П. И. Рогозин

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

«Ибо, кого Бог предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он ПРЕДОПРЕДЕЛИЛ, тех и прославил» (Рим. 8.29-30).

Скачать WinZip (Word 97)

 

ЧТО ТАКОЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ?

Это один из догматов веры, которого придерживаются некоторые течения Христианской Церкви. Согласно этому догмату, Всезнающий Бог уже заранее предопределил одних людей к добру, а других — к злу; одних — к вечному блаженству, а других — к вечному осуждению. Отсюда, спасутся только те, кого Бог избрал «прежде создания мира», все же остальные люди погибнут.

Учение о предопределении, в самом общем смысле этого слова, недалеко, ушло от фатализма, утверждающего, что все предназначенное судьбой неотвратимо и неизбежно. Люди не могут, бессильны и беспомощны изменять свой рок, свой фатум. То, чему суждено быть непременно будет; а то, чему не суждено, никогда и не случится. Фатализм, детерминизм и «предопределенчество» сходны именно своей идеей безысходности и обреченности.

Учение о предопределении, как ни странно, было впервые разработано Августином Блаженным (354-439). Этот отец Церкви и христианский философ учил, что Божье решение: кого спасти и кого погубить, — не подлежит никакому сомнению, изменению или нарушению, так как оно неоспоримо и непреложно. Он учил, что в греховной природе человека нет ничего такого, что располагало бы его к святой жизни и влекло к Богу. Он доказывал, что в момент грехопадения, человек утратил не только «образ Божий и подобие», но и свободную волю. Учение Августина было одобрено и принято Западной Церковью на соборе, состоявшемся в Ароссио, в 529 году.

Такое решение собора было продиктовано необходимостью борьбы с другой богословской крайностью, проповедуемой в Африке Британским монахом Пелагием. Пелагиане отрицали наследственность первородного греха. Будучи сам строгим аскетом и познакомившись с другими аскетами, Пелагий учил, что человек имеет свободную волю и способен совершенствоваться и достигать вершин святости и без внешнего воздействия и помощи благодати Божией. Эта ересь Пелагия была осуждена Церковью на Вселенском соборе в Ефесе (431 г.).

Мартин Лютер (1483-1546) был склонен, поначалу, к этой идее «предопределения» и даже кое-что написал в ее защиту, но его сотрудники и ближайшее окружение решительно воспротивились и Лютер вынужден был отказаться и переменил свой взгляд. Позже, собор лютеранской церкви, формулировавший лютеранское вероучение, отказался внести в это вероучение доктрину предопределения.

Но захваченный этой доктриной Жан Кальвин (1509-1564), стал во главе ее приверженцев, которые стали с тех пор называться его именем: «кальвинисты».

Сам Кальвин был студентом богословия, исполнявшим обязанности католического священника, но встретившись с этим учением, он отказался от богословия и от священства и стал адвокатом, что дало ему возможность проповедовать свое учение в разных столицах Европы и в салонах высокопоставленных лиц. Подвергаясь постоянным гонениям со стороны католической церкви, Кальвин должен был бежать из Франции в Швейцарию, (в Базель), где вскоре издал книгу: «Христианский устав», в которой и изложил свое учение.

По учению Кальвина, догмат предопределения должно считать основным догматом Христианства. Он признавал полное растление человеческой природы и непреодолимость Божественной благодати, которая была Альфой и Омегой в деле спасения человека. Он признавал, что Христос умер на Голгофе только за грехи «предопределенных» к спасению, но никак ни за грехи всего рода человеческого. Вдобавок. Кальвин категорически отрицал наличие свободной воли в человеке.

Ересь Кальвина не замедлила вызвать протест у нидерландского богослова Якова Арминия (1560-1609). С тех пор и до настоящего времени вопрос свободной воли, благодати и предопределения является предметом не прекращавшихся богословских споров, полемики и препирательства.

Коснемся вкратце главных тезисов этого спорного учения.

 

ПРЕДВЕДЕНИЕ БОЖИЕ

Проповедуя доктрину «предопределения», поборники ее любят сослаться на следующие слова ап. Павла: Ибо, кого Бог предузнал, ТЕМ и предопределил»... Поясняя слово «предузнал», они смешивают его со словом «предвидел», — предвидел, что так будет и вот так вышло...

Но, слово «предузнал» означает заранее знал, наперед. В данном случае, «предведение» значительнее «предвидения». Белове «предвидел» есть некий элемент предугадывания того, что должно произойти в будущем: тогда как слово «предузнал» означает, что Бог пользовался Своим Божественным всезнанием, или «предведением», охватывая вечность доисторическую и вечность поисторическую, включая все находящееся между этими вечностями, время: прошедшее, настоящее и будущее, как написано: «Ведомы Богу от вечности всё дела Его»... (Деян. 15.18).

Говоря о предузнании или предведении Божием, весьма важно знать и постоянно помнить, что Вечный Бог — вне времени. Он не связан и не ограничен никакими сроками и летоисчислениями. Мы, смертные существа, имели свое начало и будем иметь свой конец, но Бог безначален и бесконечен. Ал. Петр пишет: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет. и тысяча лет, как один день». (2 Петр. 3.8). «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; Они погибнуть, а Ты пребудешь; и все обветшают как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся»... (Евр. 1.11-12). Для нас, людей, время распределено на прошедшее, настоящее и будущее. И то, чего мы не знали еще вчера, мы вдруг узнали сегодня или можем узнать завтра, но для Всезнающего Бога не существует такого постепенного, прогрессивного познания. Бог имеет абсолютное знание. У Бога все в «совершенном виде». Для нас, людей ограниченных временем, умом, знанием, необходимо ожидать, пока то или иное грядущее событие совершится, для Всезнающего же Бога, оно уже совершилось. То, что для нас не существует или будет существовать через 20-30 лет, для Бога уже существует. Слово Божие говорит, что «Бог называет несуществующее, как существующее»,.. (рим! 4.17). Аврааму Бог говорит: «Я (уже) поставил тебя отцом многих народов». Бог видел Авраама «отцом множества», когда сам Авраам был еще бездетным и без надежды иметь когда-либо наследника. В лице Авраама Бог видел всю грядущую историю Израиля и роль .этого народа в деле Боговоплощения и явления в мир «Спасителя мира».

По Своему Божественному предведению, Бог видел всю историю Церкви прежде создания мира, прежде Боговоплощения, Голгофы и Пятидесятницы. Бог уже видит абсолютно точные результаты проповеди Евангелия на земле от первого, уверовавшего чрез проповедь Петра, до последнего уверовавшего человека пред восхищением Церкви. Бог видит каждого еще не уверовавшего человека так, как если бы он уже уверовал. И это Его предведение, — непогрешимо, неизменно, непреложно.

С первого взгляда, эта мысль может показаться странной, но, по некотором размышлении, каждому становится до очевидности ясно, что в Очах Всемогущего и Всезнающего Бога, наше предузнание, избрание, призвание, наша вечная слава или вечное посрамление — факт уже совершившийся.

Таков Бог. Таков язык вечности. На таком языке написана книга Апокалипсиса, в которой Иоанн Богослов созерцает очами Божьими весь грядущий процесс и завершение «времени» и земной истории человечества.

Этим же языком вечности апостолы напоминают нам, верующим, что мы уже «имеем спасение», «перешли от смерти в жизнь», «жизнь наша сокрыта со Христом в Боге», что Бог уже «посадил нас на небесах»...

Помня это, было бы нелепо допустить, что Бог, («Отец вечности», «Вечная сила Его и Божество», Совершеннейшая Мудрость и Разум), не имел бы совершеннейшего Плана для созданного человека и всего мироздания, представив «все сущее», воле слепой судьбы. Напротив написано: — «мы Им живем, и движемся и существуем»... (Д. Ал. 17.28). «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих;

с престола, на котором восседает, Он призирает на всех живущих на земле; Он создал сердца всех их и вникает во все дела их»... (Пс. 32.15).

Но, в такой же мере, абсурдна и та мысль, что Божье предведение и всезнание легли в основу Божьего «предопределения»: одних людей — к Спасению, а других — к гибели.

 

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ

Существует великая пропасть между предопределением Божиим, каким оно открыто людям в Священном Писании и тем «предопределением», которое возникло в человеческом воображении и не соответствует Истине.

Вот то место Писания, на которое ссылаются приверженцы «теории предопределения»: «Ибо кого Бог предузнал, ТЕМ и предопределил быть подобными образу Сына Своего»... (Рим. 8.29).

Для того, чтобы вскрыть ошибку, в которую впали здесь «предопределенцы» нужно только более внимательно прочесть приведенный выше текст.

Во-первых, — мы ясно видим, что в этом стихе говорится о препределении, но оно не имеет ничего общего с предопределением кого-то к вечной гибели. Равно, как не сказано и о том. что Бог предопределил кого-то к спасению. Хотя, цитируя этот стих, «предопределенцы» любят подчеркнуть: «Вот, видите, даже ап. Павел учил о предопределении!»

Да, мы не отрицаем того, что Павел пользовался этим словом, но в каком смысле? — спросим мы.

— В том смысле, в каком это слово приведено апостолом, в разбираемом нами стихе: «Кого предузнал, ТЕМ и предопределил быть подобными образу Сына Своего».

Предопределение, о котором говорит Павел относится не к спасению или гибели людей, а к освящению жизни уже спасенных, к их Богоуподоблению, к их вечной славе. Тех, кого Бог, по Синему предузнанию, видел уже спасенными, «ТЕМ (не тех) и определил быть подобными образу Сына Своего». Бог так любит Своего Единородного Сына, что Он восхотел, чтобы и всякий Им искупленный, был похож на Сына, «был подобным» этому образу.

Человек был создан «по образуй подобию Божию», но впал в грех и утратил этот образ. Христос воплотился для того, чтобы этот образ восстановить. Принимая на Себя плоть человеческую, «Христос должен был во всем уподобиться братиям», стать «Сыном Человеческим». Так и «сыны человеческие», спасенные по Его благодати и «соделавшиеся причастниками Божеского естества», должны стать «сынами Божиими». Посему, всем «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими». (Иоан. 1.12). Тем, «которые от Бога водились», именно тем. Бог предопределил «расти возрастом Божиим», расти «в познании Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова»... (Еф. 4.13).

Для этого Бог дал искупленным Духа Своего Святого. «Ибо воля Божия — освещение наше!» — пишет ап. Павел. Так понимали предопределение верующие древне-апостольской Церкви. Они могли сказать: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая; на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». (2 Кор. 3.18).

Это прогрессивное Богоуподобление прейдет к своему завершению, при нашей личной встрече с грядущим Христом. Как написано: «Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». (1 Иоан. 3,2).

Вот что приготовил Господь для всех возлюбивших явление Его.

Вот о каком предопределении учил апостол Павел. Чтобы мы были подобны Христу по своей духовной сущности: «как носили образ перстного, так чтобы носили и Образ Небесного». Чтобы мы были подобны Ему в наших взаимоотношениях с Небесным Отцом, чтобы «Дух Божий свидетельствовал духу нашему, что мы дети Божий». Чтобы мы были подобны Ему в нашем служении. Как Он— «Свидетель верный и истинный», так и нам быть «Его свидетелями». Особенно же, — подобны по Его жизни и характеру; чтобы нам «так поступать, как Он поступал»... (1 Иоан. 2.6).

 

ЛОЖНОЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Главным представителем ложного предопределения является, как мы уже упоминали, француз Жан Кальвин. Этот «недоучка-богослов» и такой же «недоучка-юрист» прослыл среди своих современников весьма узким, желчным и не в меру фанатичным секстантом. Будучи сам лично преследуем католической церковью, Кальвин успевал беспощадно гнать инакомыслящих и расправляться с противниками.

Кальвин вошел в историю тем, что водворил в Женеве теократические порядки и действовал там с большой властью. Это по его настоянию был сожжен на костре Мишель Сервенто (Серве), за отрицание некоторых догматов христианства. Этот врач и молодой ученый, открывший «малый круг кровообращения», погиб на костре, когда ему было всего 42 года.

Все это и, вероятно, многое другое, нисколько не мешало этому изуверу проповедовать, что Бог предопределил одних людей в рай, а других в ад... Богом избранный и «предопределенный» к спасению человек, чтобы он ни делал, как бы он ни жил непременно будет спасен, а человек предопределенный Богом к вечной гибели, как бы ни старался спастись, неизбежно погибнет. Сам Кальвин, как создатель этой теории, причислял себя, конечно, «к лику предопределенных к спасению»...

Мы не имеем полномочий быть его судьями. Кальвин, подобно разбойнику на кресте, мог быть помилован Богом в последнюю минуту. Но при всем том, не мешает все же вспомнить слова Спасителя: «По плодам их, узнаете их». «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные»... (Мф. 7 гл.).

Среди множества заблуждений, щедро рассеваемых на Ниве Христовой, заблуждение о предопределении, следует рассматривать самым пагубным.

Теория предопределения человека к вечной гибели, как какой-то бездушный предмет, не имеющих в этом деле права выбора, делает Бога виновником существования зла, уничтожает в человеке его моральное отличие и объявляет бесполезными и пустыми все наши усилия и надежды на спасение.

Даже Августин Блаженный, запутавшийся в своих философских и богословских рассуждениях о предопределении, все же приходит к одной ясности, что Бог не мог быть автором такого жестокого и несправедливого предопределения. «Грешно даже говорить о том, что Бог предопределил что-либо кроме добра», — пишет Августин.

«Потому что Бог определил нас не на гнев, нок получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним». (1 Фес. 5:9).

Бог не предопределял к гибели ни одного человека. Каждый человек погибает не по вине Божией, а по своей собственной вине.

Бог избрал Израиля для великого дела, для возвышенных целей: «Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь», —говорит Господь. Но, наступил день и Господь должен был сказать: «Погубил ты себя, Израиль!» (Ис. 49.3; Ос. 13.9). «Приготовься к сретению Бога твоего, Израиль!» (Ам. 4.12).

 

СВОБОДНАЯ ВОЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Ложное учение Кальвина о предопределении, в корне противоречило здравому смыслу и учению Слова Божия о свободной воле человека и, Кальвин, «ни мало не усомняшеся» не замедлил выбросить «свободную волю» из своего вероучения. Но, спросим себя: что такое воля, вообще? — Воля —-это свойство человеческой души (или психики), выражающееся в способности ставить пред собою цели, желания и стремления, и добиваться их осуществления. Человек так создан, что он способен избирать то, что он хочет делать, чем заниматься, и кем стать. Нам знакомы три вида воли:

Первый вид — естественная воля человека. Человек имеет свободу мышления, суждений, взглядов, поведения, решений, выбора.

Отрицающие свободную волю в человеке говорят: «В Библии ничего не сказано о свободной воле!» Но высказывать такую нелепость способен лишь тот, кто не читал и не знает Библии, ибо этот вид воли подразумевается на каждой ее странице.

Бог создал Адама существом разумным, мыслящим, моральна свободным; существом обладающим даром речи, совестью, памятью и волевой способностью. Иначе, Божьи условия, требования и повеления предъявленные Адаму, не имели бы ни основания, ни логики. Наряду с другими тварями, человек управлялся бы инстинктами, а не требованиями морали.

Только человеку было приказано: «Плодов дерева, которое среди рая, не ешьте их и не прикасайтесь к ним» и т. д. Всякое такое повеление возможно только при свободе выбора и решения.

Но скажут нам: «Да, то о чем вы говорите было еще да грехопадения, но в грехопадении человек утратил многое, включая свободную волю»...

Отвечая на такое абсурдное утверждение, мы можем указать на множество лиц, живших уже вне рая и пользовавшихся свободной волей. Возьмем, например, Каина, которому Бог сказал почти тоже, что и Адаму в раю: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт. 4 гл.).

В подтверждение этого факта можно указать на галерею «героев веры», в 11-й главе послания к Евреям. «Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие», — сделав выбор между повиновением и неповиновением. «Моисей, пришед в возраст (и сделав выбор) отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел„(решил) страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховною наслаждение»... Даже в притче Спасителя о Брачном пире, право свободного выбора не только предполагается, но специально подчеркивается. Приглашение требует, чтобы приглашаемый обладал бы свободной волей и мог ответить на приглашение согласием или отказом. В притче мы встречаем и согласившихся присутствовать на пире и уклонившихся от пира под разными предлогами.

Укажите мне хотя бы на одного пророка или апостола, который не признавал бы свободной воли человека и не считался бы с нею! Вы хотите, чтобы в тексте фигурировало самое слово: «воля»? — Вот один из множества: «Но, кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи ВЛАСТЕН В СВОЕЙ ВОЛЕ, решился в сердце своем соблюдать свою деву, — тот хорошо поступает»... (1 Кор. 3.37).

Второй вид воли, это — воля вынужденная, решение навязанное, выбор по необходимости, обусловленный теми или другими обстоятельствами. Например: бедняк очень желал бы совершить кругосветное путешествие, но у него нет средств и он вынужден сидеть дома. Больной очень хотел бы работать, заниматься спортом, но у него увечье или он прикован к постели.

Во всех подобных случаях человеку приходится склонять свою волю пред няеильввнй-вязанным ему исходом.

Третий вид свободной воли, это — христианская свобода воли. Это та свобода решений и действий, которая доступна только возрожденному свыше верующему; свобода «живущего не по плоти, но по духу», свобода того, кого ^«закон духа жизни во Христе Иисусе, освободил от закона греха и смерти». (Рим. 8 гл.). «Где Дух Господень, там свобода». (2 Кор. 3.17). Это та внутренняя духовная свобода, которую мы можем иметь в сердце своем, во всех обстоятельствах и условиях жизни. Многие страдальцы за Христа убедились в том, что со Христом и в тюрьме свобода, а без Христа и на свободе тюрьма.

К этому последнему виду свободы приводит нас только Христос: «Кого Сын освободит, тот истинно свободен будет»... (Иоан. 8.31-32).

«Предопределенцы» отрицают свободу воли в человеке: на том основании, что всякий невозрожденный человек «духовно мертв, порабощен грехом и сатаной», а поэтому но может сам, по своему решению, избирать — спасение или погибель.

Слово Божие, действительно, свидетельствует о крайней порочности человека, об ужасной испорченности его природы и о полном его порабощении грехом. Слово ;Божие также учит, что грешник «мертв по преступлениям и грехам своим»...

Но, что собственно имеет ввиду Слово Божие, говоря об этом?!

Значит ли это, Что человек, находящийся в таком состоянии перестал быть моральным существом, неспособным различать и избирать добро и зло? Значит ли это. что человек не способен ни на что честное и доброе? что всякий акт его, как человека невозрожденного непременно должен быть греховным? — Не обязательно!

Мы знаем, что Авель, названный «праведником», стремился угождать Богу И достиг намеченной им цели.

Енох угождал Богу, «ходил с Богом» и «прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу».

Ной «обрел благодать Пред очами Господа»... и многие другие.

Иоанн Креститель «пришел путем праведности... с его же времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него». (Лук. 16.16).

Бог говорит, что Он «нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему»... (Д. Ал. 10.34-35).

Если человек утратил свободную волю в грехопадении, то на каком основании Иисус Навин говорит народу: «Только старайтесь тщательно исполнять заповеди и замен, который завещал вам Моисей, раб Господень: ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и душою вашею»?

Что представляют собою фразы и слова: «старайтесь», «исполняйте», «ходите», «храните», «прилепляйтесь», «служите», «любите», «употребляйте усилие»? Что все это, как не проявления свободной воли человека?

«Предопределенцы», отрицая свободу воли человека, цитируют следующие слова ап. Павла к Тимофею: «чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю», и относят это ко всему человечеству, тогда как слова эти относятся, в данном случае, только к противникам Евангелия. Полный текст Писания звучит так: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять ПРОТИВНИКОВ, не даст ли им -Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю». (2 Тим. 2:24-26).

Уже одно то, что сатана может «уловлять» человеческую волю, в свою сатанинскую ;волю подтверждать тот факт, что воля существует, в противном случае было бы нечего уловлять.

Сатана уловил однажды волю ап. Петра, когда тот советовал Христу избежать Голгофских страданий, говоря: «Будь милостив к Себе Господи! да не будет этого с Тобою. Он же (Христос) обратившись сказал Петру:

отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое! (Мф. 16:21-23). Но это не значит, что ап. Петр лишился раз и навсегда своей воли.

Можно с уверенностью сказать, что сатана уловил волю самого Кальвина в- свою сатанинскую волю, когда он, Кальвин, добился сожжения Мишеля Сервенто. Жан Кальвин отрицал свободную волю в человеке. И воля Кальвина, в данном случае, не была свободной волей, но будучи «несвободной», она все же не перестала существовать. В противном случае, Кальвин, как существо безвольное, лишенное всякого понятия о морали или способности различать добро и зло, не был бы ответственен за свой поступок.

Из всего вышесказанного, мы заключаем, что «рабство греху» не лишает человека свободы воли. Сатана может «уловить его в свою волю», поработить, и держать его во грехе, но сатана не имеет ни силы, ни права лишить человека свободного выбора, лишить его человеческой воли.

Писание знает «несвободного человека», но оно не знает «несвободной воли». Для пояснения этой мысли, возьмем следующие примеры:

Человек может попасть в тюрьму, но попав туда, он не лишается волевого стремления и желания выйти на свободу.:

Человек может оказаться в госпитале и быть при смерти, но и тогда он напрягает все свои силы и волю к тому, чтобы избавиться от болезни и быть вновь здоровым.

Человек может очутиться в далекой ссылке, но и оттуда он способен устремляться всей своей душой к домашнему очагу.

Итак, никто не может запретить человеку думать о чем или о ком он думает, желать того, чего он желает, стремиться к тому, чего он хочет, любить или ненавидеть того, кого он любит или ненавидит. Грех ли поработивший человека, тюрьма, ссылка или болезнь поразившая его, всегда окажутся, для сознательной воли человека только «чуждым телом», инородным предметом, задержавшимся в тканях его души.

Так говорит об этом духовном переживании ап. Павел: «Ибо мы знаем, что, закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же .делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне. то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы делать оное того не нахожу. Доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего; и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего — Иисусом Христом, Господом нашим!» (Рим. 7 гл) .Благодарение Богу, освобождение от рабства греху осуществляется верою во Христа Спасителя грешников. Для этого Он и пришел, «чтобы благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». (Лук. 4.18).

Приверженцы «предопределения» говорят: «В мире существует только две воли: Божья и сатанинская. Что же касается человека, то его воля, полностью подчинена или Богу или сатане. Поэтому свободная воля человека не играет в вопросах спасения никакой роли, ибо она вовсе не существует». Какое заблуждение!

Покажите мне хотя одного человека в истории человечества, .(кроме Христа), воля Которого была бы ПОЛНОСТЬЮ подчинена Богу? Кто кроме Него может еще сказать: «Не ищу моей воли, но воли пославшего Меня Отца»? Если бы существовало, только две воли: Божия и сатанинская, то не было бы надобности в освящении.

Освободившись от воли сатанинской, мы исполняли бы только волю Божию и делали бы это всегда, везде, от всей души и в совершенстве. Но к подобному состоянию мы придем только» приняв участие «в воскресении первом»...

А пока что, Бог имеет дело с неосвященной и часто упорной волей. «Вот, вы поститесь... и в день поста вашего вы исполняете волю вашу»».. (Ис. 58 гл.) «Разделилось сердце их»... «Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно»... (Ос. 10.2,-11.7). Будучи людьми возрожденными, все еще пытаются служить «двум господам: Богу и мамоне» (Лук. 16.13), не всегда «помышляют о горнем», не всегда имеют «те же чувствования, какие во Христе Иисусе», не всегда способны сказать: «да будет воля Твоя» не всегда «долготерпят, милосердствуют, не завидуют, не гордятся, не ищут своего, не раздражаются, не мыслят зла, все покрывают», все прощают и т. п. Освободившись по благодати Христовой от воли сатанинской, человек верующий много отводит места в сердце и в жизни своей собственной воле, которая очень часто не совпадает с волей Божией. Этот духовный опыт настолько общеизвестен, что не нуждается в иллюстрациях.

Многие люди исполняют даже не свою волю, а волю человеческую: волю своего хозяина, отца, матери, жены, мужа, общества, государства.

Некоторые люди, думая, что исполняют волю Божию, в действительности служат этим сатане: «Наступает время, когда всякий убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу»... (Иоан. 162).

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (347-407) пишет: -«Так как Бог поместил добро и зло в сфере нашего достижения; то Он же и предоставил нам право свободного- выбора». Вся Библия говорит о том, что Бог не только не лишил нас этого права, но поощряет нас к правильному пользованию этим высоким и ответственным правом. Бог говорит устами Моисея: «Жизнь и смерть, предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь!» (Втор. 30 г.) Иисус Навин говорит народу: «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить... а я и дом мой будем служить Господу .. И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!» (И. Нав. 24 гл.). Спросим отрицающих свободную волю в человеке: «Что же это, какие свободная человеческая воля в действии?»

ОРИГЕН (185-254), основатель научного христианского богословия, пишет: «Мыслительная способность человека помогает ему различать добро от зла, а волевая способность — избирать то или другое»...

Если Бог лишил человека права свободного выбора, то как мог Исав «отказаться от своего первородства» ? Как могла «Мария избрать благую часть»? Как ап. Павел мог «не воспротивиться небесному видению»? (Д. А. 26.19).

Если «Бог научил нас молиться, дал нам право вступать с Ним в беседу и выражать пред Ним нужды наши и запросы души простыми словами, дав нам чудные обетования:. «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получит, и ищущий находит, и стучащему отворят».... (Лук. 11 гл.), то для какой цели ?

Спросим наших оппонентов еще раз: «Что такое молитва, как не проявление свободной воли человека?» Отрицать свободу воли в человеке значит возводить на Бога тяжкое обвинение в Его нелогичности, несправедливости и лицеприятии.

Моральная ответственность человека логична, законна, возможна и даже неизбежна только в том случае, если у человека есть свобода выбора. Если же человек лишен этого свободного волеизъявления тем, что Бог прежде его рождения уже «предопределил» его к греховной, безбожной жизни и вечной гибели, то человек греша и погибая, только выполняет предначертанные свыше планы и волю Божию. Скажем больше: если Бог предопределил человека к вечной гибели, то виноват в своей гибели уже не человек, а Бог, который «предопределил» его к этому.

Суммируя все вышесказанное о свободной воле человека, надо добавить следующее: до тех пор, пока человек способен здраво мыслить, способен рассуждать, разбираться в своих желаниях и поступках, он непременно будет пользоваться и своей волевой способностью. До тех пор, пока он способен на все это, он ответственен за свои чувства, мысли, слова, действия, поступки и характер. Он ответственен за свою собственную жизнь и вечную участь.

Безответственным может быть только сумасшедший.

 

БЛАГОДАТЬ, СВОБОДНАЯ ВОЛЯ И ВЕРА

Никто не станет отрицать, что все лжеучения, заблуждения и ереси порождаются крайней человеческой узостью и односторонностью. Еретики — это люди, играющие на одной струне, не имеющие понятия о дивных Божественных аккордах Библии.

«Односторонность во взгляде на предметы всегда ведет к ложным выводам», — сказал Белинский. Любой предмет может оказаться двухсторонним, разносторонним, многосторонним, но Истина Божия — всестороння, всеохватывающая и никогда сама себе не противоречащая.

Эта всесторонность истины многими пренебрежена. Поэтому, одни делают главный упор на «четвертую заповедь»; другие — на исцеление и языки: третьи — на добрые дела; четвертые — на любовь; пятые — на таинства, аскетизм и т. п.

В данном, разбираемом нами случае, люди усматривают противоречие между верой, свободной волей и благодатью; одни приписывают все дело спасения человека только свободному выбору, воле человека, — от человека зависит его спасение и погибель;—другие полностью отрицают какую бы то ни было волю и приписывают абсолютно все действию благодати Божией, -»- благодатью начинается спасение человека и благодатью завершается, поэтому, говорят они, спасение и вечная гибель зависит исключительно от Божьего «предопределения»...

Этот спор, длился на протяжении многих веков. Каждая из этих непримиримых сторон играла и, все еще продолжает играть, на «своей струне», заглушая все другие. Кто же из них прав? Что говорит Библия? — Библия говорит: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией!» (Мф. 22:29). Мало знать Писание и ловко жонглировать его текстами, главами и отдельными словами... Надо отвести должное место «Силе Божией»; без которой знание превращается в начетничество и бездушный догматизм.

Исследуя предмет внимательнее; ближе и глубже, мы убеждаемся в том, что в деле спасения человека, таинственным и непонятным для нас образом объединяются: и «благодать Божия», и «Слово благодати», и «вера» — (чрез чувство слышания), и .«обличение Духа Святого» — (чрез совесть), и разум, и «свободная воля», и весь человек, «во всей полноте... и дух и душа и тело во всей целости»... (Т Фее. 5.23). « Это — от Господа, и есть дивно в очах наших»... (Пс. 117.23).

Мы пользуемся словом — «благодать»... Но, что такое благодать?

«Благодать — по-гречески «харизма» — означает: дар, незаслуженно проявленная милость, пощада, помилование, амнистия.

Русское слово «благодать» означает «дать благо». Высшее благо для человека, которому вынесен смертный приговор, — прощение, освобождающее от наказания, от смерти. Высшее благо для погибшего грешника — Божье помилование, которое он получает по вере в заместительство Христово. «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру»... (Рим. 3.23-26).

Назначение благодати — расположить грешника к осознанию овощей вины и незаслуженного им Божьего милосердия и тем способствовать его покаянию, обращению, освящению и служению.

Бог, прощая грешника, не отменяет его вины и наказания, но возлагает их на заместителя Христа. Закон выносит свой справедливый вердикт: «Грешник виновен и достоин смерти!» Христос отвечает: «Я беру вину его на Себя, и умираю вместо него»... «Евангелие благодати Божией» (Деян. 20.24) провозглашает эту истину, призывает к вере, покаянию и новой жизни, помогая ему жить свято, не из страха наказания, не из чувства долга, а от избытка любви и благодарности к искупившему его Спасителю.

Закон Моисея говорит грешнику: Бог свят, будь и ты святым и тогда Бог примет тебя.

Благодать говорит: Сперва приди ко Христу за прощением и Он сделает тебя святым.

Закон говорит: Соблюдай закон и ты будешь оправдан твоей праведной жизнью.

Благодать говорит: Прими Искупление Христово и ты получишь благодатную силу для новой, праведной жизни.

Во многих случаях Библия говорит, что наше спасение совершается исключительно Богом, «по благодати Его», а в других, — что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его»... (Мф. 11.12). «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение»... (Фил. 2.12). «Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель... старайтесь делать твердым ваше звание и избрание»... (2 Петр. 1 гл.) и многие другие подобные повеления. И тут же рядом, Писание говорит: «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа»... (Фил. 1.6). как бы подчеркивая, что благодать Божия — альфа и омега нашего спасения. Люди, подверженные крайностям, приходят к выводу, что спасение совершается Богом без малейшего человеческого участия в нем. По их мнению, участие какой-то «нелепой свободной воли» человека кажется кощунственным, унижает Бога и лишает Его «полной славы» за совершенное Им спасение. Но, становясь на защиту Божьей славы, они сами того не замечая, низводят человека на уровень безвольного и бессловесного животного.

Эти люди готовы забыть то, что если бы у человека не было свободной воли. Бог не имел бы никакого основания отдавать человеку какие-то приказания или предъявлять какие-то моральные. стандарты и требования или ожидать от человека сознательного исполнения Его воли. Но, Бог говорит еще чрез Ветхозаветного пророка: «О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия, и смиренномудренно ходить пред Богом твоим!» (Мих.6.8).

Только человек способен устремлять свой взор в будущее, жить будущим, сознательно верить и не верить, сознательно любить и ненавидеть. Бог говорит: «За то, что он возлюбил Меня. избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его, и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». (Пс. 90).

Мы прекрасно понимаем и соглашаемся с тем, что инициатива спасения принадлежала Богу. Это Он «возлюбил мир» и ради его спасения принес в жертву «Сына Своего Единородного»; это Он все предусмотрел, наметил совершеннейший план спасения; это Он выполнял и все еще продолжает выполнять этот план на протяжении истории человечества.

Мы безоговорочно соглашаемся с учителем Церкви Киприаном, жившим в третьем веке, который писал: «Нам нечего гордиться, ибо в совершении нашего спасения, ничего нет нашего, ибо все от Бога»... (Эту Фразу часто повторяет в своих творениях Августин Блаженный).

Мы не можем усматривать какой-то заслуги в том, что мы уверовали, ибо и вера наша пришла к нам «от слышания Слова Божия»...

Но, при всем этом, никакая «преизобилующая благодать» Божия не устраняет сознательного человеческого решения, желания и согласия принять дар Божьего спасения. Дар благодати, дар веры. дар спасения, навязанные человеку извне, были бы для грешника скорее насилием, чем его подлинным свободным волеизволением.

Бог отверзает для грешника двери рая, но не вовлекает его туда принудительным воздействием. Дух Божий может пробудить человека духовно и «благость Божия вести его к покаянию», но каяться за грешника и просить у Бога прощения никто другой не может; это должен сделать сам человек. Бог может помочь блудному сыну» «придти в себя» и напомнить ему о «слугах избыточествующих хлебом», но решение: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою», должно исходить от сына.

Вот почему сказано: «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе»... Но, сказано также, что получаем это даровое оправдание только верою: «Ибо благодатию вы спасены, чрез веру». (Рим. 3.24; Еф. 2.8).

Бог избрал единственным условием спасения грешника не его разум, характер, особенную его духовность или Божье «предопределение», но простую всем доступную, детскую веру.

Что ж такое вера, в данном случае, как не внутреннее сердечное решение грешника принять «Евангелие благодати Божией», радостную весть Божьего помилования, адресованную «всякому кающемуся» грешнику? Вера, не приводящая грешника к такому решению, — ложная, мертвая вера.

Шаг веры это, своего рода решение, — акт повиновения, акт «покорности благовествованию». (Рим. 10.16). И, напротив: неверие — акт непослушания благовествованию. «Но не все послушались благовествования»...

Подлинное послушание добру или злу, без свободной воли, немыслимо. Там, где проявляется благодать, вера и послушание, там несомненно участвует и свободная воля. Для иллюстрации этой истины, возьмем хотя бы следующее место Писания: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушаниях праведности? Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности». (Рим. 6 гл.).

Итак, «мы признаем, что человек оправдывается верою» и, что «без веры угодить Богу невозможно»... (Рим. 3.20-29; Евр. 11 гл.)

Вера подобна любви: ее нельзя навязать насильно. Любовь по принуждению вызывает только ненависть. Вера из под палки — не Божья вера!

В решениях веры принимает участие: решение совести, решение разума и решение сердца; но главным решением в нашем обращении ко Христу следует рассматривать решение сердца, потому что это последнее, имеет дело с любовью Божией и с нашей ответной любовью к Богу.

«В нас сердце часто то решает,
Что не решим мы головой»...
(А. Н. Майков)

 

ИСКУПИЛ ЛИ ХРИСТОС ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО?

За кого Христос умер? за «грех мира» или только за тех, которых Он «предопределил ко спасению»? «Предопределенцы» убеждены, что Христос искупил только тех, кто был «избран Богом прежде создания мира»...

Казалось бы, что мысль о какой-то ограниченной любви Божией и о каком-то частичном искуплении, распространяющем свое действие только на скромную группу «привилегированных» грешников, не должна была бы возникнуть в уме здравомыслящего человека, но вот эта мысль не только возникла, но стала даже одним из догматов вероучения людей, склонных «мудрствовать сверх того, что написано». (1 Кор. 4.6).

А то, что «написано, — было написано не по воле человеческой, но писали его святые Божие человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1.21). И вот то, что они написали:

«Ибо так возлюбил Бог мир. что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»... (Иоан З.16).

«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него»... (Иоан. 3.17).

«Ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира»... (Иоан 4.42).

«Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира»... (Иоан. 1.29).

«Хлеб же, который Я дам, — есть Плоть Моя. которую Я отдам за жизнь мира»... (Иоан. 6.51).

«Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира»... (1 Иоан. 2.2).

«И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Своего Спасителем миру»... (1Иоан. 4.14).

При такой изумительной ясности, какую дают нам вышеприведенные места Св. Писания, по затронутому вопросу, читатель может спросить: «Какое же основание имеют «предопределенцы» для своего заблуждения?»

— Свое основание, или вернее — свое недомыслие, они находят в словах молитвы, которую Господь произнес, прощаясь с учениками. (Иоан. 17 глава). Они подчеркивают то, что Христос молился только об учениках: «о тех, которых Ты дал Мне... которые уверовали, что Ты послал Меня»... «Я о них молю: не о всем мире молю»...

Они неспособны понять, что эта патетическая молитва Господа была вызвана, в данном случае, не проблемами мира, а наступившими незабвенными минутами Его разлуки с горсточкой остающихся в мире учеников, окруженных врагами: «Они не от мира. как и Я не от мира... Я передал им Слово Твое, и мир возненавидел их»...

Следует добавить, что в этой же молитве Господь упоминает неоднократно и о мире, но эта часть молитвы ими сознательно умалчивается:

— «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их... Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир... Да будут все едины, — да уверует мир, что Ты послал Меня»...

Вторым подобным же недомыслием служат для них Апостольские послания, начинающиеся обычными приветствиями: «Избранным святым»... «Призванным, которые освящены Богом»... «Святым и верным во Христе» и часто встречающимися в них фразами: «Избрал вас»... «Призвал нас»... «Искупил нас»... «Приготовил для нас»... Указывая на все эти местоимения, «предопределенцы» спрашивают «Где же здесь сказано, что весь мир искуплен, призван, освящен?»

Такое превратное понятие самых простых вещей, объясняется только отсутствием логического мышления. Послания не были предназначены миру, но первоначально были посланы христианским общинам и относились к поведению и духовному опыту верующих. Третьим недомыслием является их безосновательный страх за «людей мира сего», которые могут вдруг ошибочно принять «идею мирового искупления» и не будучи возрождены свыше, рассматривать себя спасенными, продолжая вести прежнюю греховную жизнь. Но в этом нет никакой опасности. Господь сказал: «По плодам их, узнаете их»...

Кроме этих недомыслий можно было бы привести многие другие, но все они основаны на вздорных сравнениях и неудачных предпосылках, как например: «Бели весь мир искуплен, то весь мир и должен быть спасен. а мы наблюдаем обратное явление: выкуп за узника Христос внес, а узник все еще находится в темнице». Или: — «Как же так? Многие люди, за вину которых, Христос расплатился Кровью, будут брошены вдруг в озеро огненное?»

Как же отвечает на этот вопрос Слово Божие? Слово Божие учит, что «весь мир лежит во зле»... «Бог возлюбил весь мир»... Христос «умер за грехи всего мира»... «Бог повелевает (всему миру) всем людям, повсюду покаяться»... Бог готов просить «всякого кающегося», что «Бог не желает смерти грешника, но хочет чтобы грешник обратился от пути своего и жив был». Бог жаждет, чтобы весь мир, до единого человека был бы спасен. Он взывает ко всем людям, населяющим землю и говорит:

«Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли!» (Ис. 45.22). В притче царь повелевает: «Всех, кого найдете, зовите на брачный пир»... (Мф. 22.10).

Но Слово Божие одновременно открывает нам и тот печальный факт, что, согласно Божьего плана, не все «искупленные» воспользуются искуплением, не все «концы земли» обратятся к Богу, не весь мир «наследует Царство Божие», не все примут приглашение на «Брачный пир»...

В силу всего этого, Бог так сделал, что Его искупление, которое Он совершил для спасения всего мира, вменяется только тем людям, которые, слушая радостную весть о Божьем спасении, веруют в искупившего их Господа Иисуса Христа, принимают дар спасения, возрождаются свыше, имеют уверенность и радость помилования и следуют за Ним.

Для иллюстрации ап. Павел напоминает верующим о случае с Авраамом: «Веровал Авраам и это вменилось ему в оправдание» и добавляет: «а впрочем не в отношений к Аврааму одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вменяется и нам верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для нашего оправдания... Верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (в оправдание, во спасение...) Вся Четвертая глава к Римлянам говорит о вменяемости спасения по вере.

Вот почему ап. Павел мог сказать об искуплении не только избранным евреям, но и всему миру: язычникам римлянам, «варварам и скифам»... (Кол. 3.11). «Бог во Христе примирил с Собою мир (не только Церковь), не вменяя людям преступлений их... Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались оправданными пред Богом». (2 Кор. 5:19).

Слово Божие не знает предела безбрежной и бездонной Любви Божией. Бог, по Слову Божию, — «богат великой любовью», «богат милостью», «богат для всех призывающих Его»... «Благодать Божия, спасительная для всех человеком».. Но, увы! — Для человека неверующего тщетны и любовь Божия и Благодать Господня и Искупление Христово. Для человека неверующего — «Христос напрасно умер»... (Гал. 2:21).

Бог ожидает от грешника не только теоретического знания Истины, но «хождения в истине», жизни возрожденного человека. Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи»... (Евр. 10 26).

Итак не все званные «войдут на брачный пир»: но они не войдут не потому, что все места, «резервированы» только для избранных, и для откликнувшихся на призыв не осталось места, а по своей собственной вине: «пренебрегши то, они пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою»... Места на Брачном пире было бы достаточно для всего мира, но многие места, предназначенные для многих, останутся незанятыми, свидетельствуя о том, что Бог сделал для них все. но они сами отказались от такой высокой чести: «Званные не были достойны». Звавшие всех на Брачный пир. слуги, возвратились к царю и донесли: «Господин! Исполнено. как приказал ты, и еще есть место!» (Лук. 14.22).

Друг мой! Кто бы ты ни был: «предопределенный» ли или нет, помни: Христос, «приходящих к Нему не изгоняет вон». На Его необъятной груди и для тебя есть еще место... твое место!

Слово Божие заверяет нас, что Божие избрание, искупление, призвание и все благодатное спасение, это не лотерея со множеством пустых билетов, где слепая судьба преподносит сюрприз редким счастливцам, но «неизреченный дар» Божий, предназначенный для «всякого приходящего в мир», для всех, кто желает лично придти ко Христу, Спасителю грешников, и получить дар спасения верою.

Сперджен заверяя своих слушателей в том, что «всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его, и, что «приходящего к Нему, Христос не изгоняет вон», обычно говорил, что за девятнадцать веков спасающей благодати не было еще ни одного человека, который пришел бы ко Христу за помилованием и новым сердцем и Христос отказал бы ему в этом.

Мы не знаем, кто из людей примет дар спасения и кто отвергнет его; сколько людей погибнет и сколько спасется? И поэтому, как не наше дело «знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти», так равно и не наше дело заниматься пустыми подсчетами и ложными «предопределениями», «вторгаясь в то чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом»... (Кол. 2.18). Однако, мы можем быть совершенно уверены в том, что наши земные представления о Царстве Небесном вряд ли совпадут с той духовной действительностью, какую мы, по благодати Божией узрим, закончив наш земной путь.

Первое, что удивит нас, — мы не встретим в раю тех людей, в ком мы были уверены, что они непременно там будут.

Второе, что поразит нас, — мы встретимся со многими нашими знакомыми на кого меньше всего рассчитывали, что и они там будут.

И наконец, — нас больше всего изумит то, что мы сами, каким-то неизъяснимым чудом, там оказались.

Мы не сердцеведцы. Для нас чужая душа — потемки. Мы не всезнающи и не претендуем на раскрытие всех тайн Божиих, всех совершающихся в душе человека духовных процессов. Ал. Павел смиренно признает, что «мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем». (1 Кор. 13 гл.). Многие вещи трудны для понимания, тем более, что до конца объяснить их нельзя, как нельзя до конца объяснить все что касается самых основ бытия.

Но для правильного понятия таких вопросов, как — «умер ли Христос за все человечество или только за тех, в ком Он был заранее уверен, что они спасутся?» —нет нужды в добавочном откровении свыше. Бог не облек этот вопрос тайной, не окутал его засекреченностью, побуждающей нас к догадкам и предположениям, но «совершив спасение Свое пред лицом всех народов», Он послал апостолов Своих оповещать о Нем «всей твари поднебесной». (Лук. 2.29-32).

Известный евангелист и пастор, доктор Чалмерс, сказал: «Дайте мне деревню, хутор или только несколько разбросанных хижин, в которых есть люди, обескураженные вопросом спасения своей бессмертной души, и я предпочту послать к ним любого проповедника, признающего всеобщее искупление и свободную волю, чем узкого, неотесанного и усушающего кальвиниста, который настолько замкнулся в своем собственном «предопределении», что уже не способен больше предложить благодатного спасения «всем людям» и «всякому кающемуся грешнику»...

Сперджен говорит: «Никто из всех людей, находящихся в аду не сможет, подняв свой взор к небу, сказать: «Боже! я искал милости у Тебя и не нашел ее; умолял о пощаде и Ты не простил меня; жаждал спасения и Ты отказал мне в благодатном спасении; я пришел к Твоим дверям, как погибший грешник, как блудный сын, и Ты изгнал меня, бросил меня «во тьму внешнюю»...

Думайте не о том, избранны ли вы ко спасению или не избраны, а думайте об искупившем вас Иисусе Христе. Что с того, что в плане Божием уже значится определенное число уверовавших, когда верно и то, что «всякий, кто уверует», окажется в этом числе»...

«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется!» (Иоанн. 10 гл.). Господь назвал Себя дверью, иносказательно. Но допустим на минуту, что это слово надо понимать буквально. Допустим также, что грешник, попавший в безвыходное положение и ищущий выхода, как единственного для себя спасения, вдали заметил полуоткрытую дверь. Подойдя к ней вплотную, он видит над дверью крупную надпись: «Всякий, вошедший внутрь спасется». Не медля ни минуты, грешник решительно входит внутрь; но закрыв за собою дверь, он видит на внутренней стороне двери другую надпись: «Ты попал сюда по предведению Божию. Всех, вошедших сюда Бог «предопределил быть подобными образу Сына Своего...» (Рим. 8:29).

Слава Богу, что Христос не сказал: «Я есмь дверь: кто, из предопределенных Отцом, войдет Мною, тот спасется, а всем непредопределенным, — оставляю полное право пройти мимо»... Нет, Христос не сказал этого и не мог сказать: «Ибо нет у Господа Бога нашего ни неправды ни лицеприятия...» (2 Пар. 19:7).

Господь полон любви и сострадания ко всем людям. Его милосердие не имеет предела. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою...» (1 Иоанн. 3:16). «Ибо Господь весьма милосерд и сострадателен...» (Иак. 5:11). «Который хочет, чтобы все люди спаслись»... Ибо «Он предал Себя для искупления всех!» (1 Тим. 2:4-6).

Далее

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки