Проблема "христианин и общество" - существовала всегда. И люди всегда по-разному решали ее. Однако точка зрения Бога на эту проблему не менялась с течением веков.
Божье видение народов тем и отличается от современного политического мировоззрения, что у Бога народы состоят из известных лично Ему индивидуальностей, к которым Он обращается персонально. А современная точка зрения - это социум, общие тенденции его развития, среднестатистический индивид: политический разговор рассчитан на всех в общем и ни на кого в отдельности.
Поэтому дети Божии не должны отклоняться от линии поведения, учрежденной своим Отцом. Христа невозможно навязать не только какому-нибудь народу, нации, но даже отдельной личности. Проблема христианства может рассматриваться и решаться исключительно на уровне индивидума, обретая, по существу, форму одного-единственого вопроса: идешь ли ты за Христом? Священник может лишь остерегать людей (Иез.3.18), а не призывать их изменять законодательство государства. Господь посылал учеников призывать не к низвержению земных властей. Его цель заключалась не в обличении сильных мира сего, например, мертвого синедриона, но в обращении грешников к Богу. Надобно противостоять не закону, а сатане. "Нужно действовать не против, а выше", - как говорил В.Марцинковский. Так что смысл земной жизни истинный христианин обретает не в борьбе за "правильный" государственный закон, а в участии в возрождении каждого конкретного человека, его присоединении ко Христу.
Решать проблемы на уровне следствий, а не причин - дело бесполезное, ибо, как показывает исторический опыт, государственные законы вторичны. Первично же то, что истинное христианство, как образ жизни всецело основанный на Христовом законе, переживает сегодня серьезный кризис. Ныне, доминирующим среди христиан, как это ни прискорбно, является иной образ жизни, движущей силой которого является стремление к обогащению, безудержная гонка за земной славой. Законодательство и право, как и культура в целом, лишь отразили этот отход от христианских догматов и норм.
Христианин живет на земле как странник-путешественник в чужом государстве. В чем это проявляется? Прежде всего в том, что он всеми силами старается не преступать законы этого государства, дабы не подвергнуться суду. Разница между понятием "не преступать" и "исполнять", полагаю, очевидна. Исполнение предполагает инициативное действие в направлении закона. Не преступать - это значит жить так смиренномудренно в тишине и уповании, чтобы не приходить в столкновение с государственными законами. В последнем случае основой жизнедеятельности христианина является закон Христов, Его заповеди, помогающие человеку существовать в чуждых его духу политических и законодательных системах. Думается, что характер отношения христианина к государству и его законам, выражают слова Ап.Павла: "Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим.12.17, 18), сопоставленные с определением добра данным через пророка Михея: "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (Мих.6.8).
Показательно в этом плане поведение нашего Господа Иисуса Христа в дни Его земного пребывания. Обличая фарисеев, Христос повелевает народу: "Итак, все, что они велят вам, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают"(Мф.23.3). Другими словами это означает, что если законом правильно пользоваться, то он будет во благо исполняющему. Но можно провозглашать одно, а делать другое. Жизнь подтверждает, что фарисеи и лицемеры существовали во все времена, немало их окружает нас и сегодня. И все же, Господь, обличая законников, сказал: "Соблюдайте и делайте", а не занялся организацией против синедриона, делающего народ сынами геенны (Мф.23.15). Не восстанавливал Он народ и против Рима, его жестоких законов, но сказал: "Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф.22.21).
Обратите внимание на Его слова: Бог не требует Себе того, чем Он дал право пользоваться кесарю, но и Своего ему не отдает. Применительно к римскому закону, это означает, что его суть, по крайней мере в общей форме, не противоречит Божьим заповедям.
Совсем иное дело, когда люди, манипулирующие законом, пользуясь своим преимущественным положением, принуждают конкретного христианина преступать закон Христов - отдавать Божие кесарю или оставлять Божие ради кесаревого. Из истории Церкви мы знаем такой случай с Апостолами, описанный в Деяниях 5.12-42. Апостолы проявили неповиновение решению синедриона и "не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе" (ст.42), решительно определив свое отношение к человеческим законам: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам"(ст.29). Думаю, здесь вполне позволительно провести параллель между законодательством, которым руководствовался синедрион и обычным государственным законодательством: и то, и другое противоречит закону Божию, потому что, как сказал пророк Исаия: И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного..." (Ис.28.13).
Практически во всех конфликтных ситуациях между Апостолами и законом, ученики Христовы стремились отдать Божие Богу - свидетельствовать о Спасителе. Они не искали своего, не пытались даже защищать себя от различных притеснений законников и даже физических наказаний. Исключение составляют два случая с Апостолом Павлом (Деян.22.25; 23.3), которые, впрочем, также не являются протестом в прямом смысле этого слова. Нигде на страницах Нового Завета мы не видим Апостолов или первых христиан, собравшихся на демонстрацию по поводу какой-либо житейской проблемы, пусть даже крайне важной, к примеру такой, как рабство. Они не только не противостояли закону, если он не заставлял их отдавать Божие кесарю, но напротив, повиновались ему. Этому их учил Христос, не только проповедью, но и на деле. В этом плане особенно показателен случай, описанный Матфеем в 17 главе 24-27 ст. Иисус и Его ученики были свободными от дани на храм (по утверждению Христа (ст.26): "Итак сыны свободны"). Но Господь сказал: "Но чтобы нам не соблазнить их...отдай им за Меня и за себя". Смысл повеления Господня следует, очевидно, понимать так: даже если закон требует несправедливо, но не извращает при этом существо христианской позиции, не толкает к отступничеству от свидетельства Христова - делай, что велит закон. Этот же призыв мы находим и в 13 главе послания Апостола Павла к Римлянам, где прямо сказано о необходимости повиновения властям. И это понятно: ведь не власти определяют спасение души и рождение нового человека во Христе. Наилучшим подтверждением тому является вся история христианства в продолжение почти двадцати веков, испытавшего самые жестокие притеснения, но также нетленного ныне: "Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф.6.12). Смысл жизни христианина и сегодня сводится не к борьбе против законодателей и закона. Наша цель - устоять против сатаны и его ангелов, занимая активную общественную позицию. Несомненно, обще- ственная активность христианина - это активность особого рода, корен- ным образом отличающаяся от так называемой "гражданской позиции".
Если христианин будет активным членом общества охраны природы, памятников, профсоюзным деятелем, пекущемся об улучшении здравохранения, участником движения за возрождение национальной культуры и языка, то чем, собственно, его устремления будут отличаться от устремления людей мира сего, активных участников всех существующих общественных организаций? Ничем! Каким же может и должно быть участие христианина в общественой жизни?
Попытаемся от голого теоретизирования по этому поводу перейти к его практическому рассмотрению, поставив вопрос так: может ли истинный христианин быть народным депутатом на любом уровне власти? Тут сразу возникают вопросы. Народный депутат - кого он представляет: верующих или неверующих? В чем основной смысл его деятельности? И что он, собственно, должен делать? Какую часть своего времени он должен посвящать реализации своих депутатских обязанностей?
А вот и варианты ответов. Народный депутат - представитель неверующих и их интересов в первую очередь, т.к. последних, как явствует из Писания, большинство и, возможно, незначительной группы верующих. Он обязан добиваться справедливости во всех решениях, принимаемых в масштабе его уровня власти: способствовать улучшению материально-бытовых условий своих избирателей; урегулированию различных ходатайств и т.п. В целом, образно говоря, смысл его деятельности сводится к приближению эфемерного золотого века на земле. И заниматься этим депутату приходится постоянно, используя все оставшееся от основной работы и непременных домашних дел время.
Эти ответы показывают, что христианин, давший согласие стать депутатом, займется не свойственным для благовестника Божия делом. Посвятить все свое свободное от труда время тому, чтобы стараться приблизить золотой век на земле для грешников, не знающих имени Христа, добиваться справедливости и материальных благ вне зависимости от воли Иисуса, представляется полным абсурдом. И прежде всего потому, что главное дело христианина - отнюдь не благоустройство этой жизни для грешников, но благовестие, свидетельство об Иисусе, которому избранник Божий должен посвятить всего себя без остатка, не считаясь со временем.
Один молодой, энергичный и искренний брат как-то в частной беседе, высказал возражения против мысли, что христианин не создан для обыденной общественной деятельности и, в частности, не создан во Христе для того, чтобы быть депутатом. В качестве аргумента в пользу своей версии, он привел утверждение о том, что депутатская трибуна может быть использована для проповеди покаяния. Что можно было бы противопоставить этому аргументу? Представьте себе заседание исполкома по поводу неисправности сантехнического оборудования жилого дома. Теперь представьте нашего депутата, который вместо того, чтобы обличить разбазаривших необходимое оборудование мастеров и техников подотчетного исполкому РСУ, предлагает им всем покаяться и пойти за Христом. Намекает он о необходимости покаяния и всем остальным участникам заседания, имея в виду также и его председателя. Думается, у нашего славного и доброго брата вряд ли еще раз представилась бы возможность пользоваться депутатской трибуной.
Подобным образом можно было бы проверить любую общественную позицию, которую предложили бы занять христианину. В чем же заключается эта проверка?
Во-первых, и это главное, следует спросить себя: занял бы эту позицию Христос?
Во-вторых, какова главная цель, на которую будет направлена деятельность христианина, занявшего эту позицию? И та ли это цель, к которой он должен стремиться ?
В-третьих, позволительны ли и доступны ли для христианина средства, которыми он будет вынужден пользоваться для достижения цели?
В-четвертых, какую часть его жизни, времени займет это общественное дело?
В-пятых, не будет ли ущерба для благовестия, свидетельства?
Перечень критериев можно было бы продолжить, но, полагаю, и этих пяти достаточно для основной проверки.
Не многие виды общественной деятельности выдерживают своеобразный этот тест - остаются различные виды благотворительности и милосердия, просветительская деятельность, но и это уже, практически, область благовестия. Все точно так же, как и во времена Апостолов. Здесь необходимо добавить, что даже не всякая профессиональная деятельность может быть приемлема христианину, в частности, юридически - правовая деятельность (следователя, судьи и т.п.).
Представляется не лишним рассмотреть и этот род деятельности, т.к. существует практика избрания не только судей, но и народных заседателей, членов товарищеского суда. Конечно же, заповедь Христа: "Не судите да не судимы будете" (Мф.7.1) - относится к рассматриваемой проблеме. Ведь именно через следователя, судью и суд, объективный закон сталкивается с зыбучими песками субъективных точек зрения. Кроме того, такая печальная реальность как коррупция, извечно существующая в юридически-правовых кругах повсеместно, способна либо развратить добрые нравы христианина, рискнувшего заняться юриспруденцией, либо вытолкнуть его из этой среды. Как тут не вспомнить замечательные слова: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей;но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс.1.1, 2).
Правда, мои оппоненты могут ссылаться на то, что в Израиле не только были судьи, но и что они даже правили народом достаточно продолжительный период времени. Да, это действительно так.И все же подобная ссылка неудачна. Как видно из книги Судей, Бог лично занимался избранием судьи и руководил его деятельностью, вплоть до откровения в особо важных случаях. Очень важно и то, что деятельность судьи регламентировалась законом, данным Самим Богом. Но ко времени прихода на землю Иисуса Христа, юридически-правовой аспект жизни израильтян уже мало удовлетворял их и были заметны нарушения незыблемых законов.
С приходом Христа, Его смертью и воскресением, изменилась сама суть проблемы. Действительно, как может возрожденный, имеющий в себе вечную жизнь христианин, судить мертвого духом, уже осужденного на смерть грешника? А проблема встала именно так, потому что христиане не должны быть судимы мирским судом, как предостерегали Апостолы Петр и Павел (1 Петр.4.15; 1 Кор.6.6).
Этот мир и его деятели больны грехом.Их изломанная грехом совесть, не может поставить правильный диагноз, рассудить и назначить необходимое лечение, точно так, как психически больной человек никогда не согласится с тем, что он болен и ему необходимо лечение. Потому-то люди ищут причины зла и бед земных в сложившихся вокруг них материальных обстоятельствах - с одной стороны, и с другой - в приписывании нарушений морали и этики любому другому лицу или народу, только не себе лично. Духовная опустошенность и слепота заставляют весь мир суетиться, подталкивают к более или менее активному участию в различных мероприятиях и организациях, способных в лучшем случае лишь незначительно скрасить конкретные обстоятельства быта на земле. При этом истинные пути восстановления духовного здоровья человечества, зарастают обильными всходами проросших плевел.
Иисус о христианах сказал вполне определенно:"Они не от мира, как и Я не от мира" (Ин.17.16). И далее Господь молит Отца: "Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир...Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (Ин.17.17-21).
Отсюда следует, что в этом мире, который не наш, мы все имеем вполне определенное посланничество - обращать людей ко Христу, делать все для того, чтобы по нашим словам они смогли найти путь к Иисусу и уверовать, что Он приходил на землю с великой миссией от нашего Небесного Отца. В связи с этим хочется напомнить необычайно поэтичные и глубокие по смыслу слова, которые относятся к Иисусу, записанные пророком Исаией в 42 главе ст.19: "Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?" Неужели Иисус был слеп и глух? Ведь Он, по свидетельству евангелистов, божественным взглядом Своим проникал в глубины сердец людских и слышал голоса Ангелов. Ключ к пониманию смысла этого стиха мы находим во второй его части -"слеп, как возлюбленный..." Когда человек любит, то никто и ничто на свете уже не может отвлечь его внимание от предмета любви. Он весь поглощен его созерцанием, вслушивается в его слова, чтобы понять и сделать то, что он желает. Таким был Иисус. Он видел все, что вершится в современной Ему эйкумене, но взгляд Его останавливался лишь на том, что служило славе Отца Небесного, воплощению Его плана творения и спасения мира. Он подчинил всего Себя делу, на которое послал Его Отец. Таким стремился быть и Ап.Павел, взывавший ко всем верующим: "Подражайте мне, как я Христу" (1 Кор.4.16) и повторявший это не единожды ( Еф. 5.1; Фил.3.17).
Итак, верно выбранная христианином позиция в обществе, как видим, имеет великие примеры и определенные критерии. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается общественная активность христианина. Если он будет как следует исполнять свое посланничество на земле, у него просто не будет возможности заниматься чем-либо другим. Вспомним: "Жатвы много, а делателей мало" (Мф.9.37). И это очень серьезное обстоятельство, которое требует существеного подготовительного труда от каждого христианина. На это обращал внимание и Иисус, повелевая ученикам: "Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Мф.9.38).
Несколько стихов (13-15, 16, 19 и др.) из 5 главы Евангелия от Матфея проливают дополнительный свет на общественую позицию христианина: "Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы". Что имел ввиду Господь, говоря: "Стоящий на верху горы"? Должен ли христианин занимать такое высокое общественное положение, чтобы его было видно повсюду, и тогда он сможет быть светом миру? Полагаю, Он имел ввиду совсем не это, ибо и нищих духом, и кротких, и плачущих, и милостивых, и чистых сердцем, и изгнанных за правду Христос любовно называет "светом мира" (Мф.5.3-11), очевидно подразумевая, что кроткие, чистые сердцем и т.д. не только не смогут, но и просто не захотят участвовать в конкурентной борьбе за высокий социальный статус. Их положение города "на верху горы" определяется вовсе не социальным статусом, но исключительно духовной высотой, которая должна быть очевидной.
И если в человеке уже есть свет, божественный свет живущего в нем Христа, то он не имеет ни малейшего права скрывать этот дар Господаот окружающих. Поэтому и говорит Христос: "И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме". Поэтому же Иисус произнес и следующие слова: "Так да светит свет ваш пред людь-ми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5.15, 16). Как замечательно перекликается это со словами Ап. Павла в послании к Ефесянам: "Ибо мы - Его творение, созданны во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф.2.10).
Дела - это очень обширное понятие, в эту категорию входит абсолютно все, что совершает человек на земле. Как же классифицировать их? Бог дал нам, такой критерий отсчета - те дела, которые не противоречат закону заповедей Божиих - это добрые дела. Поэтому ключом к пониманиюобщественной позиции христианина можно считать 19 стих, гласящий:"Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном". Отсюда следует, что верующий во Христа может нарушить заповедь и неверно научить людей, но тоон "малейший". Чтобы быть светом мира, великим пред Господом, нужно все творить в соответвствии с Его заповедями и учить так поступать других.
Особое положение в ряду стихов Нагорной проповеди занимает 13 стих: "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям". Итак, чтобы быть светом мира и солью земли, нужно иметь силу. Христос особо подчеркивает безнадежность положения христианина, если в нем не будет божественной силы. Читая послания Ап. Павла, мы понимаем, что сей муж Господен очень хорошо это осознал и переживал в собственной судьбе. Делясь самым заветным с Тимофеем, которого он считал своим сыном, Павел пишет: "Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение" (1 Тим.1.12).Резюмируя сказанное, попытаемся сформулировать некоторые положения "христианского манифеста", утвержденного Богом:
1. Благовествовать и свидетельствовать об Иисусе.
2. Делать добрые дела.
3. Приобретать и постоянно поддерживать необходимую для дела силу, совершая подготовительный труд души.
Заканчивая эти краткие размышления над "христианским манифестом" — общественной позицией христианина, хотелось бы подчеркнуть, что большинство бед христианства происходит именно оттого, что детям Божиим, живущим в еще неискупленной плоти, среди суеты этого мира, очень свойственно нетерпение сердца, желание поскорее достичь видимых признаков Царства Небесного на земле. И для достижения этой обманчивой цели христиане зачастую используют собственные, а не Божьи средства. Между тем, в Священном Писании, прочтя его хоть тысячу раз, мы не найдем и полстиха, где бы Господь поставил такую цель перед Своими последователями.
Царство не может быть без Царя. А так как Христос сегодня на земле пребывает лишь в сердцах любящих Его, то территорией Царства Божиего являются не отдельные земные государства или земля в целом, а Церковь - Невеста Иисуса Христа. Именно эту территорию мы, называющие себя детьми Божьими, воинством Христовым, и обязаны расширять, помогая блуждающим во тьме, найти путь к Господу, своей молитвой, проповедью, примером и действием!
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки