ВЕЛИКАЯ БОЖЬЯ ЗАЩИТА ДЛЯ ЖЕН

Скачать WinZip (Word 97)

 

“Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?” (1 Кор. 11:13).

К сожалению, в последнее время многие ответили бы на этот вопрос апостола утвердительно, усматривая в женском покрывале то наследие “мрачного средневековья”, то исторические обычаи тогдашнего общества, а то и остатки законничества... И зря! Потому что наш Господь ничего не возвещает через Свое Святое Слово только ради формы! Мы имеем такого Бога, Который нас не только сотворил, не только спас от вечной погибели посредством смерти Сына Своего, не только соединил нас в Церковь, но и дал нам Свою защиту на этой земле, исполняя нас Духом Святым! Лишь бы мы оставались верными нашему Небесному Жениху.

Одной из таких форм проявления Божьей заботы о Своих дочерях и является предписание покрывала для наших сестер -- платков, косынок или береток! Сразу стоит оговориться, дабы не давать повода обвинять нас в неком учении, что покрывала гарантируют Божью защиту сами по себе. Не об этом речь! Божьей защитой является Христос и Он один. Но Господь Свою защиту может проявлять и через конкретные повеления, которые человек в состоянии выполнить. Вот как об этом сказано в Библии: “Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов” (1 Кор. 11:10). То есть наш Господь сделал так, что Ангелы замечают этот знак на сестрах, и соответственно этому знаку действуют!

Вспомним, когда еще в Священном Писании Господь давал некий знак для ангелов? Нечто сравнимое с этим было в ветхозаветное время, при казнях египетских: Ангел-губитель проходил мимо того дома, где замечал помазанные кровью косяки дверей. Это был знак, говоривший о том, что здесь живут израильтяне -- народ Божий, и смерть обходила их стороной. Кровь была символом крови Христа, которой должно будет пролиться за грехи людей в будущем. Покрывало также знак, показывающий ангелам определенную информацию, о которой мы поговорим ниже. Не секрет, что вокруг нас, в невидимом мире, много ангелов-губителей, готовых вредить хождению благочестивых христиан в истине.

Обратите внимание на множественное число: “для Ангелов”. Мы знаем, что рядом с христианином, христианкою находится не только один какой-нибудь ангел-губитель (или множество одних только таких ангелов-бесов), но и Ангел-хранитель (или множество Божьих ангелов), о чем говорил Спаситель, указывая на детей: “и Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Матф. 18:10). То есть этот знак предназначается как злым, так и добрым ангелам. Иначе стояло бы уточнение: “для Божьих Ангелов”, или “для злых ангелов”. Ангелы присутствовали при сотворении людей (Иов. 38:7), и, как говорит Heinrici, они “чувствуют себя оскорбленными, видя, как нарушаются нормальные, при самом сотворении установленные, отношения между мужем и женою”. О присутствии при богослужении Ангелов можно судить по высказываниям апостола Павла в других посланиях (Еф. 3:10; 1 Тим. 5:21; 1 Кор. 4:9). Если на сестре нет этого знака, злые ангелы могут ей вредить, это им разрешительный сигнал, а добрым, наоборот, -- помеха, они не могут ее оберегать.

Фраза “для Ангелов” находится во всех древних кодексах Послания к Коринфянам, поэтому поздней добавкой быть не может, впрочем, как и любая другая фраза.

Некоторые толкователи пытались назвать “ангелами” то шпионов в церкви, то служителей, но это все сомнительные толкования, не вытекающие, в данном случае, из всего контекста отрывка. Об этом говорили еще древние толкователи церкви Иоанн Златоуст и Блаженный Августин. В самом деле, какие знаки нужны пресвитеру церкви и для чего? Ответ очевиден: “для Ангелов” -- это значит для бесплотных невидимых созданий-ангелов.

Но о чем же говорит этот знак, кроме того, что является великой Божьей защитой? Почему такая защита дается только жене? -- все эти вопросы вполне уместны, но разрешимы во свете Слова Божьего.

В вышеупомянутом 1 Послании к Коринфянам говорится о Божьем порядке для земной жизни мужчин и женщин, христиан. “Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему и должна иметь на голове своей знак власти над нею...” Тут ясно указано главенство мужчин над женщинами, и покрывало названо знаком власти над нею, то есть, носящая покрывало христианка этим самым признает, что является славой мужа, и он господствует над ней (Быт. 3:16). В этом -- проверка сестер на смирение! Ведь это христианский подвиг -- признать власть мужа, которого ты можешь во сто крат превосходить и по уму, и по человеческой харизме, и по духовности... Плоть бунтует, хочет “равенства”, а Христос говорит: “Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” (Матф. 20:26--27). Вот -- Божий путь для женского самоутверждения! Некоторые хотят быть первой или пророчествуя, или “языками” бормоча, а Божий рецепт первенства -- любовь и смирение. Что может быть выше этого?

Итак, покрывало показывает, кроме упования на Божью защиту, что христианка признает указания Библии относительно того, что “жене глава муж” (1 Кор. 11:3, 14:34--35, Еф. 5:22--24, Тит. 2:4--5), и свою соответствующую этому положению роль и в семье, и в церкви, и в обществе. Мирским, также как и номинально религиозным женщинам нет дела до авторитета Библии, и они ходят без всякого головного убора, а сестры, бывает, им в этом завидуют... Но ведь у греховных женщин не только покрывала нет, но и охраны Ангелов Божьих!

Многие склонны понимать указания апостола Павла “духовно”, мол, главное внутри, а не снаружи. Действительно, имеются целые конфессии и народы, внешне благочестивые, тогда как внутри они мирские, но за это им судья -- Господь. Секта духоборов, квакеры именно так и понимают Библию. Они понимают “духовно” не только какие-то ритуалы Ветхого Завета, но также и Новозаветные заповеди о Хлебопреломлении и о водном крещении. Кто-то хорошо сказал про них: “У нас появились настолько все “духовно” толкующие христиане, что создается ощущение, что они и свою христианскую жизнь понимают “духовно”, в смысле полной материальной невидимости ее существования, без всяких презренных дел, так что и их само существование надо понимать “духовно”, как не имеющее физического проявления”.

Некоторые склонны всячески восхвалять апостола Павла за его духовные наставления, и на этом основании отрицать его конкретные практические советы по жизни, богослужению, вопросам семьи и брака, а также и покрывала, ничтоже сумняшися объявляя все, требующее от христианина хоть какого-то труда по отречению от мира “плотским”, “законническим”. Кстати, если посмотреть на реакцию самой Коринфской церкви, то там также находились такие “духовные” критики апостола. Во 2 Кор. 10:1--2 он увещевает таковых: “Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти”.

Конечно, духовное в нас должно быть выше плотского, но проклинать все, что связано с нашим физическим существованием у нас нет права. Сама по себе материя не является греховной, как тому учит ересь гностицизма или кришнаиты, ибо Господь все создал “хорошо весьма”. Больше того, как сказал апостол: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?” (1 Кор. 6:19). А реальность такова, что “храмы” христиан (то есть их тела) в настоящий момент у кого женского пола, у кого -- мужского. Кому с каким “храмом” родиться -- избирает Господь. Ему хорошо ведомо, в каком обличии каждая конкретная душа лучше всего может реализовать себя на земле. Главное, чтобы храм тела действительно стал Храмом живущего в нем Святого Духа. Согласно словам Иисуса Христа мы знаем, что в Царстве Небесном “не женятся, ни замуж не выходят”, но это все будущее, а сейчас мы еще на земле, полной греха и все еще нуждающейся во Втором Пришествии Христа, которое совершится опять же материально. “Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” (Деян. 1:11). Приняв Христа, мы не утрачиваем свое материальное тело, просто мы подчиняем его нашему ожившему духу, в котором обитает Святой Дух. И поэтому думать, что мы живем уже только душой и пол нашего тела не имеет больше значения -- по меньшей мере самонадеянно. Верно, что “во Христе нет ни мужского пола, ни женского”, но это относится к вопросу спасения, равно возможному для любого человеческого существа на земле, но это не значит, что у тех кто во Христе теперь вдруг исчез пол! А раз христиане все еще имеют разделения по полу, то самым разумным с нашей стороны было бы стараться вести себя по правилам, предписанным для каждого пола Самим Богом. В Священном Писании как раз и содержится одно из таких предписаний -- о женском покрывале.

Справедливости ради стоит заметить, что и мирские женщины всегда интуитивно ощущали, что им нужно покрывало на голову. Смотрите: какую культуру народов мира ни возьми -- везде в национальном костюме у женщин присутствует головной убор! Ислам, возникший в VII веке на основе, как полагают историки, различных иудейских и околохристианских верований, перенял и бытовавшие тогда взгляды на благочестивую одежду. Конечно, паранджа -- это перегиб, но она и не на пустом месте возникла. Это был протест против нравов языческого окружения, не записанный, кстати, в Коране, но нашедший своих сторонников среди простого народа. Увы, без Христа в сердце “души прекрасные порывы” всегда превращаются в фарисейство и от грехов не спасают, как и, например, самодельные опаясания из листьев не укрыли стыд Адама и Евы -- потребовались кожи убиенных животных, из которых были сделаны одежды Самим Богом. Точно так же и сегодня не могут угодить Богу чисто человеческие понятия о современности и моде, необходимо послушание Слову Божьему, в данном случае -- о покрывале.

Поймите правильно: речь не идет о возврате к культуре тысячелетней давности, а о принципиальном отношении к Слову Божьему. Культура народа всегда формируется на основе его вероучения, а не наоборот. И от того, во что будет верить большинство, и будет зависеть мода будущего. Как только появится спрос на покрывала -- мода мира быстро среагирует, предложив богатый выбор платков! Не стоит ли начать диктовать миру свои взгляды? Если же мир не поддастся нашему влиянию, что ж, христианам придется идти своим, узким путем, как нам заповедано Господом, “не сообразуясь с веком сим” (Рим. 12:2).

Есть еще такое весьма спорное мнение: “Послания имеют конкретный адрес (коринфянам, ефесянам, римлянам и т.д.), а потому то, чему апостол учил коринфян, нас уже не касается”. Безусловно, какие-то вещи были адресованы только коринфянам и даже только христианам периода становления Церкви (о знамениях, иных языках, которых сейчас уже нет, например), но вечные духовные истины, касающиеся не описательных историй, а заповедей, остались неизменными. Ведь можно и всю Библию адресовать не нам, а только людям прошлого: Ветхий завет -- евреям, Евангелия -- слушателям Иисуса Христа 2000 лет назад, пропуская все наставления и обличения мимо наших душ. Однако нам написано: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3:16).

В “Толковой Библии” Лопухина в комментариях на 1 Кор.11:16 говорится: “Спрашивают: не было ли высказанное апостолом убеждение (о покрывалах) обусловлено местными и временными отношениями? И не стал ли бы апостол рассуждать иначе, если бы жил в наши дни в Западной Европе? На этот вопрос мы должны отвечать отрицательно. Основания, какие приводит апостол, заимствованы не из тогдашних отношений и обычаев, но имеют отношение к фактам непреходящим и неизменным. В самом деле, физическое устройство женщины (ст. 13--15) и сегодня и впоследствии всегда останется тем же, какое имела женщина во дни апостола Павла. Затем, история сотворения человека, на которую апостол ссылается (ст. 8--12), и теперь, как во дни апостола, является в глазах христиан началом, по которому строится общественный порядок. Отношения между Богом и Христом, Христом и мужем, мужем и женою (ст. 3) -- не изменились по существу. Поэтому или нужно признать доводы апостола неосновательными, или же признать их имеющими значение на все времена. А так как нет основания отрицать последнее, то, следовательно, нужно полагать, что апостол и в настоящее время сказал бы женщинам-христианкам то же, что говорит он женщинам-христианкам в рассматриваемой главе”.

Действительно, история истинной веры в Бога не знает в прошлом таких времен, когда верующие женщины не носили бы покрывал. В древних римских катакомбах, где собирались первые христиане, имеются настенные изображения, которые дают возможность убедиться, что древние христиане-мужчины подстригали себе волосы, тогда как женщины-христианки надевали на голову длинные покрывала, ниспадавшие на плечи и закрывавшие таким образом волосы полностью. Других нарядов Церковь Христова после увещевания апостола Павла коринфских отступниц долгое время просто не знала. Во многом и из-за конкретных увещеваний апостола Павла. Нет, не одним коринфянам 50-х годов от Р.Х. обращены слова апостола о покрывале, а и всем христианам всех времен и народов, в том числе и псевдодуховным феминисткам. В начале Послания апостол обращается сперва только к коринфянам: “Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым...” Но далее уже обращается ко всем нам: “...Со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас” (1 Кор. 1:2).

В православии, старообрядчестве, молоканстве женщины-верующие просто не мыслимы без платков, в том числе и незамужние. И это в данном случае не дань человеческим преданиям только, как у нас некоторые стали говорить, а сохранение само собой разумеющегося обычая ранней церкви. К жизни в духе древнеапостольской церкви мы, евангельские христиане-баптисты, кстати говоря, всегда и стремились. Не должны ли мы жить и верить, как жили и верили первохристиане в суровые времена первых гонений на Церковь?

Отказ женщин от головных уборов произошел, между прочим, не так уж и давно.

Фата невесты сохранилась даже при коммунистическом режиме, который как никто боролся за “равноправие полов”, дав на самом деле женщине лишь право в поте лица зарабатывать хлеб свой. Фата -- это отзвук того времени, когда люди чувствовали, что к Богу без покрывала идти никак нельзя, тем более под венец.

“Путь к охватившему наш мир стриптизу и нудизму, -- по мнению одного из богословов, -- начался с того момента, когда с женщин сняли головные уборы”. Рецидивы этого были положены во время так называемой Великой французской революции, когда все христианское клеймилось как монархическое и старорежимное и восхвалялось все языческое и плотское. Однако и после Наполеона дамы все еще неизменно носили шляпы. Во всяком случае, в XIX веке женщина на улице без шляпки воспринималась как жрица определенной профессии. До середины ХХ века дамы носили не только шляпы (которые им не спроста разрешается и сейчас не снимать в помещении!), но еще и вуаль. Упоминание похожего покрывала можно найти и в Библии: “Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась” (Быт. 24:64--65).

В России даже после октябрьского коммунистического переворота 1917 года женщины все еще носили то красные косынки (20-е годы), то шали (40-е), то шляпки (30-е и 50-е). Лишь при Хрущеве стали модными прически “бобетты” и парики, да и то “газовые” косынки все равно носили. Только в 70-х годах появились длинноволосые хиппи, которые отказались совсем от головных уборов, но для них был характерен отказ вообще от всех норм морали. На Западе хиппи протестовали против капитализма, у нас -- против коммунизма, хотя на самом деле это был просто бунт опустошенных людей против Бога. Свободный образ жизни, бродяжничество, нечистоплотность, свободный секс -- вот плоды “освобожденного от церковных догм” человечества. Если мы посмотрим на духовное состояние тех церквей, где покрывало для женщин отрицается, то кроме упадка ничего не найдем. То, что отличает христиан от мира исчезло, и не только косынки, но и вообще все то, что хотел видеть апостол Павел: “Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию” (1 Тим. 2:9--10). Церковь, пренебрегающая Божьими постановлениями, даже мелочами, а тем более Его защитным средством для сестер, обречена на слияние с миром. Войдя в Церковь Божью, мы должны освящаться, отделяться от мира (Евр. 12:14). Это в мире женщины уже не носят головных уборов, не зная слов Священного Писания. Апостол Петр говорит о христианах, не расстающихся с обычаями века сего, так: “Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи” (2 Пет. 2:20--22). Думаю, не найдется ни одной сестры в церквах нашего братства, которой перед водным крещением не говорилось бы об обязательности ношения христианкой платка. Тогда любая уверовавшая женщина готова была исполнить все, чтобы быть достойной Церкви, правда? Что же такое случается, что наши женщины опять начинают возвращаться к своим мирским понятиям?

В одном стихотворении говорится:

“Чтобы были в приличных нарядах,

Украшеньем был дух, не металл”.

А у нас как на светских парадах --

Сестры в мини и без покрывал!

 

Когда верующие со стороны хотят знать о церкви -- мирская она или истинная -- первый вопрос задают: “А сестры у вас в косынках?” Нравится это нам или нет, но это стало внешним критерием духовного состояния церкви. Да спросите сами несколько прохожих на улице: “Как вы представляете себе настоящую христианку -- в платке или нет?” Уверен, большинство ответит, что, безусловно, в платке, иначе и быть не может. Только боящаяся выглядеть “фанатичной верующей” женщина и старается не носить косынку при людях. А это уже отказ публично исповедывать Иисуса Христа. “Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами” (Мр. 8:38). В вероучении евангельских христиан-баптистов, изданном Советом церквей в 1997 году записано так: “На богослужениях и в быту дети Божьи должны иметь вид, приличный святым, то есть одеваться со стыдливостью ицеломудрием (1 Тим. 2:9, Тит. 2:3). В соответствии со Священным Писанием, жены должны покрывать голову (1 Кор. 11:5--10). Подражание миру в одежде, в общем укладе жизни, в неприличной моде, в исполнении музыкальных произведений на богослужениях и в быту -- говорит о дружбе с миром и является враждой против Бога”. Что здесь неправильного?

Некоторые в своем “бунте против косынок” даже отвергают авторитет апостола Павла из-за того, что он “что-то требует”, тогда как Иисус Христос все прощает и всех любит (последнее утверждение, кстати, верно -- Христос, действительно, всех любит, но прощает только кающихся и отвращающихся от своих грехов и от мира сего). “Бунтари” призывают верить только непосредственным словам Самого Христа, а раз Он про покрывала Сам ничего не говорил, рассуждают они, то и верить апостолу Павлу в этом вопросе не надо.

Похожая ситуация была описана М. Тимошенко в романе “За убеждения”. Ссыльного за веру баптиста Даниила привели к губернатору, который и заявил, что апостольским писаниям не верит, а верит только Евангелию. На что Даниил сказал: “Как бы вы не читали одно Евангелие, но если вы не верите всему Слову Божию, то попадете прямо в ад”. Тот удивился: “Почему?” Даниил сказал: “Потому что мы должны верить по слову их”. И дал губернатору прочитать слова Самого Иисуса Христа: “Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, -- да уверует мир, что Ты послал Меня” (Иоан. 17:20--21). Так что то, что сказал апостол, избранный Самим Христом по дороге в Дамаск столь же авторитетно, как и все Священное Писание. “О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!” (Лук. 24:25). Сам апостол писал о своих посланиях так: “Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни” (1 Кор. 14:37), то есть вопрос о покрывалах -- не мнение Павла, не “уступка традициям”, а заповедь Божья!

Главное в Христианстве -- любовь. “Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его” (2 Иоан. 6). Павел пишет: “Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, а под благодатью. Что же? станем грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак” (Рим. 6:14--15). Господь Иисус Христос также говорил, что “кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном” (Матф. 5:19). В данном случае речь идет о соблюдении заповеди о женском покрывале. “Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” (Матф. 5:20). Господь хочет от христиан большей праведности, чем она была у фарисеев. У них она выражалась только формально, внешне, из страха нарушить закон, у христиан праведность является плодом рождения свыше, исполнения Духом Святым, желанием выразить свою любовь к Господу послушанием Его Слову, не внешним только, но по совести, от сердца. У фарисеев был закон (обрядовый и нравственный), но не было сил его исполнять. У рожденных свыше христиан нет обрядового закона (он был дан только евреям и только для жизни на земле Палестины), но есть учение Христово, включающее в себя все нравственные заповеди прежнего закона, да еще и расширенные в Нагорной проповеди, и самое главное -- дана сила их исполнять, жить по ним. Сила эта -- Дух Святой, Утешитель, который Сам учит нас всему, прежде всего заповедям, записанных уже не на камне, а на “скрижалях сердца”. Господь возвещал: “Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять” (Иез. 36:26--27). Рожденное от Бога сердце само узнает, нужно ли покрывало на голову или нет, это ему подскажет не пресвитер, и даже не Библия, а Сам Дух Святой. Если Духа нет, -- бесполезны все наши доводы о необходимости покрывала. Если женщина покрывает голову только "по закону" -- это грех, потому что не по вере. Только если по-совести, с радостью -- она получает Божью защиту.

Еще некоторые оправдывают современное либеральное отношение к женским покрывалам тем, что о них, якобы, говорится лишь в одном месте... Во-первых, не в одном. Как вы можете убедиться из приводимых в нашей статье цитат, женские покрывала упоминались в Библии довольно часто. Во-вторых, если даже какое-либо положение Библии упоминается лишь однажды, это вовсе не свидетельствует о том, что оно ложное. Мы верим в нашу Библию, как авторитетное Слово Божие по всем вопросам, и по вопросу покрывал тоже. Еще ни один эксперт не доказал, что 1 Кор. 11:4--16 является чуждым добавлением к Посланию апостола Павла, поэтому не стоит спешить его отбрасывать на столь зыбком основании. И в-третьих, можно сказать, что Послание-то было первоначально обращено к верующим города Коринфа, где в церковь пришло много людей из язычников, для культуры которых не было характерным покрывать голову в знак смирения перед Богом, тогда как для христиан из иудеев это было просто само собой разумеющимся явлением и им специально говорить такие прописные вещи в других посланиях не имело смысла.

По правилам Ветхого Завета священник обнажал женщине голову пред лицом Господним, если она подозревалась ее мужем в супружеской неверности. А мужу предписывалось приносить за нее в жертву десятую часть ефы ячменя муки, но не возливать на нее елея (см. Числ. 5:11--18). Елей, как известно -- прообраз помазания христиан Духом Святым. Из данного места видно, что обнажение головы пред Богом не подчеркивает достоинство женщины, а наоборот, выражает к ней недоверие, ведущее к испытанию и проклятию.

Обнажение женской головы в Библии связано с ее проклятием. “И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны, и ходят подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их” (см. Ис. 3:16--23). Оголять женщинам голову всегда считалось позором в народе Божием.

Один из “отцов церкви” Тертуллиан (155--220 гг.), зачинатель собственно христианского богословия, писал по этому поводу так: “Никто да не думает, чтоб уставы Апостолов могли быть отменены какими-либо частными обычаями, на которые опираются люди, утверждая, что не надобно принуждать девиц покрываться” (“О молитве Господней”, XVI, “Богомыслие” № 4). Он вообще считал само собой разумеющимся женские покрывала, и его увещевания были устремлены намного дальше:

“Когда апостол говорит, что само естество учит вас, что... если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала (1 Кор. 11:14) -- то не ясно ли, что доказательство сие совершенно приличествует не только женам, но и девицам? Быть остриженною столь же постыдно для девицы, как и для замужней женщины (1Кор. 11:6). Как природа дает им одинаковое ращение волос, то они должны, в сем отношении, и управляться одинаковым законом, даже и те из них, целомудрие которых защищено девством, потому что изначально все они названы одним именем -- “жены”. Израильтяне строго соблюдали сей закон; но если бы они его и не держались, то мы, имея закон усовершенствованный, должны его в точности сохранять. Стало быть, кто хочет, чтобы девицы покрывались, тот прав...”

И разъясняет: “По-настоящему не должно бы называть девицею женщины возмужалой: возраст сей последней таков, что она давно могла бы быть замужем”.

Действительно, в Слове Божьем, при внимательном исследовании, не видно не только позволения женщинам не носить покрывала, но не видно его и для незамужних девиц. Об этом и писал Тертуллиан, показывая, что слово “жена” и “муж” в 1 Кор. значит по греческой традиции не всегда только “супруга” и “супруг”, но и шире -- “женщина” и “мужчина”. Понятно, что где-то “муж” может означать и “супруга” (типа нашего выражения: “мой мужик”), что бывает видно по контексту, но в 1 Кор. 11:4--10, как и в 11:13--15, говорящих о покрытии головы, речь идет явно обо всех мужчинах и обо всех женщинах. Рассудите сами: для девицы ее волосы честь? -- Честь. А нужна ли ей Божья защита через Ангелов или нет? -- Нужна. Вот, для защиты женского пола и установлен знак -- покрывало, которым могут пользоваться и взрослые женщины, и совсем юные девицы. Слава за это Господу!

Процитируем еще раз Тертуллиана:

“В обоих полах одинаково младший возраст следует дисциплине старшего возраста, или (в противном случае) покрывались бы юноши-мужчины, хотя не носили бы покрывало женщины-девы, которые прямо не упомянуты. Если иное означает “женщина” и “дева”, то различались бы так же: “муж” и “юноша”.

В Библии, когда хотят особо выделить незамужних, используют соответствующие слова -- “девицы, дщери” (1 Кор. 7:36, Быт. 6:2). Здесь же определенно использовано слово, обозначающее весь женский пол.

И. В. Каргель, один из самых духовно сильных богословов нашего братства, в книге “Свет из тени будущих благ” в главе о кидаре (головном уборе первосвященника) и его золотой дощечке писал так: “Кроме того, покрытие головы имеет в Писании еще свое отдельное значение. Точное расследование этого вопроса легко даст всякому надлежащий свет. Мы не намерены рассматривать здесь все случаи, но хотели бы все-таки указать на некоторые из них, где покрытие головы имеет отношение к положению перед Богом. Прочтем, прежде всего, Лев. 10:6: “Аарону же и Елиазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество. Но братья ваши, весь дом Израилев, могут плакать о сожженных, которых сожег Господь”. Далее, Лев. 21:10--12: “Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих... ибо освящение елеем помазания Бога его на нем. Я Господь”. Далее прочтем еще одно место Нового Завета, а именно 1 Кор. 11:3--10: “Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос; жене глава муж; а Христу глава Бог... Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти” (выделения текста -- И. В. Каргеля).

Далее он поясняет, почему в Ветхом Завете голова у священников должна быть покрыта: “Эти места показывают нам, возлюбленные, что покрытие головы означает, в духовном смысле, подчиненность и покорность высшей власти и добровольное признание этой власти над собою... Обнажение головы Аарона или сынов его заставило бы их явиться мужами, стоящими в противоречии с действиями Иеговы. Во втором месте (Лев. 21:10--12) дается на все случаи ясное повеление, чтобы обнажение головы, даже при смерти самых дорогих его сердцу, никогда не допускалось. Итак, та же покорность, та же совершенная подчиненность раз и навсегда. Но особенно ясно свидетельствует об этом вышеприведенное место из Нового Завета. Муж, названный там образом Божиим и славой Его, не должен покрывать голову свою; жена же, являющаяся, как говорит в другом месте апостол Павел (Еф. 5:22--23) образом Церкви Христовой, должна в доказательство своей полной подчиненности иметь на голове своей знак власти, т. е. появляться в собрании верующих с покрытою головою. Это, кажется, доказывает, что покрытие головы первосвященника было знаком его подчиненности и покорности Богу. А так как он никогда не смел обнажать голову и должен был постоянно предстоять пред Богом, то этим Господь показал, что в этом положении не может быть перемены даже ни на одно мгновение и что он должен подчиняться одной только воле Божией”.

К мудрым словам И. В. Каргеля можно только добавить, что и в отношении женских покрывал для верующих женщин (являющихся, как все верующие, царственным священством) тоже не может быть перемены ни на одно мгновение. Кроме того, становится ясно, почему в Ветхом Завете верующие и мужчины и женщины должны были носить головные уборы, а в Новом Завете это осталось только для женщин. В отличие от ветхозаветного времени, сейчас человеческий брак символизирует отношения Христа и Церкви. Муж символизирует Христа, жена -- Церковь, а, как известно, Христос есть глава Церкви, следовательно, жена должна носить на голове своей, как священники в Ветхом Завете, покрывало, которое является знаком ее подчиненности и покорности мужу, а через это и Богу.

Основатель и председатель Всероссийского Союза евангельских христиан И. С. Проханов в журнале "Христианин" (№ 6, 1924 г.), излагая вероучение евангельских христиан, в разделе "О браке и разводе" также однозначно высказался за женские покрывала. "В некоторых церквях, вслед за моментом молитвы или перед нею, возлагается покрывало на голову брачующейся. Это делается в знак того, что девица сделалась женою. Это совершается на основании 1 Кор. 11-й главы, где апостол Павел говорит о том, что жена, молящаяся или пророчествующая в Церкви, должна покрывать свою голову, иначе она постыжает ее. Очевидно, что в то время некоторые женщины стали подражать языческим пророчицам и открывали свои головы. Вот их-то он предупреждает от того разными доказательствами. Что жена должна покрывать свою голову, этому учит сама природа, которая наделила женщину длинными волосами, как покрывалом, а мужчину -- короткими (1 Кор. 11:15). Но кроме того, есть и другая причина. Женщина в присутствии мужа должна помнить, что муж есть "образ и слава Божия", а жена -- "слава мужа" (1 Кор. 11:7). Но как ангелы закрывают лицо пред Богом Саваофом, так и жены должны носить знак власти для ангелов или, как сказано в греческом тексте, -- "власть для ангелов", т. е. покрывать голову. Поэтому, с того момента, как девушка объявлена женою, она должна молиться в собрании с покрытою головою".

Некоторые говорят, что слова “Волосы даны ей вместо покрывала” будто бы отменяют необходимость самого покрывала... Нет, не отменяют! Здесь говорится о природном естестве, как если бы женщина росла без знания Библии, лишь по совести (на необитаемом острове, к примеру), где нет моды или каких-то одежд; так вот и там она непременно почувствовала бы потребность растить хотя бы волосы. Что мы и видим на примере негров, индейцев и аборигенов. У мужчин такой потребности нет, разве что при одержимости (например, шаманы). Другими словами: если бы у женщины не нашлось бы чем покрыть голову, она покрыла бы ее копной волос (мужчина же может и лысым ходить -- и ничего, стыд его не мучает). “Толковая Библия” Лопухина это подтверждает: “Длинные, простирающиеся почти до ног волосы женщины указывают, что она должна закрываться от взоров мужчин... В самом физическом устройстве женщины обнаруживается всеблагая и премудрая воля Бога-Творца”.

Один известный русский писатель из Америки даже ссылается на то, что в этом предложении “Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это бесчестие для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?” (1 Кор. 11:15) не должно быть знака вопроса и что, якобы, здесь и вопроса-то нет никакого. Разбираясь хоть немного в русском языке, каждый может заметить, что замечание писателя не совсем справедливо. Во-первых, и вопрос тут есть -- “Не сама ли природа учит?..”, и во-вторых, даже без этого “крючка” данную фразу никак нельзя толковать, что волосы женщины заменяют ей покрывало. Здесь речь идет о том, чему учит сама природа, а не о том, даны ли волосы вместо покрывала. Такое толкование, отрицающее покрывало, типично американское, поверхностное, исходящее из кальвинистских воззрений многих протестантских церквей, что раз спасение уже получено и его потерять нельзя, то и жить можно как вздумается. Сейчас такое отношение к вере в Господа пришло и в Россию, особенно оно заметно среди так называемых харизматических церквей. Там все верующие женщины не только без платков (такое у них просто не мыслимо), но и накрашены, и одеты, как в миру на какой-нибудь рок-тусовке. Многих очень даже устраивает такое вот христианство, когда с тебя ничего не требуют, кроме проявления любви, понимаемой как некритичность ко грехам друг друга, и радости о своем спасении. Печально, но такое отношение к вере перенимают и наши верующие, особенно молодые и особенно в новых церквах, где кажется, что главное для церкви -- это количество народа. Но согласно Священному Писанию церковь -- это не просто собрание уважающих друг друга людей, но еще и школа Божья по воспитанию в нас святости, послушания Библии и исполнении нас Духом Его Святым, собрание отделенного от мира народа Божьего.

Есть мнение, и не только у харизматиков, что "современная", то есть откровенно мирская, одежда у христиан привлечет в церковь молодежь, чурающуюся всего официозного и формального, а если надеть на сестер платки, это отпугнет неверующих. Этим самым хотят как бы "замаскировать церковь под мир, проникнуть в него, и затем захватить людей в Царство Божие". Представляется, однако, что это не совсем честный прием, похожий на какие-то "шпионские страсти". Кроме того, сделавшись удобной для вхождения в нее мирских обычаев, хотя бы и в одежде, церковь сама рискует стать мирской. Популизм, политика: "Чего изволите?" никогда и нигде не была уважаемой. Тем более это относится к попыткам церкви приспособиться к нравам и культуре (в основе своей нехристианской) мира сего. Немецкая христианская газета "Distanzierung" пишет: "Никогда не является решающим то, чего молодежь ищет и хочет. Решающим является лишь то, чего хочет Бог и что служит молодежи к лучшему. Хорошая цель не оправдывает средства". Евангелист Элиас Шренк говорил: "Будем опасаться рецепта, который прославляют многие: будто если вы хотите повлиять на мир, то сами должны стать миром, и плыть с ним по одному течению. Этой огромной опасности многие не противостоят. Никогда мы не спасем мир через то, что сами станем миром. Как только мы станем миром, мир ничего не сможет от нас взять. Если соль потеряет силу, то чем сделать ее солью?"

Э. Трахзель-Паули в книге "Духовная музыка" пишет так: "В наши дни мы замечаем такую современную тенденцию: к молодежи подходят со средствами, никак не соответствующими Евангелию. А это ведет к тому, что в кругах верующих начинают применять самые светские методы. При этом уверяют, что лишь тогда мы будем иметь будущее, если молодежь будет нашей, и поэтому соглашаются на многие компромиссы. Но на деле обстоит как раз наоборот: будущее мы имеем только с Иисусом, а истинную помощь молодежи мы окажем лишь на основании духа Божественной любви и на основании библейской дисциплины". Действительно, не стоит слепо повторять в церкви все, что и так можно найти в мире. Певец А. Макаревич выдвигает в одной своей песне интересную мысль: "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!" Пусть мир "прогнется" под христиан, чем христиане -- под мир! И не стоит так уж плохо думать о молодежи, что ее в церковь привлечет только либеральное, попустительское отношение к благочестивой одежде. Ищут в церкви обычно то, чего нигде не находят -- святости и чистоты.

“Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая” (1 Кор. 11:5). Тут говорится, что и стричь волосы -- позор для женщины, стыд. То, что некоторые современные верующие женщины ходят не только без покрывал, но и стриженные -- просто не поддается комментариям. Господь предоставляет такую великую защиту, а они пренебрегают ею! В Пс. 90:11--12 обещается: “Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе -- охранят тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею”.

Волосы не заменяют покрывала, о котором говорит апостол Павел. Если бы он имел в виду всего навсего волосы, то как понимать слова: "Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая"? Почему сказано "с открытою головою", а не с "волосами"? Потому, что "с открытою головою" значит именно "без покрывала". Или постыжать свою голову возможно только, если женщина лысая? Если апостол говорит здесь о волосах, как трактуют некоторые, то неужели женщины в Коринфе ходили лысые? Где и из каких источников подчерпнута такая дезинформация? Греческие, а тем более иудейские женщины той эпохи все носили длинные волосы, о чем и говорит апостол Павел: "Если жена растит волосы, для нее это честь" (1 Кор. 11:15). Тут получается логическая нестыковка: как могут сторонники отсутствия женских покрывал трактовать слова "Если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается" (11:6), как разрешение не покрываться? Они говорят: "А нам не стыдно быть остриженными, мы и не покрываемся". Но весь отрывок 11:4--10, как и 11:13--16 говорит именно о необходимости растить волосы и покрывать голову, если жена хочет слыть благопристойной. Прочитайте это место! "Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов", "Прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?", "Если жена растит волосы, для нее это честь" -- говорит Павел, из чего видно, что нельзя бриться и не покрываться. На Руси, согласно свидетельствам историков и этнографов, девицы ходили с одной длинной косой, которую никогда не стригли, а замужние -- с двумя, скручиваемыми и убираемыми под платок или другой головной убор. Распущенные волосы в большинстве стран мира трактовались и трактуются, как распущенность нравственная, а потому благочестивая женщины-христианка никогда не вышла бы на улицу с прической “под Пугачеву”, не заплев косы или не скрутив их в пучок.

То, что Ева не носила в саду Эдема никаких головных уборов, кроме волос -- не аргумент, потому что при сотворении люди были безгрешными, им незачем было что-либо прикрывать, и не только голову. По этой же логике, какую исповедуют некоторые в отношении покрывала Евы, они бы должны призывать также и к полному отказу от одежды, раз в раю ее на Еве не было! В том-то все и дело, что потребность покрыться возникла после грехопадения, когда люди осознали себя вдруг нагими и скрылись от голоса Бога (Быт. 3:7--8). Конечно, Господь Иисус Христос искупил все наши грехи и теперь мы святые люди, однако плоть наша еще не дождалась воскресения из тления, когда проклятия на материальный мир исчезнут. “Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим облечься, но совлечься, чтобы смертное поглощено было жизнью” (2 Кор. 5:4). Сейчас же, находясь в смертных плотских по своей сути телах, и обнажаясь пред Богом, мы этим самым нагло выступаем против Создателя, как будто мы "нечто такое", и нам "не страшен серый волк". Бесноватый из Гадаринской страны "в одежду не одевавшийся", будучи избавлен от бесов, был найден "сидящим у ног Иисуса, одетым и в здравом уме" (Матф. 8:26--35). Здоровый духовно человек всегда одевается, в отличие от одержимых. Пред Господом падают ниц, скрыв лицо к земле, ощущая святость Божью! Как тут можно не покрыться?

Телевидение, как главный поставщик мирского, антихристианского образа жизни, удивительно точно подтверждает предупреждения христиан о необходимости покрывать женские волосы. В одной рекламе шампуня, демонстрируя распущенные волосы, актриса рассказывает: "Я всегда мечтала выглядеть как обольстительная женщина". И звучит вывод про шампунь, делающий волосы пышными: "Незаменим в искусстве обольщения!" Как говорится, -- без комментариев!

Еще некоторые трактуют слова “Прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою” как указание только молиться с покрывалом, а не вообще быть всегда с ним. (Видя такое странное понимание Писания, часто возникает мысль: “А не ходить ли таким сестрам вместо покрывала с зонтиком, то раскрывая его над собой, то закрывая?) На это можно возразить следующее.

Во-первых, в 1 Кор. 11:4--10, 13--15 подразумевается, что как молиться, так и пребывать везде без покрывала неприлично, и что даже если как-то так случится, что покрыться нечем, сами волосы стремятся стать слабым заменителем покрывала.

Во-вторых, условно принимая даже мысль о покрытии головы женщины только для молитвы, можно столкнуться с выводом, что ведь любой сестре нужен постоянный контакт с Богом в течении дня. В том числе и внезапный, когда не успеешь покрыться, а помолиться надо срочно (в транспорте, на работе, на улице). Еще сказано: “Непрестанно молитесь!” Мысль, что “и так сойдет” -- не христианская. Господь-то, конечно, и так нас любит, но зачем же нам так наглеть, открыто пренебрегая Его защитой? Наша мать тоже нас любит, не взирая на наши несовершенства, но разве хорошо будет ее на этом основании не слушаться, плевать на ее замечания, ни во что не ставить ее заботу?

В-третьих, покрывало необходимо не только во время совершения молитвы еще и потому, что она -- знак власти мужа на женой. И не только в смысле “конкретного супруга” над “его супругою”, но и в глобальном -- всего мужского пола над женским. И оно длится постоянно, а не на время молитвы или посещения Дома молитвы.

Да, в обществе править тоже поставлены мужчины, стоит лишь посмотреть на пол глав государств, партий, банков, фирм и заводов. Так определил Господь, и такова наша реальность. Это не качественное неравенство (“они -- лучшие, а мы -- низшие”), а строго функциональное (мужчины сотворены для одного, а женщины -- для другого, и те и другие -- друг для друга). Как в семье, так и в обществе есть начальники и подчиненные, офицеры и солдаты, но ведь никто не рискнет утверждать, что одни лучше других как человеческие личности! Зачастую именно рядовые служащие поражают мир новыми изобретениями и невероятными открытиями. Точно также и женщины зачастую намного убедительнее и эмоционально прочувственнее могут продекламировать духовные стихи, призывающие грешников к покаянию, засвидетельствовать миру о своем обращении к Богу. И дай им, Господь, на это всяческих даров и благословений!

Покрывало на голове несет в себе и еще одно преимущество для сестер. Точно так же, как подчиненные служащие не отвечают за результаты труда всего предприятия перед министерством (“отдувается” за всех директор), так и с женщины спрос перед Богом меньший. А вот “мужи-братия” отвечают уже за все.

Посмотрим на историю грехопадения. Адам и Ева согрешили. Но не Адам был инициатором вкушения запретного плода, это Ева дала ему есть. Она разговаривала со змеем, она первая согрешила, а Адам только доверчиво обманулся, последовав за ее грехом. Логично было бы спрашивать с женщины Евы, но Бог воззвал к ее мужу: “Где ты?” (Быт. 3:9). Грех Адама оказывается большим: он не только не следил за соблюдением Божьей заповеди, не только не обличил жену за разговор со змеем, но занял подчиненное положение, не задумываясь съел то, что ему дала его “помощница, соответственная ему”. В результате Адаму предписано в поте лица зарабатывать семье кусок хлеба, а Еве -- рожать в муках и иметь влечение к мужу (Быт. 3:16). Но обетование о Мессии -- Спасителе всего человечества, несмотря на первенствующую роль женщины в грехопадении, дано не ее мужу, а все-таки ей. Велика благодать Божия!

В этой истории Бог сразу показал человечеству Свой порядок ответственности: мужчины отвечают за женщин. То, что “сходит” жене, не проходит бесследно для ее мужа. Покрывало, таким образом, показывает злому ангелу: “Ее не трогай! На ней знак власти над ней -- покрывало, она имеет начальника (мужа, или мужской род вообще), с них и спрашивай! А ее оставь!” В то же время Ангелу-хранителю покрывало велит ополчаться вокруг боящейся Господа, чтобы не было ноге ее преткновения.

Отношения мужа и жены в плане подчинения жены мужу -- не просто “обрядовые постановления”. В Библии брак людей призван символизировать отношения Христа и Церкви (см. Откровение, Песнь Песней). Как Христос есть глава Церкви, так и муж назван главой жене (Еф. 5:22--24). Если не будет порядка в христианских семьях, если жены не будут признавать мужей своею главою, то и отношения Христа и Его Церкви будут выглядеть искаженно. Что это за Невеста-Церковь, которая не хочет показывать Богу и миру свое подчинение Жениху-Христу? Такое не мыслимо. Немыслимо и христианкам скрывать свою зависимость от “головы”-мужа.

Интересно еще одно мнение о покрывалах. Один православный архитектор говорил, что во время молитвы верующих в храме, сверху на них начинает сходить как бы Божественная энергия, поток которой настолько сильный, что более немощные сосуды, такие, как женщины (1 Пет. 3:7), могут оказаться не в силах правильно и без последствий для себя его воспринять, а потому, из жалости и любви к ним, и предписано женщинам ношение в церкви покрывал! Хотя и есть в этом взгляде спорное учение об особом каком-то храмовом служении, но мы знаем, что там, где двое или трое собраны во имя Христа, там и Он пребывает. И вэтом высказывании опять подтверждается наш вывод о том, что женские покрывала -- это именно защита женщины, а никакое ни ее унижение.

Совершенно необоснованно думать, что только мужчины защищают женские покрывала, тогда как против них -- пытающиеся освободиться из-под гнета женщины. Во-первых, не все мужчины за покрывала, и не все женщины против. Тут водораздел проходит не по половому признаку, а по степени приверженности Слову Божьему. Служители церкви отстаивают заповедь о женских покрывалах не потому, что они мужчины, а потому, что она содержится в Библии. Бывало в истории народа Божьего и так, что правы были как раз женщины. Например, истинным верующим нужно было следовать за женщиной-пророчицей Деворой, а не за мужчинами-лжепророками. Апостолам следовало верить свидетельству о Христовом воскресении от женщин-мироносиц, а не от мужчин-фарисеев. Важно одно: чтобы возвещалось действительно воля Божья. Мы убедились, что заповедь о женских покрывалах затрагивает многие основные истинные положения христианского вероучения (о порядке в семье, как прообразе отношений Христа и Церкви, об ангельской защите женщин, о вере в богодухновенность Библии, авторитете апостолов, порядке при богослужении, внешнем виде для свидетельства внешним и т.д.), а потому, игнорируя ее, неизбежно игнорируются и многие важные положения Библии, что, конечно же, недопустимо.

Последний довод в пользу покрывал прост, хотя и неоспорим: покрывала на сестрах являются неотъемлемой чертой нашей церковной традиции. Мы с вами родились свыше и духовно возросли, в большинстве своем, в церкви евангельских христиан-баптистов, а через водное крещение по вере стали ее членами. Но ведь не с нас началась церковь? Мы с вами вошли в уже существовавшую семью детей Божьих, где уже были какие-то традиции. Не дело новому члену семьи устанавливать свои порядки, его задача -- их осмыслить, прочувствовать и принять. “В чужой монастырь со своим уставом не лезут” -- гласит народная мудрость. В традиции евангельских христиан-баптистов России носить сестрам косынки. Если кто с этим не согласен (а это право любого человека), тот вполне свободно может перейти в те конфессии, где на указания Слова Божьего смотрят легко, так, как это удобно самим грешникам. Есть и такие баптистские церкви, где пасторы, как мы уже говорили, не обращают внимания на соблюдение всех норм Священного Писания, когда их заботит только количественный показатель, и где сестрам не возбраняется не только ходить без косынок, но и с серьгами, бусами, с косметикой и в брюках. Однако нас не спасет то, что где-то не соблюдают заповеди Божьи, нам важно быть честными пред Господом своею совестью здесь и сейчас. “Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет”. От Господа и Его заповедей ведь никуда не скроешься, даже во чреве кита! Не думаю также, что это тот пункт, из-за которого стоит бросать родную церковь...

 

Теперь стоит сказать о вышеперечисленных вещах, которые, в отличие от покрывала, ведут женщин к прямо противоположному, то есть к осуждению. Один проповедник уподобил женщин лодке, у которой парусом служит покрывало на голове, ветром -- Дух Святой, тогда как украшения являются якорем. В повседневной жизни якорь лодке, конечно же, нужен, но для духовного пути христианина любой тормоз -- это поражение. “Кто не собирает, тот расточает”.

Серьги, бусы, амулеты, перстни, цепочки, разные браслеты -- это все составные части языческого костюма, имеющие вполне определенно чисто религиозный, оккультный смысл. Древние народы Египта, Вавилона, Персии, Индии использовали эти предметы не для какой-то абстрактной красоты, а для конкретных целей: оберега, призывания духа-хранителя, указания своего положения в обществе. Ни одно украшение никогда не делалось просто само по себе: это был вылитый из металла, или вырезанный из дерева, предмет, являвшийся священным символом какого-либо бога в виде цветка, иероглифа, животного, геометрических фигур. Если взять "Словарь символов", можно легко убедиться, что нет такой формы или фигуры, которая не имела бы второго, мистического смысла. Даже простые серьги с шариками имеют такое значение. Парфяне усыпали такими круглыми серьгами, символизировавшими планеты, открытые участки своего тела, располагая их рядами.

Серьги, бусы, браслеты и перстни -- это идолы, которые можно носить с собой, это поклонение символам воинства небесного, осужденное Богом (4 Цар. 17:16--17, 23:4--5, Иер. 10:1--5). Женщина, носящая сегодня эти символы, тем самым подпадает под осуждение Божье.

Некоторые возражают, что сейчас серьги носят уже не для этих языческих целей. Это еще более странно. Тогда для чего? Человек разумный так уж устроен, что ничего не делает просто так, не для чего. Если же для красоты -- то это уже не просто так, а для соблазнения особ противоположного пола и для соперничества с другими женщинами. Если же женщины сегодняшнего дня носят украшения, ничего этим не имея в виду, то чем они отличаются от языческих женщин прошлого, которые тоже, наверняка, не особо задумывались над подлинным смыслом традиционных нарядов? “Посему так говорит Господь Бог: вот, Я на ваши чародейные мешочки” (Иез. 13:20). Равнодушие к идолам не извиняет их повседневное использование!

Не зря апостол Петр пишет: “Да будет украшением вашим... не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом” (1 Пет. 3:3--4). То есть это вещи несовместные: золотые украшения и кроткий дух христианина.

В древнем Израиле кольцо в ухе означало, что этот человек -- раб, и раб добровольный (Исх. 21:6). Мы, христиане, вызволены Христом из рабства греха, потому и носить серьги не должны.

Есть ли в Библии тексты, прямо осуждающие ношение серег и прочих украшений? Есть! В книге Бытие описано, как людям Иакова угрожала смертельная опасность быть истребленными языческими племенами. “И сказал Иаков дому своему и всем, бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил. И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них; и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. И отправились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых” (Быт. 35:2--5).

Из отрывка видно, что с серьгами, с идолами и в прежних языческих одеждах Бог не собирается хранить людей, потому что для посвящения Богу нужна перемена не только души и духа, но и внешнего вида кающегося грешника. Это выражает еще более ясно следующее место Писания.

“Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих. Ибо Господь сказал Моисею: Скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами. Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива” (Исх. 33:4--6). Тут Сам Господь повелевает снять с себя украшения свои, и только тогда можно о чем-то просить Бога. В противном случае Господь готов истребить жестоковыйных.

Как известно, перед исходом израильтян из Египта, местное население давало израильтянам свои золотые украшения. Для чего? Конечно же не для того, чтобы они их носили. Золото должно было быть переплавлено для устроения Ковчега Завета, Святая Святых и, возможно, Храма в Ханаане. Переплавка должна была символизировать уничтожение в огне религии языческой и выплавление веры Божией. Однако народ выплавил себе из украшений египтян золотого тельца, которому стал поклоняться вместо Бога. Увы, золото имеет свойство насылать проклятие. Когда вернулся Моисей, много народу было уничтожено, золотой телец расплавлен, истерт в порошок, высыпан в воду, которую должны были пить отступники... Золотые украшения мира не идут на пользу рожденным свыше христианам, и мы должны постоянно это иметь в виду.

“Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью: ибо это мерзость для Господа, Бога твоего. И не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она. Отвращайся сего и гнушайся сего; ибо это заклятое” (Втор. 7:25--26). Христианка, сохраняющая у себя после уверования мирские украшения, носящая их в доме или где-то еще, тем самым вносит туда мерзость, а если она так идет в Дом молитвы, что, увы, не редкость, она вносит заклятое, приносит с собой проклятие и себе и церкви.

“Священное Писание вразумляет нас, что наряды и раскрашивание лица знаменуют любодеяние тела, -- писал Тертуллиан. -- Господь, наименовав великую блудницу, сидящую на водах многих, дает и одеяние, сообразное с ее именем: “Жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом” (Откр. 17:2--4), -- одеяние подлинно проклятое; без чего не была бы она и названа мерзкою блудницею” (“О женских украшениях”, III).

Женские украшения зарекомендовали себя в истории человечества только с отрицательной стороны. Где украшения, там гордыня, там отступление от веры в Бога. Об этом говорит Господь и через пророка Исайю: “И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны, и ходят подняв шею и обольщая взорами, выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их. В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу” (Ис. 3:16--20).

Христиане призваны следовать за Христом, взявши крест (Мф. 16:24, Лук. 14:27). А крест нести очень неудобно в перстнях, запястьях и бусах. Не металлический крест на золотой цепочке, конечно, а крест умерщвления плоти, страданий, трудностей, гонений за веру. Тертуллиан пишет: “Впрочем, я не знаю, в состоянии ли руки, привыкшие к запястьям, поднять тяжесть оков. Сомневаюсь, чтобы ноги, столь часто носившие шелковые подвязки, могли перенести боль от веревочного вязания их. Боюсь, чтобы голова, покрытая изумрудами и бриллиантами, не отступила подло от меча, которым мы ежечасно угрожаемся. А потому, верные служительницы Иисуса Христа, привыкайте к самотруднейшим вещам, и вы не ощутите их при случае. Откажитесь от удовольствий и нарядов, и вы не пожалеете о них никогда. Будьте всегда готовы переносить жесточайшие удары, и не имейте ничего такого, с чем тяжело было бы вам расстаться. Все блага мира сего -- не иное что суть, как цепи, задерживающие полет нашей надежды. Отвергнем все сии земные украшения, если хотим блистать на Небесах”.

Действительно, духовно живущей христианке не нужны эти украшения, они ей будут только постоянно мешать. Рассказывая об обращении одной христианки, писатель Г. Сырниченко пишет: “Придя домой (после покаяния), девушка бесшумно прошла в свою комнату и через несколько минут решительно вышла оттуда, неся в руках пластмассовую шкатулку с украшениями. Там были ее недорогие сокровища: брошки, кольца, клипсы, перстни, цепочки и прочая мишура. Ее заметили родители, выходившие навстречу ей из другой комнаты. Мать хотела что-то сказать, но, очевидно, догадавшись, что происходит, осеклась на полуслове. Тамара молча направилась к туалету, стоящему на краю огорода. Распахнув дверь, она бросила шкатулку в его смердящее чрево. В дверях дочь ждали родители.

-- Дочка, значит ты решила, тебя можно поздравить? -- разволновался отец.

-- Да! -- радостно воскликнула Тамара, и попала в родительские объятия” (“Новые нивы”, № 1).

...И похожие свидетельства можно услышать от многих тысяч искренних дочерей Божьих! Один и тот же Дух, пробуждая к жизни души, одинаково влияет и на их отношение к ценностям этого мира. И только непробужденные души, не до конца отдавшиеся Господу нашему, как атеисты могут презрительно называть это фанатизмом. Воистину, кто хочет, ищет способы, а кто не хочет -- оправдания.

В простом народе Ветхого Завета золотые украшения были популярны, но это могло быть только из-за их неполной духовной посвященности Богу (верующие делились на священников и прихожан), тогда как при Новом Завете все верующие являются священниками, а потому и спрос с христиан строже!

Перстни часто имели определенное назначение -- они были печатями, удостоверяющими власть лица, их носящего (например Иосиф, “блудный сын”). Современные перстни, кроме как тешить глаз и гордыню, никаких служебных функций уже не несут, потому должны быть нами отвергнуты.

Иногда ссылаются на серьгу и запястья, подаренные слугой Авраама Ревекке (Быт. 24:22, 47), как на разрешение золотых украшений. Но этот эпизод не дает никаких оценок вручению украшений Ревекке. Кроме того, не все, что Библия просто описывает, ею одобряется. Слуга Авраама (возможно, Елиазар) был родом из язычников, рос в их среде, и ехал к ним же сватать невесту для сына хозяина. Естественно, что он поступил соответственно обычаям той страны и того времени. В чужой монастырь, как мы уже говорили, со своим уставом не лезут. Возможно также, что серьга и запястья были знаком для родственника Лавана, чтобы он узнал -- от кого пришел сват (Быт. 24:30--31).

Насчет обручального кольца трудно выразить определенную позицию из-за древности этой традиции, восходящей ко временам Храма Соломона. Есть братья и целые церкви, категорически отвергающие их ношение, как обычай языческого окружения и как присутствие проклятого металла. Но обручальное кольцо всегда имело не религиозное, а функциональное значение -- показывало, что человек состоит в браке, а в нашем развращенном мире такой знак может иногда оказаться не лишним. Альтернативой этому чаще всего называют ношение косынки, тогда как мы уже выяснили, что покрывала являются обязательным элементом одежды не только для замужних, но и вообще для всех женщин. Как же различать христианку-девицу от христианки-супруги? Тут может пригодиться обручальное кольцо. Впрочем, этот довод тоже слаб, ибо само по себе кольцо не спасет от прелюбодеяния, если в сердце христианина не будет отпора этому греху. Одно совершенно ясно, что если христианка не будет носить кольца, но будет одеваться и вести себя достойно, убытка ей не будет. Покрывало на голове, действительно, послужит ей настоящей защитой.

Косметика, то есть подкрашивание глаз, бровей и губ с целью выделить их и сделать лицо вызывающе привлекательным, была составной частью ритуала храмовой проституции при храме Астарты, богини плодородия. Каждая женщина страны была обязана хоть раз в год явиться в храм для “священного блуда”, которому придавалось религиозное значение. Чтобы скрыть свой стыд и вызвать у незнакомых мужчин похоть, женщины гримировались.

Как и идолопоклонство, блуд -- это мерзкий грех перед Богом. Христианка, которая прибегает к такому виду украшения, тем самым служит духу блуда и навлекает на себя проклятие. “Посылали за людьми, приходившими из далека... и вот, они приходили, и ты для них умывалась, сюрьмила глаза твои и украшалась нарядами, и садилась на великолепное ложе... Тогда сказал Я об одряхлевшей в прелюбодействе: теперь кончатся блудодеяния ее вместе с нею” (Иез. 23:40--43).

Об этом же написано у пророка Иеремии: “А ты, опустошенная, что станешь делать? Хоть ты одеваешься в пурпур, хотя украшаешь себя золотыми нарядами, обрисовываешь глаза твои красками, но напрасно украшаешь себя; презрели тебя любовники -- они ищут души твоей” (Иер. 4:30). Души ищут, чтобы убить.

Есть ли в Библии пример женщины, применявшей косметику? Есть. Это Иезавель -- самая нечестивая женщина в Писании (Откр. 2:20). “И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лицо свое и украсила голову свою, и глядела в окно” (4 Цар. 9:30). Спасла ли ее косметика? Если мы прочтем 4 Царств дальше, мы увидим, что ее ждала ужасная смерть, а ее тело разорвали собаки.

П. Т. Плешко, бывший председателем Всеамериканского союза евангельских христиан и редактором “Евангельского вестника” писал: “Все святые, богобоязненные женщины, а именно: Сарра, Ревекка (когда вышла замуж за Исаака), Мариамь, Девора, Анна, мать Самуила, Елисавета, мать Иоанна Крестителя, Анна пророчица, Мария и все, служившие Христу своим имением (Лук. 8:1--3), не носили украшений. А из носивших украшения, смирившиеся пред Господом и желавшие служить Ему, снимали их с себя и больше не возвращались к ним (Исх. 33:4 и Быт. 35:1--5)... Христианки должны следовать примеру не развратных, а святых женщин (1 Пет. 3:5). На них не должно быть украшений ни в церкви, ни дома, ни на работе. Они должны быть чистыми от всей языческой мерзости. Те женщины, которые приходят в Дом Божий без украшений, с чистыми губами, с чистыми бровями, с чистыми ланитами, с естественным цветом волос, а дома, на улице и на работе украшены и намазаны, называются лицемерками. Это плотские женщины. Таких лицемерок в наши дни есть много. Они позорят Христа и Его Церковь. Через их двуличную жизнь многие слабые христиане и ищущие Господа, соблазняются” (“Духовное руководство для христиан Евангельского исповедания”, т. I).

Кроме сексуального, косметика имеет у языческих народов чисто ритуальное, мистическое значение. Всем известен “боевой раскрас” индейцев-воинов, папуасов-охотников, шаманов и сатанистов. Подражая им, красятся поп- и рок- музыканты. Уподобляться им, хоть и отдаленно, -- не достойное дело. Татуировки, кстати, тоже имеют такой же смысл, но, слава Богу, этим в народе Божьем еще никто не додумался заниматься!

Бывает, сестры носят косынки, но также и серьги, и бусы, и глаза красят, а то и крест на цепочке повесят на шею, как православные. А крест на цепочке -- это уже ношение чудодейственного талисмана, это идолопоклонство. Будет ли у них защита Божья? “Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог” (2 Кор. 6:16). Нельзя совмещать несовместимое. Иметь и защиту, и проклятие. Если вспомнить образ лодки с парусом, то при совмещении косынки и сережек, получится парусник, стоящий на приколе, с разрываемым ветром парусом. Проклятие, как ложка дегтя в бочке меда, всегда пересилит все хорошее. Выход один -- очиститься и покаяться!

Еще одним проклятьем для женщин является ношение ими брюк. Так уж исторически сложилось во многих странах мира, в том числе и в России, что брюки -- это одежда мужская, тогда как юбка -- исключительно женская. В Писании сказано: “На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий сие” (Втор. 22:5). Тут ясно и однозначно брюки, как типичная мужская одежда, на женщине названы мерзостью.

Оправдываясь, женщины начинают опять же, как и в случае с покрывалами, умствовать об “относительности культурных установок”. О культуре народа и ее полной зависимости от религии мы уже говорили. Мы не утверждаем, что все мужчины мира должны носить брюки, а женщины -- юбки. Это, действительно, вопрос местности. Важно только учесть, что в любых национальных костюмах всегда есть различие между мужской и женской одеждой. Возможно, что в других странах брюки -- это женская одежда (в мусульманских странах, например), но тогда их женщинам, если они станут христианками, нельзя носить мужские шаровары, как у афганцев, или белые длинные рубашки, как у саудовских шейхов. Однако справедливость данной установки сейчас уже теряет свою актуальность. Одежда всех народов мира сейчас стремится к единообразию, национальные особенности костюмов исчезают. В наш век всеобщего отступления от Бога, мир старается привить людям моду, следующую прямо противоположным Библии принципам. Появилась мода “унисекс”, где одни и те же костюмы могут носить и мужчины, и женщины. Короткая женская прическа, кстати, тоже дань этой моде -- желание выглядеть, как мужчина.

Мужская одежда на женщине не только мерзость с точки зрения Библии, но и с точки зрения элементарного вкуса. Такой вид уродует женщин, они просто превращаются в карикатуру на мужчин, в каких-то гермофродитов с лицом женщины и туловищем мужчин. В обтягивающих брюках и шортах достигается другой эффект -- женщина вызывает своим видом похоть очей и соблазн для окружающих, а себя посрамляет. Какое уж тут благовествование о Господе нашем Иисусе Христе!..

Забавно слышать термин “женские брюки”! Это все равно что сказать: “женская мужская одежда”. Рассудим по-справедливости: если есть “женские брюки”, то должны быть и “мужские юбки"! Но их нет (не считая шотландцев, но там это национальный костюм, отличный от женского), и знаете почему? Потому что мужчины (и верующие и неверующие) более сдержаны в эмоциях, более консервативны, положение мужского пола в обществе их всегда устраивало, тогда как неверующие в Бога женщины, стремясь к “равноправию”, так духовно ослепли в своем бунте, что переступили в XX веке всякие границы стыда и приличия.

Как известно, в женских тюрьмах процветает самый гнусный разврат. Женщин там “женят”, и та женщина, которая является “ведущей”, носит брюки, а “подчиненная” -- юбку. Мы живем не в тюрьме, но, к сожалению, нравы тюрьмы выплеснулись и в гражданское общество. Лесбиянки присутствуют на всяких шоу, дискотеках, в барах. Конечно, не всегда брюки говорят о противоестественных наклонностях женщин, но, однако, такие женщины всегда носят именно брюки, и это факт.

П. Т. Плешко писал: “Недавно в штате Нью-Йорк одна дама, одетая в брюки, хотела зайти в молитвенный дом католической церкви, но сторож, стоящий у его дверей, не пропустил ее. Тем более мы, как служители истинной Церкви Христовой, должны охранять наши молитвенные дома от такого беззакония. Каждая христианка должна одеваться в свое, дамское платье, довольно длинное (6--7 дюймов ниже колен). Оно должно иметь рукава, покрывающие не меньше одной трети рук, и должно быть с закрытой грудью и с закрытой спиной. Павел пишет, чтобы верующие женщины были “в приличном одеянии” (1 Тим. 2:9). Платье выше колен или только до колен обычно носят женщины легкого поведения. У христианок такой одежды не должно быть”.

Возражают: “Зимой без брюк холодно, в походе, в лесу -- неудобно” и т. д. На это можно также спросить: “А как же наши предки столько тысяч лет обходились без брюк, ведь на Руси и морозы, и леса, и поля были всегда?..” Зимой можно носить под юбкой шерстяные рейтузы или лосины, а идя в лес, одевать высокие сапоги. Важно знать, что христианка должна нести с собой везде и всегда? Ответ ясен -- Христа в себе, святость Божию, целомудрие и кротость. Где бы мы ни находились, мы -- письмо Христово людям. О чем же говорит сестра, развлекающаяся в лесу с братьями в мужской одежде? Задумаемся и ужаснемся.

Естественно, что бывает профессиональная одежда, например для штукатурщиц или монтажниц-высотниц. Она, действительно, представляет собой брюки или комбинзон, и заменить их нечем. Но потому эта одежда и называется “спецодеждой”, что она предназначена только для специальных работ, а не для постоянного ношения. Ясно, что после работы сестра должна переодеться в нормальную женскую одежду. Вообще все то, что отличает женщин от мужчин, в том числе и одежда, -- наиболее прекрасно и ценно в женщине с точки зрения мужчин.

Говорят, что в древнем Израиле одежда у мужчин и женщин была, якобы, одинаковая. Но это не так. И покрой, и цвет, и нижнее белье у них различались. Стоит только внимательно посмотреть на древние рисунки или фрески, чтобы в этом убедиться. И потом, зачем надо было давать израильтянам эту заповедь, если они одевались все одинаково? Что за абсурд? Задумайтесь.

 

Из всего сказанного можно сделать вывод, что вещи, лишающие христианок Божьей защиты соблазнительны, но коварны. Они, вроде бы, мелочи, но накапливаясь, ведут слабую душу к неминуемой гибели веры, потере радости и потере спасения. Один герой мультфильма пел: “Жизнь -- это цепь, а мелочи в ней -- звенья. Зачем звену не придавать значенья?” Это верно и по отношению к жизни христиан. “Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом” (Лук. 16:10). Да, все описанное здесь -- малое, но только тем, кто был верен в малом, кто соблюдал и “малую заповедь” о женских покрывалах, Господь скажет: “Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господина твоего” (Матф. 25:21). У нас имеется множество свидетельств наших дорогих сестер, которые, осознав, какую великую защиту предоставляют им покрывала, и очистившись от языческого наследия в своей одежде и внешнем виде, обрели радость во Христе, сознание чистоты своей совести перед Богом, зажили полноценной духовной жизнью, не думая уже больше о таких вещах, какие мы обсуждали в этой статье.

Мы не “зацикливаемся на покрывалах”, как некоторые это называют, мы лишь хотим наконец-то внести ясность в этот вопрос. Печально смотреть, как одни сестры ходят в платках, другие нет, одни только молятся с покрывалом, тогда как другие -- всегда покрыты... Болит душа, глядя как “ропотники, ничем не довольные” призывают следовать не за Словом Божьим, а за нравами Америки, проповедницами-феминистками, за харизматами и либералами-протестантами. Будем следовать исключительно за Словом Божьим, не смотря ни на какие нравы нашей эпохи. Господь да сохранит верных Ему!

Сестры дорогие! Пользуйтесь всегда своим блаженным правом -- простым покрывалом на голове! Да благословит вас Господь!

 

Ваши братья ЕХБ

 

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки