случае обличение не было принято, Напротив, используя свою власть, как служителей, они с ожесточением обрушились на братьев, обличивших их, и на всех тех, кто одобрил это обличение.
В этом ожесточении и обнаружилась вся порочность их служения. В Оргкомитет поступали свидетельства от церквей, членами которых были служители ВСЕХБ и их старшие пресвитеры. Эти свидетельства и решения, хотя и меньшинства членов, многих церквей об их отлучении были достаточно правомочными, чтобы оградить церкви от порочного служения, объявив таких служителей вне церкви.
Что касается права местной церкви на их отлучение, то за ней ещё остаётся слово. Она может, должна и будет судить, не только о их служении, но и о их личной жизни.
То, что во многих общинах не ставились на суд церкви поднятые вопросы, только подтверждает порочность служения отлученных служителей. Такое служение сделало церковь не способной судить об этих делах и, по сути дела, создала среди членов церкви такое мнение, что «старших братьев» никто не может судить. Это подтверждается случаями, когда некоторые церкви наказывали старшего пресвитера за грех, а ВСЕХБ, пренебрегая судом церкви, восстанавливала такового служителя и перемещала в служении в другую область.
ВОЗРАЖЕНИЕ ПЯТОЕ. «Пусть и виновны служители ВСЕХБ, но обвинять их, значит делать разделение, а разделение не от Бога. Господь наш молился: «Да будут все едино».
ОТВЕТ. Корни и причины разделений.
1) «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам; Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме» (Рим. 1, 14—15).
Дух Апостольского служения говорит: я должен. Дух пастырского служения тоже должен всем рассеянным чадам Божьим. Какой дух позволил служителям ВСЕХБ отказаться от многочисленных незарегистрированных общин, отказаться от общин, с которых по повелению власти, то здесь, то там, снимали регистрацию. Такие общины «Положением ВСЕХБ» отрезались от нашего братства и отдавались на расхищение злобствующему безбожию. В таком разделении повинен ВСЕХБ, принявший такое «Положение».
Выступая против такого «Положения», братья Оргкомитета и всё братство, поддержавшее их служение, выступили не за разделение, а за единство зарегистрированных и незарегистрированных общин, отдельных групп — за единство всего нашего братства.
2) «Ибо они ради имени Его пошли... Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине... Диотреф... сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (3 Иоан. 1, 7—10).
Братья незарегистрированных общин подверглись большому гонению (мы имеем в виду незарегистрированные общины, которые делали попытку регистрироваться, но им власти отказали; те общины, которые были единодушны с союзом ЕХБ, но ВСЕХБ по причине отсутствия регистрации отказался их обслуживать). Многие были осуждены. Поднялся вопль наших дорогих братьев. Он достиг нас, членов зарегистрированных общин. Тот, кто принял этот вопль, кто сделал попытку оказать им необходимую помощь, был изгнан из церкви. Это изгнание означало, что и его должны осудить, как подвизающегося не за веру евангельскую, а за осужденных «правонарушителей». Но, благодарение Богу, во многих церквах явились споспешествующие истине. Они окружили своей любовью изгнанных, и, таким образом, во многих местах явились общины и отдельные группы, которые приняли на себя служение истинного подвизания за веру евангельскую. Теперь они образовались в отдельные церкви и из посланников этих церквей создан Совет Церквей ЕХБ.
«И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень,— ко мне! И собрались к нему все сыны Левины» (Исх. 32, 26).
Общество израильское разделилось. В этом разделении был виновен не Моисей и не сыны Левины. В этом разделении виновны те, кто не послушал зова Божьего и не отделился от греха, который обнаружился.
Я верю, что всякий, кто от искреннего сердца послушался голоса Божьего, вступился и вступается за обиженных братьев и за чистоту учения Господня, получит особую похвалу от Него. В разделении он не повинен. Повинен тот, кто не принял этих братьев и изгонял из церквей.
3) «И Ангелу Сардисской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв... Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» (Откр. 3, 1-4).
«Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения...» (Откр. 2, 24).
Возможны случаи разделения по причине нечестия в общине. Оказался злой корень, причинил много вреда, но церковь оказалась бессильной удалить из среды себя развращённого или отвергнуть чуждое учение, тогда, чтобы не участвовать в грехах и не быть сообщниками им — нет лучше, как оставить таковых и начать обновление служение.
Мы не знаем, какое положение было в Фиатире и Сардисе. Важно то, что Господом были замечены прочие, не держащиеся чужого учения в Фиатире, и несколько человек в Сардисе, которые оказались живыми в жизни и в служении при виде мертвого духа служения. Думаем, что эти несколько человек Сардисской церкви были основой пробуждения и обновленного служения Филадельфийской церкви.
Итак, по нашему мнению причина разделения в следующем:
1) В отречении ВСЕХБ от незарегистрированных общин и отдельных групп верующих. Чтобы положить конец этому разделению, вызвана необходимость созыва съезда регистрированных и незарегистрированных общин и отдельных групп, но не под руководством ВСЕХБ.
2) В изгнании из церквей возревновавших о деле Божьем и откликнувшихся на вопль страдающих братьев.
Изгонявшим из общин необходимо раскаяться перед церковью и наладить братское общение с вновь образовавшимися церквами, призвав их служение таким, каким они приняли его по милости Господа.
3) В повреждении учения Иисуса Христа «Положением», «Инструктивным письмом», «Уставом»; в мертвом служении во многих церквах, где грех остаётся незамеченным, где нет членских собраний, членских наставлений по важным вопросам личной жизни в служении Господу.
Чтобы положить конец этому разделению, необходимо отвергнуть и осудить искажённое учение о жизни и служении нашего братства, изложенное в человеческих положениях и уставах, поставить вопрос об очищении в церкви чрез личное исповедание согрешивших, чтобы положить конец пагубным действиям соблазна.
Рассматривая действия Оргкомитета, мы находим, что он трудится к достижению истинного единства всего народа Божьего по учению Иисуса Христа.
Только таким путём мы придём к единомыслию, как написано: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15, 5—6).
ВОЗРАЖЕНИЕ ШЕСТОЕ. Разделение подаёт соблазн. Те положительные стороны служения братьев Оргкомитета не покрывают всех отрицательных явлений, открывающихся при их служении.
ОТВЕТ. Мы уже говорили, что братья Совета церквей направляют своё служение к единству всего братства по учению Иисуса Христа и вина разделения ложиться на тех, кто противится сему служению. Но хочется обратить внимание на следующее обстоятельство.
Когда в угоду миру мы шли на различные отступления от евангельских истин, что мог сказать о нас мир? Враги Евангелия торжествовали и говорили: христиане — это фанатики. А их вожди (служители) — обманщики, которым религия — доходная статья.
Ради своего благополучия они удаляют людей от прежних основ веры, и таким образом верующих будет меньше. Один неверующий, читая передовую статью «Братского Вестника», сказал: «Здесь нет ничего духовного, тот же газетный материал в ином изложении». Не соблазн ли это?
«Теперь уже не те баптисты», — говорили люди, замечая многие изменения в жизни и служении верующих.
Работа по очищению в церкви и обновлению служения стала большим свидетельством об истинной вере. Не тупой фанатизм, не стремление к наживе на почве религии, но светлая вера повела многих верующих по пути лишений и гонений даже до уз, так что противники Христа и Его учения вынуждены были признать жизненность религии после того, как они раньше заявляли, что она окончательно отмирает, что со смертью стариков всякое понятие о Боге тоже умрёт.
В сём служении прославился Господь.
ВОЗРАЖЕНИЕ СЕДЬМОЕ. «Если служители ВСЕХБ преступили волю Божью, то разве Господь не силен убрать их Сам — без нашего участия, содействия и обвинения?»
ОТВЕТ. Да, Господь силен поставить и удалить. Но на наше мнение, повинен в отступлении от истин евангельского служения не один человек во ВСЕХБ и сам ВСЕХБ с их старшими пресвитерами, но, если хотите знать, повинны все мы, и я, и вы. Мы уснули, а враг похищал одну за другой наши духовные ценности, приобретённые подвигом верного служения предшествовавших нам братьев. Поистине, мы должны, взи31 рая на бедствие и духовное уничижение нашего братства, сказать вместе с Неемией: «Исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили — и я и дом отца моего» (Неем. 1, 6). Господь ждет от нас этого, В смутное для нашего братства время Господь производит суд на народом Своим. Каково наше участие в этом отступлении? Что в нас самих повреждено в такое тяжёлое время?
Вскрыв, таким образом, нашу нищету, Господь ждет нашего зова к Нему, чтобы могли обогатиться Его полнотою. Пост и молитва, совершаемая многими скорбящими душами о состоянии народа Божьего, несомненно доходят до Господа. Печально, что некоторые не только сами уклоняются от объединённой молитвы о состоянии своём и всего братства, но восстают против всего служения молитвы. Но ухо Господне «внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим» (Неем. 1, 11).
Всякий ожесточающий сердце своё против сего служения, ожесточается по причине своего греха, которого не желает видеть и защищает его. Господь обнаружит дело каждого.
Необходимо понять, что Господь мог бы убрать служителей ВСЕХБ и без нашего участия, не ожидая обнаружено ли нами их служение, как недостойное. Но Он хочет, чтобы всё наше братство осознало всю глубину падения и отступления от Евангельских истин и ждет искреннего раскаяния, как от прямых виновников отступления, так и от всех тех, кто оправдывал и оправдывает это отступление. Цель Господа вернуть всех на истинный путь.
ВОЗРАЖЕНИЕ ВОСЬМОЕ. «Никто не имеет права противостать служителям ВСЕХБ, никто не может лишить их служения, так как они, подобно помазанникам Божьим, поставлены на сие служение Господом».
ОТВЕТ. При таком возражении мы постараемся осветить этот вопрос, приводя слова Давида из 1 Цар. 26, 9: «Но Давид сказал Авессе: не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным?»
1. Различие между царём и служителем церкви.
Знающие Писание знают и ту существенную разницу между царём Израильским и служителями церкви, которых Дух Святой поставил блюстителями пасти церковь Господа и Бога (Д. Ап. 20, 28). Эта разница особо подчёркнута в учении Господа Иисуса Христа (прочти Матф. 20, 25—28). Из этого места видим, что наш Господь не только сему учил, но примером Своего служения на земле показал новую форму служения, присущую только рожденным от Него и недоступную сынам века сего. В то же время Он есть истинный Помазанник Божий.
Служители в Церкви и царь Израилев в данном случае личности несравнимые.
2. Значение слов «поднять руку».
Теперь обратим внимание на значение выражения «поднять руку на помазанника Божьего». В данном случае это означает лишить жизни, умертвить, убить. Давид, боясь Господа, не поднял руки на помазанника Божьего Саула, но, ревнуя о Боге и Его народе, он поднял руку на Голиафа, на 200 филистимлян и, вообще, за всю свою жизнь пролил много крови (1 Пар. 22, 8). Для Голиафа, для филистимлян и прочих народов, преданных мерзостям во время законы, Давид был жезлом в руках Божьих. Давид вёл войны Господни, истреблял и убивал тех, кто был приговорён к сему по суду Божьему.
Таковы требования закона. Во времена изобилующей благодати происшедшей от Иисуса Христа, поднятие руки не только на помазанника Божьего, но даже на самого богопротивника Голиафа, подвергается самому строгому суду Божьему (Матф. 5, 21— 22).
«Поднятие руки» в прямом смысле означает не только убийство, но и все действия способствующие убийству. В приведённом примере не Давид, но Авенир намеревался убить Саула. Позволив это сделать Авениру или не предотвратив его намерения, Давид лично был бы виновен в смерти Саула. На Господа нашего поднял пяту Иуда, и при всём этом он не коснулся Христа ни рукою, ни ногою, чтобы нанести Ему телесное повреждение. Войдя в сговор с врагами Божьими, он предал кровь невинную и стал прямым виновником смерти Христа. Его действия отмечены большей грубостью, чем поднятие руки: «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Иоан. 13, 18).
Вполне понятно, что в прямом смысле никто не поднял руки своей на служителей ВСЕХБ, посягая на их жизнь, но есть смысл духовный: Иезек. 33, 8; Иак. 5, 19-20.
В духовном смысле «наложить руки» на праведника, на брата означает — оставить без внимания, если он поступит беззаконно или уклонится от истины. Если умрёт брат твой, не обратившись к истине, а с твоей стороны ничего не было сделано, или ты чтолибо предпринимал, но без усердия и небрежно, ты виновник его смерти, ты наложил руку на него и кровь его взыщется с тебя. Таков духовный смысл сего вопроса.
Если бы вся церковь обратилась к служителям ВСЕХБ со словами вразумления и увещания, наше братство праздновало бы Богом дарованную победу. Но, к сожалению, многие закрывают свои глаза на действительность, на пагубные последствия неверного служения ВСЕХБ, тем самым поднимают свою руку на служителей ВСЕХБ, старших пресвитеров и на тех служителей местных общин, которые приняли форму и дух неверного служения. Таковые в последствии могут стать виновниками полного духовного умерщвления тех, кто так дорог для Господа.
3. Образец истинного служения Давида. В чём заключалось служение царя в Израиле: 1) судить народ справедливо и милостиво. 2) вести войны Господни.
До дня своего падения Саул судил народ справедливо и вёл войны Господни. Посмотрите, как он поступил с теми, кто презрел его: «И презрели его... но он как бы не замечал того» (1 Цар. 10, 27).
«В сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле» (1 Цар. 11, 13).
Посмотрите, каким пламенем загорается он на врагов народа Божьего и вступает с ними в войну (1 Цар. 11, 6).
Но печальные события в Галгале обнаруживают, что Саул, получив победу в первых войнах, забыл, что это война Господня, и в трудных обстоятельствах, вопреки повелению Господню, своею рукою хочет предотвратить поражение. «Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего» (1 Цар. 13, 13).
С этого момента помазание, которое имел Саул, потеряло силу. Господь находит мужа по сердцу Своему. Он в противоположность Саулу не имеет вида и величия, он отрок, но Господь наделил его Своею силою. Посмотрите, как неожиданно он принимает на себя служение помазания: Давид-отрок вступает и ведёт войну Господню. Вот что он говорит Голиафу; «Ибо узнаёт весь этот сонм, что не мечём и копьём спасает Господь, ибо это война Господня».
С этого момента истинный помазанник Давид принял на себя служение вести войны Господни. Хотя помазанник Саул царствовал, но истинное помазание действовало в Давиде. В единоборстве с Голиафом он впервые узнал силу помазания и имел дерзновение принять сие служение. Когда он служил Саулу, не Саул, но он вёл войны Господни. Это ему поручает Саул, хотя и со злым умыслом: «Будь у меня храбрым и веди войны Господни» (1 Цар. 18, 17). Будучи гоним Саулом, Давид вёл войны Господни. Не Саул, но Давид нанёс филистимлянам великое поражение, «и спас Давид жителей Кеиля» (1 Цар. 23, 1—5).
Мудрая Авигея свидетельствует о Давиде: «Ибо войны Господа ведёт господин мой» (1 Цар. 25, 28).
Скрываясь от Саула за пределами родной страны у Анхуса, Давид и там безбоязненно ведёт войны Господни (1 Цар. 27, 8).
Посему в день воцарения Давида, все колена Израилевы вышли к Давиду в Хеврон и сказали: «Еще вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля» (2 Цар. 5, 2).
Тоже самое можно сказать и о служении помазанника: судить справедливо народ.
Принять на себя служение истинного помазанника не значило для Давида: поднять руку на помазанника. Здесь есть смысл иносказательный, т.е. аллегория служения.
В самую трудную минуту богопротивного выступления сильных голиафов явились на поле брани отроки без вида и величия, без опыта ведения войны Господней, без вооружения настоящих воинов, но с сильной верой, готовой к самопожертвованию, чтобы во имя Господа сразиться с поносящим воинство Господне. Вид их был не только странным, но и смешным, как вид пастуха с полей Вифлеемских. Но Голиаф, предвозвещавший близость искоренения веры, сражён. (Голиафом мы называем не личность и не совокупность личностей, но дух сынов противления, ибо это война не по плоти, но духовная.) Что же делает Саул? Отвергает Давида, изгоняет, предаёт его врагам Божьим филистимлянам.
Нельзя ли видеть в этом библейском событии сравнение служения Саула (ВСЕХБ) и Давида (Оргкомитет).
Есть духовный смысл ведения войн Господних и служители Нового Завета к сему призваны (2 Кор. 10, 4—5).
Взять на себя служение «к совершению святых» (Ефес. 4, 12), служение примирения с Богом (2 Кор. 5, 18), служение защиты благовествования (Фил. 1, 7), служение противостояния отступающим от простоты во Христе (2 Кор. 11, 3) и отвергающим пример апостольского служения (Фил. 3, 17—18),— это значит в духовном смысле вести войны Господни.
ВОЗРАЖЕНИЕ ДЕВЯТОЕ. «Всякая власть от Бога и неповиновение власти есть неповиновение Богу. Почему же Оргкомитет обвиняет ВСЕХБ, если они вели служение своё так, как повелевали им власти?»
ОТВЕТ. Христос в Своём ответе искушавшим Его иродианам положил строгую границу между кесаревым и Божьим: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф. 22, 21). Повиновение власти — это заповедь Божья и нарушение её противно Богу.
«Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа... ибо такова есть воля Божия...» (1 Петр. 2, 13—15).
Приятно слышать, что многие наших братьев и сестёр любят их начальники на гражданских службах, что верующих любят местные власти, как покорных и исполнительных граждан, аккуратных плательщиков податей и т.п. Всё это исходит от истинного соблюдения заповеди повиновения существующей власти, как Божьему установлению.
Начиная от соблюдения правил внутреннего распорядка в учреждении, аккуратного выплачивания налогов и других узаконенных платежей и кончая соблюдением всех законов нашей страны, общих для всех граждан — всё это границы кесаревого управления, и мы должны в своей жизни оказать верность в соблюдении заповеди Божьей относительно повиновения власти, угождая Богу.
Но есть граница повиновения человеческой власти. Мы имеем очень много библейских, евангельских и исторических примеров, где истинные служители Божьи не позволили никакой человеческой власти лишить их прав на исполнение воли Божьей. Даниил, отворяющий окна свои в земле пленения и молящийся Богу, преступал повеление царское. Так же поступили Сидрах, Мисах и Аведнего. Не поклонившись истукану, они преступили повеление царское. Апостолы на запрет духовных властей не говорить об имени Иисуса ответили: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Д. Ап. 5, 29).
А сколько свидетельств даёт нам история, когда истинные мужи Божьи даже одного зерна не положили на жертвенник чужому богу, этим самым навлекая на себя гнев установленной власти. Немало примеров из жизни нашего евангельско-баптистского братства свидетельствуют, что наши братья, идя путём Евангелия, отвергли все предложения господствовавшей в то время государственной религии и подвергали свою жизнь многим страданиям, даже умирая в муках.
Ответ Петра синедриону должен быть положен в основу нашего отношения к властям в вопросах веры и служения.
Так поступая, все верующие вообще и служители ВСЕХБ в частности, не оказались бы в таком печальном положении, как теперь.
ВОЗРАЖЕНИЕ ДЕСЯТОЕ. «Оргкомитет обличает ВСЕХБ в их отступлении в угоду властям. Сами же обращаются к тем же властям с ходатайствами?»
ОТВЕТ. Мы вполне понимаем, что царство наше не от мира сего и истинная Церковь Христова никогда не приобретала себе прав путём какого-либо препирательства со властью. Ходатайства Оргкомитета пред властями и правительством о всём нашем братстве не оскверняет нас и соответствует духу апостольского служения.
Мученик Стефан, неимеющий прав римского гражданина, не мог апеллировать к властям, и разъярённая толпа учинила над ним суд. Но, когда много лет спустя, такая же толпа схватила Ап. Павла, то он, оказавшись в руках римских властей, воспользовался правом римского гражданина, чтобы получить от них защиту. Это стало началом великой миссии защищать и утверждать благовествования Христово, для которого он исполнял посольство в узах. «Я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования... а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование (Фил. 1: 7, 17).
Апостол Павел, защищая благовествование, во всей чистоте представил проповедуемое им учение правителю Феликсу, его преемнику Фесту, царю Агриппе и самому Кесарю. Всё это стало возможным, когда он воспользовался своим гражданским правом потребовать суда Кесаря.
Оргкомитет в своём служении, как посланники Церквей, совершают своё посольство даже до уз, чтобы предстоять пред властями с ходатайствами о нашем братстве, незаконно подвергшемся преследованиям и гонениям. Они не ищут соглашательства с властями, но и не выступают против власти. Мы жалуемся на незаконное вмешательство во внутреннюю жизнь церкви путём снятия и поставления служителей, наложения ограничения на принятие крещения уверовавшим, ограничения числа проповедующих; жалуемся на запрет проводить богослужебные собрания незарегистрированными верующими; жалуемся на незаконные изгнания верующих с гражданских служб, на незаконное отчисление верующих из учебных заведений, на угнетение наших детей в школах; ходатайствуем о незаконно осужденных наших братьях, клеветнически обвиняемых в антиобщественном деятельности. Господь с довольством смотрит на эти ходатайства, как на действия Божьей любви в сердце Его учеников, как написано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15, 13).
ВОЗРАЖЕНИЕ ОДИНАДЦАТОЕ. «Христос сказал, что будут вас гнать».
Почему же на гонения и преследования Оргкомитет отвечает ходатайствами пред гонителями? Не лучше ли со смирением переносить?»
ОТВЕТ. Христиане всегда отличались терпением и смирением во всех гонениях и преследованиях. Какие гонения терпел Павел?.. «А ты последовал мне...
в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь» (2 Тим. 3, 10—11).
Но где в отношении к нему было нарушено гражданское право, он не преминул раз и два воспользоваться для защиты своей личности. Читаем: «Но когда растянули его ремнями, Павел сказал сотнику: разве вам позволено бичевать римского гражданина, да и без суда?» (Д. Ап. 22, 25; Д. Ап. 16, 35—37). Почему же некоторые христиане осуждают побуждения наших братьев обличить беззаконие, явленное по отношению верующих? Боюсь, что по причине того заблуждения, которое заставило Израильтян роптать на Моисея и Аарона.
Ходатайства пред властями не есть требование больших свобод для христиан, но требование не поступать беззаконно с нами. Несомненно, если законы нашей страны запретят веру в Бога и совершение истинного служения Ему, многие христиане тогда пойдут, как раньше, в катакомбы, а потом на костры, на съедение зверям и куда угодно, чтобы только наследовать вечное Царство.
ВОЗРАЖЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ. «Вопросы, быть может, поняты правильно, но всё оно как-то не так делается».
ОТВЕТ. Это возражение можно посчитать имеющим отпечаток искренности, если заявляющий так прилагает личные усилия с молитвой пред Господом, чтобы уразуметь то, что назвал неопределённым словом «как-то не так», и тогда Господь ему откроет, как именно решать эти правильно понятые вопросы, то это Божье откровение внесёт нужный вклад в решение их.
1. Христос был бы рад, если бы своих Апостолов Он мог избрать из числа служителей храма и учителей Израильских. Он к ним и пришёл, но они Его не приняли. Апостольское служение приняли рыбаки и мытари, люди некнижные. Впоследствии Христу приходилось поправлять их апостольское служение. В одном случае Он назвал их маловерными, однажды сказал: «не знаете, какого вы духа» (Лук. 9, 55). Когда возвратились они с апостольского служения к Нему, Он внёс поправки в их служения и понятия: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте; ибо, кто не против вас, тот за вас» (Лук. 9, 49—50) «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им... однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лук. 10, 17—20).
«Почему мы не могли изгнать его?.. По неверию вашему... сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф. 17, 19—21).
И при всём этом служение Апостолов было приятно Господу, потому что в своём служении они не поступали вопреки повелениям Божьим.
Так и в данном случае. В служении Оргкомитета возможны несовершенства, но самоотверженная преданность Господу и ревность по делу Его, делает служение его приятным Господу и действенным для Его народа. Апостол Павел в своём служении нуждался, чтобы о нем молились верующие. «Молитесь... о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования... дабы я смело проповедовал, как мне должно» (Еф. 6, 18—20).
Будем же молиться о братьях наших, принявших на себя такое важное служение, и в меру своих сил станем их сослужителями для Господа.
2. Служение возревновавших братьев зачастую непонятно тем, кто стоит от их служения на большом расстоянии. Просьба к таковым приблизиться, подетально рассмотреть, расспросить, узнать. Искренние люди, приблизившись к делу, не смогут не действовать в меру своих сил и тех побуждений, которые получат от Господа.
3. Некоторые потому не включаются в труд, что им хочется прежде внести изменения в начатый труд, предложить что-то новое в наше братство.
Таково, к примеру, предложение упразднить союз. Это предложение подобно возгласу: «...Всё по шатрам свои!..» (2 Цар. 20, 1). Жили в одном доме, но когда приключилась беда, тогда разбегайтесь, кто куда. А не справедливее ли починить дом, исправить в нем все повреждения, сделать его пригодным для обитания Божьего?
Есть и другие, даже существенные вопросы. На наш взгляд, первое, что нужно, это присоединиться к труду возревновавших братьев. Когда же наше братство получит возможность собраться в составе истинных посланников всех церквей, думаем, что многие смогут предложить свои взгляды на жизнь и дальнейшее служение церквей Божьих нашего братства. Учтя опыт ранее существовавших союзов и все допущенные ошибки, можно будет выбрать такую форму объединения и общений церквей, которая была бы согласна с волей Божьей и учитывала обстановку нашего братства и цели Божьи к нам в данное время.
Дорогие братья и сестры, все, кому придётся читать предложенные здесь мысли! Наблюдая за жизнью нашего братства, скорбя и плача о создавшемся положении, и присматриваясь к служению возревновавших братьев, мы сами для себя искали ответы на ряд перечисленных здесь возражений. Предложенные здесь ответы были найдены не путём спора и словопрений, но посредством молитв и Слова Божья. Эти «Ответы» не претендуют на богословское толкование, но объясняют наше понимание события в свете учения Иисуса Христа только в меру способности нашего восприятия.
Благодарение Господу, что вместе с этими ответами Он дал нам полноту мира, как свидетельство Своего влияния на нас. «Твёрдого духом Ты хранишь в совершенном мире» (Ис. 26, 3).
Нам хотеться, чтобы всё наше братство, каждая церковь Божья в городе и селе пристально присмотрелось к событиям наших дней и увидела в них действия Ходящего среди золотых светильников-церквей, чтобы оживить их дух служения к славе Своей. Мы желаем, чтобы все отвергли порочное служение и дух его, упорно продолжающий действовать в среде народа Божьего.
Многие говорят: «Ведь нет теперь ни "Инструктивного письма", ни "Положения" и не надо о них вспоминать». Но ведь совершён великий грех! Наши, раннее столь почитаемые братья, по злому умыслу врага душ стали участниками злого намерения противников Божьих, духовно умертвить церковь.
Грех прощается не по давности его совершения, не по извиняющим условиям, в которых совершён грех, но после истинного покаяния. Оно вызывает любовь к тем, кто побуждает к покаянию. Истинное покаяние вызывает жажду Божьей милости в прощении и говорит: «Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь» (Пс. 62, 4), оно изобилует плодами дел праведности. Не так со служителями ВСЕХБ. Некоторые говорят, что они уже раскаялись. Если бы они даже публично объявили о своём раскаянии, то без плодов покаяния осудились бы Господом, как и многие лицемеры во времена Иоанна Крестителя (Лук. 3, 8). О, если бы мы их сегодня увидели сторонниками истинного пробуждения! Но они, как прежде, в духовной работе делают то, что повелевают им сильные мира сего во вред народу Божьему. Признать вину — это значит смирить себя пред Господом, принять заслуженное церковное взыскание, как меру Божьей любви, могущей поднять их и освободить от сетей лукавого. Истинное раскаяние казнит грех, бесплодное — упрочняет грех. Так случилось с Саулом.
Положительные изменения в условиях служения, которые наблюдаются в зарегистрированных общинах, не есть плоды раскаяния служителей ВСЕХБ, как некоторые понимают. Это есть средство обольщения для пробуждающегося братства, чтобы приостановить Богом начатое дело обновления жизни народа Божьего. Мирские власти, в лице уполномоченных, руководят деятельностью служителей ВСЕХБ, направляя их в те общины, где появились ростки пробуждения, для борьбы и уничтожения их.
Безбожники и враги Христова учения убеждают пробудившихся братьев оставить своё служение и соединиться со ВСЕХБ. Этим обнаруживается и поныне действующая порочная связь ВСЕХБ с противниками веры в Бога.
Несколько слов о вопросе примирения. Некоторые братья, не сведущие в создавшемся положении, ждут, когда братья помирятся. Но между братьями не было ссор. Братья Инициативной группы обличили служителей в порочном служении. Разве это ссора? Ответ на обличение должно быть раскаяние и оставление греха. Примирение с согрешившим — это соучастие в его грехе. Истинные служители не имеют ненависти к человекам, но они ненавидят зло, как написано (Пс. 92, 10). Мы верим, что начатое пробуждение вызвано действием Духа Святого и убеждены, что Господь Сам найдёт пути к достижению Своей цели в нас, и все верующие примут участие в деле пробуждения, не взирая на обстоятельства (Евр. 12, 1—2).
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки