«Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоан. 15, 20).
Известно, что весь мир лежит во зле и любит грех. Дух злобы царствует в сердцах своих подчиненных. Царство его велико. Рабы греха находятся во всех слоях общества. Богатые и бедные, знатные и простые, ученые и безграмотные, старые и молодые, мужчины и женщины, — все порабощены дьяволом и служат ему.
Сколько крови и слез, стонов страдания и криков злобы возносится ежедневно на алтарь сатаны! Царство греха могуче и ужасно. Люди отдают греху свое сердце, волю, совесть, ум и тело. Одни отдают охотно, другие — подневольно. Но и те, и другие искали или ищут для себя удовольствия, наслаждения, минутной радости, мгновенного счастья. И не ужасно ли это, за одно мгновение платить всей жизнью? Ведь почти все начинали грешить с малого: с одного глотка, с «невинной» лжи, с незаметного проступка. Царство греха!
Но вот среди человечества появляется «во всем подобный нам, но без греха», взгляд Которого сияет любовью и чистотой, слово Которого звучит властно и нежно. Он говорил «как власть имеющий», а не как книжники и фарисеи. Дело Его приносить мир душе и радость сердцу. Пред именем Его трепещут демоны.
Иисус Христос — имя Ему. В Себе Он соединил все богатство благословения человечества. Он — истина, жизнь, дверь, путь! Он пришел завладеть не богатством земли, не сокровищами людей, нет, Он пришел «взыскать» измученные, больные сердца и спасти их. Он стремился не к славе человеческой, а к распространению славы Отца. Он пришел собрать разрозненные сердца человеческие и создать из них хор, который подхватил бы чудную песнь Ангелов: «Слава в вышних Богу!» Он примирил небо с землею, открыл свободный вход для всех людей в Царство Небесное. Слово Его проповедуется «дальним и близким». Кровь Его омывает от всякого греха. Св Дух научает «на всякую истину» Царство Христа — в сердцах людей, освобожденных Им от власти греха. Небесное благословение снизошло в самые низкие слои общества — на пастухов и рыбаков. Распространителями учения Иисуса Христа стали «немудрые мира сего», простые люди умом, но прошедшие школу сердца. Они были возрожденные и освященные словом Божиим, научившиеся прежде всего любить Бога «всем сердцем своим и всем разумением своим», а потом — ближнего своего, как самого себя. Они следовали по стопам своего Учителя. Любили, прощали, молились, терпели. И. как яркий свет, выделялись среди мрачных туч греха и произвола.
Какое же к ним было отношение мира? «Если Меня гнали, будут гнать и вас!» Христос вовсе не желал оставлять их в неведении, а предупреждал, что вместо душистых роз они встретят только колючие шипы, вместо радости — гонения и презрения; вместо благодарности — помои и отбросы поношений и хулы. Всюду они сталкивались с черными сердцами, с черными умами, с черными руками и с черными одеждами. Черные полчища окружали их и гнали, преследовали, сокрушали.
История повествует нам о тех ужасных и безумных преследованиях, которым подвергались последователи Иисуса. Миллионы душ истреблялись самым ужасным образом. Черная сила свирепствовала, желая стереть с лица земли «еретиков». Употреблялись старые оружия: насилие и уничтожение, жестокость и подлость. Мирных, трезвых и трудолюбивых христиан гнали как злейших врагов общества.
Но христиане не унывали, а переносили все твердо. Они твердо помнили слова своего Учителя: «Если Меня гнали, будут гнать и вас!»
И они высоко держали знамя, на котором было написано: «Любовь».
Да, любить Бога, любить друзей, любить врагов, любить истину, любить свет — таково призвание христиан! И искренно верующие, преданные сердцем Иисусу следуют этим путем, хотя и встречают вокруг себя тернии.
И наоборот, ненавидеть все светлое, доброе, чистое — таково призвание черных банд. И, к сожалению, ненавистников чистого христианства слишком много! Хотя это и не удивительно! Хлебопашец собирает небольшой закром пшеницы и — множество соломы, которую сжигают...
У нас в России баптизм появился сравнительно недавно. В 1911 г, всего несколько десятков лет насчитывают русские баптисты за собой. Хотя наш народ и религиозный, но «житейские обстоятельства» не благоприятствовали развитию духовной жизни. Безграмотность, крепостничество, невежество и пр. затормозили нашу жизнь. Но вот постепенно цепи ослабевали и препятствия удалялись. В 1861 году Высочайшим Манифестом было уничтожено крепостничество. Люди перестали быть рабами.
Еще в 1812 г. в России было учреждено Библейское общество, которое деятельно распространяло книги Св. Писания на русском, армянском, татарском и др. языках. Но оно просуществовало не долго. В 1826 это общество было закрыто. Но в 1831 было открыто новое протестантское библейское общество, а в 1869 «Общество для распространения Священного Писания в России». С тех пор русский народ получил Библию на русском языке и начал читать ее.
Как и во дни Иисуса Христа, последователи живого, евангельского христианства присоединялись по одному. Огонь разгорался постепенно. Медленно, но настойчиво Евангелие пробивало себе дорогу и завоевывало сердца рабов греха. Люди начали читать, а потом и рассуждать.
Рассуждать же было о чем! Столько противоречий встречаются между Евангелием и жизнью. Наша жизнь вовсе не основывается на Слове Божием. Выше всего стоит «я», а потом уже следует «Он». Всевозможные человеческие постановления только запутывали душу и не давали ей питания. Люди томились духовно и искали. Чтение Евангелия натолкнуло многих на верный путь искать мир душе и радость только в слове Божием, отвергнув все приставки человеческие. И — огонь загорелся!
Неудовлетворенные существующим учением начали собираться вместе и сообща читать Библию. К ним приходили любопытные «послушать». Слово Божие постепенно открывало одному одно, другому другое, указывало, что «кто кому служит, тот тому и раб». А ведь пьянство, разврат, буйство, сквернословие и др. грехи свирепствовали повсюду. Люди сознавали, что поступают не по-христиански и среди них проявились смельчаки, которые открыто сознались в своей греховности и обратились с мольбою к Тому, Кто «пришел взыскать и спасти погибшее». Эти смельчаки открыто восстали против всех предрассудков и преданий человеческих, установленных веками, и заявили, что «наше спасение не в молитвах, не в добрых делах и длинных богослужениях, а во Христе Иисусе, в живой вере в Него как личного Спасителя. «Кровь Иисуса Христа омывает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1, 7).
Такие рассуждения были новы для народа. «Баптизм по существу своему совершенно чужд миросозерцанию русского человека», — пишет один противник баптистов. Народ привык к громким возгласам, к множеству свечей, к дыму ладана, к торжественной обстановке богослужения, — и здесь вдруг говорится ему о поклонении Богу «в духе и истине», предлагается служить Богу сердцем, а не устами только, жизнью по слову Божию. Человек должен быть «светом миру» (Матф. 5). Свечей не гаснущей. Да, предлагалось нечто новое, не бывалое!
И одни не понимали этого, другие ожесточались. Многие же охотно присоединялись к этому течению и образовывали из себя целые общины.
Кому следует, тот сейчас же заметили «нечто неладное» в своих приходах и забили тревогу: «Крамола появилась среди нас! Нам грозит опасность!» А «опасность» заключалась только в том, что пьяницы становились трезвыми, безбожники — верующими, воры — честными, разбойники — мирными. «Крамола» была только в том,. что люди перестали быть «пешками», а начали спрашивать, как можно лучше любить Бога и ближнего!
Баптистов начали преследовать, запрещать собрания, сажать в тюрьмы, налагать штрафы, ссылать в отдаленные места. «Подогретые» невежественные крестьяне по селам и деревням начали избивать баптистов, разорять семьи, разбивать дома. Много слез и крови потеряли первые баптисты в России. Беззащитные и кроткие они терпеливо сносили все и только в молитвах своих обращались к Господу.
В это время появились так называемые «миссионеры», обязанность которых была выслеживать «сектантов». Они устраивали с сектантами беседы, и если убеждались, что те остаются на своем, предавали их суду и вообще старались искоренить «ересь». Каждый православный священник должен был следить «за порядком» в своем приходе, но не все из них могли, да и не все желали гнать сектантов. Миссионеры же специально занимались этим и пользовались особыми правами. Некоторые из них на этом поприще стяжали себе печальную «известность» и материальные выгоды...
Баптистов хотели подавить силою. Принимались самые решительные меры. Особые гонения на баптистов были воздвигнуты во время Победоносцева. Собираться для молитвы баптисты могли только тайно, ночью, в лесах, в оврагах, в погребах. Самые мирные люди на свете считались чуть ли не врагами отечества.
По вот были дарованы Высочайшие Манифесты о свободе совести и вероисповедания. Баптисты вздохнули свободно. Все преследуемые были освобождены из тюрем и мест ссылок. Тысячи баптистов смогли свободно собираться вместе и молиться, чтобы на земле было Царство Христа. Орудия грубого насилия должны были отойти в область предания. Последователи и новые потомки баптистов с содроганием слушают рассказы мучеников за убеждение в России. Трудно им было, но... все это в прошлом, подлежит забвению, а на горизонте баптистской жизни всходит яркое солнце торжества Евангелия и все страдальцы могут воскликнуть: «Течение совершил, веру сохранил, а теперь мне готовится венец правды»!
После объявления Манифеста обстоятельства переменились, пришлось менять и средства борьбы с «крамолой духовной». Вместо «подавить» нужно стало «доказать», и для этого миссионеры начали устраивать увещательные беседы со своими прихожанами, беседы с сектантами, начали образовывать кружки «ревнителей» и издавать противосектантские брошюры, журналы и газеты.
Особенно видное место занимает черносотенная газета «Колокол», издаваемая «известным» В. М. Скворцовым, в которой почти ежедневно громится баптизм и раздаются крики: «Россия в опасности!» Часто пишутся всевозможные небылицы, так что нет никакой возможности ответить на все нападки, а приходится все отложить «до дня оного», когда откроются все дела человеческие. И вечность откроет, у кого руки черные, а у кого — чистые.
На своих беседах миссионеры стараются внушить слушателям, что баптисты чужеземцы и ужасные люди, что баптисты на своих собраниях поносят православные святыни и кощунствуют открыто. Апостолы ведь предупреждали, что в последние дни появятся наглые «лжеучителя, которые введут пагубные ереси», — а эти «лжеучители и суть еретики баптисты». И «доказывается» большею частью простым слушателям такие вещи, что бедные, запуганные души при встрече «со штундой» торопливо открещиваются, отплевываются и бегут прочь или же с озлоблением начинают поносить и ругать всячески.
Я знаю одного человека, который специально пришел для того в собрание баптистов, чтобы удостовериться, правда ли, что баптисты на пороге под ковриком топчут ногами святой образ? Он умышленно зацепил коврик ногой и когда убедился, что это не так, как ему рассказывали, начал прислушиваться к чтению и объяснению Евангелия, и вскоре стал ревностным... баптистом.
Раньше на беседах с сектантами православные миссионеры пользовались большим преимуществом. Так сектант-собеседник должен был стоять в числе слушателей, говорить мог по разрешению, а большей частью только отвечать на задаваемые ему миссионером вопросы. Теперь беседы происходят па равных правах и баптисты тоже часто могут «доказать» свое упование.
В кружки «ревнителей» поступают мужчины и женщины, которые под специальным руководством подготовляются вести беседы с «совращенными» в баптизм, и часто появляются на собраниях баптистов и посещают их на дому. В беседах «ревнители» больше спорят, чем доказывают. Имеют ли они успех? Известно, что убежденного сектанта уже трудно переубедить, а тех, кто ищет «где лучше» — и убеждать не в чем!
В противосектантских брошюрах, конечно, торжественно возвещается о победе над «заблудшими овцами» и неопытное простонародье часто принимает их содержание за чистую монету, но стоит только тщательно разобраться в них, и открывается вся их несостоятельность. Содержание этих «душеспасительных листков» часто бывает наивное и большей частью рассчитанное на невежественных читателей. «Доказывают» они мало, но больше натравляют темную массу на «еретиков».
Баптист Г. из Сибири прислал мне несколько таких брошюр и газет. В одной из брошюр между прочим говорится так:
«Большинство крестьян села Архангельского, отличающегося ревнивою религиозностью, и до беседы очень недоброжелательно относилось к своим собратьям, перешедшим в баптизм, теперь же, видя их на беседе растерявшимися, запутавшимися, часто противоречащими самим себе и, в конце концов, разбитыми, как говорится, «в пух и прах», еще с большим ожесточением, пренебрежением и даже ненавистью стало относиться к ним. Баптисты стали даже побаиваться за свою «шкуру» и не без основания, так что на следующих беседах, о которых речь еще будет, один из местных священников о. В. Смирнов принужден был стоять около них, охраняя, таким образом от предубежденной против них толпы слушателей» (Курсив наш).
На этой беседе, как видно из брошюры, были два рода слушателей. Первые — крестьяне, отличающиеся «ревнивою религиозностью», и вторые — баптисты. Первые свою «ревность» показали в своем недоброжелательстве, ожесточении, пренебрежении и даже ненависти, так что один добрый священник о. В. Смирнов должен был охранять баптистов от разъяренных «ревнителей». Баптисты же, видя такое отношение к себе «ревниво религиозных» слушателей, «стали даже побаиваться за свою «шкуру» и растерялись, запутались и «часто противоречили самим себе», и под конец были разбиты в «пух и прах».
Да, нечего сказать, хорошее проявление «ревнивой религиозности»! Чисто по-евангельски!.. Наверно таких христиан имел в виду Ап. Павел, когда говорил: «Кротость ваша да будет известна всем человекам» (Фил. 4, 5)?
А ведь эта брошюрка хотела видно похвалиться своей ревностью. И все они такие, полные «ожесточения, пренебрежения и даже ненависти»!
Одна черносотенная газетка в Сибири усердно писала всевозможные доносы на баптистов. Особенно поносила она Г. И. Мазаева, обвиняя его чуть ли не в измене отечеству.
Вдохновителем и руководителем этой газетки, как сообщают, был священник Голосов, которого теперь обвиняют в развращении учениц в гимназии и даже в насилии. Его отстранили теперь от учительства и запретили совершать службы. И такой человек громко «ревнует о религии»! Это недоразумение какое то!
В общем, все обвинения возводимые на баптистов — трескучие фазы и только. Авторы всевозможных объяснительных и доносительных статей бьют на эффект и во множестве восклицательных и вопросительных знаков, стараются замаскировать свое бессилие.
Черносотенная газета «Друг» от 26 января 1911 г. в одной статье о сектантах между прочим, говоря о деятельности сектантов и бездеятельности духовных руководителей православия, пишет:
«Мы так привыкли к ничего неделанию, что малейший успех наших противников готовы свалить на бездействие гражданских властей. Появится в таком-то городе или селе штундизм, мы и кричим: да как это правительство прозевало? Приезжает какой-нибудь баптист и желает открыть молельню или затеять беседы: как мы тотчас, запыхавшись, летим ко всем градоправителям и, унижаясь в прах земной, молим их положить свое начальственное запрещение на затеи приезжего. Теперь еще, конечно, мы достигаем этого; ну а если бы законов, крепко ограждающих нашу веру, не было; если бы мы жили, например, в Турции или Китае, кто нам помог бы обезопасить наше стадо? Кто помогает высокопреосвященнейшему архиепискому Николаю в Японии не только оберегать, но и еще умножать свое стадо? Уж, конечно, не японские губернаторы и министры. Вот это и должно навести нас на мысль, что успех сектантов зависит не от бездействия гражданских властей, а скорее всего от бездействия тех духовных руководителей, которые должны оберегать и вовремя кормить и поить свои духовные стада».
Но для того, чтобы кормить, нужно иметь питательную пищу.
А такие сочинения могут найти отклик только в сердцах у не знакомых с учением Евангельской любви и правды. Черные же сердца сколько не черни, они останутся все теми же.
«Вы переменили отцовскую веру!» — упрекают обыкновенно баптистов. Так ли? Последователи Иисуса Христа знают только одну веру — Божию. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Иоан. 3, 36). «Отцовской веры» вообще нет. «Я есмь виноградная Лоза, а вы — ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15, 5). Христианин должен быть привит только ко Христу, а не к отцам. Имея непосредственное общение с Иисусом Христом, человек может приносить достойные Его плоды и даже «много».
Да и обвиняющие баптистов в измене сами не так давно отошли от старообрядцев, а еще раньше от язычества при князе Владимире. Так что они изменили «вере отцов» уже два раза.
Обвинение в измене отечеству также безосновательное. Где баптисты имеют влияние, там закрываются кабаки и притоны, пустеют тюрьмы и меньше страдальцев в больницах.
Где баптисты — там появляются школы и улучшается сельское хозяйство. Баптисты стремятся к трезвой и честной жизни, к разумному и сердечному служению Богу. На военной службе баптистам большей частью доверяют казенное имущество, — ибо они честны и усердно исполняют свои обязанности пред отечеством.
«Он боится Бога!» — говорят о баптисте. А обвинять его в какой-то «измене» могут только люди с черными от греха сердцами и устами.
Если же баптисты на основании Евангелия отвращаются от прежних своих святынь, то кому из нас не известно выражение: «Насильно мил не будешь»?
Верить человек может только по своему личному убеждению в кого и как он хочет. Внутренний мир человека принадлежит только ему и всякое притеснение верования человека есть преступление.
Баптистское движение — не иностранное, а чисто международное. Как для всех людей на земле необходимы хлеб, вода и воздух, так и духовное питание нужно всем. Когда баптизм появился в Германии, то противники кричали, что баптизм английского происхождения и совсем не применим для немцев. Через 50 лет баптисты появились по всей Германии.
Русские люди также жаждут правды и истинного поклонения Богу во Христе Иисусе. И хотя ночные совы и филины пугают людей, мы все-таки с надеждой будем смотреть на нашего Вождя Иисуса и мужественно проходить истинный путь.
Мы ожидаем великого духовного пробуждения и верим в торжество Евангелия!
(Из журнала «Баптист», № 9, 1911 г.)
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки