Мы живем во время отказа от вероучений. Этот период христианства можно уже назвать не только не-вероучительным, но и анти-вероучительным. Есть несколько факторов, которые повлияли на подобное отношение современных христиан к вероучительным документам. К внешним факторам можно отнести постмодернизм, релятивизм, утрата значения и важности истории, возрастающее значение демократии и индивидуальной свободы. К внутренним факторам можно отнести все более усиливающееся экуменические и неденоминационные движения, а также мнение о том, что вероучение отвергает принцип достаточности Писания. Лозунг «не кредо, но Библия» как бы призывает дать Библии первостепенное место и полностью дискредитирует движения по образованию вероучений. Все больше слышатся заявления «Доктрины разделяют», «Мы стремимся к единству», «Мы должны любить всех». Насколько все это верно?
Я являюсь членом церкви Евангельских Христиан-Баптистов. Это значит, что я верю, что вероучение Евангельских Христиан-Баптистов верно и наиболее точно отражает учение Священного Писания. Более того, я считаю, что в случае уклонения в ересь член Церкви подлежит отлучению от Церкви. Есть ли у меня основания так считать?
Цель данного реферата рассмотреть сущность вероучения и показать, что оно необходимо для того, чтобы церковь оставалась здоровой. Как выразился Сэм Хамстра: «Вероучение неотделимо от христианства. Христианства без него не существует». В этой работе мы рассмотрим сущность и функции вероучения в жизни церкви. В заключении мы придем к выводу, что здравое вероучение не только важно по практическим причинам жизни церкви, но и необходимо по учению Писания.
Для указания на вероучение иногда используются родственные слова — исповедание, догмы, доктрины, Символы веры или кредо.
Символами веры или кредо обычно называют краткие изложения догматов Церкви. Например, Апостольский символ веры, Никео-Цареградский Символ веры и др. Символы веры всегда отличаются краткостью; они только излагают в простых предложениях главные догматические положения без доказательств, как предмет восприятия верою.
Исповеданиями веры обычно называют утверждение доктрин веры, очень похожее на Символ веры, но как правило, длиннее и имеющее дидактический характер.
Догмами называют основные положения вероучения, объявляемые непреложной истиной, не подлежащей критике. В этом же значении употребляется слово «догмат», как утвержденное высшими инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной. Например, Никео-Цареградский Символ веры содержит 9 догматов.
Доктрина — это синоним слову «догма». Так обычно называют основные общепринятые объяснения учения.
Таким образом, мы можем согласиться, что вероучение — это совокупность вероучительных определений (догматических положений веры); главный критерий, по которому проводится дифференциация между вероисповеданиями.
Вероучение берет начало со времени апостолов. «Апостолы отстояли истинность Благой Вести. Они сформировали христианскую веру в виде вероучения, а затем призвали сохранять его. Они непреклонно и непрестанно защищали, утверждали и распространяли вероучение, потому что оно содержит истину об Иисусе Христе». Христианские вероучения появились из самой жизни веры.
1.2.1. Вероучения и Писание
Прежде всего, необходимо сказать, что доктрины вероучения не являются независимыми от Писания. Они выведены и подчинены единственному непогрешимому и богодухновенному стандарту христианской веры: Священному Писанию. Как уже отмечалось, исторически вероучение называлось Кредо. Это латинское слово означает «я верю». Таким образом, кредо или вероучение — это заявление о вере. Вероучение не умаляет первостепенную важность Писания, как не умаляет его и фраза «я верю в Бога» или «я верю в воскресение Иисуса Христа». Конечно, выглядело бы абсурдным, если бы кто-то запрещал произношение подобных фраз, обвиняя человека в отвержении достаточности Писания. Но ведь подобные фразы и есть, хотя и короткие, но вероучительные утверждения, короткие кредо.
Всякий человек, рассуждающий о Боге, имеет свое вероучение о Нем. Хотя это вероучение может быть и не до конца сформулированным или записанным. К этим формулировкам человек приходит, читая Писание. В вероучении ЕХБ сказано, что «Священное Писание является единственным источником христианской веры и духовным руководством для верующих относительно спасения, жизни и служения.» Подобная формулировка записана и в Первом принципе Баптизма, где сказано, что «Священное Писание наше единственное правило и руководство во всех делах и вопросах веры и жизни». Принцип Sola Scriptura был принят протестантами как один из пяти тезисов, которые подвели итог основным теологическим догматам Реформации. Этот принцип и помогает нам увидеть место вероучения и его отношение к Священному Писанию.
С самого начала евангельские христиане-баптисты признавали, что «ни одно из вероучений не может быть признанным окончательным или авторитетным, поскольку последнее (авторитет) принадлежит исключительно Священному Писанию. Поэтому вероучения могут подлежать пересмотру с внесением определенных изменений, либо составляться заново» .
В каждом новом периоде христианства появлялись и будут появляться новые опасности и новые вызовы истиной церкви. Ответ на эти вызовы должен быть отражен в вероучении. Поэтому если Слово Божие остается неизменным и непогрешимым, то вероучение может дополнятся, для того, чтобы соответствовать нуждам церкви.
Вероучение используется, чтобы суммировать то, что по нашему мнению, учит Библия. Является ли вероучение в таком случае авторитетным? Несомненно, ведь оно отражает учение Писания. Но оно авторитетно только в той степени, в которой оно верно отражает это учение. Баптисты всегда признавали верность Священному Писанию, но они считали вероучения полезными как сумму Библейской истины.
Итак, вероучение представляет учение Священного Писания. Оно не заменяет Священное Писание, не дополняет его, и не существует независимо от него. Поэтому принцип Sola Scriptura не противоречит наличию вероучений или исповеданий.
1.2.2. Вероучение и церковь
Священное Писание ясно говорит о том, что на Церковь возложена ответственность в передаче истины от одного поколения к другому. Эту задачу должны выполнять, в первую очередь, служители церкви у которых должен быть дар учительства. Этот дар не означает педагогические способности в общем, но указывает на способность верно передавать учение Писания. Епископ должен быть учителен (1 Тим.1.2). Павел наставляет Тимофея словами: «... и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим.2.2). Перечисляя качества служителя в Послании к Титу, Павел говорит о том, что епископ должен быть «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит.1.9). Поэтому сам Тит должен говорить то, что «сообразно с здравым учением» (Тит.2.1). Все эти тексты показывают важность для служителя доктринального знания и вовлеченности в передачу этого знания другим. Кроме этого, в каждой поместной церкви должно уделяться особое внимание изучению Вероучения членами церкви.
Для спасения человеку необходимо поверить в благую весть Евангелия. Но затем должен быть духовный рост, при котором спасенные возрастают в познании Иисуса Христа. Павел обличает верующих в Коринфе за то, что они пребывали в плотском состоянии и все еще должны были питаться молоком (1 Кор.3.1-2). Подобное осуждение есть и в Послании к Евреям «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» (Евр.5.12). Первоначальное знание в этом послании названо «начатки учения Христова». Это была форма вероучения в первой церкви. Оно включало в себя учение об обращении от мертвых дел и вере в Бога, учение о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном (Евр.6.1-2). Но Писание побуждает не останавливаться на начатках, но поспешить к совершенству, к твердой пище, к тому о чем «надлежало нам говорить много» (Евр.5.11).
В 1 Тим. 3.15 Павел называет Церковь «столп и утверждение истины». Церковь призвана хранить истину (1 Тим.6.20). Для того, чтобы оставаться столпом и утверждением истины, Церковь должна знать, что именно она должна хранить и утверждать. В этом вопросе несомненна польза вероучения. Исторически причинами побудившими церковь составлять вероучения были ереси, преследования и само поклонение Богу. Церкви важно было знать, что является истиной, а что нет, где границы разномыслия, заблуждения, лжеучения и ереси. Более того, христианам важно было знать за какую истину они должны быть готовы пострадать или даже отдать жизнь.
1.2.3. Вероучение и христианин
Писание побуждает каждого христианина быть готовым «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1 Пет.3.15). Этот текст ставит перед каждым христианином задачу определения своего личного исповедания. Исповедание имеет две стороны. С одной стороны это исповедание грехов и покаяние в них. С другой стороны — это исповедание того, что Бог дал нам спасение через Иисуса Христа. Эти две стороны необходимы для спасения человека.
Что значит для меня быть христианином? Во что я верю? Кто для меня Иисус Христос? Ответы на эти и другие важные библейские вопросы формируют мое личное исповедание, а мое личное исповедание определяет мою жизнь, мое мировоззрение, мое поведение и ценности жизни. Исповедание связано с верой. Знание и слова еще не есть исповедание, потому что «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7.21).
Итак, каждый христианин должен иметь исповедание. Но если христианин — член поместной церкви, тогда его исповеданием должно стать вероучение этой церкви. Становясь членом церкви, человек заявляет о своем полном согласии с вероучением этой церкви. Это должно быть не только согласие, но решительное принятие этого вероучения своим личным исповеданием веры. Совершенно ненормальная ситуация возникает тогда, когда христианин остается членом церкви и не принимает вероучение своей церкви. Таковому христианину необходимо либо изменить свое понимание, либо поменять церковь. Другая ненормальная ситуация возникает тогда, когда христианин не знает вероучения своей церкви. Таковому можно только дать совет апостола Павла «вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4.16). Сам Тимофей, по словам апостола Павла, «исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями, пред Богом и пред Христом Иисусом» (1 Тим. 6.12). Настоящий христианин призван хранить истины вероучения (1 Тим.6.20), держаться его (2 Тим. 1.13), пребывать в нем (2 Тим.3.14).
На каком основании мы можем заявлять о необходимости и важности вероучения? Есть ли в Священном Писании какие-либо указания на вероучение? Мы рассмотрим несколько понятий, которые можно назвать предпосылками или источниками вероучения.
1.3.1. Вера
Апостол Иуда побуждает верующих «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 3).
Слово «вера» в этом тексте явно относится к понятию вероисповедания или определенному списку учения. Понятие «вера» из послания Иуды отличается, например от фразы «вера Авраама». «Вера Авраама» указывает на личную веру Авраама в Бога. Но «вера переданная святым» означает сумму библейских истин. Подобную мысль выражает апостол Павел в послании к Коринфянам когда пишет о Евангелии, которое он «первоначально преподал вам, что и сам принял» (1 Кор.15.3). А дальше Павел перечисляет список библейских истин или доктрин, которые составляют Евангелие.
В послании Галатам 6:10 Павел призывает «делать добро всем, а наипаче своим по вере». Кого он имеет в виду под своими по вере? Апостол говорит о тех, которые верят также как и мы, имеют то же учение, те же доктрины, то же вероучение. В этом же смысле Павел пишет Титу, которого он называет истинным сыном «по общей вере» (Тит. 1.4). Эти примеры показывают, что «вера» в некоторых текстах означает всю совокупность библейских истин, которая передается верующим и за которую необходимо ревностно сражаться и защищать ее.
1.3.2. Здравое учение
В Писании словом «учение» обозначается вся совокупность фундаментальных богословских истин, которые определяют и раскрывают Благую Весть .
В Библии мы находим указания на то, что первые христиане собирались для того, чтобы обсудить как уже известную истину сформулировать и передать неискаженно и верно. Ярким примером этого является, собор в Иерусалиме. На этой встрече служители обсуждали вопрос о том, как под натиском иудействующих христиан отстоять и передать истину об «оправдании по вере» обращенным из язычников (Деян.15). Итак, что же было принято на этой встрече служителей?
Деян.16.4. «Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме».
В этом тексте употребляется греческое слово dogma (в русском переводе «определения»), которое первоначально означало доктрина, норма или декрет в отношении государственных указов. Даже в Новом Завете это слово употребляется для указания на указ о переписи (Лук.2.1) или повеления кесаря (Деян.17.7).
Но в Деян.16.4 слово «догма» приобретает новое смысловое значение. С этого момента «догмами» стал называться «апостольские декреты», принятые на соборе в Иерусалиме . Как считает Луис Беркоф, «этот текст стал началом использования этого слова в богословии» .
Первоапостольская церковь имела истины, которые были названы здравым учением. Уже тогда были люди, которые учили иному (1 Тим.1.3). Иное учение включало в себя басни и родословия, которые приводили к спорам. Здравое учение доставляло назидание в вере (1 Тим.1.4). По этому учению было дано ясное определение греха, который был противен здравому учению (1 Тим.1.10). Павел говорит о том, что настанет время «когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4.3-4).
Итак, указание на здравое учение можно также отнести к источникам вероучения.
1.3.3. Образ здравого учения
Апостол Павел употребляет еще одно словосочетание, которое хотя и тесно связано с предыдущим, но имеет интересную особенность. Это «образец здравого учения».
2 Тим.1.13 «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе». Греческое слово hypotyposis, которое переведено как «образец», в 1 Тим.1.16, переведено как «пример». Это слово описывает модель, форму или стандарт . Значит, в этом тексте Павел побуждает Тимофея держаться стандарта учения, которое было основой в служении самого апостола Павла. Важно заметить, что Павел говорит не только о смысловом содержании учения, но и о форме этого учения. Форма, в данном случае, указывает на слова, которыми выражено это учение.
Любая область знания в этом мире имеет свои термины для выражения определенных понятий. Церковь не исключение. Например, слово Троица не употребляется в Библии, но выражает библейский факт о том, что Бог есть одна сущность в трех личностях: Отец, Сын и Дух Святой. Поэтому использование слова Троица имеет важный вероучительный аспект — оно отражает ортодоксальную концепцию и свидетельствует о богословской позиции человека, который ее принимает. Если мы услышим проповедника, который начнет говорит о том, что Троица — это не библейская истина, для нас сразу становится понятно, что этот проповедник говорит ложное учение.
Подобный подход относится и к другим вероучительным терминам — «греховность», «воплощение», «искупление», «благодать», «оправдание», «спасение», «освящение» и многие другие. Большинство из них используются в отдельных текстах Священого Писания, но в вероучении они употребляются как термины, которые наполнены смыслом, выведенном из всех (или большинства) библейских текстов, где они используются. Апостол Павел передавая свое служение Тимофею не побуждает его выучить наизусть весь Ветхий Завет или Евангелия или его Послания. Несомненно, это было бы полезно для служителя, но Павел об этом не говорит. Он также не говорит о том, что проповедь Тимофея должна быть только чтением Священного Писания. Образец здравого учения — это что-то больше. Прежде чем дать повеление Тимофею об этом образце, Павел говорит о том, что этот образец из себя представляет:
«страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим.1.8-10).
В этих словах мы видим образец основных доктрин вероучения. Павел перечисляет учение о Боге, учение о Христе, Его смерти и воскресении и учение о спасении. Это одно предложение, которое содержит в себе несколько вероучительных истин.
В Послании к Римлянам 6.17 Павел благодарит Бога за верующих, которые «от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя». У этом случае Павел употребляет слово typos — модель, копия. Это слово обычно употребляли в металлургии при отливки детали в формах и шаблонах . Словосочетание «образ учения» особо важно, потому что в этой фразе слово образ, как отмечено в Экзегетическом словаре Нового Завета, «указывает на формальную версию документа (письма, декрета и т.д) . Некоторые богословы видят в этой фразе кредо Евангелия, которому посвящал (или «предавал», как пишет Павел) себя человек при крещении . Другие считают, что речь идет о кратком изложении христианских доктрин.
1.3.4. Библейские исповедания
Первым исповеданием Нового Завета можно считать слова Петра «Ты Христос, Сын Бога живого» (Мф.16.16). Это исповедание состоит из двух частей: признание Иисуса Мессией и Сыном Божиим. Апостол Петр произнес это исповедание в ответ на вопрос Иисуса «а вы за кого почитаете Меня?» Слова Петра были исповеданием, к которому побудил его Сам Иисус Христос. Таким образом, кредо или исповедание — это наш ответ на вопрос «что мы думаем о Христе и за Кого мы Его почитаем?» Сам Христос говорил о необходимости исповедания:
Мф.10.32 «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным»
Этот текст подразумевает, что христианин должен знать основу библейских истин для исповедания перед другими. Именно к этой готовности призывает апостол Петр словами:
«будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3.15).
В записях Священного Писания мы можем найти краткие исповедания апостольской церкви. Именно эти исповедания стали примерами для образования вероучительных заявлений в более позднем периоде. Наиболее ярким из подобных исповеданий можно считать следующий текст:
Рим.10.9 «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься».
В этом тексте Павел указывает на две важные причины ведущие ко спасению — вера в доктринальную истину — «Бог воскресил Иисуса из мертвых» и публичное исповедание — «Иисус есть Господь». Заметьте, Павел не говорит — если у тебя будет чувство радости в сердце и если ты воскликнешь от этой радости, тогда ты будешь спасен. Нет, Павел говорит о публичном исповедании того, что Иисус есть Господь и внутренней вере в воскресение Христа. Таким образом, вера и исповедание неразрывны и необходимы для спасения человека, а новозаветнее исповедание можно считать источником вероучения.
1.3.5. Предание Павла
Говоря о важности передачи истинного учения Павел иногда употребляет слово «предание».
2 Фес. 2.15 «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.»
Это предание ясно связано с формой или с теми словами которыми Павел передавал учение либо в устном, либо в письменном виде. Слово paradosis буквально означает «традиция», но в данном случае означает нормы или правила, как в этическом так и в доктринальном смысле. Павел наставлял фессалоникийцев о втором пришествии Иисуса Христа и предупреждал и том, что люди будут верить лжи. Таковые будут осуждены, потому что не веровали истине, но возлюбили неправду (2 Фес. 2.12). Верующие же должны держаться предания Павла, то есть истины, как ее проповедовал Павел.
Предание или традиция в данном случае не означает истины, которые прямо не содержаться в Писании , но указывает на полноту учения апостола Павла. Значение слова «предание» в данном тексте указывает на учение Павла о последних событиях и на истины благовествования Павла в общем.
В третьей главе этого послания Павел вновь поощряет христиан следовать его преданию, хотя в этом тексте речь идет больше об образе христианской жизни.
2 Фес. 3.6 «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас».
Слово «предание» Павел также использует в послании в Коринфянам:
1 Кор.11.2 «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам».
Мы можем сделать вывод, что термин «предание» у Павла означает собранное воедино учение и образ жизни согласно этому учению. Так учил Павел, так он жил и так он хотел чтобы поступали и верили все христиане. В этом смысле слово «предание» может быть источником вероучения.
1.3.6. Вероучение как хвала
В наш век прогматизма вероучение для многих представляется только как сухой свод доктрин. При этом упускается важная доксологическая особенность вероучения. В этом случае, вероучение должно рассматриваться как хвала и прославление Бога. Уже самое первое вероучительное утверждение первоапостольской церкви «Иисус есть Господь» по своей сути является доксологическим, т.е. направленным на прославление Иисуса Христа.
Фил. 2.6-11 является хорошим примером хвалебного исповедания. Некоторые иссле-дователи считают, что весь этот текст был цитатой из раннехристианского исповедания или гимна . В этом тексте Павел касается доктринальных вопросов учения о Христе, кульминацией которого является заявление о том, что «всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Это окончание одновременно и описательное и хвалебное, т.е показывает что вероучительное исповедание само в себе содержит поклонение и хвалу Богу.
В 1 Тим. 3.16 Павел перечисляет следующие доктрины: доктрину боговоплощения, доктрину о роле Духа Святого в служении Христа, свидетельство ангелов, благовестие в народах, принятие верою, и доктрину о вознесении Христа. Но это не просто перечисление доктрин. Это также выражение прославления и хвалы. Произнося эти вероучительные исповедания Павел прославляет через это Бога!
1 Тим. 1.15-17 показывает еще один пример того, как доктринальное заявление неразрывно связано с прославлением Бога. Павел пишет:
«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.»
В этом тексте мы видим неразрывную связь доктрины, свидетельства и славы идущей Богу от исповедания человека.
Рассмотренные нами предпосылки или источники вероучения в Священном Писании дают нам достаточное библейское основание для утверждения, что наличие вероучения в церквях ЕХБ необходимо признать не только соответствующим библейскому учению, но и обязательным и необходимым.
Какие истины или доктрины должны быть содержанием вероучения? Здесь нужно учитывать две стороны вероучения — сторону доктринальную и сторону практическую. Доктринальная или догматическая сторона должна содержать основные библейские истины необходимые для того, чтобы учение оставалось библейским. Практическая сторона должна содержать библейские ответы на вопросы жизни и благочестия и тех проблем, с которыми церковь сталкивается в настоящее время.
1.4.1. Доктринальная часть
Какие именно доктрины должны быть в Вероучении? Чтобы ответить на этот вопрос мы должны увидеть основную тему всего Писания и определить, что в Слове Божием является наиболее важным. Изучение Писания приведет нас к заключению, что Библия говорит о многих важных вопросах, но центр всего Писание — это Иисус Христос.
Поэтому доктринальная часть должна содержать доктрины откровения Бога во Христе и спасение человечества через Христа. Следующие тексты Писание дают нам основание для определения доктринальной части вероучения:
• 1 Кор.15.1-4 «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию.»
• 1 Кор.12.3 «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.»
• Еф.4.4-6 «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.»
• 1 Тим.3.16 «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.»
В этих текстах мы также видим суммирование библейских истин. Основой этих заявлений было исповедание Иисуса Христа. Можно сказать что первым таким заявлением была фраза «я верю, что Иисус есть Господь!».
Таким образом, учения о Слове Божием, о триедином Боге, о сотворении и грехопадении человека, об искуплении во Христе, средствах спасения и духовной жизни, о Церкви и Втором пришествии Иисуса Христа должны быть обязательными в доктринальной части всякого вероучения. Такие доктрины как Божественность Христа, Воскресение Христа, Спасение по благодати через веру, Учение о Троице, Учение о Крещении Духом Святым, Учение о Крещении и Вечере Господней, Учение о воскресном дне, Учение о небе и аде необходимы в вероучении не только как важные учения, но и для отражения заблуждений.
1.4.2. Практическая часть
Практическая часть вероучения должна содержать ответы на те проблемы и вопросы с которыми церковь сталкивается в настоящее время. Именно эта часть вероучения может быть более всего подвержена редакции и дополнению с течением времени и изменением ситуации вокруг церкви. Примером этому может быть Южная Баптистская Конвенция. В 1925 г. на Конвенции было принято новое Исповедание веры (Baptist Faith and Message). Причиной было движение в культуре того периода против всего сверхестественного. В 1963 г. вновь была принята новая редакция этого вероучения. Причиной стали угрозы истине о авторитете и непогрешимости Библии. В 1998 г. в вероучение была добавлена статья «Семья», чтобы отразить происходящие перемены в обществе по вопросам семьи.
Таким образом, вопросы семьи, отношения к вопросам государства и культуры, вопросы церковной дисциплины и практической жизни христианина должны занимать достойное место в Вероучении. Учение о святости и грехе, Учение о браке и отношение к абортам, Вопросы отделения от мира, Учение о свободной воле человека, вопросы предопределения и утраты спасения, отношение к оружию, влияние харизматического движения, вопросы секуляризации и политизации церкви, вопросы целомудрия и благочестия — все это вопросы, которые являются вызовами для Церкви сегодня и, возможно, должны быть отражены в Вероучении.
В этом разделе мы рассмотрим практическую полезность вероучения. Почему важно иметь вероучение и каковы его функции? Для чего оно нужно церкви?
Исторически характер использования ранних вероучений в баптистких церквях был достаточно разнообразным. В сборнике «Истории баптизма» перечисляется 5 основных направлений: 1) для поддержания чистоты доктрины, 2) для объяснения и оправдания баптистской позиции, 3) в качестве руководства для Генеральной Ассамблеи и местных ассоциаций, 4) для общения в рамках местных церквей, 5) для поддержания дисциплины среди церквей и их членов.
В истории Евангельских Христиан-Баптистов С.Н Савинский отмечает двоякое назначение вероучений: единство в вере поместных церквей и для ходатайства перед внешними. На сайте Российского Союза ЕХБ перечисляются семь причин необходимости вероучения: 1) Концентрация доктрин, что удобно для обучения, 2) Вероучение делает нашу веру более осмысленной, 3) Вероучение помогает проверить правильность понимания нами Библии и избежать еретических искажений, 4) Вероучение — это залог единства поместных церквей, 5) Вероучение — база единства учения церквей российского евангельско-баптистского братства 6) Вероучение помогает объяснить наши библейские взгляды представителям других течений, 7) Вероучение позволяет нам ясно формулировать наши христианские убеждения для неверующих. Южная баптистская конвенция воспринимает вероучение как «свидетельство миру и как инструмент доктринальной подотчетности».
Используя эти перечисления мы можем указать на следующие функции вероучения:
Ам.3.3 «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?»
Всякий христианин, желающий единства с другим христианином, должен делать это на основе вероучения. Павел побуждает верующих «быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса» (Рим 15.5). Единство возможно только по учению Иисуса Христа. Это означает, что всякое духовное единство христиан возможно не в пределах одних целей, но в в пределах одного вероучения.
Церковь не может быть едина, если у нее нет вероучения. Церкви отказывающиеся от вероучения не состоятельны в библейско-богословском вопросе и не жизнеспособны в практике. Такие церкви имеют внутренее противоречие в своей сути. Делая заявление «никакого кредо, кроме Библии», таковые не замечают, что уже сама эта фраза становится их кредо. Это подобно фразе «Мое кредо — не иметь кредо». В подобной церкви всегда есть опасность проникновения всякого рода заблуждения.
Когда члены поместной церкви имеют одно вероучение, они могут исполнить просьбу Павла: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». 1 Кор. 1.10
Приводит ли Вероучение к разделениям? Сегодня все больше можно услышать возражений против Вероучения по этой причине. Что говорит Священное Писание?
Рим. 16.17 «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них»
Павел говорит о том, что разделяет не Вероучение, а люди, которые идут против истинного учения.
Иуд. 3 «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.»
Переданая вера должна остаться неизмененной. Она должна сохранятся из поколения в поколение. Поэтому вероучение связывает поколения в сохранении чистоты учения, определяя те доктрины, которые необходимо отстаивать.
Писание ясно говорит о необходимости сохранения веры.
Евр. 13.9 «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь»
2 Тим. 1.13 «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.»
Тит 1.9 «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.»
Павел переживал за то, что в Коринфской церкви некоторые могут уклонится от простоты во Христе (2 Кор.11.3). Это уклонение происходит когда кто-то начинает проповедовать другого Иисуса, получать иного Духа или иное благовествование (2 Кор.11.4). Сделать заключение о том, что кто-то проповедует ересь и уклонится от такового после первого и второго вразумления (Тит.3.10), мы можем только на основании существующего вероучения. Как писал Гарольд Дж. Берри «Только разобравшись в доктринальных положениях религиозной группы можно определить, находится ли она в согласии со Священным Писанием».
В Библии больше 773000 слов, которые невозможно полностью запомнить для молодого или новообращенного христианина. Это невозможно даже на протяжении всей жизни. Но церкви дано повеление во Вт.6.4-25 и Великом поручении (Мф 28.19-20) учить истинам Библии других. Всякое обучение нуждается в определении фундаментальных истин. Понимание Писания возможно только посредством чтения и изучения Писания, слышания и объяснения и применения в жизни. Вероучение — это способ обучения. Оно суммирует основные фундаментальные истины для обучения.
Избираемые руководители должны соответствовать этому стандарту. Члены церкви также должны ему соответствовать или быть подвержены церковной дисциплине.
В 1 Тим. 1.20 Павел говорит об Именее и Александре, которых он предал сатане, «чтобы они научились не богохульствовать». Мы не знаем точно, в чем был их грех и каким образом они отвергли веру и добрую совесть, но нарушение стандарта привело к наказанию. И это нарушение, скорее всего было связано с лжеучением.
Церковь должна быть светом и солью во многих аспектах в этом мире. Есть разные методы донесения этого света. Вероучение — это один из этих методов. Неверующие обычно спрашивают: «Во что вы верите?» Не имеющие вероучение отвечают: «Мы верим Библии». Имеющие вероучение отвечают: «Мы верим Библии и вот чему учит Библия».
Сущность христианского служения была определена словами Христа «будете Мне свидетелями» (Деян.1.8, также см. Мф.28.19-20). Это повеление требует от христианина четкого определение того, о чем, о Ком или как он должен свидетельствовать. Невозможно просто цитировать весь текст Священного Писания при конкретном случае свидетельства неверующему человеку. Поэтому, чтобы выразить свою веру, христианину необходимы фразы, выражения и формулировки. Ему необходимо вероучение.
Эта функция важна в наш век отступления. Христианские культы и заблуждения особо опасны, потому что обращаются к Библии. Вероучение защищает в этой ситуации. Чем яснее будет записано вероучение, тем безопаснее будет церковь.
Способ защиты стандартов истины должен быть апостольским
1 Ин.4.1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
Сразу после этого идет проверка по вероучению: Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста,
Это вероучение было сформулировано в ответ на заблуждение, появившееся в церкви известное как докетизм.
Итак, рассмотрев сущность и функции вероучения, мы приходим в следующим выводам:
1. Вероучение есть неотъемлемая и важная часть домостроительства церкви.
2. Библия дает достаточное основание, чтобы считать наличие вероучение в церкви библейской практикой.
3. Отказ от вероучения приведет к духовной болезни церкви и откроет возможности для уклонения в лжеучение
4. Мы должны хранить истину учения Писания используя вероучения, своевременно отвечая на проблемы церкви сегодняшнего дня.
Б. Карролл, первый президент Юго-западной семинарии сказал: «Современный клич «меньше вероучений и больше свободы» есть дегенерация в сторону беспозвоночности и означает меньше единства, меньше морали и больше ереси. Это очень опасный грех — стремиться к свободе в обмен на библейское учение».
Да благословит нас Господь принять совет апостола Павла «Пребывай в том, чему научен» (2Тим. 3:14).
Реферат на 13-ый Съезд Северо-западного Объединения Славянских Церквей ЕХБ США
10-12 мая 2013 г.
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки