Нашей целью было рассмотреть основные места в Писании, к которым обычно обращаются приверженцы учения о безусловной безопасности. Кроме уже рассмотренных в предыдущих главах мест, существуют и другие, заслуживающие краткого обсуждения:
1. «Дары и призвание Божье непреложны» (Рим. 11:29). По мнению некоторых, Павел говорит: невзирая ни на что. Бог не может лишить человека дара оправдания и спасения, которыми однажды наделил его. Однако в Рим. 11:29 высказывается не общий принцип, применимый к любой ситуации; это противоречило бы многим местам в Писании. Смысл сказанного Павлом определяет контекст (Рим. 9 — 11, в особенности Рим. 11:26-29). Контекст указывает, что Павел говорит об избрании Израиля в целом. Несмотря на нынешнюю неверность Израиля, Божье обетование отцам исполнится для рода ищущих Царя славы и готовых в день силы Его (Пс. 23:6; 109:3; ср. Ос. 3:4-5; 5:15 — 6:3; Зах. 12:10; 13:6 и т. д.). Однако даже те, в ком не может исполниться обетование, — восставший род, — «возлюбленные ради отцов». Божьи дары и призвание Израиля к общему избранничеству, хотя и не могут временно исполниться в силу общего неверия восставшего рода, никогда окончательно не отнимутся и неизменно исполнятся в «готовом» для этого поколении. Сказанное в Рим. 11:29 не имеет отношения к вопросу спасения и безопасности отдельных людей (в противоположность Рим. 11:20-23). Здесь Павел говорит не о спасенных, но о врагах «в отношении к благовестию» (Рим. 11:28).
2. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4). В контексте этот стих указывает лишь, что Бог не обязательно осуждает того, чьи убеждения в отношении практических аспектов христианской жизни отличаются от наших. Судить может лишь Бог, Которого этот человек слуга. Хотя воззрения человека могут незначительно отличаться от наших, он может быть тем не менее угоден Богу (возможно, в большей степени, чем мы сами), и, поскольку он слуга Божий, благодать Божья поддержит его. Но только верой человек пребывает в благодати Божьей (Рим. 11:20-22; 2 Кор. 1:24).
3. «У кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:15). По мнению некоторых, слова Павла указывают, что хотя христианин может потерять награду, которую обеспечивает верность, он не может потерять спасения. Отметим, однако, что хотя все верующие должны предстать на суд Христов (Рим. 14:10-12; 2 Кор. 5:10), в 1 Кор. 3:12-15 говорится о суде служителей благовестия (ср. 1 Кор. 3:5). (Несомненно, сказанное, в принципе, применимо ко всем верующим.) Единственное, о чем говорится в этом отрывке, — как человек строит «на этом основании», Иисусе Христе. «Потерпит урон» тот, кто, хотя не строил хорошо, строил (и оставался) на должном основании и поэтому, несмотря на плохую работу, будет спасен. В отрывке никоим образом не указывается, что человек не может оставить «этого основания» и отойти от надежды благовествования, утратив таким образом спасение. Опасность отступничества, о которой столь явно говорит Павел в других местах, здесь не рассматривается.
4. «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:31-32). Иисус предвидел не только отречение Петра, но и его восстановление в благодати. Но справедливое в случае Петра может не быть справедливым в других случаях. Полагать, что произошедшее с Петром указывает на некий универсальный принцип и что восстановление в благодати неизбежно в каждом случае, а окончательное отступничество невозможно, — значит отрицать ясное свидетельство Писания. Иисус, наш Ходатай пред Отцом, молится обо всех верующих в Него. Но нам нaкaзaнo дepжaтьcя веры, чтобы не отойти от нашего Первосвященника (Евр. 4:14-16; 10:19-39).
5. «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Говоря так, Иисус, по мнению многих, обещает, что никто из приходящих к Нему не будет впоследствии изгнан и что однажды возникшие спасающие отношения со Христом нерушимы. Но такое предположение противоречит многочисленным предостережениям Иисуса — например, в Ин. 15:1-6. В Ин. 6:37, как пишет Робертсон, «Иисус обещает принять приходящего». (А. Т. Robertson, Word Pictures in theNtw Testament, Vol. V, p. 108.
6. «Воля же Пославшего Меня есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Ин. 6:39). Отец желает, чтобы никто из приходящих к Иисусу впоследствии не погиб (2 Пет. 3:9), чтобы все пришли к познанию истины и спаслись (1 Тим. 2:4). Но существует огромное различие между Божьей совершенной волей и Его попускающей волей (см. Приложение D). Свобода действий человека и его ответственность не могут быть отменены. В молитве заступничества в ночь предательства Иисус молил: «Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб» (Ин. 17:12). Верность Доброго Пастыря, оберегающего Своих овец, не освобождает овец от необходимости слушать Его голос и следовать за Ним (Ин. 10:27-29).
7. «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:4-5). По мнению некоторых, если спасенный погибнет, разрушится частично духовный дом, о котором пишет Петр (ср. Еф. 2:22). Разделяющие такое мнение полагают, будто «духовный дом» строится только для будущего и должен оставаться незавершенным до наступления полноты времен. Но это не так. «Духовный дом» всегда завершен и готов к приношению духовных жертв в поклонении и служении Богу. Вне зависимости от числа «живых камней», Божий духовный дом на земле всегда завершен, будучи составлен из всех, кто пребывает во Христе в покорности веры. Точно так же «тело Христово» (1 Кор. 12:27), постоянно получая «приращение» (Еф. 4:16, Кол. 2:19), тем не менее всегда является завершенным.
8. «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19). Как утверждают некоторые, слова Иоанна указывают, что все мнимые верующие со временем выйдут из среды подлинно верующих (что противоречит многим местам в Писании) и что все вышедшие никогда не были подлинно верующими (что вступает в противоречие как со словами предостережений, так и с приведенными примерами отступничества). Что касается антихристов, о которых говорит Иоанн, то возможны два варианта. Их исповедание веры могло быть лживым от начала; или же они могли быть отступниками, оставившими веру и отошедшими от Христа. Могло быть как то, так и другое. Иоанн же говорит только, что, выходя из духовного собрания подлинно верующих, они «не были наши»; иначе они остались бы в собрании вместе с верными.
Нужно отметить, что, как бы ни обстояло дело с антихристами, Иоанн писал о конкретных случаях, а не утверждал универсального принципа. Будем остерегаться ошибочных предположений, будто вся истина может и должна быть сжата до одного предложения в Писании и что один случай отступничества неизменно определяет происходящее в других. Есть те, чье исповедание веры лживо от начала, и те, кто оставляет веру и отходит от спасающих отношений со Христом. В Писании говорится и о том, и о другом, а произошедшее с антихристами, о которых пишет Иоанн, никоим образом не определяет происходящего в других случаях. Отметим, что, рассказав о трагедии антихристов, отвергших Иисуса как Христа (1 Ин. 2:18-23), Иоанн призывает своих детей в вере остерегаться опасности поддаться влиянию антихристов, разделить их ересь и, таким образом, утратить подлинно спасающее благовестие и вечную жизнь в Сыне и в Отце (1 Ин. 2:24-28).
9. «Все, которые были предуставлены к вечной жизни...» (Деян. 13:48). Приверженцы учения о безусловном избрании и безопасности полагают, что Деян. 13:48 подтверждает правильность этого учения. По их мнению, слова Луки указывают, что вера в благовестие является следствием избрания и свидетельством предназначенности к вечной жизни, а также, что искренне верующий человек имеет неопроверясимоесвидетельство своего избранничества и навеки пребывает в безусловной безопасности.
Комментаторы не единодушны во мнениях относительно значения слова tetagmenoi, которое в английской Библии короля Иакова (следующем Вульгате) переведено как «предопределены». Лэндж утверждает, что «сказанное означает лишь, что единственно те подлинно обратились, кто были предопределены, предназначены Богом к вечной жизни». (Lange, Commentary on the Holy Scriptures: Acts, p. 258.) Но Лэндж настаивает также, что «свобода человеческого волеизъявления ни отрицается, ни утверждается в этом отрывке; tetagmenoi ни в коем случае не предполагает decretum absolutum” (Там же.) То же мнение разделяет Мейер. Утверждая, что буквальный смысл — «божественное предопределение к вечному спасению», он пишет: «Догматическая произвольность превратила сказанное автором Деяний в подтверждение decretum absolutum. Лука никоим образом не рассматривает соотношение предопределения и свободы волеизъявления... В действительности явная взаимосвязь сказанного Лукой со словами самого апостола — epeide... zoes (Деян. 13:46) — опровергает концепцию абсолютного предопределения, свидетельствуя в пользу представления, согласно которому Божье предопределение не исключает (ср. Деян. 2:41) свободы человека...» (Meyer, Critical and Exegetical Hand-Book to the Acts of the Apostles, p. 264.)
Элфорд так комментирует эти стихи: «Значение [tetagmenoi] определяет контекст. Иудеи делали себя недостойными вечной жизни: язычники, те, кто были предназначены к вечной жизни, уверовали. Здесь не говорится, кем предназначены; но дальнейших уточнений не требуется. Мы знаем, что Бог рождает в нас желание верить. Он подготавливает наше сердце (но, совершая это, Бог не действует произвольно. См. Приложения В и С); но воспринимать этот текст как утверждение о существовании предопределения к жизни — значит навязывать и слову, и контексту иной смысл. Ключ к пониманию этого слова в данном случае дает сравнение [1 Кор. 16:15 и Рим. 13:1]: и в том, и в другом месте указан совершающий, в то время как здесь использована абсолютная конструкция. См. также Деян. 20:13... Как верно отмечает Вордсворт, было бы интересно узнать, насколько повлияли подобные переводы слова praeordinati в Вульгате на понимание свободы воли, избранничества, отвержения и окончательной неотступности, которого придерживались св. Августин и его последователи в Западной церкви, а также некоторые богословы в реформатских церквях, которые хотя и отвергали авторитетность этого перевода, под его влиянием отходили от смысла греческого текста в этом отрывке и в Деян. 2:47. Восточные отцы церкви, читавшие Евангелие в подлиннике, отмечает Вордсворт, двигались в ином направлении, нежели Западная школа». (Alford, The Greek Testament, p. 153 f.) Замечания Вордеворта заслуживают внимания.
Все, кто полагает, что tetagmenoi в Деян. 13:48 указывает, что уверовавшие в благовестие в определенное время в определенном месте уверовали вследствие действия абсолютного предопределения о безусловном избрании, невольно соглашаются со вторым, совершенно абсурдным предположением: все уверовавшие на том месте в то время уверовали мгновенно, по абсолютному определению безусловного избрания. Не было возможности размышлять над благовестием, и всякий, кто не уверовал в тот день, никогда уже не мог уверовать и спастись, ибо все предопределенные к вере уверовали мгновенно. Нелепейшее предположение! Такого обращения не было за всю историю церкви, иным было и обращение Павла.
Должно быть очевидным, что слово tetagmenoi в данном отрывке не может иметь такого значения, которое бы не сочеталось с контекстом (Деян. 13:46. Несомненно, Павел не имел в виду, что иудеи, отвергшие благовестие, поступили так потому, что смиренно считали (обычное значение слова krino) себя недостойными вечной жизни. Апостол говорит: принимая во внимание Бога и Его вечный замысел в ниспослании благодати, отвергнув Его слово, они осудили (более частое значение слова kriniо в Н. З.) себя как недостойных вечной жизни, которую Бог предлагал им в благовестии) или с ясными категоричными утверждениями о том, что Бог желает, чтобы все люди спаслись (1 Тим. 2:4), никто не погиб, но все пришли к покаянию (2 Пет. 3:9). Но каким бы ни было точное значение слова tetagmenoi в сказанном Лукой, Деян. 13:48 не подтверждает правильности учения о безусловной безопасности. Несомненно, избранные поверят в благовестие. Но Лука не говорит, что избрание безусловно или что всякий, кто однажды уверовал в благовестие, является навеки избранным и всегда пребудет в вере. В Писании говорится о многочисленных случаях отступничества (что было бы невозможно, имей сказанное в Деян. 13:48 такой смысл, какой некоторые усматривают), и авторы призывают верующих пребывать в вере. «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя». Вера в прошлом не является залогом того, что человек не может оставить веру и отойти от Спасителя, и не предотвращает страшных последствий отступничества. Видеть в Деян. 13:48 подтверждение правильности учения о безусловной безопасности — значит искажать смысл слов Луки.
10. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:29-30). Эти стихи часто называют «непрерывной цепью» — предузнание, предопределение, призвание, оправдание, прославление. Для избранных это поистине непрерывная цепь; и лишь об избранных говорит Павел (Рим. 8:33). Призвание, оправдание и прославление являются воплощением предопределения (уподобление образу Сына), которое Бог приготовил для избранных. Для них призвание и оправдание завершатся окончательным прославлением, согласно извечному замыслу Бога привести «многих сынов в славу» (Евр. 2:10), славу полного подобия образу Его Сына. Но слова Павла никоим образом не указывают, что избрание безусловно или что все призванные и оправданные являются навечно избранными и будут неотступны в вере. Конечно, избранные (те, кого предузнал Бог) будут неотступны. Но в этом лишь часть истины, ибо истина также в том, что те, кто неотступны, — избранные. Неотступность избранных представлена в Священном Писании не как неизбежное следствие некоего неизменного и безусловного божественного предопределения в отношении конкретных людей, но как итог постоянного усердия и святых устремлении верующих.
Безусловны избрание и неотступность не отдельных людей, но ekklesia, единого тела всех тех, кто через живую веру пребывают в единении со Христом, подлинным Избранником и живым Заветом между Богом и всеми верующими в Его праведного Слугу (Ис. 42:1-7; 49:1-12; 52:13 — 53:12; 61:1-2). Обратите внимание на следующее:
Божий вечный замысел в ниспослании благодати:
Еф. 1:4 Он избрал нас во Христе, чтобы мы были hagious
kai amomous пред Ним.
Кол. 1:22 Он примирил нас с Собою во Христе через
смерть Его, чтобы представить нас hagious kai amomous
пред ним.
Исполнение замысла для единой церкви
(несомненное):
Еф. 5:27 Христос представит ekhlesia пред Собой hagia
kai amomos.
Исполнение замысла для отдельных людей
(возможное):
Кол. 1:23 Он представит нас hagious kai amomous пред
Собой — если мы пребудем непоколебимы в вере и не
отойдем от надежды благовествования.
Полагать, что «непрерывная цепь» неизбежно оканчивается вечной славой для всех, кто однажды испытал действие спасающей благодати, — значит игнорировать ясные предостережения не только в других местах в Писании, но непосредственно в рассматриваемом нами отрывке. Павел предостерегает: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8:12-14). «А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17).
Пусть пустые домыслы относительно значения таких мест, как Рим. 8:29-30, не помешают нам прислушаться ко многим предостережениям и увещеваниям пребывать в вере. Бог представит нас святыми, неповинными и непорочными пред Собой, только если мы пребудем в вере и не отойдем от надежды благовествования. «Если терпим, — пишет Павел, — то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас». «Побеждающий, — обещает воскресший Спаситель, — облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти».
11. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Основываясь на этом стихе, многие утверждают, что духовный статус того, кто однажды «во Христе», неизменен, поскольку новое состояние является следствием созидательного действия Бога, которое не может быть отменено.
Во Христе верующие «новая тварь» — Божье «творение, созданы во Христе Иисусе» (Еф. 2:10). Но они таковы только во Христе, от Которого можно отойти (Ин. 15;1-6). Таким образом, верующий не является духовным «творением», которое не может разрушиться (см. с. 192 — apothanonta и apolonto; Иуд. 11-12). Это подтверждают многие призывы остерегаться отступничества и упоминания в Новом Завете о случаях отступничества (ср. с. 192).
В Рим. 14 и 1 Кор. 8 Павел размышляет, можно ли употреблять в пищу идоложертвенное. Он говорит, что идолы ничего из себя не представляют и идоложертвенное мясо не становится духовно зараженным. Для верующего, имеющего знание, ни употребление в пищу идоложертвенного, ни воздержание от него не имеет никаких последствий (1 Кор. 8:8). Но для слабых в вере употребление в пищу идоложертвенного есть осквернение совести пред Богом и грех, влекущий осуждение (Рим. 14:20-23; 1 Кор. 8:7-13). Уговаривать таких людей есть идоложертвенное, в осквернение совести, — значит побуждать их ко греху и подвергать опасности. Итак, Павел наставляет верующих: «не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим. 14:15) и «ради пищи не разрушай дела Божия» (Рим. 14:20). «Дело Божие» (Рим. 14:20), которое может разрушиться, — это «брат твой... за кого Христос умер» (Рим. 14:15) — «новая тварь», но брат, немощный в вере, который, преткнувшись, может погибнуть.
Конечно, не нужно думать, будто Павел говорит, что единократное употребление в пищу идоложертвенного является окончательным отступничеством. Но один поступок, совершенный наперекор совести, влечет за собой другой, и если не воспрепятствовать этому, дух покорности (основной аспект спасающей веры) разрушится, неизбежным следствием чего явится отступничество. Отсюда страстность Павла, с которой он предостерегает других и сам дает зарок (1 Кор. 8:13).
1 Кор. 5:17 никоим образом не подтверждает правильности учения о безусловной безопасности и неизбежной неотступности. Мы «новая тварь», но не потому, что некогда обратились, а потому, что мы «во Христе» — в единении с Тем, через Которого, по вере, мы причастны божественному естеству и вечной жизни, которой обладаем в Сыне (1 Ин. 5:11-12). Будем же пребывать в Сыне и в Отце, чтобы быть причастными Его вечной жизни (1 Ин. 2:24; Ин. 15:6) как новые творенья во Христе.
Скачать только для чтения WinZip (Word 97)
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки