Глава Х

ХОДАТАЙ ПРЕД ОТЦОМ

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы. имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. (1 Ин. 2:1-2)

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы, получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. (Евр. 4:14-16)

 

«И дорогой Господь, пожалуйста, благослови Типпи, и помоги ему не совершать грехов», — так в вечерней молитве наш трехлетний сын молился о своем щенке. Это была хорошая молитва. «Дети мои, — писал престарелый Иоанн, — сие пишу вам, чтобы вы не согрешали» .

Но христиане согрешают. В связи с этим, во-первых, возникает опасность отрицания того факта, что мы грешим. Отрицать это — значит, обманывать самих себя (1 Ин. 1:8), не исповедовать свои грехи и не обретать прощения, очищения и постоянного общения с Богом, Который есть свет и в Котором нет никакой тьмы (1 Ин. 1:5 — 2:2). «Истины» и «слова Его» нет в тех, кто отрицает свой грех (1 Ин. 1:8,10). Тот, Кто есть Слово воплотившееся и Кто сказал: «Я семь истина» (Ин. 14:6) — не может обитать в человеке, который отрицает свой грех и, таким образом, отрицает свою потребность в Нем как Заступнике и Ходатае пред Отцом. (Эти утверждения, в полной мере подтвержденные Писанием, не являются критикой учения Уэсли об освящении. Автор убежден в том, что многие явные разногласия между приверженцами учения Уэсли и другими евангелическими богословами по вопросу фактического освящения проистекают из различных определений греха как 1) всего того, что не содержит праведности Божьей, 2) «Добровольного преступления известного закона Божия» (определение Уэсли).)

Кроме того, согрешая, мы подвергаемся опасности смириться с грехом. Грех, можем мы убеждать себя, неизбежен в человеческих жизни и поведении — даже для христиан. Таким образом, грех может восприниматься как нормальное явление. Зачем огорчаться из-за этого? Нет поводов для беспокойства. Многие «христиане» в нынешние времена «легковерия» усвоили такое поверхностное отношение ко греху. Но, невзирая на предлагаемые разумные объяснения, повод для беспокойства есть. Грех ведет битву с душой (1 Пет. 2:11), смертельную битву.

Многие искренние верующие полагают, что хотя грех в жизни христианина нарушает общение со Христом, он не может никоим образом повлиять на спасение. Вопрос о спасении, как полагают, навечно и окончательно решен в единократном акте веры во Христа. В момент обращения все грехи человека — прошлые, нынешние и будущие — навсегда отпускаются. Д-р Дональд Грей Варнхауз, к примеру, пишет:

...никогда не думайте, что в момент нового рождения мы обретаем отпущение лишь тех грехов, которые совершили до момента спасения.

...в тот момент, когда человек рождается свыше, ему даруется прощение всех грехов, которые он когда-либо совершил, и всех тех, которые когда-либо совершит в течение жизни. (Donald Grey Barnhouse, Life by the Son, pp. 65, 67)

Но истина в том, что задолго до нового рождения верующего было даровано полное прощение — не только его грехов, но грехов всего мира (1 Ин. 2:2). В обращении человека нет ничего, что прибавило бы малую толику к совершенному Искуплению. Искупление было совершено, «когда мы были еще грешниками». Все было совершено для полного прощения — единократно и навсегда! Ничье обращение в веру ничего не прибавляет ко Христову искуплению. Обращение человека не возлагает каким-то образом еще несколько грехов на Христа на кресте и не распространяет дополнительно действия благодати. Обращение человека не изменяет совершенного на Голгофе и ничего не прибавляет к нему. Верой во Христа человек обретает для себя лично все, что Христос обеспечил потенциально для всех людей приношением Себя как вечного умилостивления «за грехи всего мира».

Павел и апостолы всюду говорят не о том, что Бог совершит нечто с грехами людей, если только они поверят; но о том, что Бог уже совершил нечто (все, что необходимо совершить!) для грешных людей, которым нужно лишь верой войти в совершенное Богом на все времена и навечно единократным приношением Христа. «Бог во Христе примирил с Собою мир... [поэтому] примиритесь с Богом!» (2 Кор. 5:19-20).

Существует огромное различие между Божьим совершением Искупления и обретением человеком того, что Бог совершил. Непонимание различий между совершением и обретением, между объективным и субъективным приводит к тому, что добрые верующие неверно понимают Искупление. Такое ошибочное понимание приводит к дальнейшему неверному истолкованию заступничества Христа. К примеру, д-р Чефер пишет:

Благодаря нынешнему священническому заступничеству Христа на небесах дитя Отца находится в абсолютной безопасности даже тогда, когда согрешает. Ходатай или адвокат —это тот, кто защищает интересы другого в открытом судебном разбирательстве. Как Ходатай, Христос предстоит на Небесах за принадлежащих Ему (Евр. 9:24), когда они согрешают (1 Ин. 2:1). (Lewis Sperry Chafer, Major Bible Themes, p. 54.)

Предположение о том, что д-р Чефер с беспечностью относится ко греху, противоречило бы действительности. Тот, кто знаком с его работами и знает его благочестивый образ жизни, не может предположить ничего подобного. Однако, что касается приведенных слов Чефера, мы должны, согласившись с последним верным утверждением, однозначно возразить против первого в том виде, в каком оно сформулировано. Новозаветные авторы не говорят, что «дитя Отца в абсолютной безопасности даже тогда, когда согрешает». Напротив, они предостерегают верующего от опасности, которая заключается вот в чем: человек может думать, что пребывает в благодати, в то время как мирится с намеренным совершением греха:

Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти... Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так [совершающие дела плоти] Царствия Божия не наследуют... Но те, которые Христовы, распяли* плоть со страстями и похотями... Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление [phthora, разрушение, гибель], а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную [окончательную]. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Гал. 5:18-17,21,24; 6:7-9).

(* Estaurosan, гномический аорист, выражающий нечто вневременное. См. Лк. 7:35, edikaiothe (в англ. тексте is justified — оправдывается); Ин. 19:6, eblethe (is cast — извергнется); exeranthe (is withered — засохнет); Ин. 15:8, edoxasthe (is glorified — прославится). Как пишет Робертсон, «греческий аорист можно передавать формами любого английского времени, кроме имперфектного» (Grammar, p. 848). Очевидно, что контекст является решающим фактором в определении точного значения любого аориста. Переводчики передают аористы в Лк. 7:35; Ин. 15:6,8 и других местах английским настоящим временем ввиду требований контекста. Несомненно, контекст требует, чтобы estaurosan в Гал. 5:24 воспринимался как гномический и передавался английским настоящим временем.)

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир... Братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете*, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Вожиим, суть сыны Божий... Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?.. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похо-тях его... Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:6, 12-14; 6:15-10,12,23).

(* «Death» (смерть) в Рим. 8:13; 6:13; 6:16,21,23; Гал. 6:8; Иак. 1:15; 5:20 и 1 Ин. 5:18 нельзя понимать как просто физическую смерть. Физическая смерть не вероятна, а несомненна — как для наиболее благочестивых святых, так и для всех остальных, в нынешнюю эру. Так и не просто физическая смерть противопоставляется вечной жизни (Гал. 6:8; Рим. 6:21-22 и др.).)

Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его... Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает мгерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные (Иак. 1:12,14-16).

Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его (в англ. переводе — соntinued knowing Him, не познавал).(О перфектных формах изъявительного наклонения heoraken и egnoken см. конец главы VII данной книги.) Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола... Всякий, рожденный от Бога, не делает греха (1 Ин. 3:6-9).

Петр, Иуда и автор Послания к евреям произносят схожие предостережения .от опасности успокоенности, когда человек полагает, будто пребывает в благодати, в то время как намеренно совершает грех, ставший привычным. (Ср. 1 Пет. 1:13-17; 2:11; 4:1-7; 2 Пет. 1:1-12; 3:14-18; Иуд. 17-21; Евр. 3:13; 10:26 и др.) На протяжении нашего пребывания на земле мы постоянно оказываемся перед необходимостью выбирать: быть ли нам со Спасителем, Который спасает нас от грехов (не во грехах или со грехами), или без Спасителя и иметь возможность беспрепятственно грешить. Мы не можем иметь и того, и другого. Если мы хотим, чтобы Иисус спас нас, мы должны желать спасения «от грехов» (Мф. 1:21).

Было бы, конечно, ошибкой считать, будто в момент, когда христианин согрешает, он тотчас же отлучается от Спасителя и лишается Его спасающей благодати. Полагать, что благодать незамедлительно отнимается от согрешающего христианина — значит, отрицать суть и смысл благодати. Если благодать не для грешников, это не благодать. Если милость не для недостойных, это не милость. Слава Богу, благодать предназначена для грешников, не для безгрешных — которых нет ни одного, кроме Иисуса, нашего Святого Спасителя. «Христиане», которые то верят, то не верят, которые обретают так много и утрачивают обретенное так скоро, позорят Христа и Его спасающую благодать.

Доказательством того, что люди не лишаются тотчас благодати через единократный акт греха, служит тот факт, что Бог укоряет и наказывает Своих детей за грех. Наказание — это свидетельство сыновства, а не лишенности наследства. (Вопрос наказания будет рассматриваться в следующей главе.) Иаков предупреждает: «...похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Он говорит о духовной смерти как следствии не единократного акта согрешения, но совершения греха в течение долгого времени. Схожим образом, предостерегая от «сеяния в плоть» (Гал. 6:8) и «жизни по плоти» (Рим. 8:13), Павел говорит не о единократных актах согрешения, но о постоянном намеренном согрешении. Нужно отметить, однако, что лучшей защитой от намеренного согрешения, ставшего привычным, является твердый отказ ото всякого греха, который мы сознаем, в искреннем смиренном раскаянии и признании греха пред Первосвященником, Который «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).

«Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника», Драгоценное обетование! Но Иоанн также предупреждает: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (1 Ин. 3:6). В Переводе короля Иакова Иоанн словно бы противоречит себе: всякий, кто грешит, имеет ходатая — Иисуса Христа; но тот, кто грешит, — от дьявола и чужой Христу (1 Ин. 3:8). Безусловно, в словах Иоанна нет противоречия. В Переводе короля Иакова не передается различие между точечным значением аориста сослагательного наклонения в 1 Ин. 2:1 и линейным значением глаголов в Ин. 3. Это различие между грехом как единократным действием и намеренным согрешением, ставшим привычным поведением. Иисус не может ходатайствовать пред Отчим престолом суда за того, кто избирает такое поведение. Он не может быть заступником за людей, в то время как они намеренно грешат, благодать для грешников; но не для тех грешников, кто намеренно совершает грех.

«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если кто согрешил...» Невзирая на наши самые праведные устремления, мы грешим. Но, слава Богу, «мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши». Для святых есть средство избавления от грехов: «Если исповедуем (Homologomen, продолженная форма настоящего времени сослагательного наклонения) грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

Главное в исповедании своих грехов пред Первосвященником — искреннее стремление отказаться от грехов, которые мы исповедуем. Мы не можем просить прощения за грехи, от которых не намерены отказаться. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем [Бог и верующий — 1 Ин. 1:6] общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:5-7). Обетование о прощении грехов и очищении от них существует лишь для тех, кто искренне стремится (хотя и лучшие устремления несовершенны) «ходить во свете, подобно как Он во свете». «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Ам. 3:3). Мы не можем ходить с Тем, Кто обитает во свете, если только не желаем разделить Его вражду ко греху.

Если мы соглашаемся на Его условия, если приходим к Нему с раскаянием в сердце, если отказываемся от грехов, пригвоздивших Иисуса к кресту, то можем быть уверены, что у нас есть Ходатай пред Отцом, Который Сам есть умилостивление за все наши грехи. Мы можем исповедовать свои грехи в полной уверенности, что «Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Он дал слово, будем же верить Ему.

Что за Друга мы имеем? —
Нас Он к жизни пробудил,
В Нем мы счастием владеем;
В Нем источник вечных сил.
Ах, как часто мы страдали,
Боль терпя напрасно там,
Где просить мы забывали,
Чтоб Один помог Он нам.
Он Один среди вселенной
Может свет средь тьмы пролить,
Лишь Христос Один мгновенно
Может горе облегчить.

(адаптированный английский текст Джозефа Скрайвена)

«Мы имеем Ходатая...»

Далее

К Содержанию книги

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки