Глава XIV

ВСЕ СИЕ ПРЕОДОЛЕВАЕМ

Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Но все cue преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим. 8:35,37-39)

 

«Солдат ли я креста, последователь Агнца?» — вопрошает Исаак Уотс в своем воодушевляющем гимне. Никто не может быть последователем Агнца, не будучи солдатом креста. «Укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом...» — писал закаленный в боях воин Павел молодому Тимофею, — «переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа... подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни». (Т. Robertson, Word Pictures in the New Testament, Vol. IV, p. 594.)

Павел писал не как «штабной генерал», но как человек, доблестно сражавшийся на поле брани и ожидающий венца победителя. Борьба была долгой и тяжелой, битвы жестокими, но с самого начала победа была несомненной — во Христе. Ранее, в Послании к римлянам, апостол обозревал полчища всевозможных врагов — физических и духовных, нынешних и будущих, и перед их лицом торжествующе восклицал: «Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас!»

Какое утешение и ободрение в день битвы! Обратите внимание на доводы Павла (Рим. 8:31): Бог за нас; кто может одержать над нами победу? Бог оправдывает; кто может осудить? Христос умер и воскрес, Он ходатайствует за нас; кто может отлучить нас от Его любви? «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39). Никакая сила во всей вселенной не может отлучить от Христа того, кто верует в Него.

Однако мы должны делать четкое различие между врагами, которых перечисляет Павел (любым возможным врагом), и самим верующим. Никакая сила и никакие обстоятельства не могут похитить из руки Христовой даже самого слабого верующего. Самая слабая овца, следующая за Добрым Пастырем и слушающая Его голос, пребывает в совершенной безопасности в Спасителе и Отце (Ин. 10:27-29). Единственная опасность заключается в том, что мы можем перестать слушать Его голос и следовать за Ним. Мы можем перестать пребывать в Heм (Ин. 15:4-6) и таким образом перестать быть участниками Его жизни и победы. Комментируя Рим. 8:31-39, Лиддон пишет:

Эти стихи не подтверждают теории об окончательной неотступности святых, в которой спасение святых не связывается с их ответственностью и свободной волей. Обладая свободой воли, христианин может утратить благодать лишь по собственной вине (Бог Отец и Господь наш не желает этого); никакая внешняя сила и никакие внешние обстоятельства не могут быть тому причиной. (H. Р. Liddon, Explanatory Analysis of St. Pauls Epistle to the Romans, p. 146.)

Схожим образом комментирует эти стихи Годет:

Здесь говорится о нравственном бытии, в котором всегда присутствует свобода... с момента зарождения веры. Павел говорит, что ничто не вырвет нас из рук Христа против вашей воли, если только мы не откажемся пребывать в них сами (P. L. Godet, Commentary on the Epistle to the Romans, p. 883.)

Мы уже приводили слова Хенгстенберга по поводу Ин. 10:28-29:

Слабое утешение сказать: «Если и покуда они остаются Моими овцами, они находятся в безопасности». Наше сердечное желание — иметь страховку от самих себя! Знать, что эта страховка [здесь] обещана...(E. W. Hengstenberg, Commentary on the Gospel of St. John, Vol. I, p. 532.)

Как уже говорилось, очевидно, что Хенгстенберг недооценивал ^условия, поставленного Спасителем в Ин. 10:27 — необходимости слушать Его голос и следовать за ним. Требование Хенгстенберга «страховки от нас самих» не может быть удовлетворено ввиду того» что Бог создал человека нравственным существом, наделив его привилегией и силой (а также ответственностью) проявлять духовную инициативу и принимать решение — не только однажды, но постоянно на протяжении своего земного странствия. Так, Иисус не только не дает ученикам «страховки от них самих», но призывает: «Терпением [hupomone — твердость, постоянство, стойкость] вашим спасайте [ktaomai — обретать, получать] души ваши» (Лк. 21:19). Всем, кто хочет принадлежать Ему, Он говорит: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15:40).

Хорошо сказал Уэсткот: «Если человек отпадает от веры на любом этапе своей духовной жизни, происходит это не от недостатка божественной благодати или сокрушающей силы противников, но от его собственного нежелания воспользоваться тем, чем он может пользоваться, а может не пользоваться. Мы не можем быть защищены от самих себя наперекор нам самим». (В. F. Weetcott, The Gospel According to St. John, p. 158.)

К сожалению, привычный перевод Рим. 8:37 (английский перевод этого стиха: «we are more than conquerors» — «мы более чем победители») отчасти скрывает смысл слов Павла. Более точный перевод глагола настоящего времени активного залога изъявительного наклонения hupernikomen — «мы триумфально побеждаем» или «мы одерживаем грандиозную победу» («we are triumphantly overcoming» или «we are winning overwhelming victory»). (Ср. Walter Bauer, A Greek-English Lexicon of the New Testament: «We are winning a most glorious victory» (Мы одерживаем славнейшую победу).) Перевод короля Иакова («we are more than conquerors through him who loved us» — мы более чем победители в Том, Кто возлюбил нас) предполагает, что мы пассивны, а не активны в одержании победы. Согласно этому переводу, в тот момент, когда мы принимаем Христа как Спасителя, мы неожиданно делаемся победителями — навсегда; перед нами уже не возникает никаких трудностей, и ничто не может изменить нашего положения победителей. Борьба тотчас завершается славной победой на все времена, и нам возлагают на голову лавровый венок победителя, и мы успокаиваемся, упоенные славой. Вовсе нет. Наша борьба лишь начинается в тот момент, когда мы принимаем Иисуса Христа как Спасителя и Господа. Печально, что боевой клич Павла многие воспринимают как колыбельную песню.

Прекрасный перевод Уильямса в полной мере раскрывает смысл слов Павла: «In all these things we keep on gloriously conquering through Him who loved us» (Во всем этом мы продолжаем славно побеждать через Того, Кто возлюбил нас). Мы должны быть активны, а не пассивны в борьбе. Никто никогда не становился победителем, не побеждая. Иисус призывает всех, кто хочет принадлежать Ему, быть солдатами; будем ли мы победителями, зависит от того, станем ли мы укрепляться «в благодати Иисусом Христом» и переносить «страдания, как добрый воин Иисуса Христа». Мы не можем быть избавлены от необходимости «подвизаться добрым подвигом веры». Как и Тимофею, нам необходимо «держаться вечной жизни».

Кто-то может возразить, что в таком случае человек становится собственным спасителем. Такое возражение необоснованно. Необходимость для верующего «подвизаться добрым подвигом веры» и побеждать силой Христа нужно понимать точно так же, как и многие предостережения Писания, в которых говорится, что человек ответствен за свое спасение. Человек должен обрести то, что Бог совершил и благодатно дарует людям через Христа. Борьба, в которой мы призваны участвовать, — «добрый подвиг веры» — реальна. Речь идет о жизни и смерти. Макларен говорит, что наша свобода во Христе несет с собой...

...необходимость постоянно воевать против всего того, что ограничивает и сдерживает эту свободу, — а именно: страсти, вожделения и наклонности нашего низкого или благородного, но безбожного «я». Все это низвергается у входа в новую жизнь. Однако опасно оставлять в живых низвергнутых тиранов, и лучшее, что можно сделать, — это, лишив трона, обезглавить их. «Если духом умерщвляете дела плотские (а также наклонности и желания), то живы будете»; и если вы не сделаете этого, они будут жить и убьют вас. Так, свобода новой жизни — военная свобода, и нам нужно сражаться, чтобы удержать ее. Как сказал Берк применительно к политической сфере, «цена свободы— вечная бдительность, так и мы говорим о новой жизни христианина: он свободен лишь при условии, что держит под замком прежних тиранов, которые постоянно стремятся вновь захватить власть. (Alexander Maclaren, Expositions of Holy Scripture: St. John, Vol. I, p.157 f.)

Восьмая глава Послание к римлянам, как кто-то отметил, «открывается отрицанием осуждения и завершается отрицанием возможности быть отлученными». Нужно отметить, однако, что начало и конец главы разделяют резкие слова предостережений: «...если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13); лишь те, кто водимы Духом Божиим, подлинно сыны Божий (Рим. 8:14); если только мы страдаем со Христом, то будем с Ним и прославлены (Рим. 8:17); невзирая на наши немощи, мы, подкрепляемые Духом, должны надеяться и ожидать в терпении (Рим. 8:24-27) окончательного спасения и божественного усыновления (Рим. 8:16-23), «славы, которая должна открыться... если только с Ним страдаем» (ср. 2 Тим. 2:12).

Мы получаем удивительное ободрение в час испытания. Нам дано свидетельство: «любящим Бога... все содействует ко благу» (Рим. 8:28), вечный замысел Бога совершается, чтобы осуществиться в окончательном прославлении (полном подобии образу Его Сына) всех любящих Его (Рим. 8:29-30). Нас воодушевляют слова Павла (Рим. 8:31-39) о том, что коль скоро Бог за нас и Христос ходатайствует за нас, никакие внешние силы или обстоятельства не могут отлучить нас от любви Бога во Христе. Но эти драгоценные свидетельства, несомненно, призваны не смягчать резкие слова предостережений первой части главы, но побуждать нас «все сие побеждать силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37).

Павел пишет: стойте «в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую... потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне» (Флп. 1:27,29-30). Петр пишет об испытании веры (1 Пет. 1:7) и призывает: «огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:12-13). Павел убеждает Тимофея «напоминать», что только если мы страдаем (hupomeno, терпим, пребываем неотступны) со Христом, мы будем царствовать с Ним, а если мы отречемся от Него, Он отречется от нас (2 Тим. 2:12). Наша неверность не может нарушить Его верности или заставить Его отречься Себя (2 Тим. 2:13); но наша неверность и отречение от Него, несомненно, заставят Его отречься от нас (2 Тим. 2:12). «Добрый подвиг веры» — это суровая борьба, исходом которой могут быть вечная слава и радость или позор и отчаяние.

Распространенное учение, в котором, как представляется, есть много положительного, скрывает судьбоносный характер этой борьбы. Согласно этому учению, верующий имеет двойственное естество: плотское, которое подвигает лишь ко греху, и духовное, которое противостоит греху. Полагают, что грехи, совершаемые христианином, — это проявления прежнего плотского естества; духовное же естество не вовлекается в совершение греха. (Это неверное учение позволяет преодолевать многие трудности в истолковании, например позволяет примирить 1 Ин. 1:8 и 3:9. Однако предлагаемые «решения» неверны, поскольку основаны на ложной предпосылке.)

Учение о «двойственном естестве верующего» неверно. Да, верующий имеет плотское естество, которое, несомненно, порождает грех — к скорби верующего. (Ср. 1 Ин. 1:5 — 2:2. Заметьте, что те, кто «ходят во свете» и имеют общение с Богом, должны признавать тот факт, что имеют грех (1 Ин. 6:8,10). Но если они исповедуют грехи, то на них распространяется драгоценное обетование о прощении и очищении кровью Иисуса (1 Ин. 5:9,7). Однако из Послания Иоанна явствует, что наряду с неумышленными грехами, которые мы совершаем, искренне ходя во свете (1 Ин. 1:7-9), существуют столь вопиющие грехи, что совершить их, ходя во свете, невозможно (1 Ин. 2:4-11 и др.).) Но в противоположность подобным предположениям, верующий не имеет двойственного естества, ибо не обладает новым духовным естеством, но является лишь «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1:4) и «имеет участие в святости Его» (Евр. 12:10) по вере в Иисуса Христа, покоряясь Ему. Как верно отмечает Купер:

«Становиться "причастниками Божеского естества", как пишет Петр, — то же, что (как сказано в другом месте) становиться детьми Божьими». Христос есть Сын Божий, и мы названы детьми Божьими; но это не означает того,. что наше сыновство равнозначно Сыновству Христа и имеет ту же природу. Мы лишь усыновлены, мы иного происхождения, в то время как Он истинный и вечный Сын. В то время как Он сущностно является вечным Сыном, причастником божественного естества, которое соединено в Его личности с человеческим естеством, нам лишь возвращено подобие божественного естества, которое мы утратили грехом. Так, иметь «усыновление» и «быть Сыном от века» — совершенно различные состояния, точно так же как «иметь Божеское естество» и быть «причастниками Божеского естества».

...принимая [Божьи] великие и драгоценные обетования, верующие становятся причастниками божественного естества, хотя сами по себе они полностью лишены этого естества. Быть причастником не означает обладать чем-то самому, но частично обретать то, что принадлежит другому. (Abraham Kuyper, The Work of the Holy Spirit, p. 333 f. Курсив его.)

В противоположность предположениям многих, христианин не обладает двойственным естеством. Он является единым духовным существом и может действовать лишь будучи целостным. Чтобы ни совершал христианин в определенный момент времени, он совершает это не как «доктор Джекил» или «мистер Хайд», но как цельный человек. Вся его личность участвует в том, что он совершает «по Духу», и в том, что совершает «по плоти». Как духовно целостное существо, он постоянно оказывается перед необходимостью выбирать: следовать ли плоти, или духу; сеять ли во плоть и, как следствие этого, пожать тление, или сеять в Дух и пожать жизнь вечную. Но что бы он ни делал, он делает это как целостный человек.

Никто не может идти одновременно в двух направлениях. Никто не может скакать на одной ноге вслед за Духом к жизни, а на другой — вслед за плотью к тлению. Можно идти лишь в одном направлении. Если человек поступает по Духу, пусть несовершенно, он христианин. Его шаги могут быть неуверенными, он может то и дело спотыкаться, может подвернуть ногу и сильно хромать. Но все же, если он поступает по Духу, он идет лишь в одном направлении. Бог терпелив, Он все понимает и не ищет в людях совершенства. Но Его глубоко волнует, в каком направлении они движутся. Тех, кто движется к Нему покорной верой в Иисуса Христа, Он наделяет совершенством Своего безгрешного Сына и делает причастниками Своего божественного естества. Но Он может сделать это лишь для тех, кто движется к Нему. А в определенный момент времени люди могут идти лишь в одном направлении. Идет ли человек вслед за Духом или вслед за плотью, он идет обеими ногами как целостный человек.

Может показаться, что рассказ Павла о борьбе, которая происходила в нем (Рим. 7:7-25), подтверждает правильность представления о «борьбе двух начал в верующем». Однако в этих стихах, описывающих подлинные переживания Павла, речь идет о борьбе разума и поведения, устремлений и наклонностей? которую переживал Павел, будучи еще под Законом. (Слово «итак» в Рим. 8:1 отсылает к Рим. 7:6, а Рим. 7:7-25 — вставка-пояснение.) О печальном исходе борьбы, происходившей в Павле в то время, когда он был под Законом, говорится в последней части стиха Рим. 7:25: «Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха». Но теперь, когда он обрел избавление Иисусом Христом, Господом нашим, и по вере стал «во Христе Иисусе» (Рим. 8:1), он более не может мириться с таким печальным исходом. Павел не только не принимает такого исхода, но утверждает, что все, кто во Христе Иисусе, должны жить «не по плоти, но по духу» (Рим. 8:4). Для того, кто «во Христе Иисусе», такое поведение является обязательным. Но оно не неизбежно, хотя человек и живет «не по плоти, а по духу» благодаря Его присутствию (Рим. 8:9). Христианин должен постоянно выбирать между «помышлениями плотскими», ведущими к смерти, или « помышлениями духовными », ведущими к жизни и миру (Рим. 8:6). Павел призывает братьев, пребывающих в Духе, помнить, что «мы не должники плоти, чтобы жить по плоти» (Рим. 8:12). Мы должны осознать, что нам открыты два пути, но идти мы можем лишь по одному. Мы должны все взвесить, тщательно обдумать возможные последствия. Если мы будем жить по плоти, то умрем; если будем жить по Духу, то будем живы (Рим. 8:13). Лишь те, кто соглашаются быть водимыми Духом, могут быть сынами Божиими (Рим. 8:14), и только те, кто соглашаются страдать со Христом, будут прославлены с Ним (Рим. 8:17).

Еще одно место в Писании, которое, как может показаться, подтверждает ошибочную концепцию «борьбы двух начал в верующем», — Гал. 5:17: «Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». Отметим, однако: «дела плоти» (Гал. 5:19-21) не есть нечто такое, что совершает «плоть» как существо отдельное и отличное от самой личности; совершает эти дела целостный человек, следуя склонностям своего единственного естества — «плоти». Павел предостерегает: «Поступающие так [целостные личности] Царства Божия не наследуют» (Гал. 5:21).

«Борьба двух начал в верующем» — ошибочная, вводящая в заблуждение концепция. Согласно ей, сам верующий является сторонним наблюдателем борьбы — заинтересованным зрителем, но не участником. Однако это не так. Духовная борьба внутри верующего есть не что иное, как его сопротивление Духу. Эта борьба определяет дальнейший путь: поддастся ли вся личность своему плотскому естеству, или покорится требованиям божественного естества, причастником которого является; пребудет ли верующий под властью Христа, или возвратится под господство греха.

Нам так легко прощать себе поражения и перекладывать вину. В Эдеме Адам отрицал свою вину: «Жена...», как и Ева: «Змей...». Молодой человек, впавший в вопиющий грех, пожимал плечами и оправдывал свое преступление словами: «got me down» («дьявол одолел»). Возможно, и так. Но нужно помнить, что дьявол не может принудить действовать наперекор нашей воле и желанию. Он не имеет иной власти, кроме власти оказывать воздействие. Но нам дано обетование о том, что он «убежит», если мы противостанем ему, покорившись Богу (Иак. 4:7).

В нашей борьбе с «начальствами, властями, мироправителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной» (Еф. 6:12) полем битвы являемся мы сами. На этом поле мы одерживаем победу или терпим поражение в борьбе, которую должен вести всякий верующий на протяжении своего земного странствия, если хочет царствовать со Христом (2 Тим. 2:12). В посланиях к церквям (Отк. 2 и 3) воскресший Господь обращается ко всем Своим последователям, пребывающим в борьбе, с благословенными словами ободрения и побуждения, дабы они все преодолевали «силою Возлюбившего нас».

Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни... Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти... Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень, («Используется в суде: чернью камни — осуждение, белые камни — оправдание». А. Т. Robertson, Word Pictures in the New Testament, Vol. VI, p. 307.) и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает... Только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками. И будет пасти их жезлом железным: как сосуды глиняные они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего (ср. Пс. 2:7-9). И дам ему звезду утреннюю... У тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его... Побеждающего соделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое... Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле его.

Эти драгоценные обетования Спасителя — благословенное побуждение к победе. Но враг силен и идет ожесточенная борьба. Как нам одержать верх? Секрет раскрывается в Отк. 12:11: «Они победили его [сатану, клеветника братии, Отк. 12:10] кровию Агнца («Кровь Христа — здесь dia — представлена как основание победы, а не средство, как еп в 1:5; 5:9. И то, и другое верно, но dia с винительным падежом указывает лишь на причину. Христос победил сатану и делает возможной нашу победу (Лк. 11:21; Евр. 2:18)». — Robertson, Word Pictures In the New Testament, Vol. VI p. 394) и словом свидетельства («To же использование dia, "из-за свидетельства об Иисусе", как в случае самого Иоанна (Отк. 1:9)». — Там же) своего и не возлюбили души своей даже до смерти» (ср. 2:10; Ин. 12:25).

Во Христе — победа для всякого, кто хочет обрести ее. Мы можем «славно побеждать» всякого врага «силою Возлюбившего нас». «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1 Ин. 5:5). Иоанн говорит не просто о приятии факта божественности Иисуса на уровне разума. В то время, когда апостол писал 1 Ин. 4:15; 5:1 и 5:5, верить и исповедовать Иисуса Христом и Сыном Божиим что-то да значило. Такое свидетельство могло стоить человеку свободы. Оно могло означать ссылку на пустынный остров Патмос (Отк. 1:9), распятие или сожжение на костре. Открытое исповедание Иисуса Сыном Божиим, Господом и Спасителем не было чем-то незначительным. Но «вера» вне открытого исповедания была и остается заблуждением. В те времена, как и ныне, будущее не сулило ничего хорошего всем «тайным верующим» в Того, Кто сказал: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32). Словесное исповедание, не подкрепленное жизнью, всегда было тщетным (ср. Лк. 6:46; Ин. 14:12,21-23; 15:1-14; Тит. 1:16; 1 Ин. 2:4).

Распространенная ныне в ортодоксальных евангелических кругах концепция природы спасающей веры трагически неверна. «По благодати, через веру и ничего более» стало девизом. Все это замечательно, за исключением того, что не может быть спасающей веры и «ничего более». Спасающая вера не может существовать вне покаяния. А покаяние затрагивает не только прошлое, но и (даже в большей степени) настоящее и будущее. Покаяние — это не только печаль о прошлых грехах. Покаяться —значит покориться душой господству Христа, отдать жизнь в Его власть в настоящем и будущем. В каком-то смысле мы должны верить во Христа не только «от всего сердца», но всей нашей жизнью. Мы должны верить головой, сердцем и «руками». Быть слушателями Слова, но не исполнителями — значит обманывать самих себя (Иак. 1:22). Вера без дел мертва и бессмысленна, как тело без духа (Иак. 2:14-26). «Вера» во Христа без подлинной преданности Ему — пустое самодовольство. Вера «и ничего более» ничего и не приносит. Лишь покорная вера является спасающей — живой, «побеждающей мир».

О духе покорности как основной составляющей спасающей веры со всей очевидностью говорится в Евр. 5:7-9: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение [Уильямс: «godly fear» — за свой благочестивый страх]; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного». (Я предпочитаю переводу слова eulabeia в Евр. 5:7, сделанному Уильямсом («благочестивый страх»), перевод beautiful spirit of worship (англ. — прекрасный дух поклонения).) В сноске Уильямс дает превосходный комментарий к Евр. 5:7-9: «Процесс избавления от греха, завершающийся на небесах, обусловлен покорностью; здесь нет противоречия с учением Павла о спасении по вере». Поистине, нет противоречия! Дается лишь определение характера веры, которая спасает. Правильно поступают те переводчики, которые предлагают подобный перевод Ин. 3:36: «Тот, кто верит в Сына, имеет вечную жизнь; но тот, кто не покоряется [apeitheo, а не просто apisteo] Сыну, не увидит жизни». Вера во Христа как Спасителя требует покорности Ему как Господу. Лишь покорная вера является спасающей — той, которой «мы славно побеждаем с помощью Того, Кто возлюбил нас».

Бесконечно важны две истины, провозглашенные Господом в речи о Лозе и Ветвях (Ин. 15). Во-первых, мы можем приносить плод, лишь пребывая в Нем: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4). Благоговейный страх внушает вторая истина: мы можем пребывать во Христе, лишь покуда приносим плод: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода... Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода. Он [Отец Мой] отсекает... Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15:5,2,4).

«Уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — сказал Иисус. Соблюдение Его заповедей обязательно для всех, кто хочет войти в жизнь. Это главный аспект спасающей веры. (Ср. Лк. 6:46-49; Ин. 3:36; 14:21,23; 15:8-10,13-14; Иак. 1:22; 2 Пет. 1:8-11; 1 Ин. 2:3-5; 3:24; Иуд. 12.) Нет спасающей веры вне покорности. Покорность даже наиболее благочестивых христиан будет несовершенна; но даже несовершенная, она тем не менее должна быть подлинной. Вновь повторим: лишь покорная вера является спасающей, которой «мы славно побеждаем Тем, Кто возлюбил нас».

Сила, необходимая для того, чтобы одерживать духовную победу, не от нас. Комментируя Рим. 8:37, Годет пишет:

Какой силою [можем мы побеждать]? Апостол не говорит: силой любви Господа; но выражает свою мысль так: силой Господа, возлюбившего нас. В нас действует Его живая личность. Ибо Он Сам в Своей любви поддерживает нас. Любовь эта не есть простое измышление нашего ума; это сила, исходящая от Него. (Godet, op. cit., с. 333)

«Без Меня, — сказал Иисус, — не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Но «все могу, — писал Павел, — в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). «Живет во мне Христос, — писал он. — А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия (Не «верою Сына Божия» (by the faith of the Son of God — Перевод короля Иакова). «Которая в Сына Божия» (tei tou huiou tou theou). Объектный родительный падеж: не вера Самого Сына Божия. — Robertson, Word Pictures in the New Testament, Vol. IV, p. 290), возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). Силу, необходимую, чтобы одерживать победу, может обрести всякий, кто верит в Спасителя.

...этот умирающий Возлюбленный наших душ сообщает всем нам, если только мы желаем этого, силу, которой мы можем соделать все внешнее способствующим нашему более полному причастию Его совершенной любви. Наши скорби л все внешние неприятности стремятся увлечь нас от Него. Неужели, противостоя «силе притяжения» мира, мы всего лишь крепче ухватываемся за Него, подобно тому как какой-нибудь несчастный хватался за рога жертвенника, остававшегося безответным? Нет! Мы держимся не за безжизненную вещь, но за живую руку, которая сжимает нас крепче, чем мы когда-либо сами смогли бы сжать ее. Так, благодаря тому, что Он держит нас, а не потому что мы держимся за Него, ничто внешнее по отношению к вашим слабым, колеблемым душам не увлечет нас; все эти страшные враги могут ополчиться против нас, они могут разрушить все, но не могут разделить нас со Христом, если только мы сами не оттолкнем Его. «Сим победишь». «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего». (Alexander Maclaren, Expositions of Holy Scripture: Romans, p. 208.)

Тот, кто в сей битве победит,
Облечется в белые чистые одежды;
В вечно благословенной книге жизни
Имя его пребудет вечно.

Когда Отец мой на ослепительном престоле
Сядет, в окруженье мириад ангелов,
Я исповедую имя Его, неведомое людям;
Небеса и земля будут внимать.

Кто, в виду будущей славы,
Не вступил вы в небесную битву?
Странно, что добровольцев так мало
И что столько солдат, бывших когда-то Твоими, ослабевают.

О, воистину благословенная служба!
Хоть битва долгая, ей настанет конец;
Наш Предводитель подает всем нуждающимся,
Благодать, дабы выстояли до конца.

Под знаменем Твоим мне место, о Господь:
Даруй мне силу и благодать, чтобы вскоре
Мне обрести высшую награду.
И когда, одержав победу, вложу я в ножны меч,
Ты, мой Полководец, будешь песней моей.

(Фрэнсис Ридли Хэвергэл)

Далее

К Содержанию книги

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки