Константин ПРОХОРОВ

АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО В СЛАВЯНСКОЙ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ТРАДИЦИИ

Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.

(Деян. 9.17)

Рукоположение ЕХБ

Апостольское преемство – цепь непрерывных епископских рукоположений, или благодатная передача иерархического служения в Церкви от апостолов Христа до наших дней. Об апостольском преемстве говорится уже в трудах некоторых авторитетных раннехристианских авторов (Ириней Лионский, Климент Римский, Иероним, Тертуллиан). На отсутствие апостольского преемства у евангельских христиан обычно указывают представители исторических церквей…

Согласно древней традиции, у римо-католиков церковная иерархия восходит к ап. Петру, а у православных славянских народов, по преданию, – к ап. Андрею (на последнем, впрочем, серьёзные исследователи не настаивают). У протестантских богословов, как правило, нет однозначного ответа о первоначальном источнике рукоположений служителей их церквей, некоторые авторы даже указывают на перешедших в протестантизм католических священнослужителей как носителей «благодати священства». У евангельских христиан во многих странах основной тенденцией в освещении данного вопроса является фокусирование внимания на преемственности в вере, т.е. догматическом учении первоапостольской Церкви (2 Тим. 2:2), и на избрании пресвитеров свободным волеизъявлением поместных общин (при этом слова «пресвитер» и «епископ» в Новом Завете понимаются как синонимичные). Несмотря на заметные отличия в восприятии данной темы евангельскими христианами, само рукоположение у них, как правило, не уходит на второй план, а понимается как прямое участие Бога в священнодействии, что зримо подтверждается единодушием членов общины, – всего «царственного священства» (1 Пет. 2:9), – при избрании служителей.

У славянских евангельских христиан причастность к апостольскому священству (благодатному началу всех ординаций) обычно понимается как живое продолжение того таинственного духовного опыта, который однажды пережил ап. Павел.

Савл (Павел), говоря строго, не отвечал требованиям, предъявляемым к новому апостолу ближайшими учениками Христа, из числа двенадцати, что становится очевидным из текста об избрании Матфия: «Надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян. 1:21-22). Однако после такого здравого и логичного подхода к избранию, фактически ставшего началом «апостольской преемственности» (в традиционном её истолковании), о Матфии больше не сообщается ни единого слова во всём Новом Завете. Зато в нём много говорится о Савле, избранном, как ни странно, не из праведнейших христиан своего времени, а из числа их жестоких преследователей. Сей муж, хотя и современник первых апостолов, был призван Богом на удивление поздно, уже после смерти и воскресения Христа из мёртвых, Его вознесения и даже Дня Пятидесятницы, когда ближайшим последователям Учителя были розданы особые дары Св. Духа. Тем не менее, Господь Своим суверенным решением избрал Савла, помимо учеников из числа двенадцати. И тогда на дороге в Дамаск – благодатью Божьей – Савл из гонителя преобразился в служителя Христа. При этом он не был лишён свободы воли, ибо имел возможность «воспротивиться небесному видению» (Деян. 26:19).

Сопровождавшие Савла на пути в Дамаск лица не могли разобрать слов, прозвучавших с небес, но их ясно услышал сам Божий избранник (Деян. 22:7-9). И в городе Дамаске из многих учеников Христа, в то время там находившихся, Господь воззвал к одному Анании, и ни к кому другому. Само же Божье повеление, при этом прозвучавшее, превосходило человеческое разумение – как ревностного иудея, так и искреннего христианина: «Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:13-15). Попутно заметим, что временная слепота Савла явственно подтверждала, что встреча с Христом на дороге в Дамаск не была его субъективным переживанием или, подобным сну, видением.

Важно также отметить, что своё посвящение на служение с возложением рук Савл принял не от Петра, Андрея или других великих апостолов, а от безвестного ученика, простого христианина в Дамаске (Деян. 9:10-18; 22.12-16; 26.15-18). Об этом, в частности, говорится так: «Анания... возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа» (Деян. 9:17). Исцеление от физической слепоты по молитве с возложением рук Анании становится зримым подтверждением совершившегося при этом таинства (посвящения на служение) и исполнения Савла Св. Духом. Очевидно, что речь здесь идёт не только о возвращении физического зрения, но и об обретении Св. Духа. Это было Божьим поставлением вчерашнего гонителя на апостольское служение через возложение рук Анании, молитвенно сказавшего в тот момент Савлу: «Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми...» (Деян. 22:14-15). Об этом говорит и Сам Господь: «Я Иисус, Которого ты гонишь... Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем...» (Деян. 26:15-16).

После указанных событий ап. Павел, укреплённый свыше, основал множество христианских общин и рукоположил там первых служителей (Деян. 14:23; 2 Тим. 1:6; Тит. 1:5). Рассматривая духовный труд ап. Павла как совершенный библейский образец, искренние ученики Христа, принявшие Св. Духа и благодать от Господа, и в более поздние времена считали для себя не только возможным, но и нравственно необходимым: проповедовать Евангелие, созидать новые христианские общины, избирать и рукополагать в них служителей. Нередко в прошлом подвергаясь преследованиям за религиозные убеждения (в том числе и с ведома представителей исторических церквей), евангельские христиане обычно совершали своё служение самостоятельно, вне связи с официальной церковной иерархией. Так было и в истории евангельского движения в Российской империи и Советском Союзе. По образному выражению одного христианского автора, из духовного наследия великих предшественников эти люди брали «не золу и пепел, а пламенеющий огонь».

В Своих провиденциальных целях, а также давая нравственный урок людям, чтобы никто из них не возносился над ближним, Бог в Библии нередко оказывает предпочтение именно «недостойным», «последним, а не первым». Так Господь, вопреки издавна сложившимся, разумным человеческим традициям, избрал для особого служения целый ряд мужей, которые были не старшими, а младшими в своих семьях. Божий выбор остановился не на Каине, а на Авеле, не Измаиле, а Исааке, не Исаве, а Иакове, не Рувиме, а Иосифе, не Елиаве, а Давиде, не Аароне, а Моисее… В этом отчётливо видна опора не на традицию, «букву», или формальную преемственность, подобную монаршему престолонаследию, а на нечто иное, не вполне подвластное людям.

Сказанное не отрицает необходимости церковных правил и институций, не отвергает порядка и дисциплины, но только очевидно свидетельствует о принципиальной допустимости и правомерности в формационные периоды национальных христианских движений, с единодушного одобрения поместных общин («ибо угодно Духу Святому и нам» – Деян. 15:28), посвящать своих духовных наставников на служение в церкви с возложением рук по примеру ап. Павла, о чём промыслительно сообщается в Священном Писании.

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки