Роберт Е. Пикирилли.
КАЛЬВИНИЗМ, АРМИНИАНСТВО И БОГОСЛОВИЕ СПАСЕНИЯ

 

ГЛАВА 4

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

 

В предыдущих двух главах второй части мы очень мало места уделили обсуждению Писания. Не потому, что Писание неважно для этого обсуждения, — напротив, оно слишком важно, чтобы урывками рассматривать его как доказательство. Как сказал Гордон Кларк, «хотя цитирование стихов обязательно для формулировки христианского учения, одного этого недостаточно». (Gordon H. Clark, Faith and Saving Faith (The Trinity Foundation, 1983), 31) Рассматривая эту тему, как и любую другую, мы должны постараться как можно аккуратнее обращаться с Писанием. Учение никогда не должно определяться своей собственной «системой», но разъяснительным богословием, искренней попыткой определить, что сказал Бог об интересующем нас вопросе.

По поводу предопределения, — то есть решений Бога о спасении, принятых в вечности, я буду рассматривать подробно три основных фрагмента. Это Еф. 1:3-14; Рим. 8:28-30 и Рим. 9 — 11. Затем я сделаю ряд выводов, которые кажутся оправданными в свете анализа текста, и подкреплю их (более кратко) некоторыми другими фрагментами Библии.

Во-первых, я хочу заметить, что в греческом Новом Завете есть семь ключевых слов (и их родственные), которые имеют большое значение и в той или иной степени относятся к нашей дискуссии. Некоторые из них встречаются во всех трех отрывках. Хотя объем настоящего труда не позволяет изучить всех их подробно, мне придется удовлетвориться приведением некоторых результатов словарного исследования в соответствующих местах обсуждения.

Семь слов, о которых я говорю, — это:

1) proorizo — предопределять, предназначать;

2) ehloge (а также ekiektos и ekiegomai) — избрание, выбор;

3) boulv (а также boulema и boulomai) — совет, воля;

4) prothesis (а также protithemi) — замысел, промысел;

5) thelothelema) — воля, желание;

6) eudokiaeudoken) — волеизъявление, благоволение;

7) prognosisproginosko) — предведение, предузнание.

 

Послание к Ефесянам 1:3-14

Этот важный отрывок содержит ключевые слова с 5-го по 7-е по списку. Он требует тщательного анализа.

Обсуждение учения в послании к Ефесянам больше похоже на обращенное к Богу славословие, чем на труд по систематическому богословию. Это особенно справедливо по отношению к данному отрывку. Он представляет собой единую сложную фразу, структура которой с трудом поддается членению, — «почти экстатическое заявление Павлова богословия спасения», (С. Leslie Mitton, New Century Bible: Ephesians (OUphant, 1960), 44,45) выраженное как возможность для восхваления. Тщательное исследование дает нам возможность составить следующий план.

1. Вступление: Бог всех благословений (Еф. 1:3)

а) Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа.

б) Тот, Кто благословил (греческий аорист) нас:

1) полным и многократным благословением,

2) в царстве духовной реальности,

3) в (союзе с) Христом.

2. Вечный план Бога благословить нас (Еф. 1:4-6) «Так как» (kathos) связывает последующие слова как объяснение с Еф. 1:3. Трижды местоимение «нас» встречается в качестве дополнения глагола, обозначающего действие Бога. Эти три местоимения составляют основу логически четкого строения предложения.

а) Бог избрал нас (Еф. 1:4). Как и «благословил», это аорист, простое действие в прошлом. «Избрал» (есhelexato) — как становится ясно из контекста — относится к акту избрания в вечности; это одно из перечисленных выше ключевых слов. Далее дается несколько характеристик избрания.

1) Он избрал личностей — как показывает «нас».

2) Он избрал «во Христе». Это то, что подчеркивал Арминий, «христоцентричность» избрания. Сам Христос, первый и единственный, любимый Сын Бога, Его Избранный. Люди избираются в спасительном союзе со Христом. Ходж справедливо возражает против прочтения этого как избрания Богом, чтобы, мы были во Христе, или потому что мы во Христе (Charles Hodge, A Commentary on the Epistle to the Ephesians (Eerd-mans, 1954), 30,31)

3) Он избрал «прежде создания мира», ясно, что речь здесь идет о вечном избрании. Та же самая фраза, pro katabotes kosmou, встречается также в Ин. 17:24; 1 Пет. 1:20. В этих отрывках о Христе говорится как о «возлюбленном» (что по сути равно «избранному») и предназначенном (очевидно, для искупления нас Своей кровью) «прежде создания мира». Наше избрание тесно связано с предопределением Бога, касающимся Его Сына, — что опять же привлекает внимание к христоцентричной природе избрания.

4) Он избрал нас, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, — цель избрания. Сравнивая это с Кол. 1:22, я решил, что это взгляд в будущее на конечную цель не только избрания, но и искупительной работы Христа: «чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви». Здесь не говорится ни об «основании», ни об условии избрания. Если бы в других фрагментах Нового Завета не говорилось об обусловленности избрания, на основании данного отрывка это нельзя было бы доказать — разве что можно показать (и, в конце концов, это не натяжка), что избрание «во Христе» предполагает условие, и что человек обретает положение «во Христе» верой (см. Еф. 1:13). Но надо иметь в виду, что с помощью данного отрывка нельзя доказать и безусловность избрания. Здесь просто ничего не говорится об условиях. Павел не утверждает и не отрицает их наличие.

б) Бог предназначил нас (Еф. 1:5-6). Этот глагол («предопределил», «предназначил», proorisas) — еще одно ключевое слово из перечисленных выше. Здесь это причастие аориста (опять простое действие в прошлом), и нет ни грамматических, ни контекстуальных причин помещать его перед избранием (логически или хронологически). В самом деле, «предназначение» (по крайней мере, грамматически) подчинено основному глаголу (буквально): «Он избрал нас, предназначая». Избирая, Он предназначил нас. Как утверждает Миттон, это «ставит новый акцент на истине, уже выраженной словом «избрал», и указывает на цель избрания». (Mitton. 51)

1) Он предопределил нас к положению детей Своих. «Усыновление» (huiothesia) не столько относится ко введению постороннего в семью, сколько к приданию ребенку статуса «совершеннолетнего» сына и наследника — как становится ясно из Гал. 4:1-7. Это подчеркивает права и обязанности полноправного члена семьи, и в этом смысле «сын» про--тивопоставляется не только «рабу», но и «ребенку».

2) Он предопределил нас через Иисуса Христа. Опять мы видим христоцентрический акцент.

3) Он предопределил нас «по благоволению воли Своей». В общем плане эти слова подчеркивают, что Божий замысел спасения не основан ни на чем внутри самого человека. Единственное основание — собственное желание Бога, и на этом наш поиск «причины» должен закончиться.

«Благоволение» (eudokia) и «воля» (thelsma) — еще два ключевых слова из перечисленных выше. Здесь (и в других местах Нового Завета) они почти синонимичны. (Ряды синонимов —одна из стилистических особенностей Послания к ефесянам.) Если мы будем рассматривать tou thelematos как генитив аппозиции, мы даже сможем прочесть это как «благоволение Божье, которое идентично Его воле». А это, в свою очередь, можно определить как «свободное благоволение, которое, основанное только на Самом Боге и не испытывающее иного влияния, заключается в Его благодатном решении спасти нас». (Theological Dictionary of the New Testament, ed. Gerhard Kittel (Eerdmans, 1964), 11:747)

Следует заметить, что, когда Бог действует в соответствии со Своим всевышним благоволением, или волей. Он может действовать необусловленно или на основании тех условий, которые Сам установит, Сами слова не говорят нам, что происходит в данном случае. На самом деле все деяния Бога происходят «по благоволению Его воли».

4) Он предопределил нас в похвалу славы благодати Своей. Мы уже видели две фразы, выражающие цели Божьего избрания и предопределения: «чтобы мы были святы и непорочны...» и «усыновление». Это — третья и конечная цель: прославление Бога как Бога благодати.

5) Он предназначил нас как акт благодати. Я подчеркиваю это (хотя уже указывал опосредованно), так как все содержание Еф. 1:5-6 предполагает это. Божий замысел спасения полностью благодатен, здесь нет никакой заслуги человека. «Милость», которую мы называем «спасением», полностью незаслуженна.

Как мы увидим также из анализа Рим. 8:28-30, предназначение, кажется, скорее относится к тому, что произойдет в спасении, чем к тем, кто спасен. «Избрание» рассматривает спасенных как людей, избранных Богом; «предопределение» относится к тому, для чего Он избрал их.

в) Он облагодатствовал нас (Еф. 1:6), это третье действие, хотя грамматически подчиненное имени «благодать» в предыдущей фразе; антецедент, к которому относится «которую», — «благодать». «Облагодатствовал» — глагольная форма, родственная имени «благодать»; таким образом, мы имеем эмфатическое повторение: благодать, которой Он «облагодатствовал» нас, (F. F. Bruce, The Epistle to the Ephesians (Revell, 1961). 30.) благодать, которую Он нам благодатно даровал.

«В Возлюбленном» значит во Христе. (См. Кол. 1:13: «возлюбленного Сына Своего».) Опять мы видим новый двойной акцент на христоцентричности и роли союза со Христом. Мы — объекты Божьей благодати только во Христе. Избрание и предназначение благодатно даются нам в союзе со Христом — только таким образом Бог мог избрать нас и поддерживать Свою святость, ибо вне союза со Христом мы грешны и не можем быть объектами избрания. Вечный промысел Божий спасти нас, таким образом, — это не бесплодный промысел, логически предшествующий плану искупления во Христе. Напротив, он основан на замысле искупления через Христа и проистекает из него.

3. Реализация этих благословений во времени (Еф. 1:7-14).

В этом месте организация отрывка слегка меняется. В предыдущих стихах все относилось к вечному прошлому. Теперь Павел смотрит, что «мы имеем» (Еф. 1:7). Действительно, некоторые фразы в Еф. 1:7-14 оглядываются на вечный замысел Бога (Еф. 1:9, 11) как основу, но в целом отрывок рассматривает наш опыт во времени, отражающий (и являющий) вечные решения Бога.

а) Искупление во Христе (Еф. 1:7-8).

1) Факт искупления.

2) Средство искупления: «Кровию».

3) Природа искупления: «прощение грехов».

4) Основание искупления: «богатство благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении».

б) Откровение тайной воли Его (Еф. 1:9-10).

1) Откровение во времени. «Открыв» (gnorisas, еще одно причастие в аористе) подчинено предыдущему предложению и рассматривает один из результатов божественной деятельности по осуществлению замысла спасения во времени. Кальвинисты привыкли справедливо подчеркивать, что вечный промысел Бога не открывается нам — как таковой, — поэтому мы должны узнавать его содержание из событий, происходящих во времени. Арминиане охотно это поддержат: мы узнаем о природе вечных замыслов Бога, связанных со спасением, из того, как Он применяет их.

2) Откровение «тайны» Его воли. Для Павла «тайна» — это нечто, что не может быть познано человеком естественным образом, следовательно, надо, чтобы Бог открыл это. Здесь тайна и есть Его воля, в особенности относящаяся к спасению.

3) Основание: «по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем» (то есть во Христе). Эта фраза по сути повторяет Еф. 1:5, о котором говорилось выше, так что снова возвращается к вечности. Единственная разница — «благоволение» заменяется «волей». Это показывает, что замысел Божий (prothesis, еще одно ключевое слово из приведенного выше списка) равнозначен Его воле.

4) Конечная цель. Здесь присутствует еще одно указание на преследуемые Богом цели: чтобы Христос стал главой вселенной. в) Наследие (Еф. 1:11-14).

Еф. 1:11 по структуре параллелен Еф. 1:7, как показывает «и». Из вечного Божьего замысла спасения проистекает искупление, которое мы испытываем во времени, и знание о Его благоволении к нашему спасению. Мы также стали Его наследниками, в совокупности как Его народ.

1) Мы становимся наследниками Господа (так следует правильно читать этот стих, о чем говорят некоторые толкователи, особенно если считать, что он отражает Вт. 32:8-9). («Эта мысль по сути та же, что часто встречается в Ветхом Завете, когда идет речь об Израиле как Божьей доле (см. Вт. 4:20; 9:29; Зах. 2:12)». Francis Foulkes, The Epistle of Paul to the Ephesians (Inter-Varsity and Eerdinans, 1983), 54.)

2) Это тоже часть того, что предопределено для избранных. Как я Еф. 1:9, Еф. 1:11 тоже содержит взгляд назад, в вечность, в поисках основы того, что переживается во времени.

3) Основа опять же «по определению Совершающего все по изволению воли Своей». В третий раз повторяется эта (по сути та же самая) фраза (см. Еф. 1:5, 9). Теперь вместо «благоволения (eudokia) воли» мы видим «изволение», «промысел» (boule), то есть используется еще одно ключевое слово из приведенного выше списка. По-видимому, «благоволение» и «изволение» по сути синонимичны, как и (как сказано выше) «воля» и «замысел».

4) Еще раз упоминается слава Бога (см. Еф. 1:6, 14) как конечная цель.

5) Вера (которая проистекает от услышанного; см. Рим. 10:17) — условие спасения. Павел указывает, что спасение проистекает из веры (Еф. 1:12-13). Поскольку опыт во времени уже рассматривался как способ понимания вечного промысла (Еф. 1:9, см. выше), можно уверенно сделать вывод, что промысел в вечности касается обусловленной организации спасения (через веру).

Так Арминий мог настаивать в связи с избранием, что «...отрывок в Еф. 1 не противопоставлен этому. Ибо верующие "предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Своей". Промысел, в соответствии с которым, как сказано, совершается Предопределение, связан с усыновлением верующих во Христе к положению сынов Божьих и вечной жизни, как видно из многих отрывков Писания». (James Arminius, The Writings of James Arminius (3 vols), tr. James Nichols and W. R. Bagnall (Baker, 1956), 111:488) И еще: «Этот отрывок, в Еф. 1, касается веры как предпосылки к предопределению. Ибо никто, кроме верующих, не предопределен к усыновлению через Христа — "в Нем мы и сделались наследниками"». (Arminius, 111:490.)

6) Пребывание обещанного Духа Святого как «печати» спасения, официальный «оттиск» Бога запечатлен на жизни избранных.

7) Дух — тоже часть обетования наследия, обещанного избранным.

 

Послание к римлянам 9 — 11

Вероятно, нет более важного фрагмента для нашего исследования. Эти три главы довольно объемны, поэтому место не позволяет рассмотреть их так же подробно, как изученный выше отрывок (Еф. 1:3-14). Это не обязательно. Главное — уловить общий ход мыслей в разделе, а он следующий.

Ключ к отрывку Рим. 9:14 — «Неужели неправда у Бога (в том, как Он обращается с Израилем, отвергая его)?» Замысел, с которым Павел пишет эти три главы, — ответить на вопрос решительным «нет». Для понимания любого отрывка из этих трех глав важно понять, что все они взаимосвязаны. Павел отвечает на общий вопрос рядом «пунктов», чтобы доказать отрицательный ответ. Любая часть ответа должна восприниматься в свете других частей. Общий план выглядит следующим образом.

Основная тема: Бог справедлив, когда отвергает Израиль.

Подпункты в развитии этого плана.

А. Бог избирает и отвергает, кого пожелает (Рим. 9—10)

1. Он никогда не обещал безусловно спасти всех плотских потомков Авраама, Исаака или Израиля (Рим. 9:6-13).

2. Он — Владыка и имеет право спасти (или проклясть), кого пожелает (Рим. 9:15-24).

3. Он всегда ясно давал понять (в пророчествах), что не весь «Израиль» будет спасен (Рим. 9:25-29).

4. Он отверг Израиль, потому что Израиль отказался от спасения верой ради спасения делами (Рим. 9:30 — 10:21).

Б. Бог после всего этого не отказался от Израиля (Рим.11)

1. Фактически Бог не отрекся от израильтян:

любой, кто хочет, может спастись благодатью через веру (Рим. 11:1-10).

2. Настоящее отвержение Израиля открывает двери спасения для всех народов (Рим. 11:11-22).

3. На самом деле настоящее отвержение Израиля не «окончательное»; Израиль еще будет обращен (Рим. 11:23-32).

Этот «костяк» анализа требуется покрыть какой-либо «плотью», и мы начнем с прояснения рассматриваемого вопроса. Надо понять, что Павел в этом отрывке «спорит» (по крайней мере, теоретически) с любым иудеем, который отвергает понимание спасения, получаемого через веру во Христе и оставляемого неверующих иудеев вне завета Авраама (см. Гал. 3:6-29; Рим. 4), то есть вне спасения. Эти иудеи должны были заключить, что Бог безусловно обещал спасти весь Израиль, и поэтому будет несправедливо, если Он не сдержит обещания. Об их представлении спасения — как совокупного спасения для всех иудеев — Ходж говорит в связи со следующим отрывком: «Сравните Рим. 2:17;

9:6 и другие места, где Павел пытается доказать, что недостаточно быть естественным потомком Авраама, чтобы обеспечить расположение Бога. То, что учение иудеев было таковым, подтверждают многие места их писаний». (Charles Hodge, Commentary on the Epistle to the Romans (Eerdmans, 1972), 70)

Таким образом, задача Рим. 9:6-13 — это начать с чего-то, с чем иудеи согласятся, и показать, что Бог никогда не обещал Аврааму спасти все его семя только потому, что оно происходит от него. Отвержение Измаила и Исава (сопутствующее избранию Исаака и Иакова-Израиля) проясняет это. (Мы еще вернемся к «Божьему замыслу избрания» ниже.)

Задача Рим. 9:14-24 — показать, что всевышний Бог Сам определяет, кто будет спасен. Так как это не проистекает прямо из темы Рим. 9:6-13 (как мы видим), теперь речь идет о том, что иудейское представление об универсальном совокупном спасении для всех иудеев неоправданно. Бог по-прежнему спасает, кого желает, и осуждает, кого желает, иудеи это или нет. В самом деле, отрывок из Исх. 33:19 особенно подкрепляет мысль, что не все израильтяне были предназначены к спасению; это было сказано Моисею, а не всему народу. Как я писал в другом месте: «Даже в пустыне, когда мы можем подумать, что народ был автоматически весь Ему угоден. Он сказал, что будет милостив к тем, к кому захочет... Ни Моисей, ни Израиль не могли предъявлять к Нему никаких претензий, лишая Его всевышнего права действовать, как Ему будет угодно. Он не будет являть Свою милость всем им просто потому, что они израильтяне по плоти». (Robert E.Picirilli, The Book of Romans (Randall House, 1974-75), 183.)

Другими словами, иудей не может воззвать к небу и сказать: «Я иудей; Ты обещал спасти всех иудеев. Поэтому Ты должен спасти меня. Учение Павла о спасении верой в Иисуса (которое меня не касается) поэтому неверно». На такие притязания Павел отвечает: о Бог отверг Измаила и избрал Исаака; Он отверг Исава и избрал Иакова. Он спасает того, кого хочет, и отвергает, кого хочет. Вы не можете говорить так с Богом. Вы не можете требовать от Него ничего на основании своего израильского происхождения».

Наконец, задача Рим. 9:30 (и последующего раздела) — показать, что всевышний Бог, Который спасает, кого хочет, и осуждает, кого хочет, получает удовольствие от спасения верующих. Израиль был отвергнут потому, что отверг спасение верой. Ничто не может быть проще: «Израиль... не достиг до закона праведности. Почему? потому что [искали] не в вере» (Рим. 9:31-32). «Они не покорились праведности Божьей» (Рим. 10:3). И еще раз это повторяется в Рим. 11:20: «Они отломились неверием».

В подобном контексте очевидно, каково значение Рим. 9:15-24 (самой важной части). Как выражает это Форлайнс:

Когда мы читаем в Рим. 9:15, что Бог проявит милость и сострадание, к кому захочет, мы задаемся вопросом: к кому захочет Бог проявить милость и сострадание?.. Когда Бог выбирает верующего в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя, чтобы проявить к нему Свою милость в спасении. Он избирает, кого хочет... Когда Он предлагает спасение при условии веры во Христа, это никоим образом не ослабляет значения слов: «Кого миловать, помилую...» В этой точке зрения полностью учитывается всевышняя воля Бога. (F. Leroy Forlines, The Randall House Commentary: Romans (Randall House, 1987), 268)

Подведем итоги: Павел фактически выступает против иудейского представления о «безусловном» избрании (всех иудеев по праву рождения) и утверждает обусловленное избрание — избрание верующих. Он не говорит, что неверующие иудеи отвергаются Богом потому, что Он произвольно отвергает кого хочет, однако обвиняет их в неверии, которое ведет к отвержению в соответствии с Его единовластным решением давать спасение через веру в Иисуса.

Один из вопросов, связанных с анализом отрывка, относится к Рим. 9:11-12. Что означает «дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего» в связи с избранием Иакова и отвержением Исава, когда они еще не родились? Арминиане имеют тенденцию говорить об этом скорее как об избрании к служению, чем ко спасению. Кальвинисты придерживаются и одного, и другого подхода. Некоторые (Шедд, Ходж) соглашаются, что это избрание на место патриарха, но продолжают рассмотрение Иакова и Исава по аналогии как пример духовного избрания и осуждения. Другие (Мюррей, Пайпер) рассматривают это непосредственно (не как аналогию) с точки зрения избрания ко спасению.

Фактически для наших целей в данном случае неважно, какую из трех возможностей выбрать. Павел говорит, что избрание Иакова-Исава, происшедшее до их рождения, опровергает идею избрания делами. Если бы выбор был основан на делах человека, значит, он не мог бы происходить по благодатному промыслу «Того, Кто призвал». Но поскольку сам Павел — именно тот, кто утвердился «верой», в противоположность «делам» (как говорится в Рим. 4), то спасение «верой» ничем не противоречит тому, что он говорит в Рим. 9:11. Последующий раздел этой книги еще больше подчеркивает этот момент; сейчас же жизненно важно признать, что спасение верою фактически то же самое, что и выбор Бога учредить спасение благодатью, а не через дела (Рим. 4:16), основать, таким образом, спасение скорее на деяниях и решениях Бога, чем на каких-либо человеческих заслугах или качествах.

Эта точка зрения представляет мнение, которое Павел отстаивает во всем данном разделе Послания к римлянам (который, очевидно, не должен быть отделен от предшествующих восьми глав, где эта тема также впечатляюще была представлена): спасение происходит не благодаря принадлежности к иудейскому народу, но через веру; оно вызывается не делами человека, но делами Бога, и это в точности соответствует всевышнему праву Бога давать спасение как акт благодати всем, кому Он пожелает. Чтобы учредить спасение Своей «всевышней благодатью». Он сделал веру, а не дела условием спасения. Соответственно, все, что люди могут сделать, — протянуть вперед пустые руки в жесте веры и отказаться от себя, чтобы принять безвозмездный и полностью незаслуженный дар Божий.

Взаимосвязанный с этим вопрос — является ли «предвосхищающее» возражение в Рим. 9:14 ответом на избрание Иакова и отвержение Исава (в Рим. 9:13). Ответ, конечно, отрицательный, несмотря на то что Хэлдейн, Шедд и другие считают так. Как замечает Форлайнс, «следует сказать, что у иудеев не возникало сложностей с отвержением Измаила и Исава... Сомнения в справедливости Бога, которые могли бы возникнуть у неверующих иудеев, были бы связаны с Его отказом от безусловного избрания всех иудеев, и это значило бы, что Бог не держит слово», (Forlines, 265) Тема всего отрывка делает это ясным: «оппоненты» Павла (воображаемые или реальные) не возражали против отвержения Измаила или Исава, но возражали против того, что некоторые израильтяне могут не спастись.

В свете этого весь раздел (Рим. 9 — 11) обладает целостностью и совершенно не составляет никакой проблемы для тех, кто убежден в обусловленности избрания. Ссылки в Рим. 11:5 и далее на «избрание благодати» в точности соответствуют идее избрания верующих. Павел противопоставляет избрание благодати избранию «тружеников», а не верующих. В данном контексте вопрос состоит в том, что некоторые израильтяне не получали никаких обещаний; они настаивают, что израильтяне должны быть спасены по праву национальной принадлежности или в соответствии с исполнением закона, данного Израилю. Но другие израильтяне в соответствии с избранием благодати получили обещания; это те, кто повиновался праведности Божьей, полученной при условии веры в Иисуса Христа. Повторяем: Рим. 11:6 противопоставляет благодать делам, а не вере; именно Павел, в том же самом послании, подчеркивает, что спасение происходит верой, которая дана через благодать (Рим. 4:16).

А как тогда обстоит дело с «ожесточением»? Во-первых, надо заметить, что «ожесточение» противопоставлено «милости» (Рим. 9:18). И это прекрасно соответствует сказанному в Рим. 11:7, и далее: те, кто поверил во Христа, в соответствии с избранием благодати получили обещание; остальные были «ожесточены». Можно сказать тогда, что для ожесточения надо только лишить человека спасительной милости. Никакие более активные действия не нужны. Даже Пайпер, последовательный кальвинист, замечает, что «ожесточение в Рим. 9:18 имеет отношение, как и ожесточение в Рим. 11:7, к действиям Бога, Который оставляет человека вне спасения и таким образом уготавливает для него погибель». (John Piper, The Justification of God, An Exegetical and Theological Study of Romans 9:1-23 (Baker, 1985), 159) Джон Браун вторит ему, предполагая, что это слово «эквивалентно выражению "обращаться сурово", лишая милости и подвергая заслуженному наказанию». (John Brown, Analytical Exposition of the Epistle of Paul the Apostle to the Romans (Baker, 1981), 338) Арминиане не станут спорить с таким пониманием. Так же, как Бог проявляет милость (спасает) к кому хочет, а хочет Он спасти верующих; так же Он не проявляет милости (проклинает), к кому хочет, а проклясть Он хочет неверующих. Как только определено положительное условие, отрицательное проистекает из него и логически, и в соответствии с Библией.

 

Послание к римлянам 8:28-30

Этот важный отрывок относится к трем из ключевых понятий, приведенных в начале этой главы: предведению (proginosko), предопределению, или предназначению (proorizo), и промыслу (prothesis). Все три связаны с деяниями Бога.

Связь этих идей в отрывке следующая (вероятно, эта схема передает значение лучше, чем традиционный «план»).

1. Общая тема: обстоятельства жизни верующего в совокупности работают (возможно. Бог непосредственно вырабатывает их) на благо.

2. Это «благо» соответствует божественному «промыслу»; чтобы верующие были «подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями».

3. Этот промысел вырабатывается для тех, кто «призван»; они идентичны «любящим Бога».

4. Порядок воздействия на их жизни ведущий к цели Бог

в вечности:

предузнал,

предопределил, или предназначил;

во времени

призвал,

оправдал,

прославил.

Логически предведение предшествует предопределению. Слова в Рим. 8:29-30 кажутся поставленными в обдуманном порядке: предузнал => предназначил => призвал => оправдал => прославил. (Это также логически предшествует избранию в 1 Пет. 1:2, что мы прокомментируем ниже.)

Предузнание здесь может иметь разные значения.

1) Значение, близкое к избранию, здесь подходит: любя, предузнал как Своих. Конечно, предведение здесь имеет непосредственно личный характер: кого Он предузнал.

2) Значение, близкое к предназначению (планированию заранее) кажется менее вероятным. Это значение больше относится к вещам, нежели к людям (хотя это и не очень весомое возражение). Кроме того, если бы значение было таким, следующее «предназначил» было бы тавтологией, повторением того же самого. Некоторые говорят в связи с этим, что повторение нужно для выделения цели замысла: тем, кого Он предузнал (замыслил заранее). Он предопределил (то же значение), чтобы...». Но против этого говорит грамматический строй, в том числе параллелизм фразы с разными повторениями «и/притом» (kai).

3) Значение предузнания в чистом виде тоже возможно. Хотя предузнание кажется более подходящим по отношению не к людям, а к событиям, его можно перевести как «те, о ком Он знал заранее» (вероятно, здесь надо добавить «о», и в Деян. 26:5).

Но это последнее значение все равно кажется мне здесь маловероятным, поскольку присутствует явный акцент на личности (если вы не предпочтете рассматривать «тех, кого Он предузнал» как нечто вроде сокращенного «те, чью веру [?] Он предузнал»). Поэтому я считаю первое из трех значений наиболее правдоподобным здесь. (И в этом случае стандартная терминология систематического богословия, считающая «избрание» одним из двух подразделов «предопределения», не вполне соответствует использованию подобных терминов.)

Каково тогда значение «предопределения»?

1) Оно предполагает личное предведение. То есть идентичность избранных, как тех, кого Бог предузнал, уже установлена до «предопределения».

2) Затем предопределение (предназначение) указывает на намерение Бога, касающееся уже предузнанных Им: призванием, оправданием и прославлением привести их в полное соответствие образу Сына Своего.

Поэтому предопределение — это не быть среди избранных (быть христианином), но цель, предначертанная Богом для избранных, та, для которой Он разрабатывает обстоятельства их жизни. Это точно согласуется с пониманием «предопределения», которое дается выше в рассмотрении Еф. 1.

Остается один важный вопрос: на каком основании осуществляется предведение, определение Своих (= избрание)? Нам этого не говорится; об этом данный отрывок совершенно ничего не сообщает. Он говорит нам, что Бог в вечности «предузнал» Своих. Нам не сказано, есть ли для этого какие-то основания или нет, или, если есть, каковы они. Мы узнаем об этом из других источников. Но особенно важен тот факт, что отрывок этот ни утверждает, ни отрицает обусловленности или безусловности вечного избрания.

Однако Арминий и здесь предложил существенное предположение, что «предузнал» значит и «заранее возлюбил и рассматривал как Своих», и «предузнал заранее их веру во Христа», так как «первое не может быть правдой без последнего»: «Бог может "любить и смотреть с любовью как на Своего" ни на одного из грешников, если не предузнает, что он будет во Христе, и относится к нему как к верующему во Христа». (Arminius, 111:313,314) Возможно, он был прав, но это значение скорее скрыто, чем открыто, по крайней мере, в том, что пишет Павел.

Еще одно наблюдение. Я считаю интересным, что Джуэт — кальвинист, хотя и не всегда типичный — заключает свои размышления об этом отрывке так:

«[Бог] спасает нас не в соответствии с нашими делами, но в соответствии со Своим промыслом и благодатью, которая дана нам в Иисусе Христе "давным-давно"». (Paul К. Jewett, Election and Predestination (Eerdmans, 1985), 26)

Мы можем только согласиться, видя, что он уловил правильно мысль Павла, противопоставляющего спасение вечного промысла Божьего и инициативу человеческих дел — момент, который ничего не говорит о том, должен ли человек исполнить условие веры, которая в Библии всегда резко противопоставляется делам.

 

Краткие комментарии к другим текстам

1. 1 Пет. 1:1-2: «Петр [пишет послание]... рассеянным... избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа».

Несмотря на трудности толкования, можно вполне разумно заключить, что избрание здесь подчинено предведению. Порядок таков: «избранные... по предведению».

Ничто не отвечает на вопрос: предведение чего? Любой ответ, который мы можем дать, будет отражать наше понимание значения «предведения» здесь. Это слово (prognosis или proginosko) используется семь раз в Новом Завете (все время Петром или Павлом, в посланиях и речах). Только дважды это слово непосредственно относится к замыслу спасения (здесь и в Рим. 8:29, см. выше). Это может быть предведение людей (Рим. 8:29; 11:2; 1 Пет. 1:20; Деян. 26:5, хотя в последнем случае включены и вещи) или вещей (Деян. 2:23; 2 Пет. 3:17). Это слово, очевидно, обладает разными значениями.

1) Один раз (Деян. 26:5), возможно, дважды (Рим. 11:2) имеется в виду знание издавна («знание наперед»).

2) Иногда это чистое предузнание (Деян. 2:23; 2 Пет. 3:17), хотя эта идея может включать в себя дополнительное значение «предусмотрительности», мудрой предусмотрительности.

3) Планирование заранее (то есть значение, близкое к предназначению) — возможное значение в 1 Пет. 1:20 (нас готовит к этому перевод этого слова как « предназначенный »).

4) Изначальная любовь может быть значением Рим. 8:29, как мы уже обсудили, — в данном случае это близко к идее избрания любящего предузнания тех, кто Ему принадлежит.

Из четырех перечисленных оттенков значения только два кажутся возможными в 1 Пет. 1:1-2 — второе и третье. (Четвертое исключено на том основании, что оно равнозначно избранию и было бы тавтологией; тогда слова Петра звучали бы как «избранные по избранию Бога».) Значение «планирования заранее» подошло бы неплохо: избрание по изначальному плану Бога. Также подошло бы и значение предузнания — с дополнительным оттенком проницательности или без него. Если отрешиться от догм, значение, которое кажется мне наиболее вероятным, — это предузнание с легким намеком на мудрость изначального плана.

2. Деян. 2:23; 4:28. Эти два стиха не связаны непосредственно с избранием личностей ко спасению, но важны для понимания того, как Новый Завет представляет идею предпредназначения и вечного совета Божьего. В обоих стихах речь идет о распятии Христа, рассматриваемом с двух сторон: 1) как замысел Божий и 2) от рук людей-злодеев.

Участие Бога в Деян. 2:23 определяется как «по определенному совету и предведению Божию преданного», а в Деян. 4:28 — «то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой». Не вдаваясь в детали, я думаю, ясно, что вечный божественный совет (замысел), предведение и предназначение тесно связаны. Смерть Христа соответствует этому вечному замыслу.

Участие человека в Деян. 2:23 описывается как «взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили»; а в Деян. 4:27 — «собрались... на... Иисуса... Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским».

Существует тонкая взаимосвязь между божественной и человеческой ответственностью. С одной стороны, распятие Иисуса соответствовало вечному замыслу Бога. С другой — выразительно подчеркивается вина и ответственность — заслуживающая наказания — людей, принимавших в этом участие. Петр не видит никакого противоречия между осуждением людей, несущих моральную ответственность за распятие, и в то же время рассмотрением всего этого как тщательно задуманного для исполнения вечного Божьего плана. Как привыкли замечать кальвинисты, поскольку оба эти факта утверждаются без намека на противоречие, противоречия тут быть не должно.

Мы поспешим, однако, добавить, что, если здесь действительно нет противоречия, «предназначение» Богом событий должно быть таким, чтобы эти события были не неизбежными, но допустимыми (см. обсуждение в третьей главе). Если, те, кто распял Иисуса, действительно вынуждены были это сделать, если божественное предназначение сделало их поступки неизбежными, если они не были свободны поступить иначе — не могли иначе, — они не несли бы за это ответственности.

По сути дела, действия были допустимыми, и действующие лица были свободны распинать Его или нет. Что касается их моральной ответственности, они действительно могли сделать выбор в пользу того, чтобы не делать этого. И никакое из этих замечаний не противоречит тому факту, что Бог в вечности знал об их действиях как определенных, и тому, что Он предопределил это событие, избрав в Своем совершенном знании и мудрости такой ход событий и обстоятельств, который, как Он знал, определенно (но не неизбежно) приведет к тому, что произошло, включая таким образом эти события в Свой совершенный замысел.

Сами кальвинисты (хоть они могут отрицать мою формулировку), не колеблясь, утверждают нечто похожее, настаивая, что Бог предназначил происходящие дурные поступки таким образом, что Он не «причиняет» их и не становится творцом греха. Хорошо: если Он может предназначать дурные поступки, не заставляя людей их совершать (и я, конечно, с этим согласен), значит, тут существует допущение, которое может пригодиться нам, по мере того как мы продолжаем работу над комментариями по поводу отношений божественного и человеческого в любом поступке, предполагающем моральную свободу действий. И если Его предназначение распятия не явилось его причиной, подобным образом оно не делает события неизбежными, хоть они и определенны..

3. 1 Кор. 1:21. Когда мир не познал Бога, «благоугодно было (eudokesen) Богу юродством проповеди (то есть Благой Вести) спасти верующих».

Глагол «благоугодно» имеет один и тот же корень с именем eudokia, которое связано со всеми практическими замыслами Бога, идентичными Его воле или промыслу; смотрите различия выше в Еф. 1:3-14, где «благоволению воли Его» (Еф. 1:5) по сути равнозначно Его «изволению воли» (Еф. 1:11). (См. также Мф. 12:18, где глагол «благоволит» сознательно используется как параллель к «избрал».)

Здесь Павел приписывает «заслугу» спасения непосредственно «благоволению» Бога, что одинаково утверждают и кальвинисты, и арминиане. Я почти не сомневаюсь, что действие, которое Ему «благоугодно», здесь сознательно используется для выражения всевышнего решения Бога в вечности — другими словами, Его вечного промысла.

Мы должны заметить тогда, что промысел спасения здесь определяется двумя способами.

1) Промысел логически следует за предведением Богом грехопадения человека: «Когда мир не знал Бога, Богу угодно было спасти». Это явно инфралапсарианство или сублапсарианство (см. главы 2, 3).

2) Что еще важнее: спасение замыслено как спасение верующих. Это обусловленное спасение, избрание верующих, то есть в точности арминианская точка зрения.

4. Лк. 7:30: «Фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него [Иоанна]».

Промысел Божий явно имеется в виду. Ясно также, что промысел (или воля) может быть отвергнут.

5. 2 Пет. 3:9: «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают [то] медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».

Арминиане имеют обыкновение подчеркивать этот стих, и не без причины. Когда говорят об отличии boulomai от thelo (см. следующий стих), обычно утверждают, что boulomai — более сильное слово и скорее относится к вечной воле и замыслу Бога. Но здесь это слово (подобно thelo в 1 Тим. 2:4; см. ниже) используется для обозначения воли Бога, чтобы никто не погиб (иными словами, чтобы все спаслись).

Однако в Писании ясно сказано, что не все спасутся, многие погибнут. Как же тогда это может быть, если воля, или промысел. Божий иной? Очевидно, может. Как и в Лк. 7:30 (см. выше), воле Божьей можно сопротивляться.

Если нужно делать какие-то различия между разными «волями» Бога, ни кальвинисты, ни арминиане не будут против этого возражать. Один из примеров тому — различие (о котором говорилось ранее), которое Шедд делает между «законодательной» волей Бога («волей благодушия») и волей «постановления» («волей благоволения»). Но, если позволить такое разграничение, допустив, чтобы значение Божьей boulethelema, в данном вопросе) звучало двусмысленно, у кальвинистов не будет под ногами твердой почвы, на основании которой они будут настаивать, что данный отрывок обладает законодательной силой. (Многие кальвинисты избегают этой дилеммы, толкуя «универсальность» этого — и любого подобного — отрывка иначе. Смотрите часть третью этой книги, где еще будет говориться об этом вопросе и об этом стихе).

Воля Божья может быть выражена и исполнена с разных точек зрения. Ясно, что Он не получает удовольствия от смерти грешника; Он желает, чтобы все спаслись. Но еще важнее Его воля, или постановление относительно того, чтобы человек мог свободно решать свою собственную судьбу. И очевидно. Он не пожертвует вторым ради первого.

6. 1 Тим. 2:4: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».

Значение слова «все» наиболее важно для понимания стиха, оно не может быть отделено от контекста вообще (1 Тим. 2:1-7), где словосочетание «все люди» упоминается трижды. Этот отрывок будет рассматриваться в следующем разделе, касающемся обеспечения спасения: было ли искупление универсальным, и если да, то в каком смысле?

Сейчас же достаточно заметить, что этот отрывок, очевидно, говорит о том же, что и 2 Пет. 3:9, рассмотренный выше в связи с божественным советом (boule). То, что мы сказали там, относится и сюда, хотя здесь используется другое слово для обозначения Божьей воли (thelo). Однако все равно имеется в виду общая воля Бога, с точки зрения вечности относящаяся к спасению.

7. Ин. 5:21: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (желает)».

Ин. 6:39-40: «Воля же (thelema) пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день; воля (thelema) Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».

Первый отрывок выражает скорее «волю» (thelo) Второй Ипостаси Троицы, чем Бога-Отца. Но так как они идентичны, разницы нет никакой. И это подтверждает второй отрывок.

Само по себе заявление Иисуса (Ин. 5:21) может быть воспринято как означающее, что Его решения относительно тех, кого Он воскрешает, принимаются без внимания к какому-либо качеству, отличающему их от всех прочих. Но Ин. 5:24 точно говорит, кому Он предпочитает даровать жизнь: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную». Сын избирает для жизни верующих. Воля Бога, дающего жизнь вечную, — дать ее верующим.

Второй стих согласуется с первым, указывая на ту же основную истину. Воля Божья — чтобы те, кто поверит в Иисуса Христа, имели жизнь вечную. Его воля к спасению — воля по отношению к верующим. Воля Божья в вечности, которую Сын выразил во времени (и, как видим, это единственный способ, которым мы можем узнать содержание божественного промысла), — спасение верующих. (По поводу отношений между божественным замыслом, или промыслом, в вечности и откровением этого промысла во Христе, во времени, см. 2 Тим. 1:9 и соответствующий комментарий.)

Следует заметить, что можно привести множество фрагментов из Евангелия от Иоанна в доказательство факта, что спасение дается через веру. Более подробно мы рассмотрим это в разделе под названием «Применение спасения».

 

Некоторые выводы по поводу избрания и предопределения

Моя задача — на основании анализа Писания сделать в этой главе некоторые выводы по поводу природы вечного Божьего замысла спасения. Я уверен, что они твердо опираются на предшествующий им анализ Библии.

1. Бог в вечности избрал некоторых для спасения. Еф. 1:4 использует слово «избранные». Рим. 8:29— «предузнал» в значении, очень близком к значению «избрания»: «любя, признал Своими».

2. Это избрание происходит «во Христе». Еф. 1:4 и Еф. 3:11 говорит о предвечном определении (prothesis), «которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем». Сравните с этим 2 Тим. 1:9, где божественный промысел даровать [спасительную] благодать «дан нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (то есть в вечности) и открыт «ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа».

3. Избрание касается верующих. 1 Кор. 1:21. Ин. 6:39, 40 (а также Ин. 5:21, 24) указывает, что воля Божья в вечности, явленная в Его Сыне во времени, гласит, чтобы верующие были спасены. Рим. 9 — 11 указывает, что Бог явил Свою спасительную милость к тем, к кому пожелал, а пожелал Он проявить спасительную милость к тем, кто поверил в Иисуса Христа. Таким образом, избрание обусловлено, и его условие — вера.

4. Избрание происходит «по предведению». 1 Пет. 1:2, где «предведение» может означать либо предузнание, предвидение, либо планирование заранее — либо смешение всех трех значений.

5. Для избранных Бог предназначил определенные благословения спасения. Рим. 8:29-30 и Еф. 1:3-14.

6. В избрании и предназначении все основано и соответствует всевышней воле (благоволению, промыслу, совету) Бога. Еф. 1:3-14.

 

Рекомендуемая литература по предопределению в Новом Завете

F. Leroy Foriines, The Randall House Bible Commentary: Romans (Randall House, 1987), pp. 232-241; 248-319. (Арминианин, коллега автора.)

Paul К. Jewett, «The Biblical Data Summarized», Election and Predestination (Eerdmans, 1985), pp. 24-29. (Краткий обзор рассматриваемых библейских отрывков с кальвинистской — хоть и не совсем традиционной — точки зрения.)

I. H. Marshall, «Predestination in the New Testament», Grace Unlimited (Bethany Fellowship, 1975), pp. 127-143. (Рассмотрение терминологии предопределения в Новом Завете с точки зрения «библейского богословия».)

William G. MacDonald, «The Biblical Doctrine of Election», in The Grace of God. the Will of Man, ed. Clark H. Pinnock (Zondervan, 1989), ch. 11. (Предлагается весьма полезная экзегетика ключевых фрагментов.)

Robert Е. Picirilli, «Ephesians» in The Randall House Bible Commentary: Galatians through Colossians (Randall House, 1988), pp. 132-144.

Далее

К Содержанию

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки