Глава VII

РОЖДЕННЫЙ ОТ БОГА

Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Ин. 3:3,5-6).

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы, нам быть некоторым начатком Его созданий... Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. (Иак. 1:18,21)

 

Была ночь. Из-за риска подвергнуться нападению разбойников, притаившихся у темных дверных проемов на узких улочках, ни один осмотрительный человек не ходил по темным улицам Иерусалима ночью, кроме как по срочному делу. Опасность исходила и от римских солдат, которые часто бывали подозрительны и нетерпимы в обращении с теми, кто осмеливался выйти из дому после захода солнца.

Но фарисей Никодим — член Синедриона, человек, занимавший высокое положение в Иерусалиме, — пришел к Иисусу ночью. Возможно, больше разбойников или римских солдат боялся Никодим замешательства, которое прочел бы в глазах коллег, если бы его увидели сидящим среди учеников неизвестного молодого рабби из Назарета. Или, быть может, жгучие вопросы не давали покоя его разуму и сердцу и не позволяли дожидаться утра: кто этот Иисус, который проявляет такое бесстрашие и ревность по святости храма? Этот совершитель чудес, который говорит с такой очевидной властью? Возможно ли, что он действительно долгожданный Мессия Израилев? По крайней мере, кажется очевидным, что он пророк — учитель, пришедший от Бога! Что может он рассказать об обетованном царстве?

К удивлению Никодима, Иисус принялся отвечать на его вопросы прежде, чем он успел оформить их в слова. Однако слова Иисуса показались Никодиму странными и таинственными:

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3:3-8).

Так Иисус открыл одинокому вопрошателю сущностную природу отношений с Богом, возможных для людей через искупление, которому надлежит совершиться в Нем Самом. Есть иное рождение, возможное для человека, рождающегося в мир от женщины, — рождение свыше, от Духа Божия; рождение, которое дает человеку право быть причастным царству и семье Божией и разделить Его вечную жизнь.

«Как это возможно?» — спросил Никодим. Мягко, но решительно Иисус укорил его за явное непонимание природы духовных отношений между Богом и людьми, которые ходят с Ним верой. «Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?»

В зачаточной форме учение о духовном рождении свыше встречается в Ветхом Завете, хотя имеет там неясные очертания. Многочисленные места раскрывают природу духовных отношений между Богом и верными как отношения отца и сыновей и дочерей, а в некоторых местах подразумевается духовное рождение свыше. (См. Вт. 14:1; 32:6,19; 1 Пар. 29:10; Пс. 81:6; 102:13; Ис. 1:2; 30:1,9; 43:6; 45:11; 63:8,16; 64:8; Иер. 3:4,19; 31:9; Ос. 1:10; Мал. 1:6; 2:10; Иез. 36:25-27 — см. Ин. 3:5.) Слова Павла во 2 Кор. 6:17, как представляется, не цитата из конкретного места, но своего рода мозаика, где собрана суть многих слов пророков о том, что духовные отношения между Богом и верующими — это отношения отца и сыновей.

И вновь слова Павла в Гал. 3:23 — 4:7 открывают, что верующие под Законом были в той же мере детьми Божиими, что и верующие в нынешнюю эру. Различие, которое проводит Павел, — это различие не в отношениях, но лишь в положении: верующие под Законом были в положении малых детей под наблюдением педагога (закона), в то время как верующие ныне находятся в положении взрослых сыновей, достигших своего законного совершеннолетия. Верные ветхозаветной эпохи были детьми и наследниками Бога, и новозаветное представление сыновних отношений верующих к Богу, хотя и более яркое, отнюдь не ново. Духовное рождение на Сионе, по благодати Божией, людей, рожденных грешными, прекрасно изображено в псалме 86.

Как «учитель Израилев», Никодим был справедливо укорен за то, что пребывал в явном неведении относительно нового рождения. Но упрек Иисуса не означал, что Никодим должен был понять, каким образом Дух совершает духовное рождение людей. Рождение от Духа — то «небесное», что сокрыто в премудрости и силе Божией и недоступно пониманию смертных.

За всеми определениями [совершаемого Святым Духом в возрождении] остается тайна жизни и тайна действия Духа на дух. Что есть это духовно оживляющее прикосновение Бога, никто никогда не узнает. Возможно, само возрождение не подлежит осознанию человеком. Оно явлено в своих последствиях, но само по себе невидимо; следовательно, у нас нет возможности изучить его. Возрождение происходит глубоко внутри нас, и совершитель. Святой Дух, действует невидимо, не привлекая к себе внимания и, очевидно, не желая быть увиденным в сокровенном действии. Таким образом, у нас нет материала для определения возрождения изнутри. Но неизвестность не должна беспокоить нас, поскольку это та неизвестность, которая окутывает все внутренние духовные процессы: мы можем проследить их истоки и последствия, но сами они происходят слишком глубоко, чтобы быть изученными. (William Newton Clarke, An Outline of Christian Theology, p. 397. Мы должны отвергнуть многие взгляды Кларка, однако приведенный выше отрывок превосходен, сказанное полностью соответствует словам Господа в Ин. 3:5-8.)

«Должно вам родиться свыше», — сказал Иисус. Но второе рождение не есть нечто такое, что люди должны или могут совершить сами, чего могут достичь и что могут предложить Богу для рассмотрения и одобрения. Второе рождение — это святые отношения с Богом, установленные в людских душах силой Духа, когда люди подчиняются воле Бога через покаяние и веру.Это и есть то сущностное, через что люди разделяют вечную жизнь Бога. Без этого есть лишь духовная смерть.

Труп можно набальзамировать, напитать травами и превратить в мумию. Разложение становится невидимым, вся неприглядность тщательно скрыта. Так и многие люди бальзамируют мертвые души, пропитывают ароматными травами и укутывают, как мумию, в саван самоправедности, чтобы незаметно было внутреннее разложение. Но как египтяне никогда не могли бальзамированием вернуть жизнь умершим, так и эти духовные мумии со всем своим египетским искусством никогда не могут заронить и искру жизни в свои умершие души. (Abraham Kuyper, The Work of the Holy Spirit, p. 280 f.)

«Должно вам родиться свыше!» Необходимость нового рождения для спасения людей — величественный лейтмотив благовестия, который мы не можем осмелиться игнорировать. Позаботимся о том, чтобы наши проповеди и наставления носили библейский характер, чтобы делать акцент на святых отношениях, а не просто на внeшнeм опыте. Будем ocтepeгaтьcя того, чтобы не производить впечатление, будто новое рождение — совершитель спасения, а не просто условие. Спасает Иисус, а не новое рождение. Отметим, что новозаветное учение о новом рождении было преподано не затем, чтобы обращать в христианство погибающих, но чтобы наставить верных, дать им понимание природы их духовных отношений с Богом через веру в Иисуса Христа.

(Утверждать, что Никодим не пребывал под спасающей благодатью во время беседы с Иисусом, — значит, утверждать, что люди не могли обрести спасение при Ветхом Завете, или что Никодим не испытывал покаяния перед Богом и был неверующим в отношении пути спасения при ветхом домостроительстве (который оставался действенным вплоть до жертвы Иисуса на кресте). Такое утверждение противоречит тому, что кратко говорит Иоанн о Никодиме (Ин. 3:1; 7:50; 19:39-42), указывая, что тот был благочестивым иудеем неподдельной веры, чье сердце было открыто истине. Слова Иисуса «вы свидетельства Нашего не принимаете... вы не верите...» (Ин. 3:11) (местоимение множественного числа) указывают, что обвинение было предъявлено не лично Никодиму, но фарисеям и синедриону, а возможно — и иудеям в целом, о чем свидетельствует Ин. 1:11. Тот факт, что Никодим пришел к Иисусу как искренний вопрошатель, указывает, что его отношение было исключением. Несмотря на множество проповедей, в которых Никодим изображается как человек «религиозный, но погибающий», нет оснований полагать, что Никодим не был в положении Захария и Елисаветы, которые«были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк. 1:6). Но его понимание природы отношений между Богом и верными было несовершенным (Ин. 3-13), и он испытывал серьезную потребность в наставлении, — о роли Иисуса как подлинной жертвы За грехи и единственного предмета веры для верующих при новом домостроительстве, которому надлежало вскоре сменить эру Закона (Ин. 3:14), — чтобы не преткнуться о камень преткновения, Христа и не упасть (Лк. 2:34; Рим. 9:32) и, отвергнув Мессию в Его пришествие, не стать ветвью, «отломившейся неверием» (Рим. 11:20).)

Учение о новом рождении не встречается ни в одной из речей в книге Деяний и не представлено явно в посланиях, за исключением 1 Иоанна. Все, что говорится о новом рождении, обращено к верующим, которые уже вошли в это святое состояние.

Пусть никто не преуменьшает реальности или важности оживления, совершаемого Святым Духом в новом рождении, посредством которого человек становится «новой тварью во Христе». Но совершаемое таким образом новое рождение не является — согласно многим важным предостережениям против отступничества и свидетельствам, приведенным в Новом Завете, — непоколебимым состоянием действительного отступничества. Хотя значение учения о новом рождении нельзя переоценивать, к сожалению, его можно неправильно истолковывать.

Распространенной серьезной ошибкой является предположение о существующем тождестве физического рождения и духовного: все, что присуще физическому рождению, в равной мере присуще духовному; все, что можно утверждать относительно одного рождения, можно утверждать и относительно другого. Развивая подобное ошибочное предположение, многие приходят к выводу о том, что духовное рождение, подобно физическому, необратимо. «Если человек родился, — спрашивают они, — как он может вернуться в состояние небытия?» «Я могу быть своенравным, непослушным сыном, но я навсегда остаюсь сыном своего отца». В защиту того, что представляется таким людям очевидным логическим заключением, они сознательно предлагают необоснованные причудливые толкования многих простых слов Иисуса и ясных, явных предостережений в Новом Завете. В конце концов Писание должно согласовываться! Но рассмотрим три существенных различия между физическим рождением и духовным:

1. В физическом рождении жизнь субъекта возникает in toto, в то время как при духовном рождении происходит переход из одной формы жизни в другую.

(Кто-то может возразить, что духовное рождение не является переходом из ветхой жизни в новую, поскольку, рождаясь от Духа, человек переходит «от смерти в жизнь», становясь «новой тварью во Христе». Это верно, но лишь в рамках всецелого определения духовного рождения, содержащегося в Писании. Человек, «мертвый по преступлениям и грехам», тем не менее является разумным, духовным существом, лично ответственным за свою жизнь и грехи, и если не покается, должен предстать пред Богом на страшном суде. То, что представлено как «смерть», поскольку грешник «отчужден от жизни Божией», тем не менее является духовной жизнью на упадочном уровне — духовной жизнью, за которую погибающий должен ответить Богу на страшном суде. В Новом Завете много раз говорится о прежней жизни христиан до обращения, о духовной жизни людей в невозрожденном состоянии.)

2. При физическом рождении человек не обладает предварительным знанием и не дает согласия, в то время как при духовном рождении человек должен иметь предварительное знание Евангелия и должен давать согласие.

(Можно возразить, что, согласно Ин. 1:13 и Иак. 1:18, духовное рождение людей совершается по воле Божией, а не по воле людей. Такое возражение проистекает из давнего заблуждения «или — или» — нелепого предположения, которого по неведению придерживаются многие серьезные ученые-библеисты. На самом же деле духовное рождение человека совершается по воле и Бога, и человека. «Восхотев, родил Он нас словом истины». Да, это так, но не без вашего согласия. По своему желанию жених выбирает невесту, но не без согласия невесты. Бог был понуждаем даровать людям духовное рождение [и такой страшной для Себя ценой] не чем иным, как Своей любовью и благодатью. «Восхотев», таким образом, Отец светов дает благие дары людям и рождает как Своих возлюбленных детей всех, кто верит Его слову истины. Инициатива исходит от Бога. Но Божия инициатива требует отклика от человека. Люди не рождаются от Духа без предварительного знания Евангелия [Рим. 10:8-17] и без согласия [Ин. 5:40].)

(В отношении Ин. 1:13 отметим, что .многие отцы церкви отвергали прочтение hoi... egennethesan {о котором Тертуллиан говорил как об искажении текста валентиновскими гностиками, отрицавшими рождение Иисуса от девы) в пользу глагола в единственном числе (см. Blass, Philology of the Gospels, p. 234 ff.). Если греческие рукописи, написанные унициальным письмом, сохранились до наших дней в неискаженной форме, то в стихе говорится о духовном рождении верующих. Если правы Тертуллиан, Ириней и другие отцы церкви, то Иоанн говорит о физическом рождении Иисуса. Можно отметить для дальнейшего рассмотрения следующие аргументы: 1) Мнение отцов церкви, изложенное выше. 2) Язык указывает на то, что речь идет о физическом рождении: «ни от крови («кровей» в греческом тексте), ни от хотения [thelema, Тэйер: склонность, желание] плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». 3) Утверждать очевидный факт — духовное рождение верующих совершается не кровью, не стремлением или желанием плоти — было бы совершенно бессмысленно. 4) Воплощение, посредством которого Слово вошло в человечество, — тема пролога Евангелия от Иоанна, и непосредственно здесь рассматривается (Ин. 1:14).)

3. В физическом рождении человек получает жизнь» независимую от родителей. Родители могут умереть, но человек продолжает жить. Однако в духовном рождении человек не обретает независимой жизни. Он становится причастным жизни и природы Того, Кто рождает — причастным, через веру, вечной жизни Бога во Христе, «жизни нашей».

Ввиду очевидных существенных различий, не может представляться странным то, что духовное рождение, в отличие от физического, не является необратимым. Нелепо предполагать, будто существует тождество духовного и физического рождения и что присущее физическому рождению в равной мере присуще духовному. И физическое рождение, и духовное в равной мере реальны, но различны по существу. И хотя есть аналогия между этими двумя видами рождения, тождества между ними нет.

«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Иисус несомненно понял, что Никодим разделяет общее для иудеев превратное представление, будто родиться потомком Авраама по плоти — значит так или иначе получить гарантию духовного родства с Авраамом и с Самим Богом (см. Ин. 8:33-42). Но отношения между Богом и верными имеют духовный, а не плотский характер. В то время как отношения физического родства между отцами и сыновьями не могут быть отменены, духовное единение и согласие земных отцов и сыновей может быть разрушено (и как это ни трагично, часто разрушается). Отношения между людьми и Богом как их Творцом не могут быть отменены — но подлинно возвышенные, святые отношения, которые Бог желает иметь с людьми, носят духовный, а не плотской характер. Эти отношения добровольны и не являются нерушимыми на протяжении испытательного пребывания человека на земле в Божьей нравственной вселенной.

Многие привыкли воспринимать новое рождение исключительно как мгновенное преобразование, совершаемое Духом при условии, что человек имеет веру и испытывает раскаяние. Такое представление, конечно, согласуется со сказанным в Писании. Это правда, однако не полная правда. Новое рождение — это духовные отношения между Богом и человеком, которые начинаются с оживления Духом, когда человек покоряется воле Бога через покаяние и веру в Иисуса Христа, и которые поддерживаются Святым Духом при том, что человек пребывает в покаянии и вере. Начало — главное, но это не все.

Обратите внимание на Ин. 1:12: «А тем, которые приняли [elabon, аорист изъявительного наклонения, определенное действие в прошлом — обращение] Его, верующим [pisteuousin, причастие настоящего времени, настоящее продолженное действие — неотступность в вере] во имя Его, дал [edoken, аорист изъявительного наклонения, определенное действие в прошлом — обращение] власть быть чадами Божиими». Иоанн представляет оба аспекта — начальный акт веры в приятии Христа, посредством которого устанавливаются отношения, и неотступная вера в Него, посредством которой отношения поддерживаются. Различие наиболее ярко в переводе Веркила: «But to those who did accept Him, He granted ability to become Gods children, that is, to those who believe in His name» (Но тем, кто действительно принял Его, Он даровал способность становиться детьми Божиими, то есть теми, кто верит в Его имя). Уэсткот так комментирует Ин. 1:12:

Насколько мы понимаем, «власть быть чадами» проистекает из потенциального единения с Сыном, посредством которого тем, кто принимает Его, дается способность осуществлять божественное общение... Важно увидеть, как в стихе гармонично соединяется божественное и человеческое в осуществлении Сыновства. Начальный акт — это одновременно «рождение» (egennethesan) и «приятие» (elabon)... Бог со своей стороны все совершил, но человек должен совершать требуемое от него постоянно (genesthai tekna, tois pisteuousin),.. Слово верующим находится в соположении с предшествующим словом тем. Действенное принятие Христа представлено как постоянная энергия веры, которая полагается на Него, как на Того, Кем Он открылся. (В. F. Westcott, The Gospel According to St. John, p. 9.)

Понимать новое рождение исключительно как преобразование, совершаемое Духом в момент обращения, — значит иметь неадекватное представление об учении, представленном в Священном Писании. Есть два аспекта нового рождения: начальный опыт (обращение) и поддерживаемые отношения (неотступность). Из двадцати случаев, когда в Новом Завете говорится о рождении от Бога (gennao и anagennao) ( Ин. 1:13; 3:3,5,6,7,8; 1 Кор. 4:15; Флм. 10; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:3,23; 1 Ин. 2:29; 3:9; 4:7; 5:1 (три раза); 4:18 (два раза)), семь раз используются перфектные причастия и трижды — формы перфектного времени изъявительного наклонения, подчеркивающие такой аспект нового рождения, как поддерживаемые отношения. (Перфектное время указывает не только на событие в прошлом, но также на продолжающееся существование результатов этого события в момент речи.) Из других десяти случаев в одном практически наверняка говорится об Иисусе (1 Ин. 5:18, gennetheis) (В Ватиканском манускрипте слова terei auton стоят на месте слов terei heauton (которые многие ученые считают верными), в результате чего аористное причастие пассивного залога genngtheis указывает на Иисуса, а не на верующих. См. Williams, Verkuyl, Weymo-uth, RSV, Moffatt), в другом, очень вероятно, тоже говорится об Иисусе (Ин. 1:13), а в восьми, девяти, или возможно, десяти случаях акцент делается на таком аспекте нового рождения, как начальный опыт.

Существительное anakainosis (возрождение, обновление) ассоциируется с точечным глаголом в Тит. 3:5, указывающим на начальный опыт в новом рождении, а также с продолженным глаголом в Рим. 12:2, подчеркивающим поддерживаемые отношения. Глагол anakainoo (делать новым) имеет продолженный характер как во 2 Кор. 4:15, так и в Кол. 3:10, подчеркивая поддерживаемые отношения в новом рождении.

Новое рождение должно иметь начало. Оно должно начинаться определенным опытом обращения (которое, в зависимости от обстоятельств, может быть, а может не быть зримым), когда человек, раскаиваясь и принимая Христа как Спасителя, становится новой тварью во Христе под действием Святого Духа. Однако с момента возникновения новое рождение характеризуется возникшими и продолжающимися отношениями с Богом, которые должен поддерживать Святой Дух.

Из восьми указаний в Первом послании Иоанна на рождение верующего от Бога (если считать, что gennetheis в Ин. 5:18 указывает на Иисуса) четыре раза используются перфектные причастия и трижды — формы перфектного времени изъявительного наклонения. Иоанн делает акцент на новом рождении как нынешних отношениях, а не как событии в прошлом. Но существуют особые условия, необходимые для поддержания этих отношений.

Важные слова об условном аспекте нового рождения находим в 1 Ин. 3:9: «Всякий, рожденный от~ Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». Прежде всего, что означают слова «не может грешить»? Безусловно, они не имеют значения «не может совершить греха», поскольку такой смысл противоречил бы высказываниям самого Иоанна (1 Ин. 1:8 — 2:2) и тому, о чем всюду свидетельствует Писание. Как утверждает Робертсон, «инфинитив настоящего времени активного залога hamartanein может лишь означать "cannot go on sinning" (не может продолжать грешить)». (А. Т. Robertson, Word Pictures in the New Testament, Vol. VI, p. 223.) Это согласуется не только с грамматикой, но и с единообразным учением Нового Завета. Рожденный от Бога, согласно Уильямсу, «cannot practice sinning» (не может иметь обыкновения грешить).

Но как же рожденный от Бога «не может продолжать грешить»? Что это, абсолютная невозможность для такого человека грешить? Очевидно, что нет, поскольку наличествует много предостережений против совершения греха, обращенных к верующим, и в Новом Завете приводятся многочисленные примеры отступничества (ср. с. 191 и далее). Таким образом, коль скоро это не абсолютная невозможность, это относительная невозможность. Так, «stand begotten of God» (являться рожденным от Бога —буквальный перевод перфектного причастия gegennemenos) и «practice sinning» (грешить) — два рода поведения, нравственно и духовно несовместимых. Эти два состояния не могут сосуществовать.

Очевидно, таким образом, что состояние, при котором человек не может грешить, представлено не как неизбежное следствие нового рождения, но как главное условие, определяющее продолжающееся осуществление нового рождения в человеке. Главная мысль апостола в первом послании заключается в том, что существуют одни особые условия, при которых новое рождение может существовать, и другие особые условия, при которых новое рождение не может существовать (см. 1 Ин. 1:5-7; 2:3-11,15-17,24-29; 3:6-24; 4:7-8,20 — 5:1). Иоанн настаивает на том, что без искреннего намерения и стремления творить добро и избегать зла человек не может «являться рожденным от Бога». Никто из преданных миру, плоти и дьяволу не может «являться рожденным от Бога», разделять Его божественную природу и вечную жизнь через Его спасающую благодать во Христе. (Признание этой истины «спасло бы» многие простые наставления Иисуса, которые сторонники безусловной безопасности воспринимают как «неприменимые к нынешнему завету».)

Чефер оспаривает такое понимание: «...превращать сыновство — по своей природе вечное положение пред Богом, ставшее возможным всецело благодаря заслуге Христа, — в состояние, обусловленное человеческой достойностью и зависящее от нее, — значит противоречить всему строю божественной благодати и в конце концов превращать бессильного человека в собственного спасителя». (Lewis Sperry Chafer, Systematic Theology, Vol. Ill, p. 225 f.)

Прежде всего отметим, что Чефер исходит из ошибочною предположения о том, что существует тождество физического рождения и духовного: «...сыновство, по своей природе вечное...». Повторим, что в определенном смысле человек является «своим собственным спасителем». (См. 1 Тим. 4:16; Деян. 2:40 и т. д.) Спаситель, пришедший, дабы «мир спасен был чрез Него», несет спасение лишь тем, кто «принял Его», «верующим во имя Его». Откликаясь на призыв Евангелия верить в Спасителя, посланного Богом, человек в каком-то смысле (в библейском смысле) становится «своим собственным спасителем». Более того, слова о «человеческой достойности» не могут быть совершенно неверными ввиду таких утверждений, как:

У тебя в Сардисе есть несколько человек, которые неосквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ) ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его (Отк. 3:4-5).

...увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие... мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете (Деян. 14:22; 2 Фес. 1:4-5). Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Отк. 21:7).

Невзирая на возражения Чефера и других искренних защитников учения о безусловной безопасности, наше сыновство остается условным на протяжении всего нашего земного пребывания в Божьей нравственной вселенной. Обратите внимание на предостережение Павла: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8:12-14). Апостол говорит далее (Рим. 8:17), что мы дети и наследники Божий, сонаследники Христу, «если только с Ним страдаем». (См. 2 Тим. 2:12: «Если терпим (hupomeno), то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас».) Лиддон комментирует Рим. 8:14: «Хотя huiotes [сыновство] является результатом Божьей благодати, его продолжительность зависит от покорности, человека водительству Святого Духа Божия (Рим. 8:14)». (Н. Р. Uddon, Explanatory Analysis of St. Pauls Epistle to the Romans, p. 132.)

Условный аспект нового рождения становится очевидным при сравнении первых двух предложений 1 Ин. 3:6 и 9:

«Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает».

«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха».

То, что в 1 Ин. 3:6 апостол объясняет «пребыванием в Нем», в 1 Ин. 3:9 он объясняет рождением от Бога. Таким образом, Иоанн подразумевает, что «пребывание в Нем» и рождение от Бога эквивалентны. Мы видим, что «пребывание во Христе» бесконечно больше «общения» или «освящения». Это не что иное, как пребывание «рожденным от Бога». «Являться рожденным от Бога», следовательно, означает нынешние отношения, проистекающие из нынешнего условия — «пребывания во Христе». Такое понимание полностью согласуется со словами Господа в Ин. 15.

Многие утверждают, что «пребывание во Христе» — это привилегия «общения», которое важно, но не обязательно для всех, кто находится в «отношениях» рождения от Бога. Это ключ к духовной власти и победе над грехом в жизни христианина, — считают сторонники такого понимания, — однако человек может оставаться рожденным от Бога, не пребывая во Христе. Большинство трудностей, возникающих в результате такого понимания, проистекают из того, что слово «пребывать» наделяется произвольным значением. Значение этого слова стало совершенно чуждым действительному значению слова тепо, которое обычно переводится не только как abide (англ. пребывать), но и remain, continue, endure, tarry, dwell и др. (англ. оставаться, пребывать, стойко держаться, обитать). Несомненно, специфическое толкование торжественных слов Господа о «пребывании» в Нем (Ин. 15) не было бы усвоено с такой легкостью, если бы авторы Перевода короля Иакова передали слово тепо словом «remain» — (англ. оставаться, пребывать — как они сделали во многих других местах и как передают это слово многие современные переводчики в Ин. 15), а не «abide» (англ. обитать, пребывать).

Некоторые обращаются ко второму предложению в 1 Ин. 3:6: «всякий согрешающий не видел Его и не познал Его», — чтобы обосновать мнение, что «христиане», чья жизнь не согласуется с исповеданием, — это не те, кто отошел от Христа, но те, кто никогда подлинно не знал Его как Спасителя. Безусловно, есть много людей, чье исповедание веры ложно с самого начала. Но существуют и те, кто отходит от Христа, подлинно познав Его как Спасителя и Господа. Те, кто цитирует 1 Ин. 3:6 (вторую часть стиха) в подтверждение того, что все «христиане», чья жизнь противоречит их исповеданию, никогда не знали Христа в подлинно спасающих отношениях, основываются, конечно, на английском переводе. Однако перфектное время в английском языке никоим образом не является эквивалентом греческого перфектного времени (heoraken и egnoken). Перфектное время в английском языке имеет один аспект, в то время как в греческом — два. Греческое перфектное время указывает не только на действие в прошлом, но и на результаты этого действия, которые продолжают существовать в настоящий момент. Если действие в прошлом рассматривается всецело вне продолжающегося существования результатов этого действия в момент речи, то используется либо аорист, либо имперфектная форма. Расширенный перевод слов Иоанна звучит так: «whoever deliberately practices sin has not seen Him and continued seeing Him, nor known Him and continued knowing Him» (всякий, кто преднамеренно грешит, не видел Его и не видит Его, не познал Его и не познает Его). Слова Иоанна применимы как к тем, чье исповедание веры было изначально ложным, так и в равной мере к отступникам, отошедшим от подлинно спасающей веры во Христа. (Многие обращаются к Мф. 7:23, чтобы подтвердить, что лжепророки (Мф. 7:15) и самозванцы — это те, кого Христос никогда не знал (согласно Его словам: «Я никогда не знал вас»). Отметим, что Иисус говорил лишь, что Он объявит им (homologeo), что никогда не знал их. См. Лк. 13:25,27, где Иисус предупреждал Своих слушателей, что скажет о них: «Не знаю вас, откуда вы», — очевидно, это можно понимать лишь фигурально, но не буквально (см. Ин. 8:23,44). Что касается тех, о ком говорится в Мф. 7:23, то Иисус отречется от знакомства с ними подобным же образом. Но хотя к тому моменту, когда это произойдет, отношения с одними всегда будут лишь видимыми, отношения с другими будут на какое-то время подлинными. См. 2 Тим. 2:12; Отк. 3:5; 8:12.))

Уэсткот утверждает, что слова Иоанна не имеют отношения «к вопросу о неизменности благодати. Апостол говорит о действительном состоянии человека. Прошлое видение и прошлое знание прекращаются, если только не продолжаются». (В. F. Westcott, The Epistles of St. John, p. 104.) Лэндж считает, что Иоанн указывает непосредственно на отступничество: «Мысль Иоанна заключается в следующем: всякий, кто грешит и пребывает во грехе, — это тот, для которого видение и знание Христа являются событием прошлого, они не продолжают действовать и не длятся до настоящего момента». (J. P. Lange, Commentary on the Holy Scriptures, ad loc.) 1 Ин. 3:6 никоим образом не указывает на то, что «христиане», чья жизнь противоречит их исповеданию веры, обязательно являются теми, кто никогда не знал Христа в подлинно спасающих отношениях.

В Первом послании Иоанна представлен продолжающийся условный аспект нового рождения. Рассмотрим силлогизм, основанный на утверждениях апостола 1 Ин. 2:29 — 3:10:

Большая посылка: Все, кто является рожденным от Бога, избегают намеренного совершения греха (1 Ин. 3:9).

Малая посылка: Лишь те, кто обитает во Христе, избегают намеренного совершения греха (1 Ин. 3:6).

Вывод: Лишь те, кто обитает во Христе, являются рожденными от Бога.

«Пребывание во Христе» — это больше, нежели общение, освящение и «победная жизнь». Это, сама жизнь. Пребывать во Христе — это значит пребывать в Том, Кто «жизнь наша», и, таким образом, продолжать «являться рожденным» от Бога. Несомненно, эти размышления вскрывают глубокий смысл в страшных словах Спасителя в Ин. 15: «Пребудьте [remain — англ. оставаться, пребывать] во Мне, и Я в вас... Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».

Прежде чем завершить главу, рассмотрим значение слов «семя Его пребывает в нем» (1 Ин. 3:9). Комментаторы предлагают разнообразные определения «семени». Мы полагаем, что наиболее удачным является такое толкование: «семя есть слово Божие» (Лк. 8:11). Такое объяснение согласуется с притчей Господа о сеятеле (см. 1 Пет. 1:23; Иак. 1:18-22).

Некоторые опровергают такое толкование на основании того, что Иоанн использует слово sperma, а не sporos. Однако несостоятельность такого возражения становится очевидной, если обратить внимание на то, что слова sperma и sporos используются попеременно во 2 Кор. 9:10 и что слово sperma используется применительно к высеиванию семян растений в Мк. 4:31; 1 Кор. 15:38 и Мф. 13:24.

Вполне возможно, конечно, что слова «семя Его» указывают на Иисуса. Безусловно, Иисус, «семя жены», Авраама и Давида, является также семенем Бога, «единородным от Отца». «Семя Его», пребывающее в том, кто является рожденным от Бога, может действительно указывать на Иисуса, Который сказал: «Пребудьте во Мне, и Я в вас».

Можно считать несомненным, что «семя», пребывающее в верных, — это Слово Божие, изреченное Слово, сокрытое в наших сердцах и удерживающее нас от греха против Бога (Пс. 118:11), или «Слово, ставшее плотью» в Личности Иисуса, Который пребывает в тех, кто пребывает в Нем. Наверное, невозможно установить более точного определения «семени», но это и не требуется, поскольку между Словом изреченным и Словом воплощенным существует наивысшая близость. Многое из того, что отнесено в Писании к одному, в равной мере отнесено и к другому.

В любом случае нам необходимо продолжать хранить в сердцах и изреченное Слово Бога, которое удержит нас от греха против Него, и воплощенное Слово, Который сказал: «Пребудьте во Мне, и Я в вас... Кто соблюдет слово Мое, не увидит смерти вовек». Вне пребывающего Слова мы не можем «являться рожденными» от Бога.

Те, кто хочет увидеть Царство Божие, поступят правильно, если будут вникать в смысл всего того, что говорит Священное Писание относительно нового рождения, которое Бог в милости и любви сделал возможным для людей, с тем чтобы они могли быть причастны Его вечного Царства и навсегда разделить Его вечную жизнь.

Далее

К Содержанию книги

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки